В целях повышения эффективности системы социального партнерс-
тва, динамичного и устойчивого развития отраслей экономики и соци-
альной сферы города Правительство Москвы постановляет:
1. Считать Московское трехстороннее соглашение на 2008 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей за 9 месяцев 2008 г. в
основном выполненным.
2. Членам Правительства Москвы, ответственным за выполнение
Московского трехстороннего соглашения на 2008 год между Правитель-
ством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими
объединениями работодателей, принять необходимые меры по его реа-
лизации в полном объеме.
3. Одобрить подготовленные в рамках Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее -
Московская трехсторонняя комиссия) проекты Московского трехсторон-
него соглашения на 2009 год между Правительством Москвы, московс-
кими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работо-
дателей (далее - Московское трехстороннее соглашение на 2009 год)
согласно приложению 1 и Соглашения о минимальной заработной плате
в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московс-
кими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работо-
дателей (далее - Соглашение о минимальной заработной плате в горо-
де Москве на 2009 год) согласно приложению 2.
Рекомендовать Мэру Москвы до конца 2008 г. подписать Московс-
кое трехстороннее соглашение на 2009 год и Соглашение о минималь-
ной заработной плате в городе Москве на 2009 год.
4. Утвердить состав представителей Правительства Москвы в
Московской трехсторонней комиссии согласно приложению 3.
5. Возложить контроль за выполнением Московского трехсторон-
него соглашения на 2009 год на членов Правительства Москвы соглас-
но приложению 4.
6. Комитету общественных связей города Москвы:
6.1. Осуществлять организацию работы Московской трехсторонней
комиссии, подготовку и проведение заседаний, в том числе внеоче-
редных в случае необходимости.
6.2. Обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти
города Москвы и государственных органов надзора и контроля при
осуществлении координации и контроля за соблюдением законодатель-
ства Российской Федерации о труде, условиях и охране труда в орга-
низациях города Москвы.
7. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы при формировании программы Правительства Москвы на 2009 год
руководствоваться обязательствами Правительства Москвы, предусмот-
ренными в Московском трехстороннем соглашении на 2009 год и Согла-
шении о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год.
8. Правительству Москвы, органам исполнительной власти города
Москвы принять меры по выполнению, в том числе с обеспечением фи-
нансирования в пределах лимитов бюджета города Москвы, обяза-
тельств правительственной стороны в Московском трехстороннем сог-
лашении на 2009 год, Соглашении о минимальной заработной плате в
городе Москве на 2009 год, отраслевых и окружных трехсторонних
соглашениях.
9. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы,
Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства горо-
да Москвы принять действенные меры по поддержке организаций реаль-
ного сектора экономики, направленные на их сохранение и стабильное
функционирование.
10. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
совместно с московскими объединениями профсоюзов и московскими
объединениями работодателей в составе отраслевых и территориальных
(окружных) трехсторонних комиссий по регулированию социально-тру-
довых отношений:
10.1. Обеспечить выполнение обязательств Соглашения о мини-
мальной заработной плате в городе Москве на 2009 год.
10.2. Усилить контроль за соблюдением трудового законодатель-
ства в области оплаты труда. Принимать оперативные меры по фактам
нарушения сроков и выплаты заработной платы не в полном объеме.
10.3. Принимать меры по сохранению рабочих мест в организаци-
ях города, соблюдению прав и гарантий в области занятости граждан,
обеспечению согласованной миграционной политики.
10.4. В целях дальнейшего развития и повышения эффективного
функционирования системы социального партнерства в городе Москве
предусмотреть проведение городского конкурса "Социальное партнерс-
тво в организациях города".
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам ад-
министративных округов города Москвы проводить работу по информи-
рованию жителей города Москвы о деятельности Московской трехсто-
ронней комиссии, отраслевых и окружных трехсторонних комиссий по
регулированию социально-трудовых отношений, проблемах, направлени-
ях развития системы социального партнерства в городе Москве на
всех уровнях.
12. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы
в месячный срок представить в Комитет общественных связей города
Москвы предложения по кандидатурам полномочных представителей для
включения в состав постоянно действующей рабочей группы Московской
трехсторонней комиссии на 2009 год.
13. Московское трехстороннее соглашение на 2009 год (приложе-
ние 1) и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве
на 2009 год (приложение 2) подлежат опубликованию в официальных
изданиях Правительства Москвы.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 16 декабря 2008 г. N 1152-ПП
МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
на 2009 год
между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица орга-
нов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство),
Московская Федерация профсоюзов (далее - МФП) от лица московских
объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедера-
ция промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее -
МКПП(р)) от лица московских объединений работодателей (далее Рабо-
тодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение на 2009
год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсо-
юзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглаше-
ние).
В условиях сложившейся экономической ситуации основной целью
настоящего Соглашения остается повышение уровня и качества жизни
населения, устойчивое экономическое развитие города, обеспечение
достойного труда и отдыха работников города Москвы на основе прин-
ципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых
соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в органи-
зациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям,
развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содейс-
твие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для
переговоров в отраслях, административных округах и в организациях,
расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гаран-
тии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут
быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защи-
щенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий
принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглаше-
нием между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийс-
кими объединениями работодателей и Правительством Российской Феде-
рации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ,
Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов
Центрального федерального округа, Координационным Советом руково-
дителей объединений промышленников и предпринимателей (работодате-
лей) в Центральном федеральном округе, Соглашением о минимальной
заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством
Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объеди-
нениями работодателей.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных
средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, вклю-
чаются в бюджет города Москвы на 2009 год.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Московской
трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отно-
шений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения
и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
1. В области экономической политики
В целях создания условий устойчивого интенсивного экономического
развития города Москвы стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной
продукции организациями города Москвы.
1.2. В случаях противоправных и иных действий юридических или
физических лиц, направленных на получение контроля над организаци-
ей, рекомендовать собственникам этих организаций обращаться в
Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль) и незамедлительно
информировать МТК.
1.3. В целях сохранения промышленного потенциала города Моск-
вы, недопущения сокращения числа рабочих мест осуществлять переба-
зирование, реформирование организаций, расположенных на территории
города Москвы,в строгом соответствии с действующим законодательст-
вом.
1.4. Продолжить в рамках Городской целевой программы "Комп-
лексная программа промышленной деятельности в городе Москве на
2007-2009 гг." и городской среднесрочной комплексной программы ин-
новаций на 2008- 2010 гг. работу по выходу в эфир на канале ТВЦ
программ о деятельности сторон социального партнерства, инноваци-
онном развитии промышленности города с участием МКПП(р), в том
числе телевизионного проекта о реальной экономике, с возмещением в
установленном порядке затрат на их подготовку и производство.
Правительство и Работодатели:
1.5. Продолжить работу по поддержке в установленном порядке
московских товаропроизводителей. Обеспечить проведение с участием
МКПП(р) четырех выставок (конгрессов) в рамках Городской целевой
программы Комплексная программа промышленной деятельности в городе
Москве на 2007-2009 гг. с возмещением в установленном порядке зат-
рат по их организации.
1.6. Проводить анализ влияния принятых мер по развитию малого
и среднего предпринимательства города Москвы в целях получения ре-
комендаций и предложений по совершенствованию мер поддержки предп-
ринимательской деятельности на ближайшую и долгосрочную перспекти-
ву.
1.7. Проводить постоянный мониторинг предприятий, занимающих-
ся инновационной деятельностью, и оказывать им поддержку в рамках
Городской целевой комплексной программы создания инновационной
системы в городе Москве на 2008-2010 гг.
1.8. Продолжить работу по совершенствованию товаропроводящих
сетей московских товаропроизводителей.
Правительство:
1.9. Оказывать содействие организациям, продукция которых
произведена на территории города Москвы, в том числе учреждениям
среднего профессионального образования в проведении рекламно-ин-
формационных кампаний в соответствии с федеральным законодательст-
вом и правовыми актами города Москвы, а также программой "Московс-
кое качество".
1.10. Предоставлять сторонам социального партнерства и право-
охранительным органам информацию о наличии признаков преднамерен-
ного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и органи-
заций города Москвы.
1.11. Два раза в год (май, октябрь) направлять имеющуюся ин-
формацию в адрес МФП и МКПП(р) о планах перебазирования, реформи-
рования, ликвидации организаций, расположенных на территории горо-
да Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
2. В области регулирования рынка труда
В целях развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями
экономики, реализации согласованной политики по привлечению
иностранных работников
стороны обязуются:
2.1. Осуществлять необходимые действия по реализации прог-
раммных мероприятий по содействию занятости населения города Моск-
вы на 2009 год.
2.2. Проводить согласованную политику в области регулирования
трудовой миграции.
2.3. Разрабатывать и осуществлять меры по переподготовке и
социальной поддержке работников в условиях проведения процедур,
связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций.
2.4. Оказывать жителям города Москвы с ограниченными возмож-
ностями здоровья содействие в трудоустройстве в соответствии с ме-
дицинскими показаниями, в том числе после окончания ими общеобра-
зовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования.
2.5. Содействовать совершенствованию и развитию системы про-
фессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и уч-
реждений среднего профессионального образования, а также жителей
города Москвы, ищущих работу.
2.6. Организовывать с участием средств массовой информации
информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые
мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о сос-
тоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессиональ-
ного обучения.
2.7. Ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа
труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная
газета", "Московская перспектива" и на своих официальных сайтах
данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях тру-
доустройства и профессионального обучения.
2.8. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета
содействия занятости населения города Москвы.
2.9. В целях повышения престижа массовых профессий и содейс-
твия повышению квалификации работников провести в марте-сентябре
2009 года городской конкурс профессионального мастерства "Московс-
кие мастера". Обеспечить участие победителей конкурса профессио-
нального мастерства "Московские мастера" в конкурсах профессио-
нального мастерства "Мастера России" и "Мастера Центральной Рос-
сии".
2.10. Участвовать в подготовке квалификационных (профессио-
нальных) стандартов по основным профессиям отраслей промышленности
с учетом современного уровня требований, предъявляемых работодате-
лями к рабочим профессиям.
2.11. Оказывать содействие женщинам, имеющим детей, в трудо-
устройстве на предприятиях города, а также в повышении квалифика-
ции, профессиональной подготовке и переподготовке.
2.12. В целях улучшения условий труда для работающих женщин,
имеющих детей, содействия их профессиональному росту продолжить
практику проведения городского конкурса "Лучшее предприятие для
работающих мам".
2.13. В целях сохранения в городе Москве системы создания до-
полнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми феде-
ральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на
условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и ка-
тегорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона города Моск-
вы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", сто-
роны договорились, что до внесения изменений в федеральное законо-
дательство и законодательство города Москвы по вопросу квотирова-
ния рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вно-
сить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого
рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного
населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
Правительство и Работодатели:
2.14. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы
выше 1 процента от численности экономически активного населения
города, по методологии Международной организации труда - не более
2 процентов.
2.15. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в
первую очередь безработных граждан и граждан, испытывающих труд-
ности в поиске работы, способствовать проведению оплачиваемых об-
щественных работ, временному их трудоустройству, развитию надомно-
го труда.
2.16. Продолжить совместную с МКПП(р) работу по созданию
учебных (ресурсных) центров (не менее 2-х) на базе колледжей,
предприятий и организации обучения в них. Предусмотреть в установ-
ленном законом порядке возмещение затрат на проведение указанных
работ.
Правительство и Профсоюзы:
2.17. Оказывать в Московском городском правовом центре "Защи-
та" (учреждение) бесплатную юридическую помощь по трудовому зако-
нодательству.
Правительство:
2.18. Обеспечить участие Профсоюзов и Работодателей в опреде-
лении эффективных направлений расходования средств на обеспечение
занятости населения и развитие профессионального образования в го-
роде Москве.
2.19. Разработать на основе Методики расчета потребности го-
рода Москвы в трудовых ресурсах прогноз потребности экономики го-
рода в квалифицированных кадрах по видам экономической деятельнос-
ти и профессиям.
2.20. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции,
регулярно публиковать в СМИ информацию по вопросам регистрации,
получения иностранными гражданами разрешения на работу в городе
Москве, об обязанностях работодателя при оформлении иностранного
работника, а также о сроках и порядке представления работодателями
заявок о потребности в привлечении иностранных работников на оче-
редной год.
2.21. Предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую информацию о
состоянии рынка труда и составе безработных, о выполнении прог-
раммных мероприятий по содействию занятости населения города Моск-
вы на 2009 год.
2.22. Проводить социологические исследования и опросы населе-
ния в сфере занятости.
Работодатели:
2.23. Не допускать массового увольнения работников. Критерия-
ми массового увольнения считать показатели численности увольняемых
работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации лю-
бой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и
более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в
количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.24. В случае угрозы массового увольнения информировать
Профсоюзы, Управление государственной службы занятости населения
города Москвы не менее, чем за 3 месяца до начала проведения соот-
ветствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные
на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (при-
остановка приема работников на работу, перевод на режим неполного
рабочего времени и др.).
2.25. В случае необходимости заключать договоры по подготовке
квалифицированных кадров с московскими учреждениями среднего про-
фессионального образования и оказывать содействие в проведении
производственной практики.
2.26. Предоставлять в органы службы занятости информацию о
потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должнос-
тей) в соответствии с порядком, установленным в городе Москве.
2.27. Оказывать содействие в предоставлении работы по "гибко-
му" графику или на условиях неполного рабочего дня, в организации
надомного труда работникам, имеющим 3-х и более детей, детей-инва-
лидов.
Профсоюзы:
2.28. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую
помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малоо-
беспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудо-
вого законодательства.
2.29. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "Столи-
ца" МФП участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обу-
чении вопросам охраны труда отдельных категорий работников.
2.30. Осуществлять общественный контроль над соблюдением за-
конодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях
при смене собственника имущества организации, изменении подведомс-
твенности организации, ее реорганизации.
3. В области политики доходов населения и заработной платы
В целях повышения уровня жизни и заработной платы,
снижения бедности и социального неравенства в городе Москве
стороны обязуются:
3.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не
должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного
населения города Москвы, определяемого постановлением Правительст-
ва Москвы.
3.2. Публиковать величину прожиточного минимума по городу
Москве, определенную в установленном порядке, а также по методике
Московской трехсторонней комиссии, в газетах "Тверская, 13", "Со-
лидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", ос-
вещать на каналах "ТВ - Центр" и "ГТК ТВ - Столица".
3.3. Продолжить работу по формированию нового состава потре-
бительской корзины города Москвы (на основе норм рационального
потребления благ и услуг), ввести его в действие в соответствии с
федеральным законодательством.
3.4. Принимать меры по ликвидации задолженности по выплате
заработной платы в установленном порядке.
Правительство и Работодатели:
3.5. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, занятым
на временных работах, с учетом размера материальной поддержки,
оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не
ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглаше-
нием о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей.
Правительство и Профсоюзы:
3.6. Проводить не реже одного раза в полугодие анализ факти-
чески складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере города
Москвы, в том числе по категориям работающих и типам учреждений, а
также практической реализации мер социальной защиты населения.
Правительство:
3.7. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год средс-
тва на повышение месячной тарифной ставки первого разряда ЕТС по
оплате труда работников государственных учреждений города Москвы с
1 января, с 1 мая и 1 сентября 2009 года не менее чем на 8%, уста-
новив ставку первого разряда ЕТС в абсолютном размере 5420 рублей,
5855 рублей и 6325 рублей в месяц соответственно.
Работодатели:
3.8. Обеспечить выплату заработной платы работникам, пол-
ностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и
выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной за-
работной платы, установленного Соглашением о минимальной заработ-
ной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей.
3.9. Не допускать задержек выплаты заработной платы работни-
кам, а также использования форм оплаты труда, не предусмотренных
действующим законодательством.
3.10. Определять денежную компенсацию за задержку выплат в
размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки ре-
финансирования Центрального банка Российской Федерации от невыпла-
ченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего
дня после установленного срока выплаты по день фактического расче-
та включительно.
Профсоюзы:
3.11. Проводить мониторинг уровня жизни населения и работаю-
щих в отраслях экономики города. Регулярно размещать результаты
мониторинга на сайте МФП и в газете "Солидарность".
4. В области социальной защиты
В целях развития комплекса мер социальной защиты населения,
повышения эффективности системы обязательного социального
страхования работающих граждан, создания условий для развития
добровольного страхования стороны обязуются:
4.1. Провести анализ причин несвоевременного и/или не в пол-
ном объеме перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд Рос-
сийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и Московский городской фонд обязательного медицинского
страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, по
итогам наполнения указанных фондов за 2008 год.
4.2. Способствовать развитию безвозмездного донорства крови.
Работодатели и Профсоюзы:
4.3. Осуществлять общественный контроль расходования средств
социального страхования через своих представителей в комиссиях по
социальному страхованию.
Правительство:
4.4. Сохранить в 2009 году за счет средств бюджета города
Москвы предоставление мер социальной поддержки ветеранам и инвали-
дам с учетом разграничения полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
4.5. Продолжить работу по развитию в установленном порядке
сети социальных предприятий потребительского рынка и услуг, в том
числе торговли, общественного питания и бытового обслуживания для
продажи населению социально-значимых товаров, предоставление соци-
ально значимых бытовых услуг и услуг общественного питания по сни-
женным ценам.
4.6. Сохранить с учетом разграничения полномочий между феде-
ральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации объемы гарантированных видов
бесплатной медицинской помощи населению города не ниже предостав-
ляемых в 2008 году.
4.7. Не допускать изменения целевого назначения нежилых поме-
щений, находящихся в собственности города Москвы, переданных в
аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов пита-
ния, медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений, учреж-
дений культуры.
4.8. Обеспечить выплату единовременного пособия молодой семье
на рождение: первого ребенка в пятикратном размере прожиточного
минимума, установленного в городе Москве, второго ребенка - в се-
микратном размере, третьего и последующих детей - в десятикратном
размере.
4.9. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города
Москвы осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства
города. В целях успешного проведения реформирования жилищно-комму-
нального хозяйства города Москвы проводить информационно-разъясни-
тельные кампании.
4.10. Обеспечить контроль над соблюдением ресурсоснабжающими,
управляющими и обслуживающими организациями установленной тарифной
политики, осуществлять государственное регулирование цен (товаров)
на продукцию и услуги в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
4.11. Осуществлять бесплатное питание обучающихся 1-4 классов
в образовательных учреждениях города Москвы и детей из многодетных
и социально-незащищенных семей.
4.12. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на
детей до трех лет отдельным категориям населения на возмещение
роста стоимости продуктов питания.
4.13. Осуществлять выплату ежемесячных городских доплат нера-
ботающим пенсионерам и инвалидам в размерах, обеспечивающих им до-
ходы с 1 января 2009 года не ниже 1,5 прожиточных минимума пенсио-
нера.
4.14. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, ин-
валидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного
пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание
им продуктовой и вещевой помощи.
4.15. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из много-
детных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплат-
ный проезд; для школьников, обучающихся в учреждениях среднего
профессионального образования и студентов дневной формы обучения
высшего профессионального образования, обучающихся в государствен-
ных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных учебных
заведениях, льготный проезд на всех видах городского пассажирского
транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
4.16. Изменение платы за пользование жилыми помещениями (пла-
ты за наем) и платы за содержание и ремонт жилых помещений, госу-
дарственное регулирование которых осуществляет Правительство Моск-
вы, а также платы за коммунальные услуги, оказываемые населению,
производить не чаще, чем один раз в год, если иное не вызывается
принятием федеральных нормативных правовых актов.
4.17. Направить на выполнение программы обеспечения жителей
города Москвы жилыми помещениями в 2009 году жилые помещения пло-
щадью 2700,0 тыс.кв. метров, в т.ч. для переселения граждан по
программе реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и
ветхого жилищного фонда, для обеспечения граждан, состоящих на жи-
лищном учете, в т.ч. в рамках программ "Молодой семье - доступное
жилье" и "Социальная ипотека", в соответствии с городскими жилищ-
ными программами, утвержденными Правительством Москвы.
4.18. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год ас-
сигнования на предоставление в установленном порядке субсидий для
приобретения или строительства жилых помещений для граждан, приз-
нанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
4.19. Обеспечивать капитальный ремонт жилищного фонда города
Москвы в соответствии с Городской целевой программой по капиталь-
ному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным
собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 гг.
4.20. В соответствии с городскими жилищными программами пре-
дусмотреть выделение сотрудникам бюджетных организаций города
Москвы, являющихся очередниками по месту жительства, жилой площади
по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использова-
нием социального ипотечного кредитования специалистам школ и по-
ликлиник вновь вводимых в районах массовой застройки жилых помеще-
ний по договорам найма из специализированного жилищного фонда го-
рода Москвы.
4.21. Выделять в установленном порядке служебные жилые поме-
щения по договорам найма работникам организаций, финансируемых из
бюджета города Москвы.
4.22. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год
средства для реализации в установленном порядке программы дальней-
шего развития коллективного садоводства для жителей Москвы.
4.23. Способствовать совершенствованию функционирования эле-
ментов экологического мониторинга по отдельным природным средам,
радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города
Москвы и продолжить формирование единой городской системы экологи-
ческого мониторинга.
4.24. Предусмотреть в установленном порядке в бюджете города
Москвы в составе расходов Комитета общественных связей города
Москвы и других органов исполнительной власти города Москвы средс-
тва на частичное финансирование мероприятий, проводимых обществен-
ными организациями ветеранов и инвалидов города Москвы с учетом
предложений социальных партнеров.
Работодатели:
4.25. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг перевод-
чиков жестового языка (сурдопереводчиков) слабослышащим, работаю-
щим в организациях, где их численность составляет более 15 чело-
век.
4.26. Предоставлять (в течение 5-ти дней) органам социальной
защиты населения информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.27. Предусмотреть выплату единовременного пособия семье при
рождении ребенка; выделение финансовых средств на оплату санатор-
но-курортных путевок "Мать и дитя".
4.28. Выплачивать компенсацию женщинам, находящимся в отпуске
по уходу за детьми в возрасте 1,5 лет до 3-х лет в размере, уста-
новленном коллективным договором.
4.29. Представлять своевременно и в полном объеме сведения
индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные ор-
ганы Пенсионного Фонда РФ.
Профсоюзы:
4.30. Обеспечить общественное наблюдение со стороны профсоюз-
ной организации за своевременным и в полном объеме перечислением
работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Феде-
рации.
4.31. Обеспечить контроль над своевременностью предоставления
работодателями информации о приеме на работу пенсионеров органам
социальной защиты населения.
5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, повышения
уровня его безопасности, ликвидации причин производственного
травматизма и улучшения экологической ситуации стороны обязуются:
5.1. Разработать предложения по стимулированию добровольного
декларирования организациями, в т.ч. малого и среднего бизнеса,
соответствия условий труда государственным нормативным требованиям
охраны труда.
5.2. При разработке проектов городских целевых программ и
программ социально-экономического развития административных окру-
гов города Москвы, при выполнении которых обязательно соблюдение
правил охраны труда, включать в них мероприятия по обеспечению бе-
зопасных условий и охраны труда.
5.3. Включать представителей профсоюзных органов, технических
инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые
в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объ-
екты социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей
осуществлять с участием технической инспекции труда МФП и отрасле-
вых профсоюзов.
5.4. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и
противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания
детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
5.5. Продолжить взаимодействие с федеральными органами госу-
дарственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового,
природоохранного законодательства и законодательства об охране
труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на террито-
рии города Москвы.
5.6. Продолжить обучение представителей общественных объеди-
нений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы
по вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
5.7. Проводить профилактические мероприятия по предупреждению
наркологических заболеваний и ограничению табакокурения в трудовых
коллективах.
Правительство и Работодатели:
5.8. Обеспечить выполнение организациями и иными хозяйствую-
щими субъектами, расположенными на территории города Москвы, сани-
тарно-противоэпидемических требований и требований экологической
безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая
транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и быто-
вых отходов.
5.9. Продолжить в организациях города Москвы, в том числе в
государственных учреждениях города Москвы, проведение аттестации
рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ
по охране труда.
Правительство:
5.10. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охра-
ны труда в государственных учреждениях города Москвы осуществлять
за счет средств, выделяемых на их содержание, с отражением данных
расходов в коллективном договоре и Соглашении по охране труда.
5.11. Продолжить совершенствование Системы государственного
управления охраной труда в городе Москве.
5.12. Предоставлять сторонам социального партнерства информа-
ционно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы
города Москвы.
5.13. Обеспечить разработку и внедрение в городе Москве соци-
альной рекламы по вопросам охраны труда, в том числе, в средствах
массовой информации, включая телевидение, за счет и в пределах
средств, предусмотренных в бюджете города Москвы.
5.14. Обеспечить финансирование работ по аттестации рабочих
мест по условиям труда в бюджетных организациях города Москвы за
счет средств, выделяемых на реализацию Комплекса программных ме-
роприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы.
Работодатели:
5.15. Обеспечить в городе Москве условия для осуществления
государственного надзора и контроля, общественного контроля проф-
союзными органами за соблюдением трудового законодательства, в том
числе, нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, а так-
же экологической безопасностью.
5.16. Обеспечить в соответствии с законодательством РФ финан-
сирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в орга-
низациях, зарегистрированных в городе Москве, при этом размер вы-
деляемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не
ниже минимального размера заработной платы, установленного Согла-
шением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год
между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объедине-
ниями работодателей.
5.17. Результаты расследования несчастного случая на произ-
водстве рассматривать работодателем с участием профсоюзного органа
данной организации для принятия решений, направленных на ликвида-
цию причин и предупреждение травматизма.
5.18. Обеспечить выплату денежной компенсации за вред, причи-
ненный жизни и здоровью работника в результате тяжелого несчастно-
го случая на производстве в размере не менее 50 минимальных зара-
ботных плат в городе Москве.
5.19. Предусмотреть включение мероприятий по надлежащему со-
держанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских оздорови-
тельных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта органи-
заций, на балансе которых находятся эти учреждения.
Профсоюзы:
5.20. Осуществлять общественный контроль над соблюдением за-
конодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами
правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномочен-
ных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.21. Проводить разъяснительную работу среди работников орга-
низаций, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с
предпринимателями без образования юридического лица, по вопросам
охраны труда и предоставления социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения
равных стартовых возможностей при вступлении во взрослую жизнь,
создания условий для гражданского становления, нравственного,
интеллектуального и физического развития граждан
стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерс-
тва среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального об-
разования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в
свободное от учебы время.
6.3. Продолжить работу по созданию единого городского банка
вакансий временных рабочих мест для учащейся молодежи.
6.4. Организовать проведение профориентационных экскурсий в
организациях города в рамках "Дня профессии" для обучающихся школ
и колледжей.
6.5. С целью формирования механизма осознанного выбора про-
фессии и информированности молодежи о ситуации на рынке труда го-
рода рекомендовать включать в учебные планы общеобразовательных
учреждений уроки профориентации, основ социального партнерства и
охраны труда.
6.6. Содействовать развитию взаимодействия между образова-
тельными учреждениями начального и среднего профессионального об-
разования и организациями города Москвы.
6.7. В целях реализации государственной политики в области
воспитания молодежи, повышения престижа военной службы обеспечить
согласованные действия и долевое участие в финансировании меропри-
ятий военно-патриотического воспитания подрастающего поколения,
организации спортивно-оздоровительного отдыха детей, культур-
но-массовых мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленнос-
ти.
6.8. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подрост-
ков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объ-
единений молодежи.
6.9. Проводить согласованную политику в области развития
культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского
и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, соци-
ально-культурных объектов города Москвы.
6.10. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоро-
вительных лагерей. Комитету общественных связей города Москвы в
рамках выделяемых на оздоровительную кампанию средств на 2009 год
предусмотреть в установленном законом порядке субсидии МФП на воз-
мещение расходов по проведению летней оздоровительной кампании не
ниже уровня 2008 года.
6.11. Принимать участие в организации и проведении культурно-
массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе
клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений
дополнительного и профессионального образования.
6.12. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и
спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лаге-
рям организаций города Москвы.
Правительство и Профсоюзы:
6.13. Обеспечить в установленном порядке участие Профсоюзов в
реализации мероприятий городских целевых комплексных программ по
работе с молодежью, культуре и спорту.
6.14. Осуществлять контроль над реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
6.15. Организовать Новогодние представления для детей и под-
ростков в дни зимних школьных каникул в Государственном Кремлевс-
ком Дворце и осуществлять в установленном порядке их финансирова-
ние на долевых началах.
6.16. В целях повышения правовой и экономической культуры мо-
лодых граждан систематически проводить занятия среди обучающихся
образовательных учреждений среднего профессионального образования
по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального
партнерства.
Правительство:
6.17. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных
участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при пре-
доставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных
организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образо-
вательных организаций, а также организаций культуры, здравоохране-
ния, физической культуры и спорта, туризма, финансируемых за счет
профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 0,3
процента от кадастровой стоимости земельного участка, используемо-
го профсоюзами или их организациями по целевому назначению (арен-
да).
6.18. Осуществлять предоставление субсидий на возмещение не-
дополученных доходов физкультурно-спортивными организациями города
Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением
государственных учреждений) в порядке, установленном нормативными
правовыми актами Правительства Москвы.
6.19. Осуществлять организационную помощь и возмещение расхо-
дов по оказанию услуг в форме субсидии из бюджета города Москвы в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за-
конодательством города Москвы, юридическим лицам, являющимся
участниками-исполнителями физкультурно-спортивных мероприятий Го-
родской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.).
6.20. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год
средства на организацию летнего и зимнего отдыха и оздоровления
студентов дневных отделений государственных высших учебных учреж-
дений в пределах выделенных Департаменту семейной и молодежной по-
литики города Москвы на реализацию социальных программ финансовых
средств.
6.21. Сохранить не ниже достигнутого в 2008 году количество
бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные
лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддерж-
ке.
6.22. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп
детей в каникулярный период по установленным сертификатам на про-
езд.
6.23. Содействовать развитию предпринимательства молодежи,
создавать условия, стимулирующие молодежь к ведению предпринима-
тельской деятельности, профессиональному росту и социальной актив-
ности.
Профсоюзы:
6.24. Организовать обучение директоров детских загородных оз-
доровительных лагерей организаций города Москвы.
6.25. Предусмотреть предоставление на льготных условиях спор-
тивных баз системы профсоюзов для обеспечения учебно-тренировочно-
го процесса спортивных школ, подведомственных органам исполнитель-
ной власти города Москвы.
7. В области развития социального партнерства
В целях повышения эффективности взаимодействия социальных
партнеров, развития гражданского общества и системы социального
партнерства, на основе ответственности и реализации достигнутых
договоренностей стороны обязуются:
7.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в
Соглашение, после консультаций на уровне МТК.
7.2. Официально информировать друг друга о принимаемых реше-
ниях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а
также по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними эконо-
мических и иных отношений.
7.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность
принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудо-
вых и связанных с ними экономических вопросов.
7.4. Оказывать практическое и методическое содействие заклю-
чению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных до-
говоров в организациях города.
7.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях коллек-
тивных договоров и их уведомительную регистрацию в установленном
порядке.
7.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров.
7.7. Направлять информацию о коллективных трудовых спорах,
возникающих в организациях города Москвы, в Учреждение "Трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" для
сбора, систематизации и проведения аналитической работы.
7.8. Оказывать содействие Учреждению "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров", Московскому го-
родскому правовому центру "Защита" (учреждение), Фонду содействия
занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" МФП, Юридическому центру
МКПП(р) в деятельности по пропаганде трудового законодательства,
законодательства о занятости и законодательства об охране труда в
средствах массовой информации (включая окружные и городские) и
объектах наружной рекламы на условиях социальной рекламы.
7.9. В случае возникновения коллективных трудовых споров по
вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный
суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его
решения.
7.10. Проводить согласованную политику по созданию новых и
укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных ор-
ганизаций в организациях всех форм собственности, в том числе в
организациях с участием иностранного капитала, и в организациях,
применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою дея-
тельность в городе Москве.
7.11. Продолжить работу по повышению социальной ответствен-
ности бизнеса, вовлечению российских сетевых компаний и транснаци-
ональных компаний в систему социального партнерства.
7.12. Публиковать в газетах: "Московская промышленная газе-
та", "Тверская, 13", "Содружество", "Солидарность", окружных
средствах массовой информации и размещать на официальных сайтах
сторон материалы, рассказывающие о практике социального партнерс-
тва в городе Москве, а также информировать редакции СМИ о решениях
МТК и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
Правительство и Работодатели:
7.13.Обеспечить выпуск совместных тематических номеров газеты
"Содружество", посвященных проблемам реализации промышленной по-
литики в городе Москве, внедрению инновационных и научно-техничес-
ких разработок, подготовки квалифицированных кадров, охраны труда,
занятости и трудовой миграции, а также взаимодействию города Моск-
вы и республики Беларусь с возмещением в установленном законом по-
рядке затрат по их производству.
Правительство:
7.14. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при
подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы
по вопросам, включенным в настоящее Соглашение.
7.15. При получении из Контрольно-счетной палаты Москвы ре-
зультатов аудита и оценки эффективности бюджетных расходов на со-
циальную сферу города Москвы информировать социальных партнеров.
7.16. Обеспечить в целях реализации статьи 35.1 ТК РФ условия
для участия МТК в работе по разработке проектов документов "О
прогнозе социально-экономического развития города Москвы", "О про-
екте бюджета города Москвы на 2010-2012 годы".
7.17. При обращении сторон включать в состав формируемых Пра-
вительством Москвы на уровне города Москвы и его административных
округов комиссий, коллегий префектур административных округов го-
рода Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ни-
ми экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодате-
лей.
7.18. При обращении работодателей в органы исполнительной
власти города Москвы по вопросам хозяйственно-экономической дея-
тельности, учитывать их участие в системе социального партнерства
города Москвы в установленном порядке.
7.19. Предусмотреть в установленном порядке в составе расхо-
дов органа исполнительной власти города Москвы, курирующего вопро-
сы социально-трудовых отношений, частичное возмещение расходов в
объеме 34510000 руб., направленных на обучение на базе учебных
центров профсоюзов представителей сторон социального партнерства
формам и методам договорного регулирования социально-трудовых от-
ношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
7.20. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год в
составе расходных обязательств Комитета общественных связей города
Москвы предоставление субсидий в установленном порядке Учреждению
"Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых
споров" на возмещение расходов по оказанию услуг в сфере системы
социального партнерства по предотвращению коллективных трудовых
споров и содействию разрешения связанных с ними конфликтов, воз-
ложенных на Учреждение его учредителями.
7.21. Расчет ставки арендной платы за нежилые помещения, на-
ходящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами,
производить по минимальной ставке арендной платы, утвержденной
нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
7.22. Оказать содействие в установленном порядке в части ус-
тановления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании
по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1 и ее струк-
турным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной
на 2009 год по городу Москве.
7.23. Предоставить МФП для размещения окружных советов МФП,
юрисконсультов Московского городского правового Центра "Защита"
(учреждение), специалистов Фонда содействия занятости и охраны
труда "СТОЛИЦА" МФП в административных округах города Москвы и
территориальным подразделениям МКПП(р) необходимые помещения. В
соответствии с законодательством РФ и Законом города Москвы от 22
октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" предусмотреть в
окружных соглашениях выделение бюджетных субсидий на возмещение
затрат МФП и МКПП(р) для создания условий функционирования системы
социального партнерства на территориях административных округов
города Москвы.
7.24. Предусмотреть в составе расходных обязательств Комитета
общественных связей города Москвы на 2009 год предоставление суб-
сидий в установленном законом порядке Московскому городскому пра-
вовому Центру "Защита" (учреждение) на возмещение расходов по ока-
занию услуг в сфере социально-трудовых отношений, возложенных на
Центр его учредителями.
Профсоюзы:
7.25. Продолжить практику проведения консультаций по правовым
вопросам на сайте МФП в сети Internet.
7.26. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей
социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регу-
лирования трудовых отношений, практике заключения коллективных до-
говоров и соглашений.
8. Особенности использования бюджетных средств на выполнение
обязательств,предусмотренных Московским трехсторонним соглашением,
окружными трехсторонними соглашениями, отраслевыми(межотраслевыми)
трехсторонними соглашениями
Органам исполнительной власти города Москвы, главным распоря-
дителям бюджетных средств, при подготовке нормативного правового
акта, определяющего особенности предоставления субсидий из бюджета
города Москвы, предусмотреть порядок использования бюджетных
средств на выполнение обязательств данного Соглашения, отраслевых
и окружных трехсторонних соглашений.
9. Ответственность сторон:
Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать
ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Согла-
шению, если эта ответственность не противоречит законодательству
Российской Федерации.
10. Заключительные положения
10.1. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересо-
ванным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в го-
роде Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22
октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве".
10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры и сог-
лашения пункты, включенные в приложение к Соглашению.
10.3. С целью обеспечения реализации Соглашения, дальнейшего
развития социального партнерства стороны на основе взаимных кон-
сультаций в рамках МТК вырабатывают документы, принимают необходи-
мые решения, формируют предложения в адрес органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти города
Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци-
ально-трудовых отношений, трехсторонней комиссии Центрального фе-
дерального округа и добиваются их реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две
другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
10.5. Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о
ходе реализации Соглашения и решений МТК через свои средства мас-
совой информации.
10.6. Соглашение вступает в силу 1 января 2009 г. и действует
до вступления в силу нового, но не более трех лет.
Приложение
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2009 год
Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-
трудовых отношений рекомендует включать в коллективные договоры и
соглашения следующие пункты:
1. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидаци-
ей организации или сокращением численности или штата работников
организации, возможность переобучения новым профессиям, а также
оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока
расторжения трудового договора.
2. Предусмотреть финансирование в размере не менее 2 процен-
тов от прибыли организации мероприятий, направленных на сохранение
и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалифи-
кации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку
увольняемых работников до наступления срока расторжения трудового
договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к
установленным федеральными законами.
3. Предусмотреть положения о необходимости поддержания тариф-
ной части заработка на уровне не ниже 2/3 от общего его размера.
4. Предусмотреть предоставление оплачиваемого времени уполно-
моченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложен-
ных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
5. Предусмотреть выплату пособия по временной нетрудоспособ-
ности за первые два дня нетрудоспособности работника в связи с его
заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний) из средств работода-
теля из расчета среднемесячного заработка работника.
6. Предусмотреть положение о бесплатной выдаче молока работ-
никам при наличии вредных веществ в воздухе рабочей зоны, незави-
симо от их концентрации.
7. Определять порядок индексации заработной платы работников
в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, предус-
мотрев с целью снижения чрезмерной дифференциации оплаты труда
возможность опережающего роста оплаты труда низкооплачиваемых ка-
тегорий работников, работающих в условиях полной занятости.
8. Предусмотреть выделение финансовых средств из прибыли
предприятия на оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления
работников и членов их семей, а также проведение диспансеризаций с
целью профилактики и выявления заболеваний (в том числе профессио-
нальных) на ранних стадиях.
9. Предусмотреть мероприятия по аккумулированию финансовых
средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных усло-
вий работников, содержание объектов социальной сферы.
10. Предусмотреть мероприятия по сохранению объемов услуг,
оказываемых столовыми, культурно-просветительными, спортивными,
оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с
учетом действующих норм и фактической численности работающих, под-
держанию на должном уровне их технического состояния.
11. Предусмотреть отчисление средств на дополнительное него-
сударственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское
страхование работающих и членов их семей.
12. Для работников, труд которых связан с обеспечением усло-
вий безопасной жизнедеятельности, предусматривать возможность вы-
бора режима сокращенного и (или) гибкого рабочего времени при по-
вышенной утомляемости в пути на работу и с работы.
13. Предусмотреть создание условий для осуществления деятель-
ности выборного органа первичной профсоюзной организации.
14. Определить порядок согласования работодателем заявки о
потребности в иностранных работниках на очередной год с профсоюз-
ной организацией.
15. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производс-
тва направить усилия на восстановление традиции наставничества,
обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного
профессионального опыта.
16. Производить работникам, пострадавшим от несчастного слу-
чая на производстве, дополнительные выплаты сверх установленных
законодательством Российской Федерации.
17. Оплачивать расходы на погребение работника и членов его
семьи сверх установленного действующим законодательством пособия,
выплачиваемого за счет средств социального страхования.
18. Предоставлять за счет средств работодателя работающей мо-
лодежи и работающим женщинам дополнительные льготы и гарантии, в
том числе:
- возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения;
- профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих
перерывы в трудовой деятельности, вызванные необходимостью ухода
за детьми.
19. Предусмотреть порядок и размеры возмещения работнику рас-
ходов, связанных со служебными командировками.
20. Определить размер и порядок возмещения расходов работни-
кам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет
разъездной характер, согласно установленному перечню работ, про-
фессий и должностей.
21. За период отстранения работника от работы по медицинским
показаниям на срок до 4-х месяцев из-за отсутствия соответствующей
работы у работодателя, производить оплату в размере не ниже мини-
мальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной
заработной плате в городе Москве на 2009 год.
22. Предусмотреть обязательства, направленные на конкретную
поддержку работающих инвалидов, а также работников, имеющих в сос-
таве семей лиц с ограничениями жизнедеятельности.
23. Время приостановки работы в связи с задержкой выплаты за-
работной платы на срок более 15 дней считать простоем по вине ра-
ботодателя, если работник в письменной форме известил работодателя
о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее
2/3 средней заработной платы работника.
24. Предусмотреть включение положений о передаче коллективно-
го трудового спора в случае его возникновения на рассмотрение в
Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных
трудовых споров" и выполнении его решений.
25. Оказывать содействие в улучшении жилищных условий сотруд-
никам организации (предприятия), состоящим на жилищном учете.
26. Создавать Советы молодых специалистов в организациях го-
рода, содействовать их работе с оказанием организационной и финан-
совой поддержки.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 16 декабря 2008 г. N 1152-ПП
Соглашение
о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями работодателей
Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти
города Москвы, Московская Федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений
работодателей, действуя в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством города Москвы, на основании
статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, заключили
настоящее Соглашение о следующем:
1. Установить на территории города Москвы минимальную зара-
ботную плату с 1 января 2009 года в размере 8300 рублей, с 1 мая
2009 года в размере 8500 рублей и с 1 сентября 2009 года в размере
8700 рублей.
2. Размер минимальной заработной платы включает минимальную
сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего вре-
мени, установленную законодательством Российской Федерации, и ис-
полнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую та-
рифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а
так же доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением
выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153
Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Настоящее Соглашение распространяется на работодателей,
осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоеди-
нившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодек-
са Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Московс-
кой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых
отношений (МТК).
5. Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изме-
нения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном поряд-
ке.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 16 декабря 2008 г. N 1152-ПП
СОСТАВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
В МОСКОВСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лужков Мэр Москвы
Юрий Михайлович
Бирюков первый заместитель Мэра Москвы
Петр Павлович в Правительстве Москвы
Ресин первый заместитель Мэра Москвы
Владимир Иосифович в Правительстве Москвы
Росляк первый заместитель Мэра Москвы
Юрий Витальевич в Правительстве Москвы
Швецова первый заместитель Мэра Москвы
Людмила Ивановна в Правительстве Москвы
Коробченко руководитель Аппарата Мэра
Виктор Алексеевич и Правительства Москвы
Cилкин заместитель Мэра Москвы
Владимир Николаевич в Правительстве Москвы
Байдаков заместитель Мэра Москвы
Сергей Львович в Правительстве Москвы
Виноградов заместитель Мэра Москвы
Валерий Юрьевич в Правительстве Москвы
Вышегородцев министр Правительства Москвы
Михаил Михайлович
Коростелев министр Правительства Москвы
Юрий Викторович
Малышков министр Правительства Москвы
Владимир Иванович
Пантелеев министр Правительства Москвы
Евгений Алексеевич
Петросян руководитель Департамента соци-
Владимир Аршакович альной защиты населения города Москвы
Чистяков председатель Комитета обществен-
Александр Васильевич ных связей города Москвы
Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 16 декабря 2008 г. N 1152-ПП
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ
МОСКОВСКОГО ТРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ НА 2009 ГОД
МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
1. В области экономической политики
пп.1.4, 1.9 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых ком-
муникаций, спорта и туризма Байдакова С.Л.,
пп.1.2, 1.11 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы по вопросам контроля за инвестициями и контрактами Ряби-
нина А.В.,
п.1.10 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,
руководителя Комплекса имущественно-земельных отношений Сил-
кина В.Н.,
пп.1.2, 1.7 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства горо-
да Москвы Вышегородцева М.М.,
пп.1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8, 1.11 - на министра Пра-
вительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной
политики города Москвы Пантелеева Е.А.
2. В области регулирования рынка труда
пп.2.3, 2.9, 2.11 - на первого заместителя Мэра Москвы в Пра-
вительстве Москвы Бирюкова П.П.,
пп.2.3, 2.9, 2.11 - на первого заместителя Мэра Москвы в Пра-
вительстве Москвы Ресина В.И.,
п.2.19 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Росляка Ю.В.,
пп.2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8. 2.9, 2.10, 2.11, 2.12,
2.13, 2.14, 2.15, 2.17, 2.18, 2.19, 2.21, 2.22 - на первого замес-
тителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.,
пп.2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.9, 2.11, 2.20, 2.22 - на заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального
сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Байдако-
ва С.Л.,
п.2.3 - на министра Правительства Москвы, руководителя Депар-
тамента поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы Вышегородцева М.М.,
пп.2.3, 2.9, 2.11 - на министра Правительства Москвы, руково-
дителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы
Малышкова В.И.,
пп.2.3, 2.9, 2.10, 2.11, 2.16, 2.19 - на министра Правитель-
ства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной поли-
тики города Москвы Пантелеева Е.А.
3. В области политики доходов населения и заработной платы
пп.3.1, 3.4 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правитель-
стве Москвы Бирюкова П.П.,
пп.3.1, 3.4 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правитель-
стве Москвы Ресина В.И.,
пп.3.1, 3.4, 3.6, 3.7 - на первого заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Росляка Ю.В.,
пп.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 - на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.,
пп.3.1, 3.2 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых ком-
муникаций, спорта и туризма Байдакова С.Л.,
пп.3.1, 3.4 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства горо-
да Москвы Вышегородцева М.М.,
пп.3.1, 3.7 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента финансов города Москвы Коростелева Ю.В.,
пп.3.1, 3.4 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Малышко-
ва В.И.,
пп.3.1, 3.4 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелее-
ва Е.А.
4. В области социальной защиты
пп.4.9, 4.10, 4.15, 4.16, 4.19 - на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.,
пп.4.17, 4.22 - на первого заместителя Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы Ресина В.И.,
пп.4.10, 4.16 - на первого заместителя Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы Росляка Ю.В.,
пп.4.1, 4.2, 4.4, 4.6, 4.7, 4.8, 4.11, 4.12, 4.13, 4.14,
4.15, 4.17, 4.18, 4.20, 4.21, 4.24 - на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.,
п.4.9 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по
вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций,
спорта и туризма Байдакова С.Л.,
п.4.7 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Силкина В.Н.,
пп. 4.4, 4.6, 4.18, 4.22 - на министра Правительства Москвы,
руководителя Департамента финансов города Москвы Коростелева Ю.В.,
пп.4.5, 4.7, 4.14 - на министра Правительства Москвы, руково-
дителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы
Малышкова В.И.,
п.4.23 - на министра Правительства Москвы, руководителя Де-
партамента природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы Бочина Л.А.
5. В области охраны труда и экологии
пп.5.2, 5.7, 5.8, 5.10 - на первого заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Бирюкова П.П.,
пп.5.2, 5.7, 5.8, 5.10 - на первого заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Ресина В.И.,
пп.5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12,
5.13, 5.14 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Швецову Л.И.,
пп.5.2, 5.7, 5.10, 5.13 - на заместителя Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, мас-
совых коммуникаций, спорта и туризма Байдакова С.Л.,
пп.5.1, 5.2 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства горо-
да Москвы Вышегородцева М.М.,
пп.5.2, 5.7, 5.8, 5.10 - на министра Правительства Москвы,
руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города
Москвы Малышкова В.И.,
пп.5.2, 5.7, 5.8, 5.10 - на министра Правительства Москвы,
руководителя Департамента науки и промышленной политики города
Москвы Пантелеева Е.А.,
пп.5.2, 5.5, 5.8 - на министра Правительства Москвы, руково-
дителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы Бочина Л.А.,
пп.5.2, 5.8 - на префектов административных округов города
Москвы.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
пп.6.6, 6.22 - на первого заместителя Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы Бирюкова П.П.,
п.6.1, 6.6 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правитель-
стве Москвы Ресина В.И.,
пп.6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11,
6.12, 6.13, 6.14, 6.15, 6.16, 6.20, 6.21 - на первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.,
пп.6.6, 6.9, 6.11, 6.12, 6.13, 6.18, 6.19 - на заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального
сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Байдако-
ва С.Л.,
п.6.17 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Силкина В.Н.,
пп.6.6, 6.23 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства горо-
да Москвы Вышегородцева М.М.,
п.6.17 - на министра Правительства Москвы, руководителя Де-
партамента земельных ресурсов города Москвы Дамурчиева В.Н.,
п.6.20 - на министра Правительства Москвы, руководителя Де-
партамента финансов города Москвы Коростелева Ю.В.,
пп.6.1, 6.6 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Малышко-
ва В.И.,
пп.6.1, 6.6 - на министра Правительства Москвы, руководителя
Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелее-
ва E.А.
7. В области развития социального партнерства
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.9, 7.10, 7.14, 7.17, 7.18 - на пер-
вого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.9, 7.10, 7.14, 7.17, 7.18 - на пер-
вого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.14, 7.15, 7.16 - на первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.13, 7.14,
7.17, 7.18, 7.19, 7.20, 7.24 - на первого заместителя Мэра Москвы
в Правительстве Москвы Швецову Л.И.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.8, 7.9, 7.10, 7.12, 7.13, 7.14, 7.17
- на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и
туризма Байдакова С.Л.,
пп.7.14, 7.17 на заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Виноградова В.Ю.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.14, 7.17, 7.21, 7.22 - на заместителя Мэ-
ра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.10, 7.14, 7.17, 7.18 - на министра Прави-
тельства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития
малого предпринимательства города Москвы Вышегородцева М.М.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.14, 7.15, 7.16, 7.17- на министра Прави-
тельства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы
Коростелева Ю.В.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.9, 7.10, 7.11, 7.14, 7.17, 7.18 - на
министра Правительства Москвы, руководителя Департамента потреби-
тельского рынка и услуг города Москвы Малышкова В.И.,
пп.7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.9, 7.10, 7.13, 7.14, 7.17, 7.18 - на
министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и
промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А.,
пп.7.3, 7.12, 7.17, 7.18, 7.23 - на префектов административ-
ных округов города Москвы.
8. Особенности использования бюджетных средств на выполнение
обязательств, предусмотренных Московским трехсторонним соглашени-
ем, окружными трехсторонними соглашениями, отраслевыми (межотрас-
левыми) трехсторонними соглашениями
п.8.1 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Бирюкова П.П.,
п.8.1 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Ресина В.И.,
п.8.1 - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Швецову Л.И.,
п.8.1 - на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по
вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций,
спорта и туризма Байдакова С.Л.,
п.8.1 - на министра Правительства Москвы, руководителя Депар-
тамента поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы Вышегородцева М.М.,
п.8.1 - на министра Правительства Москвы, руководителя Депар-
тамента потребительского рынка и услуг города Москвы Малышко-
ва В.И.,
п.8.1 - на министра Правительства Москвы, руководителя Депар-
тамента науки и промышленной политики города Москвы Пантеле-
ева Е.А.,
п.8.1 - на префектов административных округов города Москвы.
Верно: