Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 128-ПП от 4 марта 2003 года

О проекте закона города Москвы «Об общем образовании в городе Москве»

     В соответствии  с  постановлением  Правительства Москвы от 12
сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию  законопро-
ектной работы в органах исполнительной власти города", во исполне-
ние распоряжения Мэра Москвы от 21 декабря 2001 года N 1143-РМ  "О
Плане  первоочередных законопроектных работ органов исполнительной
власти города Москвы на 2002 год", рассмотрев проект закона города
Москвы "Об общем образовании в городе Москве", Правительство Моск-
вы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "Об общем образовании
в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Шве-
цову Л.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 4 марта 2003 года N 128-ПП

                                                        Проект
                              ЗАКОН
                          ГОРОДА МОСКВЫ

Об общем образовании
в городе Москве

     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права граждан на общедоступное,  бесплатное и  качественное  общее
образование  в  государственных образовательных учреждениях в раз-
личных формах в объеме,  установленном государственными  образова-
тельными стандартами;  устанавливает принципы деятельности образо-
вательных учреждений различных типов и видов,  реализующих образо-
вательные программы дошкольного,  начального общего, основного об-
щего и среднего (полного) общего образования, направленные на фор-
мирование общей культуры личности юного москвича, воспитание граж-
данственности,  трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине,  окружающей природе, семье, формирование здорового
образа жизни, создание основы для осознанного выбора и последующе-
го освоения профессиональных образовательных программ с учетом ре-
гиональной специфики субъекта Российской Федерации - города  Моск-
вы.

     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Государственные гарантии права граждан на получение
общего образования в городе Москве
     В целях дальнейшего повышения уровня образования,  сознатель-
ности и культуры населения,  подготовки молодежи к жизни,  труду и
общественной  деятельности  органы  государственной  власти города
Москвы создают условия для получения гражданами всеобщего среднего
(полного)  общего образования и реализации права на общедоступное,
бесплатное и качественное дошкольное,  начальное  общее,  основное
общее и среднее (полное) общее образование, на выбор образователь-
ного учреждения и формы получения образования, и обеспечивают:
     равные возможности  на получение  общего образования для всех
детей,  в том числе с ограниченными возможностями здоровья; детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных предс-
тавителей);  безнадзорных детей;  детей с  девиантным  поведением;
одаренных детей и других категорий;
     единство образовательного пространства в городе Москве;
     академические свободы обучающихся и педагогических работников;
     академическую мобильность обучающихся, право выбора образова-
тельного учреждения и формы получения образования;
     защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического
и физического здоровья;
     преемственность образовательных   программ  общего  образова-
ния, возможность  продолжения обучения на всех ступенях общего об-
разования, возможность получения профессионального образования;
     социальную и профессиональную защищенность обучающихся и  пе-
дагогических работников;
     контроль за соответствием условий осуществления образователь-
ного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охра-
ны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников;
     реализацию права  граждан  на  получение полной и достоверной
информации о государственных нормах и требованиях к содержанию об-
щего образования и уровню подготовки выпускников.

     Глава 2.  МОСКОВСКИЙ  РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 2.  Московский региональный компонент государственного
образовательного стандарта общего образования
     1. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного стандарта общего образования,  являясь составной частью
государственного образовательного стандарта общего образования:
     отражает социально-экономические,  географические, культурные
и исторические особенности города Москвы;
     способствует развитию   и  духовно-нравственному  становлению
личности обучающихся,  приобщению ее к историческому и культурному
наследию,  формированию навыков жизненного самоопределения,  дейс-
твий в чрезвычайных ситуациях техногенного,  социального и природ-
ного характера.
     2. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного  стандарта общего образования обязателен для реализации
в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный про-
цесс по общеобразовательным программам.
     3. Различия в содержании региональных (национально-региональ-
ных) компонентов государственного образовательного стандарта обще-
го  образования  не  могут являться основанием для отказа в приеме
обучающегося из общеобразовательного учреждения другого региона  в
образовательное учреждение города Москвы,  реализующее общеобразо-
вательные программы данного уровня.

     Статья 3.  Структура Московского регионального компонента го-
сударственного образовательного стандарта общего образования
     1. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного стандарта общего образования включает в себя:
     обязательный минимум содержания основных  общеобразовательных
программ по образовательным областям и учебным предметам, включен-
ным в Московский региональный компонент;
     гарантированный минимум    условий,   способствующих   духов-
но-нравственному становлению каждого  ребенка,  его  готовности  к
жизненному самоопределению;
     требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников  об-
разовательных учреждений, реализующих общеобразовательные програм-
мы,  по образовательным областям и учебным предметам, включенным в
Московский региональный компонент.
     2. Установление Московского  регионального  компонента  госу-
дарственного  образовательного  стандарта  общего образования осу-
ществляется  с  учетом  федерального  компонента  государственного
стандарта общего образования.

     Статья 4.   Финансово-организационное  обеспечение  базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы
     1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений горо-
да Москвы обеспечивает возможность формирования компонента образо-
вательного  учреждения  и  организации  деятельности обучающихся в
различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивиду-
альным учебным планам,  групповой, экскурсионной, проектной, науч-
но-исследовательской и иной, и предусматривает:
     совместную работу  двух преподавателей при проведении занятий
по учебным предметам в I-XI классах с  использованием  современных
информационных технологий при наличии в общеобразовательном учреж-
дении необходимых условий,  подготовленных педагогических кадров и
утвержденной образовательной программы;
     деление I-XI классов, имеющих нормативную  наполняемость,  на
две  группы при проведении занятий по изучению иностранного языка,
информатике,  физической культуре при наличии условий и  педагоги-
ческих кадров, если для данного общеобразовательного учреждения не
предусмотрено другое деление классов.
     2. Учебный план общеобразовательного учреждения  составляется
на  основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
города Москвы и обеспечивает реализацию федерального,  Московского
регионального компонентов образования и компонента образовательно-
го учреждения.
     Преподавание учебных курсов и дисциплин в общеобразовательном
учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов  и
дисциплин,  которые разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением.
     Рабочая учебная программа,  измененная образовательным учреж-
дением более чем на 25% по сравнению с учебными программами, имею-
щими гриф "допущено" или "рекомендовано" федеральным или городским
органом управления образованием, подлежит согласованию с уполномо-
ченными  органами в порядке,  определяемом правовыми актами города
Москвы.
     3. Органы  государственной  власти города Москвы осуществляют
финансирование расходов,  связанных с реализацией государственными
общеобразовательными  учреждениями  и негосударственными образова-
тельными организациями, имеющими государственную аккредитацию, ба-
зисных учебных планов,  в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.

     Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

     Статья 5. Общеобразовательные программы
     1. К  общеобразовательным программам относятся программы сле-
дующих ступеней общего образования:
     дошкольное образование;
     начальное общее образование;
     основное  общее  образование;
     среднее (полное) общее образование.
     2. Образовательные программы дошкольного,  начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования  являются
преемственными и направлены на обеспечение дальнейшей непрерывнос-
ти среднего и профессионального образования.
     Взаимодействие высшей и средней школы осуществляется на осно-
ве договоров между образовательными учреждениями, реализующими об-
щеобразовательные программы, и высшими учебными заведениями.

     Статья 6.  Виды образовательных учреждений, реализующих обще-
образовательные программы
     1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей  и
их родителей (законных представителей), формирования у них приори-
тетов выбора будущей профессии, обеспечения многообразия условий и
форм организации образовательного процесса, в городе Москве созда-
ются различные виды государственных образовательных учреждений:
     детский сад;
     детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществле-
нием одного или нескольких направлений развития воспитанников (ин-
теллектуального,  художественно-эстетического,  физического и дру-
гих);
     детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлени-
ем квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психичес-
ком развитии воспитанников;
     детский сад  присмотра и оздоровления с приоритетным осущест-
влением санитарно-гигиенических,  профилактических и оздоровитель-
ных мероприятий и процедур;
     детский сад  комбинированного  вида;
     центр развития ребенка - детский сад с  осуществлением  физи-
ческого  и  психического  развития,  коррекции и оздоровления всех
воспитанников;
     детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом обра-
зования;
     начальная школа-детский сад;
     начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осущест-
влением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и пси-
хическом развитии воспитанников и обучающихся;
     прогимназия - с приоритетным осуществлением одного  или  нес-
кольких  направлений  развития воспитанников и обучающихся (интел-
лектуального, художественно-эстетического, физического и других);
     специальная (коррекционная)  начальная школа-детский сад;
     начальная общеобразовательная школа;
     основная общеобразовательная школа;
     средняя общеобразовательная школа;
     средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением от-
дельных предметов;
     гимназия;
     лицей;
     общеобразовательная школа-интернат начального общего  образо-
вания;
     общеобразовательная школа-интернат основного общего образова-
ния;
     общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)  общего
образования;
     общеобразовательная школа-интернат  среднего  (полного) общего
образования с углубленным изучением отдельных предметов;
     гимназия-интернат;
     лицей-интернат;
     санаторная школа-интернат;
     санаторно-лесная школа;
     кадетская школа;
     кадетская школа-интернат;
     специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
     специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интер-
нат;
     специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интер-
нат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии;
     детский дом-школа;
     школа-интернат для детей-сирот и детей,  оставшихся без попе-
чения родителей;
     специальная общеобразовательная школа;
     средняя общеобразовательная  школа  с  этнокультурным (нацио-
нальным) компонентом образования;
     средняя общеобразовательная школа надомного обучения;
     начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
     основная общеобразовательная школа "Школа  здоровья";
     средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья";
     центр образования "Школа здоровья";
     центр образования;
     вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
     открытая (сменная) общеобразовательная школа.
     2.Общеобразовательные программы могут реализовываться в обра-
зовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педаго-
гической и медико-социальной помощи; учреждениях для детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения родителей; учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального образования, высшего
профессионального образования, и в других государственных образова-
тельных учреждениях,  в которых созданы условия для реализации об-
щеобразовательных программ,  а также в негосударственных образова-
тельных организациях.

     Статья 7.  Реализация дошкольных образовательных  программ  в
городе Москве
     1. Дошкольное образование  осуществляется  в  государственных
дошкольных образовательных учреждениях,  реализующих образователь-
ные программы различной направленности,  в негосударственных обра-
зовательных организациях и в семейных (домашних) условиях.
     2. Государственные  дошкольные   образовательные   учреждения
обеспечивают воспитание,  обучение,  присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
     Допускается функционирование государственных дошкольных обра-
зовательных учреждений в дневное,  ночное время,  круглосуточно, в
выходные  и  праздничные  дни,  а также свободное посещение детьми
дошкольных образовательных учреждений.
     3. В  государственных дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных  учреждениях  для  детей  дошкольного  и  младшего
школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях горо-
да Москвы,  реализующих программы дошкольного образования, при на-
личии  необходимых  материально-технических  условий  и  кадрового
обеспечения,  в установленном  порядке  могут  открываться  группы
кратковременного пребывания:  адаптационная группа,  группа разви-
тия,  будущий первоклассник,  группа для детей,  у которых русский
язык не является родным,  группа для детей с отклонениями в разви-
тии,  группы для детей-инвалидов, группы вечернего пребывания, вы-
ходного и праздничного дня и другие.
     Количество групп кратковременного пребывания в учреждении ус-
танавливается  в  зависимости  от потребности населения и условий,
созданных для обеспечения образовательного процесса,  с учетом са-
нитарных норм.
     Группы кратковременного пребывания функционируют  по  гибкому
режиму:  от 2 до 5 раз в неделю,  от 2 до 5 часов в день в зависи-
мости от потребностей родителей (законных представителей).  Группы
могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.
     4. Родители (законные представители) имеют право выбора  дош-
кольного  образовательного учреждения с учетом индивидуальных спо-
собностей детей,  состояния их здоровья, уровня физического разви-
тия, возможностей семьи.
     5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки
и  (или) корекционно-педагогической помощи органы управления обра-
зованием создают в учреждениях для детей,  нуждающихся в  психоло-
го-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведе-
ния диагностико-консультативной  работы с детьми пяти- и шестилет-
него возраста,  направленной на выявление  уровня  и  особенностей
развития ребенка.

     Статья 8.  Реализация иных общеобразовательных программ в го-
сударственных образовательных учреждениях города Москвы
     1. В целях обеспечения равных возможностей на получение обще-
го  образования для всех детей,  в том числе проявивших выдающиеся
способности,  имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ог-
раниченными возможностями здоровья и других категорий детей,  тре-
бующих создания особых условий для реализации ими права на образо-
вание,  Правительство Москвы в порядке,  установленном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы,  может созда-
вать  типовые и нетиповые государственные образовательные учрежде-
ния.
     2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреж-
дения для детей дошкольного и младшего школьного возраста,  реали-
зующего общеобразовательные программы дошкольного и начального об-
щего образования,  с приоритетным осуществлением одного  или  нес-
кольких направлений развития (интеллектуального, художественно-эс-
тетического, физического и других) и обеспечивающего воспитанников
и обучающихся разносторонним образованием,  позволяющим продолжить
обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
     3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательно-
го учреждения,  реализующего общеобразовательные программы началь-
ного общего, основного общего и среднего (полного) общего и допол-
нительного образования,  обеспечивающие подготовку  обучающихся  к
профессиональному  служению России на гражданском и военном попри-
ще.
     4. Кадетская  школа-интернат - вид государственного общеобра-
зовательного учреждения, реализующего общеобразовательные програм-
мы  основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного
образования,  обеспечивающие подготовку обучающихся  к  профессио-
нальному служению России на гражданском и военном поприще.
     5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным  изучением
отдельных  предметов  -  вид государственного общеобразовательного
учреждения,  реализующего общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и
обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающих-
ся по одному или нескольким предметам начиная с I(II), V-VI (VII),
VII(VIII) класса.  Сроки введения углубленного курса  определяются
учебной программой предмета углубленного изучения.
     6. Гимназия - вид государственного  общеобразовательного  уч-
реждения, реализующего общеобразовательные программы основного об-
щего и среднего (полного)  общего  образования  и  обеспечивающего
подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду,  твор-
ческой и исследовательской деятельности в различных областях  фун-
даментальных  наук  на  основе интеграции содержания гуманитарного
образования. Обучение в гимназии начинается с V класса.
     7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учрежде-
ния, реализующего общеобразовательные программы основного общего и
среднего (полного) общего образования,  обеспечивающего профильную
подготовку обучающихся VIII-XI,  IX-XI,  X-XI и, по решению органа
управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навы-
ков самостоятельной проектной и научно-исследовательской  деятель-
ности.
     8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (нацио-
нальным)  компонентом образования - вид государственного общеобра-
зовательного учреждения, реализующего общеобразовательные програм-
мы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования и дополнительные образовательные программы по изучению
национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носите-
ля языка.
     9. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения - вид
государственного общеобразовательного учреждения, реализующего об-
щеобразовательные программы начального общего,  основного общего и
среднего (полного) общего образования и  обеспечивающего  лицам  с
ограниченными возможностями  здоровья  возможность получения в ус-
ловиях,  адекватных их физическим особенностям, образование в пре-
делах государственных образовательных стандартов, а также социаль-
ную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии  с  перечнем
заболеваний,  по которым детям рекомендуется индивидуальное обуче-
ние на дому).
     10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", ос-
новная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеоб-
разовательная  школа  "Школа  здоровья",  центр образования "Школа
здоровья" - виды государственных  общеобразовательных  учреждений,
реализующих  программы дошкольного,  начального общего,  основного
общего,  среднего (полного) общего  образования  и  обеспечивающих
комплексное решение задач по образованию и оздоровлению обучающих-
ся с проблемами в здоровье и профилактике заболеваний.
     11. Центр образования -  вид  государственного  общеобразова-
тельного учреждения,  реализующего  образовательные программы дош-
кольного,  начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования,  программы профессиональной подготовки обучаю-
щихся и дополнительного  образования  на  основе  преемственности,
непрерывности,  доступности и личной ориентации обучающихся с уче-
том образовательных запросов населения.

     Статья 9. Формы получения образования
     1. Форма  получения образования - способ организации деятель-
ности гражданина по освоению образовательных программ.
     2. С  учетом потребностей и возможностей личности общеобразо-
вательные программы в городе Москве реализуются в  следующих  фор-
мах:  в  образовательном учреждении - в форме очной,  очно-заочной
(вечерней),  заочной; в форме семейного образования, самообразова-
ния,  экстерната, в том числе с использованием дистанционных обра-
зовательных технологий.
     Гражданам не  может быть отказано в получении образования со-
ответствующего уровня в избранной форме и (или) в их сочетании.
     3. Органы  государственной власти города Москвы создают усло-
вия для поддержки различных форм получения образования.
     Дети с ограниченными возможностями здоровья,  осваивающие об-
щеобразовательные программы с использованием дистанционных образо-
вательных технологий,  обеспечиваются средствами компьютерной тех-
ники и связи и программным обеспечением.
     4. Образовательное  учреждение  обязано  создавать  условия и
оказывать содействие обучающемуся в  получении  им  образования  в
избранной форме.
     В случае  выявления  неосвоения  обучающимся  образовательных
программ в избранной им форме, образовательное учреждение рекомен-
дует перевод обучающегося на другую форму  получения  образования,
обеспечивающую  качественное и своевременное освоение им образова-
тельных программ.
     5. Для  всех  форм  получения  общего  образования в пределах
конкретной общеобразовательной программы  действует  единый  госу-
дарственный стандарт общего образования.

     Статья 10.  Виды классов (групп) в государственных  образова-
тельных учреждениях и порядок их комплектования
     1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности
в образовательных услугах в государственных образовательных учреж-
дениях  города  Москвы открываются классы различного уровня и нап-
равленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным
изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (националь-
ным)  компонентом  образования,  коррекционно-развивающие  классы,
спортивные  классы (по видам спорта,  лечебной физкультуры) и дру-
гие.
     2. Виды образовательных учреждений,  в которых  могут  откры-
ваться классы различного уровня и направленности,  порядок их отк-
рытия и  функционирования  определяется  правовыми  актами  города
Москвы.
     3. Деятельность указанных классов по реализации соответствую-
щих программ,  включая разработку требований к приему,  содержанию
образования и к организации образовательного процесса,  предостав-
ление прав,  социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам,
осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовы-
ми актами и правовыми актами города Москвы  об  аналогичных  видах
образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, по-
ложениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном поряд-
ке.
     4. Финансирование  указанных классов осуществляется по норма-
тивам финансирования,  установленных для аналогичных видов образо-
вательных учреждений соответствующего уровня и направленности, а в
случае их отсутствия - по  нормативам,  устанавливаемым  правовыми
актами города Москвы.
     Глава 4.  ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  В  ГОСУДАРС-
ТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

     Статья 11.  Общие требования к приему в государственные обра-
зовательные учреждения
     1. Порядок комплектования государственных дошкольных  образо-
вательных  учреждений и порядок приема в государственные образова-
тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего,
среднего  (полного)  общего образования определяется учредителем и
закрепляется в уставе образовательного учреждения в соответствии с
федеральным законодательством.
     2. Обучение детей в образовательных учреждениях по программам
начального общего образования начинается с достижения ими возраста
шести лет - шести лет шести месяцев при отсутствии  противопоказа-
ний по состоянию здоровья,  готовых к освоению общеобразовательных
программ начального общего образования, с более раннего возраста -
по  желанию родителей (законных представителей) и с разрешения уч-
редителя.
     3. С целью определения  программы  обучения,  соответствующей
уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после зачисления
ребенка в учреждение, допускается проведение психолого-педагогичес-
кой диагностики, собеседования с детьми.
     4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и
классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании
данных учета детей,  подлежащих обучению,  осуществляемому в соот-
ветствии с настоящим Законом,  в зависимости от числа поданных за-
явлений граждан, созданных для осуществления образовательного про-
цесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных
в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Моск-
вы.
     5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное  обще-
образовательное  учреждение  только при отсутствии в нем свободных
мест.
     6. Наполняемость  классов и групп продленного дня в общеобра-
зовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавли-
вается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих об-
разовательных учреждениях и настоящим Законом.
     Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осущест-
вляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.
     Статья 12. Дополнительные требования к приему в десятые клас-
сы государственных образовательных учреждений
     1. В десятые классы государственных  общеобразовательных  уч-
реждений принимаются обучающиеся,  желающие получить среднее (пол-
ное) общее образование,  при наличии личного заявления,  аттестата
об основном общем образовании и медицинских документов установлен-
ного образца.
     2. Количество  десятых  классов,  открываемых в общеобразова-
тельном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников де-
вятых  классов данного общеобразовательного учреждения,  освоивших
программы основного общего образования и желающих получить среднее
(полное) общее образование в данном образовательном учреждении.
     3. Общеобразовательное учреждение обязано обеспечить  возмож-
ность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования
обучения по гимназическим, лицейским программам, программам углуб-
ленного изучения отдельных предметов, а также по общеобразователь-
ным программам.
     4. При комплектовании лицейских, гимназических классов, клас-
сов с углубленным изучением отдельных предметов, приоритетным пра-
вом пользуются выпускники девятых классов этого  же  общеобразова-
тельного  учреждения и выпускники аналогичных классов других обще-
образовательных учреждений в связи с переменой места жительства.

     Статья 13. Дополнительные требования к приему в отдельные ви-
ды государственных образовательных учреждений
     1. Прием обучающихся в среднюю  общеобразовательную  школу  с
углубленным изучением отдельных предметов,  гимназию,  лицей,  ка-
детскую школу (кадетскую школу-интернат) производится  в  порядке,
определяемом правовыми актами города Москвы.
     2. В первые классы кадетских школ и  пятые  классы  кадетских
школ-интернатов принимаются несовершеннолетние граждане, годные по
состоянию здоровья обучаться в данном виде образовательного учреж-
дения.  Преимущественным правом при зачислении в  кадетскую  школу
(кадетскую школу-интернат) пользуются категории лиц,  определенные
федеральным законодательством,  а также  уставом  кадетской  школы
(кадетской школы-интерната).
     3. Преимущественным  правом  при приеме в гимназию пользуются
выпускники прогимназий, успешно освоившие программы начального об-
щего образования.
     4. Преимущественным правом при зачислении в лицей  пользуются
обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным пред-
метам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов.
     5. Комплектование  общеобразовательных учреждений с этнокуль-
турным (национальным) компонентом образования производится незави-
симо от их места проживания в городе Москве и национальной принад-
лежности.
     В школу надомного обучения принимаются дети на основании зак-
лючения городской психолого-медико-социальной комиссии и направле-
ния органа управления образованием.
     Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые образова-
тельные учреждения определяются учредителем.

     Статья 14. Финансирование образовательного процесса в отдель-
ных видах государственных образовательных учреждений
     1. Прогимназия,  кадетская школа, средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеоб-
разовательная школа с  этнокультурным  (национальным)  компонентом
образования,  гимназия, лицей, центр образования работают по инди-
видуальным штатным расписаниям, утверждаемым по согласованию с го-
родским органом управления образованием и предусматривающим допол-
нительное финансирование индивидуальной внеурочной работы по  раз-
витию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, ор-
ганизации кружков,  клубов,  студий, научных обществ и других объ-
единений, и оплаты отдельных лекций, циклов, курсов.
     2. Наполняемость классов и групп продленного дня в  прогимна-
зии, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением от-
дельных предметов,  средней общеобразовательной школе с  этнокуль-
турным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицее ус-
танавливается в количестве 25 обучающихся.
     В средней  общеобразовательной  школе с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназии и лицее классы делятся на две группы
при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предме-
там,  которые закрепляются в образовательной программе  и  учебном
плане образовательного учреждения.
     В гимназии и лицее классы делятся на три группы при  проведе-
нии занятий по иностранному языку и информатике.
     В прогимназии классы делятся на три группы при проведении за-
нятий по иностранному языку,  и на две группы при проведении заня-
тий по информатике.
     Деление на группы классов с иной наполняемостью осуществляет-
ся по согласованию с городским органом управления образованием.
     Средняя общеобразовательная  школа  с  этнокультурным (нацио-
нальным) компонентом образования может формировать отдельные груп-
пы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах
имеющихся бюджетных ассигнований.
     3. При расчете учебной нагрузки учителей прогимназии,  гимна-
зии и лицея 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опыт-
но-экспериментальную работу.
     4. Оплата труда руководителей прогимназии,  средней общеобра-
зовательной  школы с этнокультурным (национальным) компонентом об-
разования,  гимназии и лицея и их заместителей устанавливается  по
первой группе независимо от объемных показателей учреждения.
     5. Сверхнормативное финансирование иных  нетиповых  образова-
тельных  учреждений  осуществляется за счет средств бюджета города
Москвы.

     Статья 15. Организация и финансирование образовательного про-
цесса в средней общеобразовательной школе надомного обучения
     1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной шко-
ле надомного обучения строится на основе сочетания различных  форм
обучения,  которые  определяются общеобразовательным учреждением в
соответствии с медицинскими показаниями обучающихся.
     С целью  предоставления  обучающимся  возможностей обучения с
использованием дистанционных  образовательных  технологий  средней
общеобразовательной  школе  надомного обучения выделяется дополни-
тельное финансирование на компьютерную технику и программное обес-
печение.
     2. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения рабо-
тает по индивидуальному штатному расписанию, утверждаемому городс-
ким органом управления образованием.
     3. Наполняемость классов при классно-урочной организации обу-
чения составляет не более 8 обучающихся,  при групповой - не более
4 обучающихся.
     При необходимости организуются индивидуальные занятия с  обу-
чающимися.
     При проведении занятий по профессиональной подготовке  напол-
няемость группы не должна превышать 6 человек.
     4. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется  индивиду-
альным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением
с учетом медицинских показаний обучающихся.

     Статья 16. Организация и финансирование образовательного про-
цесса в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья",  ос-
новной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеоб-
разовательной  школе  "Школа здоровья",  центре образования "Школа
здоровья"
     1. Обучение в начальной общеобразовательной школе "Школа здо-
ровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", сред-
ней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования
"Школа здоровья" строится на основе гибких форм организации  обра-
зовательного процесса,  в режиме полного дня, который предусматри-
вает сочетание обучения,  воспитания, лечебно-профилактических ме-
роприятий и отдыха.
     Образовательная программа "Школы здоровья"  ориентирована  на
вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формирова-
нию навыков здорового образа жизни,  сохранению и укреплению  здо-
ровья при поддержке медико-психилого-социальной службы учреждения.
     2. Наполняемость классов и групп  продленного  дня  в  "Школе
здоровья" устанавливается в количестве 20 обучающихся.
     Классы делятся на две группы при проведении занятий по иност-
ранному языку (I-XI классы), трудовому обучению, информатике и вы-
числительной технике (V-XI классы),  при  проведении  лабораторных
работ по химии и физике.
     При проведении занятий по физкультуре классы делятся  на  две
группы  (I-XI классы),  в соответствии с группами здоровья обучаю-
щихся.  При проведении занятий по лечебной  физкультуре  наполняе-
мость групп составляет не более 8 обучающихся.
     3. В "Школе здоровья" в течение учебного года могут устанавли-
ваться дополнительные каникулы.
     4. Медицинская деятельность в "Школе здоровья" осуществляется
при наличии соответствующей лицензии.
     5. В "Школе здоровья" организуется трехразовое горячее  пита-
ние для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета.
     6. Финансирование "Школы здоровья" осуществляется на  основа-
нии индивидуального штатного расписания.
     Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ В ОБРА-
ЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,  И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ ПРАВ НА ПО-
ЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 17. Организация учета детей, подлежащих обучению в об-
разовательных учреждениях
     1. В це