Рассмотрев проекты Московского трехстороннего соглашения меж-
ду Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями промышленников и предпринимателей (рабо-
тодателей) и Соглашения между Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Правительством Москвы с участием
московских объединений профсоюзов и московских объединений промыш-
ленников и предпринимателей (работодателей) о совместной деятель-
ности по реализации государственной политики в области содействия
занятости населения и социальных гарантий трудящимся города Москвы
на 2004 год (далее - Соглашение) Правительство Москвы отмечает,
что проекты отражают степень конструктивного взаимодействия между
социальными партнерами в выработке экономической и социальной по-
литики города по дальнейшему формированию механизма социального
диалога в решении общегородских проблем, сохранении социальной
стабильности в городе, а также в области совместной законотворчес-
кой деятельности.
Основой принимаемых обязательств является факт успешной реа-
лизации аналогичных Соглашений на 2003 год, которые по итогам ра-
боты за 9 месяцев т.г. в основном выполняются.
Заключая Соглашения на 2004 год, социальные партнеры намерены
продолжить совместную работу по поддержке отечественных производи-
телей, промышленности города, организаций малого и среднего бизне-
са, реализации государственной политики в области содействия заня-
тости населения, сохранению достигнутого уровня социальных и тру-
довых гарантий москвичей.
В целях повышения эффективности системы социального партнерс-
тва, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и соци-
альной сферы города, более активного применения системного прог-
раммно-целевого подхода к решению базовых проблем, стоящих перед
городом, Правительство Москвы постановляет:
1. Считать Московское трехстороннее соглашение между Прави-
тельством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московс-
кими объединениями промышленников и предпринимателей (работодате-
лей) и Соглашение между Министерством труда и социального развития
Российской Федерации и Правительством Москвы с участием московских
объединений профсоюзов и московских объединений промышленников и
предпринимателей (работодателей) о совместной деятельности по реа-
лизации государственной политики в области содействия занятости
населения и социальных гарантий трудящимся города Москвы на 2003
год за 9 месяцев т.г. в основном выполненными и обязать членов
Правительства Москвы, ответственных за выполнение соглашений на
2003 год, принять необходимые меры по их реализации в полном объ-
еме.
2. Одобрить проекты Московского трехстороннего соглашения на
2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями
профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предприни-
мателей (работодателей) (далее - Московское трехстороннее соглаше-
ние), согласно приложению 1 к настоящему постановлению, и Соглаше-
ния между Министерством труда и социального развития Российской
Федерации и Правительством Москвы с участием московских объедине-
ний профсоюзов и московских объединений промышленников и предпри-
нимателей (работодателей) о совместной деятельности по реализации
государственной политики в области содействия занятости населения
и социальных гарантий трудящимся города Москвы на 2004 год (далее
- Соглашение между Министерством труда и социального развития Рос-
сийской Федерации и Правительством Москвы), согласно приложению 2
к настоящему постановлению, и рекомендовать Мэру Москвы подписать
их со стороны Правительства Москвы.
3. Руководителям комплексов городского управления:
3.1. Обеспечить реализацию и своевременное финансирование
обязательств Правительства Москвы по Московскому трехстороннему
соглашению и Соглашению между Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Правительством Москвы.
3.2. Осуществлять оказание финансовой и иной помощи преиму-
щественно организациям, действующим в системе социального парт-
нерства в городе Москве, обеспечивающим реализацию обязательств по
Московскому трехстороннему соглашению, коллективным договорам.
4. Комитету общественных связей города Москвы:
4.1. До 1 февраля 2004 года подготовить предложения по соста-
ву представителей Правительства Москвы в Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее -
Московская трехсторонняя комиссия) и возложению контроля за выпол-
нением Московского трехстороннего соглашения и Соглашения между
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и
Правительством Москвы на 2004 год и представить на утверждение
Правительства Москвы.
4.2. Осуществлять организацию работы со стороны Правительства
Москвы Московской трехсторонней комиссии, подготовку и проведение
заседаний, в том числе внеочередных, в случае необходимости.
4.3. Обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти
города и государственных органов надзора и контроля при осущест-
влении координации и контроля за соблюдением законодательства о
труде, условиях и охране труда в организациях города.
4.4. Продолжить взаимодействие и координацию деятельности ор-
ганов исполнительной власти города с Департаментом федеральной го-
сударственной службы занятости населения по городу Москве в части
реализации мероприятий, направленных на недопущение роста офици-
ально зарегистрированной безработицы выше 0,8% от показателя эко-
номически активного населения города Москвы, а также на содействие
занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
5. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы при формировании Программы Правительства Москвы на 2004 год
руководствоваться обязательствами Правительства Москвы по Московс-
кому трехстороннему соглашению.
6. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы, Департаменту финансов города Москвы, Комитету общественных
связей города Москвы, Управлению бюджетного планирования и городс-
кого заказа города Москвы продолжить работу по поэтапному прибли-
жению размера городского минимума оплаты труда к прожиточному ми-
нимуму трудоспособного населения.
7. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы
обеспечить участие представителей московских объединений профсою-
зов, промышленников и предпринимателей (работодателей) в реализа-
ции Комплексной программы промышленной деятельности в городе Моск-
ве на 2004-2006 годы.
8. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства города Москвы в целях дальнейшего развития малого предприни-
мательства, распространения опыта работы лучших малых предприятий
города провести в январе-марте 2004 года общегородской конкурс
"Московский предприниматель".
9. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы:
9.1. Обеспечить в полном объеме выполнение организациями, фи-
нансируемыми из бюджета города Москвы, обязательств Московского
трехстороннего соглашения по установлению городского минимума оп-
латы труда.
9.2. Осуществлять ежемесячный контроль за выплатой средств на
заработную плату с целью предупреждения появления задолженности
перед работниками организаций.
9.3. Совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) принимать оператив-
ные меры по ликвидации задолженности по выплате средств на зара-
ботную плату в организациях, расположенных на территории города
Москвы.
9.4. Обеспечить финансирование мероприятий по улучшению усло-
вий и охраны труда в соответствии с законодательством.
9.5. Совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) организовать прове-
дение в 2004 году городского конкурса профессионального мастерства
"Московские мастера".
9.6. Продолжить в соответствии с Законом города Москвы от
22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" работу:
- по заключению и реализации городских отраслевых соглашений
с объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предп-
ринимателей (работодателей);
- по заключению и реализации городских окружных соглашений с
объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
10. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам ад-
министративных округов города Москвы проводить работу по информи-
рованию населения о деятельности Московской трехсторонней комис-
сии, проблемах, направлениях развития системы социального парт-
нерства в городе Москве на всех уровнях.
11. Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Меню М.А.
взять на контроль решение вопроса по формированию городского соци-
ального заказа на 2004 год на подготовку спортсменов в детско-юно-
шеских спортивных школах профсоюзов.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 9 декабря 2003 года N 1019-ПП
Проект
МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
на 2004 год
между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями промышленников и предпринимателей
(работодателей)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Пра-
вительство), Московская федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), Московская конфедера-
ция промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица мос-
ковских объединений промышленников и предпринимателей (далее - ра-
ботодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение (далее -
Соглашение) с целью создания на основе принципов социального парт-
нерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности го-
рода, развития промышленности и предпринимательства, социальной и
правовой защиты трудящихся и жителей столицы.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых
соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в органи-
зациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам,
развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содейс-
твие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для
переговоров в отраслях, административных округах и в организациях,
расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гаран-
тии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут
быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защи-
щенности трудящихся.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий
принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглаше-
нием между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийс-
кими объединениями работодателей и Правительством Российской Феде-
рации на 2002-2004 годы.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным
объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе
Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октяб-
ря 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов горо-
да Москвы от 19 февраля 2001 года N 72, от 16 января 2002 года
N 3).
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего
развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московс-
кой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых от-
ношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходи-
мые решения, формируют предложения в адрес законодательных, испол-
нительных органов власти Российской Федерации и добиваются их реа-
лизации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две дру-
гие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Для целей Соглашения стороны договорились считать городским
минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отрабо-
тавшему месячную норму рабочего времени, установленную законода-
тельством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обя-
занности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оп-
лату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, пре-
мии и другие поощрительные выплаты.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных
средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, вклю-
чаются в бюджет города Москвы на 2004 год, вносимый на утверждение
Московской городской Думой.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а так-
же сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и орга-
низационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения
и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязатель-
ств по Соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо
виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом горо-
да Москвы от 22.10.97 N 44 и федеральным законодательством.
Стороны обязуются информировать москвичей о ходе реализации
Соглашения не реже двух раз в год.
Соглашение вступает в силу 1 января 2004 года и действует до
вступления в силу нового Соглашения.
1. В области развития отраслей экономики города, предпринима-
тельства, обеспечения занятости населения города стороны обязуют-
ся:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города на 8 процентов по сравнению с пре-
дыдущим годом.
1.2. С целью сохранения промышленного потенциала в городе
Москве, противодействия стихийному переделу собственности в про-
мышленном секторе экономики города Москвы и использования земель-
ных участков производственного назначения не по целевому назначе-
нию обеспечить выполнение постановления Правительства Москвы от 29
июля 2003 года N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного по-
тенциала города Москвы" в полном объеме.
1.3. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки городских
товаропроизводителей всех форм собственности, предотвращения скуп-
ки акций организаций города коммерческими структурами с целью их
закрытия, перепрофилирования или банкротства, информировать моск-
вичей о результатах работы в этом направлении.
1.4. В рамках программных мероприятий по оптимизации террито-
риального размещения промышленности Комплексной программы промыш-
ленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. осуществлять
финансирование проектов, направленных на техническое перевооруже-
ние и реконструкцию организаций промышленности. Финансирование
проектов по реорганизации (перебазированию) производства осущест-
влять только при наличии территорий, отвечающих специфике данных
производств с технически подготовленной инфраструктурой. Не допус-
кать необоснованное перебазирование социально значимых для города
организаций промышленности.
1.5. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства,
защищающего интересы работников организаций, расположенных на тер-
ритории города Москвы, при смене собственников.
1.6. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому
оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности
в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе
Москве на 2004-2006 гг. участвовать в выработке механизмов по фи-
нансовому оздоровлению организаций, предупреждению банкротств, в
том числе преднамеренных и фиктивных.
1.7. В рамках программных мероприятий по содействию сохране-
нию и развитию специализированных организаций промышленности, при-
меняющих труд инвалидов, Комплексной программы промышленной дея-
тельности в городе Москве на 2004-2006 гг. принять участие в раз-
работке и реализации городской Программы поддержки специализиро-
ванных организаций промышленности, применяющих труд инвалидов на
2004-2006 гг. как составной части Комплексной программы.
1.8. Подготовить информацию о законах и иных нормативных ак-
тах, препятствующих обеспечению устойчивого роста промышленного
производства, для формирования предложений по внесению изменений и
дополнений в действующее законодательство.
1.9. Московской конфедерации промышленников и предпринимате-
лей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной
политики города Москвы провести три специализированные выставки
товаров московских производителей.
1.10. В рамках программных мероприятий по информационно-рек-
ламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы
промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. предус-
мотреть финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в
газете "Содружество".
1.11. Вносить согласованные предложения при корректировке
Программы содействия занятости населения города Москвы на
2002-2005 годы и осуществить необходимые действия по ее реализа-
ции.
1.12. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в опреде-
лении направлений и эффективности расходования средств, направляе-
мых на обеспечение занятости.
1.13. Осуществлять поддержку и долевое финансирование дея-
тельности специализированных учреждений, действующих на рынке тру-
да, имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти го-
рода Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
1.14. В целях содействия занятости инвалидов и молодежи в
возрасте до 18 лет и реализации федерального законодательства и
законодательства города Москвы в области квотирования рабочих мест
обеспечить взаимодействие с Государственным учреждением города
Москвы "Центр квотирования рабочих мест".
1.15. Совершенствовать и развивать систему профессиональной
ориентации среди учащихся всех уровней обучения путем расширения
масштабов профориентационной работы, в первую очередь, среди уча-
щихся и выпускников общеобразовательных школ, учреждений начально-
го и среднего профессионального образования.
1.16. Принять меры по сохранению и развитию системы професси-
онального образования, подготовки и переподготовки кадров в орга-
низациях, расположенных на территории города.
1.17. Разработать предложения по системе обеспечения первого
гарантированного места работы выпускникам начального, среднего и
высшего профессионального образования, проживающим в Московском
регионе.
1.18. Проводить согласованную политику социально-трудовой
адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтере-
сованных структур по организации временного трудоустройства несо-
вершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе на-
ходящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию оздоровле-
ния и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать
движение трудовых объединений молодежи.
1.19. Содействовать созданию системы организационных, право-
вых и экономических мер по формированию и реализации эффективной
политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кад-
ров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
1.20. Организовывать совместные городские информационно-разъ-
яснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмар-
ки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда,
возможностях трудоустройства и профобучения, проводить социологи-
ческие исследования и опросы населения в сфере занятости. Активно
привлекать городские средства массовой информации к информационно-
му обеспечению реализации государственной политики занятости.
1.21. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной
с угрозой массовых увольнений работников, разработать совместно с
Департаментом федеральной государственной службы занятости населе-
ния по городу Москве мероприятия по предупреждению массовых уволь-
нений, по поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятос-
ти увольняемым работникам.
1.22. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета
содействия занятости населения города Москвы.
1.23. Осуществлять в рамках Координационного комитета содейс-
твия занятости населения города Москвы координацию деятельности на
рынке труда специализированных государственных учреждений: Мос-
ковского центра труда и занятости молодежи "Перспектива", Московс-
кого центра социально-профессиональной адаптации и переподготовки
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, Женского
делового центра, Государственного центра профессиональной ориента-
ции и психологической поддержки безработных граждан и незанятого
населения, Московского городского правового центра "Защита", Мос-
ковского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, а также
Фонда содействия занятости и охраны труда "Столица" Московской фе-
дерации профсоюзов, Учебно-информационного центра Московской кон-
федерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.24. На основе предоставляемой Департаментом федеральной го-
сударственной службы занятости населения по городу Москве информа-
ции ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа тру-
да", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газе-
та", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и
безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального
обучения.
1.25. В целях повышения престижа массовых профессий и содейс-
твия повышению квалификации работников провести в марте-августе
2004 года городской конкурс профессионального мастерства "Московс-
кие мастера".
1.26. В целях дальнейшего развития малого предпринимательст-
ва, распространения опыта работы лучших малых предприятий города
провести в январе-марте 2004 года общегородской конкурс "Московс-
кий предприниматель".
1.27. Разместить на официальных сайтах сторон материалы о
практике социального партнерства, в том числе о победителях го-
родского конкурса "Московские мастера" и лауреатах премии города
Москвы.
1.28. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ прог-
рамм, в том числе программы "Прорыв", о деятельности сторон по
развитию социального партнерства, поддержке городских товаропроиз-
водителей, развитию промышленности города при ее финансовом обес-
печении в рамках программных мероприятий по информационно-реклам-
ной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы
промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.
Правительство и работодатели:
1.29. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы
выше 0,8 процента от показателя экономически активного населения
города.
1.30. Предусмотреть в рамках программных мероприятий по раз-
витию системы подготовки и переподготовки кадров Комплексной прог-
раммы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.
финансовое обеспечение на открытие пяти учебных (ресурсных) цент-
ров Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (ра-
ботодателей), в том числе для профессиональной адаптации и пере-
подготовки граждан, уволенных в запас.
1.31. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в
первую очередь граждан, особо нуждающихся в социальной защите,
способствовать проведению оплачиваемых общественных работ и вре-
менному трудоустройству безработных граждан в организациях, нахо-
дящихся в ведении городских органов исполнительной власти.
1.32. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети фир-
менной торговли продукцией организаций московских товаропроизводи-
телей. В рамках программных мероприятий по развитию товаропроводя-
щей сети Комплексной программы промышленной деятельности в городе
Москве на 2004-2006 гг. совместно с Московской конфедерацией про-
мышленников и предпринимателей (работодателей) и ОАО "Карта Оте-
чества" продолжить работу по созданию сети фирменных магазинов
"Товары Отечества", предусмотрев открытие в них специализированных
отделов по обслуживанию ветеранов войны и труда и социально неза-
щищенных слоев населения, для чего предложить конфедерации помеще-
ния, пригодные для организации торговли.
1.33. Привлечение иностранных работников осуществлять в соот-
ветствии с установленной квотой на 2004 год.
Правительство:
1.34. При закупках продукции для городских нужд у московских
организаций, осуществляемых через систему городского заказа по
конкурсу, учитывать при прочих равных условиях их участие в систе-
ме социального партнерства и реализацию ими обязательств по Мос-
ковскому трехстороннему соглашению.
1.35. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по
городскому заказу.
1.36. С целью расширения возможностей участия московских ор-
ганизаций в конкурсе на получение городского заказа направлять в
Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей (работо-
дателей) реестр поставляемой по городскому заказу продукции в со-
ответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 июля 2003 г.
N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования, размеще-
ния и исполнения городских государственных заказов", а также пере-
чень вновь начинаемых объектов социальной сферы, подлежащих капи-
тальному ремонту и реконструкции в текущем году.
1.37. Оказывать содействие московским товаропроизводителям в
проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в
соответствии с городским и федеральным законодательством и прог-
раммой "Московское качество". Предусмотреть возможность освобожде-
ния московских организаций-товаропроизводителей от оплаты за право
размещения средств наружной рекламы своей продукции на зданиях и
сооружениях, принадлежащих организации, по перечню, согласованному
с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (ра-
ботодателей).
1.38. Ежеквартально представлять сторонам социального парт-
нерства информацию о результатах экспертизы о наличии в организа-
циях, расположенных на территории города, признаков преднамеренно-
го и фиктивного банкротства.
1.39. Представлять профсоюзам и работодателям информацию о
перебазировании, реформировании, ликвидации предприятий и органи-
заций и реабилитации освобождаемых территорий.
1.40. При реализации государственных городских целевых прог-
рамм обеспечивать создание и сохранение рабочих мест для жителей
города.
1.41. Осуществлять меры по комплектованию кадрами врачей -
специалистов и медицинского персонала медицинских учреждений
города, а также педагогическими кадрами учреждений образования го-
рода, особенно в районах новостроек.
1.42. При выделении средств организациям из Целевого бюджет-
ного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве на создание
рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите,
учитывать участие организаций в системе социального партнерства и
реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглаше-
нию.
1.43. Оказывать организационную, техническую и финансовую
поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи
к научно-техническому творчеству.
1.44. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно -
текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии
рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о
выполнении Программы содействия занятости населения города Москвы
на 2002-2005 годы.
1.45. Проводить согласованную политику в области регулирова-
ния трудовой миграции на основе реализации положения Федерального
закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе-
дерации" в части осуществления трудовой деятельности на территории
Российской Федерации. Обеспечить взаимодействие Межведомственной
комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных ра-
ботников и Экспертной комиссии Департамента федеральной государс-
твенной службы занятости населения по городу Москве по выдаче зак-
лючений на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Работодатели:
1.46. Не допускать массового увольнения работников. Критерия-
ми массового увольнения считать показатели численности увольняемых
работников за определенный период времени: увольнение работников в
связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой фор-
мы с численностью работающих 30 и более человек; сокращение чис-
ленности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.47. В случае угрозы массового увольнения информировать
профсоюзы, Департамент федеральной государственной службы занятос-
ти населения по городу Москве, не менее чем за три месяца и сов-
местно разработать меры, направленные на уменьшение численности
работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на
режим неполного рабочего времени и др.).
1.48. В соответствии с коллективными договорами и соглашения-
ми предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобуче-
ния новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой
работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.49. Представлять в Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве информацию о наличии
вакантных рабочих мест (должностей) и о потребности в создании но-
вых (дополнительных) рабочих мест.
1.50. Организовать обучение руководителей организаций и спе-
циалистов практическим вопросам, связанным с работой в рамках пра-
вил деятельности Всемирной торговой организации.
Работодатели и профсоюзы:
1.51. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать
проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2 про-
центов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увели-
чение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и
рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобож-
даемых работников до наступления срока расторжения трудового дого-
вора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к ус-
тановленным законодательством.
Профсоюзы:
1.52. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малоо-
беспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудо-
вого законодательства.
1.53. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "Столи-
ца" Московской федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве
ищущих работу граждан и обучении по вопросам охраны труда отдель-
ных категорий работников.
2. В области регулирования оплаты труда и создания благопри-
ятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий
тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а
также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, с
1 мая 2004 года - 2000 рублей, и с 1 октября 2004 года - 2500 руб-
лей.
2.2. Продолжить работу по доведению городского минимума опла-
ты труда до прожиточного минимума трудоспособного москвича, уста-
навливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.3. Ежеквартально определять прожиточный минимум по городу
Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике
Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в газетах
"Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промыш-
ленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ Центр" и ОАО "ГТК "ТВ
Столица".
2.4. Обеспечить в рамках Рабочей группы Правительства Москвы
и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управле-
ния, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации за-
долженности по выплате средств на заработную плату, реализацию ме-
роприятий по полному погашению и предупреждению появления задол-
женности по заработной плате перед работниками организаций, распо-
ложенных на территории города Москвы.
2.5. Обеспечить выполнение мероприятий Городской программы по
охране труда на 2002-2004 гг.
2.6. В рамках реализации Городской программы по охране труда
на 2002-2004 годы продолжить на базах Промышленно-экономического
института Московской конфедерации промышленников и предпринимате-
лей (работодателей) и Учебно-исследовательского центра Московской
федерации профсоюзов обучение отдельных категорий застрахованных
работников охране труда на производстве.
2.7. Развивать взаимодействие с органами государственного
надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде
и охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на
территории города Москвы.
2.8. Продолжить обучение представителей общественных объеди-
нений, организаций и органов исполнительной власти города, занима-
ющихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопас-
ности, а также изучение зарубежного опыта в этой области.
Правительство:
2.9. Увеличить фонд оплаты труда работников учреждений соци-
альной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, не менее чем
на 30 процентов к уровню 2003 года.
2.10. Увеличить абсолютный размер доплат из бюджета города
Москвы работникам социальной сферы с 1 мая 2004 года на 15 процен-
тов и с 1 октября 2004 года - не менее чем на 25 процентов.
2.11. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях
города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание.
2.12. Обеспечить функционирование элементов экологического
мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мо-
ниторинга окружающей природной среды города и продолжить формиро-
вание единой городской системы экологического мониторинга.
Правительство и работодатели:
2.13. Обеспечить выполнение промышленными организациями и
иными хозяйствующими субъектами требований экологической безопас-
ности при транспортировке, обезвреживании и переработке промышлен-
ных и бытовых отходов и осуществлять плановый контроль за выполне-
нием указанных требований. Своевременно обновлять банк данных по
промышленным и бытовым отходам и перечень организаций, обеспечива-
ющих их сортировку и переработку.
Работодатели:
2.14. Обеспечивать выплату заработной платы работникам при
полном рабочем дне в размере не ниже установленного в Московском
трехстороннем соглашении городского минимума оплаты труда и разра-
батывать совместно с профсоюзами меры по ее поэтапному повышению
до величины прожиточного минимума, в соответствии с постановлением
Правительства Москвы.
2.15. Не допускать задержек выплаты заработной платы работни-
кам по вине работодателя. В коллективных договорах и соглашениях
определять размер ее индексации, но не ниже одной трехсотой дейс-
твующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации.
2.16. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за
труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения
размеров основной заработной платы.
2.17. В коллективных договорах предусматривать положение о
признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты
заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работо-
дателя, если работник в письменной форме известил работодателя о
начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее
2/3 средней заработной платы.
2.18. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на
уровне не ниже двух третей от общего его размера.
2.19. Обеспечить условия для осуществления контроля государс-
твенными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законо-
дательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда, охраны
труда и экологической безопасности.
2.20. Незамедлительно информировать отраслевые и функциональ-
ные органы исполнительной власти города Москвы, органы местного
самоуправления и соответствующие профсоюзные органы о групповых и
тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным ис-
ходом, происшедших на производстве.
2.21. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприя-
тия по охране труда и осуществлять их финансирование в соответс-
твии с федеральным и городским законодательством об охране труда.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работ-
ника должны составлять не менее суммы годового минимального разме-
ра оплаты труда.
2.22. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами
и соглашениями дополнительные к установленным законодательством
компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и рабо-
тах с вредными или опасными условиями труда.
2.23. Обеспечить организацию горячего лечебно-профилактичес-
кого питания работников организаций, в том числе льготного и бесп-
латного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллек-
тивными договорами.
2.24. Предусматривать в коллективных договорах предоставление
оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и ко-
миссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю
состояния и условий охраны труда.
2.25. Включать представителей профсоюзных органов, техничес-
ких инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вво-
димые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и
объекты социальной сферы.
2.26. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг перевод-
чиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в ор-
ганизациях, где их численность составляет более 15 человек.
Профсоюзы:
2.27. Осуществлять общественный контроль за соблюдением зако-
нодательных и иных нормативно-правовых актов по труду силами пра-
вовых и технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных
(доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни
горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
3.1. Обеспечить проведение в соответствии с порядком, уста-
новленным законодательством Российской Федерации, аудита экономи-
ческой и технологической деятельности поставщиков услуг при изме-
нении размера тарифа на их услуги и осуществление экспертной оцен-
ки влияния увеличения размера тарифа на энергоносители на цены ос-
новных групп товаров и услуг с обязательным опубликованием резуль-
татов в средствах массовой информации.
3.2. В пределах своей компетенции принимать необходимые меры,
направленные на восстановление уровня и объемов социальных гаран-
тий трудящимся, утраченных после введения единого социального на-
лога.
3.3. Проводить согласованную политику в области развития
культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского
и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, соци-
ально-культурных объектов города.
3.4. Принимать долевое участие в финансировании ведомственных
организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений,
культурно-досуговых и физкультурно-спортивных организаций и цент-
ров, работающих с детьми и подростками.
3.5. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоро-
вительных лагерей организаций всех форм собственности и принять
долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого
в 2003 году.
3.6. Принимать долевое участие в финансировании культур-
но-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на
базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреж-
дений дополнительного образования.
3.7. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и
противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания
детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием
технической инспекции труда Московской федерации профсоюзов и от-
раслевых профсоюзов.
3.8. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лаге-
рям организаций города.
3.9. Продолжить работу по выработке принципов функционирова-
ния в городе системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Правительство:
3.10. Предусмотреть финансирование мероприятий и программ со-
циальной направленности в объеме не менее 40 процентов расходов
бюджета города Москвы.
3.11. Формирование социальных статей бюджета города Москвы
осуществлять с учетом мнения профсоюзов.
3.12. Сохранить гарантированные виды бесплатной медицинской
помощи населению города. Не допускать закрытия, перепрофилирования
и передачи коммерческим организациям помещений медицинских учреж-
дений под другие цели.
3.13. Выделять средства из целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на приобретение санаторно-курортных путе-
вок "Мать и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных се-
мей.
3.14. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на вып-
лату единовременного пособия молодой семье на рождение: первого
ребенка в 5-кратном размере прожиточного минимума, второго ребен-
ка - в 7-кратном размере, третьего ребенка - в 10-кратном размере.
3.15. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся об-
щеобразовательных школ.
3.16. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на
детей до 3 лет отдельным категориям населения на возмещение роста
стоимости продуктов питания.
3.17. Не допускать перепрофилирования магазинов по продаже
товаров повседневного спроса и продуктов питания в районах массо-
вого проживания москвичей.
3.18. Осуществлять доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам
до "социальной нормы", приближая ее размер к прожиточному минимуму
пенсионера, устанавливаемому ежеквартально постановлением Прави-
тельства Москвы.
3.19. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, ин-
валидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного
пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание
им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2003 года.
3.20. Сохранить для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и де-
тей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд, для
школьников, учащихся учреждений начального профессионального обра-
зования и студентов дневной формы обучения среднего и высшего про-
фессионального образования, обучающихся в государственных учебных
заведениях и аккредитованных негосударственных вузах - льготный
проезд в городском транспорте.
3.21. С учетом инфляции сохранить дотирование из городского
бюджета стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных
услуг, выделение субсидий на покрытие убытков городского пасса-
жирского транспорта, возникающих при оказании услуг по перевозке
пассажиров.
3.22. Обеспечить проведение ремонта жилых домов и благоуст-
ройство территорий, на базе которых созданы товарищества собствен-
ников жилья и сформированы кондоминиумы, а также установку прибо-
ров учета поставляемых энергоресурсов на равных условиях с домами,
находящимися в управлении государственных жилищных организаций (за
исключением новостроек).
3.23. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города
осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства горо-
да.
3.24. Изменение тарифов на все жилищно-коммунальные услуги
производить не чаще, чем один раз в год, если иное не вызывается
принятием федеральных нормативных правовых актов. Информировать
социальных партнеров о готовящихся решениях за 1 месяц до их при-
нятия.
3.25. Осуществить жилищное строительство не менее 4 500
тыс. кв. м, в том числе 400 тыс. кв. м жилой площади социального
использования для решения общегородских задач, до 1 300 тыс. кв. м
для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого
жилищного фонда и 200 тыс. кв. м для обеспечения жильем по прог-
рамме "Молодой семье - доступное жилье". При отселении москвичей
из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, попавшего под ликвида-
цию или реконструкцию, предусмотреть возможность предоставления им
жилой площади в этих же районах ("волновой способ").
3.26. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2004 год ас-
сигнования на предоставление безвозмездных жилищных субсидий для
очередников по месту жительства на строительство или приобретение
жилья с выделением на эти цели не менее 1120 млн. рублей.
3.27. Сохранить не ниже уровня 2003 года выделение бюджетным
организациям городского хозяйства жилой площади по договорам куп-
ли-продажи с рассрочкой платежа до 7 лет при первоначальном взносе
не более 30 процентов для обеспечения работников, являющихся оче-
редниками по месту работы и жительства.
3.28. Продолжить работу по ликвидации общежитий квартирной
планировки путем перевода их в жилищный фонд города.
3.29. В программе реализации жилой площади в 2004 году пре-
дусмотреть выделение жилой площади социального использования бюд-
жетным организациям городского хозяйства для завершения расселения
рабочих общежитий, расположенных в домах квартирной планировки, с
целью последующей ликвидации этих общежитий в установленном поряд-
ке.
3.30. Осуществлять прием ведомственного жилищного и нежилого
фондов и объектов коммунального хозяйства в собственность города
Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.31. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой пло-
щади бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ
и поликлиник новостроек в районах массовой застройки.
3.32. Предусматривать по действующим договорам аренды земель-
ных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при
предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных
организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образо-
вательных организаций, а также организаций культуры, здравоохране-
ния, физической культуры и спорта, туризма, находящихся в собс-
твенности профсоюзов, либо финансируемым за счет профсоюзов в пол-
ном объеме, ставку арендной платы в размере 30 процентов от базо-
вой ставки за земельные участки, используемые профсоюзами или их
организациями по целевому назначению.
3.33. Установить, что по действующим договорам аренды, а
также по договорам, перезаключаемым на новый срок с арендаторами,
надлежащим образом исполняющими свои обязанности, арендная плата
рассчитывается по методике расчета арендной платы на пользование
объектами нежилого фонда, находящимся в собственности города Моск-
вы, но при этом увеличение размера арендной платы на 2004 год не
должно превышать 25% по сравнению с арендной платой, установленной
на 2003 год.
3.34. Рассмотреть перечень платежей для возможного установле-
ния на 2004 год понижающего коэффициента в размере 0,5 для органи-
заций, занимающих объекты непроизводственного назначения (субъек-
тов малого предпринимательства).
3.35. Обеспечить возмещение эксплуатационных затрат на содер-
жание спортивных сооружений организациям спортивного профиля горо-
да независимо от ведомственной принадлежности и формы собственнос-
ти по энергоресурсам, водоснабжению согласно Закону города Москвы
от 26 июня 1996 года N 20 "О физической культуре и спорте" на ос-
новании решений постоянно действующей комиссии с участием профсою-
зов,утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных органи-
заций.
3.36. Сохранить на уровне не ниже 2003 года объемы финансиро-
вания некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу
с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
3.37. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями
возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития
территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и
юношеского самодеятельного художественного и технического твор-
чества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и мо-
лодежью, осуществляемую организациями культуры и спорта, в соот-
ветствии с направлениями расходования, предусмотренными в бюджете
города Москвы на 2004 год.
3.38. Осуществлять организационную и финансовую помощь Мос-
ковскому городскому центральному туристическому клубу, "Ассоциации
МГКС ДСО профсоюзов", Городскому спортивному клубу "Буревестник",
Городскому межотраслевому физкультурно-спортивному клубу инвалидов
в проведении физкультурно-спортивных мероприятий при включении их
в календарь физкультурно-массовых и спортивных мероприятий Мос-
комспорта.
3.39. Обеспечить в 2004 году в рамках реализации городской
целевой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций
финансирование ДЮСШ и СДЮШОР, подведомственных некоммерческой ор-
ганизации Ассоциации "МГКС ДСО профсоюзов", в необходимых объемах
за счет средств бюджета города Москвы.
Одновременно проработать вопрос о подведомственном подчинении
выше указанных школ.
3.40. Продолжить выплату студентам высших учебных заведений
именных стипендий Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро
нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2003 года.
3.41. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2004 год
средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей и
подростков, в том числе в профильных городских и выездных лагерях
и лагерях труда и отдыха в период летних и зимних школьных кани-
кул.
3.42. Сохранить не ниже достигнутого в 2003 году уровня по
количеству бесплатных и льготных путевок в загородные детские оз-
доровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной соци-
альной поддержке.
3.43. Разработать и реализовать меры по развитию сети городс-
ких и загородных лагерей труда и отдыха.
3.44. Сохранить льготные тарифы на проезд организованных
групп детей в каникулярный период в городе, а также к местам отды-
ха и обратно.
3.45. Предусмотреть в бюджете города Москвы не менее 391,3
млн. рублей на приобретение земель в Подмосковье под коллективное
садоводство льготных категорий москвичей и затраты по развитию
инфраструктуры районов в местах размещения садоводческих некоммер-
ческих объединений.
Правительство и работодатели:
3.46. Принимать меры по сохранению социально-культурных объ-
ектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образо-
вательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую дея-
тельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и профсоюзы:
3.47. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", в
разработке и принятии городских программ "Молодежь Москвы
(2004-2006 гг.)", "Спорт Москвы (2004-2006 гг.)", а так же в раз-
витии детского отдыха и оздоровления.
3.48. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей в оздоровительных учреждениях организаций
Москвы, расположенных на территории Московской области.
3.49. Организовать Новогодние представления для детей и под-
ростков в дни зимних школьных каникул 2004-2005 гг. в Государс-
твенном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование на до-
левых началах.
Работодатели и профсоюзы:
3.50. Осуществлять постоянный контроль за расходованием
средств социального страхования через своих представителей в ко-
миссиях по социальному страхованию.
3.51. Предусматривать при заключении коллективных договоров
выделение финансовых средств из фондов организаций в размере до
1,4 процента от фонда заработной платы для оплаты путевок на сана-
торно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей.
3.52. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное
лечение работникам организаций на основании списков, согласованных
с профсоюзными комитетами этих организаций.
3.53. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по
аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади
для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов со-
циальной сферы.
3.54. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по
сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными
учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздо-
ровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с учетом
действующих норм и фактической численности работающих, и поддержа-
нию на должном уровне их технического состояния.
3.55. Предусматривать в коллективных договорах введение в ор-
ганизациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической
культуре.
3.56. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях
отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное
обеспечение.
Профсоюзы:
3.57. Обеспечить участие детско-юношеских спортивных школ
(ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского ре-
зерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций в реализации Городской це-
левой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций.
3.58. Организовать обучение руководителей клубных учреждений,
библиотек, детских оздоровительных лагерей организаций города,
детско-юношеских спортивных школ профсоюзов.
Работодатели:
3.59. Обеспечить выплату работающим гражданам установленных
законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ре-
бенка.
3.60. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней) предостав-
ление информации органам социальной защиты населения о приеме на
работу пенсионеров в целях эффективного и целевого использования
средств городского бюджета.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и со-
циального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в
Соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, дру-
гим социально-экономическим вопросам.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность
принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проб-
лемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный ин-
терес.
4.4. Оказывать практическое и методическое содействие заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных до-
говоров в организациях города.
4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведо-
мительную регистрацию в установленном порядке коллективных догово-
ров.
4.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров.
4.7. Оказывать содействие в работе учреждению "Трудовой ар-
битражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и Мос-
ковскому городскому правовому центру "Защита".
4.8. В случае возникновения коллективных трудовых споров по
вопросам Соглашения обращаться в учреждение "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его
рекомендации.
4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отрас-
левые соглашения положений о передаче в случае возникновения кол-
лективного трудового спора его рассмотрение в учреждении "Трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и вы-
полнять его рекомендации.
4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защи-
та" бесплатные юридические консультации по трудовому законодатель-
ству, законодательству о занятости для населения города Москвы, а
также предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов
слабо защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
4.11. Проводить согласованную политику по созданию и укрепле-
нию профсоюзных организаций в организациях, в том числе в зарубеж-
ных фирмах, осуществляющих свою деятельность в городе, привлечению
в профсоюзы работников из числа иностранной рабочей силы, исполь-
зуемой в организациях городского хозяйства.
4.12. Рекомендовать при заключении окружных соглашений вклю-
чать в них обязательства о предоставлении в пользование окружным
отделениям Московской конфедерации промышленников и предпринимате-
лей (работодателей) необходимых помещений, в том числе, для прове-
дения выставочной деятельности.
4.13. В I квартале 2004 года обеспечить создание в "Московс-
кой промышленной газете" и газете "Тверская, 13", а также в окруж-
ных средствах массовой информации постоянной рубрики, рассказываю-
щей о практике социального партнерства в городе.
4.14. Оказывать практическое содействие Московскому городско-
му правовому центру "Защита", а также Фонду содействия занятости и
охраны труда "Столица" Московской федерации профсоюзов в деятель-
ности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о
занятости и охране труда в окружных и городских средствах массовой
информации на условиях социальной рекламы.
Правительство:
4.15. Обеспечить участие представителей профсоюзов и работо-
дателей в работе формируемых Правительством Москвы на уровне горо-
да и административных округов постоянно действующих комиссий, ра-
бочих групп, рассматривающих вопросы размещения городского заказа
за счет бюджетных средств на конкурсной основе, о целесообразности
привлечения и использования иностранной рабочей силы, банкротства,
перебазирования, перепрофилирования, ликвидации организаций, обес-
печения занятости, улучшения жилищных условий населения и другие
проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интере-
сов горожан.
4.16. Рекомендовать префектам административных округов вклю-
чать в состав коллегий при префектурах председателей правлений ок-
ружных отделений Московской конфедерации промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
4.17. При формировании проекта бюджета города Москвы предус-
матривать средства на поддержку организаций, действующих в системе
социального партнерства.
4.18. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996
года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" предусмотреть в бюджете города средства в размере
18 870 тыс. рублей на частичное финансирование деятельности учеб-
ных центров профсоюзов, направленной на обучение представителей
сторон социального партнерства формам и методам договорного регу-
лирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации.
4.19. Выделить из бюджета города Москвы средства на финанси-
рование деятельности учреждения "Трудовой арбитражный суд для раз-
решения коллективных трудовых споров" в сумме 7 млн. рублей.
4.20. Предоставить профсоюзам, их структурным подразделениям,
организациям, учреждениям право арендовать нежилые помещения на
уровне базового (минимального) размера арендной платы за объекты
нежилого фонда.
4.21. Обеспечить предоставление в пользование окружным сове-
там Московской Федерации профсоюзов, их консультационно-правовым
пунктам необходимых помещений, оборудования, средств транспорта и
связи, оказывать им материальную, техническую помощь за счет
средств целевых бюджетных фондов развития территорий администра-
тивных округов и районов города Москвы в соответствии с заключен-
ными окружными соглашениями.
4.22. Предоставить Московской конфедерации промышленников и
предпринимателей (работодателей) и ее структурным подразделениям
право арендовать нежилые помещения на уровне базового (минимально-
го) размера арендной платы за объекты нежилого фонда.
Правительство и профсоюзы:
4.23. Обеспечить дальнейшую работу специалистов Московского
городского центра "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны
труда "Столица" Московской федерации профсоюзов в консультацион-
но-правовых пунктах, расположенных в помещениях окружных советов
Московской федерации профсоюзов в административных округах города.
Предусмотреть увеличение штата юрисконсультов Московского городс-
кого правового центра "Защита" и создание рабочих мест для них.
Работодатели:
4.24. Продолжить работу консультативно-методического кабинета
Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работо-
дателей) с представителями социального партнерства по вопросам
правового регулирования в сфере договорно-правовых, имущественно-
земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состо-
янием организаций.
Профсоюзы:
4.25. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регу-
лирования трудовых отношений, практике заключения коллективных до-
говоров и соглашений.
4.26. Не выступать организаторами забастовок в случае выпол-
нения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предус-
мотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашения-
ми, коллективными договорами.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 9 декабря 2003 года N 1019-ПП
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
между Министерством труда и социального развития
Российской Федерации и Правительством Москвы
с участием московских объединений профсоюзов и московских
объединений промышленников и предпринимателей (работодателей)
о совместной деятельности по реализации государственной политики
в области содействия занятости населения и социальных гарантий
трудящимся города Москвы на 2004 год
В целях осуществления совместной деятельности по реализации
государственной политики в области содействия занятости населения
и социальных гарантий трудящимся города Москвы стороны:
Министерство труда и социального развития Российской Федера-
ции (далее - Минтруд России), в лице министра Российской Федерации
А.П. Починка,
Правительство города Москвы (далее - Правительство Москвы), в
лице Мэра Москвы Ю.М. Лужкова,
с участием:
московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), в лице
председателя Московской Федерации профсоюзов М.Д. Нагайцева,
московских объединений промышленников и предпринимателей (ра-
ботодателей) (далее - работодатели), в лице председателя Московс-
кой конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)
Е.В. Паниной
в пределах своей компетенции обязуются:
1. Продолжить совместную работу, направленную на обеспечение
соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда в ор-
ганизациях города.
2. Укреплять взаимное сотрудничество по выработке форм и ме-
тодов решения вопросов занятости и социальной защиты населения, а
также совершенствования системы оплаты труда работников организа-
ций бюджетной сферы.
3. Не допускать снижения достигнутого уровня социальной защи-
ты в области занятости населения, включая полное и своевременное
обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан.
4. Обеспечить в рамках Координационного комитета содействия
занятости населения города Москвы участие профсоюзов и предпри-
нимателей (работодателей):
- в определении направлений источников финансирования и эф-
фективности расходования средств, выделяемых на обеспечение заня-
тости;
- в реализации Программы содействия занятости населения горо-
да Москвы на 2002-2005 годы, а также корректировке по итогам ее
выполнения.
5. Не допускать роста уровня официально регистрируемой безра-
ботицы выше 0,8% от показателя экономически активного населения.
6. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с
возможностью массовых увольнений работников, разрабатывать сов-
местные мероприятия, направленные на содействие занятости населе-
ния, поддержку высвобождаемых работников.
7. Содействовать сохранению и развитию системы профориентаци-
онной работы среди учащихся образовательных учреждений всех уров-
ней.
8. Проводить согласованную политику в области обеспечения со-
циально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию дея-
тельности заинтересованных структур по организации временного тру-
доустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет, в том числе находящихся в социальных приютах и других учреж-
дениях социального обслуживания семьи и детей, а также выпускников
детских домов, развивать сеть лагерей труда и отдыха, поддерживать
движение трудовых объединений молодежи.
9. Проводить согласованную политику в области регулирования
трудовой миграции на основе реализации Федерального закона "О пра-
вовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в час-
ти осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на
территории Российской Федерации. Осуществлять консультации с объ-
единениями профсоюзов по подготовке предложений по объемам привле-
чения иностранных работников при формировании квоты на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию
в целях осуществления трудовой деятельности.
10. Осуществлять поддержку работы специализированных центров,
занимающихся вопросами труда и занятости, переподготовки, профес-
сиональной ориентации и психологической помощи безработных граждан
и незанятого населения, разрешения коллективных трудовых споров,
условий и охраны труда.
11. Проводить мероприятия по повышению заработной платы в со-
ответствии с федеральным и городским законодательством.
12. Обеспечить взаимодействие федеральных органов исполни-
тельной власти и органов исполнительной власти города Москвы в
принятии мер, направленных на снижение производственного травма-
тизма и профессиональной заболеваемости в организациях, подведомс-
твенных федеральным органам исполнительной власти и осуществляющих
свою деятельность на территории города Москвы.
13. Проводить работу по совершенствованию нормативно-правово-
го обеспечения организации отдыха и оздоровления детей и деятель-
ности загородных оздоровительных учреждений.
14. Организовать совместные городские информационно-разъясни-
тельные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки
вакансий), проводить социологические исследования и опросы населе-
ния в сфере занятости. Активно привлекать городские, окружные, ра-
йонные средства массовой информации к информационному обеспечению
реализации государственной политики занятости (о состоянии рынка
труда, возможностях трудоустройства и профобучения).
15. Рассмотреть вопрос о возможности создания на базе Мос-
ковского городского центра условий и охраны труда Центра подготов-
ки экспертов по сертификации в системе сертификации работ по охра-
не труда в организациях.
16. Провести в городе Москве на базе Всероссийского выставоч-
ного центра Международную специализированную выставку "Безопас-
ность и охрана труда - 2004" с участием разработчиков, изготовите-
лей и поставщиков средств индивидуальной защиты населения города
Москвы.
17. Обеспечить участие представителей сторон социального
партнерства города Москвы в рассмотрении проектов нормативных пра-
вовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам обяза-
тельного социального страхования от несчастных случаев на произ-
водстве и профессиональных заболеваний.
18. Проводить совместную работу по обобщению и распростране-
нию опыта урегулирования коллективных трудовых споров, привлекать
специалистов Трудового арбитражного суда для разрешения коллектив-
ных трудовых споров.
19. Проводить совместную работу по обучению трудовых арбит-
ров, социальных партнеров с использованием активных форм обучения.
20. Обеспечить взаимодействие Департамента федеральной госу-
дарственной службы занятости населения по городу Москве с заинте-
ресованными городскими структурами в осуществлении учебного, науч-
но-методического и информационного обеспечения профориентационной
работы среди населения.
21. Обеспечить взаимодействие в соответствии с законодатель-
ными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в
решении вопросов по организации альтернативной гражданской службы.
Минтруд России обязуется:
22. Предусмотреть за счет средств федерального бюджета объемы
финансирования на реализацию мероприятий по содействию трудоуст-
ройства населения на 2004 год не ниже уровня 2003 года.
23. Обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование
за счет федерального бюджета мероприятий по социальной поддержке
безработных граждан (выплаты пособий по безработице, материальная
помощь, стипендии, досрочные пенсии).
24. Обеспечить условия для функционирования Департамента фе-
деральной государственной службы занятости населения по городу
Москве и государственных учреждений - центров занятости населения
по городу Москве - в части финансирования деятельности, норматив-
но-правового и информационного обеспечения.
25. Рассмотреть возможность оказания социальной и материаль-
ной поддержки работникам Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве и государственных уч-
реждений - Центров занятости населения по городу Москве.
26. Способствовать решению вопроса о консолидации и распреде-
лении средств для организаций малого предпринимательства, направ-
ляемых на предупредительные меры по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний работников.
27. Провести работу по подготовке методических рекомендаций
по формированию баланса трудовых ресурсов и прогноза развития тру-
довых кадров с учетом потребностей региональных рынков труда.
Правительство Москвы обязуется:
28. Содействовать в выделении необходимых площадей для терри-
ториального органа Министерства труда и социального развития Рос-
сийской Федерации по вопросам занятости населения и государствен-
ных учреждений - центров занятости населения по городу Москве на
условиях льготной арендной платы.
29. Способствовать проведению общественных и временных работ
в организациях, находящихся в ведении органов исполнительной влас-
ти.
30. Содействовать в размещении информационных материалов о
рынке труда и деятельности органов службы занятости в городских
средствах массовой информации, изготовлении и размещении городской
наружной социальной рекламы по тарифам городского заказа.
31. Осуществлять софинансирование программ активной политики
занятости населения, обеспечивающих эффективную занятость насе-
ления города Москвы.
32. Содействовать установлению льготной арендной платы в со-
ответствии с городским законодательством для нежилых помещений,
занимаемых Департаментом федеральной государственной службы заня-
тости населения по городу Москве и государственными учреждениями -
центрами занятости населения по городу Москве.
33. Продолжить работу, направленную на профилактику бродяжни-
чества и реабилитацию лиц без определенного места жительства.
Верно: