В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12
сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законопро-
ектной работы в органах исполнительной власти города", во исполне-
ние распоряжения Мэра Москвы от 21 декабря 2001 года N 1143-РМ "О
Плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной
власти города Москвы на 2002 год", рассмотрев проект закона города
Москвы "Об общем образовании в городе Москве", Правительство Моск-
вы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об общем образовании
в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Шве-
цову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 марта 2003 года N 128-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
Об общем образовании
в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее
образование в государственных образовательных учреждениях в раз-
личных формах в объеме, установленном государственными образова-
тельными стандартами; устанавливает принципы деятельности образо-
вательных учреждений различных типов и видов, реализующих образо-
вательные программы дошкольного, начального общего, основного об-
щего и среднего (полного) общего образования, направленные на фор-
мирование общей культуры личности юного москвича, воспитание граж-
данственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, окружающей природе, семье, формирование здорового
образа жизни, создание основы для осознанного выбора и последующе-
го освоения профессиональных образовательных программ с учетом ре-
гиональной специфики субъекта Российской Федерации - города Моск-
вы.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственные гарантии права граждан на получение
общего образования в городе Москве
В целях дальнейшего повышения уровня образования, сознатель-
ности и культуры населения, подготовки молодежи к жизни, труду и
общественной деятельности органы государственной власти города
Москвы создают условия для получения гражданами всеобщего среднего
(полного) общего образования и реализации права на общедоступное,
бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное
общее и среднее (полное) общее образование, на выбор образователь-
ного учреждения и формы получения образования, и обеспечивают:
равные возможности на получение общего образования для всех
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных предс-
тавителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением;
одаренных детей и других категорий;
единство образовательного пространства в городе Москве;
академические свободы обучающихся и педагогических работников;
академическую мобильность обучающихся, право выбора образова-
тельного учреждения и формы получения образования;
защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического
и физического здоровья;
преемственность образовательных программ общего образова-
ния, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего об-
разования, возможность получения профессионального образования;
социальную и профессиональную защищенность обучающихся и пе-
дагогических работников;
контроль за соответствием условий осуществления образователь-
ного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охра-
ны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников;
реализацию права граждан на получение полной и достоверной
информации о государственных нормах и требованиях к содержанию об-
щего образования и уровню подготовки выпускников.
Глава 2. МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 2. Московский региональный компонент государственного
образовательного стандарта общего образования
1. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного стандарта общего образования, являясь составной частью
государственного образовательного стандарта общего образования:
отражает социально-экономические, географические, культурные
и исторические особенности города Москвы;
способствует развитию и духовно-нравственному становлению
личности обучающихся, приобщению ее к историческому и культурному
наследию, формированию навыков жизненного самоопределения, дейс-
твий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природ-
ного характера.
2. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного стандарта общего образования обязателен для реализации
в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный про-
цесс по общеобразовательным программам.
3. Различия в содержании региональных (национально-региональ-
ных) компонентов государственного образовательного стандарта обще-
го образования не могут являться основанием для отказа в приеме
обучающегося из общеобразовательного учреждения другого региона в
образовательное учреждение города Москвы, реализующее общеобразо-
вательные программы данного уровня.
Статья 3. Структура Московского регионального компонента го-
сударственного образовательного стандарта общего образования
1. Московский региональный компонент государственного образо-
вательного стандарта общего образования включает в себя:
обязательный минимум содержания основных общеобразовательных
программ по образовательным областям и учебным предметам, включен-
ным в Московский региональный компонент;
гарантированный минимум условий, способствующих духов-
но-нравственному становлению каждого ребенка, его готовности к
жизненному самоопределению;
требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников об-
разовательных учреждений, реализующих общеобразовательные програм-
мы, по образовательным областям и учебным предметам, включенным в
Московский региональный компонент.
2. Установление Московского регионального компонента госу-
дарственного образовательного стандарта общего образования осу-
ществляется с учетом федерального компонента государственного
стандарта общего образования.
Статья 4. Финансово-организационное обеспечение базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений города Москвы
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений горо-
да Москвы обеспечивает возможность формирования компонента образо-
вательного учреждения и организации деятельности обучающихся в
различных формах: индивидуальной, в том числе занятия по индивиду-
альным учебным планам, групповой, экскурсионной, проектной, науч-
но-исследовательской и иной, и предусматривает:
совместную работу двух преподавателей при проведении занятий
по учебным предметам в I-XI классах с использованием современных
информационных технологий при наличии в общеобразовательном учреж-
дении необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и
утвержденной образовательной программы;
деление I-XI классов, имеющих нормативную наполняемость, на
две группы при проведении занятий по изучению иностранного языка,
информатике, физической культуре при наличии условий и педагоги-
ческих кадров, если для данного общеобразовательного учреждения не
предусмотрено другое деление классов.
2. Учебный план общеобразовательного учреждения составляется
на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
города Москвы и обеспечивает реализацию федерального, Московского
регионального компонентов образования и компонента образовательно-
го учреждения.
Преподавание учебных курсов и дисциплин в общеобразовательном
учреждении ведется на основании рабочих программ учебных курсов и
дисциплин, которые разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением.
Рабочая учебная программа, измененная образовательным учреж-
дением более чем на 25% по сравнению с учебными программами, имею-
щими гриф "допущено" или "рекомендовано" федеральным или городским
органом управления образованием, подлежит согласованию с уполномо-
ченными органами в порядке, определяемом правовыми актами города
Москвы.
3. Органы государственной власти города Москвы осуществляют
финансирование расходов, связанных с реализацией государственными
общеобразовательными учреждениями и негосударственными образова-
тельными организациями, имеющими государственную аккредитацию, ба-
зисных учебных планов, в соответствии с федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.
Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 5. Общеобразовательные программы
1. К общеобразовательным программам относятся программы сле-
дующих ступеней общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование.
2. Образовательные программы дошкольного, начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования являются
преемственными и направлены на обеспечение дальнейшей непрерывнос-
ти среднего и профессионального образования.
Взаимодействие высшей и средней школы осуществляется на осно-
ве договоров между образовательными учреждениями, реализующими об-
щеобразовательные программы, и высшими учебными заведениями.
Статья 6. Виды образовательных учреждений, реализующих обще-
образовательные программы
1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и
их родителей (законных представителей), формирования у них приори-
тетов выбора будущей профессии, обеспечения многообразия условий и
форм организации образовательного процесса, в городе Москве созда-
ются различные виды государственных образовательных учреждений:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществле-
нием одного или нескольких направлений развития воспитанников (ин-
теллектуального, художественно-эстетического, физического и дру-
гих);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлени-
ем квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психичес-
ком развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осущест-
влением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровитель-
ных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида;
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физи-
ческого и психического развития, коррекции и оздоровления всех
воспитанников;
детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом обра-
зования;
начальная школа-детский сад;
начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осущест-
влением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и пси-
хическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нес-
кольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интел-
лектуального, художественно-эстетического, физического и других);
специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
начальная общеобразовательная школа;
основная общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением от-
дельных предметов;
гимназия;
лицей;
общеобразовательная школа-интернат начального общего образо-
вания;
общеобразовательная школа-интернат основного общего образова-
ния;
общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего
образования;
общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего
образования с углубленным изучением отдельных предметов;
гимназия-интернат;
лицей-интернат;
санаторная школа-интернат;
санаторно-лесная школа;
кадетская школа;
кадетская школа-интернат;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интер-
нат;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интер-
нат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии;
детский дом-школа;
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
чения родителей;
специальная общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (нацио-
нальным) компонентом образования;
средняя общеобразовательная школа надомного обучения;
начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
основная общеобразовательная школа "Школа здоровья";
средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья";
центр образования "Школа здоровья";
центр образования;
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
открытая (сменная) общеобразовательная школа.
2.Общеобразовательные программы могут реализовываться в обра-
зовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педаго-
гической и медико-социальной помощи; учреждениях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального образования, высшего
профессионального образования, и в других государственных образова-
тельных учреждениях, в которых созданы условия для реализации об-
щеобразовательных программ, а также в негосударственных образова-
тельных организациях.
Статья 7. Реализация дошкольных образовательных программ в
городе Москве
1. Дошкольное образование осуществляется в государственных
дошкольных образовательных учреждениях, реализующих образователь-
ные программы различной направленности, в негосударственных обра-
зовательных организациях и в семейных (домашних) условиях.
2. Государственные дошкольные образовательные учреждения
обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Допускается функционирование государственных дошкольных обра-
зовательных учреждений в дневное, ночное время, круглосуточно, в
выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми
дошкольных образовательных учреждений.
3. В государственных дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях горо-
да Москвы, реализующих программы дошкольного образования, при на-
личии необходимых материально-технических условий и кадрового
обеспечения, в установленном порядке могут открываться группы
кратковременного пребывания: адаптационная группа, группа разви-
тия, будущий первоклассник, группа для детей, у которых русский
язык не является родным, группа для детей с отклонениями в разви-
тии, группы для детей-инвалидов, группы вечернего пребывания, вы-
ходного и праздничного дня и другие.
Количество групп кратковременного пребывания в учреждении ус-
танавливается в зависимости от потребности населения и условий,
созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом са-
нитарных норм.
Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому
режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависи-
мости от потребностей родителей (законных представителей). Группы
могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.
4. Родители (законные представители) имеют право выбора дош-
кольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных спо-
собностей детей, состояния их здоровья, уровня физического разви-
тия, возможностей семьи.
5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки
и (или) корекционно-педагогической помощи органы управления обра-
зованием создают в учреждениях для детей, нуждающихся в психоло-
го-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведе-
ния диагностико-консультативной работы с детьми пяти- и шестилет-
него возраста, направленной на выявление уровня и особенностей
развития ребенка.
Статья 8. Реализация иных общеобразовательных программ в го-
сударственных образовательных учреждениях города Москвы
1. В целях обеспечения равных возможностей на получение обще-
го образования для всех детей, в том числе проявивших выдающиеся
способности, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ог-
раниченными возможностями здоровья и других категорий детей, тре-
бующих создания особых условий для реализации ими права на образо-
вание, Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы, может созда-
вать типовые и нетиповые государственные образовательные учрежде-
ния.
2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреж-
дения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реали-
зующего общеобразовательные программы дошкольного и начального об-
щего образования, с приоритетным осуществлением одного или нес-
кольких направлений развития (интеллектуального, художественно-эс-
тетического, физического и других) и обеспечивающего воспитанников
и обучающихся разносторонним образованием, позволяющим продолжить
обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательно-
го учреждения, реализующего общеобразовательные программы началь-
ного общего, основного общего и среднего (полного) общего и допол-
нительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к
профессиональному служению России на гражданском и военном попри-
ще.
4. Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобра-
зовательного учреждения, реализующего общеобразовательные програм-
мы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного
образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к профессио-
нальному служению России на гражданском и военном поприще.
5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного
учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и
обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающих-
ся по одному или нескольким предметам начиная с I(II), V-VI (VII),
VII(VIII) класса. Сроки введения углубленного курса определяются
учебной программой предмета углубленного изучения.
6. Гимназия - вид государственного общеобразовательного уч-
реждения, реализующего общеобразовательные программы основного об-
щего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего
подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, твор-
ческой и исследовательской деятельности в различных областях фун-
даментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного
образования. Обучение в гимназии начинается с V класса.
7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учрежде-
ния, реализующего общеобразовательные программы основного общего и
среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную
подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI и, по решению органа
управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навы-
ков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятель-
ности.
8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (нацио-
нальным) компонентом образования - вид государственного общеобра-
зовательного учреждения, реализующего общеобразовательные програм-
мы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования и дополнительные образовательные программы по изучению
национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носите-
ля языка.
9. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения - вид
государственного общеобразовательного учреждения, реализующего об-
щеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с
ограниченными возможностями здоровья возможность получения в ус-
ловиях, адекватных их физическим особенностям, образование в пре-
делах государственных образовательных стандартов, а также социаль-
ную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем
заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обуче-
ние на дому).
10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", ос-
новная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеоб-
разовательная школа "Школа здоровья", центр образования "Школа
здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений,
реализующих программы дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих
комплексное решение задач по образованию и оздоровлению обучающих-
ся с проблемами в здоровье и профилактике заболеваний.
11. Центр образования - вид государственного общеобразова-
тельного учреждения, реализующего образовательные программы дош-
кольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, программы профессиональной подготовки обучаю-
щихся и дополнительного образования на основе преемственности,
непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с уче-
том образовательных запросов населения.
Статья 9. Формы получения образования
1. Форма получения образования - способ организации деятель-
ности гражданина по освоению образовательных программ.
2. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразо-
вательные программы в городе Москве реализуются в следующих фор-
мах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразова-
ния, экстерната, в том числе с использованием дистанционных обра-
зовательных технологий.
Гражданам не может быть отказано в получении образования со-
ответствующего уровня в избранной форме и (или) в их сочетании.
3. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия для поддержки различных форм получения образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие об-
щеобразовательные программы с использованием дистанционных образо-
вательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной тех-
ники и связи и программным обеспечением.
4. Образовательное учреждение обязано создавать условия и
оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в
избранной форме.
В случае выявления неосвоения обучающимся образовательных
программ в избранной им форме, образовательное учреждение рекомен-
дует перевод обучающегося на другую форму получения образования,
обеспечивающую качественное и своевременное освоение им образова-
тельных программ.
5. Для всех форм получения общего образования в пределах
конкретной общеобразовательной программы действует единый госу-
дарственный стандарт общего образования.
Статья 10. Виды классов (групп) в государственных образова-
тельных учреждениях и порядок их комплектования
1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности
в образовательных услугах в государственных образовательных учреж-
дениях города Москвы открываются классы различного уровня и нап-
равленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным
изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (националь-
ным) компонентом образования, коррекционно-развивающие классы,
спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и дру-
гие.
2. Виды образовательных учреждений, в которых могут откры-
ваться классы различного уровня и направленности, порядок их отк-
рытия и функционирования определяется правовыми актами города
Москвы.
3. Деятельность указанных классов по реализации соответствую-
щих программ, включая разработку требований к приему, содержанию
образования и к организации образовательного процесса, предостав-
ление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам,
осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовы-
ми актами и правовыми актами города Москвы об аналогичных видах
образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, по-
ложениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном поряд-
ке.
4. Финансирование указанных классов осуществляется по норма-
тивам финансирования, установленных для аналогичных видов образо-
вательных учреждений соответствующего уровня и направленности, а в
случае их отсутствия - по нормативам, устанавливаемым правовыми
актами города Москвы.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРС-
ТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 11. Общие требования к приему в государственные обра-
зовательные учреждения
1. Порядок комплектования государственных дошкольных образо-
вательных учреждений и порядок приема в государственные образова-
тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования определяется учредителем и
закрепляется в уставе образовательного учреждения в соответствии с
федеральным законодательством.
2. Обучение детей в образовательных учреждениях по программам
начального общего образования начинается с достижения ими возраста
шести лет - шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказа-
ний по состоянию здоровья, готовых к освоению общеобразовательных
программ начального общего образования, с более раннего возраста -
по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения уч-
редителя.
3. С целью определения программы обучения, соответствующей
уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после зачисления
ребенка в учреждение, допускается проведение психолого-педагогичес-
кой диагностики, собеседования с детьми.
4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и
классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании
данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соот-
ветствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных за-
явлений граждан, созданных для осуществления образовательного про-
цесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных
в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Моск-
вы.
5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное обще-
образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных
мест.
6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобра-
зовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавли-
вается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих об-
разовательных учреждениях и настоящим Законом.
Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осущест-
вляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.
Статья 12. Дополнительные требования к приему в десятые клас-
сы государственных образовательных учреждений
1. В десятые классы государственных общеобразовательных уч-
реждений принимаются обучающиеся, желающие получить среднее (пол-
ное) общее образование, при наличии личного заявления, аттестата
об основном общем образовании и медицинских документов установлен-
ного образца.
2. Количество десятых классов, открываемых в общеобразова-
тельном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников де-
вятых классов данного общеобразовательного учреждения, освоивших
программы основного общего образования и желающих получить среднее
(полное) общее образование в данном образовательном учреждении.
3. Общеобразовательное учреждение обязано обеспечить возмож-
ность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования
обучения по гимназическим, лицейским программам, программам углуб-
ленного изучения отдельных предметов, а также по общеобразователь-
ным программам.
4. При комплектовании лицейских, гимназических классов, клас-
сов с углубленным изучением отдельных предметов, приоритетным пра-
вом пользуются выпускники девятых классов этого же общеобразова-
тельного учреждения и выпускники аналогичных классов других обще-
образовательных учреждений в связи с переменой места жительства.
Статья 13. Дополнительные требования к приему в отдельные ви-
ды государственных образовательных учреждений
1. Прием обучающихся в среднюю общеобразовательную школу с
углубленным изучением отдельных предметов, гимназию, лицей, ка-
детскую школу (кадетскую школу-интернат) производится в порядке,
определяемом правовыми актами города Москвы.
2. В первые классы кадетских школ и пятые классы кадетских
школ-интернатов принимаются несовершеннолетние граждане, годные по
состоянию здоровья обучаться в данном виде образовательного учреж-
дения. Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу
(кадетскую школу-интернат) пользуются категории лиц, определенные
федеральным законодательством, а также уставом кадетской школы
(кадетской школы-интерната).
3. Преимущественным правом при приеме в гимназию пользуются
выпускники прогимназий, успешно освоившие программы начального об-
щего образования.
4. Преимущественным правом при зачислении в лицей пользуются
обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным пред-
метам, победители олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов.
5. Комплектование общеобразовательных учреждений с этнокуль-
турным (национальным) компонентом образования производится незави-
симо от их места проживания в городе Москве и национальной принад-
лежности.
В школу надомного обучения принимаются дети на основании зак-
лючения городской психолого-медико-социальной комиссии и направле-
ния органа управления образованием.
Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые образова-
тельные учреждения определяются учредителем.
Статья 14. Финансирование образовательного процесса в отдель-
ных видах государственных образовательных учреждений
1. Прогимназия, кадетская школа, средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеоб-
разовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом
образования, гимназия, лицей, центр образования работают по инди-
видуальным штатным расписаниям, утверждаемым по согласованию с го-
родским органом управления образованием и предусматривающим допол-
нительное финансирование индивидуальной внеурочной работы по раз-
витию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, ор-
ганизации кружков, клубов, студий, научных обществ и других объ-
единений, и оплаты отдельных лекций, циклов, курсов.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в прогимна-
зии, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением от-
дельных предметов, средней общеобразовательной школе с этнокуль-
турным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицее ус-
танавливается в количестве 25 обучающихся.
В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназии и лицее классы делятся на две группы
при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предме-
там, которые закрепляются в образовательной программе и учебном
плане образовательного учреждения.
В гимназии и лицее классы делятся на три группы при проведе-
нии занятий по иностранному языку и информатике.
В прогимназии классы делятся на три группы при проведении за-
нятий по иностранному языку, и на две группы при проведении заня-
тий по информатике.
Деление на группы классов с иной наполняемостью осуществляет-
ся по согласованию с городским органом управления образованием.
Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (нацио-
нальным) компонентом образования может формировать отдельные груп-
пы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах
имеющихся бюджетных ассигнований.
3. При расчете учебной нагрузки учителей прогимназии, гимна-
зии и лицея 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опыт-
но-экспериментальную работу.
4. Оплата труда руководителей прогимназии, средней общеобра-
зовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом об-
разования, гимназии и лицея и их заместителей устанавливается по
первой группе независимо от объемных показателей учреждения.
5. Сверхнормативное финансирование иных нетиповых образова-
тельных учреждений осуществляется за счет средств бюджета города
Москвы.
Статья 15. Организация и финансирование образовательного про-
цесса в средней общеобразовательной школе надомного обучения
1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной шко-
ле надомного обучения строится на основе сочетания различных форм
обучения, которые определяются общеобразовательным учреждением в
соответствии с медицинскими показаниями обучающихся.
С целью предоставления обучающимся возможностей обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий средней
общеобразовательной школе надомного обучения выделяется дополни-
тельное финансирование на компьютерную технику и программное обес-
печение.
2. Средняя общеобразовательная школа надомного обучения рабо-
тает по индивидуальному штатному расписанию, утверждаемому городс-
ким органом управления образованием.
3. Наполняемость классов при классно-урочной организации обу-
чения составляет не более 8 обучающихся, при групповой - не более
4 обучающихся.
При необходимости организуются индивидуальные занятия с обу-
чающимися.
При проведении занятий по профессиональной подготовке напол-
няемость группы не должна превышать 6 человек.
4. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется индивиду-
альным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением
с учетом медицинских показаний обучающихся.
Статья 16. Организация и финансирование образовательного про-
цесса в начальной общеобразовательной школе "Школа здоровья", ос-
новной общеобразовательной школе "Школа здоровья", средней общеоб-
разовательной школе "Школа здоровья", центре образования "Школа
здоровья"
1. Обучение в начальной общеобразовательной школе "Школа здо-
ровья", основной общеобразовательной школе "Школа здоровья", сред-
ней общеобразовательной школе "Школа здоровья", центре образования
"Школа здоровья" строится на основе гибких форм организации обра-
зовательного процесса, в режиме полного дня, который предусматри-
вает сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических ме-
роприятий и отдыха.
Образовательная программа "Школы здоровья" ориентирована на
вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формирова-
нию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здо-
ровья при поддержке медико-психилого-социальной службы учреждения.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в "Школе
здоровья" устанавливается в количестве 20 обучающихся.
Классы делятся на две группы при проведении занятий по иност-
ранному языку (I-XI классы), трудовому обучению, информатике и вы-
числительной технике (V-XI классы), при проведении лабораторных
работ по химии и физике.
При проведении занятий по физкультуре классы делятся на две
группы (I-XI классы), в соответствии с группами здоровья обучаю-
щихся. При проведении занятий по лечебной физкультуре наполняе-
мость групп составляет не более 8 обучающихся.
3. В "Школе здоровья" в течение учебного года могут устанавли-
ваться дополнительные каникулы.
4. Медицинская деятельность в "Школе здоровья" осуществляется
при наличии соответствующей лицензии.
5. В "Школе здоровья" организуется трехразовое горячее пита-
ние для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета.
6. Финансирование "Школы здоровья" осуществляется на основа-
нии индивидуального штатного расписания.
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ В ОБРА-
ЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ ПРАВ НА ПО-
ЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 17. Организация учета детей, подлежащих обучению в об-
разовательных учреждениях
1. В це