Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Обращение Московской городской Думы
№ 11 от 17 октября 2001 года

Об установлении единых налоговых льгот для жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и иных объединений собственников недвижимости в жилищной сфере

    Председателю Правительства
    Российской Федерации
    М.М.Касьянову


    Уважаемый Михаил Михайлович!

    Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской
Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997 года № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской
Федерации" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 мая
1997 года № 528), признана необходимость стимулирования создания
товариществ собственников жилья как одного из наиболее приемлемых способов
защиты прав собственников жилья, влияния на стоимость и качество
предоставляемых услуг, позволяющих создать условия для привлечения
дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту
жилого фонда.

    Товарищества собственников жилья в Российской Федерации
создаются в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 года
№ 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и обладают правом на
заключение договоров на управление и/или обслуживание, эксплуатацию и
ремонт жилья, а также организацию самостоятельного домоуправления,
технического обслуживания и ремонта для собственных нужд.

    Основным источником существования товариществ являются членские
взносы их участников.

    Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 6 статьи 3, статья 27)
предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим содержание,
эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства,
в том числе, как мы полагаем, и товариществам собственников жилья,
гарантируются и обеспечиваются налоговые и финансово-кредитные льготы.

    В целях стимулирования создания товариществ вышеназванная
Концепция также предусматривает освобождение от налога на добавленную
стоимость работ, проводимых ими или для них по техническому
обслуживанию и ремонту жилых помещений, инженерного оборудования,
мест общего пользования и придомовой территории.

    Однако, гарантированные законодательными актами Российской
Федерации налоговые льготы для товариществ собственников жилья по
социальному налогу не достаточно четко отражены в подпункте 8 пункта
1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и по мнению
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на них не
распространяются, а по налогу на добавленную стоимость (подпункт 10
пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации) в
отношении товариществ не реализованы.

    В то же время новым Налоговым кодексом Российской Федерации
данные льготы предусмотрены для жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, в городе Москве более 30 товариществ, преобразованных
в соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации
Концепцией жилищно-коммунальной реформы из жилищно-строительных
кооперативов, попали под более жесткое налоговое обложение.
Преобразование существующих в Москве остальных 2500 жилищно-
строительных кооперативов в товарищества собственников жилья по этой
причине остановлено.

    Вместе с тем, положения Федерального закона от 15 июня 1996
года № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (статья 4)
"распространяются на отношения собственности в кондоминиумах,
помещения в которых принадлежат не менее чем двум домовладельцам,
на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе строительства и
реконструкции, а также на все товарищества, товарищества домовладельцев,
жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью
выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения
собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для
обеспеченияэксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами
и общим имуществом дома". В соответствии с этим  Московская городская
Дума полагает, что установленные статьями 149, 238 Налогового кодекса
Российской Федерации льготы должны распространиться на товарищества
собственников жилья и другие перечисленные выше субъекты
правоотношений без изъятия.

    В целях создания условий для реализации Концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в Москве в
настоящее время создано только чуть более 600 товариществ
собственников жилья, в то время как в городе существует около 39
тысяч жилых домов,на базе которых они могли быть созданы в
перспективе.

    Московская городская Дума просит Правительство Российской
Федерации устранить указанные налоговые препятствия в реализации
жилищно-коммунальной реформы Российской Федерации и установить
единые налоговые льготы для всех вышеперечисленных субъектов
правоотношений.

    О принятых мерах просим Вас поручить проинформировать
Московскую городскую Думу.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы