6. Управление недвижимостью
1. Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу,
предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное
ведение, аренду в различных формах, приватизацию, куплю-продажу, в
том числе с рассрочкой платежа и т.п.
Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта
управления, представляющего собой комплекс технологически или
функционально связанного имущества, включающего земельный участок,
здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., составные
части которого могут принадлежать разным владельцам.
Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.
2. Для каждого объекта управления устанавливаются границы
земельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов
недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и
сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части,
геоподоснова земельного участка, целевое назначение (разрешенное
пользование) объекта в целом и его составных частей, определяется
управляющий (управляющая компания).
Объект управления может использоваться как для
предпринимательской деятельности, так и для решения социальных задач.
3. Отдельные части объекта управления могут принадлежать
различным собственникам и использоваться различными пользователями.
Эта особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого
использования, технической эксплуатации, своевременного восстановления
и реновации составляющего объект имущества как целого.
Хозяйственный оборот частей объекта недвижимости и/или прав
на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на
земельный участок и общее долевое имущество объекта.
4. Органы городской администрации и/или управляющий
консолидируют пользователей объекта управления для эффективного
использования, восстановления и реновации общей собственности.
7. Управление объектами недвижимости в жилищной сфере
Специфика жилищного фонда практически исключает правомочия
владения и пользования им из круга прав города как собственника.
Владение и/или пользование осуществляются отдельными физическими и
юридическими лицами на договорной основе.
Основными целями управления недвижимостью в жилищной сфере
являются получение социального и коммерческого эффекта от обеспечения
жителей города жилыми помещениями, сохранение и восстановление
жилищного фонда.
Коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере
предполагает передачу жилых помещений по договорам найма, аренды,
аренды с правом выкупа, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой
платежа, и т.п., создание <доходных домов>.
Задачей управления является снижение издержек на содержание,
эксплуатацию и реновацию объектов недвижимости в жилищной сфере на
основе Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления
объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе
Москве. Разработка указанной Концепции является самостоятельной
задачей.
Путем коммерческого использования городского жилищного фонда
происходит перенесение бремени собственника по содержанию имущества
на пользователя.
Организация работ по обеспечению содержания, восстановления,
эксплуатации домовладения как объекта управления и единого комплекса
недвижимости возлагается на управляющего, определяемого, как правило,
по конкурсу.
Органы власти города в лице уполномоченного органа осуществляют
правомочия собственника находящихся у города помещений и общей
долевой собственности домовладения. Они же содействуют организации
сообщества собственников домовладения и до формирования
соответствующей организации выступают в роли представителя
домовладения.
Объединение домовладельцев может выступать в качестве
управляющего.
Органы власти города обеспечивают надзор за эксплуатацией и
ремонтом домовладений, целевым использованием жилищного фонда.
Вопросы социального использования жилищного фонда в настоящей
Концепции не рассматриваются.
8. Управление собственностью, расположенной за пределами города
Москва обладает собственностью на территории других субъектов
Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Права города на объекты собственности, расположенные вне
территории города, регистрируются на соответствующей территории,
оцениваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательства
местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре единой
системы учета городской собственности.
Управление объектами собственности, расположенными вне
территории города, осуществляется с учетом местного законодательства,
территориальных, экономических и правовых особенностей
местонахождения объектов.
Раздел V. Регулирование пользования имуществом,
не находящимся в собственности города
1. Особенности взаимодействия с иными субъектами
1. Регулирование пользования объектами любых форм собственности,
расположенными на территории Москвы, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, города Москвы и заключенными
договорами (в отношении объектов, находящихся в собственности
иностранных физических и юридических лиц и иных субъектов Российской
Федерации).
Данное регулирование осуществляется в основном в форме реализации
органами власти города властных полномочий относительно:
а) порядка землепользования, функционального зонирования,
градостроительной деятельности;
б) установления местных налогов и других обязательных платежей в
отношении любых субъектов, осуществляющих деятельность на территории
города;
в) создания эффективной инфраструктуры (регистрирующих органов,
обеспечивающих оперативную регистрацию, информационных сетей и
возможности доступа к информационным ресурсам города, согласованного
законодательства и инвестиционной открытости);
г) обеспечения прав всех субъектов.
2. Город как хозяйствующий субъект воздействует на
предпринимательскую деятельность иных субъектов, предоставляя
собственное имущество (помещения, земельные участки) в различные
формы пользования.
Воздействие города реализуется путем:
- накопления и реализации своих товарных запасов;
- выделения приоритетных видов деятельности и при необходимости
стимулирующего их налогообложения;
- открытого размещения городских заказов для субъектов различных
форм собственности.
3. При невозможности хозяйствующих субъектов погасить
задолженность перед городом возможна конвертация соответствующих
долговых обязательств в ликвидное имущество и/или права пользования на
части занимаемых ими земельных участков.
2. Взаимодействие с иными субъектами, связанное с осуществлением
городом Москвой функций столицы Российской Федерации
Особенности взаимодействия с федеральными органами
государственной власти, порядок участия органов государственной власти
России и Московской области в осуществлении Москвой функций столицы
Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации <О
статусе столицы Российской Федерации>, Договором о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти города
федерального значения Москвы.
Предоставление земельных участков, зданий и сооружений для
размещения федеральных органов государственной власти, представительств
субъектов Российской Федерации и иностранных государств осуществляется
на основе договоров аренды, если иное не определено законодательством и
заключенными международными договорами.
Земельные участки, предоставляемые в связи с выполнением функций
столицы, подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.
3. Особенности принятия решений в отношении
федерального имущества
Город согласует свои решения с соответствующими федеральными
органами в случае необходимости принятия решений в отношении
федерального имущества при приватизации:
- в части мобилизационных запасов и имущества гражданской
обороны;
- в части вычленения встроенно-пристроенных и товарно-складских
помещений, являющихся муниципальной собственностью, из объектов
федеральной собственности.
При возникновении несоответствия федеральных нормативов по
содержанию и размещению имущества, связанного с федеральными
правоохранительными, контрольными, надзорными органами, службами
безопасности (пожарные, санитарные, ветеринарные, экологические),
условиям Москвы город согласует применение федеральных нормативов со
своими возможностями и потребностями, при необходимости выделяя
дополнительные ресурсы и предоставляя иные льготы.
По решению федеральных органов Москва может получить в
управление или участвовать в управлении федеральными объектами.
При приватизации федеральными органами объектов федеральной
собственности на территории Москвы город направляет своих
представителей в комиссию по приватизации.
Представители города Москвы в органах управления хозяйственных
обществ и комиссиях, создаваемых федеральными органами, отстаивают
цели и интересы города.
Раздел VI. Способы, методы и механизмы управления
Для эффективного управления собственностью используется весь
спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых
законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации
и Москвы.
1. Введение критериев и оценка эффективности
Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности
объектов собственности города путем определения бюджетной и иной
эффективности, установления нормативов.
Для всех видов объектов собственности вводятся нормативные
параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки - степень
реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований.
Каждый объект московской собственности проверяется на
необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается
режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных
задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный
оптимальный режим.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское
имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля
города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и
внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к
стоимости имущества, принадлежащего городу Москве.
Необходима разработка нормативов бюджетной эффективности для
различных видов объектов собственности и нормативов затрат на
содержание имущества.
Критерии и нормативы <социальной эффективности> подлежат
разработке. На начальном этапе используется метод сравнительной оценки
со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объектов),
территории.
Оценка эффективности использования и/или функционирования
объектов, расположенных вне территории города, проводится с учетом
территориальных, экономических и правовых особенностей
местонахождения объекта.
2. Реорганизация унитарных предприятий (учреждений).
Реструктуризация имущественных комплексов
Одним из способов управления собственностью выступает
реорганизация унитарных предприятий (учреждений) и/или
реструктуризация их имущественных комплексов.
Основаниями для реорганизации и/или реструктуризации могут быть:
а) достижение целей, для решения которых создавалось унитарное
предприятие (учреждение);
б) несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции
(оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся
социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;
в) снижение эффективности функционирования организации;
г) антимонопольные мероприятия;
д) изменение приоритетов в социально-экономическом развитии
города и т.п.
Реорганизация может осуществляться:
а) в порядке, установленном гражданским законодательством и
законодательством о приватизации;
б) путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса
и/или организационной структуры унитарного предприятия (учреждения);
в) совмещением указанных выше способов.
3. Назначение управляющих
1. Управляющий рассматривается как физическое или юридическое
лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами
собственности города.
Управляющий может выступать в роли:
- руководителя унитарного предприятия (учреждения) - на
постоянной основе;
- представителя интересов города в органах управления
коммерческой организации, в уставном капитале которой есть доля
(пакет акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.
2. Назначение руководителей унитарных предприятий (учреждений)
и представителей города в органы управления коммерческой организации
осуществляется на конкурсной основе с оформлением гражданско-правового
и/или трудового договора (контракта) с управляющим.
В условия конкурсного отбора включаются квалификационные
требования к управляющему, программа достижения целей предприятия
(учреждения) или управления пакетом акций.
3. При приватизации унитарных предприятий на переходный период
до первого собрания акционеров в органы управления назначаются
государственные и муниципальные служащие и представители предприятия
(администрация и работники).
4. В случае необходимости назначения государственных и
муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества на
весь срок нахождения пакета акций в собственности города могут вводиться
штатные должности представителей с функциональными обязанностями по
представлению интересов города.
5. Договор об управлении городским учреждением или предприятием
заключается между управляющим и Правительством Москвы в лице
уполномоченного им органа.
