Во исполнение постановления Правительства Москвы от 5 августа
2008 г. N 709-ПП "О Городской целевой программе "Электронная Моск-
ва (2009-2011 гг.)", в целях создания системы экспертизы мероприя-
тий и результатов выполнения Городской целевой программы "Элект-
ронная Москва (2009-2011 гг.)" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о системе экспертизы мероприятий (про-
ектов) и результатов выполнения Городской целевой программы
"Электронная Москва (2009-2011 гг.)" согласно приложению к настоя-
щему постановлению.
2. Управлению информатизации города Москвы в месячный срок
после выхода настоящего постановления определить и утвердить в ус-
тановленном порядке критерии необходимости назначения экспертизы
от стадии планирования и подготовки проектов до стадии принятия
результатов работ по Городской целевой программе "Электронная
Москва (2009-2011 гг.)".
3. Признать утратившим силу приложение 3 к постановлению Пра-
вительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 367-ПП "О городской целевой
программе "Электронная Москва".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на начальника Управления информатизации города Москва Алешина М.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 ноября 2009 г. N 1255-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе экспертизы мероприятий (проектов) и результатов
выполнения Городской целевой программы
"Электронная Москва (2009-2011 гг.)"
Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в связи
с назначением и проведением экспертизы мероприятий (проектов) и
результатов выполнения Городской целевой программы "Электронная
Москва (2009-2011 гг.)" (далее - Программа), определением вида
экспертизы и участников экспертных работ, устанавливает задачи
проведения экспертизы.
Система экспертизы мероприятий (проектов) и результатов вы-
полнения Программы предусматривает независимую экспертизу и подго-
товку рекомендаций по вопросам реализации мероприятий Программы.
1. Общие положения
1.1. Целью системы экспертизы мероприятий (проектов) и ре-
зультатов выполнения Программы является повышение эффективности
использования информационно-телекоммуникационных технологий, внед-
ряемых в деятельность органов государственной власти города Москвы
в рамках реализации Программы.
1.2. Экспертиза - разработка экспертного заключения посредс-
твом применения специальных знаний в различных областях науки и
техники для объектов экспертизы, анализ и оценка соответствия объ-
ектов экспертизы определенным (установленным) требованиям и пара-
метрам.
Экспертная деятельность, предусмотренная настоящим Положени-
ем, относится к научно-исследовательской деятельности.
1.3. Объект экспертизы - Программа, мероприятия (проекты)
Программы, документы или программно-технические решения, иные ма-
териалы, по которым проводится экспертиза.
1.4. Настоящее Положение определяет:
1.4.1. Перечень участников реализации мероприятий Программы,
взаимодействующих при исполнении своих обязанностей с системой
экспертизы.
1.4.2. Виды деятельности системы экспертизы мероприятий (про-
ектов) и результатов выполнения Программы.
1.4.3. Определение и содержание экспертного заключения.
1.4.4. Права, обязанности и ответственность экспертной орга-
низации.
1.5. Результаты экспертизы носят рекомендательный характер,
но являются основополагающими для принятия управленческого реше-
ния.
1.6. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими
законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы, а также настоящим Положением.
2. Участники системы экспертизы мероприятий (проектов)
и результатов выполнения Программы
2.1. Государственный заказчик - координатор Программы - Уп-
равление информатизации города Москвы, действующее на основании
Положения об Управлении информатизации города Москвы, утвержденно-
го постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2003 г.
N 293-ПП "О создании Управления информатизации города Москвы", а
также в соответствии с функциями, определенными постановлением
Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 709-ПП "О Городской
целевой программе "Электронная Москва (2009-2011 гг.)".
2.2. Генеральный конструктор Программы - лицо, назначенное и
осуществляющее функции в соответствии с Положением, утвержденным
постановлением Правительства Москвы.
2.3. Совет главных конструкторов Программы - коллегиальный
орган, формируемый и осуществляющий полномочия в соответствии с
Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы.
2.4. Государственные заказчики или пользователи Программы -
органы исполнительной власти города Москвы, участвующие в реализа-
ции и внедрении мероприятий (проектов). Соответствующим распоряди-
тельным документом Правительства Москвы на них могут возлагаться
отдельные функции государственного заказчика.
2.5. Конкурсная (аукционная) комиссия - коллегиальный орган,
наделенный полномочиями, установленными Федеральным законом от
21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд".
2.6. Участник размещения заказа - юридическое или физическое
лицо, претендующее на заключение государственного контракта на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по реализации
мероприятий Программы.
2.7. Исполнитель - юридическое или физическое лицо, признан-
ное конкурсной (аукционной) комиссией победителем конкурса (аукци-
она) среди участников размещения заказа, подписавшее контракт и
предоставившее надлежащее обеспечение его выполнения.
2.8. Экспертная организация - юридическое лицо, привлеченное
государственным заказчиком на конкурсной основе в установленном
порядке для выполнения функций технического организатора проведе-
ния всех видов экспертиз мероприятий (проектов) и результатов вы-
полнения Программы. С целью проведения правовой экспертизы компо-
нентов информационной системы, являющихся объектами интеллектуаль-
ной собственности, государственный заказчик вправе привлечь на
конкурсной основе экспертную организацию для ее проведения.
2.9. Эксперт - специалист в соответствующей области науки и
знаний, привлекаемый государственным заказчиком или экспертной ор-
ганизацией для проведения экспертизы мероприятий (проектов) и ре-
зультатов выполнения Программы.
3. Организация системы экспертизы
3.1. Государственный заказчик - координатор Программы уста-
навливает необходимость экспертизы, принимает решение и формулиру-
ет задание на проведение экспертизы, обеспечивает финансирование
проводимых экспертных работ в соответствии с заключенным государс-
твенным контрактом, рассматривает и утверждает представляемые ему
экспертные заключения.
Государственный заказчик - координатор Программы вправе орга-
низовывать проведение экспертизы на безвозмездной основе и привле-
кать к ее проведению экспертов на общественных началах (далее -
эксперты).
Экспертиза проводится с учетом требований Федерального закона
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нор-
мативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
3.2. Экспертная организация, эксперты по заданию Государс-
твенного заказчика - координатора Программы проводят следующие ви-
ды экспертиз:
3.2.1. Техническая экспертиза объекта - проверка соответствия
состава и содержания объектов экспертизы требованиям документов,
на основании которых они разработаны, в том числе требованиям, ус-
тановленным нормативными правовыми актами Российской Федерации,
города Москвы (стандарты, технические регламенты). Техническая
экспертиза результатов выполнения государственного контракта может
проводиться на промежуточной стадии приемки выполнения работ по
определенному этапу и на стадии окончательной приемки работ у ис-
полнителя государственного контракта.
3.2.2. Экономическая экспертиза объекта - оценка соответствия
стартовой стоимости государственного контракта сложившимся рыноч-
ным ценам на аналогичные товары, работы и услуги.
3.2.3. Правовая экспертиза объекта - проверка полноты сведе-
ний о компонентах, входящих в состав информационных систем и явля-
ющихся объектами интеллектуальной собственности, на предмет учета
результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполне-
нии работ за счет или с привлечением средств бюджета города Моск-
вы, исключительных прав, принадлежащих городу Москве и/или пере-
данных в установленном порядке.
3.3. Экспертная организация, эксперты подготавливают и предс-
тавляют Государственному заказчику - координатору Программы офици-
альное экспертное заключение. Обоснование причины назначения экс-
пертизы обязательно.
В случае проведения экспертизы на безвозмездной основе экс-
пертное заключение подготавливает и представляет Государственному
заказчику - координатору Программы руководитель экспертной комис-
сии. Порядок выполнения экспертизы и подготовки ее результатов ус-
танавливается настоящим Положением и аналогичен порядку проведения
и оформления результатов экспертизы, установленному для экспертной
организации.
3.4. Результаты проведения экспертизы оформляются в виде экс-
пертного заключения. Экспертное заключение служит основанием для
приемки результатов экспертизы государственным заказчиком и входит
в перечень обязательных документов, рассматриваемых им при подго-
товке решений.
3.5. Комиссия, сформированная экспертной организацией, должна
состоять из экспертов, не являющихся штатными сотрудниками экс-
пертной организации. Общее количество привлеченных в комиссию экс-
пертов должно быть не менее 5 человек, в том числе не менее одного
эксперта - представителя Управления информатизации города Москвы;
двух экспертов - специалистов в области информатизации и автомати-
зации процессов; двух экспертов - отраслевых специалистов.
Иные эксперты могут быть представителями органов государс-
твенной власти, экспертных формирований (советы, комиссии, общест-
ва), создаваемых на базе научно-исследовательских организаций Рос-
сийской академии наук, отраслевых академий, высших учебных заведе-
ний, отраслевых исследовательских институтов, представителями кон-
сультативных фирм, предпринимательских сообществ, имеющих опыт вы-
полнения работ, аналогичных проектам Программы, физическими лицами
(экспертами).
Состав комиссии, сформированной экспертной организацией, не
является постоянным и должен изменяться с каждой экспертизой не
менее чем на 30%. Обновление всего состава комиссии осуществляется
ежегодно.
Привлечение экспертов осуществляется экспертной организацией
на договорной платной основе, оплата работы экспертов проводится
исходя из базовой стоимости оплаты участия одного эксперта в одной
экспертизе. Базовая стоимость определяется в условиях государс-
твенного контракта с экспертной организацией.
3.6. Решение комиссии формируется на основании мнения всех
экспертов.
В случае невозможности участия в заседании экспертной комис-
сии участник комиссии выражает свое мнение заранее в письменном
виде и направляет его экспертной организации.
В случае наличия различных мнений решение принимается путем
голосования простым большинством голосов.
В случае несогласия с выводом комиссии отдельного экспер-
та(-ов) мнение последнего(-их) оформляется секретарем комиссии в
письменном виде, визируется указанным экспертом(-ами) и является
неотъемлемым приложением к экспертному заключению.
Экспертное заключение формируется на основании решения, при-
нятого экспертной комиссией, и носит рекомендательный характер, но
основополагающий для принятия управленческого решения.
Рабочие материалы по вопросам повестки дня не позднее чем за
5 дней до очередного заседания направляются членам экспертной ко-
миссии.
При голосовании право голоса эксперта не может быть делегиро-
вано.
4. Экспертиза конкурсной (аукционной) документации
4.1. Государственный заказчик - координатор Программы после
разработки проектов конкурсной (аукционной) документации на прове-
дение открытых конкурсов или аукционов на закупку товаров, работ и
услуг вправе передать их экспертной организации, экспертам для
проведения экспертизы.
4.2. Объектом экспертизы в проектах документации для эксперт-
ной организации, экспертов является проект технического задания
(технических требований) на каждый лот объявляемого конкурса (аук-
циона).
4.3. В рамках экспертизы проекта документации экспертная ор-
ганизация, эксперты проводят техническую и экономическую эксперти-
зу каждого объекта и оформляют по их результатам экспертные заклю-
чения.
4.4. При разработке окончательной редакции, согласовании и
утверждении документации на проведение открытого конкурса (аукцио-
на) Государственный заказчик - координатор Программы учитывает вы-
данные экспертной организацией, руководителем экспертной комиссии
заключения.
5. Экспертиза предварительных результатов выполнения
мероприятия (проекта) Программы (работ по выполненным
этапам государственного контракта)
5.1. Государственный заказчик в ходе приемки работ по выпол-
ненным этапам государственного контракта (предварительных резуль-
татов выполнения мероприятий (проектов) Программы вправе привлечь
к ней экспертную организацию, экспертов.
5.2. Объектами экспертизы для экспертной организации, экспер-
тов являются фактические результаты работ по выполненным этапам
государственного контракта.
5.3. При приемке предварительных результатов выполнения ме-
роприятий (проектов) Программы экспертная организация, эксперты
проводят техническую экспертизу.
5.4. По результатам экспертизы предварительных результатов
выполнения мероприятий (проектов) Программы экспертная организа-
ция, эксперты представляют соответствующие экспертные заключения.
5.5. Государственный заказчик при подписании актов сдачи-при-
емки работ по выполненным этапам государственного контракта учиты-
вает заключения экспертной организации, руководителя экспертной
комиссии.
6. Экспертиза результатов выполнения мероприятий (проектов)
Программы (результатов, полученных при выполнении
государственного контракта)
6.1. Государственный заказчик при приемке у исполнителя ре-
зультатов, полученных при выполнении государственного контракта,
вправе привлечь к ней экспертную организацию, экспертов.
6.2. Объектами экспертизы при приемке итоговых результатов
выполнения мероприятия (проектов) Программы для экспертной органи-
зации, экспертов являются фактические показатели выполненной рабо-
ты.
6.3. Экспертная организация, эксперты при приемке итоговых
результатов выполнения мероприятий (проектов) Программы проводят
техническую и экономическую экспертизу, при необходимости правовую
экспертизу проводят иные эксперты.
6.4. По результатам экспертизы экспертная организация, экс-
перты представляют соответствующие экспертные заключения.
6.5. Государственный заказчик при подписании актов сдачи-при-
емки выполненных работ по государственному контракту учитывает
заключения экспертной организации, руководителя экспертной комис-
сии.
7. Экспертное заключение
7.1. Экспертным заключением является документ, требования и
форма которого утверждается Государственным заказчиком - координа-
тором Программы. Экспертное заключение содержит результаты сопос-
тавления оцениваемых параметров требованиям государственного за-
казчика, а также (при необходимости) оценку качественных, функцио-
нальных, технических характеристик, экономических показателей и
правовых аспектов, выявленных в результате анализа объекта экспер-
тизы.
Экспертное заключение составляется на основании выводов экс-
пертов. Выводы экспертов должны содержать краткое обоснование выс-
казанного мнения. Экспертное заключение носит рекомендательный ха-
рактер, но является основополагающим для принятия управленческого
решения.
7.2. Экспертное заключение, подготовленное экспертной органи-
зацией, подписывается ее руководителем и экспертами-исполнителями
и не может быть изменено без их согласия.
Экспертное заключение, подготовленное экспертной комиссией,
подписывается руководителем экспертной комиссии и всеми эксперта-
ми, входящими в нее, и не может быть изменено без их согласия.
7.3. В случае если выводы экспертов отличаются, в обязатель-
ном порядке составляется особое мнение эксперта, которое приклады-
вается к экспертному заключению, при этом руководителем экспертной
организации, руководителем экспертной комиссии приводится следую-
щая информация:
- важность замечания;
- описание замечания и/или предложения;
- способы устранения замечания и/или целесообразность устра-
нения (учета) замечания.
8. Права, обязанности и ответственность экспертной
организации, экспертной комиссии
Экспертная организация обязана обеспечить техническую органи-
зацию работы комиссии, подбор и согласование состава комиссии, ор-
ганизацию рассылки экспертам рабочих материалов, организацию веде-
ния заседаний комиссии, оформление протоколов заседаний комиссии,
подготовку экспертных заключений; произвести оплату труда экспер-
тов, архивирование и передачу материалов работы комиссии на хране-
ние Государственному заказчику - координатору Программы.
Экспертная комиссия обязана осуществить: проведение эксперта-
ми технической и экономической экспертизы, организацию ведения за-
седаний комиссии; оформление протоколов заседаний комиссии; подго-
товку экспертных заключений, архивирование и передачу материалов
работы комиссии на хранение Государственному заказчику - координа-
тору Программы.
8.1. Экспертная организация, экспертная комиссия имеют право:
8.1.1. Получить у Государственного заказчика - координатора
Программы, генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва" все
материалы, необходимые для всесторонней, целостной и объективной
оценки предмета и объектов экспертизы.
8.1.2. Исследовать аналогичные решения, которые уже использу-
ются Государственным заказчиком - координатором Программы или ины-
ми государственными заказчиками для оценки качественных или функ-
циональных характеристик создаваемых программно-технических реше-
ний.
8.2. Экспертная организация, экспертная комиссия обязаны:
8.2.1. Обеспечить перед началом проведения экспертизы отсутс-
твие конфликта интересов.
8.2.2. Обеспечить соблюдение конфиденциальности сведений, по-
лученных от участников системы экспертизы.
8.2.3. Действовать в соответствии с требованиями нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
8.3. Экспертная организация, экспертная комиссия (эксперты)
не имеют права:
8.3.1. Получать какое-либо вознаграждение от организаций и
лиц, чья деятельность связана с объектом экспертизы, за исключени-
ем оплаты по государственному контракту на оказание услуг по орга-
низации и проведению экспертизы, заключенному с Государственным
заказчиком - координатором Программы.
8.3.2. Проводить какие-либо переговоры с организациями и ли-
цами, чья деятельность связана с объектом экспертизы. Переписка с
данными организациями и лицами возможна только по указанию и сог-
ласованию Государственного заказчика - координатора Программы.
8.4. Экспертная организация, экспертная комиссия несут от-
ветственность:
8.4.1. За неточность, неполноту и/или несвоевременность пре-
доставления экспертных заключений.
8.4.2. За разглашение конфиденциальных сведений, полученных
от участников системы экспертизы.
В случае принятия государственным заказчиком решений на осно-
вании неточного и/или неполного экспертного заключения экспертная
организация, экспертная комиссия несут за это ответственность в
порядке, установленном в государственном контракте на оказание ус-
луг по организации и проведению экспертизы.
9. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы
Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее ор-
ганизации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспер-
тами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки
в оценках и др.) рассматриваются Государственным заказчиком - ко-
ординатором Программы в порядке, установленном действующими норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
10. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее
Положение
10.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
распорядительными документами Правительства Москвы.
10.2. Государственный заказчик - координатор Программы вправе
устанавливать своими распоряжениями (приказами) рекомендации по
реализации настоящего Положения, а также формы и содержание доку-
ментов, необходимых для реализации Положения.