В соответствии с Указами Президента Российской Федерации
от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного
управления в области пожарной безопасности" и от 21 сентября 2002
года N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последс-
твий стихийных бедствий", постановлением Правительства Москвы от
3 июня 2003 года N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной
власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества
государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и го-
сударственных учреждений города Москвы" и в целях приведения дейс-
твующего Положения о Главном управлении по делам гражданской обо-
роны и чрезвычайным ситуациям города Москвы в соответствие с зако-
нодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации
и города Москвы в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Главном управлении по делам граж-
данской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (приложе-
ние).
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правитель-
ства Москвы от 12 февраля 2002 года N 120-ПП "Об утверждении Поло-
жения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям города Москвы".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Аксенова П.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 декабря 2003 года N 1055-ПП
Положение
о Главном управлении по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям города Москвы
I. Общие положения
1. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям города Москвы является функциональным органом ис-
полнительной власти города Москвы и предназначено для реализации
на территории города Москвы единой государственной политики и ор-
ганизации выполнения мероприятий в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безо-
пасности как в мирное, так и в военное время.
Официальное сокращенное наименование Главного управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы -
Главное управление ГОЧС Москвы (ГУ ГОЧС Москвы).
2. ГУ ГОЧС Москвы в пределах своих полномочий осуществляет
руководство деятельностью своих органов управления:
- управлений ГОЧС административных округов, являющихся юриди-
ческими лицами, - в административных округах города Москвы;
- отделов ГОЧС районов, не являющихся юридическими лицами и
входящих в состав управлений ГОЧС административных округов, - в
районах города Москвы;
- подразделений Государственной противопожарной службы (далее
- ГПС) и аварийно-спасательных (поисково-спасательных) служб, за
исключением непосредственно подчиненных Министерству Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (далее-МЧС России).
3. В своей деятельности ГУ ГОЧС Москвы руководствуется Конс-
титуцией Российской Федерации, федеральными конституционными зако-
нами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами между-
народного права и международными договорами Российской Федерации,
законодательными и иными нормативными правовыми актами города
Москвы, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоя-
щим Положением.
4. Руководство деятельностью ГУ ГОЧС Москвы осуществляет Мэр
Москвы - начальник гражданской обороны города, а по вопросам бое-
вой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных и конт-
рольных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России
и Правительство Москвы в пределах своих полномочий.
5. ГУ ГОЧС Москвы осуществляет свою деятельность во взаимо-
действии с территориальными органами управления федеральных орга-
нов исполнительной власти, органами государственной власти города
Москвы и органами местного самоуправления.
6. Личный состав ГУ ГОЧС Москвы состоит из военнослужащих,
лиц рядового и начальствующего состава ГПС, сотрудников ГУ ГОЧС
Москвы, замещающих государственные должности государственной служ-
бы города Москвы, работников, не являющихся государственными слу-
жащими города Москвы.
Численность военнослужащих, лиц рядового и начальствующего
состава ГПС, проходящих военную службу (службу) в ГУ ГОЧС Москвы,
устанавливается в соответствии со штатами, утверждаемыми МЧС Рос-
сии по согласованию с Мэром Москвы, а численность сотрудников ГУ
ГОЧС Москвы из числа гражданского персонала (далее - сотрудники ГУ
ГОЧС Москвы) утверждается начальником ГУ ГОЧС Москвы в пределах
ассигнований, предусмотренных в бюджете города.
Сотрудники ГУ ГОЧС Москвы, замещающие государственные долж-
ности государственной службы города Москвы, включенные в Реестр
государственных должностей государственных служащих города Москвы,
являются государственными служащими города Москвы, на них расп-
ространяется законодательство о государственной службе и трудовое
законодательство с особенностями, предусмотренными законодательст-
вом о государственной службе города Москвы.
Штатная численность государственных служащих города Москвы в
ГУ ГОЧС Москвы и его структурных подразделениях формируется на ос-
нове Реестра государственных должностей государственной службы го-
рода Москвы.
Для выполнения определенных функций могут быть заключены тру-
довые договоры с иными работниками, не являющимися государственны-
ми служащими города Москвы.
7. ГУ ГОЧС Москвы является юридическим лицом, имеет обособ-
ленное имущество, самостоятельный баланс и смету, лицевые счета в
органах казначейства, гербовые печати с изображением герба города
Москвы, герба Российской Федерации со своим наименованием, соот-
ветствующие бланки, печати и штампы.
Юридический адрес Главного управления ГОЧС Москвы: 101999,
г.Москва, ул.Тверская, дом 8/2, строение 2.
8. Финансовое обеспечение ГУ ГОЧС Москвы осуществляется в ус-
тановленном порядке в соответствии с законодательными и иными нор-
мативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством
и иными нормативными и правовыми актами города Москвы.
Военнослужащие, проходящие службу в ГУ ГОЧС Москвы, содержат-
ся за счет федерального бюджета, государственные служащие и работ-
ники ГУ ГОЧС Москвы - за счет средств бюджета города Москвы. Лица
рядового и начальствующего состава и работники ГПС содержатся за
счет федерального бюджета, средств бюджета города Москвы и органи-
заций.
Для выполнения задач мирного и военного времени, предусмот-
ренных настоящим Положением, ГУ ГОЧС Москвы обеспечивается необхо-
димыми материально - техническими ресурсами Правительством Москвы
и МЧС России.
Источниками формирования финансовых ресурсов ГУ ГОЧС Москвы
являются:
- средства федерального бюджета, выделенные МЧС России;
- средства, выделенные из бюджета города Москвы;
- средства от предпринимательской и иной приносящей доход де-
ятельности.
Имущество, кроме недвижимого, необходимое для осуществления
деятельности, передается ГУ ГОЧС Москвы в оперативное управление.
Контроль за финансовой деятельностью ГУ ГОЧС Москвы, эффек-
тивностью использования и сохранностью государственного имущества
осуществляется соответствующими подразделениями Правительства
Москвы, МЧС России, иными органами исполнительной власти в преде-
лах их компетенции, определенной федеральным законодательством, а
также законодательными и нормативными правовыми актами города
Москвы.
9. В ведомственной подчиненности ГУ ГОЧС Москвы находятся го-
сударственные унитарные предприятия, организации и учреждения, оп-
ределенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы, осуществляющие деятельность в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий города от чрезвычайных си-
туаций и пожарной безопасности, учредителем которых, в том числе,
является город Москва.
II. Основные задачи ГУ ГОЧС Москвы
10. Основными задачами ГУ ГОЧС Москвы являются:
1) реализация единой государственной политики в области граж-
данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си-
туаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные
ситуации), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по-
жарной безопасности на территории города Москвы;
2) поддержание боевой готовности (готовности к применению) ГУ
ГОЧС Москвы, обеспечение мобилизационного развертывания вновь фор-
мируемых воинских частей войск гражданской обороны и органов уп-
равления по вопросам гражданской обороны, защиты населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
3) осуществление в установленном порядке государственного
надзора и контроля за выполнением установленных требований по
гражданской обороне, надзора и контроля в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
4) планирование, разработка и реализация мероприятий по орга-
низации и ведению гражданской обороны, защите населения и террито-
рий города Москвы от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
5) осуществление управления в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреж-
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
6) координация деятельности органов исполнительной власти и
организаций города Москвы в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безо-
пасности;
7) организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций, а также работ по тушению и предупреждению пожа-
ров;
8) осуществление в установленном порядке сбора и обработки
информации в области гражданской обороны, защиты населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, а также обмена этой
информацией;
9) руководство управлениями ГОЧС административных округов го-
рода Москвы, отделами ГОЧС районов, подразделениями ГПС и аварий-
но-спасательными (поисково-спасательными) службами и формирования-
ми (далее - подчиненные органы управления и подразделения), орга-
низация их ресурсного обеспечения.
III. Основные функции ГУ ГОЧС Москвы
11. ГУ ГОЧС Москвы в соответствии с возложенными на него за-
дачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает предложения по формированию основ единой го-
сударственной политики в области гражданской обороны, защиты насе-
ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопаснос-
ти, в установленном порядке вносит на рассмотрение соответствующим
органам государственной власти города Москвы, органам местного са-
моуправления и организациям предложения по совершенствованию рабо-
ты в этих областях;
2) изучает и анализирует состояние работы по основным направ-
лениям деятельности подчиненных органов управления и подразделе-
ний, принимает меры по ее совершенствованию;
3) разрабатывает программы в области гражданской обороны, за-
щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупрежде-
ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, ор-
ганизует контроль за их реализацией, участвует в разработке и реа-
лизации федеральных и региональных целевых программ и проектов в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
4) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмот-
рение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты законов и иных
нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безо-
пасности, организует их выполнение, принимает участие в согласова-
нии проектов нормативных правовых актов органов исполнительной
власти города по вопросам, относящимся к компетенции ГУ ГОЧС Моск-
вы;
5) осуществляет в пределах своих полномочий методическое ру-
ководство органами местного самоуправления и организациями при оп-
ределении состава, размещении и оснащении сил Московской городской
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
МГСЧС);
6) по решению Правительства Москвы организует выполнение ме-
роприятий при установлении режимов функционирования МГСЧС;
7) обеспечивает готовность органов повседневного управления
МГСЧС;
8) готовит предложения Мэру Москвы о привлечении сил и
средств МГСЧС постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных си-
туаций;
9) координирует в установленном порядке деятельность аварий-
но-спасательных (поисково-спасательных) служб и формирований,
служб гражданской обороны, пожарной охраны, а также организаций,
имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ
и действующих на территории города Москвы, вне зависимости от их
организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности,
участвует в проведении аттестации спасателей и аварийно-спасатель-
ных формирований;
10) разрабатывает документы мобилизационного планирования,
обеспечивает мобилизационное развертывание вновь формируемых воин-
ских частей войск гражданской обороны и ГПС, подчиненных органов
управления и подразделений, организует подготовку мобилизационных
ресурсов, создание, развитие и совершенствование учебно-материаль-
ной базы для проведения слаживания формирований;
11) организует и проводит работу по созданию, совершенствова-
нию, реконструкции и поддержанию в готовности систем связи и опо-
вещения гражданской обороны и МГСЧС;
12) организует и осуществляет в установленном порядке:
- накопление и хранение техники и материально-технических
средств;
- проведение мероприятий гражданской обороны, включая подго-
товку необходимых сил и средств;
- руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и тушением
пожаров, в том числе на водных акваториях города Москвы;
- работу учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля
в интересах гражданской обороны, а также по мониторингу и прогно-
зированию чрезвычайных ситуаций и пожаров и районированию террито-
рий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных
объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;
- ведение радиационной, химической и неспецифической бактери-
ологической (биологической) разведки силами и средствами МГСЧС;
- привлечение в установленном порядке сил и средств МГСЧС или
ее звеньев, а также организаций, общественных объединений и граж-
данских организаций гражданской обороны к мероприятиям по предуп-
реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушению пожаров;
- деятельность Государственного учреждения "Московский авиа-
ционный центр";
- авиационное обеспечение экстренного реагирования на возни-
кающие чрезвычайные ситуации, проведение специальных аварийно-спа-
сательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов авиа-
ционных работ;
- оповещение подчиненных органов управления и подразделений,
органов исполнительной власти города Москвы, органов местного са-
моуправления, а также информирование населения о приведении в го-
товность системы гражданской обороны, об угрозе нападения против-
ника и применения им средств массового поражения, возникновении
(угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, пожаров и ходе лик-
видации их последствий;
- работу по выявлению высвобождаемого движимого военного иму-
щества, представлению в довольствующие структурные подразделения
МЧС России перечней имущества, подлежащего реализации в установ-
ленном порядке, а также подготовку указанного имущества к реализа-
ции;
- функционирование и организационно-техническое обеспечение
деятельности учебно-методических центров по гражданской обороне,
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной
безопасности;
- взаимодействие с органами военного управления и правоохра-
нительными органами при решении задач в области гражданской оборо-
ны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пре-
дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопас-
ности;
- разработку Плана гражданской обороны города Москвы, методи-
ческое руководство и контроль за разработкой и реализацией органа-
ми исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуп-
равления и организациями мероприятий гражданской обороны;
- разработку и внесение в установленном порядке Мэру Москвы -
начальнику гражданской обороны предложений о введении Плана граж-
данской обороны города Москвы в действие в полном объеме или час-
тично;
- разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города
Москвы;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации долж-
ностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, органов
местного самоуправления и организаций по вопросам, отнесенным к
компетенции МЧС России;
- проведение аттестации аварийно-спасательных (поисково-спа-
сательных) служб (формирований), а также пожарных и спасателей;
- связь с общественностью и средствами массовой информации по
вопросам своей компетенции;
- мероприятия по созданию,сохранению и использованию страхо-
вого фонда документации на объекты повышенного риска и объекты
систем жизнеобеспечения населения;
- мероприятия по созданию территориальной подсистемы монито-
ринга и прогнозирования пожаров и чрезвычайных ситуаций;
- правовое и информационное обеспечение деятельности подчи-
ненных органов управления и подразделений;
- планирование и реализацию мероприятий по обеспечению воинс-
ких частей войск гражданской обороны и ГПС людскими и материальны-
ми мобилизационными ресурсами;
- финансирование в соответствии с утвержденными сметами дохо-
дов и расходов находящихся в его ведении получателей бюджетных
средств;
- надзор на водоемах города Москвы за пользованием маломерны-
ми судами, базами (сооружениями) для их стоянок и поддержание пра-
вопорядка на них;
13) участвует в установленном порядке в:
- подготовке ежегодных государственных докладов "О состоянии
гражданской обороны Российской Федерации" и "О состоянии защиты
населения и территорий Росийской Федерации от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера";
- разработке предложений по строительству защитных сооружений
гражданской обороны, накоплению, хранению и использованию в целях
гражданской обороны запасов материально - технических, продоволь-
ственных, медицинских и иных средств;
- разработке и проведении мероприятий по подготовке к эвакуа-
ции населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений,
необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего на-
селения;
- разработке мобилизационного плана экономики города Москвы в
части, касающейся мероприятий гражданской обороны, в порядке, ус-
тановленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы;
- создании и поддержании в постоянной готовности технических
систем управления гражданской обороной на территории города Моск-
вы;
- организации проведения экспертизы деклараций безопасности
объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью;
- исследовании причин, условий и последствий чрезвычайных си-
туаций и пожаров,а также в разработке мер,направленных на создание
условий для успешной их ликвидации и тушения пожаров;
- работе государственных и ведомственных комиссий в системе
профессиональной подготовки подчиненного личного состава;
- комплектовании переменным составом и распределении выпуск-
ников образовательных учреждений МЧС России;
14) готовит предложения по:
- отнесению организаций к категориям по гражданской обороне;
созданию убежищ и иных объектов гражданской обороны, накопле-
нию, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
- развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- привлечению воинских частей войск гражданской обороны для
проведения в мирное время мероприятий, направленных на предупреж-
дение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по
тушению пожаров в соответствии с возложенными на них задачами;
- развитию и совершенствованию территориальной системы связи
и оповещения гражданской обороны и РСЧС;
- разработке нормативов обеспечения организаций силами и
средствами подчиненных органов управления и подразделений;
- созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности
технических систем управления гражданской обороной и МГСЧС;
- созданию, реорганизации и ликвидации подчиненных органов
управления и подразделений;
- разработке типовых структур и штатов (штатных расписаний)
ГУ ГОЧС Москвы, а также подчиненных органов управления и подразде-
лений;
- выделению из государственного резерва материальных средств,
предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров;
15) осуществляет контроль за:
- деятельностью подчиненных органов управления и подразделе-
ний;
- деятельностью органов исполнительной власти, местного само-
управления и организаций, города Москвы, по выполнению требований
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации
и города Москвы в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- осуществлением мер,направленных на устойчивое функциониро-
вание объектов экономики и выживание населения в военное время;
- созданием и содержанием запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской
обороны;
- созданием и состоянием локальных систем оповещения потенци-
ально опасных объектов;
- готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомс-
твенными службами наблюдения и лабораторного контроля;
- выполнением норм проектирования инженерно-технических ме-
роприятий гражданской обороны, накоплением и поддержанием в готов-
ности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники
и специального имущества, проведением мероприятий по светомаски-
ровке;
- осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и пожаров и готовностью сил и средств МГСЧС к действиям
при их возникновении;
- разработкой и реализацией органами исполнительной власти
города Москвы, органами местного самоуправления и организациями
мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- хозяйственной и финансовой деятельностью государственных
унитарных предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ве-
домственной подчиненности ГУ ГОЧС Москвы;
- готовностью звеньев МГСЧС, их аварийно-спасательных (поис-
ково-спасательных) служб (формирований), в том числе осуществляю-
щих хранение, переработку и транспортировку нефти, к предупрежде-
нию и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- фактическим наличием пожарно-технической продукции, специ-
альной техники и иного имущества в подчиненных органах управления
и подразделениях;
- эксплуатацией, содержанием, ремонтом и хранением автомо-
бильной техники и вооружения в подчиненных структурных подразделе-
ниях;
16) организует и проводит научно-исследовательские и опыт-
но-конструкторские работы в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
17) руководит Единой системой оперативно - диспетчерского уп-
равления в чрезвычайных ситуациях города Москвы, осуществляет
сбор, обработку, анализ и обмен информацией об угрозе возникнове-
ния и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
18) осуществляет организационно-методическое руководство:
- созданием и функционированием служб гражданской обороны го-
рода Москвы и организаций;
- органами исполнительной власти города Москвы, органами
местного самоуправления и организациями по вопросам создания, хра-
нения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-
рактера;
- подготовкой гражданских организаций гражданской обороны и
обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и по-
жаров;
19) осуществляет координацию и контроль над деятельностью ор-
ганизаций по обучению своих работников в области гражданской обо-
роны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
20) обеспечивает в пределах своей компетенции:
- обучение личного состава ГУ ГОЧС Москвы, подчиненных орга-
нов управления и подразделений в области гражданской обороны, за-
щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупрежде-
ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- готовность органов повседневного управления МГСЧС;
- проведение мероприятий по защите сведений, составляющих го-
сударственную или служебную тайну, организацию и функционирование
специальной связи;
- деятельность Комиссии по чрезвычайным ситуациям города
Москвы по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвида-
ции чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- ведение официальных статистических учетов и государственную
статистическую отчетность по вопросам, отнесенным к компетенции
МЧС России;
- боевую и мобилизационную готовность подчиненных органов уп-
равления и подразделений;
- формирование и представление в установленном порядке мате-
риалов для ведения реестров потенциально опасных объектов, в т.ч.
подводных объектов, территорий и акваторий, загрязненных нефтью и
нефтепродуктами;
- привлечение сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций и тушению пожаров;
- реализацию обязательных для исполнения мер по охране труда
и технике безопасности;
- разработку программ и планов профессиональной подготовки
подчиненного личного состава;
- мобилизационное развертывание вновь формируемых воинских
частей войск гражданской обороны, подчиненных органов управления и
подразделений;
21) содействует:
- укреплению и развитию добровольных спасательных и пожарных
объединений и формирований;
- обеспечению организаций средствами предупреждения и тушения
пожаров;
- физическому совершенствованию личного состава;
- работе Федерации пожарно-прикладного спорта Российской Фе-
дерации;
- рационализаторской и изобретательской деятельности в систе-
ме МЧС России;
22) выполняет в установленном порядке функции государственно-
го надзора;
23) руководит деятельностью должностных лиц подчиненных орга-
нов управления и подразделений;
24) участвует в рассмотрении проектов стандартов, норм, пра-
вил и других нормативных документов, содержащих требования пожар-
ной безопасности или в которых эти требования должны быть установ-
лены;
25) принимает меры к выявлению, обобщению и распространению
передового опыта деятельности подчиненных органов управления и
подразделений, в том числе по их взаимодействию с органами госу-
дарственной власти города Москвы и органами местного самоуправле-
ния по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, пожарной безопасности, разрабатывает меры по совершенс-
твованию этой работы;
26) выполняет в установленном порядке функции заказчика по
разработке и реализации городских целевых программ и проектов, го-
родского заказчика на поставку продукции в целях обеспечения госу-
дарственных и городских нужд, а также в области капитального стро-
ительства, реконструкции, ремонта зданий и сооружений;
27) участвует в разработке методик оценки последствий чрезвы-
чайных ситуаций, в разработке требований по защите населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследс-
твие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
28) организует и проводит тематические совещания, семинары,
конференции, обобщает и издает материалы по результатам этих ме-
роприятий;
29) осуществляет проверку деятельности подчиненных органов
управления и подразделений, контролирует выполнение мероприятий по
устранению выявленных недостатков;
30) ведет в установленном порядке учет нуждающихся в улучше-
нии жилищных условий военнослужащих, спасателей, лиц рядового и
начальствующего состава ГПС, а также государственных служащих и
работников, в установленном порядке обеспечивает их жильем;
31) проводит работу по обеспечению социальной защиты военнос-
лужащих, лиц рядового и начальствующего состава ГПС, а также госу-
дарственных служащих и работников ГУ ГОЧС Москвы подчиненных орга-
нов управления и подразделений;
32) оказывает помощь образовательным учреждениям и учебным
подразделениям (центрам) в программно-методическом обеспечении
учебного процесса;
33) осуществляет взаимодействие с общественностью и средства-
ми массовой информации по вопросам своей компетенции;
34) осуществляет функции распорядителя средств федерального
бюджета и главного распорядителя средств бюджета города Москвы,
установленные бюджетным законодательством и ведомственной класси-
фикацией расходов;
35) организует конкурсы на размещение заказов на поставку то-
варов, выполнение работ и оказание услуг для государственных (го-
родских) нужд в соответствии с законодательством;
36) принимает участие в разработке проекта закона о бюджете
города Москвы в части, касающейся финансирования мероприятий граж-
данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си-
туаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожар-
ной безопасности, готовит предложения о финансировании этих мероп-
риятий;
37) организует ведение Реестра потенциально опасных объектов
производственного и социального назначения, расположенных на тер-
ритории города Москвы, процессов и явлений, которые могут быть ис-
точниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и является
его держателем;
38) определяет мероприятия по предупреждению чрезвычайных си-
туаций и контролирует их выполнение на предприятиях города, осу-
ществляющих перевозку опасных грузов;
39) контролирует осуществление мер, направленных на сохране-
ние объектов, необходимых для устойчивого функционирования эконо-
мики и выживания населения в военное время, организует проведение
мероприятий гражданской обороны на территории города Москвы, вклю-
чая подготовку необходимых сил и средств;
40) участвует в установленном порядке в проведении государс-
твенной экспертизы проектов строительства на предмет соответствия
нормам инженерно-технических и организационных мероприятий граж-
данской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и пожарной безопасности, предусмотренных в градостроительной,
предпроектной и проектной документации;
41) участвует в установленном порядке в государственной экс-
пертизе проектов и решений, касающихся объектов производственного
и социального назначения, а также процессов, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций и пожаров или могут влиять на
обеспечение защиты населения и территорий, в организациях, осу-
ществляющих потенциально опасную деятельность;
42) участвует в установленном порядке в рассмотрении и согла-
совании исходно-разрешительной, предпроектной и проектной докумен-
тации при проектировании нового строительства и реконструкции объ-
ектов промышленного и жилищно-гражданского назначения;
43) участвует в установленном законодательством Российской
Федерации порядке в работе по лицензированию отдельных видов дея-
тельности, связанных с повышенной опасностью производств и работ,
а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами в час-
ти выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы в области гражданской оборо-
ны, защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
и пожарной безопасности;
44) принимает участие в установленном Правительством Москвы
порядке в создании, реорганизации и ликвидации государственных
унитарных предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ве-
дении ГУ ГОЧС Москвы, осуществляет анализ их финансово-экономичес-
кого состояния;
45) определяет потребность и осуществляет в пределах своей
компетенции ресурсное обеспечение подчиненных органов управления и
подразделений;
46) осуществляет ведение бухгалтерского учета, составление и
представление бухгалтерской и статистической отчетности в порядке,
установленном законодательными и иными нормативными правовыми ак-
тами Российской Федерации для бюджетных учреждений;
47) рассматривает письма, жалобы и заявления граждан, прини-
мает меры к устранению выявленных недостатков;
48) оказывает платные услуги в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций; перечень платных услуг, тари-
фы и порядок взимания платы утверждаются Правительством Москвы;
49) осуществляет международное и межрегиональное сотрудни-
чество в области гражданской обороны, защиты населения и террито-
рий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, участвует в
гуманитарных операциях, проводимых МЧС России и Правительством
Москвы;
50) осуществляет координацию деятельности студенческих спаса-
тельных отрядов и добровольных пожарных дружин, организует взаимо-
действие между ними и управлениями ГОЧС административных округов,
аварийно-спасательными формированиями и пожарными подразделениями;
51) осуществляет контроль за обязательным страхованием от-
ветственности за причинение вреда при эксплуатации опасного произ-
водственного объекта.
IV. Полномочия ГУ ГОЧС Москвы
12. ГУ ГОЧС Москвы в пределах своей компетенции:
1) проводит в установленном порядке проверки органов исполни-
тельной власти города Москвы, органов местного самоуправления и
организаций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
2) запрашивает и получает в установленном порядке от органов
государственной статистики, органов исполнительной власти города
Москвы, органов местного самоуправления и организаций информацию и
сведения, необходимые для выполнения возложенных задач;
3) привлекает на договорной основе специалистов и экспертов
для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по
вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и пожарной безопасности;
4) имеет специальные транспортные средства, оборудованные ут-
вержденными в установленном порядке опознавательными знаками и
специальными сигналами, специальную одежду с установленной симво-
ликой для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава
ГПС, государственных служащих и работников ГУ ГОЧС Москвы и его
органов управления, п