Договор обязательно включает требования по:
- материальной и иной ответственности за действия или бездействие
управляющих унитарными предприятиями;
- налоговым поступлениям и сборам в городской бюджет;
- структуре отчетов и их периодичности (не реже одного раза в год).
Примерный договор (контракт) на управление подлежит утверждению
Правительством Москвы.
Представитель города может участвовать в органах управления
нескольких организаций.
4. Финансовое оздоровление
По решению Правительства Москвы может производиться финансовое
оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, которое
может включать следующие направления:
а) предоставление субъекту финансовой, технической или
интеллектуальной помощи за счет ресурсов города;
б) предоставление субъекту различных льгот;
в) изменение имущественных прав на используемое имущество города;
г) предоставление налогового и других кредитов;
д) поручительство (гарантию) города по кредитам третьего лица;
е) материальную помощь в виде бюджетных кредитов, субвенций,
субсидий.
Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение доли
города в уставном капитале коммерческой организации.
5. Льготы
Полное или частичное освобождение на определенный срок от
исполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их
выполнения для юридического и/или физического лица является льготой.
Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет
города Москвы, устанавливаются исключительно законом города Москвы,
если иное не предусмотрено законодательными актами Российской
Федерации.
Методики прогнозирования результатов предоставления льгот,
потерь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффективности
достигнутых результатов их применения подлежат разработке.
6. Налоговое кредитование
Налоговое кредитование применяется городом в качестве поддержки
хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в бюджет города.
Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит)
предоставляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке,
устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы.
Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного
имущества хозяйствующего субъекта.
7. Амортизация
Одним из основных способов восстановления и пополнения
собственности является накопление и использование амортизационных
отчислений.
В целях эффективного управления собственностью
предусматриваются:
- совершенствование методик начисления и нормативов амортизации;
- создание консолидированных амортизационных фондов с
установлением порядка распределения их средств, определение формы и
содержания примерного договора на совместное использование
амортизационных отчислений.
8. Страхование
Городское имущество должно быть застраховано от основных рисков
утраты и ущерба.
Степень участия собственника и пользователя в риске случайной
гибели объекта, в эксплуатации объекта, в его содержании, в проведении
текущих и капитальных ремонтов объекта и его страховании определяется
условиями договора.
9. Доверительное управление
Решение о передаче государственного или муниципального имущества
Москвы в доверительное управление с правом или без права залога или
других форм отчуждения и распределением ответственности, с учетом
статуса объектов в Реестре собственности Москвы, принимает
Правительство Москвы.
Решение содержит:
а) ответственность за упущенную по вине доверительного
управляющего выгоду за время управления;
б) распределение ответственности между городом и доверительным
управляющим за переданное в управление имущество (риски), в том числе
при возникновении убытков по сделкам залога имущества;
в) способы обеспечения обязательств;
г) структуру отчетов и их периодичность (не реже одного раза в год).
Назначение доверительного управляющего осуществляется по итогам
открытого конкурса на право заключения договора управления имуществом.
Порядок и условия проведения конкурса разрабатываются органом по
управлению собственностью Москвы.
Порядок и механизм контроля деятельности доверительных
управляющих определяются положением, утверждаемым постановлением
Правительства Москвы.
10. Концессия
Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав
(объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки,
разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.) осуществляется на
основе договора коммерческой концессии.
Город может выступать в качестве правообладателя или
пользователя договора коммерческой концессии.
Решение о заключении договора коммерческой концессии
принимается Правительством Москвы и оформляется соответствующим
договором.
11. Аренда
Аренда представляет собой один из механизмов управления
собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта,
являясь при этом для Москвы возобновляемым источником поступлений в
бюджет.
Аренда позволяет городу решить следующие задачи:
а) включить в сферу аренды все виды объектов собственности Москвы,
в том числе объекты со сложной структурой - садово-парковые и
имущественные комплексы, жилые и нежилые помещения и иные движимые
и недвижимые объекты, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;
б) определить границы, в которых могут действовать арендодатель и
арендатор при заключении договора аренды;
в) усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав
их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет
арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование
соответствующей долей земельного участка;
г) заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о
предоставлении коммунальных услуг;
д) обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов -
гарантии в их взаимоотношениях с городом;
е) расширить сферу использования видов и объектов аренды: для
размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования,
парковки и временных стоянок, почасовой аренды; объектов недвижимости
в жилищной сфере, участков земли, обеспечивающих возможность
коммерческого использования объектов, расположенных на воде.
Вводятся договоры аренды земельных участков под застройку с
детализацией механизмов взаимодействия арендатора и города и
определением способа использования построенного объекта по завершении
договора аренды.
Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию
и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора
аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются
индивидуально в каждом договоре аренды.
Заключение, продление или расторжение договоров аренды объектов
торговли, бытового обслуживания, иных социально значимых объектов,
участков земли под них производятся по согласованию с соответствующими
органами власти.
Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать
имущество, находящееся в иной собственности.
12. Передача собственности Москвы в безвозмездное пользование
При передаче объектов в безвозмездное пользование определяются
целевое назначение объекта, сроки и условия договора безвозмездного
пользования, в том числе порядок оплаты коммунальных услуг и текущих
расходов по эксплуатации.
Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы
утверждаются: перечень имущества, организаций или физических лиц,
которым передается имущество в безвозмездное пользование,
переоформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки
договора и оценка потерь бюджета.
По окончании договора безвозмездного пользования решение о
дальнейшем использовании имущества принимает собственник.
13. Приватизация
Приватизация выступает в качестве средства изменения формы
собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.
Указанная задача решается путем реорганизации предприятия,
формирования объекта приватизации и изъятия <лишнего> имущества,
управления материальными и нематериальными активами - долями
(пакетами акций).
Принятие решений о приватизации предприятий производится по
индивидуальным схемам, предусматривающим перевод предприятий из
<режима выживания> в <режим развития>, путем:
а) изменения формы собственности и организационно-правовой
формы предприятий;
б) отчуждения городом имущественных объектов;
в) реорганизации имущественных комплексов предприятий и
модернизации производств;
г) проведения предпродажной подготовки объектов приватизации;
д) долгосрочного инвестирования предприятий;
е) изменения размеров и сроков закрепления пакетов акций в
собственности города;
ж) определения формы продажи пакетов акций.
Решение о приватизации включает в себя анализ
финансово-экономического и фактического состояния объекта приватизации,
четкое видение судьбы конкретного предприятия, его места в хозяйственной
жизни с учетом стратегии развития города.
Мэр ежегодно вносит на утверждение городской Думы отчет о
выполнении программы приватизации и проект программы приватизации на
очередной год.
Приватизация объектов жилищного фонда проводится на
безвозмездной основе, носит внеэкономический, социальный характер и
регулируется законодательством Российской Федерации и Москвы.
Приватизация объектов торговли, бытового обслуживания, иных
социально значимых объектов проводится по согласованию с
соответствующими органами власти. Договор о приватизации социально
значимого объекта допускает изменение его профиля только по
согласованию с соответствующими органами власти. В случае смены
собственника объекта указанные ограничения сохраняются.
Раздел VII. Инфраструктура управления
1. Информационное обеспечение
1. Основу информационного обеспечения системы управления
собственностью составляет единая система учета:
а) городской собственности, в том числе за пределами Москвы;
б) учреждений и предприятий;
в) собственности иных собственников на территории города;
г) показателей функционирования городских учреждений и
предприятий;
д) показателей использования городского имущества и оценки
эффективности использования;
е) решений органов власти города (в том числе и территориальных,
и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фактических
результатов их исполнения.
2. Информационная система базируется на следующих основных
принципах:
а) единая система идентификации объектов, основанная на
кадастровом делении;
б) однократность ввода информации;
в) ответственность за полноту и достоверность введенной
информации;
г) обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование
несанкционированного доступа;
д) обеспечение интегрированного перекрестного контроля
достоверности информации в системе;
е) периодическое обновление информации;
ж) обеспечение сохранности информации и независимости от
используемых технических средств;
з) возможность многоаспектного поиска информации;
и) регулярная информация об использовании объектов собственности,
сведения о поступлении указанной информации, заключения специалистов,
предусмотренные соответствующими правовыми актами.
3. Эффективное управление собственностью в городе требует
использования всех преимуществ современных информационных
технологий, что включает в себя:
а) поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов в
информационное пространство;
б) развитие программного обеспечения на основе использования
экономико-математических методов:
- оперативного анализа данных о состоянии городской собственности,
эффективности ее использования, структуре действующих правоотношений,
динамике поступления и использования денежных средств;
- прогнозирования тенденций развития экономики города и выработки
решений о составе городской собственности и изменении форм и методов ее
использования;
- прогнозирования последствий управленческих решений;
- анализа фактической эффективности управленческих решений.
4. Для функционирования системы необходимы:
а) разработка и ввод в эксплуатацию системы учета, обеспечение
ее бесперебойного функционирования, в том числе и в автоматизированном
варианте;
б) создание баз данных и обеспечение сбора, ведения и контроля
достоверности первичной информации;
в) создание единой технологии функционирования всех участников
процесса управления имуществом города при разделении информации на
публичную и коммерческую и регламентированном доступе;
г) переход на электронные стандарты документооборота внутри
структур законодательной и исполнительной власти города.
5. Доступность, достоверность и полнота информации, связанной
с управлением собственностью, обеспечиваются ежегодной публикацией в
средствах массовой информации:
а) баланса государственного и муниципального имущества города
Москвы;
б) отчета о составе городской казны;
в) отчета о денежных поступлениях от использования городской
собственности.
6. В нормативно-правовых актах органов власти, касающихся
конкретных объектов недвижимости, на основе проведенных
инвентаризаций, межевания и выделения земельных участков должен
указываться соответствующий кадастровый номер объекта, который также
отображается в информационной системе.
7. Информационная система является собственностью города Москвы.
2. Правовое обеспечение
Концепция базируется на законодательстве и нормативно-правовых
актах Российской Федерации и Москвы.
Повышение эффективности управления предполагает разработку ряда
нормативно-правовых актов города Москвы, методических материалов, а
также законодательных инициатив и внесение их в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации.
Последовательность разработки нормативно-правовых актов
определяется по предложениям органов исполнительной власти города и
находит отражение в ежегодном плане мероприятий по реализации
Концепции.
3. Организационное обеспечение
Основными принципами управления являются:
а) разделение полномочий и исключение дублирования;
б) принятие решений и ответственность за последствия принятых
решений;
в) концентрация усилий в заданном направлении;
г) формирование иерархической структуры управления.
4. Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение в рамках Концепции рассматривается как в
отношении должностных лиц исполнительной власти города, так и в
отношении управляющих объектами собственности и включает:
а) подготовку специалистов в области управления собственностью;
б) систематическое повышение квалификации и периодическую
аттестацию сотрудников органов исполнительной власти;
в) включение квалификационных требований в контракты с лицами,
управляющими собственностью города;
г) лицензирование управляющих организациями независимо от форм
собственности;
д) отзыв лицензии при невыполнении управляющими организациями
основных требований законодательства, в том числе своевременной выплаты
работникам заработной платы, платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
е) вознаграждение за работу.
5. Финансовое обеспечение
1. Управление собственностью города, регулирование процессов
использования имущества иными собственниками обеспечиваются за счет
бюджета и иных финансовых ресурсов города.
2. При проведении отдельных мероприятий - инвентаризация
собственности, построение информационной системы города и т.п. -
источниками финансирования выступают бюджет города и иные
финансовые ресурсы.
3. Затраты на разработку нормативно-правовых актов, методических
материалов отражаются по статье бюджетной классификации <Разработка
законодательных актов> раздела <Государственное управление и местное
управление>.
4. Проведение мероприятий по предпродажной подготовке объектов
приватизации, реорганизации и реструктуризации предприятий
осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
5. Организация управления пакетами акций, находящимися в
собственности города, включая подготовку управляющих, осуществляется за
счет отчислений от суммы дивидендов, направляемых органу по управлению
собственностью Москвы.
6. Реализация инвестиционных проектов осуществляется за счет
средств бюджета, иных финансовых ресурсов, в том числе привлеченных
средств частных отечественных и зарубежных инвесторов.
7. Важными источниками инвестиций в реальный сектор экономики
являются средства:
а) населения - под выпуск ценных бумаг Москвы (жилищных,
промышленных, строительных, дорожных, медицинских);
б) международных организаций - на финансирование специальных
программ по экологии, культуре, медицине и т.д.;
в) частных инвесторов, в том числе зарубежных.
8. Нормативы распределения средств, поступающих от управления
собственностью, ежегодно утверждаются в составе бюджетных показателей.
Раздел VIII. Отчетность и контроль
1. Контроль и надзор в сфере управления государственной и
муниципальной собственностью сосредоточиваются на:
а) проверке целевого и эффективного использования имущества
города, включая его финансовые ресурсы, а также контроле за его
сохранностью, восстановлением и приращением;
б) выполнении нормативов, обязательных для всех собственников;
в) деятельности лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
г) обеспечении административной вертикали во взаимодействии
органов, исключающей дублирование в работе;
д) обеспечении неотвратимости и соразмерности санкций за
нарушения законодательства;
е) разграничении регулирующих, разрешительных и контрольных
функций;
ж) методическом обеспечении контроля, в том числе путем
выработки критериев оценки эффективности использования собственности;
з) обеспечении общественного контроля.
2. Сроки и контролируемые нормативы устанавливаются
государственными органами власти.
В процессе контроля определяется использование городской
собственности в разрешенных пределах, в том числе с целью ненарушения
прав других собственников.
3. Ежегодно Правительство Москвы представляет Московской
городской Думе отчет об управлении собственностью города Москвы.
4. В случае делегирования Российской Федерацией городу Москве
части функций по управлению федеральным имуществом предметом
контроля могут быть объекты федеральной собственности.
Концепция призвана объявить приоритеты в области управления
городской собственностью, пути совершенствования нормативной базы и на
этой основе гарантировать всем участникам экономических отношений
равные условия для коммерческой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции управления
собственностью Москвы и
взаимодействия с иными
собственниками на территории
города до 2005 года
План
разработки нормативных документов, необходимых для реализации
Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с
иными собственниками на территории города до 2005 года
№ Рабочее название Срок Ответственные за Примечание
п/п документа (годы) подготовку
документа
1 2 3 4 5
1. Нормативные акты Правительства Москвы
1. Положение о 2000- ДГМИ1, В рамках установленной структуры
распределении полномочий 2001 ДепФин2, непосредственное управление использованием
и взаимодейст-вии ДЭПР3, собственности необходимо приблизить к
органов управления Москомзем территориальным органам управления при учете
города по управлению отраслевой специфики конкретного вида
собственностью Москвы. собственности.
2. Положение о системе 2000- ДЭПР, Система критериев, по возможности
критериев использования 2002 ДепФин, интегрируемая в некий общий стоимостной
объектов собственности и ДГМИ, показатель, образует единую базу для
функционирования Москомзем сравнения эффективности работы городских
городских унитарных организаций, использования собственности.
предприятий (учрежде-
ний).
1 2 3 4 5
3. Методика оценки и 2000- ДГМИ,
анализа эффективности 2002 ДЭПР,
использования ДепФин,
собственности (по видам Москомзем
собственности, способам
использования, целям
использования),
обоснования решения по
повышению эффективности
использования.
4. Методика расчета 2000- ДепФин, Определяется система показателей, учитывающих
бюджетной эффективности 2002 ДЭПР, затраты и поступления в бюджет города на
хозяйствующих субъектов. ДГМИ единицу услуг, продукции.
5. Методика и нормативы 2000- ДГМИ,
формирования единого 2002 Москомзем,
объекта недвижимости как ДепФин,
объекта управления. ДЭПР
6. Порядок определения, 2000- ДГМИ, Определяется порядок выработки и определения
учета и контроля 2002 Москомзем, сервитутов, обременений, разрешенного
разрешенного Департамент использования объекта недвижимости, форма и
использования объекта муниципального порядок их учета, контроль исполнения,
недвижимости (земельного жилья и жилищной средства понуждения к исполнению, порядок
участка, жилищного и политики Пра- изменения установленных ограничений и
нежилого фондов). вительства Москвы, обжалования принимаемых решений. Порядок
ДепФин, должен обеспечить баланс законных прав и
ДЭПР интересов заинтересованных субъектов.
1 2 3 4 5
7. Система учета имущества 2000- ДГМИ, Система учета должна представить описание
(на территории города и 2002 Москомзем, объектов, стандарты процедур ввода и
за его пределами). Комитет по изменения информации, стандарты ее хранения и
внешнеэкономической доступа. При формировании системы должны быть
деятельности, предусмотрены: ответственность операторов
ДепФин, системы за ввод и изменение информации,
ДЭПР фиксация объектов и субъектов, всех изменений
информации, регистрация всех обращений к
информации. Доступ к информации должен быть
строго упорядочен, система должна содержать
защиту от несанкционированного доступа.
8. Порядок создания и 2000- ДГМИ, Каждый из реестров, в совокупности
пользования реестрами 2002 Москомзем, составляющих систему учета собственности,
видов собственности и ДепФин, должен иметь полный набор документов,
прав города. ДЭПР, регламентирующих его создание, состав,
Москомрегистрация4 порядок ведения, порядок доступа к
информации, систему защиты информации.
9. Регламент 2000- ДЭПР, Указывается порядок и стандарты доступа для
функционирования и 2002 ДепФин, совместного использования информационных
использования городских ДГМИ ресурсов различных городских органов.
информационных ресур-
сов.
10. Методики оценки 2000- ДГМИ, Способы массовой оценки стоимости объектов
имущества для целей 2002 ДЭПР, долж-ны соответствовать международным
инвентаризации, сделок с ДепФин, стандартам и признаваться основными
объектами городской Москомзем трейдерами мирового рынка.
собственности и их
налогообложения.
1 2 3 4 5
11. Положение о паспорте 2000- ДГМИ, Снабжение объектов собственности паспортом
объекта собственности. 2002 ДепФин, упорядочит взаимоотношения собственников и
ДЭПР, пользователей объектов с органами управления,
Департамент станет основой для учета объектов, в том
потребительского числе налогового.
рынка и услуг
12. Методики расчета 2000- ДЭПР, Методики должны позволить рассчитать
нормативов затрат на 2002 ДГМИ, нормативы на содержание объекта собственности
содержание имущества (по ДепФин, города с учетом его эксплуатации и реновации.
видам). Москомзем
13. Порядок разработки и 2000- ДепФин, Система социальных нормативов должна иметь
утверждения социальных 2002 ДЭПР, возможность изменяться по составу, отражая
нормативов. Центр реалии дня, изменяться количественно и
законотворчества качественно. Документ определяет в том числе
Москвы, порядок включения социального норматива в
ДГМИ, систему городских нормативов и порядок
департаменты и введения в действие социального норматива
комитеты комплекса либо ужесточение норм действующего.
социальной сферы
14. Положение о представите- 2000- ДГМИ, Документ должен установить квалификационные
ле города в 2002 департаменты и требования к представителю города в
хозяйственных обществах комитеты хозяйственных обществах, управляющему
(по видам обществ), городским имуществом, предприятием или
управляющем городским учреждением, определить порядок проверки
имуществом, предприятием соответствия представленных лиц этим
или учреждением. требованиям, порядок назначения управляющего,
основные требования контракта с управляющим,
права, обязанности и ответственность сторон.
1 2 3 4 5
15. Порядок передачи в 1999- ДГМИ, Документ устанавливает порядок передачи в
аренду объекта 2000 Москомзем, аренду комплексного объекта недвижимости,
недвижимости. ДепФин технологически или функционально связанного
имущества, включаю-щего земельный участок,
здания, сооружения, зеленые насаждения и пр.
Существенно важным является включение в
договор аренды соответствующей части общей
долевой собственности объекта.
16. Положение о 2000- ДЭПР, Положение должно регламентировать
статистической 2002 ДепФин, взаимоотношения органов власти с органами
отчетности: ДГМИ статистики на территории города, права
- об использовании городских органов власти по установлению и
объектов собственности использованию отчетных статистических
на территории Москвы; показателей по объектам собственности Москвы
- об использовании и собственности иных собственников на
объектов собственности территории, их использованию и
Москвы за пределами функционированию.
территории города.
17. Соглашения с 2000- ДЭПР,
Правительством 2005 ДепФин,
Российской Федерации по ДГМИ,
земле, недрам, водным ре- Москомзем
сурсам, землям водного и
лесного фондов,
бюджетному процессу.
18. Концепция управления 2000- Управление Мэра
интеллектуальной 2002 Москвы
собственностью.
1 2 3 4 5
2. Законодательные инициативы Москвы как субъекта Российской Федерации
по уточнению федерального законодательства
1. Поправки в Закон 2000 ДЭПР, В части разграничения компетенции органов
Российской Федерации от ДепФин, власти Российской Федерации и города Москвы и
15 апреля 1993 года № Центр уточнения порядка возмещения затрат,
4802-1 "О статусе законотворчества связанных с осуществлением Москвой функций
столицы Российской Фе- Москвы, столицы Российской Федерации.
дерации". ДГМИ
2. Внесение поправок в 2000- ДепФин, В части компенсации Москве затрат на
бюджетное 2001 ДЭПР, исполнение функций столицы Российской
законодательство. Центр Федерации.
законотворчества
Москвы,
ДГМИ
3. Внесение поправок в 2000 ДГМИ, В части создания субъектами Российской
статьи 114, 115, 295, ДЭПР, Федерации и муниципальными образованиями
651 Гражданского кодекса Госгоринспекция5 предприятий на праве оперативного управления
Российской Федерации. и расширения прав собственника на
реструктуризацию имущественных комплексов,
переданных в хозяйственное ведение унитарным
предприятиям.
В части требования государственной
регистрации договоров аренды на срок менее
года.
4. Внесение изменений в 2000- ДГМИ, В части организации деятельности
Федеральный закон от 21 2001 ДепФин, представителей Российской Федерации,
июля 1997 года № 123-ФЗ ДЭПР, субъектов Российской Федерации и
"О приватизации Центр муниципальных образований в органах
государственного законотворчества управления хозяйственными обществами.
имущества и об основах Москвы
приватизации
муниципального имущества
в Российской Федерации".
1 2 3 4 5
5. Внесение изменений в 2000 ДГМИ, В части включения в состав органов управления
Федеральный закон от 26 ДепФин, не только физических лиц, но и представителей
декабря 1995 года № 208- ДЭПР, государственных и муниципальных органов,
ФЗ "Об акционерных Центр юридических лиц без персонификации указанных
обществах". законотворчества представителей.
Москвы
6. Внесение изменений в 2000- ДГМИ, В части внесения в перечень лицензируемых
Федеральный закон от 25 2002 ДепФин, видов деятельности: управление унитарным
сентября 1998 года № 158- ДЭПР, предприятием (учреждением), управление
ФЗ "О лицензировании Центр государственным или муниципальным пакетом
отдельных видов законотворчества акций, представление интересов государства
деятельности". Москвы или муниципального образования в
хозяйственных обществах.
1Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы
2Департамент финансов города Москвы
3Департамент экономической политики и развития города Москвы
4Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
5Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда в городе Москве
П Р И Л О Ж Е Н И Е 2
к постановлению
Московской
городской Думы
от 18 октября 2000 года
№ 108
План
разработки нормативных документов, необходимых для реализации Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года
№ Рабочее название Срок Ответственные за Примечание
п/п документа (годы) подготовку
документа
1 2 3 4 5
Законы города Москвы
1. "Об аренде объектов 1999- ДГМИ1 Проект разработан ДГМИ без дополнительного
государственной и 2000 финансирования.
муниципальной
собственности города
Москвы".
2. "О приватизации 1999- ДГМИ Проект разработан ДГМИ без дополнительного
государственной и 2000 финансирования.
муниципальной
собственности в городе
Москве".
1 2 3 4 5
3. "О программе 1999- ДГМИ Проект разработан ДГМИ без дополнительного
приватизации 2000 финансирования.
государственной и
муниципальной
собственности в городе
Москве".
4. "О городской казне". 2000 ДГМИ, Проект должен определить:
ДЭПР2, - принципы формирования и порядок
ДепФин3, распоряжения собственностью, находящейся в
Центр казне;
законотворчества - порядок использования имущества,
Москвы, находящегося в казне, в качестве залога,
Москомзем обеспечения кредитов, ограничения по составу
и количеству имущества, используемого в
качестве залога или обеспечения.
При этом учесть следующее:
Казна, если иное не предусмотрено федеральным
законодательством, представляет собой систему
хранения и учета незакрепленного имущества
города.
Казна ведет учет объектов собственности;
организует поиск, восстановление в учете
интеллектуальной и иной собственности,
принадлежавшей городу, и регистрацию прав
собственности; обеспечивает хранение
имущества, перешедшего в собственность
города.
Коммерческие организации могут осуществлять
поиск собственности по заказу казны за
соответствующее вознаграждение.
Казна включает бюджет и иные финансовые
ресурсы города, находящиеся в распоряжении
исполнительной власти города; имущество,
не закрепленное за
1 2 3 4 5
городскими предприятиями и учреждениями;
землю в городе, не являющуюся федеральной
собственностью или собственностью иных
физических или юридических лиц; объекты
собственности Москвы вне границ города;
нематериальные активы, не учтенные или не
закрепленные за государственными и/или
муниципальными предприятиями и учреждениями,
включая интеллектуальную собственность,
права, доли; городские информационные
ресурсы; иное нераспределенное городское
имущество.
В казну направляется имущество, не имеющее
собственника; отошедшее городу за долги;
приобретенное городом; подаренное городу;
выморочное; оставшееся после ликвидации
государственного или муниципального
учреждения или предприятия; конфискованное в
соответствии с законодательством; изъятое для
государственных или муниципальных нужд;
реквизированное в соответствии с
законодательством; переходящее в
собственность города по иным основаниям.
Имущество, находящееся в казне, не подлежит
обложению налогами.
5. "Об основах управления 2000- ДЭПР, Настоящий закон должен определить основные
собственностью города 2002 ДГМИ, принципы управления собственностью города,
Москвы". ДепФин, порядок распоряжения собственностью города,
Центр механизмы реализации принятых решений, права
законотворчества и ответственность органов власти города и
Москвы, непосредственных исполнителей.
Москомзем
1 2 3 4 5
6. "О разграничении земель 2000 Москомзем Разграничение земель на территории Москвы
в городе Москве". требует законодательной поддержки, особенно в
отношении земельных участков под федеральными
предприятиями, в силу неопределенности их
статуса в федеральном законодательстве.
7. "Об обременении объектов 2000- Москомзем, Необходимо четко определить круг сервитутов и
недвижимости". 2002 ДГМИ, обременений на объект недвижимости, включая
ДепФин, земельный участок, ответственность
ДЭПР, пользователя за их соблюдение, права и
Комиссия при Мэре обязанности собственника и пользователя
Москвы4 объекта недвижимости, права и обязанности
городских органов по обеспечению соблюдения
законных прав всех субъектов,
заинтересованных на законных основаниях в
пользовании отдельными правами.
8. "О землепользовании в 2000- Москомзем, Проект определяет общие нормы
городе Москве". 2002 ДЭПР, землепользования, порядок землеотвода,
Комиссия при Мэре назначения и отмены публичных и иных
Москвы сервитутов и обременений.
9. "О продаже земельных 2000- Москомзем, Проект регламентирует процесс купли-продажи
участков в городе 2001 ДЭПР, земельных участков, определяет пределы
Москве". Комиссия при Мэре правопреемства пользователей, пределы
Москвы действия сервитутов и обременений, наложенных
на участок, права пользователей объектов
недвижимости, находящихся на участке.
1 2 3 4 5
10. "О проведении 2000 ДГМИ, Проект определяет порядок проведения, пределы
инвентаризации Москомзем, прав и обязанностей органов и лиц, проводящих
собственности на ДепФин, "сплошную" инвентаризацию. Порядок доступа к
территории Москвы". ДЭПР объектам и документам, в том числе
федеральным, частным, определяется
законодательно.
1 Департамент государственного и муниципального имущества
города Москвы
2 Департамент экономической политики и развития города Москвы
3 Департамент финансов города Москвы
4 Комиссия при Мэре Москвы по разработке нормативной базы
землепользования, градостроительства, управления недвижимостью и
оценке имущества