Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 1166-ПП от 27 октября 2009 года

О Концепции комплексной городской целевой программы совершенствования наркологической помощи и противодействия наркомании в городе Москве

     В соответствии  с Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г.
N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления  наркоти-
ческих  средств,  психотропных  веществ в городе Москве",  в целях
профилактики алкоголизма, наркомании, игромании и других видов за-
висимого поведения Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию комплексной городской целевой программы
совершенствования  наркологической помощи и противодействия нарко-
мании в городе Москве (приложение).
     2. Принять  предложение  Департамента  здравоохранения города
Москвы о разработке комплексной городской целевой программы совер-
шенствования наркологической помощи и противодействия наркомании в
городе Москве (далее - Комплексная программа) со сроком реализации
в 2011-2013 гг.
     3. Возложить на  Департамент  здравоохранения  города  Москвы
функции  государственного заказчика - координатора работ по разра-
ботке Комплексной программы.
     4. Возложить функции государственных заказчиков по разработке
Комплексной программы в части,  их касающейся, на префектуры адми-
нистративных  округов города Москвы,  Департамент потребительского
рынка и услуг города Москвы,  Департамент науки и промышленной по-
литики города Москвы,  Департамент образования города Москвы,  Де-
партамент внешнеэкономических и международных связей города  Моск-
вы,  Департамент социальной защиты населения города Москвы, Депар-
тамент семейной и молодежной политики города  Москвы,  Департамент
культуры  города Москвы,  Департамент физической культуры и спорта
города Москвы,  Департамент труда  и  занятости  населения  города
Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,
Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по связям с ре-
лигиозными организациями города Москвы,  Комитет рекламы, информа-
ции и оформления города Москвы,  Комитет  по  телекоммуникациям  и
средствам массовой информации города Москвы,  Управление координа-
ции деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
     5. Государственным  заказчикам в I квартале 2010 г.  предста-
вить в  Департамент  здравоохранения города Москвы предложения для
включения в проект Комплексной программы.
     6. Просить Управление Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков по г.Москве, Главное управление
внутренних дел по г.Москве, Московскую Конфедерацию промышленников
и предпринимателей (работодателей),  Совет ректоров вузов Москвы и
Московской области в I квартале 2010 г.  представить в Департамент
здравоохранения  города  Москвы  предложения  в проект Комплексной
программы.
     7. Департаменту здравоохранения города Москвы:
     7.1. Вo II квартале 2010 г.  представить в установленном  по-
рядке  на  утверждение Правительства Москвы Комплексную программу.
     7.2. В месячный срок по согласованию с Управлением  Федераль-
ной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
по г.Москве подготовить обращение в Правительство Российской Феде-
рации  о необходимости разработки на федеральном уровне мер,  нап-
равленных на противодействие наркомании, в том числе профилактику,
раннее выявление и реабилитацию больных наркологического профиля.
     8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого   заместителя   Мэра   Москвы  в  Правительстве Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 27 октября 2009 г. N 1166-ПП


                            КОНЦЕПЦИЯ
    комплексной городской целевой программы совершенствования
наркологической помощи и противодействия наркомании в городе Москве

     1. Общие положения
     В феврале  2009  года  исполнилось  сто  лет  со  дня  первой
антинаркотической конференции  в  Шанхае,  созванной для выработки
мер по защите мирового сообщества от  распространения  наркотиков.
На  протяжении  прошедшего  столетия  был принят ряд международных
конвенций,  направленных на ограничение и контроль рынка  наркоти-
ков,  борьбу  с нелегальным оборотом (производством,  перевозкой и
торговлей) наркотических средств и психотропных веществ.
     Существенным успехом  международной  деятельности в этом нап-
равлении явилось создание системы контроля за производством, пере-
возкой  и  использованием наркотических средств и психотропных ве-
ществ для медицинских и научных целей,  создание и  систематизация
легального рынка наркотиков.
     Вместе с тем,  нелегальный оборот наркотиков,  рост числа  их
потребителей не только не были остановлены,  но и приобрели харак-
тер общемировой эпидемии.  Особенно четко это проявилось в послед-
ние  50  лет  параллельно либерализации общества.  Появились новые
центры наркоиндустрии,  в частности,  Афганистан. Широкомасштабный
экспорт  опиатов  из  этой страны является одной из основных угроз
для России и многих  других  государств.  Одновременно  отмечается
резкое увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркоти-
ков, большая часть которых поступает в Российскую Федерацию из За-
падной Европы через страны Балтии, Украину и Белоруссию.
     Нелегальный рынок наркотиков не только распространяет  нарко-
тики,  но и стимулирует спрос на них.  Это происходит путем пропа-
ганды толерантного отношения к наркопотребителям,  вызова интереса
к наркотической субкультуре особенно в среде шоу-бизнеса. Основны-
ми негативными факторами являются:  высокая  доходность  операций,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, расширение их спектра,
формирование новых каналов сбыта и пропаганды, наличие собственной
и расширение зарубежной сырьевой и технологической базы для произ-
водства наркотиков,  снижение обращаемости населения в  наркологи-
ческие учреждения, извлечение наркотиков из лекарственных средств,
реализуемых в аптечных учреждениях, а также их применение не в ме-
дицинских  целях,  рост сомнительных частных учреждений наркологи-
ческого профиля, самолечение.
     К столетнему  юбилею  Шанхайской  конференции  был  приурочен
II-й международный конгресс против наркотиков,  прошедший в Швеции
5-6  февраля  2009  г.  под эгидой ECAD (Европейские города против
наркотиков).  В свою очередь в Вене 11-20 марта 2009 г.  проведена
52-я сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Целью Венской
конференции являлась выработка политической декларации,  призываю-
щей к сбалансированному и всестороннему подходу в проведении анти-
наркотической политики, всесторонней поддержке ранних медико-соци-
альных вмешательств, повышению значимости наркологической помощи в
деятельности национальных систем здравоохранения.
     В последние 15-20 лет получили развитие общественные движения
по международному сотрудничеству в области снижения спроса на нар-
котики. В частности, по инициативе Швеции была создана международ-
ная организация "Европейские города против наркотиков"  (ECAD),  а
на  североамериканском  континенте по инициативе США - аналогичная
организация по контролю за потреблением наркотиков (CICAD). Данные
общественные  организации выступают против либерализации отношения
к наркотикам и программам снижения вреда.
     Эксперты "Human Rights Watch" утверждают, что "российская по-
литика нацелена,  прежде всего, на преследование наркозависимых, а
не на помощь",  основываясь на том,  что в России запрещены замена
героина на метадон, обмен шприцев, и связывают этот факт с наруше-
нием прав человека.
     При осторожной критике антинаркотической политики США  основ-
ной  прессинг  оказывается  на  Россию,  а  не на Китай или страны
арабского мира,  где максимально жестко проводятся антинаркотичес-
кие полицейские меры. Декларируемая гуманитарная миссия ряда зару-
бежных организаций в нашей стране на самом деле преследует полити-
ческие  и  коммерческие задачи.  Несмотря на неприятие подавляющим
большинством российских врачей идеологии "снижения вреда",  вместо
конструктивного  диалога  происходит  "продавливание" определенной
стратегии,  идущей вразрез с позицией отечественного здравоохране-
ния.  Не добившись "понимания"  в здравоохранении,  ряд зарубежных
неправительственных организаций   пытаются  использовать  средства
массовой информации как инструмент борьбы с российскими специалис-
тами в области наркологии.
     Особенностью информационного  поля  программ "снижения вреда"
является отсутствие публикаций со статистическим анализом  резуль-
татов  исследований,  подтверждающих  эффективность этих программ.
Приводятся мифические данные с впечатляющими цифрами,  однако  нет
ни  одного  исследования,  проведенного на принципах доказательной
медицины, подтверждающего эти заявления. Таким образом, ряд между-
народных  гуманитарных организаций фактически вводят в заблуждение
российских врачей,  журналистов,  депутатский корпус, общественных
деятелей, приводя данные "успешного зарубежного опыта" по материа-
лам,  которые не нашли поддержки у ведущих мировых экспертов в об-
ласти общественного здоровья.
     10-11 мая 2007 г. в Стамбуле состоялось совещание ECAD (евро-
пейские  города  против наркотиков).  С одним из основных докладов
выступил директор Управления по контролю за наркотиками при прези-
денте США (ONDCP) Д.Уолтерс,  который подчеркнул,  что безопасного
употребления героина не существует и пациенты, страдающие наркоза-
висимостью, должны получать не иглы и наркотики, а лечение.
     Одной из ключевых позиций в выработке основ политики Российс-
кой  Федерации  в отношении незаконного оборота наркотиков и расп-
ространения наркомании является решение Совета  Безопасности  Рос-
сийской Федерации от 28 сентября 2001 г. "О мерах по совершенство-
ванию  государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборо-
том наркотиков и распространением наркомании в стране".
     В соответствии с Указом Президента  Российской  Федерации  от
18 октября 2007 г.  N 1374 "О дополнительных мерах по противодейс-
твию незаконному обороту наркотических средств,  психотропных  ве-
ществ и их прекурсоров" образованы Государственный антинаркотичес-
кий комитет и антинаркотические комиссии в субъектах федерации.
     В то  же  время,  на наш взгляд,  представляется сомнительным
исключение в 2003 году из Уголовного кодекса Российской  Федерации
статьи о принудительном лечении больных наркоманией,  а также уве-
личение доз наркотиков,  хранение которых не подпадает под уголов-
ную ответственность.
     Президентом Российской Федерации поставлены задачи по улучше-
нию  состояния здоровья нации,  в том числе борьбы с наркоманиями,
что нашло отражение  в  приоритетном  национальном  проекте  "Здо-
ровье".
     Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г.  N 6 "О профилак-
тике наркомании и незаконного потребления  наркотических  средств,
психотропных  веществ  в  городе  Москве" предусмотрена разработка
комплексной городской целевой программы по противодействию  нарко-
мании.
    
     2. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации

     В течение  последних лет Департаментом здравоохранения города
Москвы проводилась целенаправленная  работа  по  совершенствованию
оказания  наркологической помощи населению города Москвы.  В част-
ности, в 2003 году были разработаны и утверждены Стандарты органи-
зации наркологической  помощи,  включающие  единую взаимосвязанную
технологию профилактики, лечения и реабилитации больных наркомани-
ей и другими видами зависимости.
     Разработана и  внедрена Единая концепция профилактики алкого-
лизма и наркомании в семье, трудовых и учебных коллективах, а так-
же программа реабилитации больных наркологического профиля.  Орга-
низована телефонная "горячая линия  по  проблемам  наркологических
заболеваний", создан интернет-сайт,  освещающий принципы профилак-
тики и лечения наркологических заболеваний, начато издание журнала
и газеты "Независимость личности", ориентированных на больных и их
родственников, а также на специалистов в области профилактики нар-
кологических заболеваний.
     Широкое распространение получило заключение  договоров,  нап-
равленных на профилактическую работу по выявлению зависимого пове-
дения,  между наркологическими учреждениями и трудовыми,  а  также
учебными  коллективами.  В  настоящее время договоры подписаны с 7
организациями,  52 вузами, более 600 средними образовательными уч-
реждениями. В процессе проработки договор с Управлением МЧС РФ  по
г.Москве.
     В окружных комиссиях по делам несовершеннолетних в 2008  году
осмотрено 3 130 человек,  взято под профилактическое наблюдение  -
461 (15%). В инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД по г.Моск-
ве в 2008 году осмотрено 1 827 человек, взято под наблюдение - 356
(19%).
     В 2009 году между Департаментом здравоохранения города Москвы
и Департаментом труда и занятости населения города Москвы подписа-
но соглашение в части профориентации,  профобразования и трудоуст-
ройства больных наркологического профиля,  проходящих реабилитацию
в наркологических учреждениях.
     Реализуется Комплексная городская целевая программа профилак-
тики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопас-
ности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы,  в которую входит
блок профилактики наркомании.
     В настоящее время наркологической службой Департамента  здра-
воохранения города Москвы зарегистрировано около 110 тысяч больных
наркологическими заболеваниями, в том числе около 80 тысяч больных
алкоголизмом и около 30 тысяч больных наркоманиями.
     Обращает на себя внимание снижение  числа  зарегистрированных
больных алкоголизмом и плавное неуклонное увеличение числа больных
наркоманиями.  Утяжелился контингент больных, проходящих лечение в
наркологических стационарах, за счет больных наркоманиями.
     Одновременно с этим растет число отравлений как наркотически-
ми  средствами  и психотропными веществами,  так и алкоголем и его
суррогатами.  Отравления наркотическими средствами  увеличились  с
2 334 случаев в 2006 году до 3 013 в 2008 году, психотропными пре-
паратами -  с 1 257 до 2 116,  а алкоголем  и его  суррогатами - с
1 370 до 2 532 соответственно.
     С 2003 года заметно выросла смертность от передозировки  нар-
котиками со 150 случаев в 2003 году до 555 - в 2008 году.
     Все это говорит о росте скрытых форм наркологических  заболе-
ваний  населения,  поздней обращаемости за медицинской помощью,  а
также отсутствии четких законодательно обоснованных норм выявления
больных наркологического профиля, в том числе в трудовых и учебных
коллективах.  По экспертным оценкам регистрируемая обращаемость  в
наркологические  учреждения ниже реальной не менее чем в 2 раза по
поводу алкоголизма, и не менее 7 раз по поводу наркомании.
     Нельзя не отметить, что табакокурение и чрезмерное употребле-
ние алкоголя отнесены Минздравсоцразвития России к четырем  основ-
ным факторам риска смертности населения.  В частности, с 1990 года
по 2006  год  потребление  алкоголя на душу населения в Российской
Федерации выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном это произош-
ло  за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алко-
гольных напитков  доля  пива возросла с 59%  в 1990 году до 76%  в
2006 году).  По данным Минздравсоцразвития России ежедневно в Рос-
сии употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33%
юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.
     По данным Роспотребнадзора потребление алкоголя в стране сос-
тавляет 18 литров в год в пересчете на чистый спирт на душу взрос-
лого  населения.  Для  сравнения  в наиболее "пьющих" странах этот
показатель составляет:  в Ирландии - 13,5 литров,  Венгрии -  13,2
литра, Франции - 13,0 литров.
     В Российской Федерации потребление сигарет с 1985 по 2006 гг.
увеличилось на 87%, в основном за счет увеличения курильщиков сре-
ди женщин и подростков.  В настоящее время в  стране  курят  более
40 млн. человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек.
Доля курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире  и  в  2
раза больше чем в США и странах ЕС.  Ежегодно количество курящих в
России увеличивается в 1,5-2 раза, что является одним из самых вы-
соких показателей в мире.
     Одной из важнейших задач профилактики является раннее выявле-
ние больных на начальных этапах формирования заболевания и выявле-
ние групп риска,  склонных к формированию зависимости. Эта катего-
рия больных, как правило, не обращается за медицинской помощью. Их
родственники,  администрация и профсоюзы трудовых и учебных учреж-
дений крайне редко обращаются в специализированные медицинские уч-
реждения и пытаются решать проблемы этих  больных  самостоятельно,
чем ухудшают ситуацию. Нередки случаи, когда больных наркологичес-
кого профиля отчисляют из рабочих коллективов или  вузов,  от  них
отказывается семья, время для эффективного лечения бывает упущено,
а сами больные социально и личностно  деградируют.  Эта  важнейшая
сфера профилактической работы имеет правовой вакуум. В Федеральном
законе от 8 января 1998 г.  N 3-ФЗ "О  наркотических  средствах  и
психотропных веществах" отсутствуют четкие нормы профилактики раз-
личных видов зависимости.
     Использование Закона  Российской  Федерации от 2 июля 1992 г.
N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании"  для наркологических целей в части недобровольной госпи-
тализации не вполне корректно, т.к. в нем отсутствует упоминание о
наркологических  заболеваниях и специфических состояниях патологи-
ческого влечения, приближающихся к психотическим.
     Не решен вопрос:
     - об обязательных  профилактических  и  лечебных  курсах  для
граждан,  совершивших административные правонарушения, в частности
для водителей,  задержанных в состоянии алкогольного или  наркоти-
ческого опьянения.  Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о
возможности альтернативной замены уголовного наказания на принуди-
тельное (обязательное) лечение в случаях не тяжких уголовных прес-
туплений;
     - разграничения  полномочий  между органами здравоохранения и
правоохранительными органами в части организации учета и  наблюде-
ния больных наркологического профиля.  Существует противоречие:  с
одной стороны, диспансерный учет необходим для оценки пораженности
общества  наркологическими заболеваниями и профилактики правонару-
шений, а с другой стороны, диспансерный учет приводит к социальной
депривации  и  ограничению  прав больных наркоманией и,  в связи с
этим, ведет к снижению обращаемости;
     - об  участии  негосударственных  организаций в профилактике,
лечении и реабилитации наркологических заболеваний, что приводит к
многочисленным нарушениям,  мошенничеству и дискредитации нарколо-
гической помощи в целом. В связи с маломощностью негосударственных
наркологических учреждений и приоритетом извлечения прибыли их ле-
чебная деятельность ограничена  минимальным  набором  существующих
методик, иногда - простой детоксикацией, что заведомо не может да-
вать устойчивого эффекта.
     Ничего не изменилось в деятельности средств массовой информа-
ции по пропаганде наркотического стиля жизни.  Существующая в Рос-
сийской  Федерации информационная среда,  включая шоу-бизнес,  так
или иначе,  лояльно относится к распространению наркотиков  вплоть
до  пропаганды  потребления  наркотиков и других психоактивных ве-
ществ. Продолжают продаваться товары с наркотической символикой.
     Таким образом,  назрела настоятельная необходимость выработки
государственной политики  в  области  противодействия  наркомании,
снижения спроса на психоактивные вещества и создание организацион-
ной системы профилактики,  раннего выявления, лечения и реабилита-
ции больных наркологического профиля.

     3. Цель, задачи и основные принципы Комплексной программы

     Цель Комплексной  программы - совершенствование организацион-
ной системы противодействия и профилактики наркомании,  лечения  и
реабилитации больных наркологического профиля,  снижение спроса на
психоактивные вещества,  раннее выявление лиц с повышенным  риском
развития зависимого поведения и раннего вмешательства.
     Комплексная программа  должна  быть  рассчитана  на  период с
2011 года до 2013 года и включать основные  разделы,  определяющие
проблемы, цели и задачи совершенствования наркологической помощи в
городе Москве и противодействия наркомании как в целом,  так и  по
отдельным направлениям.
     Задачи, которые  необходимо решить при реализации Комплексной
программы:
     1. Раннее выявление психологических, медицинских и социальных
проблем у сотрудников (учащихся), расстройств адаптации, связанных
с повышенной нагрузкой,  стрессовыми ситуациями на работе и семье.
     2. Раннее выявление больных на начальных этапах  формирования
заболевания и групп риска,  в том числе путем медико-диагностичес-
кого исследования потребления наркотиков и алкоголя среди учащихся
и в трудовых коллективах.
     3. Разработка действенных моделей выявления и  наблюдения  за
наркологическими больными.
     4.  Разработка правовых основ:
     - принудительного лечения больных наркоманией,  алкоголизмом,
совершивших административные и нетяжкие уголовные преступления;
     - разграничения  полномочий  между органами здравоохранения и
правоохранительными органами в части диспансерного учета больных с
наркологическими заболеваниями;
     - участия негосударственных организаций в профилактике и реа-
билитации наркологических заболеваний;
     - тестирования граждан,  в том числе  несовершеннолетних,  на
употребление наркотических средств и психотропных веществ.
     5. Внедрение  принципов  этапности  лечебно-реабилитационного
процесса, включающего: первичную профилактику, вторичную профилак-
тику,  интервенцию, детоксикацию, лечение синдрома патологического
влечения,  психотерапию и коррекцию личностных расстройств, реаби-
литацию и противорецидивные мероприятия.
     6. Разработка и внедрение современных действенных научно-тех-
нических средств и методов борьбы с наркозависимостью.
     7. Комплексное  использование медико-биологических и социаль-
но-реабилитационных мероприятий в лечении наркологических больных.
     8. Создание  системы медико-психологической и медико-социаль-
ной реабилитации больных  наркологического  профиля.
     9. Создание  системы профессиональной подготовки,  переподго-
товки и трудоустройства больных наркологического профиля.
     10. Проведение лекций,  постоянно действующих семинаров,  об-
щественных акций для различных категорий граждан.
     11. Разработка  и  размещение социальной рекламы антинаркоти-
ческой направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни.
     12. Содействие  в создании международной общественной органи-
зации "Города содружества против наркотиков",  а также использова-
ние  опыта  деятельности  общественных организаций по профилактике
употребления психоактивных веществ и пропаганде  здорового  образа
жизни.
     Современная наркология основывается на многофакторности  раз-
вития заболеваний зависимости. В этой связи в организацию оказания
наркологической помощи входит решение не только медицинских задач,
но, прежде всего, организация системного подхода, учитывающего как
медицинские,  так и психологические, социально-культурные и инфор-
мационные  аспекты лечения и реабилитации больных наркологического
профиля.
     Одновременно с  этим необходимо учитывать,  что у большинства
больных в случаях формирования ремиссии и  остановки  болезненного
процесса  остается  сумма предрасполагающих факторов,  что диктует
необходимость длительного медицинского наблюдения, сопровождения и
противорецидивного  лечения,  с одной стороны,  и психологической,
социально-культурной реабилитации, с другой.
     Реализация Комплексной  программы должна способствовать улуч-
шению состояния здоровья населения столицы, остановке роста нарко-
мании,  снижению уровня заболеваемости,  инвалидности, смертности,
развитию профилактической направленности,  снижению числа правона-
рушений,  связанных  с незаконным оборотом наркотиков и уменьшению
спроса на них.

     4. Требования к разработке Комплексной программы

     При разработке Комплексной программы должен быть учтен  пере-
довой международный и отечественный опыт решения проблем,  связан-
ных с нелегальным оборотом наркотиков,  организацией наркологичес-
кой помощи населению.
     В ходе разработки осуществляется  структуризация  проблемы  и
определение целей, формируются количественные и качественные целе-
вые показатели,  определяются средства и ресурсы  для  обеспечения
реализации Комплексной программы. При необходимости по итогам ана-
лиза достигнутых результатов и выявленных проблем вносятся коррек-
тирующие предложения.
     При подготовке мероприятий Комплексной программы должны  быть
выполнены следующие работы:
     - анализ существующей нормативно-правовой базы и  ее  влияние
на  достижение  конечных результатов;
     - разработка  альтернативных  вариантов  достижения  заданных
значений показателей, проведение их оценки по установленным крите-
риям с целью выбора наиболее оптимального;
     - проведение анализа действующих, в том числе зарубежных, мо-
делей профилактики употребления  психоактивных  веществ  и  лечеб-
но-реабилитационного  процесса с целью принятия наиболее действен-
ных;
     - подготовка комплекса мер по оптимизации взаимодействия  за-
интересованных  органов  исполнительной  власти  города Москвы;
     - обеспечение мер по недопущению в средствах массовой  инфор-
мации,  в социально-культурных мероприятиях любых материалов,  со-
держащих элементы пропаганды наркотических средств и  психотропных
веществ,  а также расширение антинаркотической пропаганды и пропа-
ганды здорового образа жизни.
    
     5. Государственные заказчики, состав и основное содержание
        Комплексной программы

     Государственным заказчиком  - координатором Комплексной прог-
раммы является Департамент здравоохранения города Москвы.
     Государственными заказчиками  Комплексной программы являются:
префектуры административных  округов  города  Москвы,  Департамент
потребительского рынка и услуг города Москвы,  Департамент науки и
промышленной политики города Москвы, Департамент внешнеэкономичес-
ких и международных связей города Москвы,  Департамент образования
города Москвы,  Департамент  социальной  защиты  населения  города
Москвы,  Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,
Департамент культуры города Москвы, Департамент физической культу-
ры и спорта города Москвы, Департамент труда и занятости населения
города Москвы,  Комитет по архитектуре и градостроительству города
Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по свя-
зям с религиозными организациями города Москвы,  Комитет  рекламы,
информации и оформления города Москвы, Комитет по телекоммуникаци-
ям и средствам массовой информации города Москвы, Управление коор-
динации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
     Ввиду масштабности и многоотраслевого  характера  Комплексной
программы  в  число  ее исполнителей войдут Управление Федеральной
службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков  по
городу Москве, Главное управление внутренних дел по городу Москве,
Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работо-
дателей), Совет ректоров ВУЗов Москвы и Московской области.
     В состав Комплексной  программы  предполагаются  к  включению
следующие разделы:
     - аналитическая оценка текущего состояния,  с исследованием и
разработкой перспективных направлений развития;
     - комплекс программных мероприятий;
     - управление реализацией Комплексной программы.
     Данный перечень может уточняться и дополняться в ходе  разра-
ботки и реализации Комплексной программы.
     Основное содержание раздела  "Аналитическая  оценка  текущего
состояния, с исследованием и разработкой перспективных направлений
развития".
     В разделе дается всесторонний анализ реальной наркологической
ситуации в городе и ее прогноз  на  основе  имеющихся  результатов
исследований, статистических отчетных материалов и объективных до-
кументированных наблюдений. Выполняется комплексный анализ проблем
в работе по противодействию наркомании, профилактической, лечебно-
диагностической и реабилитационной работе  наркологической  службы
города  путем выявления явных и скрытых причин возникновения труд-
ностей.  Анализ проблем выполняется в разрезе целевых ориентиров и
показателей  индикаторов  их достижения.  Разработка перспективных
направлений развития осуществляется с учетом внедрения современных
действенных  научно-технических достижений и условий ограниченного
финансирования.
     Основное содержание  раздела  "Комплекс программных мероприя-
тий".
     Приводится расширенный  план мероприятий с указанием исполни-
телей,  сроков, финансовых затрат, источников финансирования, ожи-
даемых результатов.  Мероприятия объединяются в блоки по направле-
ниям противодействия злоупотреблению наркотиками,  их  незаконному
обороту, лечебно-реабилитационной работы. Предварительный перечень
таких блоков включает:
     - разработку  и согласование регламентов взаимодействия орга-
нов исполнительной власти города Москвы;
     - совершенствование нормативно-правовой базы;
     - совершенствование профилактической работы,  в том  числе  в
трудовых и учебных коллективах;
     - совершенствование лечебно-диагностической и  реабилитацион-
ной работы;
     - повышение уровня информированности населения;
     - повышение оперативности реагирования.
     Основное содержание раздела "Управление реализацией Комплекс-
ной программы".
     Излагается организационная и информационная технология  мони-
торинга  процесса реализации Комплексной программы для уточнения и
корректировки по итогам анализа ее исполнения.
     Для информационной поддержки реализации Комплексной программы
должны быть предусмотрены формы работы с печатными и  электронными
средствами массовой информации,  специализированные  ресурсы  сети
Интернет, комплекс "горячих линий", встречи с населением, наружная
реклама,  рассылка информационных материалов, привлечение и созда-
ние общественных организаций, проведение научных симпозиумов, кон-
ференций.
     Необходимо предварительное обсуждение предлагаемых решений на
заседании Антинаркотической комиссии города Москвы.
     В итоге система управления реализацией Комплексной  программы
должна обеспечить объективный учет всех составляющих затрат на вы-
полнение мероприятий Комплексной программы,  оценку получаемых ре-
зультатов и реальной эффективности использования средств.

     6. Ожидаемые результаты реализации Комплексной программы

     Реализация Комплексной программы должна обеспечить достижение
ряда результатов социального и экономического характера:
     - снижение заболеваемости,  смертности,  инвалидности больных
наркоманиями;
     - снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной
масштабами распространенности немедицинского потребления  наркоти-
ков;
     - сохранение и развитие трудовых ресурсов;
     - формирование позитивных моральных и нравственных ценностей,
определяющих отрицательное  отношение  к  незаконному  потреблению
наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью.
     Основные целевые индикаторы программы:
     - количество трудовых и учебных коллективов,  охваченных про-
филактическими программами;
     - абсолютные  и  относительные  показатели числа потребителей
психоактивных веществ в трудовых и учебных коллективах;
     - заболеваемость и болезненность наркологическими заболевани-
ями;
     - количество больных наркоманией;
     - процент годовых ремиссий;
     - число больных наркологического профиля, активно участвующих
в лечебно-реабилитационных программах;
     - удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи
с употреблением наркотиков,  в общей численности  несовершеннолет-
них.

     7. Необходимые размеры ресурсов для выполнения Комплексной
        программы

     Финансирование Комплексной  программы предполагается осущест-
влять за счет бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых
государственным  заказчикам программных мероприятий,  федерального
бюджета и внебюджетных источников.