Обращение Московской городской Думы
№ 12 от 23 мая 2005 года
О необходимости проведения парламентских слушаний по проекту федерального закона № 163897-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О милиции»
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.Грызлову
Уважаемый Борис Вячеславович!
На территории города Москвы с 1 октября 2001 года по 30 декабря
2003 года проводился эксперимент по отработке взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти города Москвы в области охраны окружающей природной среды.
Целью эксперимента было усиление борьбы с экологическими
правонарушениями и повышение эффективности государственного контроля
за состоянием окружающей природной среды.
В связи с этим в структуре Главного управления внутренних дел
города Москвы по согласованию с Правительством Москвы было создано
управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей
природной среды, финансируемое за счет средств бюджета города Москвы.
Эксперимент показал острую необходимость взаимодействия органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти города Москвы по вопросам контроля за соблюдением
законодательства в области охраны окружающей природной среды и
санитарно-эпидемиологическим благополучием населения для обеспечения
экологической безопасности и правопорядка на территории города Москвы.
В 2002 году в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 163897-3
<О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации <О
милиции>, в соответствии с которым на милицию возлагались задачи по
обеспечению экологической безопасности. На данный законопроект были
получены положительные заключения Комитета Государственной Думы по
экологии и Комитета Государственной Думы по безопасности.
Правительство Российской Федерации подготовило заключение на
указанный законопроект, в котором говорилось о нецелесообразности
внесения предлагаемых изменений в связи с тем, что:
1) задача по обеспечению экологической безопасности является
составной частью обеспечения общественной безопасности;
2) возложение на милицию обязанностей по осуществлению
экологического контроля приведет к дублированию функций уже созданных
органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
3) создание подразделений экологической милиции потребует
дополнительных затрат из федерального бюджета.
Данные замечания Правительства Российской Федерации по
законопроекту представляются ошибочными, так как:
1)Концепция национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000
года № 24, рассматривает общественную и экологическую безопасность как
два самостоятельных объекта защиты интересов общества и государства;
2) обеспечение экологической безопасности - это не только
осуществление экологического контроля, но и деятельность по выявлению,
предупреждению, пресечению и расследованию преступлений и
административных правонарушений в сфере экологии, природопользования
и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что входит в
компетенцию милиции;
3) в настоящее время органами исполнительной власти более чем в
20 субъектах Российской Федерации на основании части 6 статьи 9 Закона
Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 <О милиции>
созданы специализированные природоохранные подразделения милиции
общественной безопасности, финансируемые за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Так как предлагаемые изменения в действующее законодательство
не вменяют субъектам Российской Федерации в непременную обязанность
образовывать специализированные подразделения по борьбе с
экологическими правонарушениями, представляется целесообразным
предоставить субъектам Российской Федерации право выбора: создать
вышеуказанные подразделения либо перераспределить задачи по
обеспечению экологической безопасности между имеющимися органами
внутренних дел.
Введение в круг задач органов внутренних дел функции по
обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в части выявления, предупреждения, пресечения и
расследования экологических правонарушений создаст необходимые
правовые условия для деятельности указанных органов и устранит
имеющийся правовой пробел в действующем законодательстве.
Необходимо отметить, что в ходе проведения реформы по
перераспределению функций государственного контроля в области охраны
окружающей среды между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления сложилась реальная угроза потери
контроля за безусловным соблюдением требований законодательства в этой
области и, как следствие, возникновения правового нигилизма.
Это вызвано тем, что в соответствии со статьей 140 Федерального
закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ <О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов <О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон <Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации> и <Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации> с 1 января 2006 года
государственный экологический контроль будет осуществляться на
федеральном уровне (негосударственный экологический контроль будет
возложен на органы местного самоуправления, реорганизация которых в
соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ <Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации> должна завершиться к 1 января 2006 года).
То есть с 2006 года органы государственной власти субъекта
Российской Федерации не будут иметь права осуществлять экологический
контроль, а федеральные органы государственной власти, скорее всего,
не будут иметь такой возможности в связи с отсутствием необходимого
финансирования, достаточных сил и средств (например, штатная
численность Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор) в целом по России составляет 1640
человек). Поэтому представляется целесообразным законодательно
возложить на органы внутренних дел функции по обеспечению
экологической безопасности.
В связи с изложенным просим Вас рассмотреть возможность
проведения повторных парламентских слушаний по проекту федерального
закона № 163897-3 <О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации <О милиции>.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы