В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24
октября 2006 г. N 840-ПП "О городской целевой программе развития
наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на
2007-2009 гг." и в целях совершенствования комплексного транспорт-
ного обслуживания пассажиров в городе Москве, внедрения новых
прогрессивных технологий Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию городской целевой программы создания
системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с
использованием внутреннего водного транспорта на 2011-2013 гг.
(приложение).
2. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с
Департаментом экономической политики и развития города Москвы с
учетом исполнения бюджета города Москвы за I полугодие 2009 г.
внести в IV квартале 2009 г. предложения по финансированию и сро-
кам разработки городской целевой программы создания системы интер-
модальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта на 2011-2013 гг.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирю-
кова П.П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 20 января 2009 г. N 13-ПП
Концепция городской целевой программы создания системы
интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с
использованием внутреннего водного транспорта на
2011-2013 годы
Москва 2009 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным задачам социально-экономического развития горо-
да Москвы.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целе-
вым методом.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуа-
ции в рассматриваемой сфере без использования программно-целе-
вого метода.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рис-
ков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и
показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой прог-
раммы по годам.
6. Охрана водных объектов и их водоохранных зон при реализации про-
граммы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в
городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта.
7. Предложения по источникам финансирования целевой программы.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти города
Москвы в формировании и реализации целевой программы.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целе-
вой программы.
10. Предложения по формам и методам управления реализацией целевой
программы.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей прог-
раммы приоритетным задачам социально-экономического развития
города Москвы.
Одним из основных направлений социально-экономической поли-
тики города Москвы является повышение уровня комфортности прожива-
ния населения в городе. Важнейшим фактором, определяющим уровень
комфортных условий проживания в городе Москве, является состояние
и качество работы городского пассажирского транспорта (далее ГПТ).
От уровня развития и надежности работы ГТП в значительной степени
зависит нормальная деятельность предприятий, организаций и учреж-
дений города, реализация приоритетных задач города в сфере разви-
тия улично-дорожной сети города и транспортного обслуживания насе-
ления, в сфере природоохранной деятельности.
Городской пассажирский транспорт Москвы в целом обеспечивает
транспортное обслуживание населения и гостей столицы. Положитель-
ную роль в улучшении транспортного обслуживания пассажиров сыграло
постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 840-ПП
"О городской целевой программе развития наземного городского пас-
сажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.".
Однако на условия работы транспортного комплекса столицы и
качество предоставляемых им услуг существенное негативное влияние
оказывают следующие факторы:
* отставание от требуемого уровня развития системы скорост-
ного внеуличного транспорта, и в первую очередь метрополитена,
вызванное значительным сокращением выделяемых средств из федераль-
ного бюджета;
* перегруженность существующей улично-дорожной сети, как
следствие отставания темпов ее развития, вызванное изменением на-
логового законодательства Российской Федерации и сокращением
средств, выделяемых на строительство улиц и дорог;
* несоответствие темпов жилой и прочей застройки, реконс-
трукции и изменению плотности застройки районов города вводу в
действие объектов инфраструктуры городского транспорта, развитию
улично-дорожной сети;
* отсутствие комплексного подхода к проектированию новых и
реконструкции имеющихся районов массовой жилой застройки. Несоблю-
дение баланса количества проживающего населения количеству предос-
тавляемых рабочих мест на застраиваемых территориях.
Принимаемые меры по развитию общественного транспорта столи-
цы не в полной мере позволяют предоставлять москвичам транспортные
услуги, отвечающие современному качественному уровню:
* средняя продолжительность затрат времени пассажиров на по-
ездку из жилых районов до мест приложения труда по городу превыша-
ет один час, при нормативе 50-55 минут;
* на отдельных маршрутах городского транспорта условия пере-
возок пассажиров в часы "пик" неудовлетворительны, заполнение
транспортных средств и интервалы движения на маршрутах, осущест-
вляющих перевозки в районах города, не имеющих метрополитена, пре-
вышают действующие нормативы более чем в 1,5 раза;
* практически все периферийные и центральные пересадочные
станции метрополитена исчерпали свою пропускную способность и ра-
ботают со значительной перегрузкой;
* большинство действующих линий метрополитена работают с
предельной частотой движения и превышением плановой нагрузки.
Как показывает анализ сложившейся ситуации, в городе практи-
чески не осталось резервов для развития сложившейся транспортной
системы. Ресурсы для дальнейшего развития автомобильного и другого
колесного транспорта в городе Москве весьма ограничены. Свободных
городских территорий для развития наземного рельсового транспорта
также практически нет.
Вместе с тем, в городе Москве, в том числе в центральной его
части, существует ресурс, в настоящее время практически не исполь-
зуемый для осуществления транспортных функций. Это - акватория ре-
ки Москвы и частично акватория канала имени Москвы. Организация на
этой акватории системы транспортного сообщения позволит эффективно
дополнить существующие транспортные системы города еще одной
транспортной системой, требующей, в отличие от подземного строи-
тельства и прокладки рельсовых линий, минимальных капиталовложений
и не занимающей городской территории.
Предварительные оценки показывают, что водный транспорт смо-
жет перевозить от 8 до 20 тысяч человек ежедневно на каждом из
маршрутов, предлагаемых в рамках настоящей концепции. При этом
каждый пассажир водного транспорта сэкономит около 10% времени на
передвижение по сравнению с имеющимися транспортными системами
(наземный транспорт и метрополитен). Что же касается комфортности
перевозок, то пассажиры водного транспорта перевозятся только на
сидячих местах.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-
целевым методом.
Целевое планирование и выполнение работ в сфере капитального
ремонта набережных на 2006-2007 гг., ведется в соответствии с ут-
вержденной постановлением Правительства Москвы программой о содер-
жании и ремонте инженерно-транспортных сооружений города Москвы на
период 2006-2007 гг. и перспективе до 2010 года. Реализуется
программа реконструкции и ремонта объектов озеленения, утвержден-
ная постановлением Правительства Москвы "О программных мероприяти-
ях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию
зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспек-
тиву до 2010 года". Выполнение этих программ позволит улучшить
внешний вид набережных реки Москвы.
Вместе с тем, изучение современного состояния набережных ре-
ки показывает, что предусмотренное Генеральным планом города Моск-
вы (основные направления градостроительного развития города Моск-
вы), утвержденным Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14,
комплексное благоустройство столицы в отношении прибрежных терри-
торий реализуется недостаточно эффективно. Полученные в результа-
те планомерных обследований с акватории реки Москвы, а также выбо-
рочных наземных обследований, материалы визуальных наблюдений сос-
тояния набережных и прилегающих к ним территорий дают возможность
охарактеризовать участки с проблемными ситуациями в части комп-
лексного благоустройства и развития объектов транспортной инфраст-
руктуры. В недостаточной степени развиты объекты транспортной инф-
раструктуры, которые могли бы позволить реализовать на акватории
реки Москвы и частично на акватории канала имени Москвы современ-
ные пассажирские внутригородские и пригородные пассажирские пере-
возки внутренним водным транспортом. Состояние городского дизайна
набережных не соответствует той роли и значению, которые занимают
акватории реки Москвы и канала имени Москвы в архитектурно - гра-
достроительной композиции города.
Что же касается возможности использования акваторий реки
Москвы и канала имени Москвы и для осуществления пассажирских пе-
ревозок, то такие программы в настоящее время отсутствуют.
Акватории реки Москвы и канала имени Москвы совершенно не
используются для осуществления маршрутных пассажирских перевозок.
Движение судов по этой акватории имеет своей целью лишь экскурси-
онно-туристическое и ресторанное обслуживание населения.
В недостаточной степени развиты объекты транспортной инф-
раструктуры в зоне расположения набережных, которые позволили бы
организовать маршрутные пассажирские перевозки водным транспортом.
Организация системы интермодальных пассажироперевозок с ис-
пользованием водного транспорта требует решения целого ряда задач:
* Проектирование и строительство специальных судов-катамара-
нов, обладающих достаточно высокой скоростью и маневренностью,
обеспечивающих удобную посадку-высадку пассажиров и их безопасную
и комфортную перевозку.
* Оборудование береговой инфраструктуры плавучими модульными
или стационарными причальными сооружениями и создание на их базе
сети остановочных пунктов вдоль трасс намечаемых водных маршрутов.
* Создание организационных механизмов управления перевозками
пассажиров на водном транспорте.
* Разработка механизмов финансирования создаваемой системы
пассажирских перевозок водным транспортом с привлечением средств
частных инвесторов на принципах государственно-частного партнерс-
тва.
Применение программно-целевого метода при разработке прог-
раммы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в го-
роде Москве с использованием внутреннего водного транспорта в го-
роде Москве впервые позволит увязать поставленные цели с ресурса-
ми, необходимыми для их достижения. Каждая из целей должна сопро-
вождаться комплексом мероприятий по реализации одной или несколь-
ких целей и подцелей. Оценка и выбор возможных вариантов программы
должен производиться по разным критериям (минимум затрат, время на
реализацию при фиксированных конечных показателях и т.д.).
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать силы и
средства на наиболее важных направлениях, более четко определить
стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ре-
сурсы, привлечь различные источники финансирования, включая част-
ные инвестиции.
Необходимо отметить, что ранее существовавшая система пасса-
жирских перевозок водным транспортом практически утеряна. Создание
же новой системы практически невозможно без использования прог-
раммно-целевого метода планирования.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программ-
но-целевого метода.
Внутренний водный транспорт является одним из старейших ви-
дов транспорта, обслуживающих город Москву. Наиболее значительное
развитие внутренний водный транспорт города Москвы получил с окон-
чанием строительства канала имени Москвы, введенного в эксплуата-
цию в 1937 году. Создание Единой глубоководной системы европейской
части страны превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее
водными путями с Севером, Уралом, югом России и зарубежными стра-
нами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного, Белого,
Каспийского, Черного и Средиземного морей.
После реорганизации Московского речного пароходства, осу-
ществлявшего все виды транспортных функций на территории Московс-
кого бассейна, возник ряд организаций, характеристики которых, с
точки зрения возможности использования для организации интермо-
дальных пассажирских внутригородских и пригородных перевозок вод-
ным транспортом, приведены ниже:
ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является ос-
новным речным грузовым оператором для города Москвы. Основными
грузами являются нерудные минерально-строительные материалы, в
меньшей степени, каменный уголь. На долю ОАО МРП приходится наи-
большее количество судов, зарегистрированных в Московском бассейне
- 307 ед. или 29,9%. Среди них крупные пассажирские суда, принад-
лежащие дочерним предприятиям МРП, или находящиеся в лизинге, ко-
торые осуществляют туристические рейсы по водным путям Европейской
части России.
ОАО Северный порт" принимает и обрабатывает все виды судов,
работающих на акватории Единой глубоководной системы России, игра-
ет важную роль в обеспечении песком, щебнем, солью и другими гру-
зами предприятий города Москвы. Порт с железнодорожной сетью не
связан.
ОАО "Южный речной порт". К причалам порта могут подходить
суда грузоподъемностью до 2 тысяч тонн. Порт осуществляет перера-
ботку и хранение песка, щебня, угля, зерна, соли и генеральных
грузов. Добывает и перевозит большое количество песка, выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспор-
том. Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей,
вплотную примыкающих к станции "Москва - Южный порт" Московской
железной дороги, Южный речной порт играет большую роль в обслужи-
вании предприятий и организаций города.
ГУП "Московский Западный порт" осуществляет переработку и
хранение нерудных минерально-строительных материалов, добычу и пе-
ревозку значительного количества песка, обеспечивает грузами
предприятия строительной индустрии. Порт имеет подъездные и внут-
рипортовые железнодорожные пути, связывающие его со ст. Фили Мос-
ковской железной дороги, может принимать все типы судов, работаю-
щих на акватории Единой глубоководной системы России, выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспор-
том.
ОАО "Пассажирский порт", изначально созданный, как предприя-
тие для осуществления внутригородских и пригородных пассажирских
перевозок на акватории реки Москвы и частично на акватории канала
имени Москвы, в настоящее время выполняет эти функции в минималь-
ной степени водоизмещающими судами пр. 544 "Москвич" (пассажиро-
вместимостью 75 чел.), пр.Р51Э "Москва" (пассажировместимостью 243
чел.) и одним судном на подводных крыльях пр. 340 "Ракета" (пасса-
жировместимостью 64 чел.) В большей степени предприятие сосредото-
чилось на организации туристических и экскурсионных перевозок
собственными и арендованными судами, выполнении комплекса техноло-
гических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота.
В состав ОАО "Пассажирский порт" входят Московские Северный и Юж-
ный речные вокзалы. Предприятие располагает ремонтной базой для
технического обслуживания и ремонта флота в Нагатинской Пойме с
судоподъемным устройством.
ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" до
начала рыночных реформ являлся основным предприятием Московского
бассейна по строительству пассажирских судов, изготовлению и ре-
монту судовых машин и механизмов, а также сменно-запасных частей
для различных типов и видов флота. Он был одной из крупных баз
зимнего отстоя и ремонта судов пассажирского, грузового и техни-
ческого флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне. В настоя-
щее время завод осуществляет строительство элитных частных яхт.
ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод"
находящийся в г. Долгопрудный Московской области изначально пред-
назначался для технического обслуживания и ремонта флота, эксплуа-
тирующегося в Московском бассейне, в том числе крупных пассажирс-
ких судов, грузовых теплоходов грузоподъемностью до 2000 тонн,
буксирных и несамоходных судов. В настоящее время завод прекратил
свое существование, как промышленное предприятие, и в последние
годы старается сосредоточиться на предоставлении услуг по отстою
маломерного флота. Внутригородскими и пригородными пассажирскими
перевозками ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный
завод" не занимается и необходимым для этого флотом не располага-
ет.
Кроме указанных предприятий в Московском регионе зарегистри-
ровано 440 судовладельцев. Существенное значение имеет флот ФГУП
"Канал имени Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия
на внутренних водных путях Московского бассейна, (20,8%) и флот
Государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спаса-
тельных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречс-
трой", выполняющий специальные работы для Москвы и других регионов
России.
Из остальных собственников - 32 имеют более 4 ед. судов, 67
судовладельцев - 2-3-судна, 341 судовладелец имеет по 1 судну.
Многие судовладельцы занимаются оказанием услуг ресторанно - экс-
курсионного характера на воде.
Реформы 90-х годов двадцатого века привели к деградации и
частичному развалу системы водного транспорта Московского бассей-
на. Минимизировались перевозки генеральных грузов и контейнерные
перевозки. Снизился объем перевозок минерально-строительных гру-
зов. Были очень сильно сокращены пассажирские перевозки скоростны-
ми судами на подводных крыльях. Практически исчезли внутригородс-
кие и пригородные пассажирские перевозки, включая переправы. Прои-
зошла замена пассажирских перевозок водным транспортом предостав-
лением услуг туристического и ресторанно - экскурсионного характе-
ра на воде.
Сохранение структуры московского внутригородского и приго-
родного пассажирского водного транспорта на перспективу в том ви-
де, в котором она существует сегодня, не отвечает потребностям
развития мегаполиса. Она не может в необходимой степени обеспечить
жителей и гостей города транспортными услугами.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.
Варианты сформированы с учетом Постановления Правительства
Москвы от 24 октября 2006 г. N 840-ПП "О городской целевой прог-
рамме развития наземного городского пассажирского транспорта в го-
роде Москве на 2007 - 2009 годы". При их оценке учтено техни-
ко-экономическое обоснование внедрения маршрутных перевозок пасса-
жиров внутренним водным транспортом в интеграции с городским об-
щественным транспортом, разработанное ОАО "Центральный научно-исс-
ледовательский институт экономики и эксплуатации водного транспор-
та" по заданию Департамента транспорта и связи города Москвы в
2007 году.
Организационная структура, которая будет осуществлять интер-
модальные пассажирские перевозки в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта, должна располагаться на участках
акватории реки Москвы и частично акватории канала имени Москвы,
между нижними и верхними бьефами гидроузлов. Она будет включать
береговую и плавучую инфраструктуру остановочных пунктов, флот, а
также объекты инфраструктуры, обеспечивающей комплексное обслужи-
вание флота и заправку его горюче-смазочными материалами. Располо-
жение остановочных пунктов будет выбираться по критериям наличия
спроса на транспортные услуги и близкого расположения станций мет-
рополитена, а также остановочных пунктов наземных видов транспор-
та.
Создание сети водного пассажирского транспорта, особенно в
центральной части города, создаст определенные проблемы. Несколько
снизится пропускная способность акватории реки Москвы и канала,
используемая сейчас в основном в экскурсионных и развлекательных
целях. Необходимо выполнить комплекс работ по проектированию и
строительству судов и адаптации и благоустройству береговой линии
для расположения причальных сооружений. Вместе с тем, мировой опыт
показывает, что использование имеющихся внутригородских водных ак-
ваторий для пассажирского сообщения успешно вписывается в городс-
кую инфраструктуру, не создавая при этом вышеперечисленных проб-
лем.
В настоящее время возможны два варианта развития системы ин-
термодальных пассажирских перевозок водным транспортом в городе
Москве с использованием внутреннего водного транспорта:
1. Оптимистический вариант.
В оптимистическом варианте предусматривается широкое разви-
тие маршрутной сети водного транспорта (открытие пяти маршрутов
общей протяженностью 73 км, полностью покрывающих городскую аква-
торию Москвыреки и выходящих в ближайшее Подмосковье).
Маршрут N 1 "Деловой центр (Москва-Сити) - Киевский вокзал"
- Лужники - ЦПКиО - Золотой остров - Китайгородский пр" - 17 км.
Линия позволяет связать станции метрополитена Таганско-Краснопрес-
ненской, Калужско-Рижской, Сокольнической, Арбатско-Покровской,
Кольцевой и Филевской линий метрополитена минуя центральные стан-
ции пересадок, а также Киевское направление Московской железной
дороги.
Маршрут N 2 "Причал "Печатники" (м.Печатники) - м.Коломенс-
кое - Новоспасский мост (м.Крестьянская застава) - Китайгородский
пр. (м.Китай-город)" - 19 км. Линия позволяет связать станции мет-
рополитена Люблинской, Замоскворецкой, Серпуховской, Таганс-
ко-Краснопресненской, Калужско- Рижской линий метрополитена минуя
центральные станции пересадок, а также Павелецкое направление Мос-
ковской железной дороги.
Маршрут N 3 "Деловой центр (Москва-Сити) - Экспоцентр - Ки-
евский вокзал" - 5 км. Линия позволяет обеспечить дополнительную
транспортную связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской, Коль-
цевой и Филевской линиями метрополитена, а также Киевским направ-
лением Московской железной дороги.
Маршрут N 4 "Причал "Лебедь" (м.Войковская) - г.Химки -
г.Долгопрудный - причал "Павельцево" (далее а/п Шереметьево) -
причал "Капустино (Дмитровское ш., Яхт-клубы)" - 20 км. Линия поз-
воляет связать станции метрополитена Замоскворецкой линии минуя
центральные станции пересадок, а также Савеловское направление
Московской железной дороги.
Маршрут N 5 "Причал "Красногорск" (Павшинская пойма) - Кро-
кусЭкспо - м.Щукинская" - 12 км. Линия в перспективе позволит свя-
зать станции метрополитена Арбатско-Покровской и Таганско-Красноп-
ресненской линий метрополитена, минуя центральные станции переса-
док, а также Рижское направление Московской железной дороги.
Вариантом предусматривается достижение нормативных парамет-
ров качества и обеспечения безопасности транспортного обслуживания
населения водным транспортом. Необходимо выполнить полный объем
мероприятий по новому строительству, модернизации и восстановлению
причальных сооружений и других объектов инфраструктуры, изготовле-
нию судов, созданию полномасштабной системы управления перевозками
и координации работы с другими видами транспорта.
Оптимистическим вариантом предусматривается приобретение 19
плавучих причалов на территории города и 68 судов-катамаранов.
Система будет обслуживать ежедневно в период навигации свыше
60 тысяч пассажиров и сможет снизить нагрузку на наземный транс-
порт, осуществляющий перевозки пассажиров в районах, расположенных
вблизи акватории Москвы-реки. С учетом того, что каждый перевезен-
ный пассажир водного транспорта сэкономит, как минимум, 10% време-
ни на передвижения по сравнению с имеющимися транспортными систе-
мами и будет перевезен в значительно более комфортных условиях
(перевозки осуществляются только сидя), внедрение системы окажет
положительное влияние на развитие всего транспортного комплекса
столицы.
Этот вариант является наиболее капиталоемким и требует для
реализации 780-820 млн.руб. При этом сроки на реализацию составят
около 5-7 лет.
В этом варианте к возможным рискам относятся: изменение и
срыв в финансировании программы, резкое изменение цен на энергоно-
сители, отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на разви-
тие системы.
2. Рекомендуемый вариант.
Рекомендуемым вариантом предусматривается формирование поло-
жительных тенденций в развитии сети пассажирского водного транс-
порта. Планируется повышение доли перевозок населения, живущего в
непосредственной близости от акватории Москвы-реки, водным транс-
портом. Планируется обеспечение показателей качества и обеспечения
безопасности транспортного обслуживания населения водным транспор-
том. Предусматривается выполнение мероприятий по строительству,
модернизации и восстановлению береговой инфраструктуры. В этом ва-
рианте предусматривается организация трех маршрутов и развитие
маршрутной сети до 41 км.
Маршрут N 1 "Деловой центр (Москва-Сити) - Экспоцентр - Ки-
евский вокзал" - 5 км. Линия позволяет обеспечить дополнительную
транспортную связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской, Коль-
цевой и Филевской линиями метрополитена, а также Киевским направ-
лением Московской железной дороги.
Маршрут N 2 "Деловой центр (Москва-Сити) - Киевский вокзал -
Лужники - ЦПКиО - Золотой остров - Китайгородский пр." - 17 км.
Линия позволяет связать станции метрополитена Таганско-Краснопрес-
ненской, Калужско-Рижской, Сокольнической, Арбатско-Покровской,
Кольцевой и Филевской линий метрополитена минуя центральные стан-
ции пересадок, а также Киевское направление Московской железной
дороги.
Маршрут N 3 "Причал "Печатники" (м.Печатники) - м.Коломенс-
кое - Новоспасский мост (м.Крестьянская застава) - Китайгородский
пр. (м.Китай-город)" - 19 км. Линия позволяет связать станции мет-
рополитена Люблинской, Замоскворецкой, Серпуховской, Таганско-
Краснопресненской, Калужско-Рижской линий метрополитена минуя
центральные станции пересадок, а также Павелецкое направление Мос-
ковской железной дороги.
Реализация рекомендуемого варианта предполагает два этапа -
первый этап, пилотная линия. Открывается движение по маршруту N 1.
Для реализации пилотного проекта необходимо приобретение 10 су-
дов-катамаранов и обустройство 6 плавучих причалов на территории
города. Ожидаемый объем перевозок по пилотной линии - около 9 ты-
сяч пассажиров. В случае успешной реализации пилотной линии, реко-
мендуемый вариант реализуется в полном объеме.
В целом, рекомендуемым вариантом предусматривается приобре-
тение 16 плавучих причалов на территории города и 42 судов-катама-
ранов. Необходимо создание системы управления перевозками.
Для успешной реализации рекомендуемого варианта предусматри-
вается:
* Разработка мероприятий по корректировке маршрутной схемы
наземного городского пассажирского транспорта с учетом интеграции
с системой маршрутных перевозок водного транспорта.
* Размещение причальных сооружений по трассам планируемых
маршрутов с учетом допустимости нагрузки на прилегаемые террито-
рии.
* Определение порядка технического обслуживания, ремонта и
хранения судов.
* Разработка мероприятий по обеспечению сохранности водной
флоры и фауны при эксплуатации рекомендуемого типа судов.
В случае реализации, система будет обслуживать ежедневно в
период навигации свыше 40 тысяч пассажиров и сможет частично сни-
зить нагрузку на наземный транспорт, осуществляющий перевозки пас-
сажиров в районах, расположенных вблизи акватории Москвы-реки.
Ориентировочная стоимость проезда пассажиров на водном транспорте
в рекомендуемом варианте примерно соответствует тарифам на назем-
ном пассажирском транспорте.
Поскольку каждый перевезенный пассажир водного транспорта
сэкономит, как минимум, 10% времени на передвижения по сравнению с
имеющимися транспортными системами и будет перевезен в значительно
более комфортных условиях (перевозки осуществляются только сидя),
внедрение системы окажет положительное влияние на развитие всего
транспортного комплекса столицы.
Этот вариант является менее капиталоемким и требует для реа-
лизации 490-510 млн.руб. При этом сроки на реализацию составят
около 3 лет.
В этом варианте к возможным рискам относятся: изменение и
срыв в финансировании программы, резкое изменение цен на энергоно-
сители и производство судов-катамаранов, отказ РАО ЕС в предостав-
лении лимитов мощностей на развитие системы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индика-
торам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
целевой программы по годам.
Реализация концепции городской целевой программы создания
системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с
использованием внутреннего водного транспорта возможна при условии
разработки соответствующей Программы, обеспечивающей достижение
планируемых целевых индикаторов и показателей.
Основными целевыми задачами Концепции являются:
- Сокращение средних затрат времени на поездку из жилых ра-
йонов до мест приложения труда в системе создаваемого водного
транспорта (от 10 до 20% затрат времени населения на передвиже-
ния).
- Снижение нагрузки на имеющиеся виды пассажирского транс-
порта (от 5 до 15% для маршрутов наземного транспорта, работающего
в прибрежной территории Москвы-реки).
- Повышение уровня комфортности транспортной системы и ее
доступности для пассажиров (перевозки осуществляются только на си-
дячих местах, маршруты наземного транспорта будут скорректированы
с учетом интеграции с системой маршрутных перевозок катамаранами).
- Повышение экологических параметров транспортной системы.
Все предлагаемые к использованию на Москве-реке энергетические ус-
тановки судов-катамаранов соответствуют стандартам Евро-III. Их
воздействие на окружающую среду, с учетом значительных площадей
акватории Москвы-реки, меньше чем у подвижного состава наземного
пассажирского транспорта.
- Развитие пассажирских перевозок по Москве реке. 2012 год -
перевозка около 15 тысяч пассажиров, 2013 год - 40 тысяч пассажи-
ров.
- Повышение эффективности функционирования транспортного
комплекса города Москвы за счет внедрения рыночных отношений, в
т.ч. на водном транспорте.
- Проектирование и строительство головного судна - 2010 год.
- Строительство и эксплуатация судов основной серии (всего
42 единицы) 2012-2013 гг.
- Оснащение маршрутных линий 16 причальными сооружениями -
2011 год.
- Открытие маршрутов: 2011 год - один маршрут, пилотная ли-
ния.
- 2012 год - два маршрута.
- Подготовка экипажей судов 2010-2011 гг.
Основные этапы создания системы оказания услуг по перевозке
пассажиров внутренним водным транспортом в городе Москве на
2011-2013 годы и планируемые объемы финансирования для рекомендуе-
мого варианта, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные этапы реализации программы развития услуг по перевозке
пассажиров внутренним водным транспортом в городе Москве
на 2008-2013 годы
---T----------------------T----T------------------------------------------------------T----------------¬
¦N ¦Мероприятия по органи-¦Ед. ¦ Годы ¦ Источник ¦
¦пп¦зации маршрутов пере- ¦изм.+--------------------T---------------------------------+ финансирования ¦
¦ ¦пассажиров внутренним ¦ ¦ ¦Реализация целевой программы со- ¦ ¦
¦ ¦водным транспортом по ¦ ¦ Затраты предыду- ¦дания системы интермодальных пас-¦ ¦
¦ ¦реке Москве, каналу ¦ ¦ щих периодов ¦сажирских перевозок в городе Мос-¦ ¦
¦ ¦имени Москвы и водо- ¦ ¦ ¦кве с использованием внутреннего ¦ ¦
¦ ¦хранилищам Подмосковья¦ ¦ ¦водного транспорта 2011-2013 гг. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +------T------T------+------T------T------T------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ Итого ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за период ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действия ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Программы ¦ ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 1¦Разработка Концепции ¦млн.¦ 3,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,0 ¦ Бюджет ¦
¦ ¦программы создания ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ города ¦
¦ ¦системы интермодальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Москвы ¦
¦ ¦перевозок пассажиров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в городе Москве с ис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользованием внутрен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦него водного транс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порта. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 2¦Проведение научно-исс-¦млн.¦ ¦ ¦ 15,0 ¦ ¦ ¦ ¦ 15,0 ¦ Частные ¦
¦ ¦ледовательских и про- ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиции ¦
¦ ¦эктных работ по созда-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нию пассажирского суд-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на-катамарана, строи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельство опытного об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разца судна-катамара- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 3¦Строительство судов- ¦млн.¦ ¦ ¦ ¦ 100,0¦ 150,0¦ 170,0¦ 420,0 ¦ Частные ¦
¦ ¦катамаранов для уста- ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиции ¦
¦ ¦новочной серии (2011 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦год - 10 ед.) и основ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной серии (до 2013 го-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦да - 32 ед.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 4¦Оборудование береговой¦млн.¦ ¦ ¦ ¦ 9,5 ¦ 14,0 ¦ 14,0 ¦ 37,5 ¦ Частные ¦
¦ ¦инфраструктуры плаву- ¦руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиции ¦
¦ ¦чими причальными соо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ружениями модульной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкции. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ ИТОГО: ¦ ¦ 3,0 ¦ ¦ 15,0 ¦ 109,5¦ 164,0¦ 184,0¦ 475,5 ¦ ¦
+-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦в т.ч. частные инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ 15,0 ¦ 109,5¦ 164,0¦ 184,0¦ 472,5 ¦ ¦
+-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ бюджет города Москвы ¦ ¦ 3,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,0 ¦ ¦
L-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+-----------------
6. Охрана водных объектов и их водоохранных зон при реализа-
ции программы создания системы интермодальных пассажирских
перевозок в городе Москве с использованием внутреннего вод-
ного транспорта.
В рамках городской целевой программы создания системы интер-
модальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта на 2011-2013 годы должны быть раз-
работаны:
- схема размещения причальных сооружений с определением до-
пустимой техногенной нагрузки на прилегающие территории по каждому
участку;
- схема размещения объектов для технического обслуживания
причальных сооружений, включая заправку топливом, и мест паркиро-
вания транспортных средств, содержащая обоснование возможности
размещения указанных объектов и оценку воздействия на акваторию и
прилегающую территорию;
- рыбохозяйственные мероприятия, обеспечивающие сохранение
видового состава биоразнообразия в условиях развития транспортных
перевозок;
- требования к техническому обслуживанию, ремонту, местам
паркирования транспортных средств, хранению судов и инфраструкту-
ре, обязательные для выполнения при осуществлении интермодальных
пассажирских перевозок в черте города Москвы внутренним водным
транспортом.
7. Предложения по источникам финансирования целевой програм-
мы.
Источник финансирования мероприятий Программы создания сис-
темы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с ис-
пользованием внутреннего водного транспорта - средства частных ин-
весторов.
Реализация оптимистического варианта предполагает расходова-
ние около 780-820 млн. рублей.
Реализация реалистического варианта предполагает расходова-
ние около 490-510 млн. рублей.
Ориентировочные затраты на разработку и изготовление
плавсредств, строительство причальных сооружений, создание инф-
раструктуры к причальным сооружениям, эксплуатационные расходы и
т.д., необходимые для реализации различных вариантов развития сис-
темы водного транспорта приведены в таблице 2.
Таблица 2
Ориентировочные инвестиции (в ценах 2008 года, руб.)
-------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------¬
¦Коли- ¦Стоимость ¦Затраты на¦Коли-¦Стоимость¦Инфрастру-¦Затраты на¦ Итого ¦Ориентиро- ¦
¦чест- ¦ судна ¦суда-ката-¦чест-¦ причала ¦ктура к ¦причалы и ¦инвестиции ¦вочные го- ¦
¦во ¦ ¦ мараны ¦во ¦ ¦причалу ¦инфрастру-¦ ¦довые экс- ¦
¦судов ¦ ¦ ¦при- ¦ ¦ 25% ¦ктуру к ¦ ¦плуатацион-¦
¦ ¦ ¦ ¦чалов¦ ¦ ¦причалу ¦ ¦ные затра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ты ¦
+------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+-----------+
¦ Оптимистический сценарий - 780-820 млн.руб. ¦
+------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------+
¦ 68 ¦ 11200000 ¦ 761600000¦ 19 ¦ 1680000 ¦ 420000 ¦ 39900000 ¦ 801500000 ¦ 117100000 ¦
+------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+-----------+
¦ Реалистический сценарий - 490-510 млн.руб. ¦
+------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------+
¦ 42 ¦ 11200000 ¦ 470400000¦ 16 ¦ 1680000 ¦ 420000 ¦ 33600000 ¦ 504000000 ¦ 72300000 ¦
L------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+------------
В расчетах не учитывалась индексация цены судна в сторону
снижения при крупносерийной постройке и снижение цены плавучих
причальных сооружений при крупносерийной поставке. Расчет инвести-
ций на создание единой системы управления движением, систем расче-
тов по билетам и пр. будет выполнен на более поздних этапах проек-
та в связи с отсутствием в настоящее время исходной информации.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти го-
рода Москвы в формировании и реализации целевой программы.
В формировании и реализации целевой программы предполагается
участие:
Департамента транспорта и связи города Москвы в части общей
координации работ, разработке предложений по развитию водного
транспорта в городе Москве.
Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс-
тва города Москвы в части совместной проработки перечней и сроков
выполнения работ по строительству, восстановлению и реконструкции
причальных сооружений и прочих объектов инфраструктуры водного
транспорта, заключению договоров водоиспользования.
Департамента экономической политики и развития города Москвы
в части подготовки предложений по источникам и объемам финансиро-
вания.
Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Москвы в части согласования системы заправки, отстоя (хранения) и
обслуживания судов-катамаранов.
Москомархитектуры в части разработки предложений по развитию
водного транспорта в г.Москве, внешнему архитектурному облику при-
чальных сооружений.
Префектур административных округов города Москвы в части оп-
ределения очередности работ при формировании и реализации програм-
мы.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
целевой программы.
Функции государственного заказчика-координатора программы
предполагается возложить на Департамент транспорта и связи города
Москвы.
Заказчик и разработчик программы будут определены на основа-
нии открытого конкурса.
10. Предложения по формам и методам управления реализацией
целевой программы.
Формы и методы управления реализацией целевой программы бу-
дут организованы в соответствии с требованиями постановления Пра-
вительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О порядке разра-
ботки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации
городских целевых программ в городе Москве".
Текущее управление реализацией Программы будет осуществлять-
ся Государственным заказчиком - координатором программы.
При формировании и реализации целевой программы предусматри-
вается:
Общий контроль за реализацией мероприятий Программы будет
осуществлять Правительство Москвы.
Правительство Москвы назначает персонального руководителя
Программы, отвечающего за ее реализацию и обладающего правом вно-
сить предложения об изменении размеров финансовых средств, направ-
ляемых на решение отдельных задач Программы.