В целях формирования молодежного резерва управляющих и обес-
печения его участия в разработке и реализации антикризисных мер в
сфере управления городскими организациями, принимая во внимание
предложения Студенческого Правительства дублеров, Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию создания саморегулируемой организации
антикризисных директоров согласно приложению к настоящему поста-
новлению с целью формирования молодежного резерва управляющих ор-
ганизациями города Москвы (далее - молодежный резерв управляющих).
2. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом семейной и молодежной политики города Москвы:
2.1. Разработать и утвердить в установленном порядке положе-
ние о молодежных дублерах Антикризисного совета по предупреждению
банкротства и незаконного использования государственного имущества
государственными унитарными (казенными) предприятиями города Моск-
вы, государственными (бюджетными и автономными) учреждениями горо-
да Москвы, хозяйственными обществами с долей города Москвы в ус-
тавных капиталах.
2.2. Сформировать из представителей молодежного резерва уп-
равляющих состав дублеров Антикризисного совета по предупреждению
банкротства и незаконного использования государственного имущества
государственными унитарными (казенными) предприятиями города Моск-
вы, государственными (бюджетными и автономными) учреждениями горо-
да Москвы, хозяйственными обществами с долей города Москвы в ус-
тавных капиталах.
3. Считать целесообразным участие представителей молодежного
резерва управляющих в управлении городскими "проблемными активами"
(любыми активами, использование которых в хозяйственном обороте
представляется неопределенным или безнадежным) и создание операто-
ра таких активов (городской управляющей компании).
4. Департаменту имущества города Москвы во взаимодействии с
Молодежной экспертной группой при Мэре Москвы в установленном по-
рядке создать в 2009-2010 гг. городского оператора "проблемных ак-
тивов" (п.3) и обеспечить участие в управлении такими активами уп-
равляющих из молодежного резерва.
5. Департаменту имущества города Москвы:
5.1. В месячный срок сформировать перечень государственных
унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей города Моск-
вы в уставных капиталах для привлечения молодежного резерва управ-
ляющих к реализации антикризисных мер в отношении данных организа-
ций.
5.2. Включать по представлению Молодежной экспертной группы
при Мэре Москвы представителей молодежного резерва управляющих в
программу переподготовки официальных представителей города Москвы
в органах управления обществ с долей города Москвы в уставных ка-
питалах.
5.3. Во взаимодействии с Управлением государственной службы и
кадров Правительства Москвы обеспечить участие молодежного резерва
управляющих в управлении хозяйственными обществами с долей города
Москвы в уставных капиталах.
6. Молодежной экспертной группе при Мэре Москвы во втором
полугодии 2009 г. подготовить и представить на рассмотрение Мэра
Москвы:
6.1. Проекты городских молодежных программ на 2010-2012 гг.
по антикризисному управлению организациями города Москвы, обеспе-
чению занятости молодежи и стимулированию инвестиционной деятель-
ности в экономике города Москвы.
6.2. План, предложения по источникам финансирования и меха-
низмам переподготовки и повышения квалификации молодежного резерва
управляющих для городских организаций на 2010 и последующие годы
по программам бизнес-администрирования (МВА) на конкурсной основе.
6.3. Предложения о внесении изменений в федеральное законода-
тельство о досудебном порядке введения процедуры финансового оздо-
ровления при наличии признаков несостоятельности (банкротства).
6.4. Предложения о возможном порядке финансирования работы
молодежного резерва управляющих в сфере антикризисного управления
за счет собственных и привлеченных средств заинтересованных го-
родских организаций.
7. Молодежной экспертной группе при Мэре Москвы:
7.1. Проработать с Департаментом труда и занятости населения
города Москвы возможность участия молодежного резерва управляющих
в программах временной занятости молодежи.
7.2. Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики
города Москвы обеспечить информационно-методическое взаимодействие
с Московским городским советом молодых ученых и специалистов по
формированию совместных аналитических групп и проведению необходи-
мых научно-исследовательских работ по разработке и реализации ан-
тикризисных мер в сфере управления организациями города Москвы.
8. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации города Москвы оказывать содействие в освещении деятельности
молодежного резерва управляющих по разработке и реализации антик-
ризисных мер в сфере управления организациями города Москвы.
9. Предложить Совету ректоров вузов Москвы и Московской об-
ласти осуществлять регулярное информирование выпускников вузов о
работе молодежного резерва управляющих, саморегулируемой организа-
ции антикризисных директоров и Антикризисного совета дублеров.
10. Предложить Федеральному государственному образовательному
учреждению высшего профессионального образования "Финансовая ака-
демия при Правительстве Российской Федерации", Московской торго-
во-промышленной палате и некоммерческому партнерству содействия
профессиональной деятельности "Объединение независимых корпоратив-
ных директоров" определить профессиональных представителей и
консультантов в качестве наставников молодежного резерва управляю-
щих.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силки-
на В.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I
квартале 2010 г.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 20 октября 2009 г. N 1134-ПП
К О Н Ц Е П Ц И Я
создания саморегулируемой организации антикризисных
директоров
I. Введение
В соответствии с пунктом 3.9 постановления Правительства
Москвы от 9 июня 2009 г. N 541-ПП "О совершенствовании механизма
реализации прав собственника имущества государственных унитарных
предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышении
уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей
предприятий" предусматривается создание саморегулируемых организа-
ций (далее - СРО) субъектов профессиональной деятельности, осу-
ществляющих подготовку кадрового резерва руководящих кадров (ди-
ректора, заместители директоров, главные бухгалтеры) государствен-
ных унитарных предприятий города Москвы.
В качестве основных целей деятельности подобных СРО можно вы-
делить:
- содействие в подборе высококвалифицированных управленцев
государственными унитарными предприятиями города Москвы (далее -
предприятие) и обществами с долей города Москвы в уставных капита-
лах (далее - общество);
- обеспечение высокой эффективности деятельности членов СРО
на основе вырабатываемых правил и стандартов, механизмов контроля;
- обеспечение профессионального роста и ответственности каж-
дого члена СРО при осуществлении своих функций, в частности, путем
применения института страхования.
II. Цели создания СРО антикризисных директоров
Основные цели формирования СРО антикризисных директоров из
числа молодых управляющих:
- создать систему профессиональной подготовки управленческих
кадров с практическими навыками в сфере управления предприятиями и
обществами и мобильные высококвалифицированные группы специалис-
тов-управленцев, имеющих опыт практической работы и способных
обеспечить деятельность управленческих структур в городе Москве на
высоком профессиональном уровне;
- привлечь молодых управляющих к реализации городской полити-
ки в области имущественных отношений;
- осуществлять подготовку новых инвестиционных программ
предприятий и обществ, внедрение инновационных разработок и пред-
ложений по повышению эффективности их деятельности и экономии на
издержках;
- осуществлять выработку рекомендаций по деятельности предп-
риятий и обществ, в том числе с учетом интересов молодых граждан,
в частности по вопросам сохранения занятости.
СРО антикризисных директоров не рассматривается в качестве
саморегулируемой организации арбитражных управляющих, и основная
цель ее деятельности - подготовка управленческих кадров для предп-
риятий, не находящихся в стадии банкротства, а также недопущение
банкротства и незаконного использования имущества на предприятиях
путем повышения качества управления ими.
III. Задачи создания СРО антикризисных директоров
Деятельность антикризисных директоров по реализации инвести-
ционных программ, внедрению инновационных технологий, повышению
эффективности и снижению издержек предприятий и обществ должна
стать эффективным механизмом поддержки государственных унитарных
предприятий города Москвы и обществ с долей города Москвы в устав-
ных капиталах.
Большинство городских предприятий и обществ нуждаются в той
или иной степени в реформировании, однако, в условиях мирового фи-
нансового кризиса и рецессии основное внимание необходимо уделять
предприятиям, относящимся к группе риска (предбанкротное или кри-
зисное состояние).
В связи с этим, основными задачами создания СРО антикризисных
директоров являются:
- реализация программы повышения квалификации членов СРО;
- выработка профессиональных стандартов деятельности антикри-
зисных директоров - членов СРО;
- привлечение молодых специалистов к формированию резерва уп-
равленческих кадров для организаций города Москвы;
- реализация механизмов страхования ответственности членов
молодежного резерва управляющих организациями города Москвы (да-
лее - молодежный резерв управляющих);
- организация системы работы с молодежным резервом управляю-
щих для обеспечения их участия в работе по:
- подготовке, реализации, а также пересмотру действующих
инвестиционных программ предприятий и обществ, в том числе поиску
альтернативных механизмов финансирования инвестиционных программ;
- разработке программ повышения эффективности, производи-
тельности труда, поиска резервов и снижения издержек на предприя-
тиях;
- осуществлению поиска инновационных, технологических и
управленческих решений и выработке схем их внедрения в деятель-
ность предприятий и обществ;
- осуществлению поиска альтернативных каналов сбыта гото-
вой продукции предприятий и обществ;
- юридическому сопровождению деятельности предприятий и
обществ, решению вопросов корпоративного управления в интересах
города Москвы.
IV. Создание СРО антикризисных директоров
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.
N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральным законом
от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" про-
цесс создания СРО включает в себя следующие этапы:
- создание некоммерческого партнерства путем объединения
субъектов профессиональной деятельности - молодых управляющих;
- формирование состава некоммерческого партнерства из не ме-
нее 100 субъектов профессиональной деятельности, разработка регла-
ментов, положений и иных необходимых для функционирования СРО до-
кументов;
- государственная регистрация СРО в установленном порядке.
V. Организация деятельности СРО антикризисных директоров
Деятельность СРО должна осуществляться в соответствии с раз-
работанными и утвержденными регламентами и внутренними положениями
СРО в рамках действующего законодательства.
В целях эффективного функционирования предлагается создание
следующих структурных элементов СРО антикризисных директоров:
- общее собрание членов СРО (высший орган управления);
- постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
- исполнительный орган СРО, в структуре которого формируются
специализированные рабочие группы по отраслевому и функциональному
признакам, директора (объединения директоров), экспертные службы,
осуществляющие правовой, финансовый и управленческий анализ проек-
тов, а также отделы.
Данная организационная структура позволит не только осущест-
влять детальную проработку инвестиционных программ, программ повы-
шения эффективности и инновационных проектов, но и осуществлять
регулярный контроль за деятельностью директоров.
Рабочие группы на конкретном предприятии должны создаваться
из антикризисных директоров разной квалификации: юридической, фи-
нансово-экономической, технической. Формирование таких объединений
молодых управляющих позволит не только создавать детально прорабо-
танные инвестиционные программы реабилитации предприятий, но и по-
высит квалификацию каждого из членов СРО.
В целях повышения квалификации членов СРО организуется обра-
зовательная программа повышения квалификации, а также аттестация
действующих членов СРО.
Механизмы функционирования СРО должны создать следующие усло-
вия деятельности антикризисных директоров в рамках действующего
законодательства:
- легитимность положения в рамках существующих органов управ-
ления предприятия, общества;
- возможность получения необходимой информации о деятельности
предприятия, общества;
- наделение полномочиями по принятию решений обязательных для
исполнения (по согласованию с органом исполнительной власти города
Москвы, в ведомственном подчинении которого находится предприятие,
общество);
- закрепление обязательств как органов исполнительной власти
города Москвы, в ведении которых находится предприятие, общество,
так и непосредственно органов управления предприятий и обществ
представлять отчет о реализации инвестиционных проектов и антикри-
зисных программ, предложенных членами СРО, представителю собствен-
ника - Департаменту имущества города Москвы или непосредственно
Правительству Москвы.
СРО должно осуществлять свои полномочия посредством:
- мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприя-
тий и обществ, попадающих в группу риска, и оценки его результа-
тов;
- проведения предварительных экспертиз, консультаций, совеща-
ний, изучения вопросов, рассматриваемых на заседаниях Правительст-
ва Москвы, совещаниях органов исполнительной власти города Москвы;
- разработки антикризисных программ, мероприятий для предпри-
ятий и обществ, в том числе подготовки предложений по укреплению
их руководства, а также планов мероприятий по их реализации с уче-
том особенностей для различных организационно-правовых форм орга-
низаций;
- внесения в установленном порядке на утверждение Правитель-
ства Москвы предложений по совершенствованию деятельности предпри-
ятий, обществ, а также реализации принятых Правительством Москвы
антикризисных программ и мероприятий;
- делегирования в установленном порядке директоров в руково-
дящие органы предприятий и органы управления и контроля обществ;
- участия в осуществлении контроля за реализацией антикризис-
ных программ и мероприятий в установленном порядке.
VI. Формирование состава членов СРО антикризисных директоров
В целях формирования состава потенциальных членов СРО из чис-
ла молодых управляющих, отвечающих нижеизложенным критериям, необ-
ходимо осуществлять взаимодействие с представителями вузов, орга-
низациями, объединяющими субъекты профессиональной деятельности,
осуществляющими подбор и подготовку кадров, в том числе ГУ города
Москвы "Гражданская смена", союзами и ассоциациями, а также средс-
твами массовой информации и другими организациями.
Конкурс на членство в СРО должен являться открытым и гласным.
Кандидатуры могут предоставляться самостоятельно претендентами на
членство в СРО, а также действующими профессиональными объединени-
ями, союзами, ассоциациями и другими организациями, органами ис-
полнительной власти города Москвы, предприятиями и обществами.
Предполагаемые критерии членства в СРО:
- возраст до 35 лет;
- наличие законченного высшего профильного образования;
- опыт руководящей деятельности не менее 2 лет;
- соответствие иным квалификационным требованиям, утвержден-
ным СРО после ее создания.
Отбор в СРО может осуществляться в два этапа:
- предварительный отбор, который позволит выявить претенден-
тов, отвечающих необходимым критериям членства;
- основной отбор, при осуществлении которого могут привле-
каться руководители предприятий, представители органов исполни-
тельной власти города Москвы, действующие члены СРО и другие
участники.
Необходимо определить критерии ротации членов СРО, среди ко-
торых можно выделить:
- выполнение (разработка, реализация) антикризисного проекта;
- неисполнение антикризисного проекта/должностных обязаннос-
тей в запланированные сроки;
- совершение действий (бездействий), направленных на причине-
ние ущерба предприятию, обществу, и иные злоупотребления со сторо-
ны антикризисного директора.
Оценивать основания исключения необходимо в рамках высшего
коллегиального органа управления СРО с привлечением руководителей
задействованных предприятий, обществ.
VII. Финансовое и материальное обеспечение проекта
Формирование имущества СРО производится из источников, пре-
дусмотренных законодательством, в том числе при помощи финансиро-
вания в установленном порядке в форме субсидий из бюджета города
Москвы, а также собственных средств предприятий и обществ на дея-
тельность антикризисных директоров.
VIII. Результаты реализации предлагаемых инициатив
Реализация предлагаемых мероприятий позволит:
- оказать поддержку предприятиям, находящимся в затруднитель-
ном финансовом положении, улучшить их экономическое состояние,
найти альтернативные каналы сбыта продукции, механизмы реализации
инвестиционных программ в условиях финансово-экономического кризи-
са и рецессии;
- подготовить кадровый резерв, имеющий не только профессио-
нальное образование и практический опыт, но реализовавший себя в
качестве высококвалифицированных специалистов-управленцев;
- разработать реальные меры по улучшению социальной обстанов-
ки путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест на
предприятиях и в обществах;
- снизить финансовые затраты бюджета на поддержание государс-
твенных предприятий и обществ путем привлечения альтернативных ис-
точников финансирования;
- повысить прозрачность системы управления предприятиями и
обществами города Москвы.