Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Правительства Москвы
№ 1054-ПП от 24 декабря 2002 года

О мерах по развитию системы небанковского ипотечного кредитования на территории Москвы как способа улучшения жилищных условий населения

     В постановлении Правительства Москвы от 16.01.2001 N 24-ПП "О
состоянии  и  перспективах  развития  системы ипотечного жилищного
кредитования в г.Москве" отмечена необходимость применения ипотеч-
ного кредитования как способа улучшения жилищных условий населения
города Москвы,  определены перспективы его развития в целях расши-
рения  возможностей  приобретения  жилья трудоспособным населением
города Москвы,  в т.ч. очередниками на улучшение жилищных условий,
без использования средств бюджета города Москвы.
     ОАО "Строительная сберегательная касса" (далее -  ОАО  "ССК")
создано  в  порядке  эксперимента  в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 24.11.98 N 896 "Об организации эксперимен-
та  на  территории Западного административного округа по внедрению
Строительной сберегательной кассы" с целью привлечения средств на-
селения  для инвестирования в жилищное строительство на территории
Западного административного округа.
     Результаты работы  ОАО  "ССК" - акционерного общества со 100%
участием Правительства Москвы - свидетельствуют  об  эффективности
реализуемой схемы небанковского ипотечного кредитования,  что соз-
дает предпосылки для расширения деятельности ОАО "ССК" на всю тер-
риторию г.Москвы.
     В целях  реализации  положений  постановления   Правительства
Москвы  от 02.07.2002 N 494-ПП "Об утверждении Программы жилищного
строительства по городскому заказу до 2005 года и  о  заданиях  по
жилищному строительству на период до 2010 года", касающихся разра-
ботки и внедрения механизмов, позволяющих с 2004 года осуществлять
поэтапный переход на возмездную основу приобретения жилья  очеред-
никами города Москвы, ведется работа по созданию в г.Москве систе-
мы, позволяющей населению города Москвы улучшать свои жилищные ус-
ловия  с  использованием  собственных средств.  Одним из элементов
указанной системы является механизм небанковского ипотечного  кре-
дитования,  отработанный  ОАО  "ССК" на территории Западного адми-
нистративного округа в рамках реализации  программы  реконструкции
районов пятиэтажной и ветхой жилой застройки.
     В целях дальнейшего привлечения  денежных  средств  населения
для инвестирования в жилищное строительство с использованием меха-
низмов   небанковского   ипотечного    кредитования,    сокращения
количества очередников на улучшение жилищных условий  г.Москвы,  с
учетом  накопленного опыта и достигнутых положительных результатов
работы в ходе реализации  постановления  Правительства  Москвы  от
24.11.98 N 896 "Об организации эксперимента на территории Западно-
го административного округа по внедрению Строительной сберегатель-
ной кассы" Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию развития системы небанковского ипотеч-
ного кредитования населения как способа улучшения жилищных условий
населения города Москвы (приложение).
     2. Принять к сведению,  что ОАО "ССК" - городской оператор по
развитию небанковского ипотечного кредитования - является участни-
ком реализации городских программ жилищного строительства на осно-
ве механизма ипотечного кредитования на 2002 и последующие годы, и
распространить опыт его работы по развитию небанковской ипотеки на
всю территорию города Москвы.
     3. Управлению координации экономической политики  и  контроля
за  ее  реализацией Правительства Москвы совместно с Департаментом
жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по  предложениям
Москомархитектуры  и  префектур административных округов ежегодно,
начиная с 2003 года, обеспечивать подготовку и внесение в установ-
ленном  порядке на рассмотрение Правительства Москвы проектов рас-
порядительных документов Правительства Москвы, обеспечивающих пре-
доставление ОАО "ССК" земельных участков для строительства жилья в
объеме не менее 50 тыс. кв. м ежегодно за счет  средств  населения
города Москвы с использованием механизмов ипотечного  кредитования
и вовлечением очередников города на улучшение жилищных условий.
     4. Департаменту жилищной политики и  жилищного  фонда  города
Москвы оказывать содействие и обеспечивать координацию деятельнос-
ти ОАО "ССК" в части вовлечения очередников  города  на  улучшение
жилищных  условий в инвестирование строительства жилья с использо-
ванием механизмов ипотечного кредитования.
     5. Вице-мэру  Москвы Шанцеву В.П.  по представлению префектов
административных округов в установленном порядке заключать  с  ОАО
"ССК" инвестиционные контракты на реализацию инвестиционных проек-
тов с использованием механизма небанковского ипотечного кредитова-
ния населения города.
     6. Принять к сведению обязательства ОАО "ССК":
     6.1. В  срок до 01.02.2003 совместно с Департаментом жилищной
политики и жилищного фонда города Москвы разработать и представить
на утверждение в установленном порядке  порядок реализации квартир
во вновь построенных жилых домах населению и очередникам города на
улучшение жилищных условий.
     6.2. Разработать и утвердить в установленном порядке ТЭО раз-
вития  системы небанковской ипотеки и основные экономические пара-
метры работы ОАО "ССК",  стандарты городской системы небанковского
ипотечного кредитования на долгосрочный период,  включая привлече-
ние средств населения и ставки кредитования, сроки возврата креди-
тов и т.п.
     6.3. Обеспечить ведение раздельного  учета  и  отчетности  по
каждому  объекту,  строящемуся по системе небанковского ипотечного
кредитования, в отдельности.
     6.4. Подбирать  заказчиков  и  подрядчиков  для осуществления
строительства жилья строго на конкурсной основе.
     6.5. За  счет собственных средств,  с учетом имеющегося опыта
работы с населением по реализации небанковского ипотечного  креди-
тования  организовать  постоянно действующий бесплатный консульта-
тивно-методический центр для населения города Москвы,  в т.ч. оче-
редников на улучшение жилищных условий,  по вопросам улучшения жи-
лищных условий за счет собственных средств с использованием  меха-
низмов небанковского ипотечного кредитования.
     6.6. Подготовить и представить в Департамент жилищной полити-
ки  и  жилищного фонда города Москвы предложения по предоставлению
очередникам на  улучшение  жилищных условий города Москвы жилья на
возмездной основе по строительной  себестоимости  с  одновременным
предоставлением льготных кредитов, в т.ч. с использованием возмож-
ностей КБ "Московское ипотечное агентство" (ОАО).
     6.7. Ежегодно  не  позднее I квартала текущего года представ-
лять Правительству Москвы  отчет  о  результатах  деятельности  по
улучшению жилищных условий населения города Москвы, в т.ч. очеред-
ников на улучшение жилищных условий г.Москвы.
     7. Департаменту имущества города Москвы в месячный срок с мо-
мента  выхода  настоящего  постановления  согласовать  кандидатуры
представителей интересов города в Наблюдательном совете ОАО  "ССК"
с Вице-мэром Москвы Шанцевым В.П.
     8. В  связи  с выходом настоящего постановления считать утра-
тившими силу пп.1, 3.3, 5, 6 постановления Правительства Москвы от
24.11.98 N 896 "Об организации эксперимента на территории Западно-
го административного округа по внедрению Строительной сберегатель-
ной кассы".
     9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


     Приложение отредактировано и подготовлено к рассылке исполни-
телем.


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 24 декабря 2002 года N 1054-ПП



       Концепция развития системы небанковского ипотечного
                      кредитования населения
  как способа улучшения жилищных условий населения города Москвы



     Предлагаемая Концепция учитывает практику создания и функцио-
нирования механизма небанковского ипотечного кредитования в Запад-
ном  административном округе города Москвы,  а также необходимость
развития ипотечного кредитования как  способа  улучшения  жилищных
условий населения,  в т.ч. очередников на улучшение жилищных усло-
вий.
     Рассматриваемый механизм  небанковского ипотечного кредитова-
ния является саморазвивающимся и самодостаточным, не требующим го-
сударственного  финансирования,  и  базируется в первую очередь на
эффективном использовании привлеченных финансовых  ресурсов  граж-
дан.
     Концепция ориентирована преимущественно на население со сред-
ним уровнем доходов и призвана помочь приобрести жилье с использо-
ванием механизма небанковского ипотечного  кредитования  населению
города, в т.ч. очередникам на улучшение жилищных условий.
     Реализация Концепции создает условия для формирования  нового
источника  инвестиций  в жилищное строительство непосредственно от
населения без нагрузки на бюджет города.

                             Введение

     Последовательное развитие системы ипотечного жилищного креди-
тования  осуществляется в условиях стабилизации социально-экономи-
ческого развития российской экономики и увеличения  платежеспособ-
ности населения.
     В Москве формируются и  успешно  функционируют  разнообразные
формы ипотеки, в т.ч. и небанковская.
     С целью развития системы небанковского ипотечного  кредитова-
ния,  увеличения притока финансовых ресурсов населения на инвести-
рование строительства жилья,  постановлением Правительства  Москвы
от  24.11.98   N 896  "Об организации  эксперимента  на территории
Западного административного округа по внедрению Строительной  сбе-
регательной  кассы"  было  создано  открытое  акционерное общество
"Строительная сберегательная касса" (далее - ОАО "ССК").
     В настоящее  время  ОАО "ССК" отлажен механизм финансирования
строительства, позволяющий решать поставленные задачи собственными
средствами и средствами инвесторов-физических лиц - участников не-
банковской ипотечной программы,  в т.ч.  очередников города Москвы
на улучшение жилищных условий.
     Анализ работы ОАО "ССК" позволяет сделать вывод об  эффектив-
ности  реализуемой  схемы  небанковского ипотечного кредитования и
успешном завершении проведенного эксперимента по ее  внедрению  на
территории  Западного административного округа города Москвы с од-
новременным решением городских задач по выполнению  программы  ре-
конструкции  пятиэтажного  и ветхого жилищного фонда на территории
округа. Предложенная схема получила серьезную поддержку населения.
     Динамика объемов  привлекаемых средств населения и количества
квартир,  реализуемых с использованием небанковских форм  ипотеки,
показывают, что данная система в настоящее время является одной из
самых перспективных форм ипотечного кредитования населения  города
Москвы, в т.ч. очередников на улучшение жилищных условий.
     Предоставление населению  возможности  приобретения  жилья  в
рассрочку  способствует расширению круга его потенциальных покупа-
телей и создает для москвичей со средним стабильным уровнем дохода
условия для самостоятельного решения жилищной проблемы,  без соот-
ветствующей помощи со стороны города.  Целевое привлечение средств
населения на строительство жилья является эффективным внебюджетным
источником финансирования жилищного строительства в Москве.
     В настоящее  время все сложнее решаются вопросы,  связанные с
формированием и реализацией городских  жилищных  программ.  Причин
этому множество, в т.ч. острый дефицит свободных городских земель,
недостаточность бюджетных источников финансирования жилищной прог-
раммы,  возрастающие  объемы жилищного строительства по городскому
заказу. Поэтому очевидна необходимость внедрения новых, в том чис-
ле и нестандартных,  механизмов решения проблем улучшения жилищных
условий населения города Москвы,  в т.ч.  и очередников,  одним из
которых является механизм небанковского ипотечного кредитования.

                         1. Цели и задачи

     1.1. Дальнейшее развитие созданного механизма привлечения до-
полнительных инвестиций для улучшения жилищных  условий  населения
города Москвы за счет собственных накоплений.
     1.2. Постепенная и частичная замена бюджетных источников  фи-
нансирования строительства жилья средствами ОАО "ССК" как консоли-
дированного инвестора,  аккумулирующего средства населения в стра-
тегический инвестиционный источник финансирования.
    1.3. Сокращение очереди на улучшение жилищных условий в Москве
за  счет предоставления очередникам возможности улучшения жилищных
условий через механизм,  реализуемый ОАО "ССК",  в т.ч.  получение
жилья по строительной себестоимости с одновременным предоставлени-
ем льготных кредитов и учетом жилищных субсидий.
     1.4. Увеличение объема платежеспособного спроса на коммерчес-
кое жилье за счет расширения круга потенциальных покупателей.

                   2. Основные участники Проекта

     Участниками системы небанковского ипотечного кредитования яв-
ляются:
     2.1. Правительство Москвы - осуществляет всестороннюю, в т.ч.
организационную  поддержку  строительных проектов,  реализуемых по
схеме небанковского ипотечного кредитования через ОАО "ССК". Конт-
ролирует деятельность ОАО "ССК" через Наблюдательный совет.
     2.2. Инвесторы - физические лица,  накапливающие сбережения в
ОАО  "ССК" и приобретающие жилье по схеме небанковского ипотечного
кредитования.
     2.3. ОАО "ССК":
     - городской оператор  по  развитию  небанковского  ипотечного
кредитования;  осуществляет  целевую деятельность по привлечению и
направлению средств населения, в т.ч. очередников города Москвы на
улучшение жилищных условий,  на финансирование строительства жилья
и представляет его интересы на первичном рынке жилья;
     - оказывает сопутствующие услуги (например,  зачет имеющегося
у покупателя жилья в счет  оплаты  нового,  оформление  квартир  в
собственность, оформление и обслуживание ипотечных кредитов, зачет
жилищных субсидий);
     - обеспечивает целевое привлечение средств граждан для финан-
сирования строительства жилья с  использованием  механизма  небан-
ковского ипотечного кредитования;
     - реализует механизм финансирования строительства,  позволяю-
щий  обходиться исключительно собственными средствами и средствами
инвесторов-физических лиц, являющихся участниками программы строи-
тельства жилья по схеме небанковского ипотечного кредитования;
     - уменьшает общую численность очередников на улучшение жилищ-
ных условий города Москвы за счет реализации схемы ипотечного кре-
дитования и продажи очередникам жилья по строительной себестоимос-
ти с одновременным предоставлением льготных кредитов;
     - обеспечивает создание жилищного фонда, реализуемого населе-
нию с использованием механизма небанковского ипотечного кредитова-
ния.
     2.4. Заказчики и генеральные подрядчики - организации,  обес-
печивающие выполнение подрядных работ по проектированию  и  строи-
тельству жилых объектов на конкурсной основе.
     2.5. Страховые компании - компании,  осуществляющие  имущест-
венное страхование (страхование заложенного жилья), личное страхо-
вание заемщиков и страхование гражданско-правовой  ответственности
участников ипотечного рынка.

                 3. Организационная схема проекта

     3.1. Организационно-финансовая  система ОАО "ССК" должна быть
замкнута, т.е. прибыль, получаемая от коммерческой реализации час-
ти  площади гражданам,  не имеющим льгот (не очередникам),  должна
направляться на обеспечение льготных условий кредитования  москви-
чей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
     3.2. Инвесторы,  обращающиеся в ОАО  "ССК"  для  приобретения
квартир  по схеме небанковского ипотечного кредитования,  выбирают
квартиру с необходимыми предварительными характеристиками в домах,
строительство  которых  осуществляется  за  счет  привлекаемых ОАО
"ССК" средств населения города Москвы, в т.ч. очередников на улуч-
шение жилищных условий в качестве Генерального инвестора.
     В период строительства жилого дома Инвестор заключает  с  ОАО
"ССК" договор инвестирования, в котором определяется объект инвес-
тиционной деятельности сторон,  предварительные параметры  будущей
квартиры  Инвестора и размер его денежного (финансового) участия в
проекте.
     Заключенный с  Инвестором  договор  инвестирования  ОАО "ССК"
направляет в Департамент жилищной политики и жилищного фонда горо-
да Москвы на учетную регистрацию в соответствии с порядком,  уста-
новленным в городе Москве.
     3.3. Финансовое  участие  Инвестора в проекте может покрывать
полную стоимость квартиры жилого дома, получаемой им после оконча-
ния строительства, или ее часть, но не менее половины стоимости. В
случае участия Инвестора в проекте с оплатой всей стоимости  квар-
тиры в период строительства,  квартира оформляется в собственность
Инвестора после окончания строительства жилого дома без каких-либо
обременений.  При  оплате только части стоимости квартиры в период
строительства после окончания строительства жилого  дома  квартира
оформляется в собственность Инвестора с обременением ее залогом. В
этом случае залогом обеспечивается выполнение обязательства Инвес-
тора  по внесению полной оплаты на оговоренных с ОАО "ССК" услови-
ях.
     3.4. Приобретение  очередниками города Москвы квартир по сис-
теме небанковского ипотечного кредитования осуществляется в  соот-
ветствии  с Порядком реализации квартир во вновь построенных жилых
домах очередникам города Москвы  на  улучшение  жилищных  условий,
разрабатываемым ОАО "ССК" совместно с Департаментом жилищной поли-
тики и жилищного фонда города Москвы.
     Объем льгот, порядок их предоставления, квоты очередников ус-
танавливаются при выпуске распорядительных документов Правительст-
ва  Москвы  по  передаче ОАО "ССК" участков под застройку.  Списки
очередников,  участвующих в программе, формируемые ОАО "ССК", сог-
ласовываются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда го-
рода Москвы.  Предоставляемые льготы увязываются со сроками поста-
новки  на  учет  и  распространяются на приобретаемую очередниками
площадь в пределах установленных социальных норм.
     3.5. Государственная регистрация права собственности Инвесто-
ра на квартиру и регистрация залога квартиры  осуществляется  Мос-
ковским городским комитетом по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.  Подготовка  и  представление
документов  на регистрацию может осуществляться ОАО "ССК" по пору-
чению Инвестора.
     3.6. Инвестор  в  соответствии  с заключаемым с ним договором
после оформления квартиры в собственность в установленном  порядке
может стать членом товарищества собственников жилья.
     3.7. Отношения ОАО "ССК" с подрядными, строительными, страхо-
выми  и  иными организациями регулируются отдельными договорами по
результатам конкурсов.

          4. Ожидаемые результаты от реализации проекта

     4.1. Развитие механизма небанковского ипотечного кредитования
как способа улучшения жилищных условий населения города Москвы,  в
т.ч.  очередников,  позволяет осуществить постепенный  переход  на
возмездную основу приобретения жилья очередниками, решать проблему
психологической подготовки населения к  постепенному  переходу  на
возмездную основу приобретения жилья.
     4.2. Сокращение очереди на улучшение жилищных условий в горо-
де  Москве без использования бюджетных средств за счет предложения
очередникам максимально льготных условий  приобретения  жилплощади
на  основе использования механизма небанковского ипотечного креди-
тования, реализуемого ОАО "ССК".
     4.3. Экономия  финансовых  ресурсов города в результате реин-
вестирования полученных ОАО "ССК" средств на  дальнейшее  развитие
системы небанковского ипотечного кредитования, удешевление и удли-
нение сроков выдаваемых очередникам г.Москвы кредитов.


                        Верно:
 

Связанные документы (1)

Постановление Правительства Москвы № 489-ПП от 11 июля 2006 года
О признании утратившим силу постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. N 1054-ПП