Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 13-ПП от 20 января 2009 года

О Концепции городской целевой программы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011—2013 гг.

     В соответствии с постановлением Правительства  Москвы  от  24
октября  2006 г.  N 840-ПП "О городской целевой программе развития
наземного городского пассажирского транспорта в городе  Москве  на
2007-2009 гг." и в целях совершенствования комплексного транспорт-
ного обслуживания пассажиров  в  городе  Москве,  внедрения  новых
прогрессивных технологий Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию городской  целевой программы  создания
системы интермодальных  пассажирских  перевозок  в городе Москве с
использованием внутреннего водного  транспорта  на  2011-2013  гг.
(приложение).
     2. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно  с
Департаментом  экономической  политики  и развития города Москвы с
учетом исполнения бюджета города Москвы за  I  полугодие  2009  г.
внести в IV квартале 2009 г. предложения  по финансированию и сро-
кам разработки городской целевой программы создания системы интер-
модальных  пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта на 2011-2013 гг.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирю-
кова П.П.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                             Приложение
                             к постановлению Правительства Москвы
                             от 20 января 2009 г. N 13-ПП


      Концепция городской целевой программы создания системы
     интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с
         использованием внутреннего водного транспорта на
                          2011-2013 годы


                          Москва 2009 г.


                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Обоснование  соответствия  решаемой  проблемы и целей программы
   приоритетным  задачам  социально-экономического  развития горо-
   да Москвы.

2. Обоснование  целесообразности решения проблемы программно-целе-
   вым методом.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуа-
   ции в рассматриваемой сфере  без использования программно-целе-
   вого метода.

4. Возможные варианты решения проблемы,  оценка преимуществ и рис-
   ков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.

5. Предложения по целям и задачам программы,  целевым индикаторам и
   показателям, позволяющим  оценивать ход реализации целевой прог-
   раммы по годам.

6. Охрана водных объектов и их водоохранных зон при реализации про-
   граммы создания системы интермодальных пассажирских  перевозок в
   городе Москве с использованием  внутреннего  водного транспорта.

7. Предложения по источникам финансирования целевой программы.

8. Предложения  по участию  органов  исполнительной  власти  города
   Москвы в формировании и реализации целевой программы.

9. Предложения  по государственным заказчикам и разработчикам целе-
   вой программы.

10. Предложения  по формам и методам управления реализацией целевой
    программы.



      1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей  прог-
      раммы приоритетным задачам социально-экономического развития
      города Москвы.

      Одним из основных направлений социально-экономической  поли-
тики города Москвы является повышение уровня комфортности прожива-
ния населения в городе.  Важнейшим фактором,  определяющим уровень
комфортных условий проживания в городе Москве,  является состояние
и качество работы городского пассажирского транспорта (далее ГПТ).
От  уровня развития и надежности работы ГТП в значительной степени
зависит нормальная деятельность предприятий,  организаций и учреж-
дений города,  реализация приоритетных задач города в сфере разви-
тия улично-дорожной сети города и транспортного обслуживания насе-
ления, в сфере природоохранной деятельности.
      Городской пассажирский транспорт Москвы в целом обеспечивает
транспортное обслуживание населения и гостей столицы.  Положитель-
ную роль в улучшении транспортного обслуживания пассажиров сыграло
постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г.  N 840-ПП
"О городской целевой программе развития наземного городского  пас-
сажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.".
      Однако на условия работы транспортного комплекса  столицы  и
качество  предоставляемых им услуг существенное негативное влияние
оказывают следующие факторы:
      * отставание  от требуемого уровня развития системы скорост-
ного внеуличного транспорта,  и в  первую  очередь  метрополитена,
вызванное значительным сокращением выделяемых средств из федераль-
ного бюджета;
      * перегруженность  существующей  улично-дорожной  сети,  как
следствие отставания темпов ее развития,  вызванное изменением на-
логового законодательства   Российской   Федерации  и  сокращением
средств, выделяемых на строительство улиц и дорог;
      * несоответствие темпов жилой и  прочей  застройки,  реконс-
трукции  и  изменению  плотности  застройки районов города вводу в
действие объектов инфраструктуры городского  транспорта,  развитию
улично-дорожной сети;
      * отсутствие  комплексного  подхода к проектированию новых и
реконструкции имеющихся районов массовой жилой застройки. Несоблю-
дение баланса количества проживающего населения количеству предос-
тавляемых рабочих мест на застраиваемых территориях.
      Принимаемые меры по развитию общественного транспорта столи-
цы не в полной мере позволяют предоставлять москвичам транспортные
услуги,  отвечающие современному качественному уровню:
      * средняя продолжительность затрат времени пассажиров на по-
ездку из жилых районов до мест приложения труда по городу превыша-
ет один час, при нормативе 50-55 минут;
      * на отдельных маршрутах городского транспорта условия пере-
возок  пассажиров  в  часы "пик"  неудовлетворительны,  заполнение
транспортных средств и интервалы движения на  маршрутах,  осущест-
вляющих перевозки в районах города, не имеющих метрополитена, пре-
вышают действующие нормативы более чем в 1,5 раза;
      * практически  все  периферийные  и центральные пересадочные
станции метрополитена исчерпали свою пропускную способность и  ра-
ботают со значительной перегрузкой;
      * большинство действующих  линий  метрополитена  работают  с
предельной частотой движения и превышением плановой нагрузки.
      Как показывает анализ сложившейся ситуации, в городе практи-
чески  не  осталось резервов для развития сложившейся транспортной
системы. Ресурсы для дальнейшего развития автомобильного и другого
колесного транспорта в городе Москве весьма ограничены.  Свободных
городских территорий для развития наземного рельсового  транспорта
также практически нет.
      Вместе с тем, в городе Москве, в том числе в центральной его
части, существует ресурс, в настоящее время практически не исполь-
зуемый для осуществления транспортных функций. Это - акватория ре-
ки Москвы и частично акватория канала имени Москвы. Организация на
этой акватории системы транспортного сообщения позволит эффективно
дополнить  существующие  транспортные  системы  города  еще  одной
транспортной системой,  требующей,  в отличие от подземного строи-
тельства и прокладки рельсовых линий, минимальных капиталовложений
и не занимающей городской территории.
      Предварительные оценки показывают, что водный транспорт смо-
жет перевозить от 8 до 20 тысяч человек  ежедневно  на  каждом  из
маршрутов,  предлагаемых  в  рамках настоящей концепции.  При этом
каждый пассажир водного транспорта сэкономит около 10%  времени на
передвижение  по  сравнению  с  имеющимися транспортными системами
(наземный транспорт и метрополитен).  Что же касается комфортности
перевозок,  то  пассажиры водного транспорта перевозятся только на
сидячих местах.

      2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-
      целевым методом.

      Целевое планирование и выполнение работ в сфере капитального
ремонта набережных на 2006-2007 гг.,  ведется в соответствии с ут-
вержденной постановлением Правительства Москвы программой о содер-
жании и ремонте инженерно-транспортных сооружений города Москвы на
период 2006-2007 гг.  и перспективе  до  2010  года.  Реализуется
программа реконструкции и ремонта объектов озеленения,  утвержден-
ная постановлением Правительства Москвы "О программных мероприяти-
ях по созданию,  реставрации,  реконструкции, ремонту и содержанию
зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг.  и на перспек-
тиву до  2010  года".  Выполнение  этих программ позволит улучшить
внешний вид набережных реки Москвы.
      Вместе с тем, изучение современного состояния набережных ре-
ки показывает, что предусмотренное Генеральным планом города Моск-
вы  (основные направления градостроительного развития города Моск-
вы), утвержденным Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14,
комплексное благоустройство  столицы в отношении прибрежных терри-
торий реализуется недостаточно эффективно.  Полученные в результа-
те планомерных обследований с акватории реки Москвы, а также выбо-
рочных наземных обследований, материалы визуальных наблюдений сос-
тояния  набережных и прилегающих к ним территорий дают возможность
охарактеризовать участки с проблемными ситуациями  в  части  комп-
лексного благоустройства и развития объектов транспортной инфраст-
руктуры. В недостаточной степени развиты объекты транспортной инф-
раструктуры,  которые  могли бы позволить реализовать на акватории
реки Москвы и частично на акватории канала имени Москвы  современ-
ные  пассажирские внутригородские и пригородные пассажирские пере-
возки внутренним водным транспортом.  Состояние городского дизайна
набережных не соответствует той роли и значению,  которые занимают
акватории реки Москвы и канала имени Москвы в архитектурно -  гра-
достроительной композиции города.
      Что же касается  возможности  использования  акваторий  реки
Москвы  и канала имени Москвы и для осуществления пассажирских пе-
ревозок, то такие программы в настоящее время отсутствуют.
      Акватории реки Москвы и канала имени  Москвы  совершенно  не
используются  для осуществления маршрутных пассажирских перевозок.
Движение судов по этой акватории имеет своей целью лишь  экскурси-
онно-туристическое и ресторанное обслуживание населения.
      В недостаточной степени развиты  объекты  транспортной  инф-
раструктуры  в зоне расположения набережных,  которые позволили бы
организовать маршрутные пассажирские перевозки водным транспортом.
      Организация системы  интермодальных пассажироперевозок с ис-
пользованием водного транспорта требует решения целого ряда задач:
      * Проектирование и строительство специальных судов-катамара-
нов,  обладающих  достаточно  высокой  скоростью и маневренностью,
обеспечивающих удобную посадку-высадку пассажиров и их  безопасную
и комфортную перевозку.
      * Оборудование береговой инфраструктуры плавучими модульными
или  стационарными  причальными сооружениями и создание на их базе
сети остановочных пунктов вдоль трасс намечаемых водных маршрутов.
      * Создание организационных механизмов управления перевозками
пассажиров на водном транспорте.
      * Разработка  механизмов  финансирования создаваемой системы
пассажирских перевозок водным транспортом с  привлечением  средств
частных  инвесторов на принципах государственно-частного партнерс-
тва.
      Применение программно-целевого  метода  при разработке прог-
раммы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в го-
роде  Москве с использованием внутреннего водного транспорта в го-
роде Москве впервые позволит увязать поставленные цели с  ресурса-
ми,  необходимыми для их достижения. Каждая из целей должна сопро-
вождаться комплексом мероприятий по реализации одной или  несколь-
ких целей и подцелей. Оценка и выбор возможных вариантов программы
должен производиться по разным критериям (минимум затрат, время на
реализацию при фиксированных конечных показателях и т.д.).
      Программно-целевой метод  позволит  сконцентрировать  силы и
средства на наиболее важных направлениях,  более четко  определить
стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ре-
сурсы,  привлечь различные источники финансирования, включая част-
ные инвестиции.
      Необходимо отметить, что ранее существовавшая система пасса-
жирских перевозок водным транспортом практически утеряна. Создание
же новой системы практически невозможно  без  использования  прог-
раммно-целевого метода планирования.

      3. Характеристика и прогноз развития сложившейся  проблемной
      ситуации в рассматриваемой сфере без использования программ-
      но-целевого метода.

      Внутренний водный транспорт является одним из старейших  ви-
дов транспорта,  обслуживающих город Москву. Наиболее значительное
развитие внутренний водный транспорт города Москвы получил с окон-
чанием строительства канала имени Москвы,  введенного в эксплуата-
цию в 1937 году. Создание Единой глубоководной системы европейской
части  страны  превратило  Москву в "Порт пяти морей" и связало ее
водными путями с Севером,  Уралом, югом России и зарубежными стра-
нами,  расположенными в бассейнах Балтийского,  Северного, Белого,
Каспийского, Черного и Средиземного морей.
      После реорганизации  Московского  речного пароходства,  осу-
ществлявшего все виды транспортных функций на территории  Московс-
кого бассейна,  возник ряд организаций,  характеристики которых, с
точки зрения возможности использования  для  организации  интермо-
дальных  пассажирских внутригородских и пригородных перевозок вод-
ным транспортом, приведены ниже:
      ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является ос-
новным речным грузовым оператором  для  города  Москвы.  Основными
грузами являются  нерудные  минерально-строительные  материалы,  в
меньшей степени,  каменный уголь.  На долю ОАО МРП приходится наи-
большее количество судов, зарегистрированных в Московском бассейне
- 307 ед.  или 29,9%. Среди них крупные пассажирские суда, принад-
лежащие дочерним предприятиям МРП,  или находящиеся в лизинге, ко-
торые осуществляют туристические рейсы по водным путям Европейской
части России.
      ОАО Северный порт" принимает и обрабатывает все виды  судов,
работающих на акватории Единой глубоководной системы России, игра-
ет важную роль в обеспечении песком,  щебнем, солью и другими гру-
зами  предприятий  города Москвы.  Порт с железнодорожной сетью не
связан.
      ОАО "Южный  речной  порт".  К причалам порта могут подходить
суда грузоподъемностью до 2 тысяч тонн.  Порт осуществляет перера-
ботку и хранение песка,  щебня,  угля,  зерна,  соли и генеральных
грузов.  Добывает и перевозит большое количество песка,  выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспор-
том. Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей,
вплотную  примыкающих  к  станции "Москва - Южный порт" Московской
железной дороги,  Южный речной порт играет большую роль в обслужи-
вании предприятий и организаций города.
      ГУП "Московский Западный порт"  осуществляет  переработку  и
хранение нерудных минерально-строительных материалов, добычу и пе-
ревозку  значительного  количества  песка,  обеспечивает   грузами
предприятия строительной индустрии.  Порт имеет подъездные и внут-
рипортовые железнодорожные пути,  связывающие его со ст. Фили Мос-
ковской железной дороги,  может принимать все типы судов, работаю-
щих на акватории Единой глубоководной  системы  России,  выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспор-
том.
      ОАО "Пассажирский порт", изначально созданный, как предприя-
тие для осуществления внутригородских и  пригородных  пассажирских
перевозок  на акватории реки Москвы и частично на акватории канала
имени Москвы,  в настоящее время выполняет эти функции в минималь-
ной степени водоизмещающими  судами пр.  544 "Москвич" (пассажиро-
вместимостью 75 чел.), пр.Р51Э "Москва" (пассажировместимостью 243
чел.) и одним судном на подводных крыльях пр. 340 "Ракета" (пасса-
жировместимостью 64 чел.) В большей степени предприятие сосредото-
чилось  на  организации  туристических  и  экскурсионных перевозок
собственными и арендованными судами, выполнении комплекса техноло-
гических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота.
В состав ОАО "Пассажирский порт"  входят Московские Северный и Юж-
ный  речные  вокзалы.  Предприятие располагает ремонтной базой для
технического обслуживания и ремонта флота в  Нагатинской  Пойме  с
судоподъемным  устройством.
      ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный  завод"  до
начала  рыночных  реформ являлся основным предприятием Московского
бассейна по строительству пассажирских судов,  изготовлению и  ре-
монту  судовых машин и механизмов,  а также сменно-запасных частей
для различных типов и видов флота.  Он был одной  из  крупных  баз
зимнего  отстоя и ремонта судов пассажирского,  грузового и техни-
ческого флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне. В настоя-
щее  время  завод  осуществляет строительство элитных частных яхт.
      ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод"
находящийся в г.  Долгопрудный Московской области изначально пред-
назначался для технического обслуживания и ремонта флота, эксплуа-
тирующегося в Московском бассейне,  в том числе крупных пассажирс-
ких судов,  грузовых теплоходов грузоподъемностью  до  2000  тонн,
буксирных и несамоходных судов.  В настоящее время завод прекратил
свое существование,  как промышленное предприятие,  и в  последние
годы  старается  сосредоточиться на предоставлении услуг по отстою
маломерного флота.  Внутригородскими и пригородными  пассажирскими
перевозками  ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный
завод" не занимается и необходимым для этого флотом не  располага-
ет.
      Кроме указанных предприятий в Московском регионе зарегистри-
ровано  440 судовладельцев.  Существенное значение имеет флот ФГУП
"Канал имени Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия
на  внутренних  водных путях Московского бассейна, (20,8%)  и флот
Государственного учреждения подводно-технических,  аварийно-спаса-
тельных  и  судоподъемных  работ на речном транспорте "Подводречс-
трой", выполняющий специальные работы для Москвы и других регионов
России.
      Из остальных собственников - 32 имеют более 4 ед.  судов, 67
судовладельцев  -  2-3-судна,  341  судовладелец имеет по 1 судну.
Многие судовладельцы занимаются оказанием услуг ресторанно -  экс-
курсионного характера на воде.
      Реформы 90-х годов двадцатого века привели  к  деградации  и
частичному  развалу системы водного транспорта Московского бассей-
на.  Минимизировались перевозки генеральных грузов и  контейнерные
перевозки.  Снизился  объем перевозок минерально-строительных гру-
зов. Были очень сильно сокращены пассажирские перевозки скоростны-
ми судами на подводных крыльях.  Практически исчезли внутригородс-
кие и пригородные пассажирские перевозки, включая переправы. Прои-
зошла  замена пассажирских перевозок водным транспортом предостав-
лением услуг туристического и ресторанно - экскурсионного характе-
ра на воде.
      Сохранение структуры московского внутригородского  и  приго-
родного  пассажирского водного транспорта на перспективу в том ви-
де,  в котором она существует сегодня,  не  отвечает  потребностям
развития мегаполиса. Она не может в необходимой степени обеспечить
жителей и гостей города транспортными услугами.

      4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
      рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.

      Варианты сформированы с учетом  Постановления  Правительства
Москвы от  24 октября 2006 г.  N 840-ПП "О городской целевой прог-
рамме развития наземного городского пассажирского транспорта в го-
роде  Москве  на 2007 - 2009 годы".  При их оценке  учтено  техни-
ко-экономическое обоснование внедрения маршрутных перевозок пасса-
жиров  внутренним  водным транспортом в интеграции с городским об-
щественным транспортом, разработанное ОАО "Центральный научно-исс-
ледовательский институт экономики и эксплуатации водного транспор-
та" по заданию Департамента транспорта и  связи  города  Москвы  в
2007 году.
      Организационная структура, которая будет осуществлять интер-
модальные  пассажирские перевозки в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта,  должна располагаться на  участках
акватории  реки  Москвы  и частично акватории канала имени Москвы,
между нижними и верхними бьефами гидроузлов.  Она  будет  включать
береговую и плавучую инфраструктуру остановочных пунктов,  флот, а
также объекты инфраструктуры,  обеспечивающей комплексное обслужи-
вание флота и заправку его горюче-смазочными материалами. Располо-
жение остановочных пунктов будет выбираться по  критериям  наличия
спроса на транспортные услуги и близкого расположения станций мет-
рополитена,  а также остановочных пунктов наземных видов транспор-
та.
      Создание сети водного пассажирского транспорта,  особенно  в
центральной части города, создаст определенные проблемы. Несколько
снизится пропускная способность акватории реки  Москвы  и  канала,
используемая  сейчас  в основном в экскурсионных и развлекательных
целях.  Необходимо выполнить комплекс работ  по  проектированию  и
строительству  судов и адаптации и благоустройству береговой линии
для расположения причальных сооружений. Вместе с тем, мировой опыт
показывает, что использование имеющихся внутригородских водных ак-
ваторий для пассажирского сообщения успешно вписывается в  городс-
кую  инфраструктуру,  не создавая при этом вышеперечисленных проб-
лем.
      В настоящее время возможны два варианта развития системы ин-
термодальных пассажирских перевозок водным  транспортом  в  городе
Москве с использованием внутреннего водного транспорта:

      1. Оптимистический вариант.
      В оптимистическом варианте предусматривается широкое  разви-
тие  маршрутной  сети  водного транспорта (открытие пяти маршрутов
общей протяженностью 73 км,  полностью покрывающих городскую аква-
торию Москвыреки и выходящих в ближайшее Подмосковье).
      Маршрут N 1 "Деловой центр (Москва-Сити) - Киевский  вокзал"
-  Лужники  - ЦПКиО - Золотой остров - Китайгородский пр" - 17 км.
Линия позволяет связать станции метрополитена Таганско-Краснопрес-
ненской,  Калужско-Рижской,  Сокольнической,  Арбатско-Покровской,
Кольцевой и Филевской линий метрополитена минуя центральные  стан-
ции  пересадок,  а  также Киевское направление Московской железной
дороги.
      Маршрут N  2 "Причал "Печатники" (м.Печатники) - м.Коломенс-
кое - Новоспасский мост (м.Крестьянская застава) -  Китайгородский
пр. (м.Китай-город)" - 19 км. Линия позволяет связать станции мет-
рополитена  Люблинской,  Замоскворецкой,   Серпуховской,   Таганс-
ко-Краснопресненской,  Калужско- Рижской линий метрополитена минуя
центральные станции пересадок, а также Павелецкое направление Мос-
ковской железной дороги.
      Маршрут N 3 "Деловой  центр (Москва-Сити) - Экспоцентр - Ки-
евский  вокзал" - 5 км.  Линия позволяет обеспечить дополнительную
транспортную связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской, Коль-
цевой и Филевской линиями метрополитена,  а также Киевским направ-
лением Московской железной дороги.
      Маршрут N  4  "Причал  "Лебедь"  (м.Войковская)  - г.Химки -
г.Долгопрудный - причал "Павельцево"  (далее  а/п  Шереметьево)  -
причал "Капустино (Дмитровское ш., Яхт-клубы)" - 20 км. Линия поз-
воляет связать станции метрополитена  Замоскворецкой  линии  минуя
центральные  станции  пересадок,  а  также Савеловское направление
Московской железной дороги.
      Маршрут N  5 "Причал "Красногорск" (Павшинская пойма) - Кро-
кусЭкспо - м.Щукинская" - 12 км. Линия в перспективе позволит свя-
зать станции метрополитена Арбатско-Покровской и Таганско-Красноп-
ресненской линий метрополитена,  минуя центральные станции переса-
док, а также Рижское направление Московской железной дороги.
      Вариантом предусматривается достижение нормативных  парамет-
ров качества и обеспечения безопасности транспортного обслуживания
населения водным транспортом.  Необходимо выполнить  полный  объем
мероприятий по новому строительству, модернизации и восстановлению
причальных сооружений и других объектов инфраструктуры, изготовле-
нию судов, созданию полномасштабной системы управления перевозками
и координации работы с другими видами транспорта.
      Оптимистическим вариантом  предусматривается приобретение 19
плавучих причалов на территории города и 68 судов-катамаранов.
      Система будет обслуживать ежедневно в период навигации свыше
60 тысяч пассажиров и сможет снизить нагрузку на  наземный  транс-
порт, осуществляющий перевозки пассажиров в районах, расположенных
вблизи акватории Москвы-реки. С учетом того, что каждый перевезен-
ный пассажир водного транспорта сэкономит, как минимум, 10% време-
ни на передвижения по сравнению с имеющимися транспортными  систе-
мами  и  будет  перевезен  в значительно более комфортных условиях
(перевозки осуществляются только сидя),  внедрение системы  окажет
положительное  влияние  на  развитие всего транспортного комплекса
столицы.
      Этот вариант  является  наиболее капиталоемким и требует для
реализации 780-820 млн.руб.  При этом сроки на реализацию составят
около 5-7 лет.
      В этом варианте к возможным рискам  относятся:  изменение  и
срыв в финансировании программы, резкое изменение цен на энергоно-
сители,  отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на разви-
тие системы.

      2. Рекомендуемый вариант.
      Рекомендуемым вариантом предусматривается формирование поло-
жительных  тенденций  в развитии сети пассажирского водного транс-
порта.  Планируется повышение доли перевозок населения, живущего в
непосредственной близости от акватории Москвы-реки,  водным транс-
портом. Планируется обеспечение показателей качества и обеспечения
безопасности транспортного обслуживания населения водным транспор-
том.  Предусматривается выполнение мероприятий  по  строительству,
модернизации и восстановлению береговой инфраструктуры. В этом ва-
рианте предусматривается организация  трех  маршрутов  и  развитие
маршрутной сети до 41 км.
      Маршрут N 1 "Деловой  центр (Москва-Сити) - Экспоцентр - Ки-
евский вокзал" - 5 км.  Линия позволяет обеспечить  дополнительную
транспортную связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской, Коль-
цевой и Филевской линиями метрополитена,  а также Киевским направ-
лением Московской железной дороги.
      Маршрут N 2 "Деловой центр (Москва-Сити) - Киевский вокзал -
Лужники  -  ЦПКиО  - Золотой остров - Китайгородский пр." - 17 км.
Линия позволяет связать станции метрополитена Таганско-Краснопрес-
ненской,  Калужско-Рижской,  Сокольнической,  Арбатско-Покровской,
Кольцевой и Филевской линий метрополитена минуя центральные  стан-
ции  пересадок,  а  также Киевское направление Московской железной
дороги.
      Маршрут N  3 "Причал "Печатники" (м.Печатники) - м.Коломенс-
кое - Новоспасский мост (м.Крестьянская застава) -  Китайгородский
пр. (м.Китай-город)" - 19 км. Линия позволяет связать станции мет-
рополитена  Люблинской,  Замоскворецкой,  Серпуховской,  Таганско-
Краснопресненской,   Калужско-Рижской  линий  метрополитена  минуя
центральные станции пересадок, а также Павелецкое направление Мос-
ковской железной дороги.
       Реализация рекомендуемого варианта предполагает два этапа -
первый этап, пилотная линия. Открывается движение по маршруту N 1.
Для реализации пилотного проекта необходимо  приобретение  10  су-
дов-катамаранов  и  обустройство 6 плавучих причалов на территории
города.  Ожидаемый объем перевозок по пилотной линии - около 9 ты-
сяч пассажиров. В случае успешной реализации пилотной линии, реко-
мендуемый вариант реализуется в полном объеме.
      В целом,  рекомендуемым вариантом предусматривается приобре-
тение 16 плавучих причалов на территории города и 42 судов-катама-
ранов. Необходимо создание системы управления перевозками.
      Для успешной реализации рекомендуемого варианта предусматри-
вается:
      * Разработка  мероприятий  по корректировке маршрутной схемы
наземного городского пассажирского транспорта с учетом  интеграции
с системой маршрутных перевозок водного транспорта.
      * Размещение причальных сооружений  по  трассам  планируемых
маршрутов  с  учетом допустимости нагрузки на прилегаемые террито-
рии.
      * Определение порядка технического обслуживания,  ремонта  и
хранения судов.
      * Разработка  мероприятий  по обеспечению сохранности водной
флоры и фауны при эксплуатации рекомендуемого типа судов.
      В случае реализации,  система будет обслуживать ежедневно  в
период  навигации свыше 40 тысяч пассажиров и сможет частично сни-
зить нагрузку на наземный транспорт, осуществляющий перевозки пас-
сажиров  в  районах,  расположенных  вблизи акватории Москвы-реки.
Ориентировочная стоимость проезда пассажиров на водном  транспорте
в  рекомендуемом варианте примерно соответствует тарифам на назем-
ном пассажирском транспорте.
      Поскольку каждый  перевезенный  пассажир  водного транспорта
сэкономит, как минимум, 10% времени на передвижения по сравнению с
имеющимися транспортными системами и будет перевезен в значительно
более комфортных условиях (перевозки осуществляются только  сидя),
внедрение  системы  окажет положительное влияние на развитие всего
транспортного комплекса столицы.
      Этот вариант является менее капиталоемким и требует для реа-
лизации 490-510 млн.руб.  При этом сроки  на  реализацию  составят
около 3 лет.
      В этом варианте к возможным рискам  относятся:  изменение  и
срыв в финансировании программы, резкое изменение цен на энергоно-
сители и производство судов-катамаранов, отказ РАО ЕС в предостав-
лении лимитов мощностей на развитие системы.

      5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индика-
      торам и показателям,  позволяющим  оценивать  ход реализации
      целевой программы по годам.

      Реализация концепции городской  целевой  программы  создания
системы  интермодальных  пассажирских  перевозок в городе Москве с
использованием внутреннего водного транспорта возможна при условии
разработки  соответствующей  Программы,  обеспечивающей достижение
планируемых целевых индикаторов и показателей.


      Основными  целевыми задачами Концепции являются:
      - Сокращение  средних затрат времени на поездку из жилых ра-
йонов до мест приложения  труда  в  системе  создаваемого  водного
транспорта  (от  10 до 20%  затрат времени населения на передвиже-
ния).
      - Снижение нагрузки на имеющиеся виды  пассажирского  транс-
порта (от 5 до 15% для маршрутов наземного транспорта, работающего
в прибрежной территории Москвы-реки).
      - Повышение  уровня  комфортности  транспортной системы и ее
доступности для пассажиров (перевозки осуществляются только на си-
дячих местах,  маршруты наземного транспорта будут скорректированы
с учетом интеграции с системой маршрутных перевозок катамаранами).
      - Повышение  экологических  параметров транспортной системы.
Все предлагаемые к использованию на Москве-реке энергетические ус-
тановки  судов-катамаранов  соответствуют стандартам Евро-III.  Их
воздействие на окружающую среду,  с учетом  значительных  площадей
акватории  Москвы-реки,  меньше чем у подвижного состава наземного
пассажирского транспорта.
      - Развитие пассажирских перевозок по Москве реке. 2012 год -
перевозка около 15 тысяч пассажиров,  2013 год - 40 тысяч пассажи-
ров.
      - Повышение  эффективности  функционирования   транспортного
комплекса  города  Москвы за счет внедрения рыночных отношений,  в
т.ч. на водном транспорте.
      - Проектирование и строительство головного судна - 2010 год.
      - Строительство и эксплуатация судов основной  серии  (всего
42 единицы) 2012-2013 гг.
      - Оснащение маршрутных линий 16 причальными  сооружениями  -
2011 год.
      - Открытие маршрутов:  2011 год - один маршрут, пилотная ли-
ния.
      - 2012 год - два маршрута.
      - Подготовка экипажей судов 2010-2011 гг.
      Основные этапы создания системы оказания услуг по  перевозке
пассажиров  внутренним  водным  транспортом  в  городе  Москве  на
2011-2013 годы и планируемые объемы финансирования для рекомендуе-
мого варианта, приведены в таблице 1.


                                                                        Таблица 1


                    Основные этапы реализации программы развития услуг по перевозке
                        пассажиров внутренним водным транспортом в городе Москве
                                           на 2008-2013 годы


---T----------------------T----T------------------------------------------------------T----------------¬
¦N ¦Мероприятия по органи-¦Ед. ¦                        Годы                          ¦    Источник    ¦
¦пп¦зации маршрутов пере- ¦изм.+--------------------T---------------------------------+ финансирования ¦
¦  ¦пассажиров внутренним ¦    ¦                    ¦Реализация целевой программы со- ¦                ¦
¦  ¦водным транспортом по ¦    ¦  Затраты предыду-  ¦дания системы интермодальных пас-¦                ¦
¦  ¦реке Москве, каналу   ¦    ¦    щих периодов    ¦сажирских перевозок в городе Мос-¦                ¦
¦  ¦имени Москвы и водо-  ¦    ¦                    ¦кве с использованием внутреннего ¦                ¦
¦  ¦хранилищам Подмосковья¦    ¦                    ¦водного транспорта 2011-2013 гг. ¦                ¦
¦  ¦                      ¦    +------T------T------+------T------T------T------------+                ¦
¦  ¦                      ¦    ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦   Итого    ¦                ¦
¦  ¦                      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦ за  период ¦                ¦
¦  ¦                      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦  действия  ¦                ¦
¦  ¦                      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦  Программы ¦                ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 1¦Разработка Концепции  ¦млн.¦  3,0 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦    3,0     ¦     Бюджет     ¦
¦  ¦программы создания    ¦руб.¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦     города     ¦
¦  ¦системы интермодальных¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦     Москвы     ¦
¦  ¦перевозок пассажиров  ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦в городе Москве с ис- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦пользованием внутрен- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦него водного транс-   ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦порта.                ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 2¦Проведение научно-исс-¦млн.¦      ¦      ¦ 15,0 ¦      ¦      ¦      ¦    15,0    ¦     Частные    ¦
¦  ¦ледовательских и про- ¦руб.¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦    инвестиции  ¦
¦  ¦эктных работ по созда-¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦нию пассажирского суд-¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦на-катамарана, строи- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦тельство опытного об- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦разца судна-катамара- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦на.                   ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 3¦Строительство судов-  ¦млн.¦      ¦      ¦      ¦ 100,0¦ 150,0¦ 170,0¦   420,0    ¦     Частные    ¦
¦  ¦катамаранов для уста- ¦руб.¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦    инвестиции  ¦
¦  ¦новочной серии (2011  ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦год - 10 ед.) и основ-¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦ной серии (до 2013 го-¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦да - 32 ед.).         ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦ 4¦Оборудование береговой¦млн.¦      ¦      ¦      ¦  9,5 ¦ 14,0 ¦ 14,0 ¦    37,5    ¦     Частные    ¦
¦  ¦инфраструктуры плаву- ¦руб.¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦    инвестиции  ¦
¦  ¦чими причальными соо- ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦ружениями модульной   ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
¦  ¦конструкции.          ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦            ¦                ¦
+--+----------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦         ИТОГО:          ¦    ¦  3,0 ¦      ¦ 15,0 ¦ 109,5¦ 164,0¦ 184,0¦   475,5    ¦                ¦
+-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦в т.ч. частные инвестиции¦    ¦      ¦      ¦ 15,0 ¦ 109,5¦ 164,0¦ 184,0¦   472,5    ¦                ¦
+-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+----------------+
¦   бюджет города Москвы  ¦    ¦  3,0 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     3,0    ¦                ¦
L-------------------------+----+------+------+------+------+------+------+------------+-----------------


      6. Охрана водных объектов и их водоохранных зон при реализа-
      ции  программы создания  системы интермодальных пассажирских
      перевозок в городе Москве  с использованием внутреннего вод-
      ного транспорта.

      В рамках городской целевой программы создания системы интер-
модальных  пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта на 2011-2013 годы должны быть  раз-
работаны:
      - схема размещения причальных сооружений с определением  до-
пустимой техногенной нагрузки на прилегающие территории по каждому
участку;
      - схема  размещения  объектов  для технического обслуживания
причальных сооружений,  включая заправку топливом, и мест паркиро-
вания  транспортных  средств,  содержащая  обоснование возможности
размещения указанных объектов и оценку воздействия на акваторию  и
прилегающую территорию;
      - рыбохозяйственные мероприятия,  обеспечивающие  сохранение
видового  состава биоразнообразия в условиях развития транспортных
перевозок;
      - требования  к техническому обслуживанию,  ремонту,  местам
паркирования транспортных средств,  хранению судов и инфраструкту-
ре,  обязательные  для выполнения при осуществлении интермодальных
пассажирских перевозок в черте  города  Москвы  внутренним  водным
транспортом.

      7. Предложения по источникам финансирования целевой програм-
      мы.

      Источник финансирования  мероприятий Программы создания сис-
темы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве  с  ис-
пользованием внутреннего водного транспорта - средства частных ин-
весторов.
      Реализация оптимистического варианта предполагает расходова-
ние около 780-820 млн. рублей.
      Реализация реалистического варианта предполагает  расходова-
ние около 490-510 млн. рублей.
      Ориентировочные затраты   на   разработку   и   изготовление
плавсредств,  строительство причальных  сооружений,  создание инф-
раструктуры к причальным сооружениям,  эксплуатационные расходы  и
т.д., необходимые для реализации различных вариантов развития сис-
темы водного транспорта приведены в таблице 2.


                                                                       Таблица 2

                    Ориентировочные инвестиции (в ценах 2008 года, руб.)


-------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------¬
¦Коли- ¦Стоимость ¦Затраты на¦Коли-¦Стоимость¦Инфрастру-¦Затраты на¦   Итого   ¦Ориентиро- ¦
¦чест- ¦  судна   ¦суда-ката-¦чест-¦ причала ¦ктура к   ¦причалы и ¦инвестиции ¦вочные го- ¦
¦во    ¦          ¦  мараны  ¦во   ¦         ¦причалу   ¦инфрастру-¦           ¦довые экс- ¦
¦судов ¦          ¦          ¦при- ¦         ¦  25%     ¦ктуру к   ¦           ¦плуатацион-¦
¦      ¦          ¦          ¦чалов¦         ¦          ¦причалу   ¦           ¦ные затра- ¦
¦      ¦          ¦          ¦     ¦         ¦          ¦          ¦           ¦ты         ¦
+------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+-----------+
¦                       Оптимистический сценарий - 780-820 млн.руб.                        ¦
+------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------+
¦  68  ¦ 11200000 ¦ 761600000¦  19 ¦ 1680000 ¦  420000  ¦ 39900000 ¦ 801500000 ¦ 117100000 ¦
+------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+-----------+
¦                       Реалистический сценарий - 490-510 млн.руб.                         ¦
+------T----------T----------T-----T---------T----------T----------T-----------T-----------+
¦  42  ¦ 11200000 ¦ 470400000¦  16 ¦ 1680000 ¦  420000  ¦ 33600000 ¦ 504000000 ¦  72300000 ¦
L------+----------+----------+-----+---------+----------+----------+-----------+------------


      В расчетах не учитывалась индексация цены  судна  в  сторону
снижения  при  крупносерийной  постройке  и снижение цены плавучих
причальных сооружений при крупносерийной поставке. Расчет инвести-
ций на создание единой системы управления движением, систем расче-
тов по билетам и пр. будет выполнен на более поздних этапах проек-
та в связи с отсутствием в настоящее время исходной информации.

      8. Предложения по участию органов исполнительной власти  го-
      рода Москвы в формировании и реализации целевой программы.

      В формировании и реализации целевой программы предполагается
участие:
      Департамента транспорта и связи города Москвы в части  общей
координации  работ,  разработке  предложений  по  развитию водного
транспорта в городе Москве.
      Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс-
тва города Москвы в части совместной проработки перечней и  сроков
выполнения работ по строительству,  восстановлению и реконструкции
причальных сооружений и  прочих  объектов  инфраструктуры  водного
транспорта, заключению договоров водоиспользования.
      Департамента экономической политики и развития города Москвы
в  части подготовки предложений по источникам и объемам финансиро-
вания.
      Департамента природопользования  и  охраны  окружающей среды
Москвы в части согласования системы заправки,  отстоя (хранения) и
обслуживания судов-катамаранов.
      Москомархитектуры в части разработки предложений по развитию
водного транспорта в г.Москве, внешнему архитектурному облику при-
чальных сооружений.
      Префектур административных округов города Москвы в части оп-
ределения очередности работ при формировании и реализации програм-
мы.

      9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
      целевой программы.

      Функции государственного   заказчика-координатора  программы
предполагается возложить на Департамент транспорта и связи  города
Москвы.
      Заказчик и разработчик программы будут определены на основа-
нии открытого конкурса.

      10. Предложения по формам и методам  управления  реализацией
      целевой программы.

      Формы и  методы управления реализацией целевой программы бу-
дут организованы в соответствии с требованиями постановления  Пра-
вительства Москвы от 17 января 2006 г.  N 33-ПП "О порядке  разра-
ботки,  утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации
городских целевых программ в городе Москве".
      Текущее управление реализацией Программы будет осуществлять-
ся Государственным заказчиком - координатором программы.
      При формировании и реализации целевой программы предусматри-
вается:
      Общий контроль за реализацией  мероприятий  Программы  будет
осуществлять Правительство Москвы.
      Правительство Москвы  назначает  персонального  руководителя
Программы,  отвечающего за ее реализацию и обладающего правом вно-
сить предложения об изменении размеров финансовых средств, направ-
ляемых на решение отдельных задач Программы.