В целях усиления государственного регулирования порядка пре-
доставления универсальных услуг связи населению, защиты нравствен-
ности, прав и законных интересов граждан Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 46
Федерального закона "О связи" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект поста-
новления Московской городской Думы в установленном порядке на
рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам меж-
регионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л. и
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 октября 2009 г. N 1059-ПП
ПРОЕКТ
внесен Мэром Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона
"О внесении изменений в статьи 2 и 46 Федерального закона
"О связи"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федера-
ции и статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 46
Федерального закона "О связи".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собра-
ния Российской Федерации депутату Московской городской Думы
_______________.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Вносится Московской
городской Думой
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 2 и 46 Федерального
закона "О связи"
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О
связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 28, ст.2895; 2007, N 7, ст.835) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 37 и 38 следующего содержания:
"37) интернет-ресурс организатора азартных игр - находящаяся
в одном интернет-адресе в виде игры совокупность знаков, сигналов,
голосовой и письменной информации, изображений, звукового сопро-
вождения, а также программное обеспечение, загружаемое для обеспе-
чения технической возможности участия пользователя услугами связи
в азартной игре.
38) электронная азартная игра - основанное на риске соглаше-
ние о выигрыше, заключаемое пользователем услугами связи с органи-
затором азартной игры по правилам, установленным организатором
азартной игры.";
2) статью 46 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Оператор связи, являющийся оператором универсального обс-
луживания, не предоставляет пользователям услугами связи универ-
сальной услуги по доступу к интернет-ресурсам организаторов азарт-
ных игр. Условие об ограничении доступа к указанным ресурсам долж-
но содержаться в договоре об оказании услуг связи.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2
и 46 Федерального закона "О связи"
Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью современной жизни
общества. Пользователи Сети могут осуществлять поиск информации,
направлять и получать электронные почтовые сообщения, совершать
покупки, заказывать билеты, резервировать гостиницы, оплачивать
различные услуги. Помимо доступа к информационным ресурсам имеется
возможность отдохнуть на развлекательных интернет-ресурсах, число
которых в российской части Интернета значительно увеличилось после
введения запрета на организацию азартных игр в казино и залах иг-
ровых автоматов.
Несмотря на то, что благосостояние россиян растет и число
имеющих дома свой компьютер в городах и населенных пунктах очень
велико, практически во всех регионах Российской Федерации отмеча-
ется увеличение численности открываемых интернет-кафе и компьютер-
ных клубов. Это связано с тем, что ряды владельцев интернет-заве-
дениями в последнее месяцы пополнились бывшими организаторами
азартных игр. Большинство из них не смирилось с потерей своих до-
ходов от азартной деятельности и ищет пути и способы их возмеще-
ния. Одним из таких способов является организация доступа к интер-
нет-казино под видом предоставления информационных услуг.
Данные, получаемые на телефон доверия от жителей Москвы и
других регионов России, убеждают в том, что запрет на организацию
азартных игр в казино и залах игровых автоматов без введения до-
полнительных ограничений в другие федеральные законы не сможет ре-
шить проблему зависимости. Проведенные социологические опросы и
мониторинг уровня игровой и компьютерной зависимости среди несо-
вершеннолетних показали, что уже сейчас 30% опрошенных посещают
интернет-заведения только для игр несколько раз в месяц и еще при-
мерно столько же являются сторонниками такого вида отдыха.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О госу-
дарственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ)
запрещает организацию и проведение азартных игр с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, посредством сети Интер-
нет и средств связи. Однако этот запрет распространяется исключи-
тельно на игорные заведения, упомянутые в этом законе. В иных сфе-
рах деятельности предоставление интернет-услуг действующим законо-
дательством не запрещено.
Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (да-
лее - Федеральный закон N 126-ФЗ) принимался задолго до выхода Фе-
дерального закона N 244-ФЗ и не мог предусмотреть возможность по-
явления новых ограничений, которые коснутся участников общей сис-
темы связи в Российской Федерации. Хотя статьей 3 Федерального за-
кона N 126-ФЗ предусматривается возможность регулирования отноше-
ний, которые не вошли в этот закон, посредством применения других
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, это относится только к актам, действующим в области
связи.
Среди всех видов и услуг связи Федеральный закон N 126-ФЗ
предусматривает возможность оказания пользователям универсальных
услуг связи. В пункте 1 статьи 57 данного закона к такому типу ус-
луг относятся "услуги по передаче данных и предоставлению доступа
к сети "Интернет" с использованием пунктов коллективного доступа".
В Федеральном законе N 126-ФЗ не существует различия в оказании
этих услуг для индивидуального пользователя или для большого числа
пользователей, так как он оперирует понятием "оператора универ-
сального обслуживания - оператора связи, который оказывает услуги
связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязан-
ность по оказанию универсальных услуг связи".
У интернет-заведений нет собственной сети связи, и они не за-
нимаются приемом и передачей электронных сообщений. Заведения пре-
доставляют оборудование и доступ к Сети, выступая в качестве поль-
зователя услуг связи, который перепродает данные услуги своим по-
сетителям. В общей системе связи в Российской Федерации владелец
компьютерного клуба является обычным пользователем универсальных
услуг связи и не отличается от индивидуального пользователя. Его
деятельность не лицензируется, так как он не является оператором
услуг связи, предоставляющим телематические услуги, и не является
интернет-провайдером.
Деятельность интернет-заведений не связана с извлечением при-
были от участия в азартных играх, поэтому они не относятся к орга-
низациям игорного бизнеса. То есть ограничения Федерального закона
N 244-ФЗ, наложенные на организаторов азартных игр (запрет на ис-
пользование сети Интернет для организации азартных игр и другие),
не могут служить основанием для предъявления претензий к деятель-
ности этих заведений.
Иных правовых актов, объединяющих интернет-заведения в от-
дельную категорию и вводящих на их деятельность ограничения, как
это сделано в отраслевом Федеральном законе N 244-ФЗ (все игорные
заведения должны соответствовать одинаковым требованиям), в рос-
сийском законодательстве не имеется. Поэтому законопроектом пред-
лагается установить ограничения на предоставление этих услуг для
операторов универсальных услуг связи (интернет-провайдеров), до-
полнив статью 46 Федерального закона N 126-ФЗ пунктом, который
вводит частичное ограничение для операторов связи на предоставле-
ние этой услуги. Появление данного пункта в обязанностях операто-
ров связи не следует расценивать как введение нового ограничения,
так как этот запрет был введен в декабре 2006 года с выходом Феде-
рального закона N 244-ФЗ.
Внесение ограничений на предоставление таких услуг создаст
правовую основу для пресечения незаконной деятельности в интер-
нет-заведениях по организации азартных игр посредством телекомму-
никационных сетей. Это будет способствовать усилению деятельности
контролирующих органов электросвязи и позволит оператору предъяв-
лять требования об устранении нарушений (вплоть до лишения лицен-
зии), рассматривать владельца интернет-клуба в качестве соучастни-
ка правонарушения, признавать действующий между ними договор прит-
ворным, то есть совершенным с целью прикрытия другой сделки
(ст.170 ГК РФ).
Внесение изменений в Федеральный закон N 126-ФЗ снизит чис-
ленность заведений за счет закрытия игорных заведений, маскирую-
щихся под компьютерные клубы и интернет-клубы, оздоровит ситуацию
с компьютерной и игровой зависимостью среди несовершеннолетних.
Московская городская Дума
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи
2 и 46 Федерального закона
"О связи"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального
закона "О внесении изменений в статьи 2 и 46
Федерального закона "О связи"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении
изменений в статьи 2 и 46 Федерального закона "О связи" признавать
утратившими силу, приостанавливать, изменять, дополнять или прини-
мать акты федерального законодательства не потребуется.
Московская городская Дума
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи
2 и 46 Федерального закона
"О связи"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2
и 46 Федерального закона "О связи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в
статьи 2 и 46 Федерального закона "О связи" не повлечет расходов
за счет средств федерального бюджета.
Московская городская Дума
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Московской городской Думы "О проекте
федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 46
Федерального закона "О связи"
После введения запрета на организацию азартных игр в казино и
залах игровых автоматов в Москве и регионах Российской Федерации
заметно увеличилось число функционирующих компьютерных клубов и
интернет-клубов. Только в Москве их численность уже приближается к
80 заведениям.
Часть предпринимателей, воспользовавшись уходом с рынка орга-
низаторов азартных игр, наладила в компьютерных клубах предостав-
ление услуг по организации азартных игр посредством сети Интернет.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 года
N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по органи-
зации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 244-ФЗ) запрещает организацию и проведение азартных игр с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, этот зап-
рет не распространяется на интернет-заведения.
В связи с тем, что данные заведения не относятся к категории
игорных, на них не распространяется действие Федерального закона
N 244-ФЗ, не имеется иных правовых актов, куда можно ввести огра-
ничения на соединение пользователя с игровыми порталами посредс-
твом Интернета, следует ввести ограничения на предоставление этих
услуг для операторов универсальных услуг связи (интернет-провайде-
ров).
Внесение ограничений на предоставление таких услуг создаст
правовую основу и позволит ввести ограничения на деятельность ин-
тернет-заведений по предоставлению услуг доступа на ресурсы орга-
низаторов азартных игр. Это предотвратит дальнейший рост числа по-
добных заведений и будет способствовать снижению уровня компьютер-
ной и игровой зависимости среди молодежи и несовершеннолетних.
Приложение
к проекту постановления Мос-
ковской городской Думы "О
проекте федерального закона
"О внесении изменений в статьи
2 и 46 Федерального закона
"О связи"
ПЕРЕЧЕНЬ
постановлений Московской городской Думы, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием постановления Московской городс-
кой Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений
в статьи 2 и 46 Федерального закона "О связи"
В связи с принятием постановления Московской городской Думы
"О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и
46 Федерального закона "О связи" признавать постановления Московс-
кой городской Думы утратившими силу, приостанавливать, изменять,
дополнять или принимать иные правовые акты не потребуется.