В целях повышения эффективности взаимодействия органов испол-
нительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере
имущественно-земельных отношений, оптимизации контроля за исполь-
зованием земель и находящихся в собственности города Москвы объек-
тов нежилого фонда, сокращения административных барьеров при осу-
ществлении предпринимательской деятельности, противодействия кор-
рупции, реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г.
N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства
в городе Москве" и Закона города Москвы от 3 июня 2009 г. N 17 "О
государственном контроле за использованием объектов недвижимости в
городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Административный регламент взаимодействия орга-
нов исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявле-
нию и пресечению правонарушений в области использования земель и
находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда
(приложение).
2. Возложить на Госинспекцию по недвижимости координацию дея-
тельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспече-
нию законности в сфере имущественно-земельных отношений.
3. Госинспекции по недвижимости:
3.1. Подготовить для рассмотрения в установленном порядке:
- до 15 января 2010 г. проект федерального закона "О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных право-
нарушениях" в части установления прав органов исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об ад-
министративных правонарушениях в области землепользования и против
порядка управления;
- до 1 марта 2010 г. проекты нормативных правовых актов о
внесении изменений в федеральное законодательство по вопросам
разграничения полномочий в области государственного земельного
контроля между Российской Федерацией и субъектами Российской Феде-
рации.
3.2. Обеспечить формирование и ведение банка данных по конт-
ролю за использованием земель и находящихся в собственности города
Москвы объектов нежилого фонда (далее - объекты недвижимости) с
включением в него сведений о мерах, принимаемых другими заинтере-
сованными органами исполнительной власти города Москвы, по пресе-
чению правонарушений в области использования объектов недвижимос-
ти.
3.3. В первом полугодии 2010 г. совместно с Департаментом
имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города
Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы, Управлением координации деятельности по обеспечению
безопасности города Москвы, Объединением административно-техничес-
ких инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией
города Москвы и префектурами административных округов разработать
и принять регламенты об информационном взаимодействии.
3.4. В 2010 году в соответствии с федеральным законодательст-
вом подготовить административные регламенты взаимодействия с феде-
ральными органами государственной власти, наделенными соответству-
ющими полномочиями по обеспечению законности в сфере имуществен-
но-земельных отношений.
3.5. В ежегодных планах проверок предусматривать проведение
совместных мероприятий по контролю за использованием объектов нед-
вижимости с другими органами исполнительной власти города Москвы,
уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзо-
ра).
3.6. В ежегодных докладах о работе Госинспекции по недвижи-
мости по осуществлению регионального государственного контроля за
использованием объектов недвижимости отражать вопросы взаимодейс-
твия с другими государственными органами по обеспечению законности
в сфере имущественно-земельных отношений и основные направления по
его улучшению и повышению эффективности.
3.7. С целью предотвращения и пресечения правонарушений в об-
ласти использования объектов недвижимости систематически осущест-
влять, в том числе совместно с другими заинтересованными органами
исполнительной власти города Москвы, обследования (визуальные ос-
мотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений, при проведении
которых не требуется взаимодействие с их пользователями.
При обнаружении в ходе проведения обследований административ-
ных правонарушений составлять протоколы и привлекать виновных лиц
к административной ответственности, а также направлять соответс-
твующие материалы о нарушениях в другие органы государственной
власти для принятия мер по пресечению противоправных действий.
3.8. В целях поддержки малого и среднего предпринимательства
осуществлять планомерное сокращение количества проверок в отноше-
нии его субъектов, в порядке, установленном федеральным законода-
тельством, предоставлять им отсрочку и рассрочку по оплате адми-
нистративных штрафов, освобождать от административной ответствен-
ности при малозначительности правонарушения.
3.9. Направлять в органы прокуратуры материалы по правонару-
шениям в области использования объектов недвижимости, содержащим
признаки уголовно наказуемых деяний, нарушениям законных прав
субъектов малого и среднего предпринимательства на объекты недви-
жимости, а также информацию о коррупционных правонарушениях в сфе-
ре имущественно-земельных отношений для принятия мер прокурорского
реагирования.
3.10. Совместно с Департаментом земельных ресурсов города
Москвы, другими заинтересованными органами исполнительной власти
города Москвы проводить работу по внедрению передовых технологий
контроля за использованием земель, в том числе с применением мето-
дов дистанционного зондирования и возможностей спутниковых систем
ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
3.11. Осуществить комплекс мер по улучшению взаимодействия с
общественностью и информированности населения о проводимой работе
по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отноше-
ний:
- размещать на официальном интернет-сайте Госинспекции по
недвижимости ежегодные планы проведения проверок, ежемесячные от-
четы о проводимой работе по обеспечению законности в сфере иму-
щественно-земельных отношений, информацию о целевых проверках ис-
пользования объектов недвижимости, принятых законодательных, иных
нормативных правовых актах и ведомственных инструктивно-методичес-
ких документах по вопросам осуществления государственного контроля
за использованием объектов недвижимости и привлечения нарушителей
к ответственности с комментариями специалистов Госинспекции по
недвижимости по их применению;
- развивать систему электронного взаимодействия с юридически-
ми лицами и гражданами, обеспечить создание специальных разделов
на официальном интернет-сайте Госинспекции по недвижимости с целью
получения оперативной информации о правонарушениях в области ис-
пользования объектов недвижимости и сигналов о наличии признаков
коррупции в деятельности сотрудников Госинспекции по недвижимости;
- проводить тематические семинары и пресс-конференции, прини-
мать участие в совещаниях, обучении представителей малого и сред-
него бизнеса и других заинтересованных лиц по вопросам практики
применения законодательства, регулирующего имущественно-земельные
отношения, осуществления контроля за его соблюдением, во встречах
с населением, проводимых префектурами и управами районов;
- оказывать правовую поддержку субъектам малого и среднего
предпринимательства и другим заинтересованным лицам, в том числе
по телефону в режиме "горячей линии" и через Интернет по вопросам
использования объектов недвижимости, проведения должностными лица-
ми Госинспекции по недвижимости проверок объектов недвижимости,
привлечения нарушителей к административной и иной ответственности;
- регулярно направлять в городские и окружные средства массо-
вой информации тематические аналитические обзоры о деятельности
Госинспекции по недвижимости, наиболее актуальных мероприятиях по
контролю за использованием объектов недвижимости и принимаемых ме-
рах по пресечению выявленных нарушений.
3.12. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в
первом полугодии 2010 г. подготовить предложения по модернизации
АИС "Контроль недвижимости города Москвы".
4. Госинспекции по недвижимости совместно с Департаментом
имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города
Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом эконо-
мической политики и развития города Москвы до 1 апреля 2010 г.
подготовить и представить на утверждение Правительства Москвы про-
ект порядка расчета и возмещения вреда (ущерба), причиненного пра-
вонарушениями в области использования земель и объектов нежилого
фонда.
5. Департаменту имущества города Москвы, Департаменту земель-
ных ресурсов города Москвы, Департаменту природопользования и ох-
раны окружающей среды города Москвы, префектурам административных
округов и другим органам исполнительной власти города Москвы:
- ежегодно в срок до 1 июля направлять по установленной форме
в Госинспекцию по недвижимости предложения по проведению плановых
проверок использования объектов недвижимости на следующий год для
разработки в соответствии с федеральным законодательством ежегод-
ных планов проверок объектов недвижимости;
- представлять в порядке, установленном регламентами об ин-
формационном взаимодействии, документально подтвержденную информа-
цию о принятых мерах в пределах своей компетенции по устранению
выявленных правонарушений;
- анализировать причины и условия, способствующие совершению
правонарушений в области использования объектов недвижимости, с
целью выявления фактов злоупотребления служебным положением долж-
ностных лиц, осуществляющих управление и распоряжение объектами
недвижимости, незамедлительно информировать правоохранительные ор-
ганы о коррупционных правонарушениях в сфере имущественно-земель-
ных отношений.
6. Управлению информатизации города Москвы при формировании
плана мероприятий на 2010 год по Городской целевой программе
"Электронная Москва (2009-2011 гг.)" рассмотреть возможность вклю-
чения работ по модернизации АИС "Контроль недвижимости города
Москвы".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.,
руководителя Госинспекции по недвижимости Шатохина В.Е.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 ноября 2009 г. N 1274-ПП
Административный регламент
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы
по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений
в области использования земель и находящихся в собственности
города Москвы объектов нежилого фонда
1. Настоящий Административный регламент определяет порядок
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по пре-
дупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области ис-
пользования земель независимо от прав на земельные участки и объ-
ектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы
(далее - объекты недвижимости).
2. Основными задачами взаимодействия являются:
- координация деятельности по защите государственных и об-
щественных интересов в сфере имущественно-земельных отношений, а
также прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;
- обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания за
совершенные противоправные действия в области использования объек-
тов недвижимости;
- повышение эффективности использования объектов недвижимос-
ти;
- организация информационного обмена в целях предупреждения,
выявления и пресечения правонарушений в области использования объ-
ектов недвижимости.
3. Правовой основой осуществления взаимодействия являются
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря
2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (над-
зора) и муниципального контроля", иные законы и нормативные право-
вые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, Закон города
Москвы от 3 июня 2009 г. N 17 "О государственном контроле за ис-
пользованием объектов недвижимости в городе Москве", иные законы и
нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие деятельность
органов исполнительной власти по обеспечению законности в сфере
имущественно-земельных отношений.
4. Основными направлениями взаимодействия являются:
- планирование мероприятий по контролю за использованием объ-
ектов недвижимости;
- подготовка материалов, необходимых для проведения мероприя-
тий по контролю за использованием объектов недвижимости и привле-
чения виновных лиц к административной и иной ответственности;
- совместное проведение органами исполнительной власти, упол-
номоченными на осуществление государственного контроля (надзора),
плановых проверок использования объектов недвижимости;
- совершенствование форм и методов обмена информацией по воп-
росам использования объектов недвижимости;
- подготовка информационно-аналитических материалов и ежегод-
ных докладов о состоянии законности в сфере имущественно-земельных
отношений и принимаемых мерах по предупреждению и пресечению нару-
шений в использовании объектов недвижимости;
- разработка предложений по совершенствованию законодательст-
ва, регулирующего вопросы имущественно-земельных отношений, конт-
рольно-инспекционной деятельности и ответственности за нарушения в
области использования объектов недвижимости;
- определение ущерба (вреда), причиненного правонарушениями в
сфере использования объектов недвижимости.
- проведение совместных совещаний по проблемам обеспечения
соблюдения установленных требований по использованию объектов нед-
вижимости;
- осуществление информационно-разъяснительной работы среди
жителей города Москвы по вопросам использования объектов недвижи-
мости и ответственности за правонарушения в области имуществен-
но-земельных отношений.
5. Основными принципами осуществления взаимодействия являют-
ся:
- законность;
- объективность;
- приоритетность мер по предупреждению правонарушений в об-
ласти использования объектов недвижимости;
- комплексное использование правовых, экономических и иных
мер по предупреждению и пресечению правонарушений в области ис-
пользования объектов недвижимости;
- взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы
с правоохранительными и судебными органами, органами местного са-
моуправления, общественными объединениями и гражданами по вопросам
предупреждения и пресечения правонарушений в области использования
объектов недвижимости;
- гласность с учетом требований законодательства о государс-
твенной и иной охраняемой законом тайне.
6. Госинспекция по недвижимости:
6.1. Разрабатывает ежегодные планы проведения плановых прове-
рок по вопросам использования объектов недвижимости с учетом пред-
ложений органов исполнительной власти города Москвы и направляет
их:
- до 1 октября текущего года в Департамент поддержки и разви-
тия малого и среднего предпринимательства города Москвы на согла-
сование в части, касающейся субъектов малого и среднего предприни-
мательства;
- до 1 ноября текущего года в Прокуратуру города Москвы для
формирования сводного плана проверок в порядке, установленном фе-
деральным законодательством.
6.2. По обращениям органов исполнительной власти города Моск-
вы и их территориальных подразделений в административных округах:
- проводит внеплановые проверки в порядке и случаях, установ-
ленных законодательством (по нарушениям, связанным с причинением
вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде либо возникно-
вением угрозы причинения такого вреда);
- осуществляет визуальное обследование объектов недвижимости,
не требующее взаимодействия с их пользователями;
- предоставляет информацию о проверках объектов недвижимости;
- осуществляет подготовку заключений об использовании объек-
тов недвижимости в случаях, установленных законами и иными право-
выми актами города Москвы.
6.3. В соответствии со своей компетенцией, определенной Ко-
дексом города Москвы об административных правонарушениях, привле-
кает в установленном порядке к административной ответственности
лиц, допустивших административные правонарушения в области исполь-
зования земель и объектов нежилого фонда, а также за невыполнение
ими в срок выданных предписаний об устранении указанных правонару-
шений.
6.4. Направляет в Департамент земельных ресурсов города Моск-
вы (по земельным участкам), Департамент природопользования и охра-
ны окружающей среды города Москвы (по земельным участкам, располо-
женным на особо охраняемых природных территориях) и Департамент
имущества города Москвы (по объектам нежилого фонда) материалы
проверок, необходимые для определения размера вреда (ущерба), при-
чиненного правонарушениями в области использования объектов недви-
жимости.
6.5. Представляет информацию:
- ежеквартально в порядке, установленном регламентами об ин-
формационном взаимодействии, в Департамент земельных ресурсов го-
рода Москвы - по земельным правонарушениям, Департамент природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы - по фактам
захламления земельных участков, а также земельным правонарушениям,
выявленным на особо охраняемых природных территориях, Департамент
имущества города Москвы - по правонарушениям в области использова-
ния объектов нежилого фонда, Департамент потребительского рынка и
услуг города Москвы - по правонарушениям, допущенным предприятиями
потребительского рынка и услуг, для принятия мер в соответствии со
своей компетенцией в отношении виновных лиц, не устранивших допу-
щенные правонарушения в установленные сроки и продолжающих проти-
воправные действия после привлечения их к административной ответс-
твенности;
- ежеквартально в Управление координации деятельности по
обеспечению безопасности города Москвы, префектуры административ-
ных округов о правонарушениях в области использования объектов
недвижимости, не устраненных в установленные сроки;
- ежеквартально о нарушениях, допущенных партнерами Прави-
тельства Москвы, для включения в установленном порядке соответс-
твующих сведений в Реестр деловой репутации партнеров Правительст-
ва Москвы;
- ежеквартально в Департамент поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства города Москвы о проведенных провер-
ках, выявленных нарушениях и примененных штрафных санкциях для
осуществления мониторинга деятельности по контролю за использова-
нием объектов недвижимости, находящихся в пользовании субъектов
малого и среднего предпринимательства;
- о выявленных фактах незаконного занятия земельных участков
под объекты, обладающие признаками самовольного строительства, для
включения соответствующих сведений в Систему учета и мониторинга
объектов самовольного строительства.
6.6. Информирует в установленном порядке Прокуратуру города
Москвы о:
- незаконном использовании объектов недвижимости, нарушающем
государственные и общественные интересы, законные права граждан, в
случае непринятия мер по оформлению прав на самовольно используе-
мые объекты недвижимости либо их освобождению после выдачи предпи-
сания должностным лицом Госинспекции по недвижимости о прекращении
противоправных действий и наложения административного взыскания за
его невыполнение;
- правонарушениях в области использования объектов недвижи-
мости, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний, а также ад-
министративных правонарушениях, возбуждение дел по которым не вхо-
дит в компетенцию Госинспекции по недвижимости;
- нарушениях законных прав субъектов малого предприниматель-
ства, а также коррупционных правонарушениях, ставших известными
сотрудникам Госинспекции по недвижимости в связи с исполнением ими
своих обязанностей;
- применении насилия либо угрозы применения насилия в отноше-
нии должностного лица Госинспекции по недвижимости или его близ-
ких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
- количестве проведенных проверок по вопросам использования
объектов недвижимости, выявленных правонарушениях и принятых мерах
по их устранению и привлечению виновных лиц к административной от-
ветственности (ежегодно по полугодиям и в целом за год).
6.7. Направляет в порядке, предусмотренном федеральным зако-
нодательством, соответствующие материалы судебному приставу-испол-
нителю для взыскания суммы административного штрафа в случае его
неуплаты в установленные сроки.
6.8. Вносит в Департамент земельных ресурсов города Москвы
предложения о прекращении в установленном порядке прав на земель-
ные участки в случаях, предусмотренных законодательством Российс-
кой Федерации.
6.9. Осуществляет в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, подготовку
ежегодных докладов об осуществлении государственного контроля за
использованием объектов недвижимости.
6.10. Осуществляет ведение банка данных о выявленных правона-
рушениях в области использования объектов недвижимости и принятых
мерах по их устранению, в том числе другими органами исполнитель-
ной власти города Москвы.
7. Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных
ресурсов города Москвы, Департамент природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы, Департамент потребительского рынка
и услуг города Москвы, Департамент города Москвы по конкурентной
политике, префектуры административных округов и другие заинтересо-
ванные органы исполнительной власти города Москвы:
7.1. В порядке, установленном регламентами об информационном
взаимодействии, представляют Госинспекции по недвижимости сведе-
ния, необходимые для осуществления проверок объектов недвижимости,
а также доступ ее сотрудников к соответствующим базам данных, со-
держащим информацию, необходимую для осуществления возложенных на
них функций.
7.2. Ежегодно в срок до 1 июля с учетом требований, установ-
ленных федеральным законодательством, законами и иными нормативны-
ми правовыми актами города Москвы, представляют предложения по
проведению Госинспекцией по недвижимости плановых проверок на сле-
дующий год.
7.3. Вносят предложения по проведению Госинспекцией по недви-
жимости внеплановых проверок в случаях, установленных федеральным
законодательством, с предоставлением соответствующих материалов,
подтверждающих наличие признаков причинения вреда жизни и здоровью
граждан или окружающей среде либо возникновением угрозы причинения
такого вреда нарушениями в использовании объектов недвижимости.
8. Органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные
на осуществление государственного контроля (надзора), принимают
участие в совместных мероприятиях по контролю за использованием
объектов недвижимости, проводимых в соответствии с годовыми плана-
ми проверок Госинспекции по недвижимости.
9. Департамент имущества города Москвы и Департамент земель-
ных ресурсов города Москвы:
- обеспечивают в соответствии со своей компетенцией защиту
интересов города Москвы в судах, в том числе путем направления ис-
ковых заявлений от своего имени или от имени Правительства Москвы
об освобождении незаконно занимаемых объектов недвижимости и в
других случаях, установленных законодательством и договорами арен-
ды;
- в порядке, установленном Правительством Москвы, определяют
размер вреда (ущерба), причиненного правонарушениями в области ис-
пользования объектов недвижимости;
10. Департамент природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы предъявляет в суды иски от своего имени или Прави-
тельства Москвы об освобождении незаконно занимаемых земельных
участков на особо охраняемых природных территориях.