Постановление Московской городской Думы
№ 119 от 19 апреля 2006 года
Об отзыве на проект федерального закона № 272749-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Рассмотрев проект федерального закона №72749-4 <О внесении
изменений в Федеральный закон <Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации>, внесенный депутатами
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
А.В.Островским, И.В.Лебедевым, Е.Ю.Соломатиным,
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Направить в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации отзыв Московской городской Думы на проект
федерального закона № 272749-4 <О внесении изменений в Федеральный
закон <Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации>.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы
Вносится Московской
городской Думой
Отзыв
на проект федерального закона № 272749-4 <О внесении изменений
в Федеральный закон <Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации>
Московской городской Думой рассмотрен проект федерального закона
№ 272749-4 <О внесении изменений в Федеральный закон <Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>
(далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить порядок наделения
гражданина Российской Федерации полномочиями главы муниципального
образования решением представительного органа муниципального
образования по представлению высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация -
демократическое федеративное правовое государство (часть 1 статьи 1);
носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет
свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти
и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением
власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1, 2 и 3
статьи 3); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее
территорию (часть 1 статьи 4); Конституция Российской Федерации и
федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации, при этом Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу и прямое действие (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 15).
Указанные конституционные принципы конкретизируются в других
положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих систему
органов законодательной, исполнительной, судебной власти и органов
местного самоуправления в Российской Федерации, порядок их организации
и деятельности, их формирование, а также избирательные права граждан и
их право на участие в референдуме. При этом порядок формирования
органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации
непосредственно не регламентирует. Провозглашая свободные выборы
наряду с референдумом высшим выражением власти многонационального
народа Российской Федерации и закрепляя избирательные права граждан и
право на участие в референдуме (часть 3 статьи 3, части 1 и 2 статьи 32),
она в то же время не рассматривает выборы в качестве единственно
допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на
каждом из уровней ее организации.
Всеобщая декларация прав человека, провозглашая право каждого
принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через
посредство свободно избранных представителей, не конкретизирует, какие
именно органы публичной власти и какого уровня подлежат формированию
исключительно путем проведения таких выборов, а равно не обязывает
участников только к организации прямых выборов в органы публичной
власти.
Таким образом, федеральный законодатель вправе избирать наиболее
эффективные и соразмерные конституционным целям механизмы
организации местного самоуправления.
Следует отметить, что порядок наделения гражданина Российской
Федерации полномочиями главы муниципального образования решением
представительного органа муниципального образования по представлению
Мэра Москвы действовал в городе Москве в 1997-2001 годах и имел
положительный эффект. Есть основания полагать, что данный порядок
позволит предотвратить значительную часть противоречий, возникающих
между высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) и главой муниципального образования,
примеры которых за последние годы можно было видеть во многих
субъектах Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Московская городская Дума поддерживает
концепцию данного законопроекта.
Вместе с тем к тексту имеется ряд замечаний и предложений.
В случае избрания главы муниципального образования
представительным органом муниципального образования, а не населением
он может возглавлять только местную администрацию. Следует установить
законом, что глава муниципального образования, представленный для
наделения полномочиями не из числа депутатов представительного органа
муниципального образования, не может входить в состав представительного
органа муниципального образования с правом решающего голоса и
исполнять полномочия его председателя.
В части 5 статьи 36 законопроекта слова <высшему должностному
лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации)> следует заменить словами <представительному органу
муниципального образования>, так как именно представительный орган
муниципального образования наделяет полномочиями главу
муниципального образования.
Также в законопроекте не предусмотрено внесение изменений в абзац
пятнадцатый части 1 статьи 2, где дается определение выборного
должностного лица местного самоуправления, а также в абзац второй части 3
статьи 40, часть 4 статьи 40.
Редактор проекта:
депутат Московской
городской Думы
Т.А.Портнова
628-21-83
19 апреля 2006 года