Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 1024-ПП от 13 ноября 2001 года

О концепции закона города Москвы «Об экологическом контроле»

     В соответствии   с  постановлением  Правительства  Москвы  от
12 сентября 2000 года N 726 "О мерах по  совершенствованию законо-
проектной работы в органах исполнительной  власти  города"  Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию закона города Москвы "Об экологическом
контроле" (приложение).
     2. Департаменту  природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы:
     - во II квартале 2002 года внести на рассмотрение  Правитель-
ства  Москвы проект закона города Москвы "Об экологическом контро-
ле";
     - организовать рабочую группу для разработки  проекта  закона
города Москвы "Об экологическом контроле".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 13 ноября 2001 года  N 1024-ПП


                  Концепция закона города Москвы
                   "Об экологическом контроле"

     I. Современная ситуация в сфере законодательного  регулирова-
ния экологического контроля.

     Статья 72  Конституции  Российской  Федерации относит вопросы
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и субъектов
Российской Федерации.
     В соответствии  с Законом РСФСР "Об охране окружающей природ-
ной среды" (статьи 7-9) осуществление государственного экологичес-
кого  контроля  возлагается на специально уполномоченный государс-
твенный орган в области охраны окружающей природной среды,  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Принятые впоследствии федеральные законы и  иные  нормативные
правовые  акты в области охраны отдельных природных объектов фраг-
ментарно регулируют данную сферу отношений.
     Так Федеральным  законом "Об охране атмосферного воздуха" ус-
тановление порядка организации и проведения государственного конт-
роля  за охраной атмосферного воздуха отнесено к компетенции орга-
нов государственной власти  Российской  Федерации.  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 установлено,
что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха  осу-
ществляет  Министерство  природных ресурсов Российской Федерации и
его территориальные органы (п.2).
     Водный кодекс Российской Федерации и постановление Правитель-
ства Российской Федерации от 16.06.97 N 716 устанавливают, что го-
сударственный контроль за использованием и охраной водных объектов
осуществляется  государственными  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации,  специально уполномоченным госу-
дарственным органом управления использованием  и  охраной  водного
фонда,  специально уполномоченными государственными органами в об-
ласти охраны окружающей природной среды, другими органами исполни-
тельной  власти  в пределах их компетенции.
     Постановлением Правительства Российской Федерации N  1362  от
23.12.93  "Об  утверждении Положения о порядке осуществления госу-
дарственного контроля за использованием и охраной  земель  в  Рос-
сийской  Федерации" земельный контроль отнесен к компетенции госу-
дарственного специально уполномоченного органа  в  области  охраны
окружающей природной среды.
     Порядок осуществления государственного контроля в области ох-
раны  и  использования объектов животного мира федеральными норма-
тивными актами не регламентирован.
     Таким образом,  в  действующем  законодательстве  отсутствует
четкое разграничение полномочий федеральных и региональных органов
власти  и  управления в сфере проведения государственного экологи-
ческого контроля. Не регламентированы также порядок и условия про-
ведения  государственного  экологического  контроля органами госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации.
     Федеральный закон о государственном экологическом контроле до
настоящего времени не разработан,  что дает  достаточные  правовые
основания к разработке и принятию закона города Москвы об экологи-
ческом контроле,  отнесенном Конституцией Российской  Федерации  к
совместному  ведению  Российской  Федерации и субъектов Российской
Федерации.

     II. Цели и задачи проекта закона города Москвы  "Об  экологи-
ческом контроле".

     Проект закона  города Москвы "О государственном экологическом
контроле" призван в условиях пробельности  федерального  правового
регулирования  упорядочить  отношения между органами власти города
Москвы и хозяйствующими субъектами, действующими на территории го-
рода Москвы,  касающиеся соблюдения природоохранных требований при
планировании и осуществлении хозяйственной и иных  видов  деятель-
ности,  мер,  принимаемых  государственными органами к нарушителям
экологических норм и правил.
     Принятие такого закона города Москвы позволит снять имеющиеся
у хозяйствующих субъектов разногласия по компетенции органов влас-
ти  города  Москвы в части контроля за соблюдением природоохранных
требований при отсутствии регламентации данных вопросов  федераль-
ными  нормативными актами.  Отсутствие до настоящего времени таких
актов на федеральном и на городском уровнях приводит к  отсутствию
эффективной системы контроля,  а следовательно, негативно сказыва-
ется на состоянии зеленых насаждений,  водных объектов,  иных при-
родных объектов и комплексов на территории города Москвы.
     III. Структура проекта закона города Москвы "Об экологическом
контроле".

     Преамбула.
     В преамбуле  законопроекта  следует  очертить  круг отношений
(объектов экологического контроля),  на  которые  распространяются
положения закона.  В частности, отдельно необходимо указать на та-
кие объекты экологического контроля на территории  города  Москвы,
как деятельность в границах особо охраняемых природных территорий,
соблюдение условий заключений государственной  экологической  экс-
пертизы  и  заключений  природоохранных органов в системе исполни-
тельной власти города Москвы, соблюдение природоохранных условий и
требований, содержащихся в лицензиях, выдаваемых как на выполнение
природоохранных работ (услуг),  так и на иные  лицензируемые  виды
деятельности.

     Раздел "Общие положения"

     В данном  разделе  законопроекта  должны содержаться статьи о
законодательных и иных нормативных правовых актах,  регламентирую-
щих  осуществление  экологического  контроля  на территории города
Москвы,  задачи и принципы осуществления экологического  контроля,
перечень объектов,  подлежащих контролю, основные термины, исполь-
зуемые в законопроекте,  полномочия законодательной и исполнитель-
ной ветвей власти города Москвы в данной сфере, а также специально
уполномоченного органа Правительства Москвы, на который будет воз-
ложено  непосредственно  проведение  мероприятий по экологическому
контролю на территории Москвы.

     Раздел "Осуществление экологического контроля"

     В данном  разделе законопроекта необходимо урегулировать виды
экологического контроля (по уровням  -  осуществляемого  государс-
твенными органами  власти  Москвы,  правоохранительными  органами,
предприятиями,  общественными организациями). Детально регламенти-
руются виды и методы контроля (проведение проверок,  требования  о
представлении  необходимой  документации),  исчерпывающий перечень
прав и обязанностей сотрудников контролирующих органов, меры, при-
нимаемые ими в случае выявления нарушений природоохранных требова-
ний. Необходимо также структурирование ответственности и  правовых
возможностей органов государственной власти,  органов местного са-
моуправления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения  эколо-
гической безопасности по уровням муниципального района, префектуры
и города в целом.
     Порядок и условия  осуществления  экологического  контроля  и
принятия решений по применению мер воздействия к нарушителям необ-
ходимо прописать,  предусмотрев обязательное использование  в  том
числе  данных  экологического  мониторинга.
     Отдельную статью (ряд статей)  необходимо  посвятить  взаимо-
действию  органов  экологического  контроля  Москвы с федеральными
специально уполномоченными органами в  области  охраны  окружающей
среды, правоохранительными органами, в частности, регламентам про-
ведения совместных проверок.  Также следует прописать в законопро-
екте порядок взаимодействия органов,  осуществляющих экологический
контроль и санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе в слу-
чае аварийного загрязнения окружающей среды,  и урегулировать воп-
росы организации информационного обмена между  ними  по  данным  о
состоянии природных объектов на территории города в рамках ведения
социально-гигиенического мониторинга.
     Отдельно должен  быть  регламентирован вопрос принятия опера-
тивных мер при аварийном загрязнении окружающей среды на  террито-
рии  города  Москвы.  Отдельными положениями законопроекта следует
также урегулировать вопросы осуществления экологического  контроля
за вредным воздействием автотранспорта на окружающую среду, а так-
же порядок взаимодействия  органов,  осуществляющих  экологический
контроль, с органами ГИБДД ГУВД г.Москвы,  Московской транспортной
инспекцией в целях организации эффективного контроля за соблюдени-
ем требований по уровням шумового загрязнения и выбросов загрязня-
ющих веществ в атмосферный воздух на территории столицы.
 Раздел "Экономические механизмы экологического контроля"
     В данном разделе будут урегулированы  вопросы  финансирования
природоохранных  органов,  осуществляющих  экологический контроль,
порядок взимания и использования средств от штрафов,  налагаемых в
административном порядке за экологические правонарушения,  предус-
мотренные законодательными актами города Москвы,  а также  вопросы
расчета  и  возмещения городу ущерба,  причиненного экологическими
правонарушениями.
     Раздел "Заключительные положения"

     В данный раздел традиционно будут включены положения о вступ-
лении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих
нормативных правовых актов города Москвы.


                              Верно: