Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 12 от 31 января 2001 года

О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве

    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Утвердить Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан
в городе Москве (приложение).
    2. Считать утратившими силу постановление Московской городской
Думы от 24 декабря 1997 года № 95 и постановление Московской городской
Думы от 7 октября 1998 года № 86 с момента вступления в силу настоящего
постановления.
    Предложить Правительству Москвы:
    3.1. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых
помещений при ликвидации коммунального заселения квартир;
    3.2. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых
помещений, площадь которых превышает норму предоставления, на жилые
помещения меньшего размера.
    4. В трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим
постановлением правовые акты города Москвы.
    5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
    Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    ПРИЛОЖЕНИЕ
    к постановлению
    Московской городской Думы
    от 31 января 2001года
    № 12


    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ПОРЯДКЕ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
    ГРАЖДАН В ГОРОДЕ МОСКВЕ


    Настоящее Положение (далее - Положение) в соответствии с
действующим законодательством устанавливает порядок улучшения жилищных
условий граждан с помощью города.

    I. Общие положения

    Граждане имеют право:
    получить жилые помещения из государственного и
муниципального жилищного фонда по договору:
    - социального найма;
    - коммерческого найма;
    - безвозмездного пользования;
    1.2. приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:
    - используя безвозмездные субсидии;
    - с рассрочкой платежа;
    - используя ссуды на возвратной основе;
    - по другим законным основаниям.
    2. Граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в
улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в соответствии
с Положением.
    Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми
помещениями или денежными средствами на их приобретение в
собственность, а также имеют право на приобретение жилых помещений в
собственность с помощью города.
    Сроки предоставления гражданам жилых помещений и обеспечения
денежными средствами на их приобретение в собственность
устанавливаются постановлением Московской городской Думы.
    3. Предоставляемые гражданам жилые помещения должны быть
благоустроенными применительно к условиям города Москвы и отвечать
санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным
нормативными правовыми актами города Москвы.
    4. В зависимости от дохода, приходящегося на каждого члена семьи в
течение года, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев,
жилые помещения предоставляются гражданам по договору:
    - социального найма, если доход ниже уровня, установленного
постановлением Московской городской Думы;
    - коммерческого найма, если доход равен или превышает уровень,
установленный постановлением Московской городской Думы.
    5. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору
социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах
нормы предоставления жилого помещения (далее - норма предоставления).
    Норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей
площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением.
    6. По договору социального найма жилого помещения собственник
жилищного фонда социального использования или уполномоченный им
орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в
пользование, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы
предоставления жилого помещения.
    Передача гражданам жилых помещений по договору социального
найма в пределах нормы предоставления осуществляется бесплатно.
    Жилое помещение по договору социального найма передается
нанимателю в бессрочное пользование, если иное не предусмотрено
жилищным законодательством Российской Федерации.
    7. По договору коммерческого найма жилого помещения собственник
жилищного фонда коммерческого использования или уполномоченный им
орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в
пользование на срок, определенный договором коммерческого найма.
    Размер жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору
коммерческого найма, не ограничивается нормой предоставления.
    Передача гражданам жилых помещений по договору коммерческого
найма осуществляется бесплатно.
    Вселение граждан в жилые помещения, предоставленные по договору
коммерческого найма, осуществляется на срок действия договора. В случае
расторжения договора граждане выселяются из жилого помещения в
установленном законом порядке.
    Граждане, надлежащим образом исполняющие обязанности по
договору коммерческого найма, по истечении срока действия договора
имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок.
    8. По договору безвозмездного пользования жилым помещением
собственник специализированного жилищного фонда или уполномоченный
им орган передает гражданину в пользование жилое помещение в виде
отдельной квартиры в пределах нормы предоставления жилого помещения на
срок, определенный договором безвозмездного пользования.
    К лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения по
договору безвозмездного пользования, относятся: дети-сироты; дети,
оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; а также одинокие престарелые
граждане и иные категории граждан, нуждающихся в социальной защите.
    В случае изменения обстоятельств, имевших место при заключении
договора безвозмездного пользования (состава семьи, уровня дохода, иных
существенных изменений), а также истечения срока действия договора,
жилищные органы административного округа рассматривают в
установленном порядке вопрос о заключении на новый срок договора
безвозмездного пользования, о внесении изменений в договор или о
расторжении договора безвозмездного пользования и заключении договора
социального либо коммерческого найма жилого помещения.
    Передача гражданам жилых помещений по договору безвозмездного
пользования осуществляется бесплатно.
    Порядок и условия предоставления жилых помещений по договору
безвозмездного пользования определяются нормативными правовыми актами
города Москвы.
    9. Денежные средства на приобретение в собственность жилых
помещений, предоставляемые гражданам из бюджета города, выделяются в
объемах, установленных законодательством города Москвы.
    Порядок предоставления гражданам денежных средств на
приобретение жилых помещений, в том числе субсидий, ссуд, определяется
правовыми актами города Москвы.
    Размер жилого помещения, приобретаемого гражданином в
собственность с помощью города, не ограничивается нормой
предоставления.
    10. Граждане, занимающие жилые помещения на праве пользования, в
том числе принадлежащие им на праве собственности, принимаются на учет
по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с
Положением.
    11. Улучшение жилищных условий граждан производится с учетом
всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых
помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также
с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми
помещениями.
    Супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от места
регистрации, являются членами одной семьи.
    Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные
признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода,
отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными
семьями.
    Лица, виновные в нарушении порядка улучшения жилищных
условий граждан в городе Москве, несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.

    II. Основания признания граждан нуждающимися
    в улучшении жилищных условий

    13. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных
условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 
10 лет (и иное не предусмотрено законодательством) и занимают:
    жилые помещения размером менее установленной нормы на
одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма
постановки на учет).
    Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого
помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 
10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15
квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и
квартир (домов) гостиничного типа;
    13.2. отдельные квартиры, которые в соответствии с
законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе перечнем,
установленным  приложением 1, а также на основании судебного решения не
подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где
проживает несколько семей, на каждого проживающего приходится менее 15
квадратных метров общей площади;
    13.3. жилые помещения, признанные в установленном порядке
непригодными для постоянного проживания, независимо от размера жилых
помещений;
    13.4. жилые помещения в квартирах (домах) коридорной системы, а
также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам
благоустройства, установленным приложением 2, независимо от размера
жилых помещений;
    13.5. жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для
которых город Москва является местом пребывания;
    13.6. жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если
среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами
некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с
ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире
невозможно, независимо от размера жилых помещений;
    13.7. отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные,
страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при
условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 квадратных
метров общей площади с учетом права каждого больного на пользование
дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы, а также нормативными актами, перечень
которых приведен в приложении 3.
    Размер дополнительной площади составляет 18 квадратных метров
общей площади жилого помещения;
    13.8. отдельные квартиры, планировка которых в соответствии с
законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное
жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых
хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным
жилым помещением в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы (далее - законодательством).
    14. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не
менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий
независимо от размера занимаемого жилого помещения при условии
проживания в квартирах коммунального заселения не менее:
    14.1. последних 10 лет и при наличии полного трудового стажа,
необходимого для назначения пенсии в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
    14.2. последних 5 лет независимо от трудового стажа при наличии
инвалидности I или II группы.
    Граждане, перечисленные в данном пункте, включаются в очередь по
категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального
заселения".
    15. Инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в
установленном законом порядке лица, проживающие в городе Москве в
общей сложности не менее 10 лет, из них не менее последних 5 лет в
условиях коммунального заселения, признаются нуждающимися в
улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемых жилых
помещений.
    16. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных
условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
    17. Регистрация граждан в городе Москве по месту пребывания не дает
основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных
условий.


    III. Порядок учета граждан, нуждающихся 
    в улучшении жилищных условий

    18. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе
обратиться в жилищные органы по месту жительства.
    19. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином
подается заявление с приложением документов, перечень которых
утверждается правовыми актами городской администрации.
    Граждане и члены их семей предоставляют сведения о жилых
помещениях, а также о гражданско-правовых сделках, совершенных с
жилыми помещениями за 5 лет, предшествующих постановке на учет.
    При решении вопроса о необходимости улучшения жилищных
условий:
    - учитываются все проживающие в жилом помещении граждане, а
также временно отсутствующие, за которыми сохраняется право
пользования жилым помещением на срок их временного отсутствия;
    - не учитываются граждане, для которых занимаемое жилое
помещение в городе Москве является местом пребывания.
    20. Общественная жилищная комиссия районной Управы
рассматривает заявления граждан об улучшении жилищных условий и
прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие
установленных законодательством льгот, сведения о доходах, жилых
помещениях и сделках с ними, и дает заключение о необходимости принятия
на учет либо об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
    Заключение комиссии о необходимости принятия на учет должно
содержать рекомендацию гражданам о способе улучшения жилищных
условий (социальный наем, коммерческий наем, безвозмездное пользование,
иные способы улучшения жилищных условий, предусмотренные
законодательством).
    21. Решение о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий принимает глава Управы с учетом заключения
общественной жилищной комиссии районной Управы.
    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется
в районных жилищных органах по месту жительства.
    Районные жилищные органы обязаны обеспечить свободный доступ к
информации о количестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения
жилыми помещениями.
    22. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом
решении в месячный срок со дня подачи заявления. В случае принятия
решения о постановке на учет в уведомлении указываются имеющиеся у
граждан льготы и способ улучшения жилищных условий.
    В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе
обжаловать его в жилищном органе административного округа. В этом
случае решение принимает префект административного округа с учетом
заключения общественной жилищной комиссии административного округа.
Граждане также вправе обжаловать принятое решение в жилищных органах
города Москвы либо в судебном порядке.
    23. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий,
приведших к ухудшению жилищных условий и в результате которых на
каждого проживающего стало приходиться менее нормы постановки на учет.
    К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:
    - изменение порядка пользования жилым помещением;
    - обмен жилого помещения;
    - невыполнение условий договора найма, безвозмездного пользования
жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
    - изменение состава семьи в результате вселения иных лиц,
расторжения брака;
    - выдел либо изменение доли в жилом помещении собственниками;
    - отчуждение имеющегося в собственности граждан жилого помещения
либо его доли.
    24. Не считаются ухудшением жилищных условий следующие
действия:
    24.1. вселение по месту жительства супруга, детей, престарелых
родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства,
если до вселения они:
    - не имели жилого помещения в пользовании, в том числе на праве
собственности;
    - обладали правом пользования жилым помещением, но не были
обеспечены по норме предоставления;
    - обладали правом пользования жилым помещением, признанным в
установленном порядке непригодным для постоянного проживания;
    - безвозмездно передали жилое помещение, находившееся в
пользовании, в том числе на праве собственности, органам государственной
власти или органам местного самоуправления в установленном законом
порядке либо жилое помещение было изъято указанными органами для
государственных или муниципальных нужд;
    24.2. расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного
содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
    24.3. отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от
исполнения договора дарения;
    24.4. признание сделки с жилым помещением недействительной в
судебном порядке.
    25. После рассмотрения и утверждения главой Управы заключения
общественной жилищной комиссии районной Управы формируется очередь
граждан, улучшение жилищных условий которых осуществляется путем
предоставления жилого помещения по договору:
    - социального найма;
    -  коммерческого найма;
    - безвозмездного пользования.
    26. Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения
или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:
    выезда в другую местность на постоянное место жительства;
    26.2. изменения условий, в результате чего отпали основания для
признания нуждающимся в улучшении жилищных условий;
    26.3. использования в установленном порядке субсидий, ссуд или
иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых
помещений;
    26.4. выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении
и представленных документах, послуживших основанием для принятия на
учет;
    26.5. выявления случаев неправомерных действий должностных лиц
при постановке на учет;
    26.6. подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.
    27. Ежегодно районные жилищные органы проводят проверку данных
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Сведения о доходах граждан подлежат проверке при предоставлении
жилого помещения по соответствующему договору найма.
    В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на
учет, они подлежат снятию с учета.
    28. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет
граждане:
    - не обеспеченные жилым помещением по нормам предоставления,
кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилого
помещения менее нормы предоставления;
    - проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан,
получивших жилое помещение в дополнение к занимаемому, а также
использовавших субсидии, ссуды, иные виды государственной помощи на
строительство или приобретение жилых помещений.
    29. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и
имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление
жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при
невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или
переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые
помещения заселены в установленном порядке на основании решения
органов исполнительной власти) осуществляется районными жилищными
органами, где жилые помещения были утрачены.
    30. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы на
предприятиях и в учреждениях (финансируемых полностью или частично за
счет бюджетных средств, использующих государственную и/или
муниципальную собственность), которым в установленном порядке
выделяются жилые помещения из государственного и муниципального
жилищного фонда, осуществляются по совместному решению
администрации и профсоюзного комитета (профсоюзных комитетов),
действующего на предприятиях и в учреждениях, на основании
коллективного договора.
    Совместное решение администрации и профсоюзного комитета о
постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
утверждается распоряжением префекта административного округа.
    31. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставление жилых помещений в организациях и
на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не
относящихся к государственной или муниципальной, осуществляются на
основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений
работников с администрацией этих организаций и предприятий под
контролем профессиональных союзов (объединений).
    32. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным
письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня
принятия решения.
    Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном
порядке.


    IV. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

    33. Вне очереди обеспечиваются жилыми помещениями:
    33.1. дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей,
проживающие в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где
они находятся на воспитании, если им не может быть возвращено жилое
помещение, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам,
опекунам или попечителям;
    33.2. дети-инвалиды, пребывающие в стационарных учреждениях,
являющиеся сиротами, если индивидуальная программа реабилитации
предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни;
    33.3. граждане, занимающие жилое помещение по договору найма или
безвозмездного пользования, которое в результате стихийного бедствия
стало непригодным для проживания;
    33.4. граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий и имевшие право на внеочередное обеспечение по
правилам, действовавшим до введения в действие Положения;
    33.5. граждане, утратившие право пользования жилым помещением в
городе Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности
возврата ранее занимаемого ими жилого помещения;
    33.6. иные категории граждан, установленные законодательством.
    34. В первую очередь обеспечиваются жилыми помещениями:
    34.1. семьи погибших или пропавших без вести военнослужащих и
лиц, погибших при исполнении государственных (служебных) или общественных
обязанностей, связанных с выполнением государственных задач в
соответствии с законодательством;
    34.2. семьи, имеющие в своем составе инвалидов Великой
Отечественной войны или приравненных к ним в установленном порядке
лиц, инвалидов I или II группы вследствие трудового увечья,
профессионального заболевания, вследствие ранения или заболевания,
полученного в период прохождения военной службы, а также в связи с
исполнением государственных (служебных) или общественных
обязанностей, связанных с выполнением государственных задач в
соответствии с законодательством;
    34.3. семьи, имеющие в своем составе лиц с тяжелыми формами
заболеваний, инвалидов с детства или инвалидов I группы по общему
заболеванию;
    34.4. граждане, проживающие в одной квартире с больными,
страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при
которых совместное проживание с ними (по заключению органов
здравоохранения) в одной квартире невозможно;
    34.5. долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального
заселения;
    34.6. граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий и имевшие право на первоочередное обеспечение по
правилам, действовавшим до введения в действие Положения;
    34.7. граждане, возвратившиеся из мест лишения свободы, в случае
предоставления жилищными органами их прежнего жилого помещения
другим лицам либо изъятия жилого помещения для государственных или
муниципальных нужд;
    34.8. иные категории граждан, установленные законодательством.
    35. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:
    35.1. граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное
обеспечение в соответствии с Положением;
    иные категории граждан, установленные законодательством.


    V. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

    36. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется в
соответствии с законодательством.
    37. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан
учитываются все имеющиеся у граждан и членов их семей жилые
помещения, занимаемые на праве пользования, в том числе принадлежащие
им на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки,
совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями.
    Указанные сделки учитываются за пятилетний период,
предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об
улучшении жилищных условий.
    38. Проверка сведений о наличии в пользовании у граждан и членов
их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве
собственности, а также о гражданско-правовых сделках, совершенных
гражданами и членами их семей с жилыми помещениями, является
обязательной для органов, осуществляющих обеспечение граждан жилыми
помещениями.
    В зависимости от  результатов проверки принимаются следующие
решения:
    - граждане снимаются с учета;
    - улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение
которого граждане не подлежали постановке на учет;
    - жилое помещение предоставляется гражданам в установленном
порядке.
    39. В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого
жилого помещения допускается предоставление жилого помещения
размером до 33 квадратных метров общей площади для одиноко
проживающего человека и до 42 квадратных метров общей площади для
семьи из двух человек.
    По договору социального найма, договору безвозмездного
пользования гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических
заболеваний, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной
комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не
установлено законодательством. Для граждан, имеющих право пользования
дополнительной площадью, размер предоставляемого жилого помещения
увеличивается до 36 квадратных метров общей площади. Перечень
заболеваний, дающих гражданам право на предоставление  дополнительной
площади по договору социального найма, договору безвозмездного
пользования, устанавливается нормативными актами Российской Федерации
и города Москвы, приведенными в приложении 3.
    Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение по
договору социального найма, договору безвозмездного пользования менее
нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на
каждого члена семьи. В этом  случае субсидия на приобретение жилого
помещения рассчитывается в установленном порядке для семьи данной
численности.
    40. По желанию граждан жилое помещение предоставляется как на всю
семью, так и на часть семьи в дополнение к занимаемому жилому
помещению. При этом суммарная площадь всех жилых помещений,
занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых бесплатно
по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не
должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной
численности.
    41. Граждане вправе обратиться в районные жилищные органы с
заявлением о предоставлении им жилого помещения свыше нормы
предоставления за плату.
    Превышение нормы предоставления на каждого гражданина в пределах
7 квадратных метров общей площади оплачивается по себестоимости,
дальнейшее превышение оплачивается по рыночной стоимости.
    42. При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-
правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению
размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, норма
предоставления уменьшается на соответствующее количество квадратных
метров общей площади.
    43. При предоставлении жилого помещения по договору социального
найма, безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны
освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору
найма либо безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев
предоставления жилого помещения в дополнение к занимаемому и
пригодному для постоянного проживания жилому помещению.
    В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение
либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о
предоставлении жилого помещения подлежит отмене.
    44. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на
праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены,
кроме случаев предоставления жилых помещений в дополнение к
занимаемым жилым помещениям.
    45. Не допускается предоставление жилого помещения, если оно
составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, совершеннолетним
гражданам, а также лицам разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
    Не допускается предоставление двум и более семьям жилых
помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.
    46. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан
при прочих равных условиях необходимо учитывать момент возникновения
нуждаемости при постановке на учет как по месту жительства, так и по месту
работы на предприятиях и в учреждениях, деятельность которых
финансируется из бюджета города.
    47. Право на первоочередное улучшение жилищных условий имеют
граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10
лет, за исключением несовершеннолетних детей. Гражданин может
воспользоваться таким правом только один раз.
    Последующее улучшение жилищных условий производится на общих
основаниях, предусмотренных Положением, если иной порядок не
установлен законодательством Российской Федерации для отдельных
категорий граждан, улучшение жилищных условий которых осуществляется
за счет бюджета Российской Федерации.
    48. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной
системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-
инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в
соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано
проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в
жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы
реабилитации, обеспечиваются, по их заявлению, жилыми помещениями на
нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально
построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям
индивидуальной программы реабилитации.
    49. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий в порядке, установленном до введения в действие Положения,
сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения.
    При соблюдении общих требований, предъявляемых при
предоставлении жилого помещения к норме постановки на учет и уровню
дохода, граждане, принятые на учет по правилам, действовавшим до
введения в действие Положения, имеют преимущественное право на
улучшение жилищных условий путем предоставления жилого помещения по
договору коммерческого найма либо приобретения жилого помещения в
собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуд на
возвратной основе, рассрочки платежа.
    50. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения
в доме ЖСК при соблюдении общих требований, имеют право постановки на
учет на предоставление жилого помещения по договору коммерческого
найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для
приобретения жилого помещения в доме ЖСК.
    При предоставлении гражданам жилого помещения по договору
социального найма, договору безвозмездного пользования период
пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не
учитывается.
    51. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий по договору коммерческого найма, имеют право на
получение ссуды на возвратной основе на строительство или приобретение
жилого помещения, а также на приобретение жилого помещения в
собственность с рассрочкой платежа.
    52. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору
коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой
платежа) занимаемого ими жилого помещения в течение срока действия
договора по соглашению с собственником или уполномоченным им органом,
предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях,
установленных нормативными правовыми актами города.
    53. Безвозмездные субсидии, ссуды на возвратной основе на
приобретение жилого помещения предоставляются гражданам в
соответствии с годом постановки на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
    54. Районные жилищные органы обязаны в установленном порядке по
обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным,
техническим нормам и требованиям жилого помещения:
    - занимаемого по договору социального найма, коммерческого найма
или договору безвозмездного пользования, на жилое помещение меньшего
размера предоставить им жилое помещение по соответствующему договору;
    - принадлежащего на праве собственности, на жилое помещение
меньшего размера предоставить им жилое помещение по договору мены.
    Замена жилого помещения не допускается, если в результате замены
граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных
условий.
    55. Районные жилищные органы обязаны по обращению граждан,
страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими
заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов,
которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их
индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на
нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых
помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы
реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение
на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально
построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям
индивидуальной программы реабилитации.
    При этом замена производится:
    - на равнозначное жилое помещение общей площадью не более
занимаемого гражданами на основании договора социального найма,
коммерческого найма или договора безвозмездного пользования по
соответствующему договору;
    - на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение
гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по
договору мены.
    Граждане, в отношении которых решение о замене жилого
помещения было принято по правилам, действовавшим до введения в
действие Положения, сохраняют это право.
    Решение о замене гражданам жилого помещения не является
основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных
условий.
    56. Во внеочередном порядке и в размере не более ранее
занимаемого жилого помещения осуществляется замена жилых помещений:
    - гражданам, занимающим жилые помещения (дом), признанные в
установленном порядке аварийными или грозящими обвалом, на основании
договора социального найма, коммерческого найма или договора
безвозмездного пользования;
    - гражданам пожилого возраста и инвалидам, освободившим их в
связи с помещением в стационарные учреждения социального обслуживания, в
случае отказа от услуг этих учреждений, при невозможности возврата ранее
занимаемого жилого помещения.
    57. Обеспечение граждан, не состоящих на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:
    57.1. неотложного расселения граждан:
    - в связи со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией;
    - из домов (помещений), признанных в установленном порядке
аварийными или грозящими обвалом;
    57.2. ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на
условиях, установленных законодательством;
    57.3. отселения граждан, проживающих в квартире коммунального
заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в
той же квартире и состоящих