В соответствии с Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г.
N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркоти-
ческих средств, психотропных веществ в городе Москве", в целях
профилактики алкоголизма, наркомании, игромании и других видов за-
висимого поведения Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию комплексной городской целевой программы
совершенствования наркологической помощи и противодействия нарко-
мании в городе Москве (приложение).
2. Принять предложение Департамента здравоохранения города
Москвы о разработке комплексной городской целевой программы совер-
шенствования наркологической помощи и противодействия наркомании в
городе Москве (далее - Комплексная программа) со сроком реализации
в 2011-2013 гг.
3. Возложить на Департамент здравоохранения города Москвы
функции государственного заказчика - координатора работ по разра-
ботке Комплексной программы.
4. Возложить функции государственных заказчиков по разработке
Комплексной программы в части, их касающейся, на префектуры адми-
нистративных округов города Москвы, Департамент потребительского
рынка и услуг города Москвы, Департамент науки и промышленной по-
литики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Де-
партамент внешнеэкономических и международных связей города Моск-
вы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Депар-
тамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент
культуры города Москвы, Департамент физической культуры и спорта
города Москвы, Департамент труда и занятости населения города
Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,
Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по связям с ре-
лигиозными организациями города Москвы, Комитет рекламы, информа-
ции и оформления города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и
средствам массовой информации города Москвы, Управление координа-
ции деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
5. Государственным заказчикам в I квартале 2010 г. предста-
вить в Департамент здравоохранения города Москвы предложения для
включения в проект Комплексной программы.
6. Просить Управление Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков по г.Москве, Главное управление
внутренних дел по г.Москве, Московскую Конфедерацию промышленников
и предпринимателей (работодателей), Совет ректоров вузов Москвы и
Московской области в I квартале 2010 г. представить в Департамент
здравоохранения города Москвы предложения в проект Комплексной
программы.
7. Департаменту здравоохранения города Москвы:
7.1. Вo II квартале 2010 г. представить в установленном по-
рядке на утверждение Правительства Москвы Комплексную программу.
7.2. В месячный срок по согласованию с Управлением Федераль-
ной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
по г.Москве подготовить обращение в Правительство Российской Феде-
рации о необходимости разработки на федеральном уровне мер, нап-
равленных на противодействие наркомании, в том числе профилактику,
раннее выявление и реабилитацию больных наркологического профиля.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 октября 2009 г. N 1166-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
комплексной городской целевой программы совершенствования
наркологической помощи и противодействия наркомании в городе Москве
1. Общие положения
В феврале 2009 года исполнилось сто лет со дня первой
антинаркотической конференции в Шанхае, созванной для выработки
мер по защите мирового сообщества от распространения наркотиков.
На протяжении прошедшего столетия был принят ряд международных
конвенций, направленных на ограничение и контроль рынка наркоти-
ков, борьбу с нелегальным оборотом (производством, перевозкой и
торговлей) наркотических средств и психотропных веществ.
Существенным успехом международной деятельности в этом нап-
равлении явилось создание системы контроля за производством, пере-
возкой и использованием наркотических средств и психотропных ве-
ществ для медицинских и научных целей, создание и систематизация
легального рынка наркотиков.
Вместе с тем, нелегальный оборот наркотиков, рост числа их
потребителей не только не были остановлены, но и приобрели харак-
тер общемировой эпидемии. Особенно четко это проявилось в послед-
ние 50 лет параллельно либерализации общества. Появились новые
центры наркоиндустрии, в частности, Афганистан. Широкомасштабный
экспорт опиатов из этой страны является одной из основных угроз
для России и многих других государств. Одновременно отмечается
резкое увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркоти-
ков, большая часть которых поступает в Российскую Федерацию из За-
падной Европы через страны Балтии, Украину и Белоруссию.
Нелегальный рынок наркотиков не только распространяет нарко-
тики, но и стимулирует спрос на них. Это происходит путем пропа-
ганды толерантного отношения к наркопотребителям, вызова интереса
к наркотической субкультуре особенно в среде шоу-бизнеса. Основны-
ми негативными факторами являются: высокая доходность операций,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, расширение их спектра,
формирование новых каналов сбыта и пропаганды, наличие собственной
и расширение зарубежной сырьевой и технологической базы для произ-
водства наркотиков, снижение обращаемости населения в наркологи-
ческие учреждения, извлечение наркотиков из лекарственных средств,
реализуемых в аптечных учреждениях, а также их применение не в ме-
дицинских целях, рост сомнительных частных учреждений наркологи-
ческого профиля, самолечение.
К столетнему юбилею Шанхайской конференции был приурочен
II-й международный конгресс против наркотиков, прошедший в Швеции
5-6 февраля 2009 г. под эгидой ECAD (Европейские города против
наркотиков). В свою очередь в Вене 11-20 марта 2009 г. проведена
52-я сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Целью Венской
конференции являлась выработка политической декларации, призываю-
щей к сбалансированному и всестороннему подходу в проведении анти-
наркотической политики, всесторонней поддержке ранних медико-соци-
альных вмешательств, повышению значимости наркологической помощи в
деятельности национальных систем здравоохранения.
В последние 15-20 лет получили развитие общественные движения
по международному сотрудничеству в области снижения спроса на нар-
котики. В частности, по инициативе Швеции была создана международ-
ная организация "Европейские города против наркотиков" (ECAD), а
на североамериканском континенте по инициативе США - аналогичная
организация по контролю за потреблением наркотиков (CICAD). Данные
общественные организации выступают против либерализации отношения
к наркотикам и программам снижения вреда.
Эксперты "Human Rights Watch" утверждают, что "российская по-
литика нацелена, прежде всего, на преследование наркозависимых, а
не на помощь", основываясь на том, что в России запрещены замена
героина на метадон, обмен шприцев, и связывают этот факт с наруше-
нием прав человека.
При осторожной критике антинаркотической политики США основ-
ной прессинг оказывается на Россию, а не на Китай или страны
арабского мира, где максимально жестко проводятся антинаркотичес-
кие полицейские меры. Декларируемая гуманитарная миссия ряда зару-
бежных организаций в нашей стране на самом деле преследует полити-
ческие и коммерческие задачи. Несмотря на неприятие подавляющим
большинством российских врачей идеологии "снижения вреда", вместо
конструктивного диалога происходит "продавливание" определенной
стратегии, идущей вразрез с позицией отечественного здравоохране-
ния. Не добившись "понимания" в здравоохранении, ряд зарубежных
неправительственных организаций пытаются использовать средства
массовой информации как инструмент борьбы с российскими специалис-
тами в области наркологии.
Особенностью информационного поля программ "снижения вреда"
является отсутствие публикаций со статистическим анализом резуль-
татов исследований, подтверждающих эффективность этих программ.
Приводятся мифические данные с впечатляющими цифрами, однако нет
ни одного исследования, проведенного на принципах доказательной
медицины, подтверждающего эти заявления. Таким образом, ряд между-
народных гуманитарных организаций фактически вводят в заблуждение
российских врачей, журналистов, депутатский корпус, общественных
деятелей, приводя данные "успешного зарубежного опыта" по материа-
лам, которые не нашли поддержки у ведущих мировых экспертов в об-
ласти общественного здоровья.
10-11 мая 2007 г. в Стамбуле состоялось совещание ECAD (евро-
пейские города против наркотиков). С одним из основных докладов
выступил директор Управления по контролю за наркотиками при прези-
денте США (ONDCP) Д.Уолтерс, который подчеркнул, что безопасного
употребления героина не существует и пациенты, страдающие наркоза-
висимостью, должны получать не иглы и наркотики, а лечение.
Одной из ключевых позиций в выработке основ политики Российс-
кой Федерации в отношении незаконного оборота наркотиков и расп-
ространения наркомании является решение Совета Безопасности Рос-
сийской Федерации от 28 сентября 2001 г. "О мерах по совершенство-
ванию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборо-
том наркотиков и распространением наркомании в стране".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодейс-
твию незаконному обороту наркотических средств, психотропных ве-
ществ и их прекурсоров" образованы Государственный антинаркотичес-
кий комитет и антинаркотические комиссии в субъектах федерации.
В то же время, на наш взгляд, представляется сомнительным
исключение в 2003 году из Уголовного кодекса Российской Федерации
статьи о принудительном лечении больных наркоманией, а также уве-
личение доз наркотиков, хранение которых не подпадает под уголов-
ную ответственность.
Президентом Российской Федерации поставлены задачи по улучше-
нию состояния здоровья нации, в том числе борьбы с наркоманиями,
что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здо-
ровье".
Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилак-
тике наркомании и незаконного потребления наркотических средств,
психотропных веществ в городе Москве" предусмотрена разработка
комплексной городской целевой программы по противодействию нарко-
мании.
2. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
В течение последних лет Департаментом здравоохранения города
Москвы проводилась целенаправленная работа по совершенствованию
оказания наркологической помощи населению города Москвы. В част-
ности, в 2003 году были разработаны и утверждены Стандарты органи-
зации наркологической помощи, включающие единую взаимосвязанную
технологию профилактики, лечения и реабилитации больных наркомани-
ей и другими видами зависимости.
Разработана и внедрена Единая концепция профилактики алкого-
лизма и наркомании в семье, трудовых и учебных коллективах, а так-
же программа реабилитации больных наркологического профиля. Орга-
низована телефонная "горячая линия по проблемам наркологических
заболеваний", создан интернет-сайт, освещающий принципы профилак-
тики и лечения наркологических заболеваний, начато издание журнала
и газеты "Независимость личности", ориентированных на больных и их
родственников, а также на специалистов в области профилактики нар-
кологических заболеваний.
Широкое распространение получило заключение договоров, нап-
равленных на профилактическую работу по выявлению зависимого пове-
дения, между наркологическими учреждениями и трудовыми, а также
учебными коллективами. В настоящее время договоры подписаны с 7
организациями, 52 вузами, более 600 средними образовательными уч-
реждениями. В процессе проработки договор с Управлением МЧС РФ по
г.Москве.
В окружных комиссиях по делам несовершеннолетних в 2008 году
осмотрено 3 130 человек, взято под профилактическое наблюдение -
461 (15%). В инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД по г.Моск-
ве в 2008 году осмотрено 1 827 человек, взято под наблюдение - 356
(19%).
В 2009 году между Департаментом здравоохранения города Москвы
и Департаментом труда и занятости населения города Москвы подписа-
но соглашение в части профориентации, профобразования и трудоуст-
ройства больных наркологического профиля, проходящих реабилитацию
в наркологических учреждениях.
Реализуется Комплексная городская целевая программа профилак-
тики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопас-
ности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы, в которую входит
блок профилактики наркомании.
В настоящее время наркологической службой Департамента здра-
воохранения города Москвы зарегистрировано около 110 тысяч больных
наркологическими заболеваниями, в том числе около 80 тысяч больных
алкоголизмом и около 30 тысяч больных наркоманиями.
Обращает на себя внимание снижение числа зарегистрированных
больных алкоголизмом и плавное неуклонное увеличение числа больных
наркоманиями. Утяжелился контингент больных, проходящих лечение в
наркологических стационарах, за счет больных наркоманиями.
Одновременно с этим растет число отравлений как наркотически-
ми средствами и психотропными веществами, так и алкоголем и его
суррогатами. Отравления наркотическими средствами увеличились с
2 334 случаев в 2006 году до 3 013 в 2008 году, психотропными пре-
паратами - с 1 257 до 2 116, а алкоголем и его суррогатами - с
1 370 до 2 532 соответственно.
С 2003 года заметно выросла смертность от передозировки нар-
котиками со 150 случаев в 2003 году до 555 - в 2008 году.
Все это говорит о росте скрытых форм наркологических заболе-
ваний населения, поздней обращаемости за медицинской помощью, а
также отсутствии четких законодательно обоснованных норм выявления
больных наркологического профиля, в том числе в трудовых и учебных
коллективах. По экспертным оценкам регистрируемая обращаемость в
наркологические учреждения ниже реальной не менее чем в 2 раза по
поводу алкоголизма, и не менее 7 раз по поводу наркомании.
Нельзя не отметить, что табакокурение и чрезмерное употребле-
ние алкоголя отнесены Минздравсоцразвития России к четырем основ-
ным факторам риска смертности населения. В частности, с 1990 года
по 2006 год потребление алкоголя на душу населения в Российской
Федерации выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном это произош-
ло за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алко-
гольных напитков доля пива возросла с 59% в 1990 году до 76% в
2006 году). По данным Минздравсоцразвития России ежедневно в Рос-
сии употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33%
юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.
По данным Роспотребнадзора потребление алкоголя в стране сос-
тавляет 18 литров в год в пересчете на чистый спирт на душу взрос-
лого населения. Для сравнения в наиболее "пьющих" странах этот
показатель составляет: в Ирландии - 13,5 литров, Венгрии - 13,2
литра, Франции - 13,0 литров.
В Российской Федерации потребление сигарет с 1985 по 2006 гг.
увеличилось на 87%, в основном за счет увеличения курильщиков сре-
ди женщин и подростков. В настоящее время в стране курят более
40 млн. человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек.
Доля курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире и в 2
раза больше чем в США и странах ЕС. Ежегодно количество курящих в
России увеличивается в 1,5-2 раза, что является одним из самых вы-
соких показателей в мире.
Одной из важнейших задач профилактики является раннее выявле-
ние больных на начальных этапах формирования заболевания и выявле-
ние групп риска, склонных к формированию зависимости. Эта катего-
рия больных, как правило, не обращается за медицинской помощью. Их
родственники, администрация и профсоюзы трудовых и учебных учреж-
дений крайне редко обращаются в специализированные медицинские уч-
реждения и пытаются решать проблемы этих больных самостоятельно,
чем ухудшают ситуацию. Нередки случаи, когда больных наркологичес-
кого профиля отчисляют из рабочих коллективов или вузов, от них
отказывается семья, время для эффективного лечения бывает упущено,
а сами больные социально и личностно деградируют. Эта важнейшая
сфера профилактической работы имеет правовой вакуум. В Федеральном
законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах" отсутствуют четкие нормы профилактики раз-
личных видов зависимости.
Использование Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г.
N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании" для наркологических целей в части недобровольной госпи-
тализации не вполне корректно, т.к. в нем отсутствует упоминание о
наркологических заболеваниях и специфических состояниях патологи-
ческого влечения, приближающихся к психотическим.
Не решен вопрос:
- об обязательных профилактических и лечебных курсах для
граждан, совершивших административные правонарушения, в частности
для водителей, задержанных в состоянии алкогольного или наркоти-
ческого опьянения. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о
возможности альтернативной замены уголовного наказания на принуди-
тельное (обязательное) лечение в случаях не тяжких уголовных прес-
туплений;
- разграничения полномочий между органами здравоохранения и
правоохранительными органами в части организации учета и наблюде-
ния больных наркологического профиля. Существует противоречие: с
одной стороны, диспансерный учет необходим для оценки пораженности
общества наркологическими заболеваниями и профилактики правонару-
шений, а с другой стороны, диспансерный учет приводит к социальной
депривации и ограничению прав больных наркоманией и, в связи с
этим, ведет к снижению обращаемости;
- об участии негосударственных организаций в профилактике,
лечении и реабилитации наркологических заболеваний, что приводит к
многочисленным нарушениям, мошенничеству и дискредитации нарколо-
гической помощи в целом. В связи с маломощностью негосударственных
наркологических учреждений и приоритетом извлечения прибыли их ле-
чебная деятельность ограничена минимальным набором существующих
методик, иногда - простой детоксикацией, что заведомо не может да-
вать устойчивого эффекта.
Ничего не изменилось в деятельности средств массовой информа-
ции по пропаганде наркотического стиля жизни. Существующая в Рос-
сийской Федерации информационная среда, включая шоу-бизнес, так
или иначе, лояльно относится к распространению наркотиков вплоть
до пропаганды потребления наркотиков и других психоактивных ве-
ществ. Продолжают продаваться товары с наркотической символикой.
Таким образом, назрела настоятельная необходимость выработки
государственной политики в области противодействия наркомании,
снижения спроса на психоактивные вещества и создание организацион-
ной системы профилактики, раннего выявления, лечения и реабилита-
ции больных наркологического профиля.
3. Цель, задачи и основные принципы Комплексной программы
Цель Комплексной программы - совершенствование организацион-
ной системы противодействия и профилактики наркомании, лечения и
реабилитации больных наркологического профиля, снижение спроса на
психоактивные вещества, раннее выявление лиц с повышенным риском
развития зависимого поведения и раннего вмешательства.
Комплексная программа должна быть рассчитана на период с
2011 года до 2013 года и включать основные разделы, определяющие
проблемы, цели и задачи совершенствования наркологической помощи в
городе Москве и противодействия наркомании как в целом, так и по
отдельным направлениям.
Задачи, которые необходимо решить при реализации Комплексной
программы:
1. Раннее выявление психологических, медицинских и социальных
проблем у сотрудников (учащихся), расстройств адаптации, связанных
с повышенной нагрузкой, стрессовыми ситуациями на работе и семье.
2. Раннее выявление больных на начальных этапах формирования
заболевания и групп риска, в том числе путем медико-диагностичес-
кого исследования потребления наркотиков и алкоголя среди учащихся
и в трудовых коллективах.
3. Разработка действенных моделей выявления и наблюдения за
наркологическими больными.
4. Разработка правовых основ:
- принудительного лечения больных наркоманией, алкоголизмом,
совершивших административные и нетяжкие уголовные преступления;
- разграничения полномочий между органами здравоохранения и
правоохранительными органами в части диспансерного учета больных с
наркологическими заболеваниями;
- участия негосударственных организаций в профилактике и реа-
билитации наркологических заболеваний;
- тестирования граждан, в том числе несовершеннолетних, на
употребление наркотических средств и психотропных веществ.
5. Внедрение принципов этапности лечебно-реабилитационного
процесса, включающего: первичную профилактику, вторичную профилак-
тику, интервенцию, детоксикацию, лечение синдрома патологического
влечения, психотерапию и коррекцию личностных расстройств, реаби-
литацию и противорецидивные мероприятия.
6. Разработка и внедрение современных действенных научно-тех-
нических средств и методов борьбы с наркозависимостью.
7. Комплексное использование медико-биологических и социаль-
но-реабилитационных мероприятий в лечении наркологических больных.
8. Создание системы медико-психологической и медико-социаль-
ной реабилитации больных наркологического профиля.
9. Создание системы профессиональной подготовки, переподго-
товки и трудоустройства больных наркологического профиля.
10. Проведение лекций, постоянно действующих семинаров, об-
щественных акций для различных категорий граждан.
11. Разработка и размещение социальной рекламы антинаркоти-
ческой направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни.
12. Содействие в создании международной общественной органи-
зации "Города содружества против наркотиков", а также использова-
ние опыта деятельности общественных организаций по профилактике
употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа
жизни.
Современная наркология основывается на многофакторности раз-
вития заболеваний зависимости. В этой связи в организацию оказания
наркологической помощи входит решение не только медицинских задач,
но, прежде всего, организация системного подхода, учитывающего как
медицинские, так и психологические, социально-культурные и инфор-
мационные аспекты лечения и реабилитации больных наркологического
профиля.
Одновременно с этим необходимо учитывать, что у большинства
больных в случаях формирования ремиссии и остановки болезненного
процесса остается сумма предрасполагающих факторов, что диктует
необходимость длительного медицинского наблюдения, сопровождения и
противорецидивного лечения, с одной стороны, и психологической,
социально-культурной реабилитации, с другой.
Реализация Комплексной программы должна способствовать улуч-
шению состояния здоровья населения столицы, остановке роста нарко-
мании, снижению уровня заболеваемости, инвалидности, смертности,
развитию профилактической направленности, снижению числа правона-
рушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и уменьшению
спроса на них.
4. Требования к разработке Комплексной программы
При разработке Комплексной программы должен быть учтен пере-
довой международный и отечественный опыт решения проблем, связан-
ных с нелегальным оборотом наркотиков, организацией наркологичес-
кой помощи населению.
В ходе разработки осуществляется структуризация проблемы и
определение целей, формируются количественные и качественные целе-
вые показатели, определяются средства и ресурсы для обеспечения
реализации Комплексной программы. При необходимости по итогам ана-
лиза достигнутых результатов и выявленных проблем вносятся коррек-
тирующие предложения.
При подготовке мероприятий Комплексной программы должны быть
выполнены следующие работы:
- анализ существующей нормативно-правовой базы и ее влияние
на достижение конечных результатов;
- разработка альтернативных вариантов достижения заданных
значений показателей, проведение их оценки по установленным крите-
риям с целью выбора наиболее оптимального;
- проведение анализа действующих, в том числе зарубежных, мо-
делей профилактики употребления психоактивных веществ и лечеб-
но-реабилитационного процесса с целью принятия наиболее действен-
ных;
- подготовка комплекса мер по оптимизации взаимодействия за-
интересованных органов исполнительной власти города Москвы;
- обеспечение мер по недопущению в средствах массовой инфор-
мации, в социально-культурных мероприятиях любых материалов, со-
держащих элементы пропаганды наркотических средств и психотропных
веществ, а также расширение антинаркотической пропаганды и пропа-
ганды здорового образа жизни.
5. Государственные заказчики, состав и основное содержание
Комплексной программы
Государственным заказчиком - координатором Комплексной прог-
раммы является Департамент здравоохранения города Москвы.
Государственными заказчиками Комплексной программы являются:
префектуры административных округов города Москвы, Департамент
потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент науки и
промышленной политики города Москвы, Департамент внешнеэкономичес-
ких и международных связей города Москвы, Департамент образования
города Москвы, Департамент социальной защиты населения города
Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,
Департамент культуры города Москвы, Департамент физической культу-
ры и спорта города Москвы, Департамент труда и занятости населения
города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города
Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по свя-
зям с религиозными организациями города Москвы, Комитет рекламы,
информации и оформления города Москвы, Комитет по телекоммуникаци-
ям и средствам массовой информации города Москвы, Управление коор-
динации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
Ввиду масштабности и многоотраслевого характера Комплексной
программы в число ее исполнителей войдут Управление Федеральной
службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по
городу Москве, Главное управление внутренних дел по городу Москве,
Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работо-
дателей), Совет ректоров ВУЗов Москвы и Московской области.
В состав Комплексной программы предполагаются к включению
следующие разделы:
- аналитическая оценка текущего состояния, с исследованием и
разработкой перспективных направлений развития;
- комплекс программных мероприятий;
- управление реализацией Комплексной программы.
Данный перечень может уточняться и дополняться в ходе разра-
ботки и реализации Комплексной программы.
Основное содержание раздела "Аналитическая оценка текущего
состояния, с исследованием и разработкой перспективных направлений
развития".
В разделе дается всесторонний анализ реальной наркологической
ситуации в городе и ее прогноз на основе имеющихся результатов
исследований, статистических отчетных материалов и объективных до-
кументированных наблюдений. Выполняется комплексный анализ проблем
в работе по противодействию наркомании, профилактической, лечебно-
диагностической и реабилитационной работе наркологической службы
города путем выявления явных и скрытых причин возникновения труд-
ностей. Анализ проблем выполняется в разрезе целевых ориентиров и
показателей индикаторов их достижения. Разработка перспективных
направлений развития осуществляется с учетом внедрения современных
действенных научно-технических достижений и условий ограниченного
финансирования.
Основное содержание раздела "Комплекс программных мероприя-
тий".
Приводится расширенный план мероприятий с указанием исполни-
телей, сроков, финансовых затрат, источников финансирования, ожи-
даемых результатов. Мероприятия объединяются в блоки по направле-
ниям противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному
обороту, лечебно-реабилитационной работы. Предварительный перечень
таких блоков включает:
- разработку и согласование регламентов взаимодействия орга-
нов исполнительной власти города Москвы;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- совершенствование профилактической работы, в том числе в
трудовых и учебных коллективах;
- совершенствование лечебно-диагностической и реабилитацион-
ной работы;
- повышение уровня информированности населения;
- повышение оперативности реагирования.
Основное содержание раздела "Управление реализацией Комплекс-
ной программы".
Излагается организационная и информационная технология мони-
торинга процесса реализации Комплексной программы для уточнения и
корректировки по итогам анализа ее исполнения.
Для информационной поддержки реализации Комплексной программы
должны быть предусмотрены формы работы с печатными и электронными
средствами массовой информации, специализированные ресурсы сети
Интернет, комплекс "горячих линий", встречи с населением, наружная
реклама, рассылка информационных материалов, привлечение и созда-
ние общественных организаций, проведение научных симпозиумов, кон-
ференций.
Необходимо предварительное обсуждение предлагаемых решений на
заседании Антинаркотической комиссии города Москвы.
В итоге система управления реализацией Комплексной программы
должна обеспечить объективный учет всех составляющих затрат на вы-
полнение мероприятий Комплексной программы, оценку получаемых ре-
зультатов и реальной эффективности использования средств.
6. Ожидаемые результаты реализации Комплексной программы
Реализация Комплексной программы должна обеспечить достижение
ряда результатов социального и экономического характера:
- снижение заболеваемости, смертности, инвалидности больных
наркоманиями;
- снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной
масштабами распространенности немедицинского потребления наркоти-
ков;
- сохранение и развитие трудовых ресурсов;
- формирование позитивных моральных и нравственных ценностей,
определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению
наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью.
Основные целевые индикаторы программы:
- количество трудовых и учебных коллективов, охваченных про-
филактическими программами;
- абсолютные и относительные показатели числа потребителей
психоактивных веществ в трудовых и учебных коллективах;
- заболеваемость и болезненность наркологическими заболевани-
ями;
- количество больных наркоманией;
- процент годовых ремиссий;
- число больных наркологического профиля, активно участвующих
в лечебно-реабилитационных программах;
- удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи
с употреблением наркотиков, в общей численности несовершеннолет-
них.
7. Необходимые размеры ресурсов для выполнения Комплексной
программы
Финансирование Комплексной программы предполагается осущест-
влять за счет бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых
государственным заказчикам программных мероприятий, федерального
бюджета и внебюджетных источников.