В целях уточнения порядка предоставления средств бюджета го-
рода Москвы на возвратной и возмездной основе - бюджетных кредитов
с учетом наработанной практики предоставления бюджетных кредитов
отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о предоставлении бюджетных кредитов
юридическим лицам в редакции, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу пункт 8.1 постановления Прави-
тельства Москвы от 19 июля 2005 г. N 514-ПП "Об исполнении бюджета
города Москвы за 2004 год и перспективном финансовом плане города
Москвы на 2006-2008 годы".
3. Главным распорядителям бюджетных средств города Москвы,
уполномоченным представлять город Москву в договорах о предостав-
лении бюджетных кредитов, привести в соответствие с Положением о
предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам (п.1) отрасле-
вые положения о предоставлении бюджетных кредитов, разработанные с
учетом специфики соответствующих отраслей.
4. Комитету государственных заимствований города Москвы по
запросу органов исполнительной власти города Москвы, уполномочен-
ных представлять город Москву в договорах о предоставлении бюджет-
ных кредитов, представлять в десятидневный срок информацию о сред-
ней ставке привлечения заемных средств, осуществляемых городом
Москвой на внутреннем финансовом рынке, за последние шесть меся-
цев, предшествующих дате обращения.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на министра Правительства Москвы Коростелева Ю.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 декабря 2005 г. N 1043-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ
ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в целях реализации статей 76
и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.1. Понятия, используемые в настоящем Положении:
- бюджетный кредит - форма расходов бюджета города Москвы,
которая предусматривает предоставление бюджетных средств на возв-
ратной и возмездной основе юридическим лицам;
- заемщик - получатель бюджетного кредита - юридическое лицо,
которому бюджетный кредит может быть предоставлен в соответствии с
настоящим Положением;
- Уполномоченный орган - орган исполнительной власти города
Москвы - главный распорядитель бюджетных средств, на которого воз-
ложены функции представлять город Москву в договорах бюджетного
кредитования;
- договор бюджетного кредитования - договор на предоставление
средств бюджета города Москвы на возвратной и возмездной основе в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы, настоящим Положением, заключаемый Уполномоченным органом с
юридическим лицом - заемщиком;
- Проверяющая организация - банк или иная организация, упол-
номоченная на конкурсной основе Департаментом финансов города
Москвы на проведение предварительной проверки финансового состоя-
ния заемщика и подготовку заключения;
- Отраслевая комиссия - Комиссия, созданная при Уполномочен-
ном органе для рассмотрения вопросов по предоставлению бюджетных
кредитов юридическим лицам;
- лимит кредитования - сумма бюджетных расходов, определяемая
ежегодно в Законе города Москвы о бюджете города Москвы, в преде-
лах которой могут быть предоставлены бюджетные кредиты;
- процентные платежи - обязательства заемщика по уплате в
бюджет города Москвы средств за пользование бюджетным кредитом;
- основной долг - обязательства заемщика по возврату кредита,
предоставленного по договору бюджетного кредитования.
1.2. Бюджетный кредит за исключением некоммерческих организа-
ций, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос-
сийской Федерации, может быть предоставлен государственным и муни-
ципальным унитарным предприятиям, а также иным юридическим лицам
(независимо от формы собственности) на основании договора бюджет-
ного кредитования, заключенного Уполномоченным органом в соответс-
твии с гражданским законодательством Российской Федерации, Бюджет-
ным кодексом Российской Федерации, с учетом настоящего Положения и
иных правовых актов города Москвы.
1.3. Для рассмотрения обращений потенциальных заемщиков о вы-
даче бюджетных кредитов, а также пролонгации договоров бюджетного
кредитования, изучения и анализа материалов и документов заявите-
лей, результатов экспертизы бизнес-планов, технико-экономических
обоснований проектов, заключений о финансовом состоянии потенци-
ального заемщика и оценке объектов залога или других видов обеспе-
чения в Уполномоченном органе, как правило, создается Отраслевая
комиссия, которая принимает решение о целесообразности (нецелесо-
образности) предоставления бюджетного кредита по конкретному обра-
щению, а также - по порядку, объемам и условиям кредитования на
основании Закона города Москвы о бюджете города Москвы на очеред-
ной финансовый год и настоящего Положения.
1.4. Для подготовки заключений о финансовом состоянии потен-
циальных заемщиков, экспертизы бизнес-планов, технико-экономичес-
кого обоснования проектов, оценки предметов залога или иных форм
обеспечения возврата кредита могут привлекаться специалисты других
органов исполнительной власти города Москвы или специализированные
организации в установленном порядке.
1.5. Порядок работы Отраслевой комиссии, ее персональный сос-
тав с обязательным включением представителей Департамента финансов
города Москвы, Департамента экономической политики и развития го-
рода Москвы, Департамента имущества города Москвы, Управления Пра-
вительства Москвы по экономической безопасности города Москвы и
Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве)
утверждаются правовым актом Правительства Москвы в установленном
порядке.
1.6. Результаты рассмотрения вопроса на заседании Отраслевой
комиссии оформляются протоколом, подписываются всеми членами ко-
миссии, принимавшими участие в заседании, и утверждаются руководи-
телем Уполномоченного органа.
1.7. В органах исполнительной власти, в которых не созданы
Отраслевые комиссии, подготовка заключений и предложений по обра-
щениям потенциальных заемщиков по отраслевой принадлежности осу-
ществляется специалистами Уполномоченного органа с принятием руко-
водителем этого органа решения аналогично пункту 1.3 Положения,
оформляемого путем подготовки проекта правового акта Правительства
Москвы.
1.8. Цели, условия, порядок предоставления бюджетных креди-
тов, а также источники финансирования расходов на предоставление
бюджетных кредитов определяются Законом города Москвы о бюджете
города Москвы на очередной финансовый год.
2. Требования, предъявляемые к бюджетным кредитам
2.1. К основным направлениям бюджетного кредитования относят-
ся:
- финансовая поддержка инвестиционных проектов и программ
развития субъектов предпринимательской деятельности города Москвы,
реализуемых за счет собственных и привлеченных средств предприятий
и организаций, находящихся на территории города Москвы, в том чис-
ле в рамках городских целевых программ;
- пополнение оборотных средств предприятий и организаций,
поставляющих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги в
рамках городского заказа, участвующих в реализации городских ин-
вестиционных проектов и городских целевых программ, а также осу-
ществляющих поставку продукции для первоочередных потребностей го-
родского хозяйства;
- финансовая поддержка закупок продовольствия, формирования
топливно - энергетических ресурсов и других видов сырья и материа-
лов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности города и сохра-
нения стабильной ценовой политики по группам товаров, входящих в
потребительскую корзину жителей города Москвы;
- поддержка предприятий и организаций города Москвы в случаях
нанесения хозяйствующему субъекту города Москвы значительного ма-
териального ущерба в результате стихийных бедствий и других обсто-
ятельств непреодолимой силы;
- компенсация части затрат на уплату процентов за пользование
кредитами, привлеченными предприятиями и организациями в коммер-
ческих банках на реализацию городских инвестиционных проектов и
городских целевых программ в соответствии с правовыми актами горо-
да Москвы;
- компенсация части затрат предприятий и организаций, привле-
кающих финансовые ресурсы с использованием инструментов рынка цен-
ных бумаг, на выплату купонного дохода по облигационным займам, в
том числе привлеченным на реализацию городских инвестиционных про-
ектов и городских целевых программ, в соответствии с правовыми ак-
тами города Москвы;
- компенсация части затрат предприятий и организаций по ли-
зинговым платежам, осуществляемым в рамках реализации городских
инвестиционных проектов и городских целевых программ в соответс-
твии с правовыми актами города Москвы;
- финансовая поддержка проектов и программ развития регионов
Центрального федерального округа.
2.2. Лимиты кредитования по срокам возврата, выходящим за
пределы текущего бюджетного года, по конкретным направлениям рас-
ходов бюджета определяются в Законе города Москвы о бюджете города
Москвы на очередной финансовый год.
2.3. К кредитованию за счет средств бюджета города Москвы
принимаются окупаемые инвестиционные проекты со сроком кредитова-
ния не более 5 лет в случае, если их реализация обеспечивает уве-
личение объема выпускаемой продукции (работ, услуг) не менее чем
на 20 процентов и (или) увеличение числа рабочих мест не менее чем
на 10 процентов против уровня, предшествующего началу реализации
проекта, либо - выполнение требований и критериев, определенных
городскими целевыми программами и отраслевыми положениями по пре-
доставлению бюджетных кредитов.
2.4. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом
города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год
является:
- наличие заключения Проверяющей организации о проведении
предварительной проверки финансового состояния заемщика;
- взимание платы за пользование бюджетными средствами. Размер
платы определяется, как правило, по ставке на уровне средней стои-
мости привлечения заемных средств, осуществляемых городом Москвой
на внутреннем финансовом рынке за последние шесть месяцев, пред-
шествующих дате принятия решения о выдаче бюджетного кредита, но
не ниже ставки, установленной Законом города Москвы о бюджете го-
рода Москвы на очередной финансовый год. В каждом случае конкрет-
ный размер процентной ставки определяется Отраслевой комиссией или
Уполномоченным органом в зависимости от целей, сроков кредитования
и отраслевой специфики. Кредитование на беспроцентной основе не
допускается.
Информация о средней ставке привлечения заемных средств
представляется Комитетом государственных заимствований города
Москвы по запросу Уполномоченного органа.
- предоставление заемщиком ликвидного обеспечения исполнения
своих обязательств по возврату кредита на сумму основного долга и
процентов, подлежащих уплате в течение всего срока пользования
кредитом, за исключением государственных и муниципальных предприя-
тий города Москвы.
2.5. Организация работы по оценке имущества и имущественных
прав, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по
возврату бюджетного кредита, осуществляется Департаментом имущест-
ва города Москвы с привлечением независимых оценщиков в соответс-
твии с законодательством Российской Федерации. Оплата расходов по
проведению оценки производится за счет средств заемщика по трех-
стороннему договору между Департаментом имущества города Москвы,
заемщиком и независимым оценщиком.
Оценка ликвидности банковской гарантии или поручительства,
предоставляемых в обеспечение бюджетного кредита, производится
Уполномоченным органом по согласованию с Управлением Правительства
Москвы по экономической безопасности города Москвы либо по поруче-
нию Уполномоченного органа - Проверяющей организацией.
2.6. Погашение основного долга может осуществляться единовре-
менно либо по согласованному графику, являющемуся неотъемлемой
частью кредитного договора, с указанием конкретных сроков и сумм.
Бюджетный кредит может быть возвращен досрочно с согласия Уполно-
моченного органа.
2.7. В отдельных случаях заемщику может быть предоставлена
отсрочка по уплате процентов на первом этапе реализации проекта
(программы) на срок не более одного года, с уплатой процентов по
отсроченным платежам по ставке, установленной кредитным договором,
единовременно или равными долями до установленного срока погашения
основного долга.
2.8. Бюджетные кредиты не предоставляются хозяйствующим субъ-
ектам:
- имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным
бюджетным кредитам;
- допустившим неоднократное нарушение (более двух раз) дого-
ворных обязательств, в том числе сроков уплаты основного долга
(учитывая пролонгацию) и процентов;
- допустившим нецелевое использование средств по ранее пре-
доставленному бюджетному кредиту;
- не обеспечивающим исполнение обязательств по бюджетному
кредиту способами, предусмотренными статьей 76 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, за исключением государственных и муниципаль-
ных предприятий города Москвы.
2.9. Уполномоченным органом с учетом специфики деятельности
заемщика при заключении договоров бюджетного кредитования могут
быть предусмотрены дополнительные условия, не противоречащие дейс-
твующему законодательству Российской Федерации и настоящему Поло-
жению.
3. Организация работы Уполномоченного органа
по оформлению и выдаче бюджетного кредита
3.1. Уполномоченный орган принимает обращения юридических лиц
о предоставлении бюджетного кредита с приложением пакета необходи-
мых документов, организует их рассмотрение и анализ на соответс-
твие предъявляемым требованиям.
3.2. В пакет документов, предоставляемых с обращением потен-
циального заемщика, в обязательном порядке должны быть включены:
- заверенная копия устава (положения) организации, а также
всех изменений и дополнений к нему;
- заверенная копия учредительского договора или решения упол-
номоченного органа о создании организации;
- копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности
для осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государс-
твенный реестр юридических лиц;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
юридического лица, образованного в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации, по месту нахождения на территории Рос-
сийской Федерации;
- копии бухгалтерских отчетов за последние 2 года в случае
осуществления деятельности более двух лет и последний отчетный пе-
риод с отметкой налогового органа;
- справка налогового органа о наличии или об отсутствии за-
долженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты
всех уровней и внебюджетные фонды по состоянию на 1 января текуще-
го года и последнюю отчетную дату;
- справка о действующих расчетных (текущих) валютных и рубле-
вых счетах;
- справка Департамента финансов города Москвы из Единого ре-
естра договоров бюджетного кредитования о наличии (отсутствии) до-
говоров бюджетного кредитования, заключенных потенциальным заемщи-
ком с органами исполнительной власти города Москвы;
- документы, подтверждающие возможность обеспечения исполне-
ния получателем обязательств по возврату кредита;
- бизнес-план или другие технико-экономические расчеты и
обоснования (далее- ТЭО), определяющие финансово-экономические па-
раметры проекта, его бюджетную эффективность и окупаемость;
- копии документов, подтверждающих предоставление коммерчес-
кими организациями заемных средств для реализации инвестиционного
проекта в случае их привлечения.
Уполномоченным органом могут быть затребованы другие докумен-
ты в случае включения их в состав пакета правовыми актами Прави-
тельства Москвы или отраслевыми положениями по предоставлению бюд-
жетных кредитов, а также при отсутствии или недостаточности необ-
ходимой информации в представленных документах.
3.3. При соответствии представленных документов предъявляемым
требованиям Уполномоченный орган обязан провести экспертизу предс-
тавленных бизнес-плана или ТЭО проекта и обеспечения обязательств
по возвратности кредита.
3.4. По результатам анализа представленных потенциальным за-
емщиком документов, а также экспертного заключения по бизнес-плану
проекта или ТЭО проекта и его бюджетной эффективности, заключения
Проверяющей организации о финансовом состоянии потенциального за-
емщика, письменного согласования Департамента имущества города
Москвы по имуществу, предоставляемому в обеспечение исполнения
обязательств по кредиту, специалисты Уполномоченного органа гото-
вят заключение о целесообразности (нецелесообразности) рассмотре-
ния обращения потенциального заемщика о предоставлении бюджетного
кредита Отраслевой комиссией или руководителем Уполномоченного ор-
гана, в котором не создана Отраслевая комиссия. В решении Отрасле-
вой комиссии указываются конкретные условия предоставления бюджет-
ного кредита (срок возврата, процентная ставка, цели кредитова-
ния).
3.5. Положительное решение Отраслевой комиссии о поддержке
обращения потенциального заемщика и предоставлении ему бюджетного
кредита может служить основанием для заключения Уполномоченным ор-
ганом договора бюджетного кредитования за исключением случаев,
требующих оформления правового акта Правительства Москвы. В случае
принятия решения об отказе в выдаче бюджетного кредита инициатору
обращения направляется письменный ответ с мотивированным изложени-
ем причин принятия такого решения.
Договоры бюджетного кредитования до заключения Уполномоченным
органом подлежат согласованию Управлением Правительства Москвы по
экономической безопасности города Москвы.
3.6. Правовые акты Правительства Москвы оформляются при пре-
доставлении бюджетных кредитов: на поддержку инвестиционных проек-
тов; в случаях, определенных городскими целевыми программами или
отраслевыми положениями по предоставлению бюджетных кредитов, ут-
вержденными в установленном порядке; а также при предоставлении
бюджетных кредитов Уполномоченном органом, в котором Отраслевая
комиссия не создана.
3.7. На основании правового акта Правительства Москвы или ре-
шения Отраслевой комиссии с заемщиком заключаются:
- договор бюджетного кредитования - Уполномоченным органом;
- договор залога имущества в обеспечение исполнения обяза-
тельств по кредитному договору - Департаментом имущества города
Москвы в течение месяца с момента предоставления заемщиком полного
пакета документов, необходимого для заключения договора залога.
3.8. Открытие финансирования по договору бюджетного кредито-
вания осуществляется Уполномоченным органом - после заключения до-
говора бюджетного кредитования и оформленного в установленном по-
рядке документа об обеспечении исполнения обязательств по возврату
бюджетного кредита и регистрации Департаментом финансов города
Москвы в Едином реестре договоров бюджетного кредитования.
Договор бюджетного кредитования, оформленный Уполномоченным
органом без учета требований, предусмотренных настоящим Положени-
ем, не принимается Департаментом финансов города Москвы к регист-
рации в Едином реестре договоров бюджетного кредитования и подле-
жит возврату Уполномоченному органу для устранения выявленных не-
достатков.
3.9. Выдача бюджетного кредита осуществляется в пределах
средств, предусмотренных Уполномоченному органу в бюджете города
Москвы на соответствующий год, путем перечисления денежных средств
с отражением на лицевом счете Уполномоченного органа, открытом в
подразделениях Московского городского казначейства, на расчетный
счет заемщика в банке либо по его указанию, оформленному в уста-
новленном порядке, - на счета поставщиков и подрядчиков. Перечис-
ление денежных средств заемщику по бюджетному кредиту, предостав-
ленному на инвестиционные цели, производится с учетом объемов вы-
полненных и принятых работ по кредитуемому проекту или в соответс-
твии с условиями расчетов по контракту (договору) с контрагентами.
3.10. Уполномоченный орган ведет учет выданных бюджетных кре-
дитов в разрезе договоров, осуществляет контроль за целевым их ис-
пользованием и своевременностью уплаты заемщиком средств, причита-
ющихся в бюджет города Москвы по кредитному договору, выполняет
функции администратора платежей в бюджет в части уплаты процентов,
пени и штрафов по кредитным договорам.
3.11. Уполномоченный орган представляет в Департамент финан-
сов города Москвы:
- копию договора бюджетного кредитования с приложениями, ко-
пию документа об обеспечении исполнения обязательств по возврату
бюджетного кредита для регистрации в Едином реестре договоров бюд-
жетного кредитования;
- ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным,
сведения по согласованной форме о состоянии расчетов по бюджетным
кредитам по каждому договору для учета в Едином реестре договоров
бюджетного кредитования.
3.12. В случае нарушения заемщиком условий договора о предос-
тавлении бюджетного кредита, Уполномоченный орган обязан принять
меры, установленные гражданским, бюджетным, административным зако-
нодательством Российской Федерации и правовыми актами города Моск-
вы, по возмещению в бюджет города Москвы средств, использованных
не по целевому назначению, а также применению мер, установленных
законодательством Российской Федерации.
4. Организация работы по пролонгации договоров
о предоставлении бюджетных кредитов и
реструктуризации задолженности по кредиту
4.1. Вопросы пролонгации по договорам бюджетного кредитования
рассматриваются и оформляются Уполномоченным органом в порядке,
аналогичном пунктам 1.3 и 1.7 настоящего Положения, при обращении
заемщика до наступления срока уплаты основного долга не позднее
чем за 3 месяца, и процентов за кредит - за месяц до очередного
планового срока уплаты, установленного кредитным договором.
4.2. Пролонгация договоров бюджетного кредитования осущест-
вляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, техно-
логической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного
этим лицом государственного заказа;
- угрозы банкротства в случае единовременной выплаты, начис-
ленной задолженности по бюджетному кредиту.
4.3. Пролонгация может быть осуществлена:
- по процентным платежам по одному или нескольким плановым
срокам уплаты в рамках текущего финансового года на срок не более
6 календарных месяцев от даты уплаты, установленной кредитным до-
говором по каждому сроку;
- по основному долгу - на срок до одного года. В случаях,
когда перечисление основного долга осуществляется по графику, из-
менения в график вносятся по наступающим срокам уплаты основного
долга, не выходящим за пределы окончательного срока погашения.
4.4. Пролонгация договоров бюджетного кредитования осущест-
вляется с изменением условий кредитования путем увеличения про-
центной ставки за пользование бюджетными средствами, действующей
на момент заключения договора бюджетного кредитования в размере,
определенном Законом города Москвы о бюджете города Москвы на оче-
редной финансовый год.
Пролонгация договоров бюджетного кредитования, заключенных с
заемщиками до принятия настоящего Положения на беспроцентной осно-
ве, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия,
осуществляется при условии взимания платы за пользование бюджетны-
ми средствами в размере, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего
Положения.
4.5. Реструктуризация непогашенной задолженности по договорам
бюджетного кредитования производится в порядке, установленном пра-
вовыми актами Правительства Москвы.
4.6. Пролонгация договоров бюджетного кредитования произво-
дится при условии пролонгации заемщиками обеспечения исполнения
обязательств по кредитным договорам с уточнением Департаментом
имущества города Москвы при необходимости суммы обеспечения в по-
рядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Положения.
4.7. Заключение дополнительных соглашений к кредитным догово-
рам в связи с их пролонгацией осуществляется Уполномоченным орга-
ном на основании отдельного правового акта Правительства Москвы
при соблюдении требований настоящего Положения.
5. Организация работы по взысканию задолженности
по договорам о предоставлении бюджетных кредитов
5.1. При невыполнении заемщиками условий заключенных кредит-
ных договоров за нарушение сроков возврата основного долга и про-
центов начисляются пени в размере, установленном законодательством
Российской Федерации.
5.2. При неисполнении заемщиками обязательств по уплате про-
центов в течение срока действия договора и в случае невозврата ос-
новного долга в сроки, установленные договором, а также в случае
использования бюджетного кредита не по целевому назначению Уполно-
моченный орган принимает меры взыскания задолженности в порядке,
установленном Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федера-
ции.
5.3. За использование бюджетных кредитов не по целевому наз-
начению взимаются штрафные санкции в размере, установленном Кодек-
сом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.4. В случае неисполнения заемщиками обязательств по догово-
ру бюджетного кредитования организация работы по взысканию задол-
женности осуществляется Уполномоченным органом при участии Управ-
ления Правительства Москвы по экономической безопасности города
Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации.
Верно: