В целях определения исходной базы для формирования бюджета
города Москвы на очередной финансовый год и создания условий для
оздоровления реального сектора экономики города Москвы Правитель-
ство Москвы постановляет:
1. Согласиться с уточненными параметрами прогноза социально-
экономического развития города Москвы на 2010 год (приложение 1).
2. Утвердить:
2.1. Основные социально-экономические показатели развития го-
рода Москвы на 2010 год (приложение 2).
2.2. Показатели, характеризующие повышение уровня жизни насе-
ления города Москвы, на 2010 год (приложение 3).
3. Одобрить основные параметры функционирования экономики го-
рода Москвы в 2011-2012 гг. (приложение 4).
4. Органам исполнительной власти города Москвы проводить еди-
ную скоординированную политику по преодолению последствий мирового
финансового кризиса, максимально использовать имеющиеся инструмен-
ты экономической и социальной политики в целях недопущения сниже-
ния уровня благосостояния и качества жизни москвичей.
5. Межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимо-
действию органов государственной власти города Москвы, федеральных
органов государственной власти, предприятий и организаций города
Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взно-
сов активизировать работу по ликвидации задолженности по выплате
заработной платы работникам предприятий и организаций города Моск-
вы с еженедельным проведением заседаний.
6. Считать приоритетными направлениями деятельности Прави-
тельства Москвы:
- сохранение занятости населения и принятие исчерпывающих мер
для стабилизации промышленного производства;
- стимулирование инвестиционной активности за счет сокращения
административных барьеров, повышения качества подготовки градост-
роительной документации на основе актуализации Генерального плана
развития города Москвы и привлечения средств частных инвесторов
(включая программу "Народный гараж").
7. Департаменту труда и занятости населения города Москвы в
2010 году:
7.1. Продолжить еженедельное проведение мониторинга ситуации
на рынке труда, в том числе планируемых и фактических увольнений
работников организаций в связи с ликвидацией или сокращением чис-
ленности (штата), с предоставлением его результатов в Департамент
экономической политики и развития города Москвы.
7.2. С учетом ситуации на рынке труда при необходимости внес-
ти в установленном порядке предложение о разработке и реализации
Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке
труда города Москвы на 2010 год.
7.3. Усилить контроль за приемом на работу инвалидов и моло-
дых специалистов в пределах установленных квот, повысить требова-
тельность к работодателям в части неукоснительного соблюдения ими
требований Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О кво-
тировании рабочих мест".
8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы
в I квартале 2010 г. представить в установленном порядке предложе-
ния по изменению действующих правовых актов города Москвы в связи
с проведением пенсионной реформы.
9. Департаменту образования города Москвы:
9.1. В течение 2010 года продолжить работу:
9.1.1. По организации центров игровой поддержки и других но-
вых форм дошкольного образования и их оборудованию интеллектуаль-
ным спортивным оборудованием нового поколения.
9.1.2. По созданию трудовых ресурсных центров по приоритетным
направлениям реального сектора экономики города Москвы.
9.2. В I квартале 2010 г.:
9.2.1. Разработать положение о государственном базовом обще-
образовательном учреждении по профильному обучению (с учетом обра-
зовательных запросов старшеклассников).
9.2.2. Провести анализ действующей сети общеобразовательных
учреждений и представить в Департамент экономической политики и
развития города Москвы данные по количеству учреждений, проектной
мощности, фактической наполняемости и обеспеченности общеобразова-
тельными учреждениями на 100 детей школьного возраста по состоянию
на 1 января 2010 г.
10. Департаменту здравоохранения города Москвы в первом полу-
годии 2010 г. в установленном порядке внести на рассмотрение
Правительства Москвы проект городской целевой среднесрочной про-
граммы развития здравоохранения "Столичное здравоохранение на
2011-2013 гг.".
11. Департаменту культуры города Москвы в целях дальней-
шего совершенствования деятельности театрально-зрелищных учрежде-
ний в течение 2010 года организовать работу по изменению организа-
ционно-правовой формы отдельных государственных учреждений города
Москвы на государственные автономные учреждения культуры города
Москвы.
12. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города
Москвы до 1 декабря 2009 г. представить в Департамент экономичес-
кой политики и развития города Москвы:
12.1. Показатели уровня энергоемкости валового регионального
продукта города Москвы с разбивкой по годам, согласованные с Де-
партаментом природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы.
12.2. Региональный целевой показатель объема производства и
потребления в 2010 году электрической энергии с использованием во-
зобновляемых источников энергии исходя из того, что указанный по-
казатель определяется как доля производства электрической энергии
на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования
возобновляемых источников энергии, и ее потребления в совокупном
объеме производства и потребления электрической энергии в городе
Москве.
13. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы:
13.1. При подготовке Программы Правительства Москвы на
2010 год учесть показатели, предусмотренные пунктами 12.1 и 12.2
настоящего постановления.
13.2. Обеспечить внедрение в первом полугодии 2010 г. состав-
ных частей второй очереди автоматизированной информационной систе-
мы управления бюджетным процессом (АИС УБП-2) в пилотной зоне -
Департаменте образования города Москвы, Департаменте здравоохране-
ния города Москвы и Департаменте социальной защиты населения горо-
да Москвы.
13.3. По результатам внедрения (п.13.2) разработать и предс-
тавить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правитель-
стве Москвы Ю.В.Росляку план внедрения АИС УБП-2 в организациях
города Москвы - участниках бюджетного процесса города Москвы.
14. Признать утратившим силу пункт 6.1 постановления Прави-
тельства Москвы от 3 марта 2009 г. N 160-ПП "О предварительных
итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2008 год и
Программе Правительства Москвы на 2009 год".
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Росляка Ю.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 сентября 2009 г. N 1049-ПП
Об уточненных параметрах прогноза социально-экономического
развития города Москвы на 2010 год
I.
Основные тенденции предыдущего периода
За прошедшее после кризиса 1998 года десятилетие развитие го-
рода Москвы характеризовалось устойчивым подъемом экономики.
Валовой региональный продукт увеличивался в среднем на 9,2% в
год, промышленное производство - на 15,3%, инвестиции в основной
капитал - на 7,6%, оборот розничной торговли - на 4,5%.
Среднегодовые темпы инфляции снизились с 205,8% в 1999 году
до 11,9% в 2008 году, среднегодовая заработная плата выросла с 2,4
тыс. рублей в месяц до 30,6 тыс. рублей, а ее покупательная спо-
собность - в 2,9 раза.
В сентябре 2008 года городской минимум оплаты труда составил
7650 рублей и превысил свое значение, впервые установленное в го-
роде Москве в 2002 году, в 7 раз.
Влияние этих факторов обеспечило рост реальных располагаемых
денежных доходов в 1,4 раза к уровню 1998 года. Это позволило сок-
ратить уровень бедности за десятилетие с 16,3% до 11,8%.
(в % к предыдущему году)
--------------------------T-------T-------T-------T-------T------¬
¦Показатели ¦ 1999г.¦ 2000г.¦ 2001г.¦ 2002г.¦ 2003г¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Валовой региональный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукт ¦ 106,8 ¦ 118,9 ¦ 103,0 ¦ 110,0 ¦ 108,8¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Объем промышленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ 111,6 ¦ 120,6 ¦ 107,7 ¦ 115,3 ¦ 122,0¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Инвестиции в основной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капитал ¦ 103,9 ¦ 114,5 ¦ 92,9 ¦ 108,1 ¦ 107,6¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Розничный товарооборот ¦ 82,0 ¦ 106,1¦ 107,9 ¦ 103,0 ¦ 104,1¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Индекс потребительских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦цен (среднегодовой) ¦ 205,8 ¦ 124,4 ¦ 123,0 ¦ 119,2 ¦ 113,0¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Индекс цен производителей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(среднегодовой) ¦ 160,4 ¦ 129,2 ¦ 123,5 ¦ 110,3 ¦ 112,6¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Среднемесячная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заработная плата ¦ 154,8 ¦ 137,1 ¦ 152,5 ¦ 129,7 ¦ 134,8¦
+-------------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Реальная заработная плата¦ 75,2 ¦ 110,2 ¦ 123,9 ¦ 108,8 ¦ 119,3¦
L-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------
---------------------T------T------T------T------T--------T------¬
¦ ¦2004г.¦2005г.¦2006г.¦2007г.¦2008г. ¦2008г.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1998г.¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Валовой региональный¦ 107,2¦ 112,5¦ 110,7¦ 108,3¦ 106,0 ¦ 239,9¦
¦продукт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(оценка)¦ ¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Объем промышленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ 107,7¦ 123,6¦ 119,6¦ 121,6¦ 103,0 ¦ 406,6¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Инвестиции в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦основной капитал ¦ 114,1¦ 110,3¦ 115,2¦ 110,9¦ 98,0 ¦ 202,6¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Розничный товаро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборот ¦ 108,3¦ 106,2¦ 107,1¦ 105,1¦ 105,3 ¦ 137,2¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Индекс потребительс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ких цен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(среднегодовой) ¦ 110,2¦ 112,1¦ 109,3¦ 109,0¦ 111,9 ¦ 698,5¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Индекс цен произво- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дителей промышленной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(среднегодовой) ¦ 112,0¦ 111,1¦ 109,6¦ 111,9¦ 121,0 ¦ 587,0¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Среднемесячная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в 20 ¦
¦заработная плата ¦123,5 ¦ 135,7¦ 124,8¦ 131,3¦ 129,3 ¦ раз ¦
+--------------------+------+------+------+------+--------+------+
¦Реальная заработная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плата ¦112,1 ¦ 121,0¦ 114,2¦ 120,5¦ 115,5 ¦ 287,3¦
L--------------------+------+------+------+------+--------+-------
По основным показателям социально-экономического развития го-
род Москва смогла восстановить докризисный уровень в течение пер-
вых двух лет и до середины 2008 года экономика города развивалась
устойчивыми темпами.
За первое полугодие 2008 г. индекс промышленного производства
вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 10,3%, оборот
розничной торговли - на 9,7%, платные услуги, оказываемые населе-
нию, - на 0,5%, инвестиции в основной капитал - на 1,2%.
Среднемесячная заработная плата увеличилась на 29,8%, рост ее
покупательной способности составил 16,6%.
Во втором полугодии 2008 г. и в текущем году финансовый кри-
зис оказал существенное негативное влияние на развитие всех отрас-
лей экономики города Москвы.
За первое полугодие 2009 г. производство промышленных товаров
составило 72,4% от уровня прошлого года. Наиболее значительное
снижение произошло в обрабатывающих производствах - на 31,1%, из
них: в производстве электрооборудования, электронного и оптическо-
го оборудования - на 50,8%, машин и оборудования - на 50,6%.
Произошло снижение объемов и в других сферах экономики: роз-
ничная торговля - на 5,6%, платные услуги - на 9,8%, инвестиции в
основной капитал - на 1,8%.
Вместе с тем, за шесть месяцев 2009 г. введено в эксплуатацию
1819,0 тыс. кв. м. (на 0,6% больше уровня прошлого года) общей
площади жилых домов, построено 18 дошкольных образовательных уч-
реждений на 2650 мест, 4 общеобразовательные школы и два блока на-
чальных классов на 2875 мест.
Оборот розничной торговли, полученный через все каналы реали-
зации товаров, составил 1197,3 млрд. рублей.
Впервые за десять лет темпы роста заработной платы не превы-
сили инфляцию. В январе-июне 2009 г. среднемесячная заработная
плата по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. выросла на
10,4%, составив 31,5 тыс. рублей. В тоже время уровень заработной
платы в Москве превышает среднероссийский в 1,8 раза.
Объем поступивших в I полугодии 2009 г. в столичную экономику
иностранных инвестиций сократился по сравнению с аналогичным пери-
одом 2008 года на 18,9% и составил 16 251,7 млн. долл. США. Объем
прямых инвестиций увеличился на 4,1% и составил 2 165,3 млн.долл.
США.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в сред-
нем за шесть месяцев по сравнению с январем-июнем 2008 г. составил
112,5%, более всего повысились цены на платные услуги - на 16,4%.
По состоянию на 21 августа 2009 г. численность безработных
граждан, зарегистрированных в службе занятости, с начала года воз-
росла на 35,8 тыс. человек и составила 58,7 тыс. человек. Уровень
зарегистрированной безработицы с конца декабря 2008 г. увеличился
с 0,35% от экономически активного населения города до 0,9%.
Снизившаяся платежеспособность предприятий привела к резкому
росту задолженности по выплате заработной платы на предприятиях и
в организациях всех форм собственности, расположенных на террито-
рии города Москвы.
По состоянию на 21 августа 2009 г. она составляет 195,5 млн.
рублей на 13 предприятиях, что превышает задолженность на 1 января
т.г. более чем в 1,9 раза.
Поступления налоговых доходов в бюджет города Москвы за пер-
вое полугодие 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 го-
да снизились на 25,3%. Основная причина снижения - отрицательная
динамика налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
II.
Факторы и условия социально-экономического развития
города Москвы на 2010 год
Разработка уточненных параметров прогноза социально-экономи-
ческого развития города Москвы на 2010 год осуществлялась с учетом
оценки негативного влияния мирового кризиса, складывающейся дина-
мики экономического развития Российской Федерации, особенностей
социально-экономического развития города Москвы, эффекта от реали-
зации комплекса антикризисных мер, направленных на оздоровление
ситуации экономики города Москвы.
Кризисные явления в России в 2010 году будут продолжать ока-
зывать негативное влияние на развитие основных секторов экономики
города.
Основные показатели развития экономики России
(в % к предыдущему году)
--------------------------T-------T-------T------T-------T-------¬
¦ ¦ 2006г.¦ 2007г.¦2008г.¦ 2009г.¦ 2010г.¦
¦ ¦ отчет ¦ отчет ¦ отчет¦ оценка¦прогноз¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Валовой внутренний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукт ¦ 107,7¦ 108,1¦ 105,6¦ 91,5¦ 101, 0¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Индекс промышленного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства ¦ 106,3¦ 106,3¦ 102,1¦ 87,5¦ 100,8 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Оборот розничной торговли¦ 114,1¦ 116,1¦ 113,5¦ 94,2¦ 102,1 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в основной капитал ¦ 116,7¦ 121,1¦ 109,8¦ 78,6¦ 100,4 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Потребительские цены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(среднегодовые) ¦ 109,7¦ 109,0¦ 114,1¦ 112,4¦ 110,7 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Номинальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среднемесячная зарплата ¦ 124,3¦ 127,8¦ 127,2¦ 107,2¦ 110,0 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Реальная заработная плата¦ 113,3¦ 117,2¦ 111,5¦ 95,4¦ 99,3 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Пенсии ¦ 115,7¦ 114,4¦ 135,2¦ 123,9¦ 145,9 ¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Курс доллара ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(среднегодовой), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей за доллар США ¦ 27,2¦ 25,5¦ 24,9¦ 32,6¦ 34,5*)¦
+-------------------------+-------+-------+------+-------+-------+
¦Цены на нефть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(долл./баррель) ¦ 61,1¦ 69,3¦ 94,4¦ 54,0¦ 55,0 ¦
L-------------------------+-------+-------+------+-------+--------
*) Для расчета суммы государственного долга города Москвы и
объемов платежей по долговым обязательствам принимаемый курс дол-
лара - 36,5 рубля за доллар США.
III.
Социально-экономическое развитие города Москвы на 2010 год
Целевой установкой среднесрочного развития города Москвы ос-
танется повышение качества жизни населения.
В условиях кризисной экономики органам исполнительной власти
города Москвы предстоит принять комплекс мер, ориентированных на
социальную защиту и занятость населения, поддержку развития про-
мышленного потенциала, малого и среднего предпринимательства, экс-
портоориентированных видов производства и импортозамещающих произ-
водств, стимулирование внутреннего спроса.
Основными задачами Правительства Москвы на 2010 год станет
восстановление докризисного уровня основных отраслей экономики:
промышленности, транспорта и связи, строительства, торговли, кото-
рые производят около 70% валового регионального продукта (ВРП) го-
рода Москвы.
В результате темп роста ВРП города Москвы составит 101,0% в
сопоставимых ценах при увеличении объемов товарооборота на 2,0%;
промышленного производства - на 1,0% и сохранении объемов инвести-
ций в основной капитал на уровне предшествующего года.
Структура ВРП
(в % к итогу)
----------------------------------T-------T-------T------T-------¬
¦ ¦2004г. ¦2005г. ¦2006г.¦ 2007г.¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦ВРП - всего ¦100,0 ¦100,0 ¦100,0 ¦ 100,0 ¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Промышленность ¦ 15,85 ¦ 14,96 ¦ 14,39¦ 17,56¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦Строительство ¦ 3,94 ¦ 4,10 ¦ 3,39¦ 3,35¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦Оптовая и розничная торговля; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ремонт автотранспортных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мотоциклов, бытовых изделий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предметов личного пользования ¦ 41,32 ¦ 44,36 ¦ 44,71¦ 39,09¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦Транспорт и связь ¦ 9,78 ¦ 8,19 ¦ 8,57¦ 8,7 ¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦Операции с недвижимым имуществом,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аренда и предоставление услуг ¦ 14,77 ¦ 16,03 ¦ 15,85¦ 18,35¦
+---------------------------------+-------+-------+------+-------+
¦Прочие отрасли ¦ 14,34 ¦ 12,36 ¦ 13,09¦ 12,95¦
L---------------------------------+-------+-------+------+--------
В оптовой торговле высокий уровень добавленной стоимости
обусловлен, в основном, объемом и ценами продажи нефти и газа, в
розничной торговле - ростом потребления товаров. В 2010 году пред-
полагается ослабление вклада этих факторов в производство ВРП.
Главным фактором роста ВРП станет переход развития экономики
города Москвы на инновационный путь, связанный с опережающим рос-
том производительности труда по отношению к росту реальной зара-
ботной платы за счет качественного изменения структуры производс-
тва товаров и услуг в сторону наукоемких производств.
Основой промышленного и общеэкономического роста станут обра-
батывающие отрасли промышленности города Москвы. Рост в промышлен-
ности по виду деятельности "Обрабатывающие производства" составит
100,5% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
Будет наблюдаться ускорение производства добавленной стоимос-
ти в транспорте и связи, операциях с недвижимым имуществом, аренде
и предоставлении услуг.
Прогнозируемая динамика экономического роста позволит увели-
чить производство валового регионального продукта на одного заня-
того в экономике города Москвы с 1 052,3 тыс. рублей в 2007 году
до 1 272,0 тыс. рублей в 2010 году.
Рост потребительской инфляции оценивается на уровне 11% за
годовой период.
Основной формой поддержки восстановления и развития экономики
со стороны Правительства Москвы станет эффективное размещение го-
сударственного заказа города Москвы на промышленные изделия, услу-
ги и строительные работы.
Приоритетными направлениями развития промышленности будут
поддержка инноваций, повышение производительности труда за счет
технического перевооружения, модернизации предприятий, внедрения
ресурсосберегающих технологий.
Основными механизмами создания инноваций предполагаются фи-
нансовые инструменты. Долевое участие города Москвы будет обеспе-
чиваться путем формирования института венчурного инвестирования
для гарантий по вложениям частных инвесторов в инновационные про-
екты.
Предусмотренные меры позволят начать постепенное наращивание
объемов промышленного производства, которое прогнозируется в 2010
году на уровне 101,0% в сопоставимых ценах при росте цен в промыш-
ленности на 12,0%.
Дальнейшее развитие и поддержку получит малое и среднее
предпринимательство за счет обеспечения их доступа к получению го-
сударственного заказа, льгот при предоставлении в аренду недвижи-
мого имущества города, кредитов, микрозаймов, основных средств в
лизинг.
Несмотря на кризис, как и во все предыдущие годы, прежними
останутся социальные задачи - повышение заработной платы, сохране-
ние льгот и субсидий в оплате жилищно-коммунальных услуг и транс-
порта, адресной помощи пенсионерам, в том числе городского гаран-
тированного минимума пенсий неработающим пенсионерам, малоимущим
категориям граждан, семьям с детьми и инвалидам. Социальные обяза-
тельства перед жителями города Москвы будут выполнены в полном
объеме.
Предусматривается сохранение минимальной оплаты труда работ-
ников бюджетной сферы города Москвы на уровне не ниже прожиточного
минимума трудоспособного населения, а размера средней заработной
платы этой категории работающих на среднегородском уровне.
Прогнозируется, что заработная плата в целом по городу Москве
будет расти темпами на уровне инфляции - 111%.
Будут обеспечены в полном объеме государственные гарантии по
комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов, продолжится
реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедея-
тельности инвалидов и маломобильных групп населения.
В области инвестиционной политики приоритетным направлением
определено привлечение частных инвестиций в строительство объек-
тов, в том числе на условиях концессионных соглашений. Продолжится
реализация мероприятий, направленных на снижение сроков согласова-
ния разрешительной документации и сокращения инвестиционной себес-
тоимости строительства.
В целях сохранения инвестиционного потенциала города Москвы
предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления бюд-
жетных субсидий инвестиционным компаниям, реализующим социальные
проекты.
Для поддержки инвестиционной деятельности продолжится практи-
ка упрощенного порядка оформления реализации инвестиционных проек-
тов, сокращения сроков оформления всех инвестиционных документов.
В целях повышения инвестиционной активности предпринимателей
планируется предоставить инвестиционным компаниям рассрочки по
платежам в бюджет города Москвы при реализации инвестиционных про-
ектов, что позволит направлять дополнительные средства на началь-
ной стадии проекта исключительно на подготовку к реализации проек-
та и начало строительства.
Будут реализованы меры по расширению практики земельных аук-
ционов, в том числе по объектам социальной сферы города.
Продолжится реализация программы "Народный гараж" с привлече-
нием средств населения.
Планируется проведение работ, направленных на комплексное
градостроительное освоение подземного пространства города Москвы.
Приоритетным направлением останется строительство жилья по
городскому заказу в рамках реализации социальных программ обеспе-
чения жителей города Москвы жилыми помещениями, в том числе прог-
рамм: "Социальная ипотека", "Молодой семье - доступное жилье", пе-
реселения из пятиэтажного жилого фонда первого периода индустри-
ального домостроения.
Продолжатся работы по программе капитального ремонта жилищно-
го фонда.
Одним из важнейших условий повышения качества жизни населения
является обеспеченность населения объектами социальной сферы и
инфраструктуры. Будет продолжена реализация программ по строитель-
ству детских садов, школ, объектов здравоохранения, социального
обслуживания, спорта, магазинов шаговой доступности, гаражей, соз-
данию центров обслуживания населения и организаций по принципу
"одного окна", развитию материально-технической базы объектов
культуры.
В 2010 году планируется построить: 3000 тыс.кв.м общей площа-
ди жилых домов, 11 общеобразовательных школ на 6325 мест, 2 блока
начальных классов на 625 мест, 25 детских дошкольных учреждений на
4425 мест, колледж на 550 мест, 4 поликлиники, 2 больницы, 2 физ-
культурно-оздоровительных комплекса (ФОК).
В сфере образования будет продолжено совершенствование и раз-
витие материальной базы учреждений. Первоочередной задачей станет
снижение дефицита детских дошкольных учреждений путем строительст-
ва новых зданий, сноса старых и строительства на их месте типовых
детских садов со спортивными залами и бассейнами, направленных на
оздоровление подрастающего поколения.
В связи с предполагаемым ростом численности детей школьного
возраста предусматриваются меры по сохранению школьного фонда,
строительству новых современных зданий, включая строительство на
месте сноса школьных зданий довоенной постройки. Предусмотрена ре-
конструкция старых школ на новой технической основе в соответствии
и требованиями современных технологий образования.
Будет завершено строительство объектов образования в районах
массовой жилой застройки: Южное Бутово, Щербинка, Кожухово, Некра-
совка.
Продолжится работа по развитию и укреплению материально-тех-
нической базы объектов среднего профессионального образования. В
целях подготовки для приоритетных отраслей развития экономики го-
рода Москвы современных специалистов среднего звена в 2010 году
предусмотрено ввести колледж на 550 мест.
Основной целью государственной политики в области здравоохра-
нения остается улучшение состояния здоровья населения на основе
повышения доступности и качества медицинской помощи, улучшения
профилактики заболеваний, обеспечения населения высокотехнологич-
ной медицинской помощью, повышения качества амбулаторно-поликлини-
ческого обслуживания.
Планируется продолжить техническое перевооружение медицины,
создать условия для внедрения новых лекарственных препаратов и пе-
редовых методов лечения. Это позволит сократить сроки пребывания
больных в стационаре за счет увеличения интенсивности лечебно-ди-
агностического процесса, получения радикально лучших результатов
лечения.
Будет осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию 4 ам-
булаторно-поликлинических учреждений в Лианозово, Печатниках, Кур-
кино и пос. Щербинка; лечебно-диагностического корпуса Измайловс-
кой детской городской клинической больницы, корпуса N 2 НИИ СП им.
Н.В.Склифосовского.
Продолжится строительство объектов, начатых в предыдущие го-
ды: поликлиники в пос. Северный, лабораторно-аптечного комплекса
городской клинической инфекционной больницы N2, лабораторно-диаг-
ностического корпуса ЦНИИ гастроэнтерологии, реабилитационного
комплекса детского кардиоревматологического санатория N 20 "Крас-
ная Пахра", станции переливания крови в Царицыно.
В рамках программы развития физкультуры и спорта будет про-
должено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и
других спортивных сооружений, что позволит приблизиться к решению
проблемы неравномерности их размещения по административным округам
города Москвы.
Приоритетными направлениями в развитии города Москвы останут-
ся развитие транспортной системы, энергосистемы, инженерной инф-
раструктуры коммунального хозяйства.
Будут продолжены реконструкция существующей и строительство
новой дорожной сети, развитие метрополитена.
Совместно с ОАО "Российские железные дороги" будут реализовы-
ваться мероприятия по развитию городских и пригородных перевозок
по железной дороге, по реконструкции Малого кольца Московской же-
лезной дороги для организации пассажирского движения.
Будет завершена реконструкция аэровокзального комплекса Вну-
ково-1 (АВК), пассажирского терминала аэровокзального комплекса
Внуково - 2, продолжена дальнейшая реконструкция соответствующей
инфраструктуры аэропорта Внуково, продолжено формирование скорост-
ных железнодорожных и автодорожных связей между московскими аэро-
портами, что позволит московскому авиаузлу стать полноценным
транспортно-пересадочным узлом.
Получит дальнейшее развитие и широкомасштабное внедрение
энергосберегающих мероприятий и технологий в городе Москве.
Предусматривается техническое перевооружение электростанций,
электрических, тепловых и водопроводных сетей, что позволит не
только повысить надежность снабжения города, но и обеспечить сок-
ращение потребления ресурсов.
В перспективе топливно-энергетический комплекс города Москвы
продолжит свое развитие путем завершения строительства новых объ-
ектов, в том числе строительства и ввода новых генерирующих мощ-
ностей, строящихся по инвестиционным контрактам, более 400 МВт +
600 Гкал/ч., и новых электроподстанций с суммарной трансформатор-
ной мощностью около 1160 МВА.
В интересах продовольственной безопасности города будет про-
должена поддержка организаций оптово-продовольственного комплекса
города Москвы с акцентом на предприятия, включающие в себя произ-
водственную инфраструктуру, увеличены объемы городского резерва
продовольствия, а также расширена его товарная номенклатура.
Сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии.
Демографическая ситуация будет характеризоваться продолжающимся
процессом естественной убыли населения, что обусловлено его воз-
растной структурой. Вместе с тем тенденция роста числа родившихся
сохранится.
В структуре населения произойдут качественные изменения, свя-
занные с сокращением численности населения в трудоспособном воз-
расте. Численность вступающих в трудоспособный возраст граждан бу-
дет сокращаться при увеличении населения пенсионного возраста.
Увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше)
и сократится доля молодых (до 25 лет).
Снижение численности населения трудоспособного возраста в
прогнозном периоде, а также последствия кризиса будут определять
тенденции в сфере занятости. Численность занятых в экономике нач-
нет сокращаться и составит 6,4 млн. человек. Уровень зарегистриро-
ванной безработицы будет в течение года иметь тенденцию к росту,
однако с подъемом экономики в последующие годы прогнозируется ее
сокращение.
Приложение 2
к постановлению Правительства Mосквы
от 29 сентября 2009 г. N 1049-ПП
Основные социально-экономические показатели развития
города Москвы на 2010 год
----------------------------T---------T--------T--------T--------¬
¦ ¦ Единица ¦ 2008 г.¦ 2009 г.¦ 2010 г.¦
¦ Показатели ¦ измере- ¦ отчет ¦ оценка ¦ прогноз¦
¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+---------+--------+--------+---------
Численность населения
(среднегодовая) тыс.чел. 10489,6 10527,0 10562,3
Валовой региональный про- в % к 106,0 94,8 101,0
дукт (в сопоставимых пред.году (оценка)
основных ценах)
Индекс потребительских цен
в среднем за год % 111,9 114,0 111,0
декабрь к декабрю % 112,3 114,0 110,0
Индекс промышленного про- в % к 103,0 85,0 101,0
изводства пред.году
Индекс цен производителей
промышленной продукции
в среднем за год % 121,0 110,0 112,0
Индекс-дефлятор по объему
работ, выполненных по виду
деятельности "Строительст-
во"
декабрь к декабрю % 120,2 100,0 112,7
Объем инвестиций в основ- млрд.руб. 912,2 729,8 780,2
ной капитал за счет всех в % к
источников финансирова- пред. году 98,0 80,0 100,0
ния-территория
Инвестиции в основной ка- млрд.руб. 685,2 455,0 230,07
питал по Программе Прави- в % к пред. 140,7 69,9 49,7
тельства Москвы за счет году
всех источников финансиро-
вания
из них за счет средств млрд.руб. 580,3 342,7 204,4
городского бюджета в % к пред. 161,3 62,2 58,5
году
Занято в экономике тыс.чел. 6458,2 6445,3 6438,8
Уровень официально заре-
гистрированной безрботицы % 0,3 0,9 1,4
(к экономически активному
населению)
Среднемесячная заработная рублей 30 552 33 618 37 316
плата: % к пред. 129,3 110,0 111,0
- номинальная году
- реальная % к пред. 115,5 96,5 100,0
году
Реальные располагаемые % к пред. 87,9 95,2 95,0
денежные доходы населения году
Прожиточный минимум на рублей 6 586 7 723 8 801
душу населения
в том числе:
трудоспособное рублей 7 443 8 729 9 966
пенсионеры рублей 4 526 5 318 6 021
дети рублей 5 691 6 658 7 542
Оборот розничной торговли млрд.руб. 2 365,6 2 517,0 2 774,0
% к пред. 105,3 95,0 102,0
году
Объем платных услуг насе- млрд.руб. 910,5 1 033,4 1 090,0
лению % к пред. 98,4 95,0 102,5
году
Внешнеторговый оборот млн.долл. 289727,8 154787,5 157030,0
в том числе: США
- экспорт млн.долл. 174221,1 81333,0 81740,0
США
- импорт млн.долл. 115506,7 73454,5 75290,0
США
Объем вредных веществ,
выбрасываемых в атмосферный
воздух стационарными источ-
никами загрязнения тыс.тонн 70,2 70,8 71,0
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 29 сентября 2009 г. N 1049-ПП
Показатели, характеризующие повышение
уровня жизни населения города Москвы, на 2010 год
----------------------------T---------T--------T--------T--------¬
¦ ¦ Единица ¦ 2008 г.¦ 2009 г.¦ 2010 г.¦
¦ Показатели ¦ измере- ¦ отчет ¦ оценка ¦ прогноз¦
¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+---------+--------+--------+---------
Демографическая ситуация
Рождаемость человек 10,3 10,4 10,4
на 1000
человек
населения
Смертность человек 11,9 11,8 11,8
на 1000
человек
населения
Младенческая смерт- человек 6,3 6,2 6,0
ность на 1000
родившихся
Численность детей в тыс.чел. 292,3 312,7 317,4
учреждениях дошколь-
ного образования
Численность учащихся тыс. чел. 753,8 767,7 782,8
в учреждениях общего
образования (дневные
государственные обще-
образовательные школы)
Численность пенсионе- тыс. чел. 2510,86 2543,90 2564,40
ров, состоящих на человек 239,4 241,7 242,8
учете в Пенсионном на 1000
фонде человек
населения
Социальная защита населения
Ежемесячные городские млн.руб. 50 755,1 74 470,0 86 460,0
доплаты к пенсиям до
прожиточного минимума
пенсионера
Количество пенсионе- тыс.чел. 2 013,9 2 020,0 2 025,0
ров, получающих доплату
Ежемесячные городские млн.руб. 3 135,9 3 807,9 3 809,0
денежные выплаты (ЕГДВ)
Количество человек, тыс.чел. 803,5 808,5 821,9
получающих денежную
выплату
Компенсация за пользо- млн.руб. 2 307,2 2 166,4 2 404,7
вание городским теле-
фоном
Количество человек, тыс.чел. 885,4 911,0 921,0
получающих компенсации
за пользование город-
ским телефоном
Бесплатные и льготные млн.руб. 4 396,1 6 410,4 7 591,1
медикаменты, зубопро-
тезирование
Ежемесячные пособия млн.руб. 4 996,2 7 440,3 7 440,3
гражданам, имеющим детей
Количество человек, тыс.чел. 700,8 775,8 800,0
получающих пособия
Субсидии на реализацию млрд.руб. 29,1 34,5 41,8
мер социальной под-
держки по оплате про-
езда на городском пас-
сажирском транспорте и
московском метрополитене
Субсидии на реализацию млрд. руб. 1,7 1,7 1,9
мер социальной под-
держки по оплате про-
езда на пригородном
пассажирском транспорте
Денежные компенсации млн.руб. 52,0 80,7 80,7
взамен натуральных
льгот
Количество человек, тыс.чел. 39,6 50,2 56,6
получающих денежную
компенсацию
Субсидии на оплату жи- млрд. руб. 4,65 6,77 9,54
лищно-коммунальных услуг
Льготы по оплате жи- млрд. руб. 14,7 21,1 22,45
лищно-коммунальных услуг
в том числе за счет млрд. руб. 6,6 8,9 9,97
средств городского
бюджета
Капитальный ремонт жи- млрд. руб. 49,4 29,93 15,9
лищного фонда
Расходы по эксплуатации млрд. руб. 37,2 37,6 42,8
жилищного фонда
Ввод объектов по отрасли
"Образование":
общеобразовательные единиц/мест 21/13105 8/4900 11/6325
школы
блоки начальных клас- единиц/мест 3/700 5/1725 2/625
сов
детские дошкольные уч- единиц/мест 85/12030+ 33/5335 25/4425
реждения 14*)
*) - возвращены в сис-
тему Департамента об-
разования
профессионально-техни- единиц/мест - - 1/550
ческие училища
пристройка к школе- единиц/мест - 1/300 -
интернату
Ввод объектов по отрасли
"Здравоохранение":
поликлиники (пристройки единиц/посещ. 2/550 2/1070 4/1920
к поликлиникам) в смену
больницы (пристройки к единиц/коек 3/360 2/236 2
больницам)
роддома единиц/коек 1/110 - -
подстанции скорой единиц - 1 -
медицинской помощи
Ввод центров обслужива- единиц - 3 6
ния населения и органи-
заций по принципу "одно-
го окна"
Строительство и ввод мест - 270 40
гостиничных объектов
Ввод объектов по отрасли
"Физическая культура и
спорт":
физкультурно-оздорови- единиц 51 23 2
тельные комплексы
ВМХ-велодромы единиц - 1 -
другие объекты (Ледо- единиц - 1 -
вый дворец)
Обеспеченность населения:
больничными койками коек на 10 104,2 104,8 104,9
тыс.жителей
амбулаторно-поликлини- посещений 354,5 356,9 358,7
ческими учреждениями в смену на
10 тыс.жителей
врачами чел. на 10 80,7 81,0 82,0
тыс.жителей
средним медицинским чел. на 10 102,2 102,7 102,8
персоналом тыс.жителей
стационарными учрежде- мест на 10 15,3 15,6 15,7
ниями социального обс- тыс.жителей
луживания престарелых
и инвалидов (взрослых
и детей)
дошкольными образова- мест на 100 56,8 53,2 52,2
тельными учреждениями детей дошколь-
ного возраста
общеобразовательными мест на 100 107,9 109,4 109,1
школами детей школь-
ного возраста
общедоступными библио- учреждений на 4,4 4,3 4,3
теками 100 тыс. насе-
ления
учреждениями культур- учреждений на 1,04 1,05 1,05
но-досугового типа 100 тыс. насе-
ления
общей площадью жилых кв.метров на 20,13 20,4 20,7
помещений одного жителя
Новое жилищное строи- тыс.кв.м. 3263,5 3100,0 3000,0
тельство, на террито-
рии города Москвы -
всего
Площадь жилых помеще- тыс.кв.м. 2430,1 1034,5 1000,0
ний, необходимых для
решения общегородских
социальных задач
Количество семей, состоя- тыс.семей 150,6 139,5 128,4
щих на жилищном учете и
нуждающихся в содействии
города в приобретении жилых
помещений в рамках городс-
ких жилищных программ по
состоянию на 31 декабря
Количество семей из тыс.семей 38,0 24,0 14,6
числа граждан, состо-
явших на жилищном учете
и улучшивших жилищные
условия по состоянию
на 31 декабря
Обеспеченность инфра-
структурой и ресурсами
Объем потребления газа млн.м3 27 093 27 132 28 000
при
лимите
30 000
млн.м3
в том числе на нужды млн.м3 541 545 555
населения
Объем потребления элек- млн.Квт.ч 42 769 41 840 41 660
трической энергии
в том числе на нужды млн.Квт.ч 24 806 24 690 25 830
населения
Объем потребления теп- тыс.Гкал 77 846 81 624 79 173
ловой энергии
в том числе на нужды тыс.Гкал 60 210 65 427 65 902
населения
Объем поставки водоснаб- млн.куб.м. 1 507,2 1 343,6 1 226,5
жения
в том числе на нужды млн.куб.м. 1 032,2 912,2 810,0
населения
Ввод дорог за счет км 8,57 4,89 13,4
средств городского
бюджета по отрасли "До-
рожное хозяйство"
Ввод линий метрополитена км - 6,3 2,98
Строительство станций единиц 1 2 2
метрополитена
Объем организованных млн.тонн 9,67 9,0-10,0 9,1-10,1
поставок продовольствия
в том числе:
поставок основных видов
продовольствия из регио-
нов России млн.тонн 3,15 2,9-3,3 2,93-3,4
из них:
объем поставок продо- млн.тонн 1,14 1,14 1,22
вольствия московскими
агрохолдингами
объем поставок продо- млн.тонн 2,2 2,3 1,9-2,3
вольствия по годовым
программам оптовых пос-
тавок с финансовой под-
держкой из бюджета го-
рода Москвы
Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 29 сентября 2009 г. N 1049-ПП
Основные параметры функционирования экономики города Москвы
в 2011-2012 гг.
( в % к предыдущему году)
--------------------------------T-----------T-----------T----------T-------------------------------¬
¦ ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ Прогноз ¦
¦ +-----------+-----------+----------+-----------T---------T---------+
¦ ¦ факт ¦ факт ¦ оценка ¦ 2010 год ¦ 2011 год¦ 2012 год¦
L-------------------------------+-----------+-----------+----------+-----------+---------+----------
Валовой региональный продукт 108,3 106,0 94,8 101,0 104,0 105,0
(оценка)
Индекс промышленного 121,6 103,0 85,0 101,0 103,0 104,0
производства
Инвестиции в основной 110,9 98,0 80,0 100,0 103,0 106,0
капитал (предварит.)
Оборот розничной торговли 105,1 105,3 95,0 102,0 104,0 105,0
Индекс потребительских цен 109,0 111,9 114,0 111,0 109,0 108,0
в среднем за год
декабрь т.г. к декабрю 110,2 112,3 114,0 110,0 108,5 107,0
предыдущего года
Индекс цен производителей
промышленной продукции
в среднем за год 111,9 121,0 110,0 112,0 110,0 108,0
Среднемесячная заработная
плата 131,3 129,3 110,0 111,0 112,0 112,0