В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", а также Положением о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в целях повышения эффектив-
ности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на
водных объектах на территории города Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки планов действий по предупреж-
дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок разра-
ботки) согласно приложению.
2. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве:
2.1. Осуществлять методическое руководство и контроль за раз-
работкой планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций органами исполнительной власти города Москвы, органи-
зациями, расположенными на территории города Москвы.
2.2. В IV квартале 2009 г. совместно с Управлением по обеспе-
чению мероприятий гражданской защиты города Москвы переработать
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
города Москвы.
3. Органам исполнительной власти города Москвы, организациям,
расположенным на территории города Москвы:
3.1. Обеспечить представление информации для разработки и
корректировки плана действий по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций города Москвы по запросу Главного управления
МЧС России по г.Москве.
3.2. В 2009 году переработать соответствующие планы действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответс-
твии с Порядком разработки (п.1).
4. Префектам административных округов города Москвы, главам
управ районов города Москвы в I квартале 2009 г. обеспечить дове-
дение утвержденного Порядка разработки (п.1) до организаций, рас-
положенных на подведомственных территориях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП
Порядок разработки
планов действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Термины и определения
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории
или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природно-
го явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо-
гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здо-
ровью людей или окружающей природной среде, значительные матери-
альные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях - состояние
защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания
человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил
и средств федеральных органов исполнительной власти, органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации, органов мест-
ного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит ре-
шение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от
чрезвычайных ситуаций.
Московская городская территориальная подсистема Единой госу-
дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу-
аций (МГСЧС) - объединение органов управления, сил и средств орга-
нов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуп-
равления внутригородских муниципальных образований в городе Моск-
ве, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов за-
щиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, мониторинга
и обеспечения безопасности населения, критически важных объектов и
особо опасных грузов Москвы, а также органы управления, силы и
средства Главного управления МЧС России по г.Москве.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность вза-
имосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий,
направленных на предотвращение или предельное снижение потерь на-
селения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и
воздействий источников чрезвычайной ситуации.
Режим функционирования МГСЧС - порядок функционирования
МГСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и
повседневного управления, сил и средств с учетом обстановки, свя-
занной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвида-
цией на территории Москвы.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и
другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохране-
ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычай-
ных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных
факторов.
Объект - предприятие, объединение, учреждение или организация
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственнос-
ти, сферы материального производства или непроизводственной сферы,
а также их обособленные подразделения, расположенные на единой
территории (площадке).
2. Общие положения
2.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защи-
те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г.
N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситу-
аций природного и техногенного характера", определяющие общие ор-
ганизационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситу-
аций, обязывают все организации независимо от их организацион-
но-правовой формы планировать и осуществлять мероприятия по защи-
те рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций, а также планиро-
вать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функциони-
рования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в
чрезвычайных ситуациях.
2.2. Привлечение сил и средств МГСЧС к ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций осуществляется по решению Правительства Москвы, орга-
нов исполнительной власти города Москвы и организаций в соответс-
твии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций.
Общее руководство и организацию взаимодействия при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации
чрезвычайной ситуации (последствий чрезвычайной ситуации) осущест-
вляет Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности через
Главное управление МЧС России по г.Москве.
Координацию действий дежурно-диспетчерских служб и сил орга-
нов исполнительной власти города Москвы, организаций, расположен-
ных на территории города Москвы, в целях защиты населения и терри-
торий города от чрезвычайных ситуаций осуществляет Единая система
оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях го-
рода Москвы через ЦУКС МЧС России по г.Москве.
2.3. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в
целях обеспечения организованности и целенаправленности в подго-
товке и проведении мероприятий по защите населения и территорий,
повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в
чрезвычайных ситуациях, а также при ликвидации последствий чрезвы-
чайных ситуаций или проведении АСДНР в очагах поражения.
2.4. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций направлено на максимально возможное уменьше-
ние риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в
случае их возникновения, а также проведение АСДНР.
2.5. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы-
ми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы по вопросам защиты населения и терри-
торий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности,
директивами и приказами МЧС России, а также распоряжениями и ука-
заниями соответствующих руководителей.
2.6. Планирование и осуществление мероприятий по защите насе-
ления и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей терри-
торий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных си-
туаций.
2.7. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в рамках МГСЧС осуществляется на основе пла-
нов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
города Москвы, территориальных единиц города Москвы, органов ис-
полнительной власти города Москвы и объектов, расположенных на
территории города Москвы.
2.8. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций (далее - план действий) - документ, в котором отраже-
на заранее намеченная система деятельности, предусматривающая
объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий
по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных
ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных
ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситу-
аций, привлекаемые для этого силы и средства. План действий де-
тально отражает все мероприятия, направленные на выполнение ука-
занной задачи.
2.9. На территории города Москвы разрабатываются:
- план действий города Москвы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - Главным управлением МЧС России по г.Моск-
ве, Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты го-
рода Москвы совместно с органами исполнительной власти города
Москвы и организациями;
- планы действий административных округов города Москвы по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - префектурами
соответствующих административных округов города Москвы;
- планы действий районов города Москвы по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций - управами соответствующих райо-
нов города Москвы;
- планы действий отраслевых и функциональных органов исполни-
тельной власти города Москвы по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций - соответствующими отраслевыми и функциональными
органами исполнительной власти города Москвы;
- планы действий объектов по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с максимальным
одновременным нахождением 50 и более человек (включая персонал);
- планы действий опасных производственных и потенциально
опасных объектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу-
аций - соответствующими объектами вне зависимости от максимального
одновременного нахождения людей на объекте;
- инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с
максимальным одновременным нахождением менее 50 человек (включая
персонал).
2.10. Организационно-методическое руководство планированием
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осу-
ществляет Главное управление МЧС России по г.Москве.
2.11. На объектах, имеющих ведомственную принадлежность и
подчиненность, а также объектах, объединенных единой производс-
твенной деятельностью, но расположенных на значительном удалении
друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной орга-
низации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.
2.12. При аренде помещений или производственных площадей
предусмотренные законодательством обязанности организаций по защи-
те населения (персонала) и территории от чрезвычайных ситуаций от-
ражаются в договорах об аренде:
2.12.1. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполно-
моченное совершать от имени собственника действия, необходимые для
управления имуществом, должен иметь план действий объекта или
инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахожде-
ния людей в сдаваемых в аренду помещениях или производственных
площадях (п.2.9).
В плане действий объекта должны быть указаны общие сведения
об арендаторах. Оценка возможной обстановки при возникновении
чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия при угрозе и возникно-
вении чрезвычайных ситуаций должны быть разработаны с учетом нали-
чия всех арендаторов.
2.12.2. Арендатор должен иметь план действий организации или
инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахожде-
ния людей в арендуемых помещениях или производственных площадях
(п.2.9), согласующиеся с планом действий объекта.
2.12.3. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполно-
моченное совершать от имени собственника действия, необходимые для
управления имуществом, должен осуществлять контроль за выполнением
арендаторами предусмотренных законодательством обязанностей по за-
щите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
2.13. К планам действий предъявляются следующие требования:
2.13.1. Реальность, которая достигается:
- глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения
и территории;
- правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на
той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;
- строгим учетом людских и материальных возможностей;
- учетом специфических особенностей (географических, климати-
ческих и др.);
- проведением объективных оперативно-тактических расчетов;
- согласованием их с перспективными планами развития.
2.13.2. Целеустремленность, которая заключается в умении вы-
делить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить
основные усилия руководителей, органов управления МГСЧС и сил. При
этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с
защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управ-
ления, устойчивости системы оповещения и связи, а также на созда-
ние группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).
2.13.3. Конкретность планов, которая достигается тем, что во
всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия
должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанны-
ми между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и
способам их действий.
Соответствие основным принципам защиты населения предусматри-
вает:
- заблаговременную подготовку мероприятий МГСЧС;
- дифференцированный подход к определению характера, объема и
сроков проведения мероприятий;
- комплексное проведение мероприятий МГСЧС и ГО для обеспече-
ния надежной защиты населения и его жизнедеятельности.
Быть удобными в пользовании - означает возможность дифферен-
цированного использования документов плана в различных условиях
обстановки.
2.14. Руководитель органа исполнительной власти, объекта осу-
ществляет непосредственное руководство и несет персональную от-
ветственность за планирование мероприятий по предупреждению и лик-
видации чрезвычайных ситуаций.
3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций состоит из текстуальной части и пяти приложений. Текстуаль-
ная часть включает два раздела.
3.1. Раздел I. Краткая географическая и социально-экономичес-
кая характеристика, оценка возможной обстановки при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Оценка осуществляется по каждому виду аварии, катастрофы и
стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних дан-
ных и наличия опасных производств.
В разделе описывается:
3.1.1. Район расположения:
- место положения (границы или адрес, с чем граничит по сто-
ронам света);
- рельеф, почвы, сейсмическая обстановка;
- климат, основные показатели температур в целом и по време-
нам года, количество солнечных дней, преобладающие направления
ветра, количество осадков, время ледостава и вскрытия рек, средняя
продолжительность снежного покрова;
- растительность, ее влияние на возникновение и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, общая площадь парков и зеленых насаждений;
- гидрография, наличие водных объектов наземных и подземных
(заключенных в коллекторы), площадь основных водных объектов (про-
тяженность береговой линии);
- возможные чрезвычайные ситуации природного характера и их
характеристики.
3.1.2. Общая характеристика:
- социальная характеристика;
- экономическая характеристика.
3.1.3. Пути сообщения и транспорт:
- дорожная сеть: основные магистрали, мосты и транспортные
развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;
- железнодорожный транспорт (наименование, протяженность,
возможности, станции, мосты и другие характеристики, в том числе
перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);
- автомобильный транспорт (наличие автопредприятий, автот-
ранспорта и их возможности);
- общественный транспорт (виды, возможности);
- трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протя-
женность и другие характеристики по необходимости);
- воздушный транспорт (коридоры пролета авиации, аэродромы,
посадочные площадки, их характеристика, наличие приписанных само-
летов и вертолетов по видам, в том числе состояние санитарной ави-
ации);
- водный транспорт (основные водные акватории, порты и их ха-
рактеристика, состав и возможности приписанных средств водного
транспорта, отдельно - спасательных);
- выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сооб-
щения; потенциально опасные участки газо- , нефте-, продуктопрово-
дов; влияние инженерных сооружений на транспортных коммуникациях
на ведение АСДНР и т.д.).
3.1.4. Перечень объектов, аварии на которых могут оказать не-
гативное воздействие на территорию (орган исполнительной власти,
объект):
- радиационно, химически, биологически, и пожароопасные объ-
екты (с указанием наименования, адреса, расстояния до объекта, те-
лефонов дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), наименования
опасных веществ и их количества);
- объекты обеспечения жизнедеятельности (с указанием их наи-
менований и адресов; наименований, адресов и телефонов аварийных
служб);
- перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов,
где возможно скопление транспортных средств с опасными веществами,
(с указанием адресов, видов опасных веществ);
- магистрали, по которым перевозятся опасные вещества (с ука-
занием видов опасных веществ);
- крупные места массового скопления населения (с указанием
наименований, адресов, контактных телефонов, количества персонала,
максимального количества посетителей).
3.1.5. Краткая оценка возможной обстановки при возникновении
чрезвычайных ситуаций, прогноз численности пострадавшего населения
и ущерба экономике:
- при авариях на всех видах транспорта;
- при авариях на потенциально опасных объектах;
- при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях);
- при пожарах;
- при взрывах;
- при катастрофических затоплениях;
- при радиационном и химическом загрязнении (заражении);
- при массовых инфекционных заболеваниях;
- при разрушении зданий и сооружений;
- при террористических акциях.
3.1.6. Построение соответствующего звена МГСЧС:
- задачи;
- состав (координационный орган, постоянно действующий орган
управления, орган повседневного управления, силы и средства, ре-
зервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповеще-
ния и информационного обеспечения);
- система управления;
- порядок осуществления мониторинга возникновения чрезвычай-
ных ситуаций.
3.1.7. Организация эвакуации населения (персонала) из районов
возможных чрезвычайных ситуаций:
- наличие транспортных средств для эвакуации;
- районы эвакуации, пункты временного размещения;
- порядок привлечения автотранспортных средств;
- расчеты на перевозку населения (персонала), подлежащего
эвакуации в табличной форме (может быть вынесена в приложение), с
указанием наименования автопредприятия, адреса и контактных теле-
фонов, количества техники.
3.1.8. Проводимые и планируемые мероприятия и их ориентиро-
вочный объем по предупреждению или снижению негативных последствий
чрезвычайных ситуаций, по защите населения, территорий, материаль-
ных ценностей. Особенности территории, влияющие на выполнение этих
мероприятий.
3.1.9. Общие выводы.
3.2. Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении чрез-
вычайных ситуаций:
3.2.1. Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных си-
туаций (режим повышенной готовности):
3.2.1.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС,
населения (персонала) об угрозе возникновения чрезвычайных ситуа-
ций. Информирование населения в районах возможного возникновения
чрезвычайных ситуаций.
3.2.1.2. Объем, сроки, порядок осуществления мероприятий по
предупреждению или снижению негативного воздействия чрезвычайных
ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства:
- приведение в готовность сил и средств наблюдения и контро-
ля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заг-
лубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений,
укрытие в них населения;
- подготовка к выдаче и выдача населению (персоналу) средств
индивидуальной защиты;
- уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобес-
печению пострадавшего (эвакуируемого) населения;
- приведение в готовность автотранспорта и пунктов временного
размещения населения для эвакуации, отселения и приема населения;
- проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемичес-
кой защите населения и противоэпизоотической защите животных;
- проведение профилактических противопожарных мероприятий;
- подготовка к безаварийной остановке производства.
3.2.2. Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций
(режим чрезвычайных ситуаций):
3.2.2.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС,
населения (персонала) о возникновении чрезвычайной ситуации.
3.2.2.2. Порядок действий органов повседневного управления по
вопросам сбора, обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, нап-
равления сил и средств для их ликвидации (с указанием сроков вы-
полнения мероприятий).
3.2.2.3. Развертывание и приведение в готовность сил и
средств, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и пред-
назначение. Организация работ.
3.2.2.4. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществле-
ния мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):
- укрытие в защитных сооружениях;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты;
- эвакуация (отселение) населения;
- противопожарные мероприятия;
- лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
3.2.2.5. Защита продукции животноводства и растениеводства,
герметизация складских помещений, защита животных и другие мероп-
риятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы
и средства).
3.2.2.6. Осуществление мероприятий по социальной защите насе-
ления, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гумани-
тарных акций.
3.2.3. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для
проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите
населения и территории от чрезвычайных ситуаций:
- разведка (общая, радиационная, химическая, инженерная, по-
жарная, медицинская, санитарно-эпидемиологическая);
- техническое обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- материальное обеспечение;
- гидрометеорологическое обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- противопожарное обеспечение;
- организация комендантской службы (охрана общественного по-
рядка).
3.2.4. Проведение АСДНР по устранению непосредственней опас-
ности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения
населения. Привлекаемые для этого силы и средства.
3.2.5. Организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной
ситуации.
3.2.6. Организация управления при ликвидации чрезвычайной си-
туации:
- порядок занятия комиссиями по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (опера-
тивными группами) пунктов управления;
- организация оповещения и информирования органов управления,
сил и средств МГСЧС, рабочих, служащих и остального населения об
обстановке, их действиях и правилах поведения в районах чрезвычай-
ных ситуаций;
- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимо-
действующими органами управления (организациями).
3.3. Приложения к плану действий:
3.3.1. Приложение 1. Возможная обстановка при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:
- границы административно-территориального деления (границы
объекта);
- органы управления (пункты управления);
- пункты постоянной дислокации пожарных частей (с границами
районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных
аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований, в
том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- места расположения радиационно, химически, биологически,
взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения
(загрязнения);
- места расположения объектов жизнеобеспечения;
- места расположения крупных объектов массового скопления на-
селения;
- водоемы с обозначениями по видам (с организованными зонами
отдыха (с купанием и без), декоративные и т.д.), с характеристика-
ми;
- гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления,
районы возможного подтопления;
- численность населения, находящегося в зонах возможного воз-
никновения чрезвычайных ситуаций (таблица);
- пункты размещения запасов материально-технических средств;
- пункты временного размещения;
- медицинские и ветеринарные учреждения.
Приложение 1 подписывается председателем комиссии по предуп-
реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности (далее - КЧСиПБ) органа исполнительной власти города
Москвы, объекта.
3.3.2. Приложение 2. Календарный план основных мероприятий
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов
чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в
дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситу-
аций также по разделам.
Разрабатывается в табличном виде по форме:
- номер по порядку;
- наименование проводимых мероприятий;
- объем мероприятий;
- ответственные исполнители;
- сроки выполнения;
- начало и окончание проводимых мероприятий;
- отметка о выполнении.
3.3.3. Приложение 3. Решение комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас-
ности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:
- возможная пожарная, радиационная, химическая, биологическая
(бактериологическая), паводковая обстановка;
- места размещения пунктов управления;
- места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и
средств, необходимые данные о них;
- границы зон ответственности соответствующих формирований;
- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения
основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения
задачи; распределение сил и средств усиления; расположение форми-
рований в группировке сил; количество эшелонов, смен в эшелоне,
резерв; задачи силам, участки и разграничительные линии между ни-
ми; главные вопросы взаимодействия и обеспечения; основы организа-
ции управления;
- маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;
- маршруты эвакуации;
- сигналы управления и оповещения;
- другие необходимые данные.
Приложение 3 подписывается:
- к плану действий города Москвы - председателем Комиссии
Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также начальником
Главного управления МЧС России по г.Москве;
- к плану действий функционального и отраслевого органа ис-
полнительной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ функцио-
нального и отраслевого органа исполнительной власти и руководите-
лем структурного подразделения функционального и отраслевого орга-
на исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного
решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвы-
чайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- к плану действий территориального органа исполнительной
власти:
а) на уровне административных округов города Москвы - предсе-
дателем КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководи-
телем территориального подразделения по административному округу
Главного управления МЧС России по г.Москве, осуществляющего свою
деятельность на территории соответствующего административного ок-
руга города Москвы;
б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ ра-
йона города Москвы и руководителем структурного подразделения уп-
равы района, специально уполномоченного решать задачи в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны;
- к плану действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и
руководителем структурного подразделения или работником, специаль-
но уполномоченным решать задачи в области защиты населения и тер-
ритории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Решение утверждается руководителем органа исполнительной
власти города Москвы (организации).
3.3.4. Приложение 4. Расчет сил и средств, привлекаемых для
выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных си-
туаций.
Приложение отрабатывается в табличной форме: наименование
формирования; ведомственная принадлежность; срок готовности; место
дислокации, телефоны ДДС; численность формирования (общая, дежур-
ная смена); оснащение основными видами техники, оборудования, инс-
трумента и специального имущества (общее, в смене); виды выполняе-
мых работ.
3.3.5. Приложение 5. Организация управления, оповещения и
связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Приложение отрабатывается в схематичной форме.
4. Структура инструкции по действиям персонала объекта
при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
4.1. Инструкция определяет порядок действий персонала объекта
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и является обяза-
тельной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно рабо-
тающими на объекте.
Весь персонал объекта обязан четко знать и строго выполнять
установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС и не
допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью
персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).
Чрезвычайные ситуации могут возникнуть внезапно или после
различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Ис-
ходя из этого период угрозы возникновения ЧС должен быть в макси-
мальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения воз-
можного ущерба.
С этой целью, исходя из режима функционирования территориаль-
ного звена МГСЧС, объект также переводится в соответствующий режим
функционирования.
Инструкция хранится у руководителя объекта. Ее содержание до-
водится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки
из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в чрезвы-
чайных ситуациях.
4.2. Инструкция состоит из текстуальной части и двух приложе-
ний:
4.2.1. Текстуальная часть:
4.2.1.1. Возможная обстановка на объекте при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
4.2.1.2. Порядок действий персонала при угрозе и возникнове-
нии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- порядок оповещения администрации и персонала об угрозе воз-
никновения чрезвычайных ситуаций;
- порядок проведения эвакуационных мероприятий;
- порядок организации защиты персонала и посетителей от пора-
жающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- порядок организации мероприятий по сохранению материальных
ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.
4.2.2. Приложение 1. Календарный план действий при угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов
чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в
дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситу-
аций также по разделам.
Разрабатывается в табличном виде по форме: номер по порядку;
наименование проводимых мероприятий; объем мероприятий; ответс-
твенные исполнители; сроки выполнения; отметка о выполнении.
4.2.3. Приложение 2. Схема оповещения (сбора) сотрудников.
5. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
действий (инструкции)
5.1. Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в
три этапа:
- организационно-подготовительный;
- практическая разработка плана;
- согласование и утверждение.
5.2. Организационно-подготовительный этап включает:
5.2.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной право-
вой базы по организации и осуществлению мероприятий в области за-
щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Изучение и
анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и
разработке плана действий.
5.2.2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматри-
вается:
- выявление объектов и территорий, представляющих существен-
ную опасность для населения;
- проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним
статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуа-
ций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба,
сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций,
привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
- получение сведений о территории и численности населения,
которые могут оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров,
затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения хими-
ческими и биологическими веществами).
С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и
другие данные.
5.2.3. Составление календарного плана по разработке докумен-
тов плана действий.
В календарном плане по каждому этапу определяется: наименова-
ние вида чрезвычайной ситуации, наименование мероприятий, объем
выполняемых мероприятий, ответственные исполнители, сроки исполне-
ния, отметка о выполнении.
5.3. Этап практической разработки и оформления документов
плана предусматривает:
- практическую разработку и оформление документов плана дейс-
твий;
- проведение предварительного согласования со всеми заинтере-
сованными структурами, в том числе с территориальными подразделе-
ниями Главного управления МЧС России по г.Москве, органами испол-
нительной власти города Москвы, организациями.
Практическая разработка разделов плана действий заключается в
прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений,
потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций.
При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций во всех
случаях необходимо установить (определить):
- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и
бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
- численность населения, организаций, которые могут оказаться
в зоне бедствия;
- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный
ущерб);
- предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации
и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;
- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе
и возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.4. План действий города Москвы по предупреждению и ликвида-
ции чрезвычайных ситуаций разрабатывается в одном экземпляре и
хранится в Главном управлении МЧС России по г.Москве.
Планы действий административных округов города Москвы по пре-
дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в
двух экземплярах:
- экземпляр N 1 - хранится в территориальном подразделении по
административному округу Главного управления МЧС России по г.Моск-
ве;
- экземпляр N 2 - хранится в Главном управлении МЧС России по
г.Москве.
Планы действий районов города Москвы по предупреждению и лик-
видации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в двух экземплярах:
- экземпляр N 1 - хранится в соответствующих управах районов
города Москвы;
- экземпляр N 2 - хранится в соответствующем территориальном
подразделении по административному округу Главного управления МЧС
России по г.Москве.
Планы действий отраслевых и функциональных органов исполни-
тельной власти города Москвы по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся в
данных органах исполнительной власти.
Планы действий (инструкции) объектов, расположенных на терри-
тории города Москвы, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся на данных
объектах.
5.5. Согласование и утверждение документов плана действий
осуществляется на завершающей стадии их разработки.
План действий утверждается руководителем органа исполнитель-
ной власти города Москвы, объекта.
План действий подписывается:
- план действий города Москвы - председателем Комиссии Прави-
тельства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций и обеспечению пожарной безопасности, начальником Главного уп-
равления МЧС России по г.Москве;
- план действий функционального и отраслевого органа исполни-
тельной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ функционально-
го и отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, а
также руководителем структурного подразделения функционального и
отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, специально
уполномоченного решать задачи в области защиты населения и терри-
тории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- план действий территориального органа исполнительной влас-
ти:
а) на уровне административных округов города Москвы - предсе-
дателем КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководи-
телем территориального подразделения по административному округу
Главного управления МЧС России по г.Москве;
б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ уп-
равы района города Москвы и руководителем структурного подразделе-
ния управы района, специально уполномоченным решать задачи в об-
ласти защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и
(или) гражданской обороны;
- план действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и ру-
ководителем структурного подразделения или работником, специально
уполномоченным решать задачи в области защиты населения и террито-
рии от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
5.6. План действий согласовывается:
- план действий функционального и отраслевого органа исполни-
тельной власти города Москвы - с Главным управлением МЧС России по
г.Москве;
- план действий территориального органа исполнительной влас-
ти:
а) административного округа города Москвы - с Главным управ-
лением МЧС России по г.Москве;
б) района города Москвы - с территориальным подразделением по
административному округу Главного управления МЧС России по г.Моск-
ве;
- план действий объекта:
а) опасного производственного объекта; организации, обособ-
ленные подразделения которой расположены в двух или более адми-
нистративных округах города Москвы, - с Главным управлением МЧС
России по г.Москве;
б) объекта, арендующего помещения, производственные площади,-
с территориальным подразделением по административному округу Глав-
ного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или лицом,
уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходи-
мые для управления имуществом;
в) иных объектов - с территориальным подразделением по адми-
нистративному округу Главного управления МЧС России по г.Москве.
5.7. Инструкция разрабатывается в единственном экземпляре,
хранится на объекте.
Инструкция утверждается руководителем объекта или лицом,
уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходи-
мые для управления имуществом.
Инструкция подписывается работником, специально уполномочен-
ным решать задачи в области защиты населения и территории от чрез-
вычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Инструкция согласовывается:
- объекта - с территориальным подразделением по администра-
тивному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;
- организации, арендующей помещения, производственные площа-
ди, - с территориальным подразделением по административному округу
Главного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или ли-
цом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, не-
обходимые для управления имуществом.
5.8. Корректировка плана действий (инструкции) осуществляется
по мере необходимости, но не реже 1 раз в год (до 1 февраля) по
состоянию на 1 января. При этом производится запись в листе кор-
ректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку.
Корректировка плана действий может проводиться также по ре-
зультатам учений, тренировок.
5.9. Переработка плана действий (инструкции) осуществляет-
ся 1 раз в 5 лет.
5.10. Планы действий уточняются при возникновении угрозы и
непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций.
Верно: