В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия органов
государственной власти города Москвы с негосударственными неком-
мерческими организациями, расширения механизмов государственной
поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организа-
ций в реализации ими социально значимых проектов и программ, повы-
шения гражданской активности жителей города Москвы и их ответс-
твенности за решение социально значимых задач развития города,
а также в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 20 января
2005 г. N 3-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ орга-
нов исполнительной власти города Москвы на 2005 год" Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О взаимодействии ор-
ганов государственной власти города Москвы с негосударственными
некоммерческими организациями" в новой редакции (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Комитету общественных связей города Москвы совместно с
Департаментом финансов города Москвы в течение месяца со дня
вступления в силу закона подготовить и представить на утверждение
Правительства Москвы порядок финансирования городских целевых со-
циальных программ из бюджета города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Пет-
рова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 декабря 2005 г. N 1104-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГОРОДА МОСКВЫ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Настоящий Закон определяет основные принципы и формы взаимо-
действия органов государственной власти города Москвы (далее - ор-
ганы государственной власти) с негосударственными некоммерческими
организациями, в том числе благотворительными организациями (далее
- негосударственные некоммерческие организации).
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения,
участниками которых являются политические партии и иные политичес-
кие общественные объединения, профсоюзы и религиозные объединения.
Статья 1. Основные понятия
1. Целевая социальная программа негосударственной некоммер-
ческой организации - объединенный по функциональным, финансовым и
иным признакам комплекс мероприятий, разработанный организацией и
направленный на решение социально значимых проблем города Москвы,
территориальных единиц города Москвы.
2. Городской социальный заказ (далее - социальный заказ) -
совокупность государственных контрактов на выполнение работ и/или
оказание услуг в социальной сфере за счет средств бюджета города
Москвы.
3. Добровольческая деятельность (волонтерство) - добровольная
безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц-доб-
ровольцев, реализуемая от лица и/или по поручению негосударствен-
ной некоммерческой организации.
4. Добровольцы- граждане, осуществляющие добровольческую дея-
тельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучате-
ля, в том числе в интересах благотворительной организации.
5. Организатор добровольческой деятельности - негосударствен-
ная некоммерческая организация, обеспечивающая осуществление доб-
ровольческой деятельности.
6. Грант - целевое финансирование в виде субсидии или субвен-
ции, предоставляемое из бюджета города Москвы для осуществления
целевых социальных программ негосударственных некоммерческих орга-
низаций, поддержки общественно-гражданских инициатив.
Статья 2. Законодательство о взаимодействии органов
государственной власти с негосударственными
некоммерческими организациями
Правовую основу взаимодействия органов государственной власти
с негосударственными некоммерческими организациями составляет Ус-
тав города Москвы, настоящий Закон и иные правовые акты города
Москвы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Феде-
рации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы взаимодействия органов
государственной власти с негосударственными
некоммерческими организациями
1. Взаимодействие органов государственной власти с негосу-
дарственными некоммерческими организациями осуществляется на осно-
ве принципов:
1) партнерского сотрудничества органов государственной власти
и негосударственных некоммерческих организаций;
2) поддержки деятельности негосударственных некоммерческих
организаций, в том числе благотворительных организаций, а также
целевых социальных программ негосударственных некоммерческих орга-
низаций, общественно - гражданских инициатив;
3) гласности;
4) контроля со стороны органов государственной власти за це-
левым и рациональным использованием средств бюджета города Москвы,
предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в
соответствии с правовыми актами города Москвы;
5) осуществления общественного контроля за реализацией мероп-
риятий городской политики в социальной сфере в соответствии с за-
конодательством города Москвы;
6) ответственности сторон за выполнение взятых на себя обяза-
тельств.
Статья 4. Формы взаимодействия органов государственной власти с
негосударственными некоммерческими организациями
1. Основными формами взаимодействия органов государственной
власти с негосударственными некоммерческими организациями являют-
ся:
1) поддержка деятельности негосударственных некоммерческих
организаций;
2) размещение социального заказа;
3) участие в разработке и реализации городских целевых прог-
рамм или их отдельных мероприятий, в порядке, установленном зако-
нами и иными правовыми актами города Москвы;
4) обсуждение и экспертиза проектов социально значимых зако-
нов города Москвы;
5) проведение совместных акций и мероприятий;
6) информационный обмен, в порядке установленном правовыми
актами города Москвы;
7) методическая, консультативная, организационная помощь;
8) иные формы взаимодействия, предусмотренные законами и ины-
ми правовыми актами города Москвы.
2. Органы государственной власти взаимодействуют с негосу-
дарственными некоммерческими организациями в следующих сферах:
1) социальная поддержка ветеранов и инвалидов, детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей и иных социально незащи-
щенных категорий населения;
2) защита семьи, детства, материнства и отцовства;
3) развитие детского и молодежного общественного движения,
поддержка детских и молодежных общественных объединений и общест-
венных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
4) профилактика негативных явлений в подростковой и молодеж-
ной среде;
5) гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспита-
ние, сохранение и популяризация отечественного исторического и
культурного наследия, поддержка проектов в области культуры и ис-
кусства;
6) досуг жителей города Москвы;
7) образование и просветительство;
8) физическая культура, популяризация здорового образа жизни;
9) охрана окружающей среды;
10) защита прав граждан;
11) поддержка и сохранность жилищного фонда, благоустройство
города Москвы;
12) межнациональные отношения;
13) развитие институтов гражданского общества и общественного
самоуправления;
14) в иных сферах, предусмотренных правовыми актами города
Москвы.
Статья 5. Поддержка деятельности негосударственных
некоммерческих организаций
Органы государственной власти в соответствии с федеральным
законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы
оказывают поддержку деятельности негосударственных некоммерческих
организаций в следующих формах:
1) предоставление грантов;
2) предоставление организациям льгот по уплате налогов и сбо-
ров, направляемых в бюджет города Москвы в порядке, предусмотрен-
ном федеральным законодательством и правовыми актами города Моск-
вы;
3) установление льгот по арендной плате за землю, иные объек-
ты недвижимости, полное или частичное освобождение от платы за
пользование имуществом находящихся в государственной собственности
города Москвы;
4) предоставление на период выполнения социального заказа ли-
бо городской целевой программы помещений, находящихся в государс-
твенной собственности города Москвы, в безвозмездное пользование в
порядке, установленном правовыми актами города Москвы;
5) предоставление права на оплату коммунальных услуг по тари-
фам, предусмотренным для бюджетных учреждений;
6) введение квоты площадей на первых этажах новостроек для
передачи в пользование негосударственным некоммерческим организа-
циям в порядке, установленном правовыми актами города Москвы;
7) сохранение целевого назначения направленности помещений,
используемых негосударственными некоммерческими организациями для
организации работы по социальному заказу;
8) содействие в подготовке экспертов и специалистов по прове-
дению конкурсов по размещению социального заказа и предоставлению
грантов, осуществлению оценочной деятельности в указанной сфере;
9) обучение участников (членов), специалистов негосударствен-
ных некоммерческих организаций, организация обмена опытом, оказа-
ние информационно-методической помощи;
10) содействие в проведении конференций, семинаров, консуль-
таций и других научно-просветительских мероприятий.
Статья 6. Размещение социального заказа
1. Размещение социального заказа и порядок проведения конкур-
сов по размещению социального заказа осуществляется в соответствии
с федеральным законодательством.
2. Приоритетные сферы размещения социального заказа ежегодно
определяются Правительством Москвы с участием некоммерческих него-
сударственных организаций.
3. Суммы расходов на выполнение социального заказа негосу-
дарственными некоммерческими организациями могут утверждаться от-
дельной строкой в бюджете города Москвы в составе городских целе-
вых программ или их отдельных мероприятий.
4. В стоимость на выполнение социального заказа могут вклю-
чаться затраты исполнителя на:
1) оплату труда персонала, участвующего в исполнении социаль-
ного заказа;
2) канцелярские и хозяйственные расходы;
3) приобретение оборудования и инвентаря, необходимого для
исполнения социального заказа;
4) оплату аренды помещения и иного имущества, используемого
для выполнения социального заказа;
5) оплату коммунальных услуг и услуг связи;
6) возмещение стоимости проезда исполнителей социального за-
каза (при оказании услуг разъездного характера).
5. Негосударственные некоммерческие организации вправе ис-
пользовать средства бюджета города Москвы только по направлениям
расходования, указанным в настоящей статье.
Статья 7. Предоставление грантов
1. Органы исполнительной власти города Москвы принимают реше-
ние о предоставлении грантов для осуществления целевых социальных
программ негосударственных некоммерческих организаций, реализации
общественно-гражданских инициатив. Положение о грантах утверждает-
ся Правительством Москвы.
2. Гранты предоставляются на основе проведения открытых пуб-
личных конкурсов. Объявление о проведении конкурса публикуется в
средствах массовой информации, учредителями которых являются орга-
ны государственной власти города Москвы, не позднее чем за 30 дней
до проведения конкурса.
3. Конкурсы по предоставлению грантов негосударственным не-
коммерческим организациям проводятся уполномоченными органами ис-
полнительной власти города Москвы.
4. Решение о предоставлении грантов принимается конкурсной
комиссией, сформированной уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы на основании экспертной оценки заявок негосу-
дарственных некоммерческих организаций на участие в конкурсе. Пре-
доставление грантов на реализацию целевых социальных программ не-
государственных некоммерческих организаций производится на основа-
нии договора между уполномоченным органом исполнительной власти
города Москвы, принявшем решение о предоставлении гранта и негосу-
дарственной некоммерческой организацией, получающей грант.
5. Гранты предоставляются из бюджета города Москвы в порядке,
предусмотренном федеральными законами, законами и иными правовыми
актами города Москвы.
Статья 8. Экспертная оценка заявок негосударственных некоммер-
ческих организаций на участие в конкурсе по предо-
ставлению грантов
1. Экспертная оценка заявок на участие в конкурсе по предо-
ставлению грантов осуществляется экспертной комиссией, формируемой
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
2. В состав экспертной комиссии входят независимые эксперты,
а также представители негосударственных некоммерческих организа-
ций, не являющихся участниками конкурса.
3. Основными критериями оценки целевых социальных программ
негосударственных некоммерческих организаций являются:
1) соответствие целей и задач целевых социальных программ не-
государственных некоммерческих организаций направлениям, целям и
задачам развития социальной сферы города Москвы и его территори-
альных единиц;
2) значимость целевых социальных программ негосударственных
некоммерческих организаций для социального развития города Москвы
и его территориальных единиц;
3) соответствие целей и задач целевой социальной программы
негосударственной некоммерческой организации уставным целям него-
сударственной некоммерческой организации;
4) наличие материально - технической, кадровой, финансовой
базы негосударственной некоммерческой организации, обеспечивающей
выполнение целевой социальной программы;
5) эффективность целевой социальной программы негосударствен-
ной некоммерческой организации.
4. Экспертная оценка исполнения целевой социальной программы
негосударственной некоммерческой организации может быть осущест-
влена независимой экспертной комиссией, в состав которой входят
представители органов исполнительной власти города Москвы, на про-
межуточном и завершающем этапах.
Статья 9. Общественные советы
1. Для обеспечения взаимодействия негосударственных некоммер-
ческих организаций и органов государственной власти, учета интере-
сов жителей города Москвы при выработке и реализации социальной
политики в городе Москве органы государственной власти могут соз-
даваться общественные советы с функцией общественного контроля, а
также экспертными, консультативными, координационными и другими
функциями.
2. В целях осуществления взаимодействия органов государствен-
ной власти и благотворительных организаций в городе Москве может
создаваться общественный совет по поддержке благотворительности
(далее - Благотворительный совет). Положение о Благотворительном
совете утверждается Правительством Москвы.
Статья 10. Реестры негосударственных некоммерческих
организаций
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
формирует Реестр негосударственных некоммерческих организаций, яв-
ляющихся исполнителями социального заказа или получателями гранта
(далее - Реестр негосударственных некоммерческих организаций). По-
рядок ведения Реестра негосударственных некоммерческих организаций
устанавливается Правительством Москвы.
2. Благотворительные организации, занимающиеся более года на
территории города Москвы деятельностью, направленной на решение
социально значимых проблем непосредственно в городе Москве могут в
добровольном порядке включаться в Реестр благотворительных органи-
заций города Москвы. Порядок ведения Реестра благотворительных ор-
ганизаций города Москвы устанавливается Правительством Москвы.
Статья 11. Добровольческая деятельность
1. Органы государственной власти оказывают содействие разви-
тию добровольческой деятельности.
2. Субъектами добровольческой деятельности являются добро-
вольцы и организаторы добровольческой деятельности.
3. Помощь добровольцев осуществляется в следующих формах:
1) оказание помощи в виде безвозмездной услуги благополучате-
лям;
2) осуществление общественно полезной деятельности, участие в
реализации благотворительных программ.
4. Организаторы добровольческой деятельности и добровольцы
определяют в договорном порядке права и обязанности по подготовке,
осуществлению и материальному обеспечению добровольческой деятель-
ности.
Статья 12. Контроль за целевым и рациональным использованием
грантов, предоставленных негосударственным неком-
мерческим организациям
1. Организации, получившие в соответствии с настоящим Законом
гранты на реализацию целевых социальных программ негосударственных
некоммерческих организаций и общественно-гражданских инициатив,
обязаны использовать их по целевому назначению и представлять в
органы государственной власти финансовые отчеты об использовании
полученных средств.
2. Контроль за обоснованностью расходования грантов на реали-
зацию целевых социальных программ негосударственных некоммерческих
организаций и общественно-гражданских инициатив осуществляют орга-
ны государственной власти в порядке, установленном законами и ины-
ми правовыми актами города Москвы.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования.
2. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 11-46 "О благот-
ворительной деятельности"
2) Закон города Москвы от 10 июня 1998 года N 19 "О внесении
изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года
N 11-46 "О благотворительной деятельности";
3) Закон города Москвы от 12 апреля 2000 года N 8 "О взаимо-
действии органов власти города Москвы с негосударственными неком-
мерческими организациями;
4) часть 3 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001
года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Рос-
сийской Федерации отдельных законов города Москвы";
5) Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 62 "О внесе-
нии изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 11-46 "О
благотворительной деятельности";
6) Закон города Москвы от 14 декабря 2001 года N 71 "О внесе-
нии изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 11- 46
"О благотворительной деятельности".
Верно: