Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 1019-ПП от 9 декабря 2003 года

О проектах Московского трехстороннего соглашения и Соглашения между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы на 2004 год

     Рассмотрев проекты Московского трехстороннего соглашения меж-
ду  Правительством Москвы,  московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями промышленников и предпринимателей (рабо-
тодателей)  и  Соглашения  между Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Правительством Москвы  с  участием
московских объединений профсоюзов и московских объединений промыш-
ленников и предпринимателей (работодателей) о совместной  деятель-
ности  по реализации государственной политики в области содействия
занятости населения и социальных гарантий трудящимся города Москвы
на 2004  год  (далее  - Соглашение) Правительство Москвы отмечает,
что проекты отражают степень конструктивного взаимодействия  между
социальными  партнерами в выработке экономической и социальной по-
литики города по дальнейшему  формированию  механизма  социального
диалога  в  решении  общегородских проблем,  сохранении социальной
стабильности в городе, а также в области совместной законотворчес-
кой деятельности.
     Основой принимаемых обязательств является факт успешной  реа-
лизации аналогичных Соглашений на 2003 год,  которые по итогам ра-
боты за 9 месяцев т.г. в основном выполняются.
     Заключая Соглашения на 2004 год, социальные партнеры намерены
продолжить совместную работу по поддержке отечественных производи-
телей, промышленности города, организаций малого и среднего бизне-
са, реализации государственной политики в области содействия заня-
тости населения,  сохранению достигнутого уровня социальных и тру-
довых гарантий москвичей.
     В целях повышения эффективности системы социального партнерс-
тва, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и соци-
альной сферы города,  более активного применения системного  прог-
раммно-целевого подхода к решению базовых проблем,  стоящих  перед
городом, Правительство Москвы постановляет:
     1. Считать  Московское  трехстороннее соглашение между Прави-
тельством Москвы,  московскими объединениями профсоюзов и московс-
кими  объединениями промышленников и предпринимателей (работодате-
лей) и Соглашение между Министерством труда и социального развития
Российской Федерации и Правительством Москвы с участием московских
объединений профсоюзов и московских объединений  промышленников  и
предпринимателей (работодателей) о совместной деятельности по реа-
лизации государственной политики в  области  содействия  занятости
населения  и  социальных гарантий трудящимся города Москвы на 2003
год за 9 месяцев т.г.  в основном выполненными  и  обязать  членов
Правительства  Москвы,  ответственных  за выполнение соглашений на
2003 год,  принять необходимые меры по их реализации в полном объ-
еме.
     2. Одобрить проекты Московского трехстороннего соглашения  на
2004  год  между Правительством Москвы,  московскими объединениями
профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предприни-
мателей (работодателей) (далее - Московское трехстороннее соглаше-
ние), согласно приложению 1 к настоящему постановлению, и Соглаше-
ния между Министерством труда и  социального  развития  Российской
Федерации  и Правительством Москвы с участием московских объедине-
ний профсоюзов и московских объединений промышленников и  предпри-
нимателей  (работодателей) о совместной деятельности по реализации
государственной политики в области содействия занятости  населения
и  социальных гарантий трудящимся города Москвы на 2004 год (далее
- Соглашение между Министерством труда и социального развития Рос-
сийской Федерации и Правительством Москвы),  согласно приложению 2
к настоящему постановлению,  и рекомендовать Мэру Москвы подписать
их со стороны Правительства Москвы.
     3. Руководителям комплексов городского управления:
     3.1. Обеспечить  реализацию  и  своевременное  финансирование
обязательств Правительства Москвы  по  Московскому  трехстороннему
соглашению  и  Соглашению  между Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Правительством Москвы.
     3.2. Осуществлять  оказание  финансовой и иной помощи преиму-
щественно организациям,  действующим в системе  социального  парт-
нерства в городе Москве, обеспечивающим реализацию обязательств по
Московскому трехстороннему соглашению, коллективным договорам.
     4. Комитету общественных связей города Москвы:
     4.1. До 1 февраля 2004 года подготовить предложения по соста-
ву  представителей Правительства Москвы в Московской трехсторонней
комиссии по регулированию  социально-трудовых  отношений  (далее -
Московская трехсторонняя комиссия) и возложению контроля за выпол-
нением Московского трехстороннего соглашения  и  Соглашения  между
Министерством  труда и социального развития Российской Федерации и
Правительством Москвы на 2004 год  и  представить  на  утверждение
Правительства Москвы.
     4.2. Осуществлять организацию работы со стороны Правительства
Москвы Московской трехсторонней комиссии,  подготовку и проведение
заседаний, в том числе внеочередных, в случае необходимости.
     4.3. Обеспечить  взаимодействие органов исполнительной власти
города и государственных органов надзора и контроля  при  осущест-
влении  координации  и  контроля за соблюдением законодательства о
труде, условиях и охране труда в организациях города.
     4.4. Продолжить взаимодействие и координацию деятельности ор-
ганов исполнительной власти города с Департаментом федеральной го-
сударственной  службы занятости населения по городу Москве в части
реализации мероприятий,  направленных на недопущение роста  офици-
ально зарегистрированной безработицы выше 0,8%  от показателя эко-
номически активного населения города Москвы, а также на содействие
занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
     5. Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
Москвы при формировании Программы Правительства Москвы на 2004 год
руководствоваться обязательствами Правительства Москвы по Московс-
кому трехстороннему соглашению.
     6. Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
Москвы, Департаменту финансов города Москвы, Комитету общественных
связей города Москвы, Управлению бюджетного планирования и городс-
кого заказа города Москвы продолжить работу по поэтапному  прибли-
жению  размера городского минимума оплаты труда к прожиточному ми-
нимуму трудоспособного населения.
     7. Департаменту  науки  и промышленной политики города Москвы
обеспечить участие представителей московских объединений  профсою-
зов,  промышленников и предпринимателей (работодателей) в реализа-
ции Комплексной программы промышленной деятельности в городе Моск-
ве на 2004-2006 годы.
     8. Департаменту поддержки и развития малого  предприниматель-
ства  города Москвы в целях дальнейшего развития малого предприни-
мательства,  распространения опыта работы лучших малых предприятий
города  провести  в  январе-марте  2004 года общегородской конкурс
"Московский предприниматель".
     9. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы:
     9.1. Обеспечить в полном объеме выполнение организациями, фи-
нансируемыми  из  бюджета города Москвы,  обязательств Московского
трехстороннего соглашения по установлению городского минимума  оп-
латы труда.
     9.2. Осуществлять ежемесячный контроль за выплатой средств на
заработную плату с целью  предупреждения  появления  задолженности
перед работниками организаций.
     9.3. Совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) принимать оператив-
ные  меры  по ликвидации задолженности по выплате средств на зара-
ботную плату в организациях,  расположенных на  территории  города
Москвы.
     9.4. Обеспечить финансирование мероприятий по улучшению усло-
вий и охраны труда в соответствии с законодательством.
     9.5. Совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) организовать прове-
дение в 2004 году городского конкурса профессионального мастерства
"Московские мастера".
     9.6. Продолжить в соответствии с  Законом  города  Москвы  от
22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" работу:
     - по заключению и реализации городских отраслевых  соглашений
с объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предп-
ринимателей (работодателей);
     - по  заключению и реализации городских окружных соглашений с
объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
     10. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам ад-
министративных  округов города Москвы проводить работу по информи-
рованию населения о деятельности Московской  трехсторонней  комис-
сии,  проблемах,  направлениях  развития системы социального парт-
нерства в городе Москве на всех уровнях.
     11. Заместителю  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Меню М.А.
взять на контроль решение вопроса по формированию городского соци-
ального заказа на 2004 год на подготовку спортсменов в детско-юно-
шеских спортивных школах профсоюзов.
     12. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 9 декабря 2003 года N 1019-ПП

                                                           Проект


               МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
                           на 2004 год
                   между Правительством Москвы,
               московскими объединениями профсоюзов
  и московскими объединениями промышленников и предпринимателей
                         (работодателей)



     Договаривающиеся стороны:  Правительство Москвы (далее - Пра-
вительство),  Московская федерация профсоюзов от  лица  московских
объединений профсоюзов (далее - профсоюзы),  Московская конфедера-
ция промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица мос-
ковских объединений промышленников и предпринимателей (далее - ра-
ботодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение (далее -
Соглашение) с целью создания на основе принципов социального парт-
нерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности  го-
рода,  развития промышленности и предпринимательства, социальной и
правовой защиты трудящихся и жителей столицы.
     Стороны признают  необходимым заключение городских отраслевых
соглашений,  окружных соглашений, коллективных договоров в органи-
зациях  всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам,
развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содейс-
твие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для
переговоров в отраслях, административных округах и в организациях,
расположенных на территории города Москвы.  Обязательства и гаран-
тии,  включенные в Соглашение,  являются минимальными и  не  могут
быть  изменены в сторону снижения социальной и экономической защи-
щенности трудящихся.
     Стороны, подписавшие  Соглашение,  в  объеме своих полномочий
принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглаше-
нием между общероссийскими объединениями профсоюзов,  общероссийс-
кими объединениями работодателей и Правительством Российской Феде-
рации на 2002-2004 годы.
     Соглашение открыто для  присоединения  всем  заинтересованным
объединениям  работодателей  и  профсоюзов,  действующим  в городе
Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октяб-
ря 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов горо-
да  Москвы от  19 февраля  2001 года N 72,  от 16 января 2002 года
N 3).
     С целью обеспечения реализации Соглашения и  его  дальнейшего
развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московс-
кой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых от-
ношений (далее - МТК) вырабатывают документы,  принимают необходи-
мые решения, формируют предложения в адрес законодательных, испол-
нительных органов власти Российской Федерации и добиваются их реа-
лизации.
     Обязательства работодателей  принимают на себя также две дру-
гие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
     Для целей  Соглашения  стороны договорились считать городским
минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отрабо-
тавшему  месячную норму рабочего времени,  установленную законода-
тельством Российской Федерации,  и исполнившему свои трудовые обя-
занности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оп-
лату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, пре-
мии и другие поощрительные выплаты.
     Зафиксированные в ряде  пунктов  Соглашения  суммы  бюджетных
средств,  направляемых на реализацию намеченных мероприятий, вклю-
чаются в бюджет города Москвы на 2004 год, вносимый на утверждение
Московской городской Думой.
     Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а так-
же  сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и орга-
низационными принципами деятельности.
     Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения
и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
     В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязатель-
ств по Соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по
регулированию  социально-трудовых  отношений виновная сторона либо
виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом горо-
да Москвы от 22.10.97 N 44 и федеральным законодательством.
     Стороны обязуются информировать москвичей о  ходе  реализации
Соглашения не реже двух раз в год.
     Соглашение вступает в силу 1 января 2004 года и действует  до
вступления в силу нового Соглашения.
     1. В области развития отраслей экономики города, предпринима-
тельства,  обеспечения занятости населения города стороны обязуют-
ся:
     1.1. Обеспечить  увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города на 8 процентов по сравнению с  пре-
дыдущим годом.
     1.2. С целью сохранения  промышленного  потенциала  в  городе
Москве,  противодействия  стихийному переделу собственности в про-
мышленном секторе экономики города Москвы и использования  земель-
ных  участков производственного назначения не по целевому назначе-
нию обеспечить выполнение постановления Правительства Москвы от 29
июля 2003  года  N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного по-
тенциала города Москвы" в полном объеме.
     1.3. Вырабатывать  и  реализовывать  меры поддержки городских
товаропроизводителей всех форм собственности, предотвращения скуп-
ки  акций  организаций города коммерческими структурами с целью их
закрытия,  перепрофилирования или банкротства, информировать моск-
вичей о результатах работы в этом направлении.
     1.4. В рамках программных мероприятий по оптимизации террито-
риального  размещения промышленности Комплексной программы промыш-
ленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.  осуществлять
финансирование проектов,  направленных на техническое перевооруже-
ние и  реконструкцию  организаций  промышленности.  Финансирование
проектов  по реорганизации (перебазированию) производства осущест-
влять только при наличии территорий,  отвечающих специфике  данных
производств с технически подготовленной инфраструктурой. Не допус-
кать необоснованное перебазирование социально значимых для  города
организаций промышленности.
     1.5. Осуществлять контроль за  соблюдением  законодательства,
защищающего интересы работников организаций, расположенных на тер-
ритории города Москвы, при смене собственников.
     1.6. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому
оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности
в  рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе
Москве на 2004-2006 гг.  участвовать в выработке механизмов по фи-
нансовому оздоровлению организаций,  предупреждению банкротств,  в
том числе преднамеренных и фиктивных.
     1.7. В  рамках программных мероприятий по содействию сохране-
нию и развитию специализированных организаций промышленности, при-
меняющих труд  инвалидов,  Комплексной программы промышленной дея-
тельности в городе Москве на 2004-2006 гг.  принять участие в раз-
работке  и  реализации городской Программы поддержки специализиро-
ванных организаций промышленности,  применяющих труд инвалидов  на
2004-2006 гг. как составной части Комплексной программы.
     1.8. Подготовить информацию о законах и иных нормативных  ак-
тах,  препятствующих  обеспечению  устойчивого роста промышленного
производства, для формирования предложений по внесению изменений и
дополнений в действующее законодательство.
     1.9. Московской конфедерации промышленников и  предпринимате-
лей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной
политики города Москвы провести  три  специализированные  выставки
товаров московских производителей.
     1.10. В рамках программных мероприятий по  информационно-рек-
ламной  и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы
промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. предус-
мотреть  финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в
газете "Содружество".
     1.11. Вносить  согласованные  предложения  при  корректировке
Программы  содействия  занятости  населения   города   Москвы   на
2002-2005  годы  и осуществить необходимые действия по ее реализа-
ции.
     1.12. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в опреде-
лении направлений и эффективности расходования средств, направляе-
мых на обеспечение занятости.
     1.13. Осуществлять поддержку и  долевое  финансирование  дея-
тельности специализированных учреждений, действующих на рынке тру-
да, имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти го-
рода Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
     1.14. В целях содействия занятости  инвалидов  и  молодежи  в
возрасте  до  18  лет и реализации федерального законодательства и
законодательства города Москвы в области квотирования рабочих мест
обеспечить  взаимодействие  с  Государственным  учреждением города
Москвы "Центр квотирования рабочих мест".
     1.15. Совершенствовать  и  развивать систему профессиональной
ориентации среди учащихся всех уровней обучения  путем  расширения
масштабов профориентационной работы,  в первую очередь, среди уча-
щихся и выпускников общеобразовательных школ, учреждений начально-
го и среднего профессионального образования.
     1.16. Принять меры по сохранению и развитию системы професси-
онального образования,  подготовки и переподготовки кадров в орга-
низациях, расположенных на территории города.
     1.17. Разработать  предложения по системе обеспечения первого
гарантированного места работы выпускникам начального,  среднего  и
высшего  профессионального  образования,  проживающим в Московском
регионе.
     1.18. Проводить   согласованную  политику  социально-трудовой
адаптации молодежи,  обеспечить координацию деятельности заинтере-
сованных  структур по организации временного трудоустройства несо-
вершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе на-
ходящихся в социальных приютах.  Обеспечить организацию оздоровле-
ния и занятости подростков в лагерях труда и отдыха,  поддерживать
движение трудовых объединений молодежи.
     1.19. Содействовать созданию системы организационных,  право-
вых  и  экономических мер по формированию и реализации эффективной
политики подбора,  подготовки и сохранения квалифицированных  кад-
ров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
     1.20. Организовывать совместные городские информационно-разъ-
яснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмар-
ки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда,
возможностях трудоустройства и профобучения,  проводить социологи-
ческие исследования и опросы населения в сфере занятости.  Активно
привлекать городские средства массовой информации к информационно-
му обеспечению реализации государственной политики занятости.
     1.21. В случае осложнения ситуации на рынке труда,  связанной
с угрозой массовых увольнений работников,  разработать совместно с
Департаментом федеральной государственной службы занятости населе-
ния по городу Москве мероприятия по предупреждению массовых уволь-
нений, по поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятос-
ти увольняемым работникам.
     1.22. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета
содействия занятости населения города Москвы.
     1.23. Осуществлять в рамках Координационного комитета содейс-
твия занятости населения города Москвы координацию деятельности на
рынке  труда  специализированных государственных учреждений:  Мос-
ковского центра труда и занятости молодежи "Перспектива", Московс-
кого  центра социально-профессиональной адаптации и переподготовки
граждан,  уволенных с военной службы и членов их  семей,  Женского
делового центра, Государственного центра профессиональной ориента-
ции и психологической поддержки безработных граждан  и  незанятого
населения,  Московского городского правового центра "Защита", Мос-
ковского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, а  также
Фонда содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской фе-
дерации  профсоюзов, Учебно-информационного центра Московской кон-
федерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
     1.24. На основе предоставляемой Департаментом федеральной го-
сударственной службы занятости населения по городу Москве информа-
ции ежемесячно публиковать в газетах "Тверская,  13",  "Биржа тру-
да", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газе-
та",  "Московская перспектива" данные о состоянии  рынка  труда  и
безработицы,  о  возможностях  трудоустройства и профессионального
обучения.
     1.25. В целях повышения престижа массовых профессий и содейс-
твия повышению квалификации работников  провести  в  марте-августе
2004 года городской конкурс профессионального мастерства "Московс-
кие мастера".
     1.26. В  целях дальнейшего развития малого предпринимательст-
ва,  распространения опыта работы лучших малых предприятий  города
провести  в январе-марте 2004 года общегородской конкурс "Московс-
кий предприниматель".
     1.27. Разместить  на  официальных  сайтах  сторон материалы о
практике социального партнерства,  в том числе о  победителях  го-
родского  конкурса  "Московские мастера" и лауреатах премии города
Москвы.
     1.28. Продолжить  работу по выходу в эфир на канале ТВЦ прог-
рамм,  в том числе программы "Прорыв",  о деятельности  сторон  по
развитию социального партнерства, поддержке городских товаропроиз-
водителей,  развитию промышленности города при ее финансовом обес-
печении  в рамках программных мероприятий по информационно-реклам-
ной и имиджевой  поддержке  промышленности  Комплексной  программы
промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.


     Правительство и работодатели:
     1.29. Не  допустить  роста  уровня регистрируемой безработицы
выше 0,8  процента  от показателя экономически активного населения
города.
     1.30. Предусмотреть  в рамках программных мероприятий по раз-
витию системы подготовки и переподготовки кадров Комплексной прог-
раммы  промышленной  деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.
финансовое обеспечение на открытие пяти учебных (ресурсных)  цент-
ров Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (ра-
ботодателей),  в том числе для профессиональной адаптации и  пере-
подготовки граждан, уволенных в запас.
     1.31. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в
первую  очередь  граждан,  особо  нуждающихся в социальной защите,
способствовать проведению оплачиваемых общественных работ  и  вре-
менному трудоустройству безработных граждан в организациях,  нахо-
дящихся в ведении городских органов исполнительной власти.
     1.32. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети фир-
менной торговли продукцией организаций московских товаропроизводи-
телей. В рамках программных мероприятий по развитию товаропроводя-
щей сети Комплексной программы промышленной деятельности в  городе
Москве на 2004-2006 гг.  совместно с Московской конфедерацией про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) и ОАО  "Карта  Оте-
чества"  продолжить  работу  по  созданию сети фирменных магазинов
"Товары Отечества", предусмотрев открытие в них специализированных
отделов  по обслуживанию ветеранов войны и труда и социально неза-
щищенных слоев населения, для чего предложить конфедерации помеще-
ния, пригодные для организации торговли.
     1.33. Привлечение иностранных работников осуществлять в соот-
ветствии с установленной квотой на 2004 год.

     Правительство:

     1.34. При  закупках продукции для городских нужд у московских
организаций,  осуществляемых через систему  городского  заказа  по
конкурсу, учитывать при прочих равных условиях их участие в систе-
ме социального партнерства и реализацию ими обязательств  по  Мос-
ковскому трехстороннему соглашению.
     1.35. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по
городскому заказу.
     1.36. С целью расширения возможностей участия московских  ор-
ганизаций  в  конкурсе на получение городского заказа направлять в
Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей (работо-
дателей)  реестр поставляемой по городскому заказу продукции в со-
ответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 июля 2003 г.
N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования,  размеще-
ния и исполнения городских государственных заказов", а также пере-
чень вновь начинаемых объектов социальной сферы,  подлежащих капи-
тальному ремонту и реконструкции в текущем году.
     1.37. Оказывать  содействие московским товаропроизводителям в
проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в
соответствии  с  городским и федеральным законодательством и прог-
раммой "Московское качество". Предусмотреть возможность освобожде-
ния московских организаций-товаропроизводителей от оплаты за право
размещения средств наружной рекламы своей продукции на  зданиях  и
сооружениях, принадлежащих организации, по перечню, согласованному
с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей  (ра-
ботодателей).
     1.38. Ежеквартально  представлять  сторонам социального парт-
нерства информацию о результатах экспертизы о наличии в  организа-
циях, расположенных на территории города, признаков преднамеренно-
го и фиктивного банкротства.
     1.39. Представлять профсоюзам и  работодателям  информацию  о
перебазировании,  реформировании, ликвидации предприятий и органи-
заций и реабилитации освобождаемых территорий.
     1.40. При  реализации государственных городских целевых прог-
рамм обеспечивать создание и сохранение рабочих мест  для  жителей
города.
     1.41. Осуществлять меры по комплектованию  кадрами  врачей  -
специалистов   и  медицинского  персонала  медицинских  учреждений
города, а также педагогическими кадрами учреждений образования го-
рода, особенно в районах новостроек.
     1.42. При выделении средств организациям из Целевого  бюджет-
ного  фонда  квотирования рабочих мест в городе Москве на создание
рабочих мест для граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите,
учитывать  участие организаций в системе социального партнерства и
реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглаше-
нию.
     1.43. Оказывать  организационную,  техническую  и  финансовую
поддержку организациям,  проводящим работу по привлечению молодежи
к научно-техническому творчеству.
     1.44. Предоставлять  профсоюзам  и работодателям ежемесячно -
текущую и ежеквартально -  аналитическую  информацию  о  состоянии
рынка  труда и составе безработных,  два раза в год - информацию о
выполнении Программы содействия занятости населения города  Москвы
на 2002-2005 годы.
     1.45. Проводить согласованную политику в области  регулирова-
ния  трудовой миграции на основе реализации положения Федерального
закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской  Фе-
дерации" в части осуществления трудовой деятельности на территории
Российской Федерации.  Обеспечить взаимодействие  Межведомственной
комиссии  по  вопросам привлечения и использования иностранных ра-
ботников и Экспертной комиссии Департамента федеральной  государс-
твенной службы занятости населения по городу Москве по выдаче зак-
лючений на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

