Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Постановление Правительства Москвы
№ 109-ПП от 1 марта 2005 года
О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы
В целях совершенствования системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы Правительством Москвы разработан и реализуется комплекс мер, позволивший обеспечить координацию деятельности органов государственного контроля (надзора), снизить контрольную нагрузку на деятельность субъектов малого предпринимательства, повысить информированность предпринимателей по вопросам государственного контроля (надзора). Разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного контроля (надзора). Создается система юридической поддержки предпринимателей по вопросам государственного контроля (надзора).
Принятые меры привели к сокращению общего количества мероприятий по контролю (надзору) за последние 2 года более чем на треть, увеличению на 10% количества комплексных мероприятий по государственному контролю (надзору), значительному снижению числа несанкционированных проверок. Заключены соглашения о сотрудничестве с территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов. Ведется учет и анализ результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) в рамках информационно-аналитической системы "Контроль-Москва".
Вместе с тем дальнейшее совершенствование системы государственного контроля (надзора) сдерживается несовершенством действующего законодательства и другими факторами.
Не полностью разграничены полномочия органов государственного контроля (надзора), что приводит к дублированию их функций.
Имеют место нарушения законодательства со стороны органов государственного контроля (надзора) города Москвы в части проведения плановых мероприятий по государственному контролю (надзору) чаще чем один раз в два года, а для вновь созданных субъектов малого предпринимательства - ранее чем через три года с момента его государственной регистрации; проведения несанкционированных мероприятий по государственному контролю (надзору) без соответствующего распоряжения и в отсутствие должностного лица проверяемого объекта.
Сохраняется практика необоснованной приостановки деятельности предприятий со стороны органов государственного контроля (надзора), за которой не следует применение административных мер.
Зачастую при органах государственного контроля (надзора) функционируют различные коммерческие структуры, взимающие плату с предпринимателей за проведение экспертиз, консультаций, обучение и страхование ответственности и т.д.
В целях совершенствования системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы, ограничения административного давления на деятельность хозяйствующих субъектов Правительство Москвы постановляет:
1. Органам исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), в соответствии с Перечнем органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 23.04.2002 N 237-РМ "О мерах по реализации Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы" (далее - органы государственного контроля (надзора), исключить в процессе согласования разрешительной документации и осуществления мероприятий по контролю практику вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей в виде требования выполнения предпринимателями дополнительно оплачиваемых работ и услуг по проведению экспертиз, консультаций, страхованию ответственности, обучению, заключению договоров на оказание благотворительной помощи и т.д., если это не отвечает требованиям действующего законодательства.
До 01.07.2005 о принятых мерах проинформировать Правительство Москвы.
2. Утвердить Регламент проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) в городе Москве (приложение 1).
3. Одобрить Концепцию создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей (приложение 2) и План мероприятий по реализации Концепции создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей на 2005-2006 гг. (приложение 3).
4. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы до 01.10.2005 подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего правоотношения в области государственного контроля (надзора) за деятельностью хозяйствующих субъектов, в том числе по конкретизации состава правонарушений в указанной сфере и установлению административной ответственности сторон, и внести в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы.
5. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с Государственной городской инспекцией по контролю за использованием объектов нежилого фонда города Москвы, Объединением административно-технических инспекций города Москвы в месячный срок разработать регламенты проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) с учетом специфики деятельности данных инспекций.
6. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы усилить контроль за выполнением требований постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы", распоряжения Мэра Москвы от 23.04.2002 N 237-РМ "О мерах по реализации Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы" в части использования единого городского бланка распоряжения на проведение проверки управами районов города Москвы.
7. Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, окружным межведомственным комиссиям по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства:
7.1. Рассматривать жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушении действующего законодательства в сфере государственного контроля (надзора) должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
7.2. В случае поступления официальной информации или иных документов о нарушении действующего законодательства должностными лицами органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок направлять такие материалы для принятия решений по ним в уполномоченные правоохранительные органы.
8. Просить территориальные подразделения федеральных органов государственного контроля (надзора) обеспечить работу по осуществлению приема заявлений от граждан и юридических лиц, согласованию и выдаче в установленном порядке разрешительных документов в режиме "одного окна".
9. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Общественно-экспертному совету по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Московскому центру развития предпринимательства:
9.1. Обеспечить до 01.07.2005 информирование субъектов малого предпринимательства о требованиях, предъявляемых органами государственного контроля (надзора) города Москвы в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы.
9.2. Совместно с Московским фондом подготовки кадров обеспечить с 2005 года на постоянной основе обучение руководителей и специалистов субъектов малого предпринимательства по программам:
- осуществление государственного контроля (надзора) в городе Москве по различным видам контроля;
- обеспечение качества и безопасности товаров, работ и услуг.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 01.07.2003 N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.".
10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы обеспечить возможность использования материалов информационно-аналитической системы "Контроль-Москва" органами исполнительной власти и органами государственного контроля (надзора) города Москвы в целях предупреждения нарушений при планировании мероприятий по государственному контролю (надзору).
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы обеспечить регулярное информирование предпринимателей о деятельности органов государственного контроля (надзора) посредством публикаций в средствах массовой информации.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. и министра Правительства Москвы Егорова Е.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в августе 2005 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 марта 2005 г. N 109-ПП
РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ
1. Общие положения
1.1. Регламент проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) в городе Москве (далее - Регламент) определяет общий порядок организации, проведения и оформления результатов мероприятий по государственному контролю (надзору), проводимых органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) на территории города Москвы за деятельностью, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, когда такой контроль (надзор) не связан с производством по делам об административных правонарушениях.
1.2. Целями настоящего Регламента являются:
- упорядочение процедур, связанных с подготовкой, проведением и оформлением результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) в городе Москве;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в городе Москве;
- устранение административных барьеров при развитии предпринимательства на территории города Москвы;
- предупреждение нарушений действующего законодательства, в том числе в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
2. Сфера применения настоящего Регламента
Положения Регламента распространяются на отношения, связанные с осуществлением органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) на территории города Москвы, следующих видов государственного контроля (надзора):
- государственный контроль за соблюдением требований документации о градостроительном планировании, градостроительных нормативов и правил города Москвы, территориальных регламентов регулирования градостроительной деятельности, исходно-разрешительной документации при разработке проектной документации, при осуществлении строительства, ремонта, реконструкции градостроительных объектов (объектов недвижимости) и благоустройства территории;
- государственный контроль за целевым использованием жилищного фонда, соблюдением требований по использованию, технической эксплуатации, ремонту жилых домов и жилых помещений, придомовых территорий, инженерного оборудования и сетей, соблюдением их режимов функционирования, предоставлением и выполнением жилищно-коммунальных услуг;
- государственный контроль за соблюдением норм и правил по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры;
- государственный контроль за соблюдением правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений;
- государственный контроль за соблюдением качества топлива, реализуемого на городских автозаправочных станциях, с учетом экологических показателей;
- государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры;
- государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью пищевых продуктов, продовольственного сырья, пищевых добавок и биологически активных добавок, изготовляемых и находящихся в обороте на территории города Москвы;
- государственный ветеринарный контроль (надзор);
- государственный контроль (надзор) в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и местного значения на территории города Москвы;
- государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
- государственный контроль за качеством почвогрунтов и их компонентов, применяемых на объектах благоустройства и озеленения;
- государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования в городе Москве;
- государственный контроль (надзор) за использованием московской городской символики и знаков с московской городской символикой;
- государственный контроль (надзор) за использованием и сохранностью имущества города Москвы;
- государственный контроль за соблюдением порядка изменения целевого назначения объектов нежилого фонда;
- государственный контроль за соблюдением порядка осуществления работ и наличия соответствующих согласований при переустройстве, возведении пристроек, постановке их на учет и оформлении прав владения;
- государственный контроль за соблюдением требований, предъявляемых к распространению в городе Москве видео- и аудиокассет, компьютерных и информационных носителей, лазерных компакт-дисков;
- государственный контроль за производством лекарственных средств на территории города Москвы, за качеством и безопасностью лекарственных средств, условиями их хранения и реализации в аптечных предприятиях, расположенных на территории города Москвы;
- государственный земельный контроль;
- государственный контроль за выполнением требований в сфере потребительского рынка и услуг (розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению).
3. Подготовка к проведению мероприятий по контролю
3.1. Мероприятия по контролю проводятся в соответствии с планом работы уполномоченных органов, планом работы Совета по координации работы контролирующих органов города Москвы, поручениями руководителей уполномоченных органов.
3.2. Мероприятия по контролю проводятся по месту фактического расположения объекта мероприятия по контролю в часы работы проверяемой организации и в рабочие дни, установленные в соответствии с федеральным законодательством.
3.3. Продолжительность мероприятия по контролю должна быть достаточной для выявления нарушений обязательных требований, должна соответствовать целям этого мероприятия и не должна превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем уполномоченного органа или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней.
3.4. О проведении каждого мероприятия по контролю издается распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора) с указанием участвующих в нем должностных лиц. В распоряжении указываются фамилии, инициалы и должности участников мероприятия по государственному контролю (надзору), наименование (предмет) проверки, наименование проверяемой организации, проверяемый период.
4. Распоряжение о проведении мероприятия по контролю
4.1. Мероприятие по контролю проводится исключительно на основании распоряжения о его проведении, оформленного на едином бланке, форма которого утверждается Правительством Москвы. Не допускается проведение мероприятия по контролю при отсутствии распоряжения о его проведении, оформленного на едином бланке.
4.2. В едином бланке распоряжения о проведении мероприятия по контролю указывается:
- наименование уполномоченного органа, осуществляющего мероприятие по контролю;
- фамилия, имя, отчество должностного лица (лиц) уполномоченного органа, осуществляющего мероприятие по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю;
- вид мероприятия по контролю (плановое, внеплановое);
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
- объект проверки;
- цели, задачи и предмет мероприятия по контролю;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
4.3. Распоряжение о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору) должно быть подписано руководителем уполномоченного органа либо его заместителем.
5. Порядок проведения мероприятия по контролю
5.1. Мероприятие по контролю может проводиться без предварительного уведомления либо с предварительным уведомлением организации в письменной или устной форме. Предварительное уведомление может содержать требования о заблаговременной (к началу проверки) подготовке необходимых для проверки материалов и документов, а также о проведении других подготовительных мероприятий.
5.2. Мероприятие по контролю проводится на основании предъявленного должностным лицом распоряжения о его проведении должностному лицу и (или) представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю и (или) его представителям одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
5.3. Уполномоченные органы (их должностные лица) проверяют соблюдение обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями исключительно в пределах полномочий, установленных для них федеральными законами, законами города Москвы и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Уполномоченные органы (их должностные лица) не вправе проверять соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, не относящихся к компетенции данного уполномоченного органа.
5.4. В период проведения мероприятия по контролю должностные лица уполномоченного органа вправе:
- посещать территорию и помещения объекта проверки на основании распоряжения о проведении мероприятия по контролю;
- требовать от должностного лица и (или) представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителя во время проведения мероприятия по контролю присутствия их сотрудников для своевременного ответа на поставленные вопросы и представления соответствующих документов;
- требовать от должностного лица и (или) представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителя и их сотрудников необходимые оригиналы документов или их копии, делать копии документов;
- требовать от должностного лица и (или) представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителя и их сотрудников необходимые по существу проверки справки в письменной форме, в том числе справки, составленные на основании имеющихся документов, устные разъяснения, а также письменные объяснения по существу проверяемых вопросов;
- проверять документы, относящиеся к предмету мероприятия по контролю.
5.5. В случае отказа должностного лица и (или) представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителя представить необходимые для проведения проверки документы либо установления других препятствий при проведении мероприятия по контролю должностное лицо уполномоченного органа должно направить письменный запрос руководителю проверяемой организации с указанием сроков представления запрашиваемой информации и устранения этих препятствий, сообщить о данных нарушениях в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по составам данных нарушений, либо в пределах своей компетенции самостоятельно принять меры по устранению данных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.6. В период осуществления мероприятия по контролю должностные лица уполномоченного органа обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями уполномоченных органов о проведении мероприятий по контролю;
- посещать объекты (территории и помещения), используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия по контролю;
- не препятствовать должностным лицам и (или) представителям юридического лица, индивидуальным предпринимателям и (или) их представителям присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам и (или) представителям юридического лица, индивидуальным предпринимателям и (или) их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- обеспечить сохранность и возврат оригиналов документов, полученных в ходе мероприятия по контролю от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- не разглашать сведения, отнесенные к коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
- составлять акт по результатам мероприятия по контролю;
- ознакомить должностное лицо и (или) представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) его представителей с результатами мероприятия по государственному контролю (надзору);
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
6. Оформление результатов проведения мероприятия
по государственному контролю (надзору)
6.1. По результатам проведения мероприятия по государственному контролю (надзору) должностным лицом (лицами) уполномоченного органа, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
Порядок оформления акта, перечень сведений, указываемых в акте, и документов, прилагаемых к акту, устанавливается федеральным законом.
6.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются Правительством Москвы.
Должностное лицо уполномоченного органа обязано произвести запись в журнале учета о проведенном мероприятии по контролю с указанием сведений, установленных федеральным законом. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
6.3. Должностное лицо (лица) уполномоченных органов, на которых в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы не распространяется требование о составлении акта при оформлении мероприятия по контролю, составляет протокол о выявленных в ходе проведения мероприятия по контролю нарушениях без составления акта, а в случае отсутствия нарушений производит запись в журнале учета мероприятий по контролю об отсутствии нарушений по предметам контроля.
7. Обжалование решений должностных
лиц уполномоченных органов
7.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов могут быть обжалованы в административных комиссиях, иных коллегиальных органах, созданных в структуре органов исполнительной власти города Москвы и осуществляющих защиту прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства Москвы. Порядок и сроки рассмотрения жалоб административными комиссиями и иными коллегиальными органами устанавливаются Правительством Москвы.
В состав административных комиссий, иных коллегиальных органов, рассматривающих жалобы на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов, включаются члены Совета по координации работы контролирующих органов города Москвы, должностные лица Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
8. Контроль за соблюдением требований
настоящего Регламента
Контроль за соблюдением требований настоящего Регламента осуществляется руководителями уполномоченных органов, коллегиальными органами, созданными в структуре органов исполнительной власти города Москвы и осуществляющими защиту прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства Москвы, Советом по координации работы контролирующих органов города Москвы.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 марта 2005 г. N 109-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ (ОГРАНИЧЕНИЙ) ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. Цели и задачи правовой поддержки субъектов
малого предпринимательства Москвы
В настоящее время основу принципиальных положений законодательства города Москвы, направленного на обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, составляет Закон города Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве". Главными средствами поддержки малого предпринимательства на территории города Москвы признаются различные формы предоставления органами исполнительной власти города Москвы, отраслевыми и территориальными органами управления города Москвы преимуществ отдельным категориям субъектов малого предпринимательства с привлечением средств и ресурсов города.
Вместе с тем постоянное изменение федерального законодательства, прежде всего бюджетного и налогового, существенно ограничивает возможности города в указанных сферах.
Существенной проблемой, стоящей в настоящее время перед субъектами малого предпринимательства в городе Москве, является неоправданно большое число административных барьеров, выражающихся в значительном количестве контрольных и надзорных функций федеральных и региональных органов государственной власти, подведомственных им организаций, зачастую осуществляющих свою деятельность в соответствии с ведомственными документами, не основанными на действующем законодательстве.
Субъекты малого предпринимательства не всегда имеют финансовую возможность содержать в своем штате квалифицированных юристов, создавать юридические службы, которые обеспечивали бы правовое сопровождение их деятельности, а также защиту их прав и законных интересов.
За период с 1994 г. по 2004 г. в городе Москве было реализовано несколько комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Одним из результатов явилось создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на которую, в частности, были возложены функции предоставления субъектам малого предпринимательства квалифицированной правовой информации, оказания услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса. На основе инфраструктуры поддержки малого предпринимательства целесообразно выстроить эффективную систему правовой поддержки малого бизнеса.
Вместе с тем организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы в настоящее время не могут обеспечить предоставление полного комплекса правовых услуг, необходимого для защиты законных интересов субъектов малого предпринимательства.
Сложившийся рынок правовых услуг в городе Москве неоднороден по своему содержанию, характеру и объему предоставления услуг и ценовой политике. Однако большая часть организаций, предоставляющих квалифицированные услуги в сфере правовой поддержки, ориентирована в основном на крупные, платежеспособные организации, что создает неравные условия для субъектов малого предпринимательства.
Указанные проблемы требуют соответствующего урегулирования, в том числе путем совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, а также путем реализации дополнительных мер в установленном порядке по правовой защите субъектов малого предпринимательства в рамках постановления Правительства Москвы от 01.07.2003 N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.", а именно:
- оказание финансовой поддержки, позволяющей компенсировать часть затрат субъектами малого предпринимательства на оказание им юридических услуг по вопросам, связанным с деятельностью указанных субъектов на территории города Москвы;
- осуществление организационной и иной поддержки структурам, непосредственно специализирующимся на оказании услуг по правовой поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в городе Москве;
- создание в административных округах специализированных подразделений, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" с использованием ресурсов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Москвы;
- создание и поддержание функционирования специализированных информационных ресурсов, непосредственно посвященных правовой поддержке субъектов малого предпринимательства Москвы, включая издание специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого предпринимательства Москвы, и размещение специализированной страницы на Интернет-сайте "Малый бизнес Москвы".
Целями данной Концепции является создание в установленном порядке правовых условий для предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимательских структур, внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в сфере государственного контроля (надзора), обеспечение правовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе посредством создания базовых структур правовой защиты и сотрудничества организаций, оказывающих юридические услуги, с малым бизнесом.
Мероприятия указанной концепции будут финансироваться из средств, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 01.07.2003 N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.".
2. Основные элементы создания эффективной
системы правовой поддержки субъектов
малого предпринимательства
2.1. Оказание комплексных юридических услуг
Оказание квалифицированной юридической помощи субъектам малого предпринимательства Москвы (на льготных условиях), в т.ч. в приоритетных для города направлениях, должно осуществляться на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек-свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства. Необходимо оказать содействие в обеспечении взаимодействия и координации деятельности территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого предпринимательства, с консалтинговыми организациями и с организациями, оказывающими юридические услуги субъектам малого предпринимательства.
2.2. Создание системы добровольной аккредитации
деятельности юридических и физических лиц,
осуществляющих предоставление правовых услуг
субъектам малого предпринимательства Москвы
Введение процедуры аккредитации предполагает установление определенных требований к организациям и предпринимателям, предоставляющим правовые услуги субъектам малого предпринимательства. Аккредитация должна стать в определенной степени "знаком качества" и должна гарантировать субъектам малого предпринимательства Москвы, обращающимся к аккредитованным организациям, высокий уровень квалификации обслуживающих их юристов.
Любой субъект предоставления юридических услуг вправе быть аккредитованным при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Аккредитация является добровольной.
В течение срока действия аккредитации субъект предоставления правовых услуг обеспечивает:
- оказание оперативных и квалифицированных правовых услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;
- высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы осуществляет контроль за соответствием субъекта предоставления правовых услуг условиям аккредитации и при выявлении нарушений в деятельности аккредитованных субъектов предоставления правовых услуг принимает решение о лишении их аккредитации.
2.3. Разрешение возникающих конфликтов
третейскими судами субъектов малого
предпринимательства Москвы
Примирительное урегулирование споров в последнее время получило большое практическое значение и было признано в качестве одной из наиболее эффективных форм разрешения юридических конфликтов.
Однако в силу корпоративной и ведомственной ориентированности существующих третейских судов субъекты малого предпринимательства не ориентированы на разрешение споров в них. На базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы предусматривается создание в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" специализированного третейского суда, специализирующегося на рассмотрении хозяйственных споров (далее - третейский суд) во всех административных округах города Москвы. Предметом деятельности третейского суда является разрешение экономических споров, в которых хотя бы одной из сторон является субъект малого предпринимательства.
Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:
- защиту охраняемых законом прав и интересов субъектов малого предпринимательства;
- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;
- сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
2.4. Формирование обществ взаимного страхования
ответственности субъектов малого предпринимательства
Москвы перед третьими лицами
Страхование предпринимательских рисков - это один из наиболее эффективных способов повышения социальной ответственности и безопасности в деятельности субъектов малого предпринимательства.
Общество взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства (далее - Общество) - организация, созданная в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и осуществляющая деятельность по страхованию ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц субъектами малого предпринимательства, действующими на территории города Москвы.
Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы субъектов малого предпринимательства, связанные с риском:
- утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;
- ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;
- убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риском неполучения ожидаемых доходов.
Общество будет осуществлять страхование имущества и имущественных интересов своих членов непосредственно на основании членства, если учредительными документами не будет предусмотрено заключение в этом случае договора страхования.
Членами Обществ могут выступать субъекты малого предпринимательства Москвы.
Необходимо стимулировать в установленном порядке создание и функционирование в городе Москве обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства перед третьими лицами.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Совершенствование форм и методов
предотвращения нарушений (ограничений) прав
и законных интересов предпринимателей
3.1. Совершенствование законодательства
об организации государственного контроля (надзора)
Анализ положений нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), а также практики их применения на региональном и федеральном уровнях позволяет сделать вывод о необходимости внесения в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты изменений, включающих в себя следующие первоочередные меры:
- установление необходимости разработки регламентов контрольных мероприятий по каждому виду государственного контроля (надзора), включая закрепление требований, предъявляемых к регламентам, определение их содержания и порядка принятия, обязательности ознакомления с ними субъектов контроля до начала проведения контрольных мероприятий, а также недопустимости проведения контрольных мероприятий при отсутствии утвержденных регламентов контрольных мероприятий;
- дальнейшее осуществление государственного контроля (надзора) преимущественно на плановой и комплексной основе, а также выделение в качестве приоритетной превентивной функции государственного контроля (надзора);
- исключение практики требования выполнения предпринимателями дополнительно оплачиваемых работ и услуг по проведению экспертиз, консультаций, страхованию ответственности, обучению, выполнению отдельных работ, заключению договоров на оказание благотворительной помощи и т.д. в процессе согласования разрешительной документации и осуществления мероприятий по контролю;
- определение административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора);
- установление взаимной ответственности участников государственного контроля (надзора).
Необходимо провести работу, направленную на внесение в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты предложений по расширению и уточнению понятийного аппарата действующего законодательства о контрольной деятельности, обеспечение единообразия применения используемых терминов и по возможности исключения их неоднозначного толкования.
С целью снижения возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов и соблюдения гарантий прав субъектов контроля целесообразно сформулировать предложения по внесению изменений в действующее законодательство, устанавливающие, что контролирующие органы и их должностные лица не вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору), если в отношении данного вида государственного контроля (надзора) отсутствуют закон, определяющий соответствующий вид государственного контроля (надзора), а также регламент контрольного мероприятия.
Необходимо подготовить предложения по внесению в Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений и дополнений, направленных на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на конкретизацию составов административных правонарушений в области законодательства о государственном контроле (надзоре) и установление административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора).
Совершенствование законодательства должно усилить правовую защищенность субъектов предпринимательства при проведении контрольных мероприятий, уменьшить количество случаев административного давления на предпринимателей, повысить интерес граждан к предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к росту экономики города и благосостояния жителей Москвы.
3.2. Разработка комплекса мер по оптимизации
норм технического регулирования, применяемых
при производстве продукции, выполнении работ,
оказании услуг субъектами малого
предпринимательства Москвы
Важное значение имеет скорейший переход на новую систему технического регулирования. Для субъектов малого предпринимательства наиболее обременительна, в силу ограниченных финансовых и организационных ресурсов, излишняя техническая регламентация, они в большей степени испытывают негативные последствия существующей в настоящее время системы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических требований.
Первоочередными задачами органов исполнительной власти города Москвы, отраслевых и территориальных органов управления города Москвы являются подготовка предложений по изменению и дополнению федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере технического регулирования, а также выработка моделей организационных действий органов государственной власти города Москвы, направленных на ускорение внедрения новой системы технического регулирования в городе Москве, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства.
4. Подготовка, издание и распространение
информационно-справочных пособий по вопросам
правовой поддержки субъектов малого
предпринимательства Москвы
Необходимо повысить информированность субъектов малого предпринимательства об их правах и способах их защиты и обеспечить издание информационно-справочных пособий по следующим направлениям:
- информация об инфраструктуре правовой поддержки малого предпринимательства, в том числе о субъектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (сфера деятельности, адрес, режим работы, стоимость услуг), об обязанностях, лежащих на них в связи с их принадлежностью к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства, и о льготном (бесплатном) предоставлении услуг субъектам малого предпринимательства;
- информация о правах субъектов предпринимательства при осуществлении относительно них контрольных мероприятий с алгоритмом действий и конкретными способами защиты интересов субъектов малого предпринимательства;
- распространение рекламных проспектов (в том числе в Журнале учета мероприятий по контролю) о создании и функционировании системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Москвы;
- нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы субъектов малого предпринимательства, с кратким комментарием.
Распространение указанных материалов должно осуществляться по заявкам субъектов малого предпринимательства по себестоимости, в том числе через свободную торговлю, а рекламные проспекты в Журнале учета мероприятий по контролю - бесплатно.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 марта 2005 г. N 109-ПП
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАРУШЕНИЙ
(ОГРАНИЧЕНИЙ) ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 2005-2006 ГГ.
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦N п/п¦Мероприятия ¦Исполнители ¦Срок реализации ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦1. ¦Предоставление правовых услуг ¦Организации инфраструктуры ¦2005-2006 гг. ¦
¦ ¦субъектам малого ¦поддержки малого ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦на льготных условиях ¦Москвы, организации, ¦ ¦
¦ ¦ ¦оказывающие юридические услуги¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦2. ¦Осуществление правовой ¦Департамент поддержки ¦IV квартал 2005 г.¦
¦ ¦(в том числе с привлечением ¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦адвокатов) защиты субъектов ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства, ¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦а также доступной ¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦для предпринимателей "горячей ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦линии" с использованием ¦города Москвы, организации, ¦ ¦
¦ ¦ресурсов территориальных ¦оказывающие юридические услуги¦ ¦
¦ ¦центров развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦
¦ ¦и территориальных агентств ¦ ¦ ¦
¦ ¦по развитию предпринимательства¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦3. ¦Формирование системы клиентских¦Департамент поддержки ¦III квартал ¦
¦ ¦карточек-свидетельств, ¦и развития малого ¦2005 г. ¦
¦ ¦выдаваемых субъектам малого ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства, ¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих предоставление ¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦им комплекса необходимых ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦правовых услуг на льготных ¦города Москвы, организации, ¦ ¦
¦ ¦условиях ¦оказывающие юридические услуги¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦4. ¦Создание системы добровольной ¦Департамент поддержки ¦II квартал 2005 г.¦
¦ ¦аккредитации деятельности ¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦юридических и физических лиц, ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих предоставление ¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦правовых услуг субъектам малого¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦ ¦города Москвы ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦5. ¦Формирование третейского суда ¦Организации инфраструктуры ¦IV квартал 2005 г.¦
¦ ¦субъектов малого ¦поддержки малого ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы, ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦предусмотрев возможность ¦Москвы ¦ ¦
¦ ¦его функционирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦для рассмотрения хозяйственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦споров во всех административных¦ ¦ ¦
¦ ¦округах города Москвы ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦6. ¦Оказание методической ¦Департамент поддержки ¦2005-2006 гг. ¦
¦ ¦и практической помощи субъектам¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦в создании обществ взаимного ¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦страхования ответственности ¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦субъектов малого ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы ¦города Москвы ¦ ¦
¦ ¦перед третьими лицами ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦7. ¦Разработка механизма ¦Департамент поддержки ¦2005-2006 гг. ¦
¦ ¦компенсации обществам взаимного¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦страхования ответственности ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦субъектов малого ¦Москвы, Департамент финансов ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы ¦города Москвы, Департамент ¦ ¦
¦ ¦перед третьими лицами затрат ¦экономической политики ¦ ¦
¦ ¦по предоставлению субъектам ¦и развития города Москвы ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦ ¦ ¦
¦ ¦льготных условий внесения ¦ ¦ ¦
¦ ¦страховых взносов ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦8. ¦Разработка и представление ¦Департамент поддержки ¦II квартал 2005 г.¦
¦ ¦в установленном порядке ¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦предложений по внесению ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦изменений и дополнений ¦Москвы, Управление по связям ¦ ¦
¦ ¦в федеральное законодательство,¦с органами законодательной ¦ ¦
¦ ¦регулирующее правоотношения ¦и исполнительной власти ¦ ¦
¦ ¦в области государственного ¦Правительства Москвы, ¦ ¦
¦ ¦контроля (надзора) ¦организации инфраструктуры ¦ ¦
¦ ¦за деятельностью хозяйствующих ¦поддержки малого ¦ ¦
¦ ¦субъектов, касающееся ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦конкретизации составов ¦Москвы ¦ ¦
¦ ¦правонарушений в указанной ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере и установления ¦ ¦ ¦
¦ ¦административной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственности сторон ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦9. ¦Разработка комплекса мер ¦Департамент поддержки ¦I квартал 2006 г. ¦
¦ ¦по оптимизации норм ¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦технического регулирования, ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦применяемых при производстве ¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦продукции, выполнении работ, ¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦оказании услуг субъектами ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦малого предпринимательства ¦города Москвы ¦ ¦
¦ ¦Москвы, включая разработку ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов нормативных правовых ¦ ¦ ¦
¦ ¦актов и пакета типовых ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов, необходимых для ¦ ¦ ¦
¦ ¦создания систем контроля ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества продукции ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+
¦10. ¦Создание комплексной системы ¦Департамент поддержки ¦2005-2006 гг. ¦
¦ ¦информирования ¦и развития малого ¦ ¦
¦ ¦предпринимателей, позволяющей ¦предпринимательства города ¦ ¦
¦ ¦получать сведения о возможности¦Москвы, организации ¦ ¦
¦ ¦и условиях оказания им правовой¦инфраструктуры поддержки ¦ ¦
¦ ¦поддержки, включая подготовку, ¦малого предпринимательства ¦ ¦
¦ ¦издание и распространение ¦города Москвы ¦ ¦
¦ ¦информационно-справочных ¦ ¦ ¦
¦ ¦пособий (в том числе рекламных ¦ ¦ ¦
¦ ¦проспектов в Журнале учета ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий по контролю) ¦ ¦ ¦
¦ ¦о создании и функционировании ¦ ¦ ¦
¦ ¦в административных округах ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы правовой поддержки ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектов малого ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства Москвы ¦ ¦ ¦
¦ ¦(с ежегодным обновлением) ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------------+------------------------------+------------------+