Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 113 от 22 апреля 2009 года

Об отзыве на проект федерального закона N 166928-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

Рассмотрев проект федерального закона N 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.В. Морозовым, В.В. Володиным, Т.В. Яковлевой, А.Н. Чилингаровым, В.А. Пехтиным, В.В. Рязанским, В.К. Осиповым, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 22 апреля 2009 г. N 113
ОТЗЫВ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
N 166928-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В ЦЕЛЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
(ВНЕДРЕНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В Московскую городскую Думу из Совета Государственной Думы для подготовки отзыва, предложений и замечаний поступил проект федерального закона N 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.В. Морозовым, В.В. Володиным, Т.В. Яковлевой, А.Н. Чилингаровым, В.А. Пехтиным, В.В. Рязанским, В.К. Осиповым.
Законопроект направлен на обеспечение внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования, а также на правовое обеспечение установленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), права на которые принадлежат данным учреждениям.
Законопроект способствует созданию благоприятных правовых условий для вовлечения РИД в гражданский оборот и мог бы восполнить пробелы в правовом регулировании отношений, связанных с созданием хозяйственных обществ государственными бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук, а также отношений, связанных с распоряжением учреждениями науки и образования исключительными правами на РИД.
Признавая актуальность законопроекта, его социальную направленность, необходимо отметить, что с юридической точки зрения законопроект нуждается в доработке, а ряд предложенных в нем норм вступает в противоречие с действующим законодательством.
Согласно статьям 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения в отношении имущества, приобретенного и закрепленного за ними собственником, обладают правом оперативного управления, то есть владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, предлагаемый законопроектом порядок распоряжения научными бюджетными учреждениями правами на результаты интеллектуальной деятельности путем их внесения в уставные капиталы создаваемых для практического применения таких результатов хозяйственных обществ без согласия собственника имущества учреждений действующему законодательству не соответствует.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. При этом бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Таким образом, в результате реализации законопроекта собственник имущества будет нести ответственность за действия бюджетного учреждения, на которые он не давал согласия, что может повлечь убытки для бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, для работы любого хозяйственного общества потребуются денежные средства, которыми бюджетные учреждения самостоятельно не владеют.
Учитывая изложенное, законопроект не может быть поддержан.