     Работодатели:

     1.46. Не допускать массового увольнения работников. Критерия-
ми массового увольнения считать показатели численности увольняемых
работников за определенный период времени: увольнение работников в
связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой фор-
мы с численностью работающих 30 и более человек;  сокращение  чис-
ленности или штата работников организации в количестве:
     - 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
     - 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
     - 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
     1.47. В  случае  угрозы  массового  увольнения  информировать
профсоюзы, Департамент федеральной государственной службы занятос-
ти  населения по городу Москве,  не менее чем за три месяца и сов-
местно разработать меры,  направленные на  уменьшение  численности
работников,  подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на
режим неполного рабочего времени и др.).
     1.48. В соответствии с коллективными договорами и соглашения-
ми предоставлять высвобождаемым работникам возможность  переобуче-
ния новым профессиям,  а также оплачиваемое время для поиска новой
работы до наступления срока расторжения трудового договора.
     1.49. Представлять  в Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве информацию  о  наличии
вакантных рабочих мест (должностей) и о потребности в создании но-
вых (дополнительных) рабочих мест.
     1.50. Организовать  обучение руководителей организаций и спе-
циалистов практическим вопросам, связанным с работой в рамках пра-
вил деятельности Всемирной торговой организации.

     Работодатели и профсоюзы:
     1.51. В  коллективных договорах и соглашениях предусматривать
проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2  про-
центов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увели-
чение объемов работ,  числа рабочих мест, повышение квалификации и
рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобож-
даемых работников до наступления срока расторжения трудового дого-
вора,  предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к ус-
тановленным законодательством.

     Профсоюзы:
     1.52. Предоставлять  бесплатную  консультационную  и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малоо-
беспеченным гражданам по вопросам занятости,  охраны труда, трудо-
вого законодательства.
     1.53. Через  Фонд содействия занятости и охраны труда "Столи-
ца" Московской федерации профсоюзов участвовать в  трудоустройстве
ищущих  работу граждан и обучении по вопросам охраны труда отдель-
ных категорий работников.

     2. В  области регулирования оплаты труда и создания благопри-
ятных условий труда в организациях города стороны обязуются:

     2.1. Установить  городской  минимум оплаты труда,  включающий
тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а
также доплаты,  надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, с
1 мая 2004 года - 2000 рублей, и с 1 октября 2004 года - 2500 руб-
лей.
     2.2. Продолжить работу по доведению городского минимума опла-
ты труда до прожиточного минимума трудоспособного москвича,  уста-
навливаемого постановлением Правительства Москвы.
     2.3. Ежеквартально  определять  прожиточный минимум по городу
Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике
Московской  трехсторонней  комиссии  и  публиковать  его в газетах
"Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промыш-
ленная газета",  освещать на каналах ОАО "ТВ Центр" и ОАО "ГТК "ТВ
Столица".
     2.4. Обеспечить  в рамках Рабочей группы Правительства Москвы
и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управле-
ния,  созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации за-
долженности по выплате средств на заработную плату, реализацию ме-
роприятий  по  полному погашению и предупреждению появления задол-
женности по заработной плате перед работниками организаций, распо-
ложенных на территории города Москвы.
     2.5. Обеспечить выполнение мероприятий Городской программы по
охране труда на 2002-2004 гг.
     2.6. В рамках реализации Городской программы по охране  труда
на  2002-2004  годы продолжить на базах Промышленно-экономического
института Московской конфедерации промышленников и  предпринимате-
лей  (работодателей) и Учебно-исследовательского центра Московской
федерации профсоюзов обучение отдельных  категорий  застрахованных
работников охране труда на производстве.
     2.7. Развивать  взаимодействие  с  органами  государственного
надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде
и охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на
территории города Москвы.
     2.8. Продолжить обучение представителей общественных  объеди-
нений, организаций и органов исполнительной власти города, занима-
ющихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопас-
ности, а также изучение зарубежного опыта в этой области.

     Правительство:

     2.9. Увеличить  фонд оплаты труда работников учреждений соци-
альной сферы,  оплачиваемых по Единой тарифной сетке, не менее чем
на 30 процентов к уровню 2003 года.
     2.10. Увеличить абсолютный размер доплат  из  бюджета  города
Москвы работникам социальной сферы с 1 мая 2004 года на 15 процен-
тов и с 1 октября 2004 года - не менее чем на 25 процентов.
     2.11. Мероприятия  по  охране  труда в бюджетных организациях
города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание.
     2.12. Обеспечить  функционирование  элементов  экологического
мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мо-
ниторинга  окружающей природной среды города и продолжить формиро-
вание единой городской системы экологического мониторинга.

     Правительство и работодатели:

     2.13. Обеспечить  выполнение  промышленными  организациями  и
иными  хозяйствующими субъектами требований экологической безопас-
ности при транспортировке, обезвреживании и переработке промышлен-
ных и бытовых отходов и осуществлять плановый контроль за выполне-
нием указанных требований.  Своевременно обновлять банк данных  по
промышленным и бытовым отходам и перечень организаций, обеспечива-
ющих их сортировку и переработку.

     Работодатели:

     2.14. Обеспечивать выплату заработной  платы  работникам  при
полном  рабочем  дне в размере не ниже установленного в Московском
трехстороннем соглашении городского минимума оплаты труда и разра-
батывать  совместно  с профсоюзами меры по ее поэтапному повышению
до величины прожиточного минимума, в соответствии с постановлением
Правительства Москвы.
     2.15. Не допускать задержек выплаты заработной платы работни-
кам  по вине работодателя.  В коллективных договорах и соглашениях
определять размер ее индексации,  но не ниже одной трехсотой дейс-
твующей  в  это  время  ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации.
     2.16. Не  допускать  нетрадиционных  видов  вознаграждения за
труд (натуральные выдачи,  страхование и т.д.)  за  счет  снижения
размеров основной заработной платы.
     2.17. В коллективных договорах  предусматривать  положение  о
признании  времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты
заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине  работо-
дателя,  если  работник в письменной форме известил работодателя о
начале приостановки работы,  и оплачивать его в размере  не  менее
2/3 средней заработной платы.
     2.18. Предусмотреть в коллективных  договорах  и  соглашениях
положения  о необходимости поддержания тарифной части заработка на
уровне не ниже двух третей от общего его размера.
     2.19. Обеспечить условия для осуществления контроля государс-
твенными и профсоюзными органами за соблюдением трудового  законо-
дательства  и  нормативных актов по вопросам оплаты труда,  охраны
труда и экологической безопасности.
     2.20. Незамедлительно информировать отраслевые и функциональ-
ные органы исполнительной власти города  Москвы,  органы  местного
самоуправления  и соответствующие профсоюзные органы о групповых и
тяжелых несчастных случаях,  несчастных случаях со смертельным ис-
ходом, происшедших на производстве.
     2.21. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприя-
тия  по  охране труда и осуществлять их финансирование в соответс-
твии с федеральным и городским законодательством об охране  труда.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работ-
ника должны составлять не менее суммы годового минимального разме-
ра оплаты труда.
     2.22. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами
и  соглашениями  дополнительные  к установленным законодательством
компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и рабо-
тах с вредными или опасными условиями труда.
     2.23. Обеспечить организацию горячего  лечебно-профилактичес-
кого питания работников организаций, в том числе льготного и бесп-
латного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллек-
тивными договорами.
     2.24. Предусматривать в коллективных договорах предоставление
оплачиваемого  времени  уполномоченным профсоюзных комитетов и ко-
миссий для выполнения возложенных на них обязанностей по  контролю
состояния и условий охраны труда.
     2.25. Включать представителей профсоюзных органов,  техничес-
ких инспекций труда профсоюзов в комиссии,  принимающие вновь вво-
димые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и
объекты социальной сферы.
     2.26. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг  перевод-
чиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в ор-
ганизациях, где их численность составляет более 15 человек.
     Профсоюзы:
     2.27. Осуществлять общественный контроль за соблюдением зако-
нодательных  и иных нормативно-правовых актов по труду силами пра-
вовых и технических  инспекций  труда  профсоюзов,  уполномоченных
(доверенных) лиц профсоюзных комитетов.

     3. В области создания необходимых  социальных  условий  жизни
горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:

     3.1. Обеспечить  проведение в соответствии с порядком,  уста-
новленным законодательством Российской Федерации,  аудита экономи-
ческой  и технологической деятельности поставщиков услуг при изме-
нении размера тарифа на их услуги и осуществление экспертной оцен-
ки влияния увеличения размера тарифа на энергоносители на цены ос-
новных групп товаров и услуг с обязательным опубликованием резуль-
татов в средствах массовой информации.
     3.2. В пределах своей компетенции принимать необходимые меры,
направленные  на восстановление уровня и объемов социальных гаран-
тий трудящимся,  утраченных после введения единого социального на-
лога.
     3.3. Проводить  согласованную  политику  в  области  развития
культуры,  спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского
и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, соци-
ально-культурных объектов города.
     3.4. Принимать долевое участие в финансировании ведомственных
организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений,
культурно-досуговых и физкультурно-спортивных организаций и  цент-
ров, работающих с детьми и подростками.
     3.5. Принимать меры по сохранению детских загородных  оздоро-
вительных  лагерей  организаций  всех форм собственности и принять
долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого
в 2003 году.
     3.6. Принимать  долевое  участие  в  финансировании  культур-
но-массовых,  спортивных мероприятий,  проводимых для москвичей на
базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреж-
дений дополнительного образования.
     3.7. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической  и
противопожарной обстановкой, обеспечением  безопасности пребывания

детей  и  подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
Приемку детских оздоровительных лагерей  осуществлять  с  участием
технической инспекции  труда Московской федерации профсоюзов и от-
раслевых профсоюзов.
     3.8. Оказывать  организационно-методическую  помощь клубным и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лаге-
рям организаций города.
     3.9. Продолжить работу по выработке принципов  функционирова-
ния в городе системы негосударственного пенсионного обеспечения.

     Правительство:

     3.10. Предусмотреть финансирование мероприятий и программ со-
циальной  направленности  в  объеме не менее 40 процентов расходов
бюджета города Москвы.
     3.11. Формирование  социальных  статей  бюджета города Москвы
осуществлять с учетом мнения профсоюзов.
     3.12. Сохранить  гарантированные  виды бесплатной медицинской
помощи населению города. Не допускать закрытия, перепрофилирования
и  передачи коммерческим организациям помещений медицинских учреж-
дений под другие цели.
     3.13. Выделять  средства из целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на приобретение санаторно-курортных путе-
вок  "Мать  и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных се-
мей.
     3.14. Предусмотреть  средства в бюджете города Москвы на вып-
лату единовременного  пособия  молодой семье на рождение:  первого
ребенка в 5-кратном размере  прожиточного минимума, второго ребен-
ка - в 7-кратном размере, третьего ребенка - в 10-кратном размере.
     3.15. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся об-
щеобразовательных школ.
     3.16. Продолжить  выплату городских компенсационных выплат на
детей до  3 лет отдельным категориям населения на возмещение роста
стоимости продуктов питания.
     3.17. Не допускать перепрофилирования  магазинов  по  продаже
товаров  повседневного спроса и продуктов питания в районах массо-
вого проживания москвичей.
     3.18. Осуществлять доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам
до "социальной нормы", приближая ее размер к прожиточному минимуму
пенсионера,  устанавливаемому  ежеквартально постановлением Прави-
тельства Москвы.
     3.19. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, ин-
валидов и детей из малообеспеченных семей  в  отделениях  дневного
пребывания  центров социального обслуживания всех типов и оказание
им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2003 года.
     3.20. Сохранить для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и де-
тей,  оставшихся без попечения родителей,  бесплатный проезд,  для
школьников, учащихся учреждений начального профессионального обра-
зования и студентов дневной формы обучения среднего и высшего про-
фессионального образования,  обучающихся в государственных учебных
заведениях и аккредитованных негосударственных  вузах  -  льготный
проезд в городском транспорте.
     3.21. С учетом инфляции сохранить дотирование  из  городского
бюджета  стоимости  предоставляемых населению жилищно-коммунальных
услуг,  выделение субсидий на покрытие убытков  городского  пасса-
жирского  транспорта,  возникающих при оказании услуг по перевозке
пассажиров.
     3.22. Обеспечить  проведение  ремонта жилых домов и благоуст-
ройство территорий, на базе которых созданы товарищества собствен-
ников жилья и сформированы кондоминиумы,  а также установку прибо-
ров учета поставляемых энергоресурсов на равных условиях с домами,
находящимися в управлении государственных жилищных организаций (за
исключением новостроек).
     3.23. Реформирование  жилищно-коммунального  хозяйства города
осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства  горо-
да.
     3.24. Изменение тарифов на  все  жилищно-коммунальные  услуги
производить не чаще,  чем один раз в год,  если иное не вызывается
принятием федеральных нормативных  правовых  актов.  Информировать
социальных  партнеров о готовящихся решениях за 1 месяц до их при-
нятия.
     3.25. Осуществить   жилищное   строительство  не  менее 4 500
тыс. кв.  м,  в том числе 400 тыс. кв. м жилой площади социального
использования для решения общегородских задач, до 1 300 тыс. кв. м
для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и  ветхого
жилищного фонда и 200 тыс.  кв.  м для обеспечения жильем по прог-
рамме "Молодой семье - доступное жилье".  При отселении  москвичей
из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда,  попавшего под ликвида-
цию или реконструкцию, предусмотреть возможность предоставления им
жилой площади в этих же районах ("волновой способ").
     3.26. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2004  год  ас-
сигнования  на  предоставление безвозмездных жилищных субсидий для
очередников по месту жительства на строительство или  приобретение
жилья с выделением на эти цели не менее 1120 млн. рублей.
     3.27. Сохранить не ниже уровня 2003 года выделение  бюджетным
организациям  городского хозяйства жилой площади по договорам куп-
ли-продажи с рассрочкой платежа до 7 лет при первоначальном взносе
не более 30 процентов для обеспечения работников,  являющихся оче-
редниками по месту работы и жительства.
     3.28. Продолжить  работу  по  ликвидации общежитий квартирной
планировки путем перевода их в жилищный фонд города.
     3.29. В  программе  реализации жилой площади в 2004 году пре-
дусмотреть выделение жилой площади социального использования  бюд-
жетным организациям городского хозяйства для завершения расселения
рабочих общежитий,  расположенных в домах квартирной планировки, с
целью последующей ликвидации этих общежитий в установленном поряд-
ке.
     3.30. Осуществлять  прием ведомственного жилищного и нежилого
фондов и объектов коммунального хозяйства в  собственность  города
Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
     3.31. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой  пло-
щади бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ
и поликлиник новостроек в районах массовой застройки.
     3.32. Предусматривать по действующим договорам аренды земель-
ных участков или при их пролонгации,  переоформлении,  а также при
предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных
организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образо-
вательных организаций, а также организаций культуры, здравоохране-
ния,  физической культуры и спорта,  туризма,  находящихся в собс-
твенности профсоюзов, либо финансируемым за счет профсоюзов в пол-
ном объеме,  ставку арендной платы в размере 30 процентов от базо-
вой  ставки за земельные участки,  используемые профсоюзами или их
организациями по целевому назначению.
     3.33. Установить,  что  по  действующим  договорам аренды,  а
также по договорам,  перезаключаемым на новый срок с арендаторами,
надлежащим образом  исполняющими свои обязанности,  арендная плата
рассчитывается по методике расчета арендной платы  на  пользование
объектами нежилого фонда, находящимся в собственности города Моск-
вы,  но при этом увеличение размера арендной платы на 2004 год  не
должно превышать 25% по сравнению с арендной платой, установленной
на 2003 год.
     3.34. Рассмотреть перечень платежей для возможного установле-
ния на 2004 год понижающего коэффициента в размере 0,5 для органи-
заций,  занимающих объекты непроизводственного назначения (субъек-
тов малого предпринимательства).
     3.35. Обеспечить возмещение эксплуатационных затрат на содер-
жание спортивных сооружений организациям спортивного профиля горо-
да независимо от ведомственной принадлежности и формы собственнос-
ти по энергоресурсам,  водоснабжению согласно Закону города Москвы
от 26 июня 1996 года N 20 "О физической  культуре и спорте" на ос-
новании решений постоянно действующей комиссии с участием профсою-
зов,утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных  органи-
заций.
     3.36. Сохранить на уровне не ниже 2003 года объемы финансиро-
вания некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу
с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
     3.37. Предусмотреть  в  соответствии с окружными соглашениями
возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и
юношеского самодеятельного художественного  и  технического  твор-
чества,  детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и мо-
лодежью,  осуществляемую организациями культуры и спорта,  в соот-
ветствии с направлениями расходования,  предусмотренными в бюджете
города Москвы на 2004 год.
     3.38. Осуществлять  организационную  и финансовую помощь Мос-
ковскому городскому центральному туристическому клубу, "Ассоциации
МГКС ДСО профсоюзов",  Городскому спортивному клубу "Буревестник",
Городскому межотраслевому физкультурно-спортивному клубу инвалидов
в  проведении физкультурно-спортивных мероприятий при включении их
в календарь физкультурно-массовых и  спортивных  мероприятий  Мос-
комспорта.
     3.39. Обеспечить в 2004 году в  рамках  реализации  городской
целевой  программы поддержки некоммерческих спортивных организаций
финансирование ДЮСШ и СДЮШОР,  подведомственных некоммерческой ор-
ганизации Ассоциации "МГКС ДСО профсоюзов",  в необходимых объемах
за счет средств бюджета города Москвы.
     Одновременно проработать вопрос о подведомственном подчинении
выше указанных школ.
     3.40. Продолжить  выплату  студентам высших учебных заведений
именных стипендий Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро
нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2003 года.
     3.41. Предусмотреть в  бюджете  города  Москвы  на  2004  год
средства  на  организацию  оздоровительных мероприятий для детей и
подростков,  в том числе в профильных городских и выездных лагерях
и  лагерях  труда и отдыха в период летних и зимних школьных кани-
кул.
     3.42. Сохранить  не  ниже  достигнутого в 2003 году уровня по
количеству бесплатных и льготных путевок в загородные детские  оз-
доровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной соци-
альной поддержке.
     3.43. Разработать и реализовать меры по развитию сети городс-
ких и загородных лагерей труда и отдыха.
     3.44. Сохранить  льготные  тарифы  на  проезд  организованных
групп детей в каникулярный период в городе, а также к местам отды-
ха и обратно.
     3.45. Предусмотреть в бюджете города Москвы  не  менее  391,3
млн.  рублей на приобретение земель в Подмосковье под коллективное
садоводство льготных категорий москвичей  и  затраты  по  развитию
инфраструктуры районов в местах размещения садоводческих некоммер-
ческих объединений.

     Правительство и работодатели:

     3.46. Принимать меры по сохранению социально-культурных  объ-
ектов организаций всех форм собственности,  осуществляющих образо-
вательную,  спортивную,  оздоровительную, культурно-досуговую дея-
тельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.

     Правительство и профсоюзы:

     3.47. Обеспечить  участие  профсоюзов  в реализации городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", в
разработке   и   принятии   городских  программ  "Молодежь  Москвы
(2004-2006 гг.)",  "Спорт Москвы (2004-2006 гг.)", а так же в раз-
витии детского отдыха и оздоровления.
     3.48. Осуществлять контроль  за  реализацией  мероприятий  по
обеспечению отдыха детей в оздоровительных учреждениях организаций
Москвы, расположенных на территории Московской области.
     3.49. Организовать  Новогодние представления для детей и под-
ростков в  дни  зимних школьных каникул 2004-2005 гг.  в Государс-
твенном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование на  до-
левых началах.

     Работодатели и профсоюзы:

     3.50. Осуществлять   постоянный   контроль  за  расходованием
средств социального страхования через своих представителей  в  ко-
миссиях по социальному страхованию.
     3.51. Предусматривать при заключении  коллективных  договоров
выделение  финансовых  средств  из фондов организаций в размере до
1,4 процента от фонда заработной платы для оплаты путевок на сана-
торно-курортное    лечение  и  оздоровление работников и членов их
семей.
     3.52. Предоставлять  льготные  путевки на санаторно-курортное
лечение работникам организаций на основании списков, согласованных
с профсоюзными комитетами этих организаций.
     3.53. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по
аккумулированию  финансовых  средств на приобретение жилой площади
для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов со-
циальной сферы.
     3.54. Предусмотреть в коллективных договорах  мероприятия  по
сохранению  объемов услуг,  оказываемых культурно-просветительными
учреждениями и спортивными сооружениями,  столовыми, другими оздо-
ровительными,  социально-бытовыми объектами организаций,  с учетом
действующих норм и фактической численности работающих, и поддержа-
нию на должном уровне их технического состояния.
     3.55. Предусматривать в коллективных договорах введение в ор-
ганизациях  штатных  единиц  инструкторов-методистов по физической
культуре.
     3.56. Предусмотреть  в  коллективных  договорах и соглашениях
отчисление средств на дополнительное негосударственное  пенсионное
обеспечение.

     Профсоюзы:
     3.57. Обеспечить  участие  детско-юношеских  спортивных  школ
(ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского ре-
зерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций в реализации Городской це-
левой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций.
     3.58. Организовать обучение руководителей клубных учреждений,
библиотек,  детских оздоровительных  лагерей  организаций  города,
детско-юношеских спортивных школ профсоюзов.

     Работодатели:

     3.59. Обеспечить  выплату  работающим гражданам установленных
законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ре-
бенка.
     3.60. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней) предостав-
ление  информации  органам социальной защиты населения о приеме на
работу пенсионеров в целях эффективного и  целевого  использования
средств городского бюджета.

     4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и со-
циального партнерства стороны обязуются:

     4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам,  включенным в
Соглашение,  после консультаций на уровне Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
     4.2. Официально  информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и правовых актах по проблемам,  включенным в Соглашение, дру-
гим социально-экономическим вопросам.
     4.3. Взаимно обеспечивать представителям  сторон  возможность
принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проб-
лемам,  не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный ин-
терес.
     4.4. Оказывать практическое и методическое содействие  заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных до-
говоров в организациях города.
     4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведо-
мительную регистрацию в установленном порядке коллективных догово-
ров.
     4.6. Способствовать предотвращению и разрешению  коллективных
трудовых споров.
     4.7. Оказывать содействие в работе учреждению  "Трудовой  ар-
битражный  суд для разрешения коллективных трудовых споров" и Мос-
ковскому городскому правовому центру "Защита".
     4.8. В  случае  возникновения коллективных трудовых споров по
вопросам Соглашения обращаться в учреждение "Трудовой  арбитражный
суд  для  разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его
рекомендации.
     4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отрас-
левые соглашения положений о передаче в случае возникновения  кол-
лективного трудового спора его рассмотрение в учреждении "Трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и вы-
полнять его рекомендации.
     4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защи-
та" бесплатные юридические консультации по трудовому законодатель-
ству,  законодательству о занятости для населения города Москвы, а
также  предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов
слабо защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
     4.11. Проводить согласованную политику по созданию и укрепле-
нию профсоюзных организаций в организациях, в том числе в зарубеж-
ных фирмах, осуществляющих свою деятельность в городе, привлечению
в профсоюзы работников из числа иностранной рабочей силы,  исполь-
зуемой в организациях городского хозяйства.
     4.12. Рекомендовать  при заключении окружных соглашений вклю-
чать в них обязательства о предоставлении в  пользование  окружным
отделениям Московской конфедерации промышленников и предпринимате-
лей (работодателей) необходимых помещений, в том числе, для прове-
дения выставочной деятельности.
     4.13. В  I квартале 2004 года обеспечить создание в "Московс-
кой промышленной газете" и газете "Тверская, 13", а также в окруж-
ных средствах массовой информации постоянной рубрики, рассказываю-
щей о практике социального партнерства в городе.
     4.14. Оказывать практическое содействие Московскому городско-
му правовому центру "Защита", а также Фонду содействия занятости и
охраны  труда "Столица" Московской федерации профсоюзов в деятель-
ности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о
занятости и охране труда в окружных и городских средствах массовой
информации на условиях социальной рекламы.

     Правительство:

     4.15. Обеспечить участие представителей профсоюзов и  работо-
дателей в работе формируемых Правительством Москвы на уровне горо-
да и административных округов постоянно действующих комиссий,  ра-
бочих групп,  рассматривающих вопросы размещения городского заказа
за счет бюджетных средств на конкурсной основе, о целесообразности
привлечения и использования иностранной рабочей силы, банкротства,
перебазирования, перепрофилирования, ликвидации организаций, обес-
печения  занятости,  улучшения жилищных условий населения и другие
проблемы,  связанные с реализацией социально-экономических интере-
сов горожан.
     4.16. Рекомендовать префектам административных округов  вклю-
чать в состав коллегий при префектурах председателей правлений ок-
ружных отделений Московской конфедерации промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
     4.17. При формировании проекта бюджета города Москвы  предус-
матривать средства на поддержку организаций, действующих в системе
социального партнерства.
     4.18. В  соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996
года N 10-ФЗ "О  профессиональных  союзах,  их  правах и гарантиях
деятельности"  предусмотреть  в  бюджете города средства в размере
18 870 тыс.  рублей на частичное финансирование деятельности учеб-
ных  центров  профсоюзов,  направленной на обучение представителей
сторон социального партнерства формам и методам договорного  регу-
лирования  социально-трудовых  отношений в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации.
     4.19. Выделить из бюджета города Москвы средства на финанси-
рование деятельности учреждения "Трудовой арбитражный суд для раз-
решения коллективных трудовых споров" в сумме 7 млн. рублей.
     4.20. Предоставить профсоюзам, их структурным подразделениям,
организациям,  учреждениям  право  арендовать нежилые помещения на
уровне базового (минимального) размера арендной платы  за  объекты
нежилого фонда.
     4.21. Обеспечить предоставление в пользование окружным  сове-
там  Московской Федерации профсоюзов,  их консультационно-правовым
пунктам необходимых помещений,  оборудования, средств транспорта и
связи,  оказывать  им  материальную,  техническую  помощь  за счет
средств целевых бюджетных фондов развития  территорий  администра-
тивных  округов и районов города Москвы в соответствии с заключен-
ными окружными соглашениями.
     4.22. Предоставить  Московской  конфедерации промышленников и
предпринимателей (работодателей) и ее  структурным  подразделениям
право арендовать нежилые помещения на уровне базового (минимально-
го) размера арендной платы за объекты нежилого фонда.

     Правительство и профсоюзы:

     4.23. Обеспечить дальнейшую работу  специалистов  Московского
городского  центра  "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны
труда "Столица" Московской федерации профсоюзов  в  консультацион-
но-правовых  пунктах,  расположенных в помещениях окружных советов
Московской федерации профсоюзов в административных округах города.
Предусмотреть увеличение штата юрисконсультов Московского  городс-
кого правового центра "Защита" и создание рабочих мест для них.

     Работодатели:

     4.24. Продолжить работу консультативно-методического кабинета
Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работо-
дателей) с представителями  социального  партнерства  по  вопросам
правового регулирования в сфере договорно-правовых,  имущественно-
земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состо-
янием организаций.

     Профсоюзы:

     4.25. Организовать  обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регу-
лирования трудовых отношений, практике заключения коллективных до-
говоров и соглашений.
     4.26. Не  выступать организаторами забастовок в случае выпол-
нения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предус-
мотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашения-
ми, коллективными договорами.

.

                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 9 декабря 2003 года N 1019-ПП

                                                              Проект



                            СОГЛАШЕНИЕ

         между Министерством труда и социального развития
           Российской Федерации и Правительством Москвы
    с участием московских объединений профсоюзов и московских
  объединений промышленников и предпринимателей (работодателей)
 о совместной деятельности по реализации государственной политики
  в области содействия занятости населения и социальных гарантий
               трудящимся города Москвы на 2004 год






     В целях  осуществления  совместной деятельности по реализации
государственной политики в области содействия занятости  населения
и социальных гарантий трудящимся города Москвы стороны:

     Министерство труда  и социального развития Российской Федера-
ции (далее - Минтруд России), в лице министра Российской Федерации
А.П. Починка,
     Правительство города Москвы (далее - Правительство Москвы), в
лице Мэра Москвы Ю.М. Лужкова,
     с участием:
     московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), в лице
председателя Московской Федерации профсоюзов М.Д. Нагайцева,
     московских объединений промышленников и предпринимателей (ра-
ботодателей) (далее - работодатели),  в лице председателя Московс-
кой конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)
Е.В. Паниной
     в пределах своей компетенции обязуются:
     1. Продолжить совместную работу,  направленную на обеспечение
соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда в ор-
ганизациях города.
     2. Укреплять взаимное сотрудничество по выработке форм и  ме-
тодов решения вопросов занятости и социальной защиты населения,  а
также совершенствования системы оплаты труда работников  организа-
ций бюджетной сферы.
     3. Не допускать снижения достигнутого уровня социальной защи-
ты  в области занятости населения,  включая полное и своевременное
обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан.
     4. Обеспечить  в  рамках Координационного комитета содействия
занятости населения города Москвы участие  профсоюзов  и  предпри-
нимателей (работодателей):
     - в определении направлений источников финансирования  и  эф-
фективности расходования средств,  выделяемых на обеспечение заня-
тости;
     - в реализации Программы содействия занятости населения горо-
да Москвы на 2002-2005 годы,  а также корректировке по  итогам  ее
выполнения.
     5. Не допускать роста уровня официально регистрируемой безра-
ботицы выше 0,8% от показателя экономически активного населения.
     6. В случае осложнения ситуации на рынке труда,  связанной  с
возможностью  массовых  увольнений работников,  разрабатывать сов-
местные мероприятия,  направленные на содействие занятости населе-
ния, поддержку высвобождаемых работников.
     7. Содействовать сохранению и развитию системы профориентаци-
онной  работы среди учащихся образовательных учреждений всех уров-
ней.
     8. Проводить согласованную политику в области обеспечения со-
циально-трудовой адаптации молодежи,  обеспечить координацию  дея-
тельности заинтересованных структур по организации временного тру-
доустройства несовершеннолетних граждан в возрасте  от  14  до  18
лет,  в том числе находящихся в социальных приютах и других учреж-
дениях социального обслуживания семьи и детей, а также выпускников
детских домов, развивать сеть лагерей труда и отдыха, поддерживать
движение трудовых объединений молодежи.
     9. Проводить  согласованную  политику в области регулирования
трудовой миграции на основе реализации Федерального закона "О пра-
вовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в час-
ти осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности  на
территории Российской Федерации.  Осуществлять консультации с объ-
единениями профсоюзов по подготовке предложений по объемам привле-
чения  иностранных  работников  при  формировании  квоты на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую  Федерацию
в целях осуществления трудовой деятельности.
     10. Осуществлять поддержку работы специализированных центров,
занимающихся вопросами труда и занятости,  переподготовки, профес-
сиональной ориентации и психологической помощи безработных граждан
и  незанятого населения,  разрешения коллективных трудовых споров,
условий и охраны труда.
     11. Проводить мероприятия по повышению заработной платы в со-
ответствии с федеральным и городским законодательством.
     12. Обеспечить  взаимодействие  федеральных  органов исполни-
тельной власти и органов исполнительной  власти  города  Москвы  в
принятии  мер,  направленных на снижение производственного травма-
тизма и профессиональной заболеваемости в организациях, подведомс-
твенных федеральным органам исполнительной власти и осуществляющих
свою деятельность на территории города Москвы.
     13. Проводить работу по совершенствованию нормативно-правово-
го обеспечения организации отдыха и оздоровления детей и  деятель-
ности загородных оздоровительных учреждений.
     14. Организовать совместные городские информационно-разъясни-
тельные  кампании  и акции,  включая массовые мероприятия (ярмарки
вакансий), проводить социологические исследования и опросы населе-
ния в сфере занятости. Активно привлекать городские, окружные, ра-
йонные средства массовой информации к информационному  обеспечению
реализации  государственной  политики занятости (о состоянии рынка
труда, возможностях трудоустройства и профобучения).
     15. Рассмотреть  вопрос  о  возможности создания на базе Мос-
ковского городского центра условий и охраны труда Центра подготов-
ки экспертов по сертификации в системе сертификации работ по охра-
не труда в организациях.
     16. Провести в городе Москве на базе Всероссийского выставоч-
ного центра Международную  специализированную  выставку  "Безопас-
ность и охрана труда - 2004" с участием разработчиков, изготовите-
лей и поставщиков средств индивидуальной защиты  населения  города
Москвы.
     17. Обеспечить  участие  представителей  сторон   социального
партнерства города Москвы в рассмотрении проектов нормативных пра-
вовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам  обяза-
тельного  социального  страхования от несчастных случаев на произ-
водстве и профессиональных заболеваний.
     18. Проводить  совместную работу по обобщению и распростране-
нию опыта урегулирования коллективных трудовых споров,  привлекать
специалистов Трудового арбитражного суда для разрешения коллектив-
ных трудовых споров.
     19. Проводить  совместную  работу по обучению трудовых арбит-
ров, социальных партнеров с использованием активных форм обучения.
     20. Обеспечить  взаимодействие Департамента федеральной госу-
дарственной службы занятости населения по городу Москве с  заинте-
ресованными городскими структурами в осуществлении учебного, науч-
но-методического и информационного обеспечения  профориентационной
работы среди населения.
     21. Обеспечить взаимодействие в соответствии с  законодатель-
ными  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в
решении вопросов по организации альтернативной гражданской службы.

     Минтруд России обязуется:
     22. Предусмотреть за счет средств федерального бюджета объемы
финансирования на реализацию мероприятий по  содействию  трудоуст-
ройства населения на 2004 год не ниже уровня 2003 года.
     23. Обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование
за  счет  федерального бюджета мероприятий по социальной поддержке
безработных граждан (выплаты пособий по безработице,  материальная
помощь, стипендии, досрочные пенсии).
     24. Обеспечить условия для функционирования Департамента  фе-
деральной  государственной  службы  занятости  населения по городу
Москве и государственных учреждений - центров занятости  населения
по городу Москве - в части финансирования деятельности,  норматив-
но-правового и информационного обеспечения.
     25. Рассмотреть  возможность оказания социальной и материаль-
ной поддержки работникам Департамента федеральной  государственной
службы  занятости населения по городу Москве и государственных уч-
реждений - Центров занятости населения по городу Москве.
     26. Способствовать решению вопроса о консолидации и распреде-
лении средств для организаций малого предпринимательства,  направ-
ляемых  на  предупредительные меры по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний работников.
     27. Провести  работу  по подготовке методических рекомендаций
по формированию баланса трудовых ресурсов и прогноза развития тру-
довых кадров с учетом потребностей региональных рынков труда.

     Правительство Москвы обязуется:
     28. Содействовать в выделении необходимых площадей для терри-
ториального органа Министерства труда и социального развития  Рос-
сийской  Федерации по вопросам занятости населения и государствен-
ных учреждений - центров занятости населения по городу  Москве  на
условиях льготной арендной платы.
     29. Способствовать проведению общественных и временных  работ
в организациях, находящихся в ведении органов исполнительной влас-
ти.
     30. Содействовать  в  размещении  информационных материалов о
рынке труда и деятельности органов службы  занятости  в  городских
средствах массовой информации, изготовлении и размещении городской
наружной социальной рекламы по тарифам городского заказа.
     31. Осуществлять  софинансирование программ активной политики
занятости населения,  обеспечивающих  эффективную  занятость насе-
ления города Москвы.
     32. Содействовать установлению льготной арендной платы в  со-
ответствии  с  городским  законодательством для нежилых помещений,
занимаемых Департаментом федеральной государственной службы  заня-
тости населения по городу Москве и государственными учреждениями -
центрами занятости населения по городу Москве.
     33. Продолжить работу, направленную на профилактику бродяжни-
чества и реабилитацию лиц без определенного места жительства.


                              Верно: