Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 132-ПП от 16 февраля 2010 года

О Концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях

     В целях дальнейшего углубления  интеграции  города  Москвы  и
субъектов Российской Федерации,  диверсификации и оптимизации меж-
региональных связей города Москвы в новых  экономических  условиях
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию межрегионального сотрудничества  города
Москвы в новых экономических условиях (далее - Концепция) согласно
приложению к настоящему постановлению.
     2. Комитету  межрегиональных  связей  и национальной политики
города Москвы:
     2.1. В  соответствии с Концепцией разработать и представить в
IV квартале 2010 г.  на утверждение Правительства Москвы Комплекс-
ные мероприятия по межрегиональному сотрудничеству города Москвы с
субъектами Российской Федерации на период до 2013  года  (далее  -
Мероприятия).
     2.2. Обеспечить проведение мониторинга  за  ходом  реализации
отраслевых  программ,  мероприятий и совместных проектов межрегио-
нального характера,  осуществляемых органами исполнительной власти
города Москвы в регионах Российской Федерации.
     3. Органам  исполнительной  власти  города  Москвы  до 1 июня
2010 г.  представить в Комитет межрегиональных связей и националь-
ной политики города Москвы конкретные предложения по межрегиональ-
ному  сотрудничеству с регионами Российской Федерации с учетом по-
ложений Концепции   для  формирования  Мероприятий  на  период  до
2013 года.
     4. Признать с 1 марта  2010 г.  утратившим силу постановление
Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г.  N 1160-ПП "О Комплекс-
ных мероприятиях по дальнейшей интеграции города Москвы и  субъек-
тов  Российской Федерации и оптимизации межрегиональных связей го-
рода Москвы на период до 2010 года".
     5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам меж-
регионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 16 февраля 2010 г. N 132-ПП


                            Концепция
          межрегионального сотрудничества города Москвы
                  в новых экономических условиях


                            СОДЕРЖАНИЕ

I. Роль  и  значение  сотрудничества города Москвы и регионов Рос-
сийской Федерации в условиях кризиса                             3

II. Современное состояние межрегиональных связей города Москвы   5

III. Стратегические цели и приоритетные задачи в условиях
кризиса                                                         15

IV. Показатели эффективности межрегионального сотрудничества горо-
да Москвы с субъектами Российской Федерации                     22

V. Инструменты межрегионального  сотрудничества  города  Москвы  и
субъектов Российской Федерации                                  24

Выводы                                                          26


         I. Роль и значение сотрудничества города Москвы
        и регионов Российской Федерации в условиях кризиса


     Современный мир  представляет  собой  пространство  постоянно
прогрессирующей интеграции и глобализации всех процессов. Российс-
кая Федерация,  Союзное государство Российской Федерации и Респуб-
лики Беларусь,  сопредельные  страны  постсоветского  пространства
представляют  собой  огромный сегмент глобального мира,  в котором
происходит интенсивная реинтеграция общих рынков, производственных
цепочек, социокультурной и гуманитарной коммуникаций.
     Москва играла и играет роль модератора  текущих  контактов  и
долгосрочных связей между регионами Российской Федерации,  Респуб-
ликой Беларусь и другими странами СНГ.
     Межрегиональное сотрудничество  для Москвы - одно из ключевых
и приоритетных  направлений  управленческой  работы  Правительства
Москвы.
     Москва осуществляет свои контакты с другими регионами страны:
     - в качестве политического центра страны - столицы;
     - в качестве самого мощного экономического субъекта  Российс-
кой Федерации;
     - в качестве общероссийского финансового центра;
     - в качестве передового в социальном,  культурном и инноваци-
онном плане города-мегаполиса;
     - в  качестве главного центра Центрального федерального окру-
га, и шире - всей европейской части нашей страны.
     Москва является генератором нововведений во всех областях,  а
также городом,  который аккумулирует лучшие достижения своих парт-
неров и внедряет их в повседневную практику.
     Сегодня в Москве концентрируется "человеческий капитал" стра-
ны,  что делает ее центром учебно-научной коммуникации,  образова-
ния, повышения квалификации, обмена опытом, что является необходи-
мым условием научно-технического прогресса.
     Политика в сфере межрегионального взаимодействия города Моск-
вы  является неотделимой интегральной составляющей частью проводи-
мой Правительством Москвы  экономической  и  социальной  политики.
Этой  работой  в настоящее время занимаются практически все органы
исполнительной власти города Москвы.  Вопросы укрепления межрегио-
нальных  связей  регулярно  выносятся  на обсуждения Правительства
Москвы,  Комиссии Правительства Москвы по развитию  и  координации
межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации,
коллегий департаментов, комитетов и префектур административных ок-
ругов города Москвы.
     Все эти действия направлены на достижение стратегической цели
Правительства  Москвы  - повышение качества жизни населения города
на основе устойчивого социально-экономического развития.
     Москва оказывает  экономическую  помощь другим регионам.  При
этом межрегиональное сотрудничество (в отличие от шефской  помощи)
всегда полностью строилось на принципах взаимной выгоды и достиже-
ния максимального социально-экономического эффекта для всех участ-
ников.
     Москва в сложные 90-е годы сыграла значительную роль в сохра-
нении  политического  единства страны,  выступала первопроходцем в
восстановлении политических связей, производственных цепочек и со-
циокультурной  реинтеграции  на  постсоветском пространстве.  Но и
сейчас, в эпоху политической стабильности, горизонтальные социаль-
но-экономические  и  социогуманитарные связи между регионами нашей
страны гармонично дополняют и укрепляют государственную  федераль-
ную вертикаль власти.
     Глобальный социально-экономический кризис мирового  характера
сказался и на Москве, и на ее постоянных партнерах - регионах Рос-
сии. Учитывая, что по оценкам экономистов кризис в перспективе мо-
жет иметь затяжной характер, а его последствия кардинально изменят
социально-экономическую и  политическую  конъюнктуру,  оптимальное
использование ресурсов всех регионов Российской Федерации,  укреп-
ление и создание новых производственных цепочек на основе разделе-
ния  труда,  укрепление постоянных торговых связей,  взаимная под-
держка и обмен опытом решения экономических проблем -  приобретают
жизненно-важную актуальность.
     Кризис усугубляет опасность неадекватного усиления  межрегио-
нальной конкуренции,  которая грозит превратиться из нормального и
естественного рыночного соревнования бизнеса в "торговые войны без
правил",  спровоцировать попытку регионов отгородиться от общерос-
сийских тенденций.
     В новых  экономических условиях межрегиональное сотрудничест-
во,  постоянный диалог регионов между собой,  сохранение деловых и
общественных связей - необходимое "лекарство" от таких неблагопри-
ятных последствий кризиса.  Ответом на угрозы и вызовы глобального
кризиса должны быть совершенствование инфраструктуры межрегиональ-
ных связей,  прогресс в планировании и логистике экономических от-
ношений,  рационализация экономического разделения труда между ре-
гионами,  интенсификация технологического  развития  промышленных,
торговых,  коммуникационных и гуманитарных проектов. Межрегиональ-
ное сотрудничество - залог сохранения эффективности, прозрачности,
предсказуемости внутреннего рынка России.
     В Концепции проанализированы стратегические и ключевые такти-
ческие  шаги  и  мероприятия  межрегионального характера,  которые
предлагается завершить, продолжить или начать органам исполнитель-
ной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.
     Разработанная Концепция базируется на концептуальных  положе-
ниях  и  принципах,  заложенных  в Основных направлениях стратегии
развития города Москвы на период до 2025 года,  одобренных  поста-
новлением  Правительства  Москвы  от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О
стратегии развития города Москвы на период до 2025 года" с  учетом
раздела  "Интеграция  города Москвы и субъектов Российской Федера-
ции. Развитие межрегионального сотрудничества", которое рассматри-
вается как инструмент работы по формированию потенциала устойчиво-
го долгосрочного социально-экономического развития города Москвы.
     Концепция формирует стратегическую перспективу,  дает методи-
ческие ориентиры, ставит глобальные задачи. Только ориентируясь на
эти концептуальные основы можно планировать тактические ходы и ре-
шать тактические задачи.


  II. Современное состояние межрегиональных связей города Москвы


     Работа в сфере межрегионального сотрудничества  всех  органов
исполнительной  власти города Москвы позволила создать единую сис-
тему внешних связей столицы с другими субъектами Российской  Феде-
рации.  Межрегиональные связи - один из ключевых сегментов системы
внешних контактов столицы, формирующий отношения Москвы с окружаю-
щим  город  миром внутри страны.  Они рассчитаны на взаимовыгодное
использование потенциала регионов  России,  дальнейшее  углубление
интеграции столицы и субъектов Российской Федерации,  диверсифика-
цию и оптимизацию межрегиональных связей в целях повышения  благо-
состояния населения и укрепления территориальной целостности, эко-
номической устойчивости и безопасности России.
     В настоящее время город имеет договорные отношения с 74 субъ-
ектами Российской Федерации.
     Существующая договорная    база   позволила   реализовать   в
2008-2009 гг.  крупные взаимовыгодные  инвестиционные  проекты  на
территории практически всех регионов Российской Федерации в облас-
ти жилищного строительства,  промышленной кооперации,  транспорта,
агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства
(приложение к Концепции "Показатели сотрудничества города Москвы с
субъектами Российской Федерации"). Сейчас межрегиональные контакты
Москвы выстроены практически со всеми локальными  промышленными  и
хозяйственными центрами России.  Партнерами столицы являются также
почти все крупные и ряд малых городов России.  В постоянном режиме
проводится работа по подготовке, ратификации и пролонгации практи-
чески всех договорных документов.
     По итогам работы над системой межрегионального сотрудничества
в рамках установления договорных отношений с субъектами Российской
Федерации на 1 декабря 2009 г.  заключено 80 соглашений, 56 прото-
колов (планов мероприятий).  Установлены договорные отношения с 18
органами  местного  самоуправления субъектов Российской Федерации.
Отраслевые органы исполнительной власти  города  Москвы  заключили
232 соглашения (программ и протоколов) межрегионального характера,
территориальные органы - 90. Этот юридический базис является осно-
вой работы с регионами.
     Сложившаяся на практике  оптимальная  модель  межрегиональных
контактов включает в себя:
     1. Базовое соглашение - отражает насущные  текущие  задачи  и
перспективу на будущее.
     2. Комплекс сопутствующих юридических  документов:  протоколы
совместных действий на среднесрочную перспективу,  планы мероприя-
тий и т.п.
     3. Проекты  по  приоритетным направлениям экономического сот-
рудничества - агропромышленный комплекс, строительство, промышлен-
ность и инновации.
     4. Создание одной из двух устоявшихся моделей  торгово-эконо-
мических отношений. Первая - моноотраслевая - торговля идет по од-
ной группе торговой номенклатуры,  но в больших объемах.  Вторая -
диверсифицированная - поставки идут небольшими партиями, но по ши-
рокому кругу торговой номенклатуры.
     5. Наличие широкого спектра гуманитарных связей.
     За весь период осуществления межрегионального  сотрудничества
ни  один договор города Москвы с регионами не был расторгнут,  все
документы успешно проходят процедуру  продления,  создаются  новые
форматы  договорных  отношений,  отвечающие  современным  социаль-
но-экономическим реалиям и задачам.
     В 2009  году  обновлены  договорные  документы с 11 регионами
России:  Республиками Карелия, Тыва, Бурятия, Северная Осетия-Ала-
ния,  Волгоградской, Воронежской, Курской, Новгородской, Тверской,
Тульской и Ярославской областями.  Подписано Соглашение между Пра-
вительством  Москвы  и  администрацией  города Хабаровска о торго-
во-экономическом,  научно-техническом и социально-культурном  сот-
рудничестве.
     Координацию действий  по  реализации  договорных  документов,
контроль за ходом выполнения обязательств сторон, определение при-
оритетных направлений  двустороннего  сотрудничества  в  настоящее
время осуществляет Комиссия Правительства Москвы по развитию и ко-
ординации межрегионального сотрудничества с субъектами  Российской
Федерации, на заседании которой в 2008-2009 гг. рассмотрены вопро-
сы взаимодействия с Республикой  Карелия,  Вологодской,  Тульской,
Ульяновской  и  Курской областями,  а также с областями Республики
Беларусь.
     В настоящее  время  общий  контур  структуры межрегионального
сотрудничества  вполне  определился,  очевидны  и  сферы,  которые
де-факто стали основами связей Москвы с регионами.  Данные приори-
теты сформированы, исходя из прагматизма экономических задач.
     Значимым и показательным итогом экономического сотрудничества
города Москвы и субъектов Российской Федерации стал рост  товароо-
борота.  В 2007 году он составил 1,45 трлн. рублей, по итогам 2008
года - 1,73 трлн. рублей.
     Одним из  основных  направлений деятельности города Москвы по
обеспечению продовольственной безопасности города является сотруд-
ничество с субъектами Российской Федерации на основе межправитель-
ственных и отраслевых соглашений.

     С администрациями  регионов подписаны 5 отраслевых соглашений
о сотрудничестве в агропромышленной сфере и 29 протоколов  об  ин-
формационном сотрудничестве.
     В рамках межправительственных и отраслевых соглашений о  сот-
рудничестве  осуществляются поставки сельскохозяйственного сырья и
продовольствия из 70 субъектов Российской Федерации.  При этом  на
долю поставщиков из регионов Центрального федерального округа при-
ходится порядка 75% от объема поставленной продукции, Южного феде-
рального округа - 13%,  Северо-Западного федерального округа - 5%,
Приволжского федерального округа - 4%, остальных округов - по 1%.
     В 90-е  годы  обеспечение города продовольствием строилось на
организации разовых поставок продукции в город Москву. В последние
годы в целях обеспечения продовольственной безопасности города ис-
пользуется программно-целевой метод поставок продовольствия в  го-
род  Москву.  При этом проводится политика на установление долгос-
рочных партнерских отношений между сельскохозяйственными  товароп-
роизводителями  субъектов Российской Федерации и организациями оп-
тово-продовольственного комплекса города Москвы,  что  гарантирует
Москве стабильность поставок, а поставщикам продовольствия - соот-
ветственно стабильность закупок и возможность дальнейшего развития
данных сельскохозяйственных организаций.
     В последние годы город Москва взяла курс на поддержку  регио-
нальных сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов,  осуществляю-
щих поставки  продовольствия  в  стационарные  розничные  торговые
структуры города. Региональным сельскохозяйственным товаропроизво-
дителям, имеющим гарантированный рынок сбыта продукции в организа-
циях  розничной  торговли  и  заключившим Генеральное соглашение о
сотрудничестве в области обеспечения продовольственной безопаснос-
ти  города  Москвы,  предоставляются  субсидии на поставку в город
Москву продовольствия.
     В 2009  году к уровню 2007 года увеличились поставки в Москву
отечественной рыбы - на 72%,  масла животного - на 45%, молока на-
турального - на 23%,  мяса - на 10%. Полностью обеспечиваются пот-
ребности города в молоке натуральном и яйцепродуктах за счет  оте-
чественных поставок.
     Курс, взятый Правительством Москвы на развитие  кооперации  и
интеграции московских организаций с производителями сельхозпродук-
ции субъектов Российской Федерации,  способствовал увеличению пос-
тавок отечественного продовольствия на рынок города и, прежде все-
го, за счет продукции московских агрохолдингов.
     Правительство Москвы  оказывает организационную,  методологи-
ческую и финансовую поддержку московским агрохолдингам,  реализую-
щим  свои инвестиционные проекты в регионах России.  Принцип част-
но-государственного партнерства позволяет агрохолдингам  создавать
мощную производственную базу,  применять новейшие современные тех-
нологии и оборудование, закупать высокопродуктивный скот и в итоге
создавать  в  субъектах Российской Федерации эффективно работающие
предприятия, дополнительные рабочие места и повышать уровень жизни
работников села.
     В настоящее время на московском рынке работают 25 агрохолдин-
гов,  которые  инвестируют деятельность 147 сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий в 26 субъектах Российской Федерации.
     Доля продукции  из  региональных  интегрированных предприятий
московских агрохолдингов на продовольственном рынке города  Москвы
составляет 50% от поставок отечественной продукции в целом.
     За период 2003-2008 гг. при бюджетной поддержке Правительства
Москвы, которая составила 2,8 млрд. рублей, московские агрохолдин-
ги инвестировали в создание и развитие региональных  интегрирован-
ных   предприятий  50  млрд.  рублей  собственных  и  привлеченных
средств.
     Московские агрохолдинги активно включились в реализацию прио-
ритетного национального проекта "Развитие АПК", федеральной "Госу-
дарственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия  на
2008-2012 годы". В результате в отдельных субъектах Российской Фе-
дерации возросли объемы свободных  товарно-сырьевых  ресурсов  для
поставки в город Москву.
     Главным результатом взаимодействия является количественное  и
качественное  улучшение  рациона питания москвичей.  Например,  по
потреблению растительного масла,  крупы,  сахара, цельного молока,
рыбной  продукции в расчете на одного жителя город Москва вышла на
уровень норм, рекомендованных Российской академией медицинских на-
ук. В 2008 году среднесуточное потребление продовольствия в городе
Москве увеличилось по сравнению с 2004 годом на 18,5%.
     В 2008  году в целях насыщения московского рынка качественной
продукцией отечественного производства на территориях  администра-
тивных  округов  города Москвы было организовано и проведено более
5000 "ярмарок выходного дня" с участием товаропроизводителей из 37
субъектов Российской Федерации.
     Таким образом, создан и работает канал гарантированных поста-
вок в Москву продовольствия.  Замещение импортной продукции на то-
вары отечественных производителей - важнейший практический резуль-
тат  межрегионального  сотрудничества в области экономики и произ-
водства.
     Московский строительный  комплекс  стал  одним из локомотивов
производственного и экономического роста России, двигатель и муль-
типликатор  развития целого комплекса различных отраслей,  один из
важнейших "работодателей" для населения в субъектах Российской Фе-
дерации. В 2008 году строительство велось в 54 городах Центрально-
го, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского федеральных
округов Российской Федерации. Ввод жилья и объектов соцкультбыта в
субъектах Российской Федерации при участии московских инвестицион-
но-строительных компаний составил в 2008 году 1 млн.  250 тыс. кв.
метров. Планируемый объем ввода в 2009 году - 1 млн. кв. метров.
     Проводится работа  по формированию и улучшению инвестиционной
среды, обмену опытом в сфере строительства, внедрению новых строи-
тельных технологий и материалов,  подготовке и переподготовке спе-
циалистов,  а также реконструкции и модернизации предприятий стро-
йиндустрии. Город Москва активно взаимодействует с регионами в об-
ласти разработки генеральных планов городов и населенных пунктов.
     Московским строительным  комплексом  реализуются  проекты  по
созданию и реконструкции рекреационных и туристических территорий.
Прежде  всего,  проекты  проектирования и строительства гостиниц в
городах "Золотого кольца" России (Ярославль, Переславль Залесский,
Рыбинск  Ярославской  области),  а  также "олимпийских объектов" в
рамках подготовки инфраструктуры для Олимпиады 2014  г.  в  городе
Сочи.
     По этому направлению важно  произвести  полный  учет  уже  на
практике стартовавших работ,  курировать их обязательное доведение
до финала с целью получения реальной отдачи  вложенных  средств  и
ресурсов.
     Реализован комплекс мер по расширению кооперационных,  произ-
водственных  и  торговых связей малых и средних предприятий города
Москвы с партнерами в субъектах  Российской  Федерации.  Регулярно
организуются деловые миссии в регионы Российской Федерации, прово-
дятся маркетинговые исследования, обеспечена информационная и рек-
ламная поддержка малых и средних предприятий города Москвы и дело-
вых партнеров в субъектах Российской Федерации.
     Одним из  основных инструментов помощи малым производственным
и инновационным предприятиям в продвижении продукции на новые  ре-
гиональные рынки субъектов Российской Федерации является ежегодная
актуализация и адресная рассылка "Реестра конкурентоспособных  ма-
лых предприятий столицы". Реестр насчитывает более 1400 компаний и
рассылается в 3000 адресов заинтересованных организаций. Стартовал
"пилотный  проект" по созданию и продвижению отраслевых коллектив-
ных брендов малого бизнеса города Москвы.  Успешно работает проект
"Системы  информационного  обеспечения  малого предпринимательства
города Москвы" (СИОМП). Общее количество посещений Интернет-ресур-
сов СИОМП составляет свыше 100 тысяч обращений в день.
     Органами исполнительной власти города Москвы проводится  мно-
госторонняя  работа  по взаимодействию с администрациями субъектов
Российской Федерации по вопросам  транспорта,  энергетики,  жилищ-
но-коммунального  хозяйства  и природопользования.  Осуществляется
внедрение передового опыта города Москвы  в  субъектах  Российской
Федерации,  поиск  и продвижение инновационных технологий в регио-
нальных научно-производственных центрах для внедрения в  городское
хозяйство города Москвы,  подготовка и повышение квалификации спе-
циалистов из регионов на базе московских учебных комплексов.
     Город Москва  непосредственно  и  активно  участвует (идеями,
разработками,  инвестициями и пр.) в развитии промышленного потен-
циала страны, осуществляется развитие промышленных зон на террито-
рии города Москвы с  размещением  высокотехнологичных,  наукоемких
производств.  В  этом направлении город Москва активно взаимодейс-
твует с Московской областью, а также соседними областями - Калужс-
кой, Смоленской, Тверской, Ивановской, Владимирской, Тульской, Ря-
занской.
     Комплекс значимых  мероприятий проведен органами исполнитель-
ной власти города Москвы, отвечающих за развитие социальной сферы.
Успешно  реализуются с регионами совместные культурные,  образова-
тельные и спортивные проекты, осуществляется обмен делегациями.
     Значительно активизировал свою деятельность,  направленную на
дальнейшее развитие и углубление контактов с субъектами Российской
Федерации, Департамент культуры города Москвы и его подведомствен-
ные организации.  В настоящее время департаментом подписано 30 до-
говорных документов по культурному сотрудничеству межрегионального
характера. Учреждения культуры принимают активное участие в межре-
гиональных проектах, фестивалях, конкурсах, проводимых в субъектах
Российской Федерации. В административных округах города Москвы ре-
ализуются  значительное количество инициатив и начинаний в области
культуры, разрабатываются программы, проводятся фестивали, выстав-
ки,  конкурсы, на которые приглашаются участники из субъектов Рос-
сийской Федерации.
     Департаментом культуры  города Москвы в сотрудничестве с дру-
гими органами исполнительной власти города Москвы были организова-
ны и проведены культурные программы в рамках крупных городских ак-
ций Дней Москвы в регионах России и ответных мероприятий в Москве.
В течение 2008-2009 гг. в городе Москве и субъектах Российской Фе-
дерации было проведено более  300  общественно  значимых  культур-
но-просветительских  и  событийно-имиджевых  мероприятий межрегио-
нального характера.
     Открыты "Дома Москвы" в городах Санкт-Петербурге, Балахна Ни-
жегородской области,  Минске,  которые выполняют в настоящее время
функции культурных и деловых центров.
     В рамках реализации федеральной программы  "Образование"  Де-
партаментом  образования  города  Москвы проводится многосторонняя
работа по взаимодействию и установлению партнерских связей с обра-
зовательными учреждениями субъектов Российской Федерации. Изучает-
ся и распространяется опыт работы лучших учебных заведений  города
Москвы  и субъектов Российской Федерации в области передовых обра-
зовательных технологий, осуществляется обмен методическими матери-
алами и разработками,  проводятся совместные мероприятия. Традици-
онным для педагогов из субъектов Российской Федерации стало  учас-
тие в ежегодно проводимых в столице выставке "Московское образова-
ние на ВВЦ", Форуме регионов "Страна детства", научно-практической
конференции "Школа будущего", августовских совещаниях учителей.
     Активную работу с регионами проводит  Департамент  физической
культуры  и  спорта  города Москвы.  За последние годы значительно
увеличилось количество регионов,  с  которыми  установлены  прямые
контакты, в том числе и на уровне спортивных организаций. Реализу-
ется комплекс мероприятий по проведению совместных учебно-трениро-
вочных сборов,  соревнований,  спортивных праздников, обмену спор-
тивными делегациями и командами.
     Департаментом здравоохранения  города Москвы заключено 66 от-
раслевых соглашений о сотрудничестве с органами управления здраво-
охранением  субъектов Российской Федерации.  В 2008 году в стацио-
нарных учреждениях здравоохранения города Москвы  медицинскую  по-
мощь получили более 220 тыс., а за 6 месяцев 2009 года - более 115
тысяч больных из субъектов Российской Федерации.  На базе московс-
ких  учреждений  здравоохранения  повышают свою квалификацию меди-
цинские работники более чем из 40 регионов.
     Налажено сотрудничество с центрами рекреации, туризма и отды-
ха в субъектах Российской Федерации - в них провели отдых по соци-
альным программам столицы порядка 100 тыс. москвичей. Организована
работа Координационного совета по развитию индустрии туризма  "Ре-
гионы России - Московское Соглашение", объединившего государствен-
ные органы управления туризмом 63 субъектов  Российской  Федерации
для  выработки  согласованных  позиций и взаимодействия в развитии
въездного и внутреннего туризма. 80 субъектов Российской Федерации
приняли  участие  в  Московской  международной  туристской ярмарке
"МITF-2008".
     Разработана мультимедийная презентация "Туристические возмож-
ности субъектов Российской Федерации", включающая информацию о ту-
ристском потенциале 30 субъектов Российской Федерации. Осуществля-
ется ведение в "Туристском информационном  центре  города  Москвы"
информационного  банка данных туристских ресурсов и инвестиционных
проектов в сфере туризма субъектов Российской Федерации. В настоя-
щее время размещена информация о 46 субъектах Российской Федерации
и 23 инвестиционных предложениях.
     Комплекс мероприятий,  направленных  на укрепление и развитие
межрегиональных связей на взаимовыгодной основе с субъектами  Рос-
сийской  Федерации  проводится  территориальными органами исполни-
тельной власти города Москвы. В настоящее время действует 90 дого-
ворных  документов между префектурами административных округов го-
рода Москвы и администрациями субъектов Российской Федерации,  уп-
равами  районов города Москвы и муниципальными образованиями субъ-
ектов Российской Федерации.
     В целях укрепления межрегиональных связей учрежден Московский
координационный совет региональных землячеств, объединяющий земля-
ческое движение города Москвы,  и являющийся объединяющей платфор-
мой для диалога и принятия решений по вопросам взаимоотношений го-
рода Москвы с субъектами Российской Федерации.
     Сегодня более 65 земляческих объединений представляют интере-
сы около 50 тысяч жителей или каждого 200-го москвича.
     Опыт работы Правительства Москвы с региональными землячества-
ми  положительно  оценивается  и  используется во многих субъектах
Российской Федерации,  все больше заинтересовывает и обращает вни-
мание губернаторов и постоянных представительств.
     Городом Москвой совместно с Государственным учреждением горо-
да Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр" (МИЦ) про-
водится ежеквартальный мониторинг  всех  действующих  договоров  и
соглашений (протоколов), ход реализации отраслевых городских прог-
рамм,  мероприятий и совместных проектов межрегионального характе-
ра,  осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы в
субъектах Российской Федерации.  Проводится работа по развитию ин-
формационных и коммуникационных технологий,  обеспечивающих интен-
сификацию движения товаров и услуг,  обновление информации по важ-
нейшим направлениям социально-экономического характера,  связанным
с межрегиональным сотрудничеством, а также анализ сложившихся тен-
денций  в  социально-экономическом поле межрегионального сотрудни-
чества.
     Таким образом, межрегиональные связи города Москвы были и ос-
таются вложением, инвестицией в будущее, они рассчитаны на всесто-
роннее социальное партнерство территорий нашей страны и стран СНГ.
Прочные межрегиональные связи - это именно та форма  глобализации,
которая необходима современной России.
     В результате долговременной и последовательной работы  отрас-
левых и территориальных органов исполнительной власти города Моск-
вы межрегиональные связи сложились в единый комплекс, в рамках ко-
торого успешно решаются базовые задачи.
     Вместе с тем в новых экономических условиях существует  необ-
ходимость сформулировать новые цели на будущее,  обозначить спектр
задач,  которые требуют решения, выявить и устранить "недоработки"
в сложившейся модели межрегиональных контактов.


          III. Стратегические цели и приоритетные задачи
                        в условиях кризиса


     Межрегиональное сотрудничество Москвы - вклад в государствен-
ное  строительство  и укрепление базисных основ Российской Федера-
ции.  Концепция развития межрегионального сотрудничества  строится
исходя  из этой ключевой задачи развития и укрепления федеративных
отношений в стране,  формирования единого социально-политического,
экономического и культурного пространства.  Государственное единс-
тво Российской Федерации - главная цель, непременный ориентир меж-
регионального сотрудничества города Москвы.
     Межрегиональное сотрудничество должно способствовать переводу
экономики  на  инновационный  путь  развития за счет модернизации,
упрочнению позиций Москвы в качестве экономического, финансово-ин-
вестиционного,  производственного, научно-образовательного и куль-
турного центра Российской Федерации.  В частности,  способствовать
превращению города Москвы в системообразующий центр Московской аг-
ломерации,  объединяющий город и область.  Развитие сотрудничества
города Москвы и Московской области - не административная и полити-
ческая проблема - это насущная необходимость практического взаимо-
действия двух неразрывно территориально и технологически связанных
субъектов Российской Федерации.
     Углубление межрегионального  сотрудничества  еще одна предпо-
сылка для становления города Москвы в качестве международного  фи-
нансового Центра.
     На основе этих базовых установок сформирован спектр первооче-
редных  задач  на  перспективу в области развития межрегионального
сотрудничества в условиях кризиса:
     1. Постоянное  обновление уже заключенных и действующих дого-
воров с учетом новых социально-экономических условий,  достигнутых
результатов,  выявленных проблем. Смежная задача - разработка про-
токолов и планов мероприятий ко всем действующим соглашениям.
     Исходя из  принципа открытости и готовности к расширению меж-
региональных связей при наличии встречных инициатив от потенциаль-
ных партнеров,  задачей на перспективу является обновление, совер-
шенствование и расширение существующей договорной базы с субъекта-
ми Российской Федерации, а также готовность к заключению новых до-
говоров с субъектами Российской Федерации,  не связанными договор-
ными отношениями с городом Москвой.
     2. Поддержание в рабочем состоянии всех действующих межрегио-
нальных программ,  завершение приоритетных для города Москвы и ре-
гиональных партнеров межрегиональных  проектов.  Максимальное  со-
действие безусловному выполнению договоров и обязательств является
задачей и принципом межрегионального сотрудничества города Москвы.
     В целях  сохранения условий для роста экономики города Москвы
необходимо работать в приоритетном  порядке  именно  с  субъектами
Российской  Федерации,  где в настоящее время реализуются значимые
для города Москвы инвестиционные проекты в промышленности,  строи-
тельстве жилья и объектов соцкультбыта,  дорожно-транспортной инф-
раструктуры, сельском хозяйстве,  транспорте,  торговле, сфере ту-
ризма,  в  том  числе по развитию туристического маршрута "Золотое
кольцо России".
     Важнейшее направление сотрудничества - повышение энергоэффек-
тивности использования топливно-энергетических ресурсов и создание
на  этой  основе  условий  для устойчивого обеспечения населения и
экономики города Москвы энергоносителями.
     Актуальной остается  задача  развития  взаимодействия  города
Москвы и субъектов Российской Федерации в сфере экологии и  приро-
допользования, в том числе по реализации Концепции городской целе-
вой программы "Чистая вода Москвы" на период 2010 - 2012 гг.  и на
перспективу до 2020 года.
     Расширение межрегиональных  контактов  города  Москвы  должно
быть взаимовыгодным и строиться на экономически-обоснованных прог-
нозах.
     Необходимо подготовить  индивидуальные  планы стратегического
развития взаимоотношений города Москвы с субъектами Российской Фе-
дерации, сотрудничество с которыми является приоритетным для горо-
да,  или же по прогнозам специалистов может дать высокий коэффици-
ент  полезного  действия  в социально-экономической и гуманитарной
сферах.
     3. Системное развитие гуманитарных связей на территории стра-
ны является особо значимым  направлением-задачей  межрегионального
сотрудничества. Здесь ключевыми составляющими являются:
     - научно-техническое взаимодействие - обмен опытом, поддержка
специалистов и новаторов, поиск и поддержка инноваций;
     - взаимодействие в области образования - прием абитуриентов и
учащихся  из  субъектов Российской Федерации,  студенческий обмен,
повышение квалификации преподавателей из  провинциальных  вузов  и
школьных учителей. Поиск и поддержка талантливой молодежи для вов-
лечения в учебный процесс и научную работу.  В качестве  образова-
тельного  центра  город Москва может создать специальную программу
повышения квалификации врачей,  учителей,  агрономов, специалистов
коммунальных  служб,  рабочих кадров,  используя такую современную
форму как дистанционное обучение;
     - взаимодействие  в  области  культуры - формирование каналов
межкультурной коммуникации между субъектами Российской  Федерации,
сохранение и презентация в масштабе страны достижений традиционной
культуры разных народов,  сохранение и развитие русского  языка  и
российских  традиций  искусства (например,  продвижение уникальных
театральных и музыкальных школ и коллективов). Для этого использу-
ются все современные формы презентации результатов художественного
творчества.  Ведется работа по приобщению  молодежи  к  традициям,
нравственным ценностям,  культурным достижениям народов Российской
Федерации;
     - молодежное  сотрудничество - обмен информацией и опытом ра-
боты по активному участию в развитии демократического, экономичес-
кого  и  общественного потенциалов субъектов Российской Федерации,
воспитанию подрастающего поколения. Необходимо формировать у моло-
дежи толерантное поведение, уважение к правам человека, непримири-
мость к проявлению расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической
и религиозной почве.
     В рамках развития гуманитарных  связей  важной  перспективной
задачей  является  открытие  культурных и деловых центров - "Домов
Москвы" в крупнейших городах Российской Федерации.  А также созда-
ние единой сети представительств города Москвы во всех центрах фе-
деральных округов.
     4. Повышение эффективности межрегионального сотрудничества за
счет реализации потенциала глубокой межрегиональной  экономической
интеграции, сохранение конструктивного диалога с региональными ад-
министрациями для объединения усилий по преодолению кризисных про-
цессов в стране,  сохранение всех сложившихся межрегиональных кон-
тактов торгового, промышленного и социального характера в условиях
неблагоприятной экономической конъюнктуры.  Необходимо развивать и
корректировать торгово-экономические отношения  города  Москвы  на
основе  тщательного анализа структуры товарооборота (вывоза и вво-
за) с целью реализации системного подхода к постепенному  импорто-
замещению, в том числе по потребительским товарам и товарам народ-
ного потребления.
     В условиях  рыночной  экономики ключевой задачей продовольст-
венной политики города Москвы является сохранение стабильности  на
продовольственном рынке города,  создание условий для удовлетворе-
ния растущих потребностей населения в  качественных,  доступных  в
ценовом отношении продуктах питания и других потребительских това-
рах. Базовым основанием решения задачи  импортозамещения  является
сотрудничество  с аграрными субъектами Российской Федерации и рас-
ширение сети московских агрохолдингов.
     Сейчас в  условиях кризиса агропромышленный комплекс является
самой уязвимой (и при этом социально-значимой) отраслью.  От  него
зависит стабильность рынка продовольствия и смежного рынка товаров
повседневного потребительского спроса. Необходимо в постоянном ре-
жиме  отслеживать  и анализировать ситуацию в сельском хозяйстве и
пищевой промышленности в субъектах-партнерах Российской  Федерации
с  целью  оказания  индивидуальной  материальной и технологической
поддержки поставщикам.
     В целях  сохранения  стабильности на продовольственном рынке,
снижения импортной зависимости,  необходимо  оказывать  содействие
процессам  формирования межрегиональных агропродовольственных рын-
ков в Российской Федерации,  обеспечивающих условия для тесной аг-
ропромышленной  кооперации предприятий города Москвы и отечествен-
ных сельскохозяйственных производителей.
     Следует продолжить работу по созданию с участием города Моск-
вы отраслевых холдингов в пищевой промышленности,  в  частности  в
сфере рыболовства и переработки рыбной продукции.
     Перспективной задачей остается расширение  технологической  и
кадровой помощи аграриям.  Агрокомплекс Российской Федерации остро
нуждается в современной технике,  квалифицированных кадрах, техни-
ческих инновациях. Город Москва - был  и остается одним из главных
инвесторов сельского хозяйства Российской Федерации.
     Необходимо усилить и совершенствовать маркетинговую и реклам-
но-информационную поддержку московских программ  сотрудничества  в
области малого и среднего предпринимательства. Наряду с хорошо за-
рекомендовавшими себя механизмами продвижения московской продукции
(выставки,  ярмарки, проведение Дней Москвы в субъектах Российской
Федерации и за рубежом),  следует использовать современные инстру-
менты - такие,  как создание и продвижение отраслевых коллективных
брэндов малого и среднего бизнеса города Москвы, а также организа-
цию деловых миссий в субъекты Российской Федерации с предваритель-
ной маркетинговой подготовкой.  Совместно с администрациями регио-
нов  необходимо проработать возможность размещения социальной рек-
ламы для продвижения продукции московских предпринимателей.
     Новым импульсом к развитию кооперации с сельхозтоваропроизво-
дителями субъектов России послужит создание единого информационно-
го пространства в сфере агропромышленного комплекса,  а в дальней-
шем - формирование межрегиональных продовольственных  рынков.  Ос-
новные этапы работы по реализации этой задачи отражены в "Соглаше-
нии между Правительством Москвы и Министерством сельского  хозяйс-
тва  Российской Федерации об информационном сотрудничестве в сфере
агропромышленного рынка", подписанном в июле 2009 года.
     Развитие информационного  сотрудничества  с субъектами России
позволит создать систему прямого обмена информационными  ресурсами
между региональными сельхозпроизводителями и московскими покупате-
лями сырья и продовольствия в лице предприятий оптового продоволь-
ственного комплекса города, а также необходимые условия для форми-
рования межрегиональных агропродовольственных рынков. С этой целью
в  субъектах Российской Федерации создаются региональные и муници-
пальные информационные центры для формирования к концу  2010  года
Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации региональ-
ных балансов производства,  потребления и наличия свободных товар-
ных ресурсов.
     Проблема защиты национального рынка труда и обеспечения прио-
ритетного  порядка  использования  национальных  трудовых ресурсов
требует развития программ межрегионального трудового обмена,  нап-
равленных  на  повышение трудовой мобильности населения.  Учитывая
вызванный неблагоприятной ситуацией в экономики  рост  безработицы
во  многих  субъектах  Российской Федерации,  для отношений города
Москвы с другими субъектами Российской Федерации все  более  акту-
альной  становится задача привлечения работников из субъектов Рос-
сийской Федерации с целью замещения вакантных рабочих мест, плани-
руемых работодателями для использования иностранной рабочей силы.
     5. Приоритетное значение имеют  задачи  эффективного  взаимо-
действия  с регионами при разработке совместных проектов в области
высоких технологий и наукоемкой продукции, продвижении и внедрении
новейших инновационных достижений; расширения сотрудничества с ре-
гиональными научно-производственными центрами;  подготовки и повы-
шения квалификации специалистов из субъектов Российской Федерации.
     В условиях кризиса в субъектах Российской Федерации катастро-
фически падает спрос на инновации,  венчурные проекты, новаторские
разработки. Город Москва готова выступить в качестве центра поиска
и  аккумуляции таких инноваций в регионах для использования в про-
мышленности и городском хозяйстве,  оказать помощь талантливым ин-
новаторам и изобретателям, а также передавать региональным центрам
свой позитивный опыт в создании новых технологий  и  оборудования,
развитии научно-промышленных, инновационных производств, норматив-
ные и технологические наработки для внедрения в различных областях
экономики.
     В условиях социально-экономического кризиса страдает  научная
сфера  жизни страны,  которая иногда воспринимается как вторичная,
финансируется и обеспечивается по остаточному признаку.  Как пока-
зывает опыт кризисов 90-х годов, такой подход ведет к растрате че-
ловеческого интеллектуального и духовного капитала,  разрыве гума-
нитарных  традиций,  мешает  отбору одаренной молодежи в субъектах
Российской Федерации для приобщения к университетской  и  академи-
ческой  работе.  Поэтому,  важно  предусмотреть способы сохранения
двусторонних связей столичных московских университетов и подразде-
лений РАН с региональными вузами и школами. Разработка такой прог-
раммы должна быть произведена в контакте с ректоратами  и  "Союзом
ректоров Российской Федерации".
     Следует инициировать программу поиска талантливых и  перспек-
тивных  работников из региональных "научных школ" и производствен-
ных центров с целью их поддержки и привлечения к работе в московс-
ких  проектах  и  программах.
     Необходимо разрабатывать конкретные проекты по развитию инно-
вационной  экономики,  организации новых научно-производственных и
научно-образовательных центров,  технопарков,  бизнес-инкубаторов,
повышению качества высшего и среднего специального образования.
     6. Дальнейшее развитие города Москвы во многом зависит от эф-
фективности взаимодействия с Московской областью, которая является
стратегически важным партнером города Москвы. Необходимо развивать
московский транспортный узел (железнодорожный, автомобильный), ко-
торый затрагивает не только Московскую область,  но и соседние ре-
гионы  Центрального  федерального округа,  организовать совместную
работу по созданию московского авиационного хаба с целью использо-
вания потенциала всех аэропортов региона.
     Важными направлениями  взаимодействия  являются   оптимизация
энергетической  схемы,  создание  Единой  энергетической стратегии
развития московского региона,  взаимодействие по вопросам экологи-
ческой безопасности и природопользования.
     7. Необходимо интенсифицировать информационную работу, подго-
товить  предложения  и  рассмотреть возможность создания печатного
издания, освещающего деятельность города Москвы в области межреги-
ональных  связей,  подготовить сборник материалов "Паспорта регио-
нов" с подробным анализом ситуации на местах  и  выводами  относи-
тельно  новых  перспектив сотрудничества.  Особое внимание следует
уделить сотрудничеству в развитии информационных технологий, широ-
кому  распространению и внедрению в субъектах Российской Федерации
лучших проектов и технологий, работающих в городе Москве например:
"Социальная карта москвича",  Единая автоматизированная информаци-
онная система торгов,  система контроля за  исполнением  государс-
твенного заказа и другие.
     В целом необходимо интенсифицировать работу по выпуску печат-
ной  справочно-информационной и аналитической продукции по пробле-
мам межрегионального сотрудничества с субъектами Российской  Феде-
рации.  В частности, подготовить предложения по более эффективному
использованию  информационного  портала  Комитета  межрегиональных
связей  и национальной политики города Москвы (ведение базы данных
договоров,  контроль их выполнения) с учетом наработок  отраслевых
органов исполнительной власти города Москвы.
     В этой связи возрастает роль и ответственность  Государствен-
ного учреждения города Москвы "Межрегиональный информационно-дело-
вой центр" (МИЦ),  который помимо аналитических,  должен решать  и
практические  задачи  информационного  освещения  межрегионального
сотрудничества,такие как:  проведение тематических  мероприятий  в
городе  Москве и субъектах Российской Федерации,  организация рек-
ламных и коммуникационных кампаний при проведении данных мероприя-
тий, публикация результатов мониторинга межрегионального сотрудни-
чества,  осуществляемого отраслевыми и  территориальными  органами
исполнительной власти города Москвы.
     Работа по достижению стратегических  целей  позволит  вывести
межрегиональное  сотрудничество на качественно новый уровень,  что

является залогом формирования потенциала устойчивого долгосрочного
социально-экономического развития города Москвы.


IV. Показатели эффективности межрегионального сотрудничества горо-
           да Москвы с субъектами Российской Федерации


     Межрегиональное сотрудничество - сфера разносторонняя и  тре-
бующая комплексных решений и разнообразных технологий.  В процессе
работы над развитием контактов с регионами  органы  исполнительной
власти города Москвы сталкиваются с самыми разнообразными, разноп-
рофильными задачами.
     Между тем,  ряд  ориентиров при анализе результатов сотрудни-
чества могут служить показателями  адекватности  решений  и  стать
критериями оценки межрегиональных проектов.
     1. Экономический эффект - город Москва  исходит  из  принципа
взаимовыгодности  всех межрегиональных соглашений и проектов,  при
этом,  расчет экономической пользы исходит из  широкого  понимания
общероссийских задач - решения задачи импортозамещения,  поддержки
отечественного производителя,  создания рабочих мест, формирования
цивилизованного общероссийского рынка, защиты социальных интересов
и прав потребителей.
     2. Обязательный  социальный эффект (социальная составляющая),
т.е.  итоговый результат, напрямую затрагивающий общественные пот-
ребности  населения,  улучшающий  качество  жизни и жителей города
Москвы, и жителей субъектов Российской Федерации-партнеров.
     3. Инновационная составляющая:  расчет на качественные сдвиги
и модернизационный эффект.  Приоритет качественных показателей над
количественными.  Привлечение  широкого  круга ученых,  экспертов,
практиков-консультантов.
     4. Коммуникационная составляющая проекта:  его "открытость" к
участию самых широких слоев  населения,  доступность  для  участия
всех  заинтересованных и конструктивно настроенных лиц,  "прозрач-
ность" финансового  обоснования,  широкий  общественный  резонанс,
открытость для  освещения  электронными  и  печатными СМИ и Интер-
нет-ресурсами, включая "блогосферу".
     5. Гуманитарная  составляющая:  направленность  на сохранение
социально-культурного  и  национально-исторического   пространства
страны,  укрепление государственной идеологии в политической сфере
регионального взаимодействия.
     Конкретные показатели  эффективности межрегионального сотруд-
ничества следующие:
     - наличие базового (рамочного) Соглашения между городом Моск-
вой и субъектом Российской Федерации;
     - наличие  Протокола совместных действий по приоритетным нап-
равлениям двустороннего сотрудничества на среднесрочную перспекти-
ву;
     - наличие отраслевого Соглашения по  конкретному  направлению
сотрудничества;
     - наличие договорных документов межрегионального характера  с
территориальными  органами  исполнительной власти города Москвы (с
префектурами, управами);
     - показатели  объема  товарооборота города Москвы с субъектом
Российской Федерации;
     - наличие и реализация инвестиционных проектов в сфере строи-
тельства жилья и объектов соцкультбыта в субъекте Российской Феде-
рации;
     - реализация инвестиционных проектов в сфере строительства  и
реконструкции объектов агропромышленного комплекса (животноводчес-
кие комплексы, фермы, селекционные центры, перерабатывающие предп-
риятия (цеха);
     - работа московских агрохолдингов в субъекте Российской Феде-
рации;
     - реализация совместных с субъектом Российской Федерации  ин-
вестиционных  проектов  в  сфере транспорта (аэропорты,  подвижной
пассажирский состав и т.д.);
     - сотрудничество по линии развития промышленности;
     - участие субъекта Российской Федерации в ярмарках "выходного
дня" в административных округах города Москвы, городских выставках
и ярмарках;
     - рассмотрение хода реализации договорных документов и проек-
тов на Комиссии Правительства Москвы  по  развитию  и  координации
межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации;
     - проведение Дней Москвы в субъекте  Российской  Федерации  и
ответных мероприятий в городе Москве;
     - проведение деловых миссий московских малых и средних предп-
риятий в субъекте Российской Федерации (количество участников, ко-
личество заключенных соглашений о сотрудничестве);
     - использование  субъектом  Российской Федерации интернет-ре-
сурсов Системы информационного обеспечения малого предприниматель-
ства  города Москвы (количество размещенных коммерческих предложе-
ний);
     - количество  новых  рабочих мест,  созданных в субъекте Рос-
сийской Федерации в результате реализации городом Москвой отрасле-
вых  программ и инвестиционных проектов (в строительстве,  промыш-
ленности, АПК, на транспорте и др.);
     - количество рабочих мест, замещенных работниками из регионов
Российской Федерации, привлеченными работодателями города Москвы в
рамках  реализации отраслевых соглашений (протоколов) об организа-
ции межрегионального трудового обмена (в том числе в  строительст-
ве,  промышленности, транспорте и связи, торговле и бытовом обслу-
живании и др.).
     Используя бальную  шкалу оценок по каждому вышеперечисленному
направлению работы определяется сводный индекс развития  и  эффек-
тивности межрегионального сотрудничества города Москвы с субъектом
Российской Федерации (активный (высокий), средний, низкий).


V. Инструменты  межрегионального  сотрудничества  города  Москвы и
                  субъектов Российской Федерации


     1. Непосредственная двусторонняя работа отраслевых и террито-
риальных органов исполнительной власти города Москвы  с  руководс-
твом  субъектов Российской Федерации-партнеров:  встречи,  визиты,
советы, пресс-конференции. Заключение рамочных и отраслевых согла-
шений и протоколов (планов мероприятий).  Разработка перспективных
стратегических программ и технических обоснований проектов сотруд-
ничества.
     2. Работа Комиссии Правительства Москвы по развитию и коорди-
нации  межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Фе-
дерации.
     3. Проведение регулярных встреч (совещаний, консультаций) ру-
ководителей Комитета межрегиональных связей и национальной полити-
ки  города  Москвы  с  руководителями  постоянных представительств
субъектов Российской Федерации при Президенте и Правительстве Рос-
сийской Федерации.  Заключение с представительствами Соглашений об
информационном сотрудничестве.
     4. Регулярное размещение в средствах массовой информации и на
объектах наружной рекламы города информации о сотрудничестве горо-
да Москвы с другими субъектами Российской Федерации.
     5. Непосредственная организационная, юридическая и исследова-
тельская работа Комитета межрегиональных связей и национальной по-
литики города Москвы,  который осуществляет  функцию  координатора
межрегионального сотрудничества, а также оперативный контроль соб-
людения всех  межрегиональных  договоров,  выполнения  соглашений,
сохранения базовых принципов сотрудничества.  В этих целях Комитет
ведет самостоятельную экспертную работу и при необходимости  прив-
лекает внешних специалистов.
     Обеспечение полной автоматизации информационной работы и отк-
рытого публичного доступа к материалам по межрегиональному сотруд-
ничеству города Москвы в сети Интернет.
     Проведение при участии МИЦ встреч,  семинаров,  "круглых сто-
лов" с участием руководителей представительств субъектов  Российс-
кой Федерации в городе Москве, Мэров городов и муниципальных обра-
зований,  региональных общественных объединений землячеств, отрас-
левых и территориальных органов исполнительной власти города Моск-
вы  по   актуальным   проблемам   межрегионального   сотрудничест-
ва.
     6. Разработка  методических  материалов  по  межрегиональному
сотрудничеству  для  территориальных органов исполнительной власти
города Москвы. Взаимодействие префектур административных округов и
управ  районов  города Москвы с Комитетом межрегиональных связей и
национальной политики города Москвы по вопросам организации прямых
отраслевых связей с субъектами Российской Федерации.


                              Выводы

     Реализация принципов   Концепции  позволит  усовершенствовать
сложившуюся  систему  управленческих  технологий  межрегионального
сотрудничества  - перейти к методам программно-целевого планирова-
ния в сфере межрегиональных контактов.
     Это позволит включить в программы, планы мероприятий и проек-
ты все направления деятельности: производственно-техническую, тор-
гово-экономическую,  социально-культурную, научно-техническую, гу-
манитарную и т.п.,  а также сбалансировать и увязать потребности и
ресурсы,  необходимые  для  реализации  межрегиональных  проектов,
обеспечить пропорциональность и согласованность развития всех эле-
ментов  межрегионального сотрудничества с обозначенными долгосроч-
ными целевыми установками.
     Дальнейшая разработка  конкретных программ и мероприятий меж-
регионального характера будет сориентирована на приоритетные  нап-
равления межрегионального сотрудничества,  изложенные в Концепции,
с учетом предложений отраслевых и территориальных органов исполни-
тельной власти города Москвы и экспертных оценок.
     На основе определения сводных индексов развития  и  эффектив-
ности  межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Фе-
дерации, предложенных в Концепции, будут совершенствоваться методы
мониторинга и прогнозирования моделей межрегиональных связей,  что
позволит отслеживать возможное отклонение  от  заданной  стратегии
межрегионального сотрудничества,  своевременно выявлять их причины
и принимать необходимые меры.
     В рамках реализации Концепции будет развиваться научно-инфор-
мационное обеспечение стратегического планирования и прогнозирова-
ния  на базе МИЦ,  разработаны индивидуальные планы сотрудничества
города Москвы с субъектами Российской Федерации.
     На основе Концепции в IV квартале 2010 году будут разработаны
и представлены на утверждение Правительства Москвы Комплексные ме-
роприятия  межрегионального сотрудничества города Москвы на период
до 2013 года.



                      Приложение
                      к Концепции межрегионального сотрудничества
                      города Москвы в новых экономических условиях


       Показатели сотрудничества города Москвы с регионами
                       Российской Федерации


     Москва как  крупнейший  экономический,  научно-технический  и
культурный  центр занимает лидирующие позиции в Российской Федера-
ции в системе межрегионального сотрудничества.  В настоящее  время
город Москва имеет договорные отношения с 74 субъектами Российской
Федерации.
     Классифицируя итоговые  результаты межрегионального сотрудни-
чества города Москвы, следует констатировать, что:
     У 8  субъектов Российской Федерации с городом Москвой отсутс-
твуют  договорные  отношения:  Республика  Калмыкия,  Красноярский
край, Приморский край, Амурская и Псковская области, Еврейская АО,
Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО.
     С 20  субъектами  Российской  Федерации осуществляется макси-
мально активное сотрудничество. Основу сотрудничества представляют
собой  отрасли  - строительство,  агропромышленный комплекс (АПК),
промышленность и наука,  малый бизнес, торговля, транспорт, жилищ-
но-коммунальное хозяйство (ЖКХ),  топливно-энергетический комплекс
(ТЭК), информационные технологии (IТ), туризм и рекреация, культу-
ра, образование, социальная сфера.
     Астраханская область (строительство, АПК, туризм и рекреация,
культура)
     Волгоградская область (строительство,  АПК, малый бизнес, ту-
ризм и рекреация, культура)
     Вологодская область (строительство, АПК, промышленность и на-
ука, малый бизнес, социальная сфера, культура)
     Ивановская область (строительство,  АПК,  транспорт, ЖКХ, ту-
ризм)
     Калининградская область (строительство,  АПК,  наука, туризм,
культура и образование)
     Калужская область (строительство,  АПК, транспорт, малый биз-
нес, туризм, социальная сфера, культура и образование)
     Краснодарский край (строительство, АПК, туризм и рекреация)
     Липецкая область (АПК,  промышленность,  строительство, малый
бизнес, культура)
     Московская область (строительство, АПК, транспорт, экология)
     Нижегородская область (строительство, транспорт, АПК, промыш-
ленность)
     Республика Башкортостан (торговля, АПК,  культура)
     Республика Карелия (промышленность, строительство, малый биз-
нес, туризм, социальная сфера, культура)
     Республика Татарстан   (строительство,  АПК,  промышленность,
ТЭК, транспорт)
     Ростовская область (строительство, АПК, промышленность, куль-
тура)
     Свердловская область (торговля:  поставки продукции техничес-
кого назначения, строительство, транспорт, АПК, культура)
     Смоленская область (промышленность,  АПК,  строительство, IT,
социальная сфера)
     Ставропольский край (строительство, АПК, туризм, рекреация)
     Тульская область (АПК,  строительство,  наука, IT, малый биз-
нес, социальная сфера)
     Ульяновская область (АПК, ЖКХ, строительство)
     Ярославская область (строительство,  АПК, малый бизнес, куль-
тура и образование)
     С 28  субъектами Российской Федерации отношения требуют даль-
нейшего углубления, обновления или расширения.
     Алтайский край (туризм)
     Архангельская область (АПК, промышленность,  культура)
     Белгородская область (строительство, АПК, транспорт)
     Брянская область (наука, АПК)
     Камчатский край (АПК, торговля: поставки морепродуктов, здра-
воохранение, туризм и рекреация)
     Кемеровская область (АПК, промышленность, малый бизнес, здра-
воохранение)
     Костромская область (торговля: поставки строительных материа-
лов, АПК, социальная сфера)
     Мурманская область (строительство, АПК)
     Оренбургская область (АПК)
     Пензенская область (АПК, промышленность)
     Республика Алтай (строительство, туризм)
     Республика Бурятия (строительство, туризм)
     Республика Кабардино-Балкария (строительство, торговля)
     Республика Карачаево-Черкессия (АПК, промышленность, спорт)
     Республика Саха (Якутия) (строительство, промышленность, тор-
говля)
     Республика Мордовия (АПК, ЖКХ, транспорт)
     Республика Северная  Осетия-Алания (строительство,  торговля,
социальная сфера)
     Республика Чувашия (АПК, промышленность, ЖКХ,  культура)
     Самарская область (АПК)
     Санкт-Петербург (строительство, наука, культура)
     Саратовская область (АПК,  промышленность,  транспорт, строи-
тельство)
     Тамбовская область (АПК, строительство, социальная сфера)
     Тверская область (строительство,  АПК,  транспорт,  культура,
образование, туризм)
     Томская область (торговля:  поставки металлургической продук-
ции, промышленность, образование, культура)
     Тюменская область (торговля: поставки нефтепродуктов, товаров
легкой промышленности, автомобилей)
     Ханты-мансийский автономный округ (торговля: поставки нефтеп-
родуктов,  природного газа,  продовольственных товаров,  ТЭК, ЖКХ,
культура)
     Челябинская область  (торговля:  поставки   металлургической,
строительной продукции, автомобилей, спецтехники)
     Чеченская Республика (строительство)

     С 26 субъектами Российской Федерации договорные отношения оп-
ределены на базовом уровне, по объему отраслей сотрудничества сох-
раняются резервы для дальнейшего  роста,  укрепления  контактов  и
расширения форм взаимодействия.
     Владимирская область (строительство, АПК, туризм, культура)
     Воронежская область (АПК)
     Забайкальский край (торговля: поставки в регион оборудования)
     Иркутская область (торговля: поставки промышленной продукции,
потребительских товаров, культура)
     Кировская область (АПК, строительство, туризм)
     Курганская область (торговля: поставки в регион автотехники и
комплектующих)
     Курская область (строительство,  промышленность, АПК, культу-
ра)
     Ленинградская область (АПК, транспорт, ЖКХ, строительство)
     Магаданская область (торговля: поставки морепродуктов)
     Ненецкий автономный округ (практически не осуществляется)
     Новгородская область (торговля)
     Новосибирская область (строительство, АПК, малый бизнес)
     Омская область (строительство, АПК)
     Орловская область  (АПК, строительство, транспорт)
     Пермский край (строительство)
     Республика Адыгея (практически не осуществляется)
     Республика Дагестан (здравоохранение, АПК)
     Республика Ингушетия (практически не осуществляется)
     Республика Коми (торговля)
     Республика Марий Эл (строительство)
     Республика Тыва  (торговля:  поставки угля,  здравоохранение,
культура)
     Республика Хакасия  (промышленность:разработка  месторождений
сырья, строительство)
     Рязанская область (строительство, АПК, малый бизнес)
     Сахалинская область (торговля: поставки морепродуктов, форми-
рование торговой инфраструктуры в Москве)
     Удмуртская Республика (практически не осуществляется)
     Хабаровский край (культура).