Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 139 от 18 мая 2011 года

Об отзыве на проект федерального закона N 533467-5 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона N 533467-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.Л. Шаккумом, В.В. Пановым, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 533467-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 18 мая 2011 г. N 139
ОТЗЫВ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
N 533467-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проектом федерального закона N 533467-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается установить отличный от закрепленного в действующем законодательстве, упрощенный порядок безвозмездной передачи объектов недвижимости, в которых расположены жилые помещения, объектов недвижимости инженерной инфраструктуры, объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, управление и распоряжение которыми осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Основное нововведение, предлагаемое законопроектом, сводится к тому, что отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности не является препятствием для передачи объектов недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность при наличии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования и что такие объекты могут быть переданы без одновременной передачи земельных участков, на которых они расположены, если соответствующие земельные участки не сформированы и в отношении таких земельных участков не проведен государственный кадастровый учет.
Также законопроектом предусматривается, что, если земельные участки, на которых расположены безвозмездно передаваемые объекты недвижимого имущества, были сформированы до принятия решения о безвозмездной передаче объектов недвижимого имущества и в их отношении был проведен государственный кадастровый учет, то такие земельные участки переходят безвозмездно в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования с даты государственной регистрации перехода права на передаваемые объекты недвижимого имущества. В случаях когда земельные участки на дату принятия решения о передаче расположенных на них объектов недвижимого имущества не сформированы и государственный кадастровый учет по ним не осуществлен, указанные земельные участки переходят в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования с даты проведения их государственного кадастрового учета.
Несмотря на то, что предлагаемый порядок перехода прав собственности на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации отличается от закрепленного в действующем гражданском и земельном законодательстве, принятие законопроекта является целесообразным, поскольку позволит упростить процедуру и сократить сроки передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Однако содержание законопроекта требует дополнительной проработки и корректировки по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности. Пункт 12 указанной статьи устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанные нормы носят императивный характер, поэтому предлагаемые законопроектом изменения в части установления возможности передачи из федеральной собственности указанных выше объектов недвижимости в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность без конкретизации функционального предназначения передаваемых объектов как не связанных с нуждами обороны страны могут вызвать правовую неопределенность.
Кроме того, необходимо отметить, что закрепленные в действующих нормативных правовых актах определение высвобождаемого недвижимого военного имущества, объекты и субъекты правоотношений по высвобождению имущества отличаются от применяемых в законопроекте. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 623 "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов" к высвобождаемому недвижимому военному имуществу не относятся объекты жилого фонда и иные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, распоряжение которыми входило в компетенцию Министерства государственного имущества Российской Федерации.
Дополнительно необходимо учесть, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 154 определяет, что находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Передаваемое субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям имущество должно иметь целевой характер и соотноситься с выполняемыми ими функциями и полномочиями. Однако законопроект не содержит указания на то, что передаваемое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации утрачивает предназначение "для обеспечения нужд обороны" и должно служить реализации полномочий субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Дополнительного уточнения требует также процедура передачи такого объекта недвижимости, как здание, содержащее жилые помещения, переданные военнослужащим во исполнение положений статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ). В случае если субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будут переданы многоквартирные дома, помещения в которых не принадлежат собственникам - физическим лицам, то данные помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации войдут в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации или в состав жилищного фонда муниципального образования для последующего их предоставления в общем порядке по договорам социального найма. Данное положение может повлечь спорные ситуации по установлению очередности возникновения прав на заключение договора социального найма таких жилых помещений и нарушить гарантии прав военнослужащих (бывших военнослужащих) на жилище. Кроме того, пункт 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ определяет, что жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (таким образом опосредованно реализуется функция Российской Федерации по обеспечению обороноспособности страны).
Таким образом, необходимо уточнить положения законопроекта, касающиеся вопросов передачи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям объектов недвижимого имущества, в которых расположены жилые помещения.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бывший наймодатель жилых помещений (орган власти, выполнявший полномочия собственника такого имущества) обязан выполнить свои обязательства по капитальному ремонту жилых помещений. Также в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года было дано поручение соответствующим органам власти выделить средства на капитальный ремонт жилья. В этой связи следует отметить, что перекладывание этой обязанности на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (в особенности на дотационные) посредством передачи многоквартирных жилых домов, требующих проведения капитального ремонта, в их собственность без предварительного капитального ремонта может негативно сказаться на всей бюджетной системе соответствующих уровней публичной власти в связи с отсутствием в их бюджетах достаточных финансовых средств либо на состоянии переданных объектов, поскольку новые собственники не смогут обеспечить проведение необходимого ремонта.
В связи с этим представляется целесообразным проработать вопрос о включении в законопроект нормы, обязывающей передающую сторону осуществить все необходимые мероприятия по приведению передаваемых объектов недвижимости в надлежащее состояние за свой счет либо выделить принимающей стороне субсидии на осуществление указанных мероприятий.
В отношении установленной в законопроекте процедуры передачи земельных участков, по которым не проведен государственный кадастровый учет, необходимо отметить следующее.
Статья 164 ГК РФ определяет, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пункт 2 статьи 8 ГК РФ закрепляет общее правило: права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение и, в частности, устанавливает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, а также отчуждения здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота.
В связи с отсутствием в законопроекте дополнительной четкой регламентации момента возникновения и регистрации права собственности на передаваемые земельные участки за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями возникает формальное противоречие указанным выше нормам федеральных законов: объект недвижимости отчуждается без одновременной передачи земельного участка или вместе с земельным участком, индивидуальные характеристики которого на момент передачи не определены, а обязанность такой индивидуализации путем проведения работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет за какой-либо стороной правоотношений законопроектом не закрепляется. С одной стороны, невыполнение обязанности по проведению государственного кадастрового учета какой-либо из сторон сделает невозможными возникновение права собственности и реализацию прав и обязанностей собственника. С другой стороны, выполнение этой обязанности, очевидно, связано с затратами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (а значит, с процессом бюджетного планирования на соответствующий период). Однако законопроект обязанность несения таких расходов на какую-либо из сторон прямо не возлагает.
Московская городская Дума поддерживает законопроект, но считает, что необходимо доработать отдельные его положения в целях исключения неоднозначного понимания содержания прав и обязанностей сторон регулируемых правоотношений.