В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12
февраля 2008 г. N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения
Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правитель-
ства Москвы на 2008 год" и в целях формирования и реализации еди-
ной городской политики в области информатизации в городе Москве:
1. Утвердить Концепцию Городской целевой программы "Электрон-
ная Москва (2009-2011 гг.)" (приложение).
2. Возложить функции государственного заказчика Городской це-
левой программы "Электронная Москва (2009-2011 гг.)" на Управление
информатизации города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на начальника Управления информатизации города Москвы Михайло-
ва А.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение к распоряжению
Правительства Москвы
от 27 июня 2008 г. N 1427-РП
КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009-2011 гг.)"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные результаты и проблемы реализации Городской целе-
вой программы "Электронная Москва" в 2003-2007 гг.
3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Прог-
раммы приоритетным задачам социально-экономического развития горо-
да Москвы
4. Обоснование целесообразности решения проблемы программ-
но-целевым методом
5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в сфере электронного развития
6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
7. Предложения по целям и задачам Программы, мероприятиям
Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оцени-
вать ход реализации Программы по годам
8. Предложения по источникам финансирования Программы
9. Предложения по участию органов исполнительной власти горо-
да Москвы в формировании и реализации Программы, по государствен-
ным заказчикам и разработчикам Программы
10. Предложения по формам и методам управления реализацией
Программы
11. Карта информатизации Москвы.
1. Введение
Преобразующее влияние современных информационно-коммуникаци-
онных технологий (ИКТ) сказывается практически во всех сферах че-
ловеческой деятельности. Внедрение ИКТ способствует повышению эф-
фективности работы органов государственной власти (ОГВ) и их взаи-
модействия с обществом, обеспечивает повышение качества предостав-
ляемых государственных услуг.
Разработка Городской целевой программы (ГЦП) "Электронная
Москва (2009-2011 гг.)" (далее - Программа) диктуется необходи-
мостью продолжения реализации в Москве государственной политики в
сфере ИКТ через механизм городской целевой программы и осуществля-
ется во исполнение п.7 постановления Правительства Москвы от 12
февраля 2008 г. N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения
Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правитель-
ства Москвы на 2008 год".
Разработка Концепции и текста Программы проводится на основе
и в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых до-
кументов:
- Закон города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государс-
твенных целевых программах в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г.
N 33-ПП"О порядке разработки, утверждения, финансирования и конт-
роля за ходом реализации городских целевых программ в городе Моск-
ве";
- Закон города Москвы от 9 июля 2003 г. N 47 "О Городской це-
левой программе "Электронная Москва";
- Закон города Москвы от 31 марта 2004 г. N 20 "О гарантиях
доступности информации о деятельности органов государственной
власти города Москвы";
- распоряжение Правительства Москвы от 11 апреля 2008 г.
N 753-РП "Об утверждении плана информатизации города Москвы на
2008 год";
- распоряжение Правительства Москвы от 10 апреля 2008 г.
N 723-РП "Об организации работ по проекту "Социальная карта моск-
вича";
- Концепция региональной информатизации до 2010 года, одоб-
ренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля
2006 г. N 1024-р;
- постановление Правительства Москвы от 30 августа 2005 г.
N 651-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Электрон-
ная Москва" и задачах на 2006-2007 гг.".
2. Основные результаты и проблемы реализации Городской целе-
вой программы "Электронная Москва" в 2003-2007 гг.
В соответствии с законами города Москвы от 24 октября 2001 г.
N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы",
от 9 июля 2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная
Москва" и распорядительными документами Правительства Москвы в
2003-2007 гг. проведена значительная работа по реализации Городс-
кой целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ").
В рамках выполнения ГЦП "ЭМ" в 2003-2007 гг. накоплен практи-
ческий опыт и реализованы подходы, которые позволили поэтапно по-
вышать эффективность внедрения в городе информационных технологий,
а именно:
Планирование и реализация проектов: внедрен проектно-ориенти-
рованный подход, объединяющий в рамках одной четкой цели создание
соответствующих ведомственных и отраслевых информационных систем,
программа структурирована на три направления - основное, вспомога-
тельное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные
проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием
перехода на проектно-ориентированный подход в планировании стало
повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов программы.
Эксплуатация информационных систем: введена система паспорти-
зации программно-технических комплексов ведомств, внедряется сис-
тема их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и
тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизиро-
ванная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масшта-
ба и области охвата информационных систем это позволяет контроли-
ровать и оптимизировать эксплуатационные расходы.
Проведение единой технической политики: введены жесткие тре-
бования со стороны Управления информатизации города Москвы к нали-
чию и содержанию технической документации на проектирование сис-
тем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования
и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уро-
вень программно-технической унификации при создании городских ин-
формационных систем с целью максимального упрощения последующей
эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов.
Формирование единого информационного пространства города:
много усилий направлено на организацию межведомственного обмена
информацией, создаются технологическая и организационная основы
этого обмена: Метасистема "Электронная Москва" и регламенты инфор-
мационного взаимодействия ведомств, подлежащие, по мере формирова-
ния баз данных, автоматической реализации в рамках Метасистемы.
Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации -
оказание информационных услуг населению, организациям и органам
власти в электронном виде (далее - электронные услуги).
Вместе с тем, при реализации ГЦП "ЭМ" возникли определенные
проблемы:
- не преодолены информационные межведомственные барьеры взаи-
модействия городских органов власти и организаций, не обеспечен
требуемый уровень гармонизации общегородского комплекса норматив-
но-справочной информации;
- недостаточный объем информатизации процессов, сопутствующих
оказанию государственных услуг населению, организациям и органам
власти;
- недостаточный объем информационных услуг, оказываемых насе-
лению, городским органам власти и организациям в электронном виде;
- ориентация при создании ведомственных информационных систем
на автоматизацию деятельности структурных подразделений, а не де-
ловых (административных) процессов городских органов власти и ор-
ганизаций;
- низкий уровень управления и мониторинга работоспособности
городскими ИТ-ресурсами;
- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию
городских информационных систем.
Несмотря на отмеченные трудности и проблемы, уже сейчас можно
сказать, что благодаря реализации ГЦП "ЭМ" создана основа для дос-
тижения долгосрочных целей по широкомасштабному использованию ин-
формационно-коммуникационных технологий для развития города. Рас-
тет оснащение городских органов власти и организаций средствами
ИКТ и профильными информационными системами, поддерживающими осу-
ществление ими деловых процессов при выполнении своих основных
функций. Информационно-коммуникационные технологии становятся важ-
ным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жиз-
ни москвичей.
Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города
можно охарактеризовать как начало нового этапа информатизации.
Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к ин-
тенсивному этапу, на котором на первый план выходят вопросы эффек-
тивного, комплексного, предполагающего высокий уровень автоматиза-
ции деловых процессов, использования ИКТ для предоставления госу-
дарственных услуг и повышения эффективности городского управления,
улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых в социаль-
ной сфере, сфере городского хозяйства и в области обеспечения бе-
зопасности города. На осуществление этих преобразований и нап-
равлена городская целевая программа "Электронная Москва (2009-
2011 гг.)".
3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Прог-
раммы приоритетным задачам социально-экономического развития горо-
да Москвы
Сегодня все больше растет понимание того, что использование
ИКТ в сфере государственного управления и в социальной сфере - это
не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в
органах власти и учреждениях здравоохранения, образования, культу-
ры. Речь идет о существенной перестройке работы (деловых процес-
сов) органов власти и организаций социальной инфраструктуры на ба-
зе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных ус-
луг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социаль-
ной защиты, культуры и др.).
В России и Москве дополнительную актуальность вопросов элект-
ронного развития сферы государственного и муниципального управле-
ния и социальной инфраструктуры придает начавшаяся реализация на-
циональных проектов и административная реформа - информацион-
но-коммуникационные технологии могут внести существенный вклад в
их реализацию и помочь достижению поставленных целей.
Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа,
напрямую связан с повышением эффективности использования ИКТ для
решения задач социально-экономического развития Москвы. ИКТ сегод-
ня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации клю-
чевых для города сфер деятельности: городского управления, образо-
вания, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, го-
родского хозяйства, обеспечения безопасности города, индустрии от-
дыха и зрелищ, общественной жизни. Можно сказать, что без решения
проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, без раз-
вития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информацион-
ных систем города сегодня невозможно успешное решение ни одной из
приоритетных задач социально-экономического развития города Моск-
вы.
Достижение основных целей Программы - обеспечение жизнедея-
тельности города, информатизация деятельности органов власти и го-
родских организаций, создание и развитие необходимой для этого ин-
формационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение ка-
чества государственного управления и государственных услуг, пре-
доставляемых населению и бизнесу, обеспечение открытости и доступ-
ности информации, обеспечение безопасности города и граждан, повы-
шение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, об-
разовании, создание в городе комфортной среды обитания является
существенным вкладом в решение задач социально-экономического раз-
вития города Москвы.
4. Обоснование целесообразности решения проблемы программ-
но-целевым методом
Программно-целевое планирование в сфере создания, развития и
внедрения современных ИКТ для поддержания различных сторон жизне-
деятельности Москвы, автоматизации органов городского управления,
развития телекоммуникационной среды информатизации Москвы на про-
тяжении последних лет осуществлялось в форме городской целевой
программы, что в значительной мере обусловило положительные ре-
зультаты развития направления.
Эффективное решение указанных ранее проблем информатизации
Москвы, которые имеют интеграционный межотраслевой системный ха-
рактер, требует непосредственной увязки целей Программы, достигае-
мых путем реализации комплекса мероприятий по развитию информаци-
онно-коммуникационной инфраструктуры города, созданию межведомс-
твенных информационных систем и баз данных, обеспечению информаци-
онной безопасности и т.д., с необходимыми для их достижения ресур-
сами, что возможно только при условии применения программно-целе-
вого метода.
Использование программно-целевого метода позволит:
1. Сконцентрировать ресурсы, выделяемые из бюджета города и
привлекаемые из внебюджетных источников, на основных приоритетных
и социально-значимых городских проектах.
2. Проводить единую техническую политику при решении задач
использования ИКТ для развития города.
3. Повысить бюджетную эффективность расходов на информатиза-
цию за счет:
3.1. Координации работ и ликвидации дублирования в создании и
использовании информационных систем и ресурсов города.
3.2. Обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых го-
родских информационных систем для эффективного решения задач го-
родского управления.
3.3. Снижения транзакционных издержек для взаимодействия ор-
ганов власти и городских организаций между собой, а также с потре-
бителями государственных и общественных услуг - населением и
предприятиями города.
4. Обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач,
без решения которых невозможно эффективное и безопасное использо-
вание ИКТ - задач развития информационно-коммуникационной инфраст-
руктуры города, создания межведомственных информационных систем и
баз данных, обеспечения информационной безопасности и т.д.
5. Определить конкретные цели создания информационных систем
и использования ИКТ в интересах развития города и предоставления
государственных услуг населению и бизнесу и обеспечить их достиже-
ние.
5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в сфере электронного развития
При реализации ГЦП "Электронная Москва" создана основа широ-
комасштабного использования ИКТ для развития города. Растет осна-
щение органов власти и бюджетных организаций средствами информаци-
онно-коммуникационных технологий и профильными информационными
системами. ИКТ становятся важным инструментом профессиональной де-
ятельности и повседневной жизни москвичей.
Вместе с тем, не решены в полном объеме следующие проблемные
вопросы:
1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг,
предоставляемых органами власти и организациями города в электрон-
ной форме, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых
стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из
важнейших направлений развития информационного общества. При этом
в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электрон-
ной форме (по данным мониторинга, около 40% всех московских предп-
риятий и не менее 25% горожан - пользователей Интернета готовы
воспользоваться электронными услугами органов государственной
власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложе-
ния).
2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административ-
ной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государс-
твенных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех
процессов, сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, пре-
доставляемых городскими органами власти и организациями в режиме
"Одного окна", показатели Москвы пока не достигли требуемого уров-
ня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов
из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обра-
ботка порядка 60% всех заявок.
3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и
создаваемых систем городского управления, в городе до конца не ре-
шены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, класси-
фикаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить сог-
ласованное функционирование этих систем. В этой связи необходимо
завершение создания Метасистемы "Электронная Москва", основой ко-
торой являются: система электронного взаимодействия и система об-
щегородских классификаторов и справочников.
4. По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к инфор-
мационно-коммуникационным технологиям Москва практически не усту-
пает средним показателям Европейского Союза (ЕС), несколько отста-
вая только по показателям доступа к Интернету. В сфере ответствен-
ности государства ситуация иная - уровень доступа к информацион-
но-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (об-
разование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем пока-
затели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских
школах весной 2006 года приходилось 22 ученика на один компьютер,
в 2007 году - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обес-
печить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников. Си-
туация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информацион-
ными системами обеспечивались в первую очередь управляющие струк-
туры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов
власти и управления в ущерб информатизации деятельности по оказа-
нию услуг населению и бизнесу.
5. С указанными причинами связано, но целиком не сводится к
ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по
показателям реального использования ИКТ при оказании услуг в сфере
здравоохранения, образования, культуры города Москвы.
Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуника-
ционной инфраструктуры, уровень интеграции информационных техноло-
гий в производственные процессы в организациях социальной сферы
города остается низким. Несмотря на то, что практически все мос-
ковские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными
классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподава-
нии компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интер-
нет на занятиях со своими учениками по сравнению, соответственно,
с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Врачи московских лечебно-
профилактических учреждений (ЛПУ) на порядок реже, чем их коллеги
в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельнос-
ти.
6. Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотнос-
ти взрослого населения Москвы, этот уровень все еще остается низ-
ким и в два раза уступает уровню информационной грамотности насе-
ления США. При этом совершенно недостаточно развита в Москве сис-
тема обучения взрослого населения использованию компьютера и Ин-
тернета, а также система специальной подготовки для использования
ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессио-
нальных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в
странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного
доступа к социально значимой информации, задача повышения информа-
ционной грамотности решена не в полной мере.
Без использования программно-целевого метода для разрешения
описанных проблем можно ожидать консервации положения дел, когда
потребители услуг социальной сферы и органов власти не видят ощу-
тимых и понятных результатов вложений в электронное развитие горо-
да, что также может привести к дискредитации работ, проводимых в
рамках ГЦП "Электронная Москва".
6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Первый возможный вариант решения указанных проблем, на реше-
ние которых направлена Программа, консервативный. Сохранить в нес-
колько модифицированном виде характерный для предыдущей программы
"Электронная Москва" и для большинства действующих региональных и
федеральных программ электронного развития подход, в рамках кото-
рого при реализации проектов электронного строительства приоритет-
ным считается создание информационных систем для поддержки и авто-
матизации внутренних административных процессов и функций, а обес-
печение предоставления услуг в электронной форме либо не рассмат-
ривается совсем, либо относится к системам второй очереди и рас-
сматривается как побочный продукт автоматизации внутренних процес-
сов. Реализация такого подхода связана с риском углубления отста-
вания Москвы в области реализации концепции электронного прави-
тельства от зарубежных стран и некоторых регионов России.
В рамках второго, рекомендуемого, подхода, приоритеты прог-
раммы "Электронная Москва 2009-2011 гг.", связи и последователь-
ность мероприятий предлагается выстроить в рамках сервис-ориенти-
рованной модели, в которой повышение качества государственных ус-
луг и услуг в социальной сфере выступает в качестве основной цели.
Такой подход позволяет задавать цели, формировать приоритеты и оп-
ределять последовательность действий при проектировании и создании
систем электронного правительства города. Исходным является пре-
доставление услуг в электронном виде, а автоматизация внутренних
административных процессов рассматривается как вспомогательная и
обеспечивающая.
Риски такого подхода связаны с требованием высокого уровня
координации в реализации мероприятий Программы и четкой концепту-
альной, архитектурной и технологической проработкой системы мероп-
риятий Программы, а также с необходимостью соблюдения графика фи-
нансирования программных мероприятий.
Преимуществом данного подхода является возможность в обозри-
мое время преодолеть отставание Москвы в сфере реализации концеп-
ции электронного правительства и на этой основе повысить качество
и доступность государственных услуг, открытость органов власти и
уровень доверия горожан к органам городского управления.
7. Предложения по целям и задачам Программы, мероприятиям
Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оцени-
вать ход реализации Программы по годам
Реализация Программы "Электронная Москва" должна быть направ-
лена на решение поставленных правительством города основных задач,
таких как повышение качества жизни, за счет дальнейшего масштабно-
го развития информационных технологий и их широкого использования
в быту, в социальной сфере, в обеспечении безопасности среды оби-
тания. А также таких как повышение качества государственного уп-
равления и госуслуг, реализацию концепции открытости органов влас-
ти за счет развития технологий электронного правительства, даль-
нейшее развитие обеспечивающих все эти задачи современных информа-
ционных и коммуникационных технологий.
Программа должна быть структурирована на три основных направ-
ления, соответствующие целям Программы, внутри направлений необхо-
димо выделить основные разделы, соответствующие задачам Программы,
в состав разделов должны входить основные мероприятия, реализация
которых необходима для выполнения задач и достижения целей Прог-
раммы. Соответствующая структура Программы представлена на "Карте
информатизации Москвы" (приложение).
Предлагаемые цели Программы по направлениям:
1. Основная - информатизация жизнедеятельности города: оказа-
ние государственных услуг ("Одно окно"), обеспечение безопасности,
ЖКХ, экология и транспорт, социальное обеспечение, здравоохране-
ние, образование.
2. Вспомогательная - автоматизация бизнес-процессов городских
органов власти и организаций в объеме, необходимом для эффективно-
го выполнения ими своих функций по реализации основных задач: уп-
равление городской собственностью, экономика и финансы, строитель-
ство и архитектура, городское, отраслевое и территориальное управ-
ление, сервисы для пользователей органов власти и подведомственных
организаций.
3. Обеспечивающая - городская информационно-телекоммуникаци-
онная инфраструктура и технологии, необходимые для достижения двух
первых целей: базовая инфраструктура (единая городская мультисер-
висная телекоммуникационная сеть органов власти и подведомственных
организаций, единый городской резервируемый центр обработки дан-
ных), интеграция городских информационных систем (среда электрон-
ного взаимодействия), информационная безопасность, управление ин-
формационными и техническими ресурсами, управление данными (систе-
ма электронных архивов), управление задачами (система формирования
и автоматизации исполнения регламентных схем, система проектного
управления), эксплуатация систем.
Принципом отбора и определения приоритетности проектов должен
стать сервис-ориентированный подход, суть которого в приоритетной
информатизации наиболее востребованных услуг. Под него разработана
технологическая платформа - под каждый сервис на ее базе создается
и автоматизируется свой информационный регламент. Из регламента
понятно, какие информационные ресурсы нужно использовать или соз-
давать, кто и в чем задействован в процессе. Такой подход реализу-
ется в рамках проекта "Одно окно", где главным является обеспече-
ние предоставления услуг населению и организациям, при этом авто-
матизация внутренних административных процессов рассматривается
как обеспечивающая и зависимая.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить решение сле-
дующих задач:
Проведение единой технической политики - обязательные для ис-
пользования требования к стандартизации проектно-технической доку-
ментации, максимальное обеспечение программно-технической унифика-
ции систем с целью упрощения управления ими, повышения надежности
городской информационной среды и оптимизации последующих эксплуа-
тационных расходов. Подключение всех объектов информатизации к
единой городской мультисервисной транспортной сети в рамках едино-
го адресного пространства.
Формирование единого информационного пространства города -
организация межведомственного обмена информацией на основе Мета-
системы "Электронная Москва" и автоматизированных регламентов ин-
формационного взаимодействия ведомств. Повсеместное внедрение тех-
нологий ввода, хранения и обмена ведомствами информацией в элект-
ронном виде. Формирование единой технологической системы электрон-
ных информационных архивов городских ведомств и организаций. Реше-
ние стратегической задачи информатизации города - интеграции ин-
формационных систем и преодоления межведомственных информационных
барьеров.
Управление - внедрение организационной системы и программной
среды для автоматизированного управления всем пакетом взаимосвя-
занных проектов вновь разрабатываемой ГЦП "Электронная Москва".
Возложение на профильный орган - Управление информатизации города
Москвы функций государственного заказчика по всем проектам, финан-
сируемым за счет централизованного городского бюджета, с делегиро-
ванием отдельным органам исполнительной власти города Москвы функ-
ций государственных заказчиков по представлению Управления инфор-
матизации города Москвы.
Эксплуатация - полная автоматизация всех процессов мониторин-
га и обслуживания городской программно-технической инфраструктуры,
а также процессов паспортизации систем, расчета и оптимизации бюд-
жетов на их эксплуатацию.
В качестве основных целевых показателей, контрольные значения
которых будут определены в Программе, предлагаются следующие пока-
затели:
- доля информационных услуг города Москвы, предоставление ко-
торых городскими органами власти и организациями населению и биз-
несу осуществляется с использованием интернета и электронных форм
(проценты);
- доля автоматизации регламентов информационного взаимодейс-
твия органов исполнительной власти и городских организаций (про-
центы);
- доля лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих
электронные услуги пациентам через сеть Интернет (удаленная ре-
гистратура и онлайновые консультации по медицинским вопросам), в
общем количестве медицинских учреждений (проценты);
- количество бланков документов, подаваемых населением и
предприятиями в органы исполнительной власти региона с использова-
нием информационных и телекоммуникационных технологий;
- доля рабочих мест в городских органах исполнительной власти
и организациях, включенных в систему электронного документооборота
(проценты);
- доля служебных документов городских органов исполнительной
власти и организаций, обрабатываемых в электронном виде (процен-
ты);
- доля архивных документов, хранящихся в электронной форме
(проценты);
- доля информационных систем города Москвы, использующих в
процессах информационного взаимодействия стандарты и технологии
среды электронного взаимодействия (проценты);
- охват городских программно-технических структур системой
автоматизированного мониторинга и обслуживания (проценты);
- снижение удельных затрат на эксплуатацию информационных
систем (проценты);
- уровень стандартизации проектно-технической документации по
созданию ИС (проценты);
- уровень программно-технической унификации систем на основе
типовых проектных решений (проценты).
8. Предложения по источникам финансирования Программы
Средства бюджета города Москвы (консолидированный бюджет ГЦП
"Электронная Москва"), внебюджетные источники финансирования.
9. Предложения по участию органов исполнительной власти горо-
да Москвы в формировании и реализации Программы, по государствен-
ным заказчикам и разработчикам Программы
Разработку Программы осуществляет Управление информатизации
города Москвы и Совет главных конструкторов ГЦП "Электронная Моск-
ва".
К обсуждению состава и содержания основных мероприятий Прог-
раммы привлекаются представители заинтересованных подразделений
Правительства Москвы и городских организаций.
Государственный заказчик-координатор Программы - Управление
информатизации города Москвы.
Функции госзаказчика по всем проектам ГЦП "Электронная Москва
(2009-2011 гг.)", финансируемым за счет централизованного городс-
кого бюджета, возлагаются на профильный орган - Управление инфор-
матизации города Москвы, с делегированием отдельным органам испол-
нительной власти города Москвы функций госзаказчиков по представ-
лению Управления информатизации города Москвы.
Основные исполнители Программы определяются на конкурсной ос-
нове, назначаются в порядке, установленном Федеральным законом от
21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд".
10. Предложения по формам и методам управления реализацией
Программы
В систему управления реализацией программы "Электронная Моск-
ва (2009-2011 гг.)" предлагается включить следующие рабочие орга-
ны:
1. Координационный совет по реализации ГЦП "Электронная Моск-
ва", осуществляющий координацию работ по Программе и согласование
интересов органов исполнительной власти, участвующих в разработке
и реализации Программы; в период между заседаниями Координационно-
го совета его полномочия осуществляет Президиум Координационного
совета, который формируется председателем Координационного совета.
2. Государственный заказчик-координатор Программы в лице Уп-
равления информатизации города Москвы.
3. Система заказчиков Программы, включающая в свой состав по-
мимо государственного заказчика-координатора программы также:
- заказчиков подпрограмм, отдельных мероприятий и проектов
Программы;
- инвесторов и заказчиков, осуществляющих финансирование
подпрограмм, программных мероприятий и проектов из внебюджетных
источников.
4. Система экспертизы, включающая корпус экспертов и