В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
12 сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законо-
проектной работы в органах исполнительной власти города" Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "Об экологическом
контроле" (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы:
- во II квартале 2002 года внести на рассмотрение Правитель-
ства Москвы проект закона города Москвы "Об экологическом контро-
ле";
- организовать рабочую группу для разработки проекта закона
города Москвы "Об экологическом контроле".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 13 ноября 2001 года N 1024-ПП
Концепция закона города Москвы
"Об экологическом контроле"
I. Современная ситуация в сфере законодательного регулирова-
ния экологического контроля.
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природ-
ной среды" (статьи 7-9) осуществление государственного экологичес-
кого контроля возлагается на специально уполномоченный государс-
твенный орган в области охраны окружающей природной среды, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятые впоследствии федеральные законы и иные нормативные
правовые акты в области охраны отдельных природных объектов фраг-
ментарно регулируют данную сферу отношений.
Так Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" ус-
тановление порядка организации и проведения государственного конт-
роля за охраной атмосферного воздуха отнесено к компетенции орга-
нов государственной власти Российской Федерации. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 установлено,
что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осу-
ществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации и
его территориальные органы (п.2).
Водный кодекс Российской Федерации и постановление Правитель-
ства Российской Федерации от 16.06.97 N 716 устанавливают, что го-
сударственный контроль за использованием и охраной водных объектов
осуществляется государственными органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным госу-
дарственным органом управления использованием и охраной водного
фонда, специально уполномоченными государственными органами в об-
ласти охраны окружающей природной среды, другими органами исполни-
тельной власти в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1362 от
23.12.93 "Об утверждении Положения о порядке осуществления госу-
дарственного контроля за использованием и охраной земель в Рос-
сийской Федерации" земельный контроль отнесен к компетенции госу-
дарственного специально уполномоченного органа в области охраны
окружающей природной среды.
Порядок осуществления государственного контроля в области ох-
раны и использования объектов животного мира федеральными норма-
тивными актами не регламентирован.
Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует
четкое разграничение полномочий федеральных и региональных органов
власти и управления в сфере проведения государственного экологи-
ческого контроля. Не регламентированы также порядок и условия про-
ведения государственного экологического контроля органами госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон о государственном экологическом контроле до
настоящего времени не разработан, что дает достаточные правовые
основания к разработке и принятию закона города Москвы об экологи-
ческом контроле, отнесенном Конституцией Российской Федерации к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
II. Цели и задачи проекта закона города Москвы "Об экологи-
ческом контроле".
Проект закона города Москвы "О государственном экологическом
контроле" призван в условиях пробельности федерального правового
регулирования упорядочить отношения между органами власти города
Москвы и хозяйствующими субъектами, действующими на территории го-
рода Москвы, касающиеся соблюдения природоохранных требований при
планировании и осуществлении хозяйственной и иных видов деятель-
ности, мер, принимаемых государственными органами к нарушителям
экологических норм и правил.
Принятие такого закона города Москвы позволит снять имеющиеся
у хозяйствующих субъектов разногласия по компетенции органов влас-
ти города Москвы в части контроля за соблюдением природоохранных
требований при отсутствии регламентации данных вопросов федераль-
ными нормативными актами. Отсутствие до настоящего времени таких
актов на федеральном и на городском уровнях приводит к отсутствию
эффективной системы контроля, а следовательно, негативно сказыва-
ется на состоянии зеленых насаждений, водных объектов, иных при-
родных объектов и комплексов на территории города Москвы.
III. Структура проекта закона города Москвы "Об экологическом
контроле".
Преамбула.
В преамбуле законопроекта следует очертить круг отношений
(объектов экологического контроля), на которые распространяются
положения закона. В частности, отдельно необходимо указать на та-
кие объекты экологического контроля на территории города Москвы,
как деятельность в границах особо охраняемых природных территорий,
соблюдение условий заключений государственной экологической экс-
пертизы и заключений природоохранных органов в системе исполни-
тельной власти города Москвы, соблюдение природоохранных условий и
требований, содержащихся в лицензиях, выдаваемых как на выполнение
природоохранных работ (услуг), так и на иные лицензируемые виды
деятельности.
Раздел "Общие положения"
В данном разделе законопроекта должны содержаться статьи о
законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирую-
щих осуществление экологического контроля на территории города
Москвы, задачи и принципы осуществления экологического контроля,
перечень объектов, подлежащих контролю, основные термины, исполь-
зуемые в законопроекте, полномочия законодательной и исполнитель-
ной ветвей власти города Москвы в данной сфере, а также специально
уполномоченного органа Правительства Москвы, на который будет воз-
ложено непосредственно проведение мероприятий по экологическому
контролю на территории Москвы.
Раздел "Осуществление экологического контроля"
В данном разделе законопроекта необходимо урегулировать виды
экологического контроля (по уровням - осуществляемого государс-
твенными органами власти Москвы, правоохранительными органами,
предприятиями, общественными организациями). Детально регламенти-
руются виды и методы контроля (проведение проверок, требования о
представлении необходимой документации), исчерпывающий перечень
прав и обязанностей сотрудников контролирующих органов, меры, при-
нимаемые ими в случае выявления нарушений природоохранных требова-
ний. Необходимо также структурирование ответственности и правовых
возможностей органов государственной власти, органов местного са-
моуправления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения эколо-
гической безопасности по уровням муниципального района, префектуры
и города в целом.
Порядок и условия осуществления экологического контроля и
принятия решений по применению мер воздействия к нарушителям необ-
ходимо прописать, предусмотрев обязательное использование в том
числе данных экологического мониторинга.
Отдельную статью (ряд статей) необходимо посвятить взаимо-
действию органов экологического контроля Москвы с федеральными
специально уполномоченными органами в области охраны окружающей
среды, правоохранительными органами, в частности, регламентам про-
ведения совместных проверок. Также следует прописать в законопро-
екте порядок взаимодействия органов, осуществляющих экологический
контроль и санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе в слу-
чае аварийного загрязнения окружающей среды, и урегулировать воп-
росы организации информационного обмена между ними по данным о
состоянии природных объектов на территории города в рамках ведения
социально-гигиенического мониторинга.
Отдельно должен быть регламентирован вопрос принятия опера-
тивных мер при аварийном загрязнении окружающей среды на террито-
рии города Москвы. Отдельными положениями законопроекта следует
также урегулировать вопросы осуществления экологического контроля
за вредным воздействием автотранспорта на окружающую среду, а так-
же порядок взаимодействия органов, осуществляющих экологический
контроль, с органами ГИБДД ГУВД г.Москвы, Московской транспортной
инспекцией в целях организации эффективного контроля за соблюдени-
ем требований по уровням шумового загрязнения и выбросов загрязня-
ющих веществ в атмосферный воздух на территории столицы.
Раздел "Экономические механизмы экологического контроля"
В данном разделе будут урегулированы вопросы финансирования
природоохранных органов, осуществляющих экологический контроль,
порядок взимания и использования средств от штрафов, налагаемых в
административном порядке за экологические правонарушения, предус-
мотренные законодательными актами города Москвы, а также вопросы
расчета и возмещения городу ущерба, причиненного экологическими
правонарушениями.
Раздел "Заключительные положения"
В данный раздел традиционно будут включены положения о вступ-
лении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих
нормативных правовых актов города Москвы.
Верно: