Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 124-ПП от 24 февраля 2009 года

Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     В  соответствии  с  Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера",  а также Положением о единой
государственной системе предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 30 декабря 2003 г.  N 794,  в целях повышения эффектив-
ности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных  си-
туаций, обеспечению  пожарной  безопасности, безопасности людей на
водных объектах  на территории города Москвы  Правительство Москвы
постановляет:
     1. Утвердить Порядок разработки планов действий по предупреж-
дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -  Порядок  разра-
ботки) согласно приложению.
     2. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве:
     2.1. Осуществлять методическое руководство и контроль за раз-
работкой планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций органами исполнительной власти города Москвы, органи-
зациями, расположенными на территории города Москвы.
     2.2. В IV квартале 2009 г. совместно с Управлением по обеспе-
чению  мероприятий  гражданской защиты города Москвы  переработать
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
города Москвы.
     3. Органам исполнительной власти города Москвы, организациям,
расположенным на территории города Москвы:
     3.1. Обеспечить представление  информации  для  разработки  и
корректировки  плана действий по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций  города Москвы  по запросу  Главного  управления
МЧС России по г.Москве.
     3.2. В 2009 году переработать соответствующие  планы действий
по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций в  соответс-
твии с Порядком разработки (п.1).
     4. Префектам административных округов  города Москвы,  главам
управ районов города Москвы  в I квартале 2009 г. обеспечить дове-
дение утвержденного Порядка разработки (п.1) до организаций,  рас-
положенных на подведомственных территориях.
     5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого    заместителя    Мэра  Москвы  в Правительстве Москвы
Бирюкова П.П.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП




                        Порядок разработки
                планов действий по предупреждению
                и ликвидации чрезвычайных ситуаций



     1. Термины и определения

     Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории
или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природно-
го явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо-
гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб здо-
ровью людей или окружающей природной среде,  значительные  матери-
альные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях  -  состояние
защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания
человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
     Предупреждение чрезвычайных  ситуаций - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение  риска возникновения чрезвычайных ситуаций,  а также на
сохранение здоровья людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Единая государственная система  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил
и средств федеральных органов исполнительной власти,  органов  ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов мест-
ного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит ре-
шение  вопросов  по  защите  населения и территорий (акваторий) от
чрезвычайных ситуаций.
     Московская городская  территориальная подсистема Единой госу-
дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу-
аций (МГСЧС) - объединение органов управления, сил и средств орга-
нов исполнительной власти города Москвы,  органов местного самоуп-
равления  внутригородских муниципальных образований в городе Моск-
ве,  организаций, в полномочия которых входит решение вопросов за-
щиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций,  мониторинга
и обеспечения безопасности населения, критически важных объектов и
особо  опасных  грузов Москвы,  а также органы управления,  силы и
средства Главного управления МЧС России по г.Москве.
     Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность вза-
имосвязанных по времени,  ресурсам и месту проведения мероприятий,
направленных  на предотвращение или предельное снижение потерь на-
селения и угрозы его жизни и здоровью  от  поражающих  факторов  и
воздействий источников чрезвычайной ситуации.
     Режим функционирования  МГСЧС  -   порядок   функционирования
МГСЧС,  предусматривающий  деятельность  ее  органов руководства и
повседневного управления,  сил и средств с учетом обстановки, свя-
занной  с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвида-
цией на территории Москвы.
     Ликвидация чрезвычайной  ситуации  -  аварийно-спасательные и
другие неотложные работы  (АСДНР),  проводимые  при  возникновении
чрезвычайных  ситуаций и направленные на спасение жизни и сохране-
ние здоровья людей,  снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычай-
ных ситуаций,  прекращение действия характерных  для  них  опасных
факторов.
     Объект - предприятие, объединение, учреждение или организация
независимо от их организационно-правовых форм и форм  собственнос-
ти, сферы материального производства или непроизводственной сферы,
а также их обособленные  подразделения,  расположенные  на  единой
территории (площадке).


     2. Общие положения

     2.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защи-
те населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера" и Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г.
N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситу-
аций природного и техногенного характера",  определяющие общие ор-
ганизационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситу-
аций,  обязывают все организации независимо  от  их  организацион-
но-правовой формы  планировать и осуществлять мероприятия по защи-
те  рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций,  а также планиро-
вать и проводить мероприятия по повышению устойчивости  функциони-
рования  объектов  и обеспечению жизнедеятельности их работников в
чрезвычайных ситуациях.
     2.2. Привлечение  сил и средств МГСЧС к ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций осуществляется по решению Правительства Москвы, орга-
нов  исполнительной власти города Москвы и организаций в соответс-
твии с планами действий по предупреждению и ликвидации  чрезвычай-
ных ситуаций.
     Общее руководство и организацию взаимодействия при проведении
аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ при ликвидации
чрезвычайной ситуации (последствий чрезвычайной ситуации) осущест-
вляет Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной  безопасности  через
Главное управление МЧС России по г.Москве.
     Координацию действий дежурно-диспетчерских служб и сил  орга-
нов исполнительной власти города Москвы,  организаций, расположен-
ных на территории города Москвы, в целях защиты населения и терри-
торий  города от чрезвычайных ситуаций осуществляет Единая система
оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях  го-
рода Москвы через ЦУКС МЧС России по г.Москве.
     2.3. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в
целях обеспечения  организованности  и целенаправленности в подго-
товке и проведении мероприятий по защите населения  и  территорий,
повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в
чрезвычайных ситуациях, а также при ликвидации последствий чрезвы-
чайных ситуаций или проведении АСДНР в очагах поражения.
     2.4. Планирование мероприятий по предупреждению и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций направлено на максимально возможное уменьше-
ние риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в
случае их возникновения, а также проведение АСДНР.
     2.5. Планирование мероприятий в рамках МГСЧС осуществляется в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы-
ми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными пра-
вовыми актами города Москвы по вопросам защиты населения и  терри-
торий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности,
директивами и приказами МЧС России,  а также распоряжениями и ука-
заниями соответствующих руководителей.
     2.6. Планирование и осуществление мероприятий по защите насе-
ления  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей терри-
торий  и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных си-
туаций.
     2.7. Проведение  мероприятий  по  предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в рамках МГСЧС осуществляется на основе пла-
нов  действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
города Москвы,  территориальных единиц города Москвы,  органов ис-
полнительной  власти  города  Москвы и объектов,  расположенных на
территории города Москвы.
     2.8. План  действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций (далее - план действий) - документ, в котором отраже-
на  заранее  намеченная  система  деятельности,  предусматривающая
объем, сроки,  порядок и последовательность выполнения мероприятий
по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных
ситуаций,  а также по защите населения,  территорий,  материальных
ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситу-
аций,  привлекаемые для этого силы и средства.  План действий  де-
тально  отражает все мероприятия,  направленные на выполнение ука-
занной задачи.
     2.9. На территории города Москвы разрабатываются:
     - план  действий города Москвы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - Главным управлением МЧС России по  г.Моск-
ве,  Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты го-
рода Москвы совместно  с  органами  исполнительной  власти  города
Москвы и организациями;
     - планы действий административных округов  города  Москвы  по
предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций - префектурами
соответствующих административных округов города Москвы;
     - планы действий районов города Москвы  по  предупреждению  и
ликвидации  чрезвычайных ситуаций - управами соответствующих райо-
нов города Москвы;
     - планы действий отраслевых и функциональных органов исполни-
тельной власти города Москвы по предупреждению и ликвидации  чрез-
вычайных ситуаций - соответствующими отраслевыми и функциональными
органами исполнительной власти города Москвы;
     - планы  действий  объектов  по  предупреждению  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с  максимальным
одновременным нахождением 50 и более человек (включая персонал);
     - планы  действий  опасных  производственных  и  потенциально
опасных объектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу-
аций - соответствующими объектами вне зависимости от максимального
одновременного нахождения людей на объекте;
     - инструкции по действиям персонала объекта  при  угрозе  или
возникновении чрезвычайных ситуаций - соответствующими объектами с
максимальным одновременным нахождением менее 50  человек  (включая
персонал).
     2.10. Организационно-методическое  руководство  планированием
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осу-
ществляет Главное управление МЧС России по г.Москве.
     2.11. На  объектах,  имеющих  ведомственную  принадлежность и
подчиненность,  а также объектах,  объединенных единой  производс-
твенной  деятельностью,  но расположенных на значительном удалении
друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной орга-
низации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.
     2.12. При  аренде  помещений  или  производственных  площадей
предусмотренные законодательством обязанности организаций по защи-
те населения (персонала) и территории от чрезвычайных ситуаций от-
ражаются в договорах об аренде:
     2.12.1. Собственник объекта (арендодатель) или лицо,  уполно-
моченное совершать от имени собственника действия, необходимые для
управления  имуществом,  должен  иметь  план  действий объекта или
инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахожде-
ния людей в сдаваемых в  аренду  помещениях  или  производственных
площадях (п.2.9).
     В плане  действий  объекта должны быть указаны общие сведения
об арендаторах.  Оценка  возможной  обстановки  при  возникновении
чрезвычайных ситуаций, а также  мероприятия при угрозе и возникно-
вении чрезвычайных ситуаций должны быть разработаны с учетом нали-
чия всех арендаторов.
     2.12.2. Арендатор должен иметь план действий организации  или
инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахожде-
ния людей в арендуемых помещениях  или  производственных  площадях
(п.2.9), согласующиеся с планом действий объекта.
     2.12.3. Собственник объекта (арендодатель) или лицо,  уполно-
моченное совершать от имени собственника действия, необходимые для
управления имуществом, должен осуществлять контроль за выполнением
арендаторами предусмотренных законодательством обязанностей по за-
щите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
     2.13. К планам действий предъявляются следующие требования:
     2.13.1. Реальность, которая достигается:
     - глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения
и территории;
     - правильной  оценкой обстановки,  которая может сложиться на
той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;
     - строгим учетом людских и материальных возможностей;
     - учетом специфических особенностей (географических, климати-
ческих и др.);
     - проведением объективных оперативно-тактических расчетов;
     - согласованием их с перспективными планами развития.
     2.13.2. Целеустремленность,  которая заключается в умении вы-
делить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить
основные усилия руководителей, органов управления МГСЧС и сил. При
этом  особое внимание обращается на решение вопросов,  связанных с
защитой населения,  обеспечением высокой готовности органов управ-
ления,  устойчивости системы оповещения и связи, а также на созда-
ние группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).
     2.13.3. Конкретность планов,  которая достигается тем, что во
всех планирующих  документах  заложенные  мероприятия  и  действия
должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанны-
ми между собой по цели,  месту,  времени,  составу сил и средств и
способам их действий.
     Соответствие основным принципам защиты населения предусматри-
вает:
     - заблаговременную подготовку мероприятий МГСЧС;
     - дифференцированный подход к определению характера, объема и
сроков проведения мероприятий;
     - комплексное проведение мероприятий МГСЧС и ГО для обеспече-
ния надежной защиты населения и его жизнедеятельности.
     Быть удобными в пользовании - означает  возможность дифферен-
цированного использования документов плана  в  различных  условиях
обстановки.
     2.14. Руководитель органа исполнительной власти, объекта осу-
ществляет  непосредственное  руководство  и несет персональную от-
ветственность за планирование мероприятий по предупреждению и лик-
видации чрезвычайных ситуаций.


     3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации
        чрезвычайных ситуаций

     План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций состоит из текстуальной части и пяти приложений. Текстуаль-
ная часть включает два раздела.
     3.1. Раздел I. Краткая географическая и социально-экономичес-
кая характеристика,  оценка возможной обстановки при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
     Оценка осуществляется по каждому виду  аварии,  катастрофы  и
стихийного бедствия,  исходя из анализа имеющихся многолетних дан-
ных и наличия опасных производств.
     В разделе описывается:
     3.1.1. Район расположения:
     - место положения (границы или адрес,  с чем граничит по сто-
ронам света);
     - рельеф, почвы, сейсмическая обстановка;
     - климат,  основные показатели температур в целом и по време-
нам  года,  количество  солнечных дней,  преобладающие направления
ветра, количество осадков, время ледостава и вскрытия рек, средняя
продолжительность снежного покрова;
     - растительность,  ее влияние на возникновение  и  ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, общая площадь парков и зеленых насаждений;
     - гидрография,  наличие водных объектов наземных и  подземных
(заключенных в коллекторы), площадь основных водных объектов (про-
тяженность береговой линии);
     - возможные чрезвычайные ситуации природного характера  и  их
характеристики.
     3.1.2. Общая характеристика:
     - социальная характеристика;
     - экономическая характеристика.
     3.1.3. Пути сообщения и транспорт:
     - дорожная сеть:  основные магистрали,  мосты и  транспортные
развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;
     - железнодорожный  транспорт  (наименование,   протяженность,
возможности,  станции,  мосты и другие характеристики, в том числе
перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);
     - автомобильный  транспорт  (наличие автопредприятий,  автот-
ранспорта и их возможности);
     - общественный транспорт (виды, возможности);
     - трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протя-
женность и другие характеристики по необходимости);
     - воздушный транспорт (коридоры пролета  авиации,  аэродромы,
посадочные площадки,  их характеристика, наличие приписанных само-
летов и вертолетов по видам, в том числе состояние санитарной ави-
ации);
     - водный транспорт (основные водные акватории, порты и их ха-
рактеристика,  состав  и  возможности  приписанных средств водного
транспорта, отдельно - спасательных);
     - выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сооб-
щения; потенциально опасные участки газо- , нефте-, продуктопрово-
дов;  влияние  инженерных сооружений на транспортных коммуникациях
на ведение АСДНР и т.д.).
     3.1.4. Перечень объектов, аварии на которых могут оказать не-
гативное воздействие на территорию (орган  исполнительной  власти,
объект):
     - радиационно,  химически, биологически, и пожароопасные объ-
екты (с указанием наименования, адреса, расстояния до объекта, те-
лефонов дежурно-диспетчерских служб (далее  -  ДДС),  наименования
опасных веществ и их количества);
     - объекты обеспечения жизнедеятельности (с указанием их  наи-
менований и адресов;  наименований,  адресов и телефонов аварийных
служб);
     - перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов,
где возможно скопление транспортных средств с опасными веществами,
(с указанием адресов, видов опасных веществ);
     - магистрали, по которым перевозятся опасные вещества (с ука-
занием видов опасных веществ);
     - крупные  места  массового  скопления населения (с указанием
наименований, адресов, контактных телефонов, количества персонала,
максимального количества посетителей).
     3.1.5. Краткая оценка возможной обстановки при  возникновении
чрезвычайных ситуаций, прогноз численности пострадавшего населения
и ущерба экономике:
     - при авариях на всех видах транспорта;
     - при авариях на потенциально опасных объектах;
     - при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях);
     - при пожарах;
     - при взрывах;
     - при катастрофических затоплениях;
     - при радиационном и химическом загрязнении (заражении);
     - при массовых инфекционных заболеваниях;
     - при разрушении зданий и сооружений;
     - при террористических акциях.
     3.1.6. Построение соответствующего звена МГСЧС:
     - задачи;
     - состав (координационный орган,  постоянно действующий орган
управления,  орган повседневного управления,  силы и средства, ре-
зервы финансовых и материальных ресурсов,  система связи, оповеще-
ния и информационного обеспечения);
     - система управления;
     - порядок осуществления мониторинга возникновения  чрезвычай-
ных ситуаций.
     3.1.7. Организация эвакуации населения (персонала) из районов
возможных чрезвычайных ситуаций:
     - наличие транспортных средств для эвакуации;
     - районы эвакуации, пункты временного размещения;
     - порядок привлечения автотранспортных средств;
     - расчеты  на  перевозку  населения (персонала),  подлежащего
эвакуации в табличной форме (может быть вынесена в приложение),  с
указанием наименования автопредприятия,  адреса и контактных теле-
фонов, количества техники.
     3.1.8. Проводимые и планируемые мероприятия и  их  ориентиро-
вочный объем по предупреждению или снижению негативных последствий
чрезвычайных ситуаций, по защите населения, территорий, материаль-
ных ценностей. Особенности территории, влияющие на выполнение этих
мероприятий.
     3.1.9. Общие выводы.

     3.2. Раздел II.  Мероприятия при угрозе и возникновении чрез-
вычайных ситуаций:
     3.2.1. Мероприятия  при угрозе возникновения чрезвычайных си-
туаций (режим повышенной готовности):
     3.2.1.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС,
населения  (персонала) об угрозе возникновения чрезвычайных ситуа-
ций.  Информирование населения в районах возможного  возникновения
чрезвычайных ситуаций.
     3.2.1.2. Объем,  сроки,  порядок осуществления мероприятий по
предупреждению  или  снижению негативного воздействия чрезвычайных
ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства:
     - приведение  в готовность сил и средств наблюдения и контро-
ля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заг-
лубленных помещений,  герметизация наземных зданий  и  сооружений,
укрытие в них населения;
     - подготовка к выдаче и выдача населению (персоналу)  средств
индивидуальной защиты;
     - уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобес-
печению пострадавшего (эвакуируемого) населения;
     - приведение в готовность автотранспорта и пунктов временного
размещения населения для эвакуации, отселения и приема населения;
     - проведение мероприятий по медицинской и  противоэпидемичес-
кой защите населения и противоэпизоотической защите животных;
     - проведение профилактических противопожарных мероприятий;
     - подготовка к безаварийной остановке производства.
     3.2.2. Мероприятия при  возникновении  чрезвычайных  ситуаций
(режим чрезвычайных ситуаций):
     3.2.2.1. Порядок и сроки оповещения органов управления МГСЧС,
населения (персонала) о возникновении чрезвычайной ситуации.
     3.2.2.2. Порядок действий органов повседневного управления по
вопросам сбора, обмена  информацией о чрезвычайных ситуациях, нап-
равления  сил  и средств для их ликвидации (с указанием сроков вы-
полнения мероприятий).
     3.2.2.3. Развертывание   и  приведение  в  готовность  сил  и
средств, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и пред-
назначение. Организация работ.
     3.2.2.4. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществле-
ния мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):
     - укрытие в защитных сооружениях;
     - обеспечение средствами индивидуальной защиты;
     - эвакуация (отселение) населения;
     - противопожарные мероприятия;
     - лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;
     - первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
     3.2.2.5. Защита продукции животноводства  и  растениеводства,
герметизация складских помещений,  защита животных и другие мероп-
риятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы
и средства).
     3.2.2.6. Осуществление мероприятий по социальной защите насе-
ления,  пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гумани-
тарных акций.
     3.2.3. Обеспечение  действий сил и средств,  привлекаемых для
проведения АСДНР,  а также для осуществления мероприятий по защите
населения и территории от чрезвычайных ситуаций:
     - разведка (общая,  радиационная, химическая, инженерная, по-
жарная, медицинская, санитарно-эпидемиологическая);
     - техническое обеспечение;
     - инженерное обеспечение;
     - материальное обеспечение;
     - гидрометеорологическое обеспечение;
     - медицинское обеспечение;
     - противопожарное обеспечение;
     - организация комендантской службы (охрана общественного  по-
рядка).
     3.2.4. Проведение АСДНР по устранению непосредственней  опас-
ности для жизни и здоровья людей,  восстановление жизнеобеспечения
населения. Привлекаемые для этого силы и средства.
     3.2.5. Организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайной
ситуации.
     3.2.6. Организация управления при ликвидации чрезвычайной си-
туации:
     - порядок занятия комиссиями по предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (опера-
тивными группами) пунктов управления;
     - организация оповещения и информирования органов управления,
сил и средств МГСЧС,  рабочих,  служащих и остального населения об
обстановке, их действиях и правилах поведения в районах чрезвычай-
ных ситуаций;
     - организация  связи  с подчиненными,  вышестоящими и взаимо-
действующими органами управления (организациями).
     3.3. Приложения к плану действий:
     3.3.1. Приложение 1.  Возможная обстановка при  возникновении
чрезвычайных ситуаций.
     Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:
     - границы  административно-территориального  деления (границы
объекта);
     - органы управления (пункты управления);
     - пункты постоянной дислокации пожарных частей  (с  границами
районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных
аварийно-спасательных,  аварийно-восстановительных формирований, в
том  числе  выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - места  расположения радиационно,  химически,  биологически,
взрыво- и пожароопасных объектов  с  возможными  зонами  заражения
(загрязнения);
     - места расположения объектов жизнеобеспечения;
     - места расположения крупных объектов массового скопления на-
селения;
     - водоемы  с обозначениями по видам (с организованными зонами
отдыха (с купанием и без), декоративные и т.д.), с характеристика-
ми;
     - гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления,
районы возможного подтопления;
     - численность населения, находящегося в зонах возможного воз-
никновения чрезвычайных ситуаций (таблица);
     - пункты размещения запасов материально-технических средств;
     - пункты временного размещения;
     - медицинские и ветеринарные учреждения.
     Приложение 1  подписывается председателем комиссии по предуп-
реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности  (далее - КЧСиПБ) органа исполнительной власти города
Москвы, объекта.
     3.3.2. Приложение 2.  Календарный план  основных  мероприятий
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
     В нем  в  начале  отражаются общие мероприятия для всех видов
чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в
дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситу-
аций также по разделам.
     Разрабатывается в табличном виде по форме:
     - номер по порядку;
     - наименование проводимых мероприятий;
     - объем мероприятий;
     - ответственные исполнители;
     - сроки выполнения;
     - начало и окончание проводимых мероприятий;
     - отметка о выполнении.
     3.3.3. Приложение 3.  Решение комиссии  по  предупреждению  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и обеспечению пожарной безопас-
ности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
     Разрабатывается на карте (плане), на которую наносятся:
     - возможная пожарная, радиационная, химическая, биологическая
(бактериологическая), паводковая обстановка;
     - места размещения пунктов управления;
     - места  размещения  подчиненных  и  взаимодействующих  сил и
средств, необходимые данные о них;
     - границы зон ответственности соответствующих формирований;
     - замысел действий:  районы (участки, объекты) сосредоточения
основных  усилий;  последовательность (этапы) и способы выполнения
задачи;  распределение сил и средств усиления; расположение форми-
рований  в группировке сил;  количество эшелонов,  смен в эшелоне,
резерв;  задачи силам, участки и разграничительные линии между ни-
ми; главные вопросы взаимодействия и обеспечения; основы организа-
ции управления;
     - маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;
     - маршруты эвакуации;
     - сигналы управления и оповещения;
     - другие необходимые данные.
     Приложение 3 подписывается:
     - к  плану  действий  города  Москвы - председателем Комиссии
Правительства Москвы по предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,  а также начальником
Главного управления МЧС России по г.Москве;
     - к  плану действий  функционального и отраслевого органа ис-
полнительной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ  функцио-
нального  и отраслевого органа исполнительной власти и руководите-
лем структурного подразделения функционального и отраслевого орга-
на исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного
решать задачи в области защиты населения и территории  от  чрезвы-
чайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
     - к плану  действий  территориального  органа  исполнительной
власти:
     а) на уровне административных округов города Москвы - предсе-
дателем  КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководи-
телем территориального подразделения по  административному  округу
Главного управления МЧС России по г.Москве,  осуществляющего  свою
деятельность  на территории соответствующего административного ок-
руга города Москвы;
     б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ ра-
йона  города Москвы и руководителем структурного подразделения уп-
равы района,  специально уполномоченного решать задачи  в  области
защиты  населения  и  территории  от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны;
     - к  плану  действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и
руководителем структурного подразделения или работником, специаль-
но  уполномоченным решать задачи в области защиты населения и тер-
ритории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
     Решение утверждается  руководителем   органа   исполнительной
власти города Москвы (организации).
     3.3.4. Приложение 4.  Расчет сил и средств,  привлекаемых для
выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных си-
туаций.
     Приложение отрабатывается  в  табличной  форме:  наименование
формирования; ведомственная принадлежность; срок готовности; место
дислокации,  телефоны ДДС; численность формирования (общая, дежур-
ная смена); оснащение основными видами техники, оборудования, инс-
трумента и специального имущества (общее, в смене); виды выполняе-
мых работ.
     3.3.5. Приложение 5.  Организация  управления,  оповещения  и
связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
     Приложение отрабатывается в схематичной форме.


     4. Структура инструкции по действиям персонала объекта
        при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

     4.1. Инструкция определяет порядок действий персонала объекта
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и является обяза-
тельной для исполнения всеми лицами,  постоянно или временно рабо-
тающими на объекте.
     Весь персонал  объекта  обязан четко знать и строго выполнять
установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС и  не
допускать действий,  которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью
персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).
     Чрезвычайные ситуации могут  возникнуть  внезапно  или  после
различного по продолжительности периода угрозы возникновения.  Ис-
ходя из этого период угрозы возникновения ЧС  должен быть в макси-
мальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения воз-
можного ущерба.
     С этой целью, исходя из режима функционирования территориаль-
ного звена МГСЧС, объект также переводится в соответствующий режим
функционирования.
     Инструкция хранится у руководителя объекта. Ее содержание до-
водится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки
из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач  в  чрезвы-
чайных ситуациях.
     4.2. Инструкция состоит из текстуальной части и двух приложе-
ний:
     4.2.1. Текстуальная часть:
     4.2.1.1. Возможная  обстановка  на  объекте при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
     4.2.1.2. Порядок действий персонала при угрозе и  возникнове-
нии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
     - порядок оповещения администрации и персонала об угрозе воз-
никновения чрезвычайных ситуаций;
     - порядок проведения эвакуационных мероприятий;
     - порядок организации защиты персонала и посетителей от пора-
жающих факторов чрезвычайных ситуаций;
     - порядок организации мероприятий по сохранению  материальных
ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.
     4.2.2. Приложение 1.  Календарный план  действий  при  угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.
     В нем в начале отражаются общие мероприятия  для  всех  видов
чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в
дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситу-
аций также по разделам.
     Разрабатывается в табличном виде по форме:  номер по порядку;
наименование  проводимых мероприятий;  объем мероприятий;  ответс-
твенные исполнители; сроки выполнения; отметка о выполнении.
     4.2.3. Приложение 2. Схема оповещения (сбора) сотрудников.


     5. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана
        действий (инструкции)

     5.1. Разработка плана действий (инструкции) осуществляется  в
три этапа:
     - организационно-подготовительный;
     - практическая разработка плана;
     - согласование и утверждение.
     5.2. Организационно-подготовительный этап включает:
     5.2.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной право-
вой базы по организации и осуществлению мероприятий в области  за-
щиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  Изучение и
анализ исполнителями соответствующих документов по планированию  и
разработке плана действий.
     5.2.2. Сбор и обобщение необходимых данных,  где предусматри-
вается:
     - выявление объектов и территорий,  представляющих существен-
ную опасность для населения;
     - проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним
статистическим  наблюдениям  характера и видов чрезвычайных ситуа-
ций,  которые имели место на территории (объекте), величин ущерба,
сроков выполнения  мероприятий  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,
привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
     - получение сведений о территории  и  численности  населения,
которые  могут  оказаться  в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров,
затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения хими-
ческими и биологическими веществами).
     С учетом специфики местных условий могут  подготавливаться  и
другие данные.
     5.2.3. Составление календарного плана по разработке  докумен-
тов плана действий.
     В календарном плане по каждому этапу определяется: наименова-
ние вида чрезвычайной ситуации,  наименование  мероприятий,  объем
выполняемых мероприятий, ответственные исполнители, сроки исполне-
ния, отметка о выполнении.
     5.3. Этап  практической  разработки  и  оформления документов
плана предусматривает:
     - практическую разработку и оформление документов плана дейс-
твий;
     - проведение предварительного согласования со всеми заинтере-
сованными структурами,  в том числе с территориальными подразделе-
ниями Главного управления МЧС России по г.Москве,  органами испол-
нительной власти города Москвы, организациями.
     Практическая разработка разделов плана действий заключается в
прогнозировании возможной обстановки,  которая может сложиться при
угрозе  и возникновении чрезвычайных ситуаций,  оценке разрушений,
потерь и выработке решения на ликвидацию последствий  чрезвычайных
ситуаций.
     При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций во всех
случаях  необходимо установить (определить):
     - возможные  зоны  радиоактивного загрязнения,  химического и
бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
     - численность населения, организаций, которые могут оказаться
в зоне бедствия;
     - возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный
ущерб);
     - предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации
и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;
     - силы,  средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе
и возникновении чрезвычайных ситуаций.
     5.4. План действий города Москвы по предупреждению и ликвида-
ции чрезвычайных ситуаций разрабатывается  в  одном  экземпляре  и
хранится в Главном управлении МЧС России по г.Москве.
     Планы действий административных округов города Москвы по пре-
дупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются  в
двух экземплярах:
     - экземпляр N 1 - хранится в территориальном подразделении по
административному округу Главного управления МЧС России по г.Моск-
ве;
     - экземпляр N 2 - хранится в Главном управлении МЧС России по
г.Москве.
     Планы действий районов города Москвы по предупреждению и лик-
видации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в двух экземплярах:
     - экземпляр  N 1 - хранится в соответствующих управах районов
города Москвы;
     - экземпляр  N 2 - хранится в соответствующем территориальном
подразделении по административному округу Главного управления  МЧС
России по г.Москве.
     Планы действий отраслевых и функциональных  органов  исполни-
тельной  власти города Москвы по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся  в
данных органах исполнительной власти.
     Планы действий (инструкции) объектов, расположенных на терри-
тории  города Москвы,  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся  на  данных
объектах.
     5.5. Согласование и  утверждение  документов  плана  действий
осуществляется на завершающей стадии их разработки.
     План действий утверждается руководителем органа  исполнитель-
ной власти города Москвы, объекта.
     План действий подписывается:
     - план действий города Москвы - председателем Комиссии Прави-
тельства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций и обеспечению пожарной безопасности,  начальником Главного уп-
равления МЧС России по г.Москве;
     - план действий функционального и отраслевого органа исполни-
тельной власти города Москвы - председателем КЧСиПБ функционально-
го  и  отраслевого  органа исполнительной власти города Москвы,  а
также руководителем структурного подразделения  функционального  и
отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, специально
уполномоченного решать задачи в области защиты населения и  терри-
тории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
     - план действий территориального органа исполнительной  влас-
ти:
     а) на уровне административных округов города Москвы - предсе-
дателем  КЧСиПБ административного округа города Москвы и руководи-
телем территориального подразделения по  административному  округу
Главного управления МЧС России по г.Москве;
     б) на уровне районов города Москвы - председателем КЧСиПБ уп-
равы района города Москвы и руководителем структурного подразделе-
ния управы района,  специально уполномоченным решать задачи в  об-
ласти  защиты  населения  и  территории от чрезвычайных ситуаций и
(или) гражданской обороны;
     - план  действий объекта - председателем КЧСиПБ объекта и ру-
ководителем структурного подразделения или работником,  специально
уполномоченным решать задачи в области защиты населения и террито-
рии от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
     5.6. План действий согласовывается:
     - план действий функционального и отраслевого органа исполни-
тельной власти города Москвы - с Главным управлением МЧС России по
г.Москве;
     - план  действий территориального органа исполнительной влас-
ти:
     а) административного  округа города Москвы - с Главным управ-
лением МЧС России по г.Москве;
     б) района города Москвы - с территориальным подразделением по
административному округу Главного управления МЧС России по г.Моск-
ве;
     - план действий объекта:
     а) опасного производственного объекта;  организации,  обособ-
ленные подразделения которой расположены в двух  или  более  адми-
нистративных  округах  города Москвы,  - с Главным управлением МЧС
России по г.Москве;
     б) объекта, арендующего помещения, производственные площади,-
с территориальным подразделением по административному округу Глав-
ного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или  лицом,
уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходи-
мые для управления имуществом;
     в) иных объектов - с территориальным подразделением по  адми-
нистративному округу Главного управления МЧС России по г.Москве.
     5.7. Инструкция разрабатывается  в  единственном  экземпляре,
хранится на объекте.
     Инструкция утверждается  руководителем  объекта  или   лицом,
уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходи-
мые для управления имуществом.
     Инструкция подписывается работником,  специально уполномочен-
ным решать задачи в области защиты населения и территории от чрез-
вычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
     Инструкция согласовывается:
     - объекта - с территориальным подразделением  по  администра-
тивному округу Главного управления МЧС России по г.Москве;
     - организации,  арендующей помещения, производственные площа-
ди, - с территориальным подразделением по административному округу
Главного управления МЧС России по г.Москве и арендодателем или ли-
цом,  уполномоченным совершать от имени собственника действия, не-
обходимые для управления имуществом.
     5.8. Корректировка плана действий (инструкции) осуществляется
по  мере  необходимости,  но не реже 1 раз в год (до 1 февраля) по
состоянию на 1 января.  При этом производится запись в листе  кор-
ректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку.
     Корректировка плана действий может проводиться также  по  ре-
зультатам учений, тренировок.
     5.9. Переработка плана  действий  (инструкции)  осуществляет-
ся 1 раз в 5 лет.
     5.10. Планы действий уточняются при  возникновении  угрозы  и
непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций.


                           Верно: