Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 131 от 26 апреля 2006 года

Об отзыве на проект федерального закона N 285892-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам сохранения депутатом Государственной Думы членства политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов, и деятельности фракций в законодательных органах регионального уровня)

Рассмотрев проект федерального закона N 285892-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам сохранения депутатом Государственной Думы членства политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов, и деятельности фракций в законодательных органах регионального уровня), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Н. Багишвили, М.В. Емельяновым, А.В. Митрофановым, А.А. Гузановым, А.Н. Харитоновым, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв Московской городской Думы на проект федерального закона N 285892-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам сохранения депутатом Государственной Думы членства политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов, и деятельности фракций в законодательных органах регионального уровня).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Внесен
постановлением
Московской городской Думы
от 26 апреля 2006 г. N 131
ОТЗЫВ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 285892-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" (ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ДЕПУТАТОМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЧЛЕНСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ,
В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА КАНДИДАТОВ КОТОРОЙ ОН БЫЛ
ДОПУЩЕН К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ,
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАКЦИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ)
Московской городской Думой рассмотрен проект федерального закона N 285892-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам сохранения депутатом Государственной Думы членства политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов, и деятельности фракций в законодательных органах регионального уровня).
Законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которыми устанавливается, что депутат Государственной Думы может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Также предусматривается, что нарушение этого правила является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
Аналогичным образом в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вносятся дополнения, согласно которым депутат, входящий в депутатское объединение и избранный по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за список кандидатов в депутаты, выдвинутый соответствующим избирательным объединением, не вправе выходить из его состава или переходить в другое депутатское объединение. Депутат, входящий в депутатское объединение, может быть членом только той политической партии, которая образовала указанное объединение. В случае нарушения указанных требований полномочия такого депутата прекращаются досрочно.
Данные нормы, безусловно, направлены на укрепление партийной системы, которая является одним из важнейших механизмов функционирования гражданского общества. Кроме того, данный подход отвечает конституционным принципам народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации), так как является гарантией стабильности выражения лицами, избранными депутатами, той позиции, которую они высказывали в ходе предвыборной кампании, в течение всего срока своих депутатских полномочий. Перестав разделять данную позицию, депутат может либо продолжить формальное следование ей, выполняя тем самым обязательства перед избирателями, либо отказаться от депутатского мандата. Это вполне согласуется с конституционными принципами справедливости. При этом законодатель исходит из презумпции, что принципиальные взгляды самой партии не претерпевают серьезного изменения.
Требует уточнения норма о том, что "депутат, входящий в депутатское объединение, может быть членом только той политической партии, которая образовала указанное объединение". Если речь идет о том, что в депутатское объединение не могут входить лица, являющиеся членами других партий, то это должно быть более четко выражено в тексте законопроекта.
Законопроектом также предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнения, согласно которым политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, образует в указанном органе депутатское объединение (фракцию). В состав депутатских объединений могут приниматься также депутаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Придание фракции (депутатскому объединению) законодательной основы представляется вполне логичным. В то же время неясно, почему аналогичные изменения не предлагается внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", где единственное упоминание фракций - указание, что формами деятельности депутата Государственной Думы также является участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Целесообразно предусмотреть определенную симметричность - то есть включить одинаковые по сути положения как в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", так и в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, следует учесть, что законопроект предполагает равенство понятий "фракция" и "депутатское объединение". В то же время согласно Регламенту Государственной Думы фракция - это разновидность депутатского объединения (другая разновидность - депутатские группы).
А с точки зрения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации понятие "депутатские объединения" является еще более широким. Например, Регламентом Московской городской Думы предусмотрено, что депутаты Думы имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки, клубы, другие объединения на основе свободного волеизъявления. Депутатские объединения могут быть постоянными или временными. Фракции, а также иные постоянные депутатские объединения численностью не менее двух депутатов регистрируются Аппаратом Думы. Временные объединения регистрации не подлежат и образуются посредством сбора подписей членов объединения под заявлением, обращением, предложением, требованием и т.д. И естественно, в такой ситуации у депутата, входящего во фракцию, нет препятствий для вхождения в другое депутатское объединение, формируемое не по партийному признаку. В случае же принятия законопроекта такие препятствия, прежде всего для формирования иных объединений, будут.
Законопроектом предусмотрено внесение в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" нормы, запрещающей политической партии выдвигать в качестве кандидатов (включать в списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. То есть партия теперь может выдвинуть в качестве кандидата только своего члена или беспартийного. Такая норма представляется вполне обоснованной.
Законопроект предусматривает также внесение изменений в статью 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Фактически уточняется, что выдвижение в качестве кандидатов (включение в списки кандидатов) лиц, являющихся членами иных политических партий, является основанием не для отказа в регистрации списка кандидатов, а для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Таким образом, законопроект в целом направлен на укрепление многопартийной системы и повышение роли партий в политической жизни общества.
Учитывая изложенное, Московская городская Дума поддерживает принятие указанного законопроекта.