В целях обеспечения реализации перехода к применению Инструк-
ции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финан-
сов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н, во исполне-
ние постановления Правительства Москвы от 22 марта 2005 г.
N 149-ПП "О мерах по внедрению в Москве положений Инструкции по
бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Рос-
сийской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н" Правительство Моск-
вы постановляет:
1. Согласиться с предложенным Координационным советом по воп-
росам реформирования бухгалтерского учета порядком перехода на мо-
дернизированные средства автоматизации бюджетного учета участников
бюджетного процесса города Москвы:
1.1. Переход производить путем замены действующих в настоящее
время версий систем автоматизации бухгалтерского учета на модерни-
зированные системы этих же производителей программного обеспечения
автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
1.2. Для замены устаревших систем программного обеспечения,
не подлежащих модернизации, использовать программное обеспечение
ведущих производителей, определяемых в установленном порядке.
1.3. Оплату приобретения лицензий модернизированного или но-
вого программного обеспечения (пп.1.1 и 1.2) производить Департа-
менту экономической политики и развития города Москвы на основании
сводных заявок от бюджетных учреждений комплексов городского уп-
равления с разбивкой по департаментам и комитетам за счет и в
пределах средств, дополнительно выделенных Департаменту экономи-
ческой политики и развития города Москвы на создание второй очере-
ди автоматизированной информационной системы управления бюджетным
процессом в соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля
2005 г. N 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 де-
кабря 2004 года N 85 "О бюджете города Москвы на 2005 год", с пос-
ледующей передачей стоимости прав пользования программным обеспе-
чением на баланс бюджетных учреждений.
1.4. Работы по установке, настройке, конвертации данных осу-
ществлять бюджетным учреждениям за счет средств, предусмотренных в
бюджете города Москвы на их содержание.
2. Утвердить требования к модернизируемым системам автомати-
зации бюджетного учета (приложение).
3. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы обеспечить при приобретении программного обеспечения соот-
ветствие приобретаемых изделий требованиям, утвержденным настоящим
постановлением (п.2).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росля-
ка Ю.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 13 декабря 2005 г. N 1018-ПП
ТРЕБОВАНИЯ
К МОДЕРНИЗИРУЕМЫМ СИСТЕМАМ АВТОМАТИЗАЦИИ
БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования разработаны с целью обеспечения пе-
рехода участников бюджетного процесса к применению новых средств
автоматизации бюджетного учета для исполнения Инструкции по бюд-
жетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Рос-
сийской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н.
1.2. Настоящий документ определяет:
1.2.1. Общие требования к модернизированным системам автома-
тизации бюджетного учета.
1.2.2. Требования к функциям модернизированных систем автома-
тизации бюджетного учета.
2. Общие требования к модернизированным системам автоматиза-
ции бюджетного учета (далее - МСАБУ)
2.1. МСАБУ должны обеспечивать возможность взаимодействия:
- с первой очередью автоматизированной информационной системы
управления бюджетным процессом (Департамент финансов города Моск-
вы) в соответствии с порядком и форматами, устанавливаемыми Депар-
таментом финансов города Москвы;
- со второй очередью автоматизированной информационной систе-
мы управления бюджетным процессом (по мере ввода в действие ее
составных частей).
2.2. Взаимодействие процессов и пользователей в МСАБУ должно
осуществляться за счет общих информационных объектов.
2.3. Должна обеспечиваться возможность перенастройки базы
данных МСАБУ без изменения программного кода системы при изменении
нормативно-правовой и справочной информации, допускается разработ-
ка дополнительных форм отчетов.
2.4. МСАБУ должны иметь возможность функционировать в кругло-
суточном режиме с допустимыми перерывами на сервисное обслуживание
и устранение отказов. При корректном перезапуске аппаратных
средств и операционной системы функционирование МСАБУ должно вос-
станавливаться в полном объеме автоматически без участия персона-
ла.
2.5. В МСАБУ должны использоваться типовые (унифицированные)
классификаторы и справочники.
2.6. В МСАБУ должна быть обеспечена настройка соответствия
справочников и словарей системы, базовых бюджетных функций, функ-
ций ведения учета, документов требованиям Инструкции по бюджетному
учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Фе-
дерации от 26 августа 2004 г. N 70н.
2.7. Должна быть предусмотрена возможность наращивания клас-
сификаторов и справочников как в отношении количества элементов,
так и в части развития их структуры (развитие иерархических струк-
тур, создание дополнительных группировок и т.д.).
2.8. Должны быть предусмотрены средства администратора под-
системы для изменения программно-предопределенных последователь-
ностей выполнения функций.
2.9. Должна быть предусмотрена возможность вывода на печать
формируемых отчетов.
2.10. В части обеспечения информационной безопасности МСАБУ
должны:
- поддерживать разграничение прав доступа к информации на
уровне пользователей, ролей и действий;
- осуществлять идентификацию и аутентификацию пользователя
при инициализации работы;
- поддерживать регистрацию действий пользователя с момента
начала работы до момента завершения работы;
- обеспечивать защиту от ошибочных действий персонала путем
полного сохранения данных при любых действиях персонала и одиноч-
ных отказах компонентов.
2.11. Общие требования к прикладным программным средствам
МСАБУ:
2.11.1. Программные средства МСАБУ должны обеспечивать:
- ведение учета операций по движению денежных средств в валю-
те Российской Федерации и в иностранной валюте;
- ведение учета доходов и расходов по методу начисления по
доходам и расходам получателей бюджетных средств (далее - ПБС) и
учета поступлений и выбытий из бюджета;
- осуществление проводок на основании выписки казначейства и
банковских выписок в ручном и автоматизированном режиме;
- учет движения средств и текущих остатков на счетах;
- учет остатков по счетам бухгалтерского учета (синтетическим
и аналитическим) в разрезе валют;
- работу со счетами "увеличение-уменьшение" и "поступле-
ние-выбытие";
- учет операций по централизованному материально-техническому
обеспечению;
- учет счетов-фактур;
- полноту учета бухгалтерских операций;
- автоматический перенос всех количественных и стоимостных
остатков по счетам бухгалтерского учета из завершившегося финансо-
вого года в новый финансовый год;
- составление бухгалтерской отчетности ПБС и формирование
сводной отчетности главных распорядителей бюджетных средств (да-
лее - ГРБС), распорядителей бюджетных средств (далее - РБС);
- подготовку и предоставление документов в вышестоящие орга-
низации, в другие организации: сведений в органы Федеральной нало-
говой службы, Пенсионного фонда, статистики и другие органы;
- единую для всех участников бюджетного процесса методику
составления и проверки отчетности;
- возможность создания новых отчетных форм;
- ведение учета и отражение в отчетности некассовых операций
(оплата выполненных работ за счет связанных кредитов, учет курсо-
вой разницы, переоценка задолженности по долговым обязательствам и
др.);
- возможность для централизованных бухгалтерий ведения бюд-
жетного учета по нескольким бюджетополучателям на одном рабочем
месте.
2.11.2. Должен быть обеспечен однократный ввод данных.
2.11.3. Должна быть обеспечена возможность удаленного обнов-
ления версий.
2.11.4. Прикладное программное обеспечение МСАБУ должно обла-
дать следующими свойствами:
- возможность учета изменений процессов формирования, испол-
нения и контроля исполнения бюджета, связанных с процедурными из-
менениями и/или с изменениями в законодательстве, путем настроек
без изменения программного кода. Допускается дополнительное прог-
раммирование экранных форм и отчетов, а также создание дополни-
тельных модулей программного продукта;
- поддержание архитектуры клиент-сервер;
- возможность разграничения прав доступа пользователей вплоть
до разграничения доступа на разделы, каталоги разделов и операции;
- возможность ведения протоколов операций с таблицами баз
данных;
- возможность использования средств Microsoft Office для под-
готовки и печати отчетных документов произвольной формы;
- открытость - возможность обмена информацией с программным
обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с
собственными наработками пользователей;
- интегрируемость с составными частями второй очереди автома-
тизированной информационной системы управления бюджетным процессом
(АИС УБП-2);
- возможность масштабирования без перестройки системы по мере
роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно
работающих пользователей;
2.12. В части математического обеспечения МСАБУ должно быть
обеспечено:
- отсутствие ошибки округления при расчетах денежных единиц с
округлением до единиц копеек.
- отсутствие ошибок округления и отсутствие накопления ошибок
расчетов при пересчетах по процентному содержанию.
При выполнении функций должна быть обеспечена обработка дан-
ных и представление результатов в соответствии с требованиями нор-
мативных документов по бюджетному учету.
3. МСАБУ должны обеспечивать выполнение следующих основных
функций:
- обеспечение ведения бюджетного учета согласно Инструкции по
бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Рос-
сийской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н;
- подготовка, сбор и консолидация отчетности.
3.1. В состав функций обеспечения ведения бюджетного учета
согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Ми-
нистерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г.
N 70н должны быть включены:
3.1.1. Ведение и использование единого плана счетов:
3.1.1.1. Использование кодов счетов (субсчетов) не менее
26 символов, ведение многоуровневых планов счетов с большим уров-
нем вложенности.
3.1.1.2. Ведение на любом счете многомерного аналитического
учета.
3.1.1.3. Хранение следующих характеристик счетов (субсчетов)
бухгалтерского учета:
- номер и уровень аналитического счета;
- признак "Балансовый" или "Забалансовый";
- признак "Валютный" или "Невалютный";
- признак "Налоговый учет";
- ссылка на журнал операций;
- отношение к балансовой единице: корреспонденция счетов, от-
несенных к разным балансовым единицам, запрещена (кроме проводок
по забалансовому счету);
- типовая форма аналитического учета (денежные средства, ос-
новные средства, товарно-материальные ценности, взаиморасчеты и
т.д.);
- признак "счета санкционирования расходов бюджета";
- метод подбора партий при списании ТМЦ;
- параметры настройки сведения ведомостей взаиморасчетов с
дебиторами/кредиторами (сведение по типу, номеру и дате оправда-
тельного документа; по аналитическим счетам порядков 1-5; по осо-
бой отметке);
- возможность привязки аналитических счетов к специализиро-
ванным словарям для учета в разрезе бюджетной классификации.
3.1.2. Ведение журнала бухгалтерских операций:
3.1.2.1. Регистрация и последующая обработка всех бухгалтерс-
ких операций.
3.1.2.2. Формирование бухгалтерских операций как с использо-
ванием документов, так и с использованием ручных (произвольных)
операций.
3.1.2.3. Специальные функции:
- создание бухгалтерской операции по образцу;
- автоматическое сторнирование ранее созданной бухгалтерской
операции;
- расчет цены списания ТМЦ;
- вычисление итоговой суммы бухгалтерской операции на основа-
нии суммы проводок;
- печать отчета "Отчет о бухгалтерских операциях" с подведе-
нием итогов по счетам и аналитике;
- формирование отчетных документов и расчет движения средств
по счетам.
3.1.3. Базовые бюджетные функции:
3.1.3.1. Учет нефинансовых активов:
3.1.3.1.1. Учет основных средств, непроизведенных и нематери-
альных активов, материальных запасов, капитальных вложений в нефи-
нансовые активы.
3.1.3.1.2. Ведение раздельного учета для каждой единицы или
группы основных средств.
3.1.3.1.3. Ведение учета основных средств и нематериальных
активов стоимостью до 1 000 и от 1 000 до 10 000 рублей.
3.1.3.1.4. Ведение инвентарного учета по каждой единице ос-
новных средств. Хранение истории переоценки, износа или амортиза-
ции, реконструкции, модернизации, консервации.
3.1.3.1.5. Ведение группового учета мягкого инвентаря, посуды
и библиотечных фондов.
3.1.3.1.6. Хранение индивидуальных и групповых характеристик
инвентарного объекта.
3.1.3.1.7. Ведение учета остаточной стоимости объекта на те-
кущий учетный период.
3.1.3.1.8. Расчет амортизации всех объектов инвентарного уче-
та.
3.1.3.1.9. Хранение истории изменения стоимости инвентарного
объекта.
3.1.3.1.10. Отражение в хозяйственном учете всех действий над
инвентарным объектом через создание операций по выбранному образ-
цу.
3.1.3.1.11. Формирование ведомости движения и остатков мате-
риальных средств.
3.1.3.1.12. Действия над инвентарными объектами:
- ввод в эксплуатацию;
- внутреннее перемещение инвентарного объекта;
- изменение стоимости инвентарного объекта:
- дооценка;
- уменьшение стоимости;
- капитальный ремонт.
- изменение налоговой стоимости инвентарного объекта;
- налоговая переоценка инвентарного объекта;
- переоценка инвентарного объекта;
- начисление амортизации;
- начисление налоговой амортизации следующими способами:
а) списание инвентарного объекта;
б) списание с оприходованием комплектующих;
в) налоговое списание.
- учет остатков в разрезе материальных счетов, аналитичес-
ких счетов, материально-ответственных лиц, валюты, номенклатуры, а
также внутри каждой номенклатуры в разрезе партии или даты поступ-
ления. Для валютных счетов учет суммы остатков в валюте и в экви-
валенте (в базовой валюте).
3.1.3.2. Учет финансовых активов должен производиться в раз-
резе денежных средств учреждения, финансовых вложений, расчетов с
дебиторами по доходам, выданным авансам, с дебиторами по бюджетным
ссудам и кредитам, с подотчетными лицами, по недостачам, по пос-
туплениям в бюджет.
- отражение в хозяйственном учете всех действий над финансо-
выми активами через создание бухгалтерских операций по выбранному
образцу;
- формирование ведомости движения и остатков финансовых
средств;
- учет остатков по дебиторской задолженности в разрезе счета,
аналитических счетов, валюты, контрагента и документа - основания
задолженности.
3.1.3.3. Учет обязательств:
- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам;
- расчеты с поставщиками и подрядчиками;
- расчеты по платежам в бюджет;
- расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение;
- расчеты с депонентами;
- расчеты по удержаниям из заработной платы;
- внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря-
дителями) и получателями средств;
- расчеты по платежам из бюджета;
- учет остатков по кредиторской задолженности в разрезе сче-
та, аналитических счетов, валюты, контрагента и документа - осно-
вания задолженности.
3.1.3.4. Учет доходов, расходов и финансового результата дея-
тельности учреждения:
- учет доходов учреждения;
- учет расходов учреждения;
- учет финансового результата прошлых отчетных периодов;
- учет доходов будущих периодов от рыночных продаж товаров,
работ и услуг;
- учет на забалансовых счетах;
- учет заключительных операций по отчетному периоду с перено-
сом результата на счет финансовых результатов прошлых отчетных пе-
риодов.
3.1.3.5. Учет санкционирования расходов бюджета.
- учет ассигнований (для главных распорядителей);
- учет лимитов РБС и ПБС (учет операций, регламентирующих
назначение лимитов бюджетных обязательств и их распределение орга-
низациям, находящимся в ведении главных распорядителей и распоря-
дителей средств);
- учет бюджетных обязательств:
- регистрация обязательств,
- формирование на основании обязательств платежных докумен-
тов,
- контроль принимаемых обязательств на непревышение лимитов
бюджетных обязательств.
3.1.4. Функции ведения учета:
3.1.4.1. Учет счетов-фактур.
- регистрация входящих счетов-фактур;
- для зарегистрированных входящих счетов-фактур:
- отработка оплаты (вручную и автоматически),
- сторнирование,
- отработка в хозяйственном учете с созданием бухгалтерской
операции по приходу товаров;
- регистрация исходящих счетов-фактур;
- регистрация исходящих счетов-фактур на основании отгрузки
товаров или оказания услуг;
- для зарегистрированных исходящих счетов-фактур:
- отработка в хозяйственном учете с созданием бухгалтерской
операции по реализации товаров;
- сторнирование.
3.1.4.2. Расчеты с дебиторами/кредиторами.
- интерактивная работа с данными в виде оборотных ведомостей,
по счетам, дебиторам/кредиторам, материальным ценностям, аналити-
ческим счетам, с возможностью детализации всех результатов вплоть
до просмотра исходных данных;
- специальные функции:
- формирование ведомости по дебиторам/кредиторам;
- настройка ведомости по дебиторам/кредиторам;
- погашение дебиторской/кредиторской задолженности через
ведомость по дебиторам/кредиторам;
- взаимозачет задолженности через ведомость по дебито-
рам/кредиторам;
- включение (исключение) данных бухгалтерских операций в
ведомость;
- проверка корректности ведомости.
3.1.4.3. Исполнение сметы.
Оперативное управление расходами бюджетного учреждения по направ-
лениям:
- планируемые лимиты бюджетных обязательств;
- утвержденные лимиты;
- полученные лимиты;
- принятые обязательства.
3.1.4.4. Оборотные ведомости:
- по счетам;
- по аналитическим счетам;
- по нефинансовым активам;
- по денежным средствам.
3.1.4.5. Отчеты:
- журнал - главная;
- кассовая книга;
- журналы операций:
- журнал операций по счету "Касса";
- журнал операций по банковскому счету;
- журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
- журнал операций по заработной плате, денежному довольст-
вию и стипендиям;
- журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых ак-
тивов;
- журнал по прочим операциям;
- главная книга;
- ведомости аналитического учета;
- инвентаризационная ведомость;
- карточка расчетов с одним дебитором/кредитором;
- формы по регистрам бухгалтерского учета (приложение 3 "Ре-
гистры" к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г.
N 70н);
- формы итоговой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- формы учета исходящих, входящих счетов-фактур;
- создание дополнительных отчетов.
3.1.5. Работа с документами:
3.1.5.1. Банковские документы:
- формирование банковского документа на основании платежей;
- создание платежа на основании банковского документа;
- формирования банковского документа на основе данных по рас-
четам с дебиторами и кредиторами;
- формирование банковского документа на основе образцов доку-
ментов;
- отработка банковских документов в учете бухгалтерских опе-
раций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции;
- отработка банковских документов в учете бухгалтерских опе-
раций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря;
- отработка банковских документов в учете бухгалтерских опе-
раций с использованием образцов проводок бухгалтерской операции,
хранимых непосредственно в документе;
- регистрация банковских выписок;
- обработка банковских выписок.
3.1.5.2. Выписки казначейства:
- регистрация казначейских выписок;
- отработка казначейских выписок в учете бухгалтерских опера-
ций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции;
- отработка казначейских выписок в учете бухгалтерских опера-
ций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря.
3.1.5.3. Кассовые документы:
- формирование кассового документа на основании платежей;
- создание платежа на основании кассового документа;
- формирование кассового документа на основе данных по расче-
там с дебиторами и кредиторами;
- формирование кассового документа на основе образцов доку-
ментов;
- отработка кассовых документов в учете бухгалтерских опера-
ций с автоматическим поиском образца бухгалтерской операции;
- отработка кассовых документов в учете бухгалтерских опера-
ций с ручным выбором образца бухгалтерской операции из словаря;
- отработка кассовых документов в учете бухгалтерских опера-
ций с использованием образцов проводок бухгалтерской операции,
хранимых непосредственно в документе.
3.1.5.4. Некассовые документы:
- формирование некассового документа на основании отчетов по
связанным кредитам;
- формирование расчета по дооценке задолженности по долговым
обязательствам, учитываемым в иностранной валюте;
- обработка некассовых операций.
3.1.5.5. Авансовые отчеты:
- формирование авансового отчета на основании платежного
(кассового) документа;
- отработка авансового отчета в учете бухгалтерских операций.
3.1.5.6. Внутренние документы:
- регистрации движения нефинансовых активов между материаль-
но-ответственными лицами;
- регистрация документа;
- отработка документа в учете бухгалтерских операций.
3.2. В составе функций подготовки, сбора и консолидации от-
четности должны быть реализованы следующие функции:
3.2.1. Подготовка, проверка и печать первичных отчетов.
3.2.2. Осуществление контроля отчетности на следующих уров-
нях:
- внутридокументальный;
- междокументальный;
- межстрочный.
3.2.3. Сведение бухгалтерской отчетности подведомственных уч-
реждений.
3.2.4. Анализ информации, содержащейся в отчетах, и представ-
ление ее в виде аналитических отчетов, графиков и диаграмм.
3.2.5. Настраиваемые алгоритмы взаимной выверки и проверки
соответствия показателей внутри и между отчетными формами за раз-
личные периоды времени.
3.2.6. Встроенный редактор для корректировки или создания от-
четных форм с автопроверкой синтаксиса описания формы.
3.2.7. Выдача сообщений о несоответствии показателей отчетов
или каких-либо контрольных сумм с указанием отчета, которому при-
надлежат данные показатели.
3.2.8. Ведение хроники изменения бланков и контрольных соот-
ношений на соответствующую дату.
3.2.9. Составление отчетности ПБС на основании главной книги:
- баланс исполнения бюджета ПБС;
- отчет о финансовых результатах деятельности;
- отчет об исполнении бюджета ПБС;
- справка по некассовым операциям по исполнению бюджета;
- справка об остатках бюджетных средств на банковских счетах
ПБС;
- справка по внутренним расчетам;
- отчетность по формам согласно Инструкции о порядке состав-
ления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной
отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 21 января 2005 г. N 5н.
3.2.10. Функции взаимодействия бюджетного учреждения с выше-
стоящими по ведомственной иерархии организациями (распорядителями
и главными распорядителями средств):
- обновление словарей;
- просмотр словарей, редактирование настроек печати и состава
руководства своей организации;
- заполнение вручную или с помощью внешних приложений форм
отчетов;
- автоматический ввод или пересчет числовых показателей и ав-
томатическое заполнение строковых показателей по формулам, задан-
ным в шаблонах форм отчетов;
- проверка правильности заполнения отчетов;
- отображение ошибок и возможность их распечатки;
- печать отчетов;
- экспорт отчетов в электронном виде для передачи в вышестоя-
щие организации;
- экспорт и импорт первичных отчетов.
3.2.11. Функции распорядителей и главных распорядителей бюд-
жетных средств, относящиеся к работе с подведомственными организа-
циями:
3.2.11.1. Создание, заполнение и редактирование централизо-
ванных словарей:
- формы отчетов;
- состав отчетов;
- перечни проверок отчетов;
- сроки представления;
- абоненты (пункты сбора отчетности);
- принадлежность абонентов;
- настройка взаимодействия с внешними программами.
3.2.11.2. Выгрузка словарей.
3.2.11.3. Импорт, создание, сведение отчетов, просмотр итого-
вых показателей.
3.2.11.4. Экспорт и импорт разделов информации.
3.2.11.5. Импорт первичных отчетов.
3.2.11.6. Корректировка вручную, пересчет, создание первичных
отчетов.
3.2.11.7. Проверка и исправление первичных отчетов.
3.2.11.8. Отправка отчетов в вышестоящий РБС, ГРБС.
Верно: