Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 1204-ПП от 3 ноября 2009 года

О проекте закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве»

     В целях регулирования отношений в сфере  организации  и  осу-
ществления  деятельности по опеке и попечительству в городе Москве
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации опеки
и попечительства в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру Москвы внести указанный законопроект в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль  за  выполнением  настоящего  постановления  воз-
ложить на первого заместителя Мэра Москвы в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.  и заместителя Мэра Москвы  в  Правительстве  Москвы,
полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе
Виноградова В.Ю.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 3 ноября 2009 г. N 1204-ПП


                                                            ПРОЕКТ

                       Закон города Москвы
              "Об организации опеки и попечительства
                         в городе Москве"

     Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере ор-
ганизации деятельности по опеке и попечительству в городе Москве.

                     Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
     Патронатное воспитание - форма устройства ребенка в патронат-
ную семью на установленный договором срок.
     Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо,
осуществляющее  обязанности опекуна (попечителя) в отношении несо-
вершеннолетнего на основании акта уполномоченного органа  исполни-
тельной  власти города Москвы в сфере опеки и попечительства и до-
говора о патронатном воспитании.
     Патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному граж-
данину,  который по состоянию здоровья не способен  самостоятельно
осуществлять  и  защищать свои права и исполнять свои обязанности,
помощником,  назначаемым с согласия (выраженного в письменной фор-
ме) гражданина,  над которым устанавливается патронаж, органом ис-
полнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства и
действующим  на основании договора (поручения,  доверительного уп-
равления или иного).
     Постинтернатный патронат - сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  воспитанников после окончания
пребывания в организациях для детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставших-
ся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающих-
ся в учреждениях начального,  среднего, среднего профессионального
и высшего образования по очной форме обучения.
     Сопровождение семей,  принявших на воспитание ребенка (детей)
- профессиональная консультативная,  юридическая, психологическая,
педагогическая, медицинская, социальная помощь детям-сиротам и де-
тям,  оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в воз-
расте от 18 до 23 лет, обучающимся в учреждениях начального, сред-
него,  среднего профессионального и высшего образования  по  очной
форме обучения, а также гражданам, принявшим на воспитание ребенка
(детей) в семью.

Статья 2.  Правовое регулирование деятельности уполномоченных
           органов исполнительной власти города Москвы
           в сфере опеки и попечительства

     Уполномоченные органы исполнительной власти города  Москвы  в
сфере  опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации,  федеральными  законами,  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города
Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3.  Структура уполномоченных органов исполнительной
           власти города Москвы в сфере опеки и попечительства

     Структура уполномоченных органов исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства определяется Мэром Москвы.

Статья 4.  Основные задачи уполномоченных органов исполнительной
           власти города Москвы в сфере опеки и попечительства

     Основными задачами   уполномоченных   органов  исполнительной
власти города Москвы в сфере опеки и попечительства являются:
     1) реализация  на  территории  города Москвы единой государс-
твенной политики по защите прав и законных интересов несовершенно-
летних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,
а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж
на территории города Москвы;
     2) обеспечение защиты имущественных и личных  неимущественных
прав и законных интересов граждан,  нуждающихся в установлении над
ними опеки или попечительства,  находящихся под опекой или попечи-
тельством  (в том числе переданных на воспитание в приемную семью,
на патронатное воспитание);
     3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей, ос-
тавшихся без попечения родителей;
     4) надзор  за деятельностью опекунов (попечителей),  приемных
родителей, патронатных воспитателей и организаций, в которые поме-
щены под надзор граждане, нуждающиеся в установлении над ними опе-
ки или попечительства;
     5) контроль  за  сохранностью имущества граждан,  указанных в
пункте втором настоящей статьи, и управлением данным имуществом;
     6) контроль  в пределах предоставленных федеральным законода-
тельством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-си-
рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     7) контроль  в пределах предоставленных федеральным законода-
тельством полномочий за содержанием лиц,  признанных решением суда
недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми
установлен патронаж.

Статья 5. Компетенция уполномоченных органов исполнительной власти
          города Москвы в сфере опеки и попечительства

     1. Уполномоченные  органы исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства в городе Москве осуществляют следу-
ющие полномочия:
     1.1. В отношении несовершеннолетних:
     1) организуют раннее выявление детей,  оставшихся без попече-
ния родителей,  проводят обследование условий их жизни, устанавли-
вают  факт  отсутствия  родительского попечения и ведут учет таких
детей;
     2) утверждают план по защите прав ребенка;
     3) исполняют обязанности опекуна (попечителя)  до  устройства
детей,  оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью
или под надзор в организации для детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения родителей;
     4) обеспечивают устройство ребенка при  отсутствии  родитель-
ского попечения, направляют сведения о ребенке, оставшемся без по-
печения родителей, в случае невозможности его устройства на воспи-
тание в семью, в уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства  для  учета  в  региональном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
     5) осуществляют подбор и подготовку лиц,  желающих принять  в
семью детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет;
     6) устанавливают опеку (попечительство) над  несовершеннолет-
ними; осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей;
     7) передают детей,  оставшихся без  попечения  родителей,  на
воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
     8) устанавливают постинтернатный патронат;
     9) осуществляют последующий контроль за условиями содержания,
воспитания и образования детей,  оставшихся без попечения  родите-
лей;
     10) осуществляют сопровождение семей,  принявших ребенка (де-
тей) на воспитание в семью;
     11) осуществляют мониторинг адаптации к самостоятельной жизни
выпускников из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставших-
ся без попечения родителей, после окончания ими учреждений профес-
сионального образования;
     12) осуществляют контроль за детьми, переданными на патронат-
ное воспитание,  и лицами, над которыми установлен постинтернатный
патронат;
     13) принимают меры по защите жилищных прав,  сохранности иму-
щества детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дают
предварительное разрешение на совершение сделок с принадлежащим им
имуществом в случаях,  предусмотренных федеральным законодательст-
вом;
     14) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (од-
ного из них) или у других лиц,  на попечении которых он находится,
при  непосредственной  угрозе жизни ребенка или его здоровью в по-
рядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
     15) представляют законные интересы несовершеннолетних,  нахо-
дящихся под опекой или попечительством,  в отношениях с любыми ли-
цами,  в том числе обращаются в суд с исками и принимают участие в
рассмотрении судом дел по защите прав и интересов несовершеннолет-
них в случаях,  предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации;
     16) представляют суду акт обследования условий жизни несовер-
шеннолетнего и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а так-
же  основанное  на  нем  заключение при рассмотрении судом споров,
связанных с воспитанием несовершеннолетних;
     17) принимают решение о проведении профилактических осмотров,
психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатри-
ческий  стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае
возражения одного из родителей либо при отсутствии  родителей  или
иного законного представителя;
     18) обеспечивают временное устройство  детей,  нуждающихся  в
государственной защите;
     19) объявляют  несовершеннолетнего   полностью   дееспособным
(эмансипированным);
     20) дают согласие на установление отцовства в случаях  и  по-
рядке, установленных федеральным законодательством;
     21) дают согласие на снятие детей,  оставшихся без  попечения
родителей,  с регистрационного учета по месту жительства или месту
пребывания;
     22) дают  разрешение на изменение фамилии и имени несовершен-
нолетним;
     23) назначают  денежные  средства  на содержание подопечных в
порядке и размере, установленных правовыми актами города Москвы;
     24) дают согласие на исключение детей, оставшихся без попече-
ния родителей,  достигших возраста 15 лет, из образовательного уч-
реждения;
     25) дают согласие на заключение трудовых договоров с учащими-
ся, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от уче-
бы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не на-
рушающего процесса обучения;
     26) дают разрешение на заключение трудовых договоров с  лица-
ми,  не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или)
исполнении (экспонировании) произведений  без  ущерба  здоровью  и
нравственному  развитию  указанных лиц в организациях кинематогра-
фии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;
     27) назначают представителя для защиты прав и интересов детей
в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской
Федерации;
     28) осуществляют мониторинг соблюдения прав и законных  инте-
ресов детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения родителей, пе-
реданных на воспитание в семью  (опека,  попечительство,  приемная
семья,  патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными
представителями ребенка;
     29) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
     1.2. В отношении совершеннолетних лиц, признанных судом неде-
еспособными или ограниченно дееспособными,  а также совершеннолет-
них  дееспособных лиц,  которые по состоянию здоровья не могут са-
мостоятельно осуществлять и защищать свои права и  исполнять  обя-
занности:
     1) ведут учет совершеннолетних граждан,  находящихся под опе-
кой (попечительством) и патронажем;
     2) участвуют в рассмотрении судами споров,  связанных с  осу-
ществлением  опеки и попечительства,  а также в принудительном ис-
полнении принятых судебных решений в случаях,  установленных зако-
нодательством Российской Федерации;
     3) принимают решение о помещении лица,  признанного судом не-
дееспособным вследствие психического расстройства, в психиатричес-
кие или психоневрологические учреждения в установленном  законода-
тельством Российской Федерации порядке;
     4) содействуют устройству лиц,  признанных судом недееспособ-
ными  вследствие психического расстройства,  в психиатрические или
психоневрологические учреждения в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации;
     5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
и защищать свои права и исполнять обязанности,  в  соответствующие
стационарные учреждения социального обслуживания;
     6) принимают решение о назначении лицу, признанному судом не-
дееспособным или ограниченно дееспособным,  опекуна (попечителя) с
согласия последнего и совершеннолетнему дееспособному лицу,  кото-
рое  по  состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и
защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя с согласия
лица, находящегося под попечительством в форме патронажа;
     7) принимают решение о  прекращении  попечительства  в  форме
патронажа по требованию лица, находящегося под патронажем;
     8) оказывают необходимую помощь совершеннолетним дееспособным
лицам,  которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осу-
ществлять и защищать свои права и исполнять обязанности,  до уста-
новления над ними попечительства в форме патронажа;
     9) осуществляют в случаях,  установленных федеральным законо-
дательством, попечительство в форме патронажа над совершеннолетни-
ми дееспособными лицами,  которые по состоянию здоровья  не  могут
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обя-
занности;
     10) принимают  решение  о  распоряжении имуществом и доходами
лица,  признанного судом  недееспособным  вследствие  психического
расстройства,  при определении его в психиатрическое или психонев-
рологическое учреждение;
     11) дают  предварительное  разрешение  на совершение опекуном
(попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении ко-
торого установлена опека (попечительство);
     12) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством.
     2. Полномочия по выявлению лиц,  нуждающихся  в  установлении
над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке
граждан,  выразивших желание стать опекунами или попечителями либо
принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на вос-
питание в иных установленных законодательством формах,  могут осу-
ществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федераль-
ного закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительст-
ве",  в случаях и порядке, установленных Правительством Российской
Федерации.

Статья 6. Акты уполномоченных органов исполнительной власти города
          Москвы в сфере опеки и попечительства в отношении лиц,
          находящихся под опекой (попечительством) и патронажем

     В пределах своих полномочий  уполномоченные  органы  исполни-
тельной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства издают
следующие акты:
     1) об установлении опеки (попечительства);
     2) об установлении предварительной опеки (попечительства);
     3) о помещении ребенка в организацию для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
     4) об освобождении,  отстранении опекуна (попечителя), прием-
ного родителя,  патронатного воспитателя от  исполнения  им  своих
обязанностей;
     5) о прекращении опеки (попечительства);
     6) о содержании ребенка, оставшегося без попечения родителей,
и распоряжении его текущими доходами и имуществом;
     7) о  предварительном  разрешении на совершение сделок с иму-
ществом ребенка,  оставшегося без попечения родителей,  разрешении
на совершение от его имени сделок, порядке управления его имущест-
вом;
     8) о разрешении раздельного проживания попечителя и  подопеч-
ного;
     9) о присвоении  или  изменении  несовершеннолетним  фамилии,
имени;
     10) о порядке общения ребенка с родителями,  в том числе  ли-
шенными родительских прав или ограниченными в родительских правах,
иными родственниками;
     11) об отобрании ребенка;
     12) иные акты по защите прав и законных интересов несовершен-
нолетних  в соответствии с федеральным законодательством и законо-
дательством города Москвы;
     13) о   помещении   лица,  признанного  судом  недееспособным
вследствие психического расстройства,  в психоневрологическое  уч-
реждение для социального обеспечения;
     14) об охране имущественных прав недееспособного в случае по-
мещения  его  в  психоневрологическое  учреждение  для социального
обеспечения;
     15) об  учреждении  доверительного  управления недвижимым или
ценным движимым имуществом подопечного и (или) о реализации такого
имущества;
     16) об утверждении плана по защите прав ребенка;
     17) о  разрешении  на помещение ребенка в психиатрическое уч-
реждение с целью его медицинского освидетельствования или лечения;
     18) об  объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
     19) иные акты по защите прав и законных интересов лиц,  нахо-
дящихся под опекой (попечительством), патронажем, и совершеннолет-
них  граждан,  признанных недееспособными или не полностью дееспо-
собными,  в соответствии с федеральным законодательством и законо-
дательством города Москвы.

Статья 7. Координация деятельности по опеке и попечительству

     1. Координацию  и  методическое  руководство деятельностью по
опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без попечения родителей,  а также лиц из их
числа в возрасте от 18 до 23 лет,  осуществляет уполномоченный ор-
ган  исполнительной  власти города Москвы в сфере семейной и моло-
дежной политики.
     2. Координацию  и методическое руководство по опеке и попечи-
тельству в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои пра-
ва и обязанности, осуществляет уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы в сфере социальной защиты населения.
     3. Координацию и методическое руководство по опеке и  попечи-
тельству в отношении совершеннолетних лиц,  признанных судом неде-
еспособными вследствие психического расстройства,  а также ограни-
ченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими средствами, осуществляет уполномочен-
ный  орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохра-
нения.

Статья 8. Комиссия по охране прав и законных интересов подопечных

     1. При уполномоченных органах  исполнительной  власти  города
Москвы в сфере опеки и попечительства образуются комиссии по охра-
не прав и законных интересов подопечных.
     2. Комиссии  по  охране  прав и законных интересов подопечных
осуществляют:
     - подготовку проекта плана по защите прав ребенка;
     - рассмотрение результатов комплексных проверок условий  жиз-
ни, воспитания, и развития ребенка;
     - рассмотрение результатов условий жизни граждан,  признанных
судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также граж-
дан, над которыми установлен патронаж;
     - рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства.
     3. Решения,  принимаемые комиссиями,  носят  рекомендательный
характер.
     4. Положение о комиссии по охране прав и  законных  интересов
подопечных утверждается Правительством Москвы.

Статья 9. План по защите прав ребенка

     1. План  по  защите прав ребенка принимается не позднее чем в
течение одного месяца с момента устройства ребенка на воспитание в
семью  или  в организацию для детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, и устанавливает перечень мероприятий по обес-
печению прав и законных интересов ребенка (определение формы защи-
ты прав ребенка и (или) формы,  сроков и места его устройства, ор-
ганизация правовой, медицинской, социально-психологической помощи,
обучения,  досуга,  определение иных мероприятий,  предусмотренных
федеральным  законодательством и правовыми актами города Москвы) и
сроки их выполнения.
     2. Проект  плана по защите прав ребенка разрабатывается в со-
ответствии с Положением о комиссии по охране прав и законных инте-
ресов подопечных.
     3. План по защите прав ребенка при достижении ребенком  деся-
тилетнего возраста должен быть составлен с учетом мнения ребенка.
     4. План по защите прав ребенка подлежит пересмотру по инициа-
тиве законного представителя ребенка и (или) уполномоченного орга-
на исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечитель-
ства и (или) организации, осуществляющей сопровождение семьи, при-
нявшей на воспитание ребенка.
     5. Контроль  за  реализацией  указанного  плана  осуществляет
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы  в  сфере
опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Статья 10.  Сопровождение семей, принявших ребенка (детей)
            на воспитание

     1. Сопровождение семей предполагает  оказание  организациями,
указанными в части 2 настоящей статьи, профессиональной консульта-
тивной, юридической, психологической, педагогической, медицинской,
социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и
правовыми актами города Москвы.
     2. Перечень образовательных организаций,  медицинских органи-
заций,  организаций, оказывающих социальные услуги, и иных органи-
заций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, формируется уполномоченным органом испол-
нительной  власти  города Москвы в сфере опеки и попечительства на
основании заявок, подаваемых соответствующими организациями, жела-
ющими осуществлять сопровождение. Порядок отбора организаций опре-
деляется в Положении о сопровождении семей.
     3. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе са-
мостоятельно выбирать организации,  оказывающие ей  сопровождение.
Уполномоченные  органы,  расположенные  по месту жительства семьи,
принявшей ребенка (детей) на воспитание,  обязаны предоставить  ей
информацию об организациях, указанных в части 2 настоящей статьи.
     4. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспита-
ние осуществляется на безвозмездной основе.
     5. Положение о сопровождении семей утверждается  Правительст-
вом Москвы.

   Глава 2.  Осуществление деятельности уполномоченных органов
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства

Статья 11. Опека (попечительство)

     Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и
реализация  надзора  за  деятельностью опекунов (попечителей) осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 12. Приемная семья

     1. Передача ребенка (детей) в приемную семью  и  контроль  за
условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.
     2. Примерный договор о приемной семье утверждается Правитель-
ством Москвы.
     3. Ребенку  (детям) и приемному родителю (приемным родителям)
предоставляется сопровождение на период действия договора.
     4. Договор  о  приемной семье заключается по месту жительства
приемного родителя (приемных родителей).
     5. Приемный  родитель (приемные родители) ведут учет расходов
в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяе-
мых  на содержание ребенка,  и представляют отчет в органы опеки и
попечительства в срок,  указанный в договоре,  и в соответствии  с
федеральным законодательством.

Статья 13. Патронатное воспитание

     1. Патронатный воспитатель - законный представитель, обладаю-
щий всеми правами и обязанностями опекуна или  попечителя,  в  том
числе  правом распоряжаться имуществом подопечного от его имени (с
согласия уполномоченного органа исполнительной власти города Моск-
вы в сфере опеки и попечительства), действующий на основании дого-
вора о патронатном воспитании.
     2. Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не
могут быть применены иные формы устройства  детей-сирот  и  детей,
оставшихся  без попечения родителей (усыновление,  опека,  попечи-
тельство, приемная семья). В случае подбора кандидатов (кандидата)
в усыновители,  ребенок (дети),  переданный (переданные) на патро-
натное воспитание, подлежит (подлежат) усыновлению (удочерению).
     3. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех
детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на пат-
ронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками.
     4. Ребенок,  достигший возраста 10 лет,  передается на патро-
натное воспитание только с его согласия.
     5. На лиц,  желающих взять ребенка на патронатное воспитание,
распространяются  требования,  установленные федеральным законода-
тельством в отношении опекунов (попечителей).
     6. На детей,  переданных на патронатное воспитание, распрост-
раняются нормы материального обеспечения  и  социальные  гарантии,
установленные для детей, оставшихся без попечения родителей, пере-
данных под опеку (попечительство), федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
     7. Патронатное воспитание осуществляется на основании догово-
ра о патронатном воспитании.
     8. Контроль за осуществлением патронатного воспитания  возла-
гается на уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства.

Статья 14. Договор о патронатном воспитании

     1. Основанием для заключения договора о патронатном  воспита-
нии является:
     - заключение органа опеки и попечительства о возможности осу-
ществления патронатного воспитания лицом, выразившим желание стать
патронатным воспитателем;
     - прохождение кандидатом в патронатные воспитатели подготовки
в связи с осуществлением патронатного воспитания;
     - акт  уполномоченного  органа  исполнительной  власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства, принятый по месту жительст-
ва ребенка (детей).
     2. Договор о патронатном воспитании заключается между уполно-
моченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере опеки
и попечительства,  патронатным воспитателем и организацией по пат-
ронатному  воспитанию по месту жительства ребенка на срок не менее
трех месяцев и не более года. В интересах ребенка допускается про-
лонгация договора о патронатном воспитании.
     3. Договор о патронатном  воспитании  должен  предусматривать
условия содержания,  воспитания и образования ребенка, меры по за-
щите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному вос-
питателю,  права и обязанности сторон, порядок и условия расторже-
ния договора,  срок договора, размер средств, выплачиваемых на со-
держание ребенка,  порядок осуществления контроля, ответственность
сторон и иные условия.
     4. Примерный  договор  о  патронатном воспитании утверждается
Правительством Москвы.
     5. Положение об организации, предоставляющей патронатное вос-
питание, утверждается Правительством Москвы.
     6. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
сфере опеки и попечительства по месту жительства ребенка  (детей),
переданного (переданных) на патронатное воспитание,  в трехдневный
срок обязан информировать регионального оператора государственного
банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения ро-
дителей,  об устройстве данного ребенка (детей)  на  воспитание  в
семью,  с целью прекращения учета сведений о нем в государственном
банке данных о детях,  оставшихся без попечения родителей, в соот-
ветствии с федеральным законодательством.
     7. Патронатный воспитатель ведет учет расходов  в  письменной
форме по приходу и расходу денежных средств,  выделяемых на содер-
жание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляют-
ся  ежеквартально в уполномоченный орган исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере опеки и попечительства.
     8. Ребенку (детям) и патронатному воспитателю предоставляется
сопровождение организациями, указанными в части 2 статьи 5 настоя-
щего Закона.
     9. Договор, указанный в настоящей статье, может быть расторг-
нут по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере опеки и попечительства в случае наличия угрозы
для жизни и здоровья ребенка,  переданного на патронатное воспита-
ние, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспита-
теля.

Статья 15.  Выявление и учет детей, оставшихся без попечения
            родителей

     1. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, вклю-
чая обследование условий жизни таких несовершеннолетних,  осущест-
вляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
в  сфере опеки и попечительства в соответствии с федеральным зако-
нодательством.
     2. Первичный учет детей,  оставшихся без попечения родителей,
осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства по месту фактического нахож-
дения детей.
     3. Сведения,  составляющие данные первичного учета,  являются
конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
только в целях осуществления защиты прав и законных интересов  не-
совершеннолетних.

Статья 16.  Учет лиц, находящихся под опекой (попечительством) и
            патронажем

     1. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей,  подлежащих  передаче  на воспитание в семью,  осуществляется
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
опеки и попечительства в региональном государственном банке данных
о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
     2. Учет совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (по-
печительством) и патронажем, осуществляется уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
по месту их жительства.
     3. Сведения,  составляющие данные учета, являются конфиденци-
альными и могут быть использованы уполномоченным органом  исполни-
тельной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства только
в целях осуществления защиты прав и законных интересов совершенно-
летних граждан,  находящихся под опекой (попечительством) или пат-
ронажем.

Статья 17. Постинтернатный патронат

     1. Постинтернатный  патронат устанавливается над детьми-сиро-
тами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, после оконча-
ния  их пребывания в организациях для детей-сирот и детей,  остав-
шихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и де-
тей,  оставшихся  без попечения родителей,  в возрасте от 18 до 23
лет,  обучающимися в учреждениях  начального,  среднего,  среднего
профессионального  и  высшего образования по очной форме обучения,
на основании договора.
     2. Постинтернатный патронат осуществляется  на  безвозмездной
основе организацией для детей-сирот и детей,  оставшихся без попе-
чения родителей, или патронатным воспитателем.
     3. Договор о постинтернатном  патронате  в  отношении  ребен-
ка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключа-
ется между уполномоченным  органом  исполнительной  власти  города
Москвы в сфере опеки и попечительства, ребенком, достигшим возрас-
та 14 лет,  и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей,  выпускником  которой  является данный ребе-
нок, или патронатным воспитателем
     4. Договор о постинтернатном патронате в  отношении  лица  из
числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  в
возрасте  от 18 до 23 лет заключается между уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и  попечительст-
ва,  патронатным воспитателем и указанным лицом. Лицо из числа де-
тей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, в возрасте
от  18 до 23 лет может выступать инициатором заключения договора о
постинтернатном патронате.
     5. Постинтернатный патронат осуществляется в форме  посещения
патронатным  воспитателем  лица,  в  отношении которого установлен
постинтернатный патронат, с целью воспитания и сопровождения.
     6. За патронатным воспитателем может быть закреплено не более
трех воспитанников. Данное ограничение не применяется в случае ус-
тановления  постинтернатного  патроната  над  детьми,  являющимися
близкими родственниками.
     7. Постинтернатный  патронат  не  устанавливается в отношении
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  находя-
щихся под опекой (попечительством),  в приемной семье, патронатной
семье.
     8. Примерный договор о постинтернатном патронате утверждается
Правительством Москвы.
     9. Договор, указанный в настоящей статье, может быть расторг-
нут по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти го-
рода Москвы  в сфере опеки и попечительства,  ребенка,  достигшего
возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей,  в возрасте от 18 до 23 лет в случае наличия
угрозы для жизни и здоровья лица,  в отношении которого установлен
постинтернатный патронат,  пренебрежения его интересами со стороны
патронатного воспитателя.
     10. Контроль  за  осуществлением  постинтернатного  патроната
возлагается на уполномоченный орган исполнительной  власти  города
Москвы в сфере опеки и попечительства.

Статья 18.  Виды государственной поддержки приемных родителей и
            патронатных воспитателей

     1. Государственная поддержка приемных семей и семей,  приняв-
ших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, ус-
тановленном Правительством Москвы, в виде:
     1) ежемесячной  выплаты  вознаграждения  приемному   родителю
(приемным  родителям),  патронатному воспитателю в соответствии со
статьей 19 настоящего Закона;
     2) ежемесячной  выплаты денежных средств на содержание детей,
переданных в приемную семью и на патронатное  воспитание  в  соот-
ветствии с законодательством города Москвы;
     3) ежегодного обеспечения принятых на воспитание детей путев-
ками для отдыха, выделяемыми городом Москвой на данные цели;
     4) выделения один раз в два года путевок  для  отдыха  детей,
переданных в приемную семью,  на патронатное воспитание,  в сопро-
вождении приемного родителя или патронатного воспитателя.
     2. На приемного родителя (приемных родителей),  в семье кото-
рого (которых) воспитывается (принято на воспитание) трое или  бо-
лее детей, распространяются льготы в виде:
     1) бесплатного проезда в  городском  пассажирском  транспорте
(кроме такси и маршрутного такси);
     2) возмещения расходов по оплате телефона в жилом  помещении,
в котором фактически проживает несовершеннолетний,  находящийся на
воспитании в приемной семье (за исключением междугородних и между-
народных переговоров);
     3) возмещения расходов по оплате за жилое  помещение,  комму-
нальные услуги, в котором фактически проживает несовершеннолетний,
находящийся на воспитании в приемной семье.

Статья 19. Размеры вознаграждения, выплачиваемого приемным
           родителям, патронатным воспитателям

     1. Ежемесячное  вознаграждение  приемного родителя или патро-
натного воспитателя устанавливается в расчете на  одного  ребенка,
переданного на воспитание в семью, в размере равном 3,5 - кратному
минимальному размеру оплаты труда,  установленному федеральным за-
конодательством для регулирования оплаты труда,  а также определе-
ния размера пособий по временной нетрудоспособности.
     В случае  изменения  федеральным законодательством указанного
минимального размера оплаты труда размер  вознаграждения  приемных
родителей  и патронатного воспитателя подлежит соответствующей ин-
дексации.
     2. Ежемесячное  вознаграждение выплачивается одному приемному
родителю за воспитание каждого ребенка.  В случае передачи на вос-
питание трех и более детей вознаграждение выплачивается двум (каж-
дому)  приемным родителям за воспитание каждого ребенка в размере,
указанном в части 1 указанной статьи.
     3. За воспитание принятого в приемную семью или на  патронат-
ное воспитание ребенка-инвалида размер вознаграждения,  предусмот-
ренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов.
     4. Право на вознаграждение у приемного родителя (приемных ро-
дителей),  патронатного воспитателя возникает с момента заключения
договоров о приемной семье, патронатном воспитании.
     5. Порядок выплаты вознаграждения приемному родителю  (прием-
ным  родителям),  патронатному  воспитателю устанавливается Прави-
тельством Москвы.

Статья 20.  Надзор за деятельностью опекунов или попечителей,
            приемных родителей, патронатных воспитателей, контроль
            за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

     1. Надзор за деятельностью опекунов и  попечителей,  приемных
родителей,  патронатных  воспитателей  осуществляется по месту жи-
тельства ребенка в соответствии с  федеральным  законодательством,
настоящим Законом и законодательством города Москвы.
     2. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ре-
бенка осуществляется до достижения им 18 лет в случае выплаты еже-
месячной компенсационной выплаты  лицам,  усыновившим  ребенка  из
числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, по
месту жительства.
     3. Порядок учета граждан Российской Федерации,  проживающих в
городе Москве,  отстраненных от  исполнения  обязанностей  опекуна
(попечителя),  приемного родителя, патронатного воспитателя и усы-
новителей,  в отношении которых вынесено решение  суда  об  отмене
усыновления, устанавливается Правительством Москвы.

                Глава 3. Заключительные положения

Статья 21.  Финансирование затрат, связанных с реализацией положе-
            ний настоящего Закона

     Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего За-
кона, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 22.  Ответственность за неисполнение настоящего Закона

     За неисполнение  настоящего Закона должностные лица уполномо-
ченных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющие
полномочия в сфере опеки и попечительства, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и  законода-
тельством города Москвы.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

     1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца
со дня его официального опубликования.
     2. Со  дня  вступления  настоящего  Закона  в силу признаются
утратившими силу:
     1) Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организа-
ции работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве";
     2) Закон  города Москвы от 27 июня 2001 года N 33 "О внесении
изменений  и  дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года
N 16  "Об  организации  работы  по опеке и попечительству в городе
Москве";
     3) Закон  города Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 "О вне-
сении изменений  и  дополнений  в  Закон  города  Москвы от 4 июня
1997 года N 16 "Об организации работы по опеке,  попечительству  и
патронату в городе Москве".
     3. Правовые  акты  города Москвы в сфере организации деятель-
ности по опеке и попечительству, противоречащие настоящему Закону,
должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение
шести месяцев со дня его вступления в силу.