В целях приведения правовых актов города Москвы в соответ-
ствие с федеральным законодательством и в соответствии с распоря-
жением Мэра Москвы от 29 декабря 2006 г. N 374-РМ "О Плане первоо-
чередных законопроектных работ органов исполнительной власти горо-
да Москвы на 2007 год" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О пожарной безопас-
ности" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Петрова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 11 декабря 2007 г. N 1076-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О пожарной безопасности
Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения
пожарной безопасности в городе Москве в целях защиты от пожаров
жизни и здоровья людей, имущества граждан и организаций.
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются понятия, определенные Феде-
ральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безо-
пасности", а также следующие основные понятия:
1) обеспечение пожарной безопасности - комплекс мер правово-
го, социального, экономического, организационного и научно-техни-
ческого характера, направленных на предотвращение и тушение пожа-
ров;
2) объект защиты - имущественный комплекс или его часть
(включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства,
технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное
имущество граждан и организаций), для которого установлены требо-
вания пожарной безопасности, а также люди и животные, для защиты
которых используются способы и средства обеспечения пожарной безо-
пасности;
3) особый противопожарный режим - режим, устанавливаемый ор-
ганами государственной власти на соответствующей территории,
объекте защиты на период повышенной опасности возникновения пожа-
ра, и регулирующий правила поведения людей, порядок организации
производства и (или) содержания территории;
4) подразделения пожарной охраны - подразделения различных
видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в про-
филактике и (или) тушении пожаров и проведении связанных с ними
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
5) пожарный - гражданин, прошедший обучение, специальную под-
готовку, допущенный к тушению пожаров и проведению связанных с ни-
ми аварийно-спасательных и других неотложных работ и работающий в
подразделении пожарной охраны;
6) пожарные машины - транспортные или транспортируемые средс-
тва, предназначенные для тушения пожаров, выполнения связанных с
ними аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также
обеспечения деятельности пожарной охраны;
7) ведомственная пожарная охрана - система органов управления
и подразделений пожарной охраны, созданных федеральными органами
исполнительной власти или организациями в целях обеспечения пожар-
ной безопасности;
8) частная пожарная охрана - совокупность органов управления
и подразделений пожарной охраны, создаваемых в городе Москве в ор-
ганизациях, занимающихся предпринимательской деятельностью по вы-
полнению работ и (или) оказанию услуг в области пожарной безопас-
ности.
Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности
в городе Москве
Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в городе
Москве составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Ус-
тав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые ак-
ты города Москвы, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статья 3. Виды пожарной охраны в городе Москве
1. Пожарная охрана в городе Москве подразделяется на следую-
щие виды:
1) Государственная противопожарная служба;
2) ведомственная пожарная охрана;
3) частная пожарная охрана;
4) добровольная пожарная охрана.
2. В Государственную противопожарную службу в городе Москве
входят:
1) федеральная противопожарная служба на территории города
Москвы;
2) противопожарная служба города Москвы.
Статья 4. Противопожарная служба города Москвы
1. В состав противопожарной службы города Москвы входят:
1) подразделения противопожарной службы города Москвы, соз-
данные в целях осуществления профилактики пожаров, их тушения и
(или) проведения связанных с ними аварийно-спасательных и других
неотложных работ (далее - аварийно-спасательные работы);
2) объектовые подразделения противопожарной службы города
Москвы, созданные в целях осуществления профилактики пожаров, их
тушения и (или) проведения аварийно-спасательных работ в организа-
циях, находящихся на территории города Москвы, перечень которых
утверждается Правительством Москвы;
3) учебные центры противопожарной службы города Москвы.
2. Основными задачами противопожарной службы города Москвы
являются:
1) организация и осуществление профилактики пожаров на терри-
тории города Москвы (за исключением объектов, перечень которых ус-
тановлен Правительством Российской Федерации);
2) спасение людей и имущества при пожарах;
3) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
на территории города Москвы в соответствии с порядком привлечения
сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров,
утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномо-
ченным на решение задач в области пожарной безопасности.
3. Численность личного состава подразделений Государственной
противопожарной службы в городе Москве устанавливается в зависи-
мости от пожарной опасности объектов, находящихся на территории
города Москвы, с учетом технико-экономического уровня развития
территориальных единиц и других особенностей из расчета не менее
одной единицы личного состава Государственной противопожарной
службы в городе Москве, участвующего в тушении пожаров и проведе-
нии аварийно-спасательных работ, на каждые 650 человек населения.
4. Структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятель-
ности противопожарной службы города Москвы определяются Правитель-
ством Москвы по согласованию с территориальным органом федерально-
го органа исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в
области пожарной безопасности.
Статья 5. Частная пожарная охрана
1. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осу-
ществляется в соответствии с федеральными законами и иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации.
2. Права, обязательства и ответственность подразделений част-
ной пожарной охраны при осуществлении ими своих функций определя-
ются договорами на оказание услуг в области пожарной безопасности.
3. Выезд подразделений частной пожарной охраны на тушение по-
жаров и проведение аварийно-спасательных работ в организации, с
которыми отсутствуют договорные отношения, осуществляется в соот-
ветствии с порядком привлечения сил и средств для тушения пожаров,
утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномо-
ченным на решение задач в области пожарной безопасности.
4. Униформа работников подразделений частной пожарной охраны
содержит информацию о принадлежности к соответствующему подразде-
лению пожарной охраны.
Статья 6. Добровольная пожарная охрана
1. Добровольная пожарная охрана организуется в городе Москве
в целях пропаганды знаний в области пожарной безопасности, а также
оказания гражданами содействия подразделениям пожарной охраны в
предупреждении и тушении пожаров.
2. Формы, порядок и условия участия граждан в добровольной
пожарной охране определяются федеральными законами и иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 7. Обучение пожарных в городе Москве
1. Обучение и специальная подготовка пожарных противопожарной
службы города Москвы осуществляется в учебных центрах Государс-
твенной противопожарной службы.
2. Обучение пожарных ведомственной и частной пожарной охраны
осуществляется в учебных центрах Государственной противопожарной
службы за счет средств бюджетов соответствующих уровней, собствен-
ных средств их учредителей.
3. Специальное первоначальное обучение добровольных пожарных
и повышение квалификации руководителей подразделений добровольной
пожарной охраны производится в учебных центрах Государственной
противопожарной службы, а также на базе Московской городской орга-
низации Всероссийского добровольного пожарного общества, за счет
средств общественных и иных организаций.
4. Преподавательский состав Московской городской организации
Всероссийского добровольного пожарного общества, занимающийся обу-
чением мерам пожарной безопасности, обязан проходить обучение на
курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет в
учебных центрах Государственной противопожарной службы, за счет
средств Московской городской организации Всероссийского доброволь-
ного пожарного общества.
Статья 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение
в области пожарной безопасности
1. Финансовое обеспечение деятельности подразделений противо-
пожарной службы города Москвы, социальных гарантий и компенсаций
личному составу этих подразделений, а также первичных мер пожарной
безопасности является расходным обязательством города Москвы.
2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятель-
ности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое
обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу этих
видов пожарной охраны в соответствии с настоящим Законом осущест-
вляются их учредителями за счет собственных средств.
Статья 9. Гарантии социальной защиты пожарных противопожарной
службы города Москвы
1. Пожарные противопожарной службы города Москвы, принимавшие
участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных ра-
бот, имеют право на бесплатную медицинскую реабилитацию. Бесплат-
ная медицинская реабилитация осуществляется в медицинских органи-
зациях и реабилитационных центрах за счет средств, предусмотренных
на содержание подразделений противопожарной службы города Москвы.
2. Пожарные противопожарной службы города Москвы и проживаю-
щие совместно с ними члены их семей обеспечиваются жилыми помеще-
ниями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными норматив-
ными правовыми актами города Москвы.
3. В случае гибели пожарного противопожарной службы города
Москвы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего
сохраняется право на улучшение жилищных условий или получение жи-
лого помещения по основаниям, которые имели место на момент его
гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
4. Пожарным противопожарной службы города Москвы при наличии
выслуги в должности пожарного не менее 15 лет назначается ежеме-
сячная доплата к трудовой пенсии по старости, в том числе назна-
ченной досрочно. Порядок исчисления выслуги лет, назначения и вып-
латы ежемесячной доплаты к пенсии и ее размеры устанавливаются
Правительством Москвы.
5. Пожарные противопожарной службы города Москвы, участвующие
в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, имеют
право на внеочередную установку телефона.
6. Правительством Москвы могут устанавливаться дополнительные
гарантии социальной защиты пожарных противопожарной службы города
Москвы.
Статья 10. Страховые гарантии пожарных противопожарной службы
города Москвы
1. Пожарные противопожарной службы города Москвы подлежат
обязательному государственному личному страхованию (далее - стра-
хование). Страхование осуществляется за счет средств, предусмот-
ренных на содержание подразделений противопожарной службы города
Москвы.
2. Страхование пожарных противопожарной службы города Москвы
производится при назначении их на должности.
3. Страховыми событиями для пожарных противопожарной службы
города Москвы являются гибель (смерть) при исполнении ими долж-
ностных обязанностей, возложенных на них трудовым договором,
смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии),
заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими долж-
ностных обязанностей, возложенных на них трудовым договором, а
также утрата трудоспособности, наступившая в связи с исполнением
должностных обязанностей. В случае наступления страховых событий,
указанных в настоящей части, в заключении органа, уполномоченного
Правительством Москвы, выдается заключение, в котором должно со-
держаться указание о связи страхового события с исполнением заст-
рахованным пожарным обязанностей, возложенных на него трудовым до-
говором.
4. Страхование производится на сумму не менее 500 минимальных
размеров оплаты труда.
5. Выплаты сумм по страхованию пожарных противопожарной служ-
бы города Москвы в случае наступления страховых событий, указанных
в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социаль-
ному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения
вреда здоровью.
6. В случае гибели пожарных противопожарной службы города
Москвы, наступившей при исполнении ими должностных обязанностей,
возложенных на них трудовым договором, либо в случае смерти, нас-
тупившей в течение одного года со дня увольнения из противопожар-
ной службы города Москвы, вследствие увечья (ранения, травмы, кон-
тузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением
ими должностных обязанностей, возложенных на них трудовым догово-
ром, членам их семей - супруге (супругу), состоящей (состоящему)
на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном
браке с ним, родителям (усыновителям) застрахованного лица, дедуш-
кам и бабушкам застрахованного лица - при условии отсутствия у не-
го родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех
лет, отчиму и мачехе застрахованного лица - при условии, если они
воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детям, не достиг-
шим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до
достижения 18 лет, а также обучающимся в образовательных учрежде-
ниях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собс-
твенности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, по-
допечным застрахованного лица выплачивается из бюджета города
Москвы (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окла-
дов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
7. В случае получения пожарными противопожарной службы города
Москвы при исполнении ими должностных обязанностей, возложенных на
них трудовым договором, увечья (ранения, травмы, контузии), забо-
левания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в ка-
честве пожарного, им выплачивается из бюджета города Москвы еди-
новременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, ус-
тановленного на день выплаты пособия.
8. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевоз-
кой тел, погребением пожарных противопожарной службы города Моск-
вы, погибших при исполнении должностных обязанностей, возложенных
на них трудовым договором, или умерших в результате увечья (ране-
ния, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи
с исполнением должностных обязанностей, возложенных на них трудо-
вым договором, а также расходы по изготовлению и установке над-
гробных памятников осуществляются за счет финансовых средств орга-
нов исполнительной власти города Москвы; организаций, создавших
соответствующие подразделения пожарной охраны, - в соответствии с
установленными ими порядком и нормами.
Статья 11. Полномочия Правительства Москвы и органов местного
самоуправления в области пожарной безопасности
1. Правительство Москвы:
1) обеспечивает разработку мер экономического, правового, ор-
ганизационного и научно-методического характера, направленных на
совершенствование противопожарной защиты города Москвы;
2) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и
обязанности органов исполнительной власти города Москвы и органи-
заций, находящихся на территории города Москвы, в области обеспе-
чения пожарной безопасности;
3) организует деятельность органов исполнительной власти го-
рода Москвы по осуществлению мер пожарной безопасности, в том чис-
ле первичных, и контролю за их выполнением;
4) осуществляет финансирование мероприятий по обеспечению по-
жарной безопасности в городе Москве;
5) осуществляет организацию противопожарной пропаганды и обу-
чения населения мерам пожарной безопасности;
6) определяет порядок информирования населения, сбора и обме-
на информацией, обеспечивает своевременное оповещение в области
обеспечения пожарной безопасности;
7) осуществляет меры по правовой и социальной защите пожарных
противопожарной службы города Москвы и членов их семей;
8) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном
порядке создаются объектовые подразделения противопожарной службы
города Москвы, содержащиеся за счет средств бюджета города Москвы;
9) организует надзор и контроль за противопожарным состоянием
коммуникационных коллекторов города Москвы;
10) осуществляет организацию и выполнение мер по защите от
пожаров особо охраняемых природных территорий города Москвы, при-
родных и озелененных территорий города Москвы;
11) устанавливает особый противопожарный режим на территории
города Москвы и дополнительные требования пожарной безопасности на
период его действия;
12) организует прохождение гражданами альтернативной граж-
данской службы в подразделениях противопожарной службы города
Москвы;
13) устанавливает форму одежды и знаки отличия для пожарных
противопожарной службы города Москвы;
14) осуществляет иные полномочия в области пожарной безопас-
ности, предусмотренные федеральными законами.
2. Органы местного самоуправления совместно с органами испол-
нительной власти города Москвы участвуют в пропаганде знаний в об-
ласти пожарной безопасности.
Статья 12. Профилактика пожаров
1. Профилактика пожаров на территории города Москвы осущест-
вляется:
1) пожарной охраной города Москвы;
2) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы-
ми актами Российской Федерации;
3) собственниками имущества, должностными лицами и лицами,
ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
2. Противопожарная служба города Москвы при осуществлении
профилактики пожаров:
1) разрабатывает и согласовывает с федеральным органом испол-
нительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожар-
ной безопасности, программы обучения населения мерам пожарной бе-
зопасности в образовательных учреждениях;
2) разрабатывает и представляет на утверждение в установлен-
ном порядке правила пожарной безопасности для организаций, распо-
ложенных на территории города Москвы, и граждан;
3) участвует в обеспечении пожарной безопасности в местах
проведения мероприятий с массовым сосредоточением людей;
4) организует и проводит иные мероприятия по профилактике по-
жаров в соответствии с нормативными правовыми актами города Моск-
вы.
3. Выполнение требований технических регламентов, нормативных
документов по пожарной безопасности, нормативных правовых актов
города Москвы по установлению особого противопожарного режима и
предписаний должностных лиц органов государственного пожарного
надзора осуществляется собственниками имущества и лицами, ответс-
твенными за обеспечение пожарной безопасности.
Статья 13. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных
работ
1. Организация тушения пожаров на территории города Москвы
предусматривает:
1) создание в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации необходимого количества и установление мест
дислокации подразделений противопожарной службы города Москвы с
учетом дислокации подразделений федеральной противопожарной служ-
бы;
2) установление порядка и условий участия подразделений ве-
домственной, частной и добровольной пожарной охраны в тушении по-
жаров на территории города Москвы по согласованию с соответствую-
щими подразделениями пожарной охраны;
3) создание единой дежурно-диспетчерской службы города Москвы
для приема сообщений о пожарах;
4) разработку, составление и отработку планов и карточек по-
жаротушения на объекты города Москвы, тушение пожаров на которых
возложено на противопожарную службу города Москвы, и их утвержде-
ние в территориальном органе федерального органа исполнительной
власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безо-
пасности;
5) установление порядка организации питания и отдыха личного
состава подразделений пожарной охраны города Москвы, обеспечения
пожарной техники горюче-смазочными материалами при тушении пожаров
продолжительностью более трех часов;
6) взаимодействие противопожарной службы города Москвы с пра-
воохранительными органами, аварийно-спасательными и другими служ-
бами города Москвы при тушении пожаров и проведении аварийно-спа-
сательных работ на территории города Москвы.
2. Выезд подразделений пожарной охраны, дислоцированных на
территории города Москвы, независимо от их вида, на тушение пожа-
ров и проведение аварийно-спасательных работ на территории города
Москвы осуществляется в обязательном порядке.
3. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
осуществляется на безвозмездной основе, за исключением случаев,
предусмотренным федеральным законодательством.
4. Телефонная сеть города Москвы и иные предприятия связи
обязаны на безвозмездной основе предоставлять гражданам и долж-
ностным лицам пожарной охраны соединительные линии и прочие услуги
связи для передачи сообщения о пожаре и управления деятельностью
подразделений пожарной охраны на месте пожара.
5. Пожарным машинам предоставляется право беспрепятственного
проезда в места, необходимые для тушения пожара.
6. Тушение пожаров на территории посольств, консульств, тор-
говых представительств и других объектов, обладающих экстерритори-
альностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представи-
теля либо в ином порядке, установленном международными договорами
Российской Федерации.
7. Обеспечение мероприятий по тушению пожаров и проведению
аварийно-спасательных работ осуществляет уполномоченный орган ис-
полнительной власти города Москвы.
Статья 14. Обеспечение пожарной безопасности при разработке
целевых программ социально-экономического развития
в городе Москве
Меры обеспечения пожарной безопасности подлежат включению в
городские целевые программы социально-экономического развития го-
рода Москвы, целевые программы развития внутригородских муници-
пальных образований в городе Москве и целевые программы развития
организаций, оказывающих влияние на обстановку с пожарами в городе
Москве, при разработке в установленном порядке указанных программ.
Статья 15. Требования пожарной безопасности при планировке и
застройке города Москвы
1. При разработке градостроительной документации, проектов
строительства, выборе земельных участков под строительство должны
учитываться требования пожарной безопасности, установленные феде-
ральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы.
2. Отступления от требований пожарной безопасности, а также
не установленные нормативными документами дополнительные требова-
ния пожарной безопасности подлежат согласованию в порядке, уста-
новленном федеральным органом исполнительной власти, уполномочен-
ным на решение задач в области пожарной безопасности.
3. Возле жилых домов и объектов города Москвы в порядке, ус-
танавливаемом нормативными правовыми актами города Москвы, выделя-
ются площадки и проезды для пожарной и специальной техники в слу-
чае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций. Контроль
за состоянием таких площадок и проездов осуществляется уполномо-
ченными органами исполнительной власти города Москвы с участием
соответствующих территориальных органов федеральных органов испол-
нительной власти.
Статья 16. Особый противопожарный режим на территории города
Москвы
1. В случае повышения пожарной опасности Правительство Москвы
вправе устанавливать особый противопожарный режим на всей или час-
ти территории города Москвы и в организациях, находящихся на тер-
ритории города Москвы.
2. На период действия особого противопожарного режима Прави-
тельство Москвы может устанавливать дополнительные требования по-
жарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами
Российской Федерации по пожарной безопасности, привлекать силы и
средства организаций для предотвращения и ликвидации последствий
пожаров.
Статья 17. Противопожарная пропаганда и информационное
обеспечение в области пожарной безопасности
1. Противопожарная служба города Москвы осуществляет противо-
пожарную пропаганду посредством использования средств наружной
рекламы, информации и оформления города, публикации в городских и
иных средствах массовой информации сведений о противопожарном сос-
тоянии города, о пожарах, происшедших на территории города Москвы,
причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в
случае возникновения пожара.
2. Средства массовой информации городского уровня незамедли-
тельно и на безвозмездной основе публикуют по требованию противо-
пожарной службы города Москвы информацию о пожарах, введении осо-
бого противопожарного режима и иную экстренную информацию, направ-
ленную на обеспечение безопасности населения.
Статья 18. Платные работы и услуги противопожарной службы
города Москвы
Порядок оказания противопожарной службой города Москвы плат-
ных работ и услуг в области пожарной безопасности утверждается
Правительством Москвы.
Статья 19. Права и обязанности граждан по обеспечению
пожарной безопасности
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
устанавливаются федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами Российской Федерации.
Статья 20. Права и обязанности руководителей организаций в
области пожарной безопасности
1. Руководители организаций имеют право:
1) осуществлять работы и услуги в области пожарной безопас-
ности;
2) организовывать проведение независимой экспертизы для уста-
новления причины пожара;
3) устанавливать более высокий уровень противопожарного режи-
ма по сравнению с действующим на территории города Москвы;
4) поощрять личный состав пожарной охраны города Москвы,
участвующий в проведении работ по предупреждению и тушению пожа-
ров;
5) обжаловать действия должностных лиц подразделений пожарной
охраны в порядке, установленном федеральным законодательством;
6) организовывать проведение независимой оценки рисков в об-
ласти пожарной безопасности в порядке, установленном законами и
иными нормативными актами Российской Федерации;
7) принимать иные решения в области пожарной безопасности, не
снижающие требований пожарной безопасности, установленных феде-
ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.
2. Руководители организаций обязаны:
1) утверждать приказами инструкции о мерах пожарной безопас-
ности, а также планы действий на случай возникновения пожара;
2) не реже одного раза в полугодие проводить практические
тренировки по отработке мер пожарной безопасности;
3) осуществлять меры по созданию пожаробезопасных условий
труда;
4) предоставлять подразделениям пожарной охраны города Москвы
территорию и источники водоснабжения для тушения пожаров;
5) проводить служебные расследования обстоятельств всех пожа-
ров, произошедших в организации, и предоставлять по требованию
должностных лиц Государственной противопожарной службы материалы
данных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной
безопасности объектов и о пожарной опасности производимой ими про-
дукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их пос-
ледствиях;
6) предоставлять подразделениям пожарной охраны при тушении
ими пожаров информацию о применяемых, перерабатываемых и хранящих-
ся опасных (взрыво-, пожароопасных), аварийно химически опасных
веществах;
7) создавать комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для организа-
ции работ по предупреждению пожаров и боевые расчеты по тушению
пожаров;
8) информировать территориальный орган федерального органа
исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области
пожарной безопасности, о проведении ремонтных работ противопожар-
ных водопроводов и водоемов;
9) организовывать работу по эвакуации людей и тушению пожаров
до прибытия подразделений пожарной охраны;
10) уведомлять в месячный срок органы государственного пожар-
ного надзора и противопожарную службу города Москвы о завершенном
строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов, их
расширении и техническом переоснащении.
3. Иные права и обязанности руководителей организаций в об-
ласти пожарной безопасности устанавливаются федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, зако-
нами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 21. Ответственность за нарушения в области пожарной
безопасности
Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности
устанавливается федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.
Статья 23. Признание утратившими силу отдельных законов
города Москвы
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего
Закона:
1) Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О пожар-
ной безопасности";
2) пункт 11 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля
2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом
Российской Федерации отдельных законов города Москвы";
3) Закон города Москвы от 21 мая 2003 года N 31 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О
пожарной безопасности".
Верно: