В целях регулирования отношений в сфере организации и осу-
ществления деятельности по опеке и попечительству в городе Москве
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации опеки
и попечительства в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления воз-
ложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,
полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе
Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 ноября 2009 г. N 1204-ПП
ПРОЕКТ
Закон города Москвы
"Об организации опеки и попечительства
в городе Москве"
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере ор-
ганизации деятельности по опеке и попечительству в городе Москве.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка в патронат-
ную семью на установленный договором срок.
Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо,
осуществляющее обязанности опекуна (попечителя) в отношении несо-
вершеннолетнего на основании акта уполномоченного органа исполни-
тельной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства и до-
говора о патронатном воспитании.
Патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному граж-
данину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности,
помощником, назначаемым с согласия (выраженного в письменной фор-
ме) гражданина, над которым устанавливается патронаж, органом ис-
полнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства и
действующим на основании договора (поручения, доверительного уп-
равления или иного).
Постинтернатный патронат - сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, воспитанников после окончания
пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставших-
ся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающих-
ся в учреждениях начального, среднего, среднего профессионального
и высшего образования по очной форме обучения.
Сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка (детей)
- профессиональная консультативная, юридическая, психологическая,
педагогическая, медицинская, социальная помощь детям-сиротам и де-
тям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в воз-
расте от 18 до 23 лет, обучающимся в учреждениях начального, сред-
него, среднего профессионального и высшего образования по очной
форме обучения, а также гражданам, принявшим на воспитание ребенка
(детей) в семью.
Статья 2. Правовое регулирование деятельности уполномоченных
органов исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в
сфере опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города
Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
Статья 3. Структура уполномоченных органов исполнительной
власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
Структура уполномоченных органов исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства определяется Мэром Москвы.
Статья 4. Основные задачи уполномоченных органов исполнительной
власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
Основными задачами уполномоченных органов исполнительной
власти города Москвы в сфере опеки и попечительства являются:
1) реализация на территории города Москвы единой государс-
твенной политики по защите прав и законных интересов несовершенно-
летних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж
на территории города Москвы;
2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных
прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над
ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечи-
тельством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью,
на патронатное воспитание);
3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей, ос-
тавшихся без попечения родителей;
4) надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных
родителей, патронатных воспитателей и организаций, в которые поме-
щены под надзор граждане, нуждающиеся в установлении над ними опе-
ки или попечительства;
5) контроль за сохранностью имущества граждан, указанных в
пункте втором настоящей статьи, и управлением данным имуществом;
6) контроль в пределах предоставленных федеральным законода-
тельством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-си-
рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) контроль в пределах предоставленных федеральным законода-
тельством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда
недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми
установлен патронаж.
Статья 5. Компетенция уполномоченных органов исполнительной власти
города Москвы в сфере опеки и попечительства
1. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства в городе Москве осуществляют следу-
ющие полномочия:
1.1. В отношении несовершеннолетних:
1) организуют раннее выявление детей, оставшихся без попече-
ния родителей, проводят обследование условий их жизни, устанавли-
вают факт отсутствия родительского попечения и ведут учет таких
детей;
2) утверждают план по защите прав ребенка;
3) исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
4) обеспечивают устройство ребенка при отсутствии родитель-
ского попечения, направляют сведения о ребенке, оставшемся без по-
печения родителей, в случае невозможности его устройства на воспи-
тание в семью, в уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства для учета в региональном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
5) осуществляют подбор и подготовку лиц, желающих принять в
семью детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет;
6) устанавливают опеку (попечительство) над несовершеннолет-
ними; осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей;
7) передают детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
8) устанавливают постинтернатный патронат;
9) осуществляют последующий контроль за условиями содержания,
воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родите-
лей;
10) осуществляют сопровождение семей, принявших ребенка (де-
тей) на воспитание в семью;
11) осуществляют мониторинг адаптации к самостоятельной жизни
выпускников из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставших-
ся без попечения родителей, после окончания ими учреждений профес-
сионального образования;
12) осуществляют контроль за детьми, переданными на патронат-
ное воспитание, и лицами, над которыми установлен постинтернатный
патронат;
13) принимают меры по защите жилищных прав, сохранности иму-
щества детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дают
предварительное разрешение на совершение сделок с принадлежащим им
имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательст-
вом;
14) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (од-
ного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится,
при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в по-
рядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
15) представляют законные интересы несовершеннолетних, нахо-
дящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми ли-
цами, в том числе обращаются в суд с исками и принимают участие в
рассмотрении судом дел по защите прав и интересов несовершеннолет-
них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации;
16) представляют суду акт обследования условий жизни несовер-
шеннолетнего и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а так-
же основанное на нем заключение при рассмотрении судом споров,
связанных с воспитанием несовершеннолетних;
17) принимают решение о проведении профилактических осмотров,
психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатри-
ческий стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае
возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или
иного законного представителя;
18) обеспечивают временное устройство детей, нуждающихся в
государственной защите;
19) объявляют несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
20) дают согласие на установление отцовства в случаях и по-
рядке, установленных федеральным законодательством;
21) дают согласие на снятие детей, оставшихся без попечения
родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту
пребывания;
22) дают разрешение на изменение фамилии и имени несовершен-
нолетним;
23) назначают денежные средства на содержание подопечных в
порядке и размере, установленных правовыми актами города Москвы;
24) дают согласие на исключение детей, оставшихся без попече-
ния родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного уч-
реждения;
25) дают согласие на заключение трудовых договоров с учащими-
ся, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от уче-
бы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не на-
рушающего процесса обучения;
26) дают разрешение на заключение трудовых договоров с лица-
ми, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или)
исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и
нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематогра-
фии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;
27) назначают представителя для защиты прав и интересов детей
в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской
Федерации;
28) осуществляют мониторинг соблюдения прав и законных инте-
ресов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, пе-
реданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная
семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными
представителями ребенка;
29) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
1.2. В отношении совершеннолетних лиц, признанных судом неде-
еспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолет-
них дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут са-
мостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обя-
занности:
1) ведут учет совершеннолетних граждан, находящихся под опе-
кой (попечительством) и патронажем;
2) участвуют в рассмотрении судами споров, связанных с осу-
ществлением опеки и попечительства, а также в принудительном ис-
полнении принятых судебных решений в случаях, установленных зако-
нодательством Российской Федерации;
3) принимают решение о помещении лица, признанного судом не-
дееспособным вследствие психического расстройства, в психиатричес-
кие или психоневрологические учреждения в установленном законода-
тельством Российской Федерации порядке;
4) содействуют устройству лиц, признанных судом недееспособ-
ными вследствие психического расстройства, в психиатрические или
психоневрологические учреждения в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации;
5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
и защищать свои права и исполнять обязанности, в соответствующие
стационарные учреждения социального обслуживания;
6) принимают решение о назначении лицу, признанному судом не-
дееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с
согласия последнего и совершеннолетнему дееспособному лицу, кото-
рое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и
защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя с согласия
лица, находящегося под попечительством в форме патронажа;
7) принимают решение о прекращении попечительства в форме
патронажа по требованию лица, находящегося под патронажем;
8) оказывают необходимую помощь совершеннолетним дееспособным
лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осу-
ществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, до уста-
новления над ними попечительства в форме патронажа;
9) осуществляют в случаях, установленных федеральным законо-
дательством, попечительство в форме патронажа над совершеннолетни-
ми дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обя-
занности;
10) принимают решение о распоряжении имуществом и доходами
лица, признанного судом недееспособным вследствие психического
расстройства, при определении его в психиатрическое или психонев-
рологическое учреждение;
11) дают предварительное разрешение на совершение опекуном
(попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении ко-
торого установлена опека (попечительство);
12) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным
законодательством.
2. Полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении
над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке
граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо
принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на вос-
питание в иных установленных законодательством формах, могут осу-
ществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федераль-
ного закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительст-
ве", в случаях и порядке, установленных Правительством Российской
Федерации.
Статья 6. Акты уполномоченных органов исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства в отношении лиц,
находящихся под опекой (попечительством) и патронажем
В пределах своих полномочий уполномоченные органы исполни-
тельной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства издают
следующие акты:
1) об установлении опеки (попечительства);
2) об установлении предварительной опеки (попечительства);
3) о помещении ребенка в организацию для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
4) об освобождении, отстранении опекуна (попечителя), прием-
ного родителя, патронатного воспитателя от исполнения им своих
обязанностей;
5) о прекращении опеки (попечительства);
6) о содержании ребенка, оставшегося без попечения родителей,
и распоряжении его текущими доходами и имуществом;
7) о предварительном разрешении на совершение сделок с иму-
ществом ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрешении
на совершение от его имени сделок, порядке управления его имущест-
вом;
8) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопеч-
ного;
9) о присвоении или изменении несовершеннолетним фамилии,
имени;
10) о порядке общения ребенка с родителями, в том числе ли-
шенными родительских прав или ограниченными в родительских правах,
иными родственниками;
11) об отобрании ребенка;
12) иные акты по защите прав и законных интересов несовершен-
нолетних в соответствии с федеральным законодательством и законо-
дательством города Москвы;
13) о помещении лица, признанного судом недееспособным
вследствие психического расстройства, в психоневрологическое уч-
реждение для социального обеспечения;
14) об охране имущественных прав недееспособного в случае по-
мещения его в психоневрологическое учреждение для социального
обеспечения;
15) об учреждении доверительного управления недвижимым или
ценным движимым имуществом подопечного и (или) о реализации такого
имущества;
16) об утверждении плана по защите прав ребенка;
17) о разрешении на помещение ребенка в психиатрическое уч-
реждение с целью его медицинского освидетельствования или лечения;
18) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
19) иные акты по защите прав и законных интересов лиц, нахо-
дящихся под опекой (попечительством), патронажем, и совершеннолет-
них граждан, признанных недееспособными или не полностью дееспо-
собными, в соответствии с федеральным законодательством и законо-
дательством города Москвы.
Статья 7. Координация деятельности по опеке и попечительству
1. Координацию и методическое руководство деятельностью по
опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа в возрасте от 18 до 23 лет, осуществляет уполномоченный ор-
ган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и моло-
дежной политики.
2. Координацию и методическое руководство по опеке и попечи-
тельству в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои пра-
ва и обязанности, осуществляет уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы в сфере социальной защиты населения.
3. Координацию и методическое руководство по опеке и попечи-
тельству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом неде-
еспособными вследствие психического расстройства, а также ограни-
ченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими средствами, осуществляет уполномочен-
ный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохра-
нения.
Статья 8. Комиссия по охране прав и законных интересов подопечных
1. При уполномоченных органах исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства образуются комиссии по охра-
не прав и законных интересов подопечных.
2. Комиссии по охране прав и законных интересов подопечных
осуществляют:
- подготовку проекта плана по защите прав ребенка;
- рассмотрение результатов комплексных проверок условий жиз-
ни, воспитания, и развития ребенка;
- рассмотрение результатов условий жизни граждан, признанных
судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также граж-
дан, над которыми установлен патронаж;
- рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства.
3. Решения, принимаемые комиссиями, носят рекомендательный
характер.
4. Положение о комиссии по охране прав и законных интересов
подопечных утверждается Правительством Москвы.
Статья 9. План по защите прав ребенка
1. План по защите прав ребенка принимается не позднее чем в
течение одного месяца с момента устройства ребенка на воспитание в
семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и устанавливает перечень мероприятий по обес-
печению прав и законных интересов ребенка (определение формы защи-
ты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, ор-
ганизация правовой, медицинской, социально-психологической помощи,
обучения, досуга, определение иных мероприятий, предусмотренных
федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы) и
сроки их выполнения.
2. Проект плана по защите прав ребенка разрабатывается в со-
ответствии с Положением о комиссии по охране прав и законных инте-
ресов подопечных.
3. План по защите прав ребенка при достижении ребенком деся-
тилетнего возраста должен быть составлен с учетом мнения ребенка.
4. План по защите прав ребенка подлежит пересмотру по инициа-
тиве законного представителя ребенка и (или) уполномоченного орга-
на исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечитель-
ства и (или) организации, осуществляющей сопровождение семьи, при-
нявшей на воспитание ребенка.
5. Контроль за реализацией указанного плана осуществляет
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере
опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Статья 10. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей)
на воспитание
1. Сопровождение семей предполагает оказание организациями,
указанными в части 2 настоящей статьи, профессиональной консульта-
тивной, юридической, психологической, педагогической, медицинской,
социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и
правовыми актами города Москвы.
2. Перечень образовательных организаций, медицинских органи-
заций, организаций, оказывающих социальные услуги, и иных органи-
заций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, формируется уполномоченным органом испол-
нительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства на
основании заявок, подаваемых соответствующими организациями, жела-
ющими осуществлять сопровождение. Порядок отбора организаций опре-
деляется в Положении о сопровождении семей.
3. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе са-
мостоятельно выбирать организации, оказывающие ей сопровождение.
Уполномоченные органы, расположенные по месту жительства семьи,
принявшей ребенка (детей) на воспитание, обязаны предоставить ей
информацию об организациях, указанных в части 2 настоящей статьи.
4. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспита-
ние осуществляется на безвозмездной основе.
5. Положение о сопровождении семей утверждается Правительст-
вом Москвы.
Глава 2. Осуществление деятельности уполномоченных органов
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
Статья 11. Опека (попечительство)
Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и
реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 12. Приемная семья
1. Передача ребенка (детей) в приемную семью и контроль за
условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Примерный договор о приемной семье утверждается Правитель-
ством Москвы.
3. Ребенку (детям) и приемному родителю (приемным родителям)
предоставляется сопровождение на период действия договора.
4. Договор о приемной семье заключается по месту жительства
приемного родителя (приемных родителей).
5. Приемный родитель (приемные родители) ведут учет расходов
в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяе-
мых на содержание ребенка, и представляют отчет в органы опеки и
попечительства в срок, указанный в договоре, и в соответствии с
федеральным законодательством.
Статья 13. Патронатное воспитание
1. Патронатный воспитатель - законный представитель, обладаю-
щий всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, в том
числе правом распоряжаться имуществом подопечного от его имени (с
согласия уполномоченного органа исполнительной власти города Моск-
вы в сфере опеки и попечительства), действующий на основании дого-
вора о патронатном воспитании.
2. Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не
могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечи-
тельство, приемная семья). В случае подбора кандидатов (кандидата)
в усыновители, ребенок (дети), переданный (переданные) на патро-
натное воспитание, подлежит (подлежат) усыновлению (удочерению).
3. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех
детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на пат-
ронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками.
4. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патро-
натное воспитание только с его согласия.
5. На лиц, желающих взять ребенка на патронатное воспитание,
распространяются требования, установленные федеральным законода-
тельством в отношении опекунов (попечителей).
6. На детей, переданных на патронатное воспитание, распрост-
раняются нормы материального обеспечения и социальные гарантии,
установленные для детей, оставшихся без попечения родителей, пере-
данных под опеку (попечительство), федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
7. Патронатное воспитание осуществляется на основании догово-
ра о патронатном воспитании.
8. Контроль за осуществлением патронатного воспитания возла-
гается на уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства.
Статья 14. Договор о патронатном воспитании
1. Основанием для заключения договора о патронатном воспита-
нии является:
- заключение органа опеки и попечительства о возможности осу-
ществления патронатного воспитания лицом, выразившим желание стать
патронатным воспитателем;
- прохождение кандидатом в патронатные воспитатели подготовки
в связи с осуществлением патронатного воспитания;
- акт уполномоченного органа исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства, принятый по месту жительст-
ва ребенка (детей).
2. Договор о патронатном воспитании заключается между уполно-
моченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере опеки
и попечительства, патронатным воспитателем и организацией по пат-
ронатному воспитанию по месту жительства ребенка на срок не менее
трех месяцев и не более года. В интересах ребенка допускается про-
лонгация договора о патронатном воспитании.
3. Договор о патронатном воспитании должен предусматривать
условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по за-
щите его прав, перечень документов, передаваемых патронатному вос-
питателю, права и обязанности сторон, порядок и условия расторже-
ния договора, срок договора, размер средств, выплачиваемых на со-
держание ребенка, порядок осуществления контроля, ответственность
сторон и иные условия.
4. Примерный договор о патронатном воспитании утверждается
Правительством Москвы.
5. Положение об организации, предоставляющей патронатное вос-
питание, утверждается Правительством Москвы.
6. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
сфере опеки и попечительства по месту жительства ребенка (детей),
переданного (переданных) на патронатное воспитание, в трехдневный
срок обязан информировать регионального оператора государственного
банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения ро-
дителей, об устройстве данного ребенка (детей) на воспитание в
семью, с целью прекращения учета сведений о нем в государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соот-
ветствии с федеральным законодательством.
7. Патронатный воспитатель ведет учет расходов в письменной
форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содер-
жание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляют-
ся ежеквартально в уполномоченный орган исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере опеки и попечительства.
8. Ребенку (детям) и патронатному воспитателю предоставляется
сопровождение организациями, указанными в части 2 статьи 5 настоя-
щего Закона.
9. Договор, указанный в настоящей статье, может быть расторг-
нут по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере опеки и попечительства в случае наличия угрозы
для жизни и здоровья ребенка, переданного на патронатное воспита-
ние, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспита-
теля.
Статья 15. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения
родителей
1. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, вклю-
чая обследование условий жизни таких несовершеннолетних, осущест-
вляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
в сфере опеки и попечительства в соответствии с федеральным зако-
нодательством.
2. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства по месту фактического нахож-
дения детей.
3. Сведения, составляющие данные первичного учета, являются
конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
только в целях осуществления защиты прав и законных интересов не-
совершеннолетних.
Статья 16. Учет лиц, находящихся под опекой (попечительством) и
патронажем
1. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей, подлежащих передаче на воспитание в семью, осуществляется
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
опеки и попечительства в региональном государственном банке данных
о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
2. Учет совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (по-
печительством) и патронажем, осуществляется уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства
по месту их жительства.
3. Сведения, составляющие данные учета, являются конфиденци-
альными и могут быть использованы уполномоченным органом исполни-
тельной власти города Москвы в сфере опеки и попечительства только
в целях осуществления защиты прав и законных интересов совершенно-
летних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или пат-
ронажем.
Статья 17. Постинтернатный патронат
1. Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиро-
тами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после оконча-
ния их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и де-
тей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23
лет, обучающимися в учреждениях начального, среднего, среднего
профессионального и высшего образования по очной форме обучения,
на основании договора.
2. Постинтернатный патронат осуществляется на безвозмездной
основе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
чения родителей, или патронатным воспитателем.
3. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребен-
ка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключа-
ется между уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства, ребенком, достигшим возрас-
та 14 лет, и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, выпускником которой является данный ребе-
нок, или патронатным воспитателем
4. Договор о постинтернатном патронате в отношении лица из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте от 18 до 23 лет заключается между уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в сфере опеки и попечительст-
ва, патронатным воспитателем и указанным лицом. Лицо из числа де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте
от 18 до 23 лет может выступать инициатором заключения договора о
постинтернатном патронате.
5. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения
патронатным воспитателем лица, в отношении которого установлен
постинтернатный патронат, с целью воспитания и сопровождения.
6. За патронатным воспитателем может быть закреплено не более
трех воспитанников. Данное ограничение не применяется в случае ус-
тановления постинтернатного патроната над детьми, являющимися
близкими родственниками.
7. Постинтернатный патронат не устанавливается в отношении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находя-
щихся под опекой (попечительством), в приемной семье, патронатной
семье.
8. Примерный договор о постинтернатном патронате утверждается
Правительством Москвы.
9. Договор, указанный в настоящей статье, может быть расторг-
нут по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере опеки и попечительства, ребенка, достигшего
возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в случае наличия
угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен
постинтернатный патронат, пренебрежения его интересами со стороны
патронатного воспитателя.
10. Контроль за осуществлением постинтернатного патроната
возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в сфере опеки и попечительства.
Статья 18. Виды государственной поддержки приемных родителей и
патронатных воспитателей
1. Государственная поддержка приемных семей и семей, приняв-
ших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, ус-
тановленном Правительством Москвы, в виде:
1) ежемесячной выплаты вознаграждения приемному родителю
(приемным родителям), патронатному воспитателю в соответствии со
статьей 19 настоящего Закона;
2) ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей,
переданных в приемную семью и на патронатное воспитание в соот-
ветствии с законодательством города Москвы;
3) ежегодного обеспечения принятых на воспитание детей путев-
ками для отдыха, выделяемыми городом Москвой на данные цели;
4) выделения один раз в два года путевок для отдыха детей,
переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопро-
вождении приемного родителя или патронатного воспитателя.
2. На приемного родителя (приемных родителей), в семье кото-
рого (которых) воспитывается (принято на воспитание) трое или бо-
лее детей, распространяются льготы в виде:
1) бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте
(кроме такси и маршрутного такси);
2) возмещения расходов по оплате телефона в жилом помещении,
в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся на
воспитании в приемной семье (за исключением междугородних и между-
народных переговоров);
3) возмещения расходов по оплате за жилое помещение, комму-
нальные услуги, в котором фактически проживает несовершеннолетний,
находящийся на воспитании в приемной семье.
Статья 19. Размеры вознаграждения, выплачиваемого приемным
родителям, патронатным воспитателям
1. Ежемесячное вознаграждение приемного родителя или патро-
натного воспитателя устанавливается в расчете на одного ребенка,
переданного на воспитание в семью, в размере равном 3,5 - кратному
минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным за-
конодательством для регулирования оплаты труда, а также определе-
ния размера пособий по временной нетрудоспособности.
В случае изменения федеральным законодательством указанного
минимального размера оплаты труда размер вознаграждения приемных
родителей и патронатного воспитателя подлежит соответствующей ин-
дексации.
2. Ежемесячное вознаграждение выплачивается одному приемному
родителю за воспитание каждого ребенка. В случае передачи на вос-
питание трех и более детей вознаграждение выплачивается двум (каж-
дому) приемным родителям за воспитание каждого ребенка в размере,
указанном в части 1 указанной статьи.
3. За воспитание принятого в приемную семью или на патронат-
ное воспитание ребенка-инвалида размер вознаграждения, предусмот-
ренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов.
4. Право на вознаграждение у приемного родителя (приемных ро-
дителей), патронатного воспитателя возникает с момента заключения
договоров о приемной семье, патронатном воспитании.
5. Порядок выплаты вознаграждения приемному родителю (прием-
ным родителям), патронатному воспитателю устанавливается Прави-
тельством Москвы.
Статья 20. Надзор за деятельностью опекунов или попечителей,
приемных родителей, патронатных воспитателей, контроль
за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка
1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, приемных
родителей, патронатных воспитателей осуществляется по месту жи-
тельства ребенка в соответствии с федеральным законодательством,
настоящим Законом и законодательством города Москвы.
2. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ре-
бенка осуществляется до достижения им 18 лет в случае выплаты еже-
месячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим ребенка из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
месту жительства.
3. Порядок учета граждан Российской Федерации, проживающих в
городе Москве, отстраненных от исполнения обязанностей опекуна
(попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя и усы-
новителей, в отношении которых вынесено решение суда об отмене
усыновления, устанавливается Правительством Москвы.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 21. Финансирование затрат, связанных с реализацией положе-
ний настоящего Закона
Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего За-
кона, является расходным обязательством города Москвы.
Статья 22. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
За неисполнение настоящего Закона должностные лица уполномо-
ченных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющие
полномочия в сфере опеки и попечительства, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законода-
тельством города Москвы.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца
со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления настоящего Закона в силу признаются
утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организа-
ции работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве";
2) Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 33 "О внесении
изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года
N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе
Москве";
3) Закон города Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 "О вне-
сении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня
1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и
патронату в городе Москве".
3. Правовые акты города Москвы в сфере организации деятель-
ности по опеке и попечительству, противоречащие настоящему Закону,
должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение
шести месяцев со дня его вступления в силу.