В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30
июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации, признании не действующими на территории Рос-
сийской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и ут-
ратившими силу некоторых законодательных актов (положений законо-
дательных актов) Российской Федерации" в Трудовой кодекс Российс-
кой Федерации, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об охране труда в
городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном поряд-
ке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Петрова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 декабря 2007 г. N 1082-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
Об охране труда в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в
городе Москве.
Статья 1. Законодательство города Москвы об охране труда
Законодательство города Москвы об охране труда основывается на
Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нор-
мах международного права, федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состо-
ит из настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Статья 2. Требования охраны труда
1. На территории города Москвы действуют государственные нор-
мативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных зако-
нах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, насто-
ящем Законе, других законах и иных правовых актах города Москвы и
устанавливающие правила, процедуры и критерии, направленные на
сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой дея-
тельности.
2. Государственные нормативные требования охраны труда обяза-
тельны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности,
в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и
эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого
оборудования, разработке технологических процессов, организации
производства и труда.
3. Разработка правовых актов города Москвы об охране труда
осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального
партнерства города Москвы.
4. Требования охраны труда, установленные локальными норма-
тивными актами организаций, расположенных на территории города
Москвы, не должны противоречить федеральным законам и иным норма-
тивным правовым актам Российской Федерации, законам и иным
правовым актам города Москвы.
Статья 3. Принципы и основные направления государственной
политики в области охраны труда в городе Москве
1. Государственная политика города Москвы в области охраны
труда основывается на принципах:
1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и
здоровья работников по отношению к результатам производственной
деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной
власти города Москвы с работодателями, объединениями работодате-
лей, профессиональными союзами, объединениями профессиональных со-
юзов и иными уполномоченными работниками в установленном порядке
представительными органами.
2. Основными направлениями государственной политики в области
охраны труда в городе Москве являются:
1) принятие законов и иных правовых актов, способствующих
достижению безопасных условий труда и предотвращению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) организация и обеспечение государственного управления ох-
раной труда;
3) принятие и реализация городских целевых программ улучшения
условий и охраны труда с участием в этой работе профессиональных
союзов города Москвы;
4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и
законных интересов работников в области охраны труда;
5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений,
содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучше-
нию условий и охраны труда работников;
6) разработка и осуществление мер экономической заинтересо-
ванности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
7) защита прав и интересов работников, пострадавших от нес-
частных случаев на производстве или получивших профессиональные
заболевания, а также членов их семей на основе обязательного соци-
ального страхования работников от несчастных случаев на производс-
тве и профессиональных заболеваний;
8) установление порядка обеспечения работников средствами ин-
дивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями
и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет рабо-
тодателей;
9) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья ра-
ботников;
10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;
11) организация работ по проведению государственной эксперти-
зы условий труда работников, аттестации рабочих мест по условиям
труда, сертификации организации работ по охране труда;
12) обязательное расследование каждого несчастного случая на
производстве и профессионального заболевания;
13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей
города Москвы в сфере охраны труда;
14) распространение передового отечественного и зарубежного
опыта работы в области охраны труда;
15) организация профессионального обучения, подготовки и пе-
реподготовки специалистов в области охраны труда.
Статья 4. Право работника на труд в условиях, отвечающих
требованиям охраны труда
Органы государственной власти города Москвы оказывают содей-
ствие в реализации прав граждан на труд в условиях, отвечающих
требованиям охраны труда, установленных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоя-
щим Законом, иными правовыми актами города Москвы, коллективным
договором, соглашением.
Статья 5. Государственное управление охраной труда в городе
Москве
Государственное управление охраной труда в городе Москве осу-
ществляют Правительство Москвы, соответствующий уполномоченный им
на осуществление функций в области охраны труда орган исполнитель-
ной власти города Москвы, а также иные отраслевые, функциональные
и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в
пределах своих полномочий.
Статья 6. Полномочия Правительства Москвы в области
охраны труда
1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в
области охраны труда:
1) проводит государственную политику в области охраны труда в
городе Москве;
2) осуществляет государственное управление охраной труда на
территории города Москвы;
3) в соответствии с федеральными законами, иными нормативны-
ми правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы
принимает правовые акты об охране труда города Москвы;
4) утверждает, а в случаях, предусмотренных законами города
Москвы, представляет на рассмотрение Московской городской Думы го-
родские программы по охране труда;
5) осуществляет иные, не указанные в данной статье, полно-
мочия в области охраны труда, предусмотренные федеральным законо-
дательством и законодательством города Москвы.
2. Правительство Москвы реализует свои полномочия в области
охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодейс-
твии с работодателями, профсоюзами и другими общественными органи-
зациями.
Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти города Москвы,
осуществляющего функции в области охраны труда
Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий
функции в области охраны труда, осуществляет следующие полномочия:
1) организует реализацию государственной политики в области
охраны труда в городе Москве;
2) обеспечивает взаимодействие органов государственной власти
города Москвы и органов местного самоуправления, работодателей,
объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных ор-
ганов в реализации государственной политики в области охраны труда
в городе Москве;
3) разрабатывает правовые акты города Москвы об охране труда;
4) организует обеспечение работодателей города Москвы средс-
твами индивидуальной и коллективной защиты и средствами контроля
производственной среды;
5) организует систему обучения и проверки знаний по охране
труда руководителей и специалистов организаций независимо от орга-
низационно-правовых форм и выдает учебным центрам разрешения на
право обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов;
6) организует и осуществляет государственную экспертизу усло-
вий труда работников;
7) организует участие в установленном порядке представителей
органов исполнительной власти города Москвы в расследовании нес-
частных случаев на производстве;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, законами, иными правовыми актами города Москвы.
Статья 8. Полномочия отраслевых органов исполнительной
власти города Москвы в области охраны труда
Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы осу-
ществляют следующие полномочия в области охраны труда:
1) проводят государственную политику в области охраны труда в
отрасли;
2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилакти-
ческие меры, направленные на улучшение условий труда и санитар-
но-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости в организациях отрасли;
3) участвуют в разработке и реализации правовых актов по
охране труда;
4) принимают участие в установленном порядке в расследовании
групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных
случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со
смертельным исходом;
5) создают отраслевые комиссии по охране труда и организуют
их работу;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Статья 9. Полномочия функциональных органов исполнительной
власти города Москвы в области охраны труда
Функциональные органы исполнительной власти города Москвы
осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:
1) участвуют в проведении государственной политики в области
охраны труда в городе Москве;
2) участвуют в разработке и реализации нормативных правовых
актов по охране труда;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании
групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных
случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со
смертельным исходом в подведомственных организациях;
4) разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшение
условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение произ-
водственного травматизма и профессиональной заболеваемости в под-
ведомственных организациях;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Статья 10. Полномочия территориальных органов исполнительной
власти города Москвы в области охраны труда
Территориальные органы исполнительной власти города Москвы в
пределах своей компетенции:
1) осуществляют координацию деятельности организаций и об-
щественных объединений по охране труда;
2) разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшение
условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение произ-
водственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании
групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных
случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со
смертельным исходом;
4) создают межведомственные комиссии по охране труда и орга-
низуют их работу;
5) участвуют в разработке и реализации городских программ по
охране труда;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Статья 11. Обеспечение охраны труда в городе Москве
1. Обеспечение охраны труда в городе Москве осуществляется в
соответствии с требованием Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Необоснованные ликвидация службы охраны труда либо сокра-
щение численности ее работников не допускаются.
3. Для сотрудничества работодателей и работников в решении
вопросов охраны труда в организациях создаются и действуют в по-
рядке, установленном федеральным законодательством и законодатель-
ством города Москвы, комитеты (комиссии) по охране труда.
4. Организации и специалисты, оказывающие услуги в сфере ох-
раны труда на территории города Москвы, проходят добровольную уве-
домительную регистрацию в порядке, установленном Правительством
Москвы.
Статья 12. Финансирование мероприятий по улучшению условий
и охраны труда в городе Москве
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, вне-
бюджетных источников в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции, законами и иными правовыми актами города Москвы.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда может осуществляться также за счет добровольных взносов ор-
ганизаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда осуществляется работодателями в соответствии с Трудовым ко-
дексом Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется
в размерах, устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении,
отраслевых городских соглашениях и коллективных договорах, но не
ниже предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работода-
телей и Правительством Российской Федерации, межрегиональными сог-
лашениями с участием города Москвы, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. В городе Москве могут создаваться фонды охраны труда в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми ак-
тами города Москвы.
Статья 13. Государственный надзор и контроль за соблюдением
государственных нормативных требований охраны
труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением государс-
твенных нормативных требований охраны труда в городе Москве осуще-
ствляется в соответствии с федеральными законами и иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 14. Государственная экспертиза условий труда
1. Государственная экспертиза условий труда в городе Москве
осуществляется в порядке, установленном федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий
труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения ус-
тановленного образца посещать для осуществления экспертизы любых
работодателей, запрашивать и безвозмездно получать необходимые для
осуществления экспертизы документы и другие материалы, а также об-
ладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15. Общественный контроль за соблюдением требований
охраны труда
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных инте-
ресов работников в области охраны труда осуществляют профессио-
нальные союзы и иные уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспек-
ции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
2. Лица, уполномоченные на проведение общественного контроля
за соблюдением требований охраны труда действуют в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации, законами и иными правовыми актами города Моск-
вы.
3. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответс-
твующих органов имеют право направлять работодателям представления
об устранении выявленных нарушений требований охраны труда, обяза-
тельные для рассмотрения.
Статья 16. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут
ответственность в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон города Москвы от 14 марта
2001 г. N 7 "Об охране труда в городе Москве".
Верно: