Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Закон города Москвы № 10 от 13 февраля 2002 года

Об Уставном суде города Москвы

    Настоящий Закон определяет порядок формирования и деятельности
Уставного суда города Москвы.



    Глава 1. Общие положения


    Статья 1. Уставный суд - орган судебной власти города Москвы

    1. Уставный суд города Москвы (далее - Уставный суд) - судебный
орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством уставного судопроизводства как
разновидности конституционного судопроизводства.
    2. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской
Федерации.


    Статья 2. Законодательство об Уставном суде

    Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда
определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации",
федеральными законами, Уставом города Москвы (далее - Устав) и
настоящим Законом.


    Статья 3. Полномочия Уставного суда

    Уставный суд:
    1. Разрешает дела о соответствии Уставу:
    а) законов города Москвы;
    б) нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра
Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц
исполнительной власти города Москвы;
    в) уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов
органов местного самоуправления и их должностных лиц;
    г) отдельных положений нормативных правовых актов, указанных в
пунктах а), б),  в) части 1 настоящей статьи.
    2. Дает официальное толкование Устава.
    3. Реализует законодательную инициативу.
    4. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О
судебной системе Российской Федерации", Уставом и настоящим Законом.


    Статья 4. Состав Уставного суда

    1. Уставный суд состоит из пяти судей.
    2. Судья Уставного суда замещает государственную должность города
Москвы категории "А".
    3. Судья Уставного суда назначается на должность Московской
городской Думой  по представлению Мэра Москвы.


    Статья 5. Общие принципы деятельности Уставного суда

    Уставный суд  осуществляет свою деятельность на основе принципов
законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и
равноправия сторон, использования в деятельности Уставного суда русского
языка - государственного языка Российской Федерации с предоставлением
возможности участникам процесса пользоваться родным языком.


    Статья 6. Обязательность документов Уставного суда

    Вступившие в силу решения и иные документы Уставного суда по
вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для всех
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, других физических и
юридических лиц на всей территории Российской Федерации.


    Статья 7. Окончательность решений Уставного суда

    Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не
может быть пересмотрено иным судом.


    Статья 8. Гарантии деятельности Уставного суда

    1. Организационное, правовое, кадровое, материально-техническое и
финансовое обеспечение деятельности Уставного суда должно в полном
объеме гарантировать возможность независимого осуществления уставного
судопроизводства.
    2. Финансирование Уставного суда производится за счет средств
бюджета города Москвы. Расходы на финансирование Уставного суда
ежегодно предусматриваются в бюджете города Москвы отдельной строкой.
    3. Имущество, необходимое Уставному суду для осуществления его
деятельности, является собственностью города Москвы и передается
Уставному суду в оперативное управление.
    4. Уставный суд обладает правами юридического лица.



    Глава 2. Статус судьи Уставного суда


    Статья 9. Требования, предъявляемые к кандидату на должность
    судьи Уставного суда

    Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской
Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее  25 лет,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической
профессии не менее 5 лет.


    Статья 10. Порядок назначения на должность судьи Уставного
    суда

    1. Мэр Москвы в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор
кандидатов на должность судьи Уставного суда на конкурсной основе из
числа лиц, соответствующих требованиям статьи 9 настоящего Закона, и
вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской
Думы.
    2. Каждый судья Уставного суда назначается на должность в
индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначение судьи
Уставного суда оформляется постановлением Московской городской Думы.
Назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо,
получившее большинство голосов от числа избранных депутатов
Московской городской Думы.
    3. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление
о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится в
установленном настоящим Законом порядке в  Московскую городскую Думу
не позднее месяца со дня открытия вакансии.
    4. Московская городская Дума рассматривает вопрос о назначении
на должность судьи Уставного суда в первоочередном порядке.


    Статья 11. Присяга судьи Уставного суда

    1. Председатель Московской городской Думы в порядке,
установленном Московской городской Думой, приводит к присяге лицо,
назначенное на должность судьи Уставного суда.
    2. Судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания:
    "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи
Уставного суда, подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации и
Уставу города Москвы, ничему и никому более."


    Статья 12. Занятия и действия, не совместимые с должностью
    судьи Уставного суда

    1. Судья Уставного суда не может быть депутатом представительных
органов государственной власти и местного самоуправления, занимать иные
государственные или муниципальные должности, заниматься
предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за
исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
    2. Судья Уставного суда не вправе осуществлять защиту или
представительство, кроме законного представительства, в судебных или
иных органах государственной власти и местного самоуправления в
Российской Федерации и иностранных государствах, а также в органах
международных организаций.
    3. Судья Уставного суда не может принадлежать к политическим
партиям и движениям, участвовать в проведении предвыборной агитации,
входить в состав выборных органов или занимать выборные должности в
каких-либо общественных объединениях.
    4. Судья Уставного суда не вправе, выступая в средствах массовой
информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение
о вопросе, который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом,
до принятия решения по этому вопросу.
    5. Ничто в настоящей статье не может  рассматриваться как
ограничение права судьи Уставного суда свободно выражать свою волю
гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдумах.


    Статья 13. Срок полномочий судьи Уставного суда

    1. Судья Уставного суда назначается на должность на срок 4 года.
    2. Судья Уставного суда считается вступившим в должность с момента
принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день
месяца, в котором истекает срок его полномочий, за исключением случаев,
предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
    3. Судья Уставного суда, срок полномочий которого истек, продолжает
исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу,
начатому с его участием, а в случае, если с прекращением его полномочий в
составе Уставного суда останется менее трех сохраняющих полномочия
судей - до назначения нового судьи Уставного суда.


    Статья 14. Гарантии независимости судей Уставного суда

    1. На судей Уставного суда распространяются установленные Законом
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными
федеральными законами гарантии независимости судей, их
неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной
защиты.
    2. Законами города Москвы могут быть установлены дополнительные
гарантии материального обеспечения и социальной защиты судей Уставного
суда.


    Статья 15. Несменяемость судьи Уставного суда

    1. Судья Уставного суда несменяем.
    2. Полномочия судьи Уставного суда могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным
настоящим Законом.


    Статья 16. Равенство прав судей Уставного суда

    1. Судьи Уставного суда пользуются равными правами.
    2. Судья Уставного суда имеет право решающего голоса по всем
вопросам, рассматриваемым на заседаниях Уставного суда.


    Статья 17. Приостановление полномочий судьи Уставного суда

    1. Полномочия судьи Уставного суда приостанавливаются в случаях:
    1) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда,
вступившим в законную силу;
    2) возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения
его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
    3) участия судьи в избирательной кампании в качестве
зарегистрированного кандидата.
    2. Приостановление полномочий судьи Уставного суда осуществляется
по решению Уставного суда, принимаемому не позднее месяца со дня
выявления основания к их приостановлению.
    3. Судья Уставного суда, полномочия которого приостановлены, не
вправе участвовать в заседаниях Уставного суда, направлять официальные
документы в органы государственной власти и местного самоуправления,
должностным лицам и гражданам, общественным объединениям и иным
организациям, а также истребовать от указанных органов, лиц  и
организаций какие-либо документы и иную информацию.
    4. Уставный суд приостанавливает полномочия судьи на период
действия оснований к их приостановлению. Возобновление полномочий
судьи оформляется решением Уставного суда.
    5. Приостановление полномочий судьи Уставного суда, за
исключением случаев, когда ему в качестве меры пресечения избрано
заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты этому
судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной
платы и не лишает судью иных гарантий, установленных законодательством.


    Статья 18. Прекращение полномочий судьи Уставного суда

    1. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются в случаях:
    1) истечения срока полномочий судьи;
    2) личного письменного заявления судьи об отставке;
    3) личного письменного заявления судьи о прекращении его
полномочий в связи с переходом на другую работу или иным причинам;
    4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
    5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора суда,
вступившего в законную силу;
    6) установления Уставным судом факта совершения судьей поступка,
порочащего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной
власти;
    7) установления Уставным судом факта продолжения судьей, несмотря
на предупреждение со стороны Уставного суда, занятий или совершения
действий, несовместимых с его должностью;
    8) установления Уставным судом факта неучастия судьи в заседании
Уставного суда без уважительных причин или фактов уклонения судьи от
голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
    9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившем в
законную силу;
    10) неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным
причинам осуществлять полномочия судьи;
    11) смерти судьи или объявления судьи умершим решением суда,
вступившим в законную силу;
    12) наличия иных оснований, предусмотренных федеральным
законодательством и настоящим Законом.
    2. Прекращение полномочий судьи Уставного суда осуществляется
постановлением Московской городской Думы, принимаемым по
представлению Мэра Москвы при наличии решения Уставного суда об
установления факта наличия оснований для прекращения полномочий судьи
Уставного суда.


    Статья 19. Отставка судьи Уставного суда

    1. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его
полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 2),
9), 10) части 1 статьи 18, а также в случае упразднения Уставного суда.
    2. Гарантии, предоставляемые ушедшему в отставку судье Уставного
суда, определяются федеральным законом и  законом города Москвы.



    Глава 3. Организация деятельности Уставного суда


    Статья 20. Организационная и правовая формы деятельности
    Уставного суда

    1. Организационной формой деятельности Уставного суда являются
заседания Уставного суда. Заседания Уставного суда созываются
Председателем Уставного суда по собственной инициативе, по инициативе
заместителя Председателя Уставного суда, а также по требованию не менее
двух судей Уставного суда. Заседания Уставного суда могут проводиться при
наличии в составе Уставного суда не менее трех сохраняющих полномочия
судей. Право решающего голоса на заседаниях Уставного суда имеют только
судьи Уставного суда.
    2. Правовой формой деятельности Уставного суда являются решения
Уставного суда. Решения Уставного суда принимаются исключительно на
заседаниях Уставного суда.
    3. Первое заседание Уставного суда созывается старейшим по возрасту
судьей Уставного суда на тридцатый день после завершения формирования
полного состава судей Уставного суда.


    Статья 21. Избрание Председателя и заместителя Председателя
    Уставного суда

    1. На заседании Уставного суда судьи большинством голосов от числа
назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного суда избирают из
своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке
Председателя и заместителя Председателя Уставного суда. Избрание
Председателя и заместителя Председателя Уставного суда оформляется
решениями Уставного суда. До избрания Председателя Уставного суда его
обязанности осуществляет лицо, указанное в части 3 статьи 20 настоящего
Закона.
    2. Председатель и заместитель Председателя Уставного суда могут по
личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение
полномочий оформляется решением Уставного суда.
    3. Судья Уставного суда, считающий, что Председатель или
заместитель Председателя Уставного суда недобросовестно исполняет свои
обязанности либо злоупотребляет своими правами, может внести на
рассмотрение Уставного суда предложение о досрочном освобождении
Председателя или заместителя Председателя Уставного суда от занимаемой
должности. Данное предложение должно быть рассмотрено Уставным судом
в течение одного месяца со дня его внесения. В случае отклонения
предложения внесший его судья Уставного суда не может вносить данное
предложение повторно в течение года в отношении того лица, предложение о
досрочном освобождении которого от занимаемой должности было
отклонено Уставным судом.
    4. Решение о досрочном освобождении Председателя или заместителя
Председателя Уставного суда от занимаемой  должности принимается
большинством голосов от числа назначенных и сохранивших полномочия
судей Уставного суда.
    5. В случае, если должность Председателя или заместителя
Председателя Уставного суда окажется вакантной, новые выборы проводятся
не позднее одного месяца со дня открытия вакансии в порядке,
установленном настоящей статьей.


    Статья 22. Председатель Уставного суда

    1. Председатель Уставного суда:
    1) является судьей и осуществляет процессуальные полномочия,
установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и
Регламентом Уставного суда;
    2) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и
председательствует на них;
    3) представляет Уставный суд в отношениях с органами
государственной власти и местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями, по уполномочию Уставного суда
выступает с заявлениями от его имени;
    4) направляет деятельность аппарата Уставного суда, представляет
на утверждение Уставного суда кандидатуры руководителя аппарата Уставного
суда и руководителей его структурных подразделений, иных служб
Уставного суда, а также положение об аппарате Уставного суда, структуру и
штатную численность аппарата, утверждает штатное расписание аппарата и
правила внутреннего трудового распорядка аппарата Уставного суда;
    5) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным
законодательством, настоящим Законом и Регламентом Уставного суда.
    2. По вопросам своей компетенции Председатель Уставного суда
издает приказы и распоряжения.


    Статья 23. Временное исполнение обязанностей Председателя
    Уставного суда

    1. Во всех случаях, когда Председатель Уставного суда не может
исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель
Председателя Уставного суда.
    2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя
заместителем Председателя Уставного суда, исполнение этих обязанностей
переходит к старейшему по возрасту судье Уставного суда.


    Статья 24. Заместитель Председателя Уставного суда

    Заместитель Председателя Уставного суда в случаях, предусмотренных
настоящим Законом, исполняет обязанности Председателя Уставного суда, а
также осуществляет отдельные полномочия Председателя Уставного суда,
возложенные на него Уставным судом по предложению Председателя
Уставного суда.


    Статья 25. Регламент Уставного суда

    1. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд
принимает Регламент Уставного суда.
    2. В Регламенте Уставного суда на основе Устава и настоящего
Закона устанавливаются: порядок распределения дел в Уставном суде; правила
проведения судебных заседаний; особенности делопроизводства в Уставном
суде; требования к работникам аппарата Уставного суда; иные вопросы
внутренней деятельности Уставного суда, не урегулированные настоящим
Законом.
    3. Принятие Регламента Уставного суда, а также внесение в него
изменений и дополнений оформляются решениями Уставного суда.



    Глава 4. Принципы уставного судопроизводства


    Статья 26. Законность

    Уставный суд и его судьи, поддерживая верховенство и
непосредственное действие Устава, обеспечивают в пределах своей
компетенции соблюдение законности в городе Москве.


    Статья 27. Независимость

    1. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при
осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской
Федерации, Уставом города Москвы и настоящим Законом.
    2. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают в личном
качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или
общественных органов, политических партий и движений, иных
организаций, должностных лиц, государственных и территориальных
образований, наций, народов, народностей и иных этнических общностей, а
также любых социальных групп.


    Статья 28. Коллегиальность

    Рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним
производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимается только
теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном
заседании.


    Статья 29. Гласность

    1. Рассмотрение дел на заседаниях Уставного суда проводится
открыто.
    2. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством. Решения, принятые как
на открытых, так и на закрытых заседаниях, провозглашаются публично.


    Статья 30. Состязательность и равноправие сторон

    Стороны пользуются равными правами и возможностями по
отстаиванию своей позиции на основе состязательности на заседании
Уставного суда.


    Статья 31. Язык уставного судопроизводства

    Судопроизводство в Уставном суде ведется на государственном языке
Российской Федерации. Участникам процесса, не владеющим языком
судопроизводства, обеспечивается право давать объяснения и выступать на
родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.



    Глава 5. Обращение в Уставный суд


    Статья 32. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном
    суде

    1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение
в Уставный суд, отвечающее требованиям настоящего Закона.
    2. Основанием к рассмотрению дела является:
    1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует
ли Уставу закон города Москвы, иной нормативный правовой акт, указанный
в части 1 статьи 3 настоящего Закона;
    2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава.


    Статья 33. Право на обращение в Уставный суд

    Правом на обращение в Уставный суд обладают: Мэр Москвы,
Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской
суд, Арбитражный суд города Москвы, Московская городская избирательная
комиссия, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, районные
суды города Москвы, мировые судьи города Москвы, Прокурор города
Москвы, главы муниципальных образований города Москвы,
представительные органы местного самоуправления муниципальных
образований города Москвы.


    Статья 34. Допустимость обращения

    1. Обращение в Уставный суд с запросом о проверке на соответствие
Уставу актов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, либо
отдельных их положений допустимо, если заявитель считает их не
соответствующими Уставу и, в силу этого, не подлежащими действию.
    2. Обращение в Уставный суд с запросом о даче толкования Устава в
случае возникшей неопределенности в понимании его допустимо, если:
    а) относится к содержащемуся в Уставе понятию или термину;
    б) неопределенность содержащегося в Уставе понятия или термина
препятствует надлежащему применению Устава (включая издание
основанных на Уставе правовых актов), которое входит или может входить в
компетенцию органа или должностного лица, обратившегося с запросом;
    в) содержащееся в Уставе понятие или термин, в отношении которого
заявитель усматривает неопределенность, не конкретизировано федеральным
законодательством или законом города Москвы.
    3. Обращение суда (судьи) допустимо, если Устав или иной
нормативный правовой акт, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Закона,
применен или подлежит, по мнению суда (судьи), применению в
рассматриваемом им конкретном деле.
    4. Не допускается соединение в одном запросе требования дачи
официального толкования Устава с требованием проверки соответствия
Уставу правового акта.


    Статья 35. Требования к обращению

    1. Обращение направляется в Уставный суд в письменной форме на
бланке заявителя и подписывается управомоченным лицом.
    2. В обращении должны быть указаны:
    1) Уставный суд в качестве органа, в который направляется
обращение;
    2) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия,
за исключением случаев, когда представительство осуществляется по
должности;
    3) наименование и адрес органа или должностного лица, издавшего
нормативный правовой акт, который подлежит проверке;
    4) нормы Устава и настоящего Закона, дающие право на обращение в
Уставный суд;
    5) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования
и иные данные о подлежащем проверке нормативном правовом акте, о
положении Устава, подлежащем толкованию;
    6) конкретные, указанные в настоящем Законе основания к
рассмотрению обращения Уставным судом;
    7) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое
обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава;
    8) требование, обращенное к Уставному суду;
    9) перечень прилагаемых к обращению документов.


    Статья 36. Документы, прилагаемые к обращению

    1. К направленному в Уставный суд обращению прилагаются:
    1) текст нормативного правового акта, подлежащего проверке,
или положения Устава, подлежащего толкованию;
    2) документ, подтверждающий полномочия представителя, за
исключением случаев, когда представительство осуществляется по
должности, а также копии документов, подтверждающих право лица
выступать в Уставном суде в качестве представителя;
    3) документ об уплате государственной пошлины в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством.
    2. К обращению суда (судьи) должно быть приложено постановление
суда о приостановлении в соответствии с федеральным процессуальным
законодательством производства по делу.
    3. К обращению могут быть приложены списки экспертов и иных лиц,
которых предлагается вызвать на заседание Уставного суда, а также другие
документы и материалы.
    4. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью 1
настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Уставный
суд с копиями в количестве десяти экземпляров.


    Статья 37. Государственная пошлина

    Государственная пошлина с обращений в Уставный суд взимается в
случаях и в размерах, установленных федеральным законодательством.



    Глава 6. Предварительное рассмотрение обращений


    Статья 38. Рассмотрение обращений, поступивших в Уставный суд

    1. Обращения, поступающие в Уставный суд, подлежат обязательной
регистрации в аппарате Уставного суда в порядке, установленном
Регламентом Уставного суда.
    2. В случаях, если обращение:
    1) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона,
    2) исходит от ненадлежащего органа или лица,
    3) не оплачено государственной пошлиной в случаях, установленных
федеральным законодательством,
    Председатель Уставного суда возвращает обращение заявителю с
указанием причин и может сообщить заявителю о том, в какой
государственный орган или организацию, компетентные решать
поставленные в обращении вопросы, он может обратиться.
    3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 1)
и 3) части 2 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный
суд.
    4. При несогласии с решением Председателя Уставного суда о
возвращении обращения заявителю, заявитель вправе потребовать принятия
решения по этому вопросу Уставным судом в его присутствии.


    Статья 39. Предварительное изучение обращения судьями
    Уставного суда

    1. Уставный суд по предложению Председателя Уставного суда
поручает одному из судей Уставного суда предварительное изучение
обращения, которое должно быть завершено не позднее пятнадцатидневного
срока с момента регистрации обращения. Предварительное изучение
обращения  является обязательной стадией производства в Уставном суде.
    2. Заключение судьи Уставного суда по результатам изучения
обращения докладывается на заседании Уставного суда.


    Статья 40. Принятие обращения к рассмотрению

    1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению
принимается Уставным судом на заседании не позднее двух недель с
момента завершения предварительного изучения обращения.
    2. О времени проведения указанного в части 1 настоящей статьи
заседания Уставного суда уведомляются заявитель, а также орган или
должностное лицо, акты которого обжалуются.
    3. Указанные в части 2 настоящей статьи лица, а также
представители указанных лиц вправе присутствовать на заседании Уставного
суда по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.


    Статья 41. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

    1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения
к рассмотрению в случаях, если:
    1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не
подведомственно Уставному суду;
    2) по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесено
решение, сохраняющее свою силу.
    2. Если в обращении к Уставному суду содержалась просьба о
проверке на соответствие Уставу положений закона или иного нормативного
правового акта, ранее оцененных Конституционным Судом Российской
Федерации как несоответствующие Конституции Российской Федерации, то
Уставный суд выносит мотивированное решение о прекращении
рассмотрения такого обращения со ссылкой на решение Конституционного
Суда Российской Федерации и с указанием на необходимость приведения
нормативного правового акта в соответствие с Конституцией Российской
Федерации.
    3. В случае, если нормативный правовой акт, законность которого
оспаривается, был отменен или утратил юридическую силу к началу или в
период рассмотрения дела, начатое Уставным судом производство может
быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого
нормативного правового акта были нарушены конституционные права и
свободы граждан.


    Статья 42. Отзыв обращения

    Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала
рассмотрения дела на заседании Уставного суда. В случае отзыва обращения
производство по делу прекращается.



    Глава 7. Общие процедурные правила рассмотрения дел
    в Уставном суде


    Статья 43. Назначение дела к слушанию

    Решение о назначении дела к слушанию на заседании Уставного суда
принимается Уставным судом на заседании не позднее чем через десять дней
после принятия обращения к рассмотрению.


    Статья 44. Соединение дел

    Уставный суд может соединить в одном производстве дела по
обращениям, касающимся одного и того же предмета.


    Статья 45. Подготовка дела к слушанию

    1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения
Уставного суда, а также изложения материалов на заседании Уставный суд
назначает судью-докладчика.
    2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию
судья-докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда истребует
необходимые документы и иные материалы, поручает производство
проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями
специалистов, направляет запросы.


    Статья 46. Требования Уставного суда

    1. Требования Уставного суда о предоставлении текстов нормативных
и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений  и других
материалов; о заверении документов и текстов нормативных правовых актов;
о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении
определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче
разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по
рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц,
которым они адресованы.
    2. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены и ответ по
результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному суду в
течение двух недель со дня получения этих требований, если иной срок не
указан Уставным судом.
    3. Расходы, связанные с выполнением государственными
(муниципальными) органами и организациями требований Уставного суда, несут
эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из
средств бюджета города Москвы.


    Статья 47. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

    1. Уведомление о заседании Уставного суда, копии обращений и
поступивших отзывов на них, копии проверяемых нормативных правовых
актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и
участникам процесса не позднее чем за пять дней до начала заседания. При
этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае,
если они поступили не позднее чем за семь дней до начала заседания.
    2. Объявления о заседаниях Уставного суда помещаются в городских
средствах массовой информации.


    Статья 48. Участники процесса

    Участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, их
представители, эксперты, переводчики и другие приглашенные судом лица.


    Статья 49. Стороны и их представители

    1. Сторонами в уставном судопроизводстве являются:
    1) заявители - органы или должностные лица, направившие в Уставный
суд обращение;
    2) органы или должностные лица, акт которых подлежит проверке на
соответствие Уставу.
    2. Представителями сторон по должности могут выступать:
    - руководитель органа, подписавший обращение в Уставный суд;
    - руководитель органа, издавшего оспариваемый акт;
    - должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт.
    3. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица,
имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия
которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из
сторон может иметь не более трех представителей.
    4. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и
их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою
позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, давать на
обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам
дела, знакомиться с отзывами другой стороны, заявлять ходатайства,
осуществлять иные полномочия, принадлежащие им в соответствии с
настоящим Законом.
    5. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову
Уставного суда, представить необходимые материалы, дать объяснения и
ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя на заседание
Уставного суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением
случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием
и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.


    Статья 50. Открытые заседания

    1. Заседания Уставного суда проходят открыто, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом. Присутствующие имеют
право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и
фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания
допускаются с разрешения Председателя Уставного суда.
    2. Председатель Уставного суда с согласия Уставного суда может
распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на
заседании Уставного суда о проведении проверки документов,
удостоверяющих личность лиц, желающих присутствовать на заседании.
    3. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться
к Уставному суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться
распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
    4. Поддержание порядка на заседании Уставного суда может
возлагаться на пристава и помощников пристава Уставного суда, требования
которых обязательны для всех присутствующих.
    5. Лица, нарушающие порядок на заседании или не подчиняющиеся
законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения
могут быть удалены из зала.


    Статья 51. Закрытое заседание

    1. Уставный суд назначает закрытое заседание в случаях,
предусмотренных федеральным законом, когда это необходимо для
сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан,
защиты общественной нравственности.
    2. На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда,
стороны и их представители. Возможность присутствия других участников
процесса и сотрудников Уставного суда, непосредственно обеспечивающих
нормальный ход заседания, определяется председательствующим.


    Статья 52. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела

    1. Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела
в случаях, если:
    1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в
подготовке и/или принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
    2) судья является близким родственником, супругом или
свойственником должностного лица или члена органа государственной
власти или местного самоуправления, являющегося стороной в
рассматриваемом деле, а равно близким родственником, свойственником или
супругом лица, осуществляющего представительство в Уставном суде по
данному делу.
    2. Судья Уставного суда при наличии обстоятельств, указанных в
части 1 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
    3. Отстранение судьи Уставного суда от участия в деле производится
мотивированным решением Уставного суда, принимаемым большинством
голосов от числа назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного
суда после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен
быть решен.


    Статья 53. Распорядок заседания

    1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в
наличии кворума, открывает заседание Уставного суда и сообщает, какое
дело подлежит рассмотрению.
    2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса,
проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из
участников процесса, отсутствия у представителя стороны надлежащим
образом оформленных полномочий, а также в иных случаях,
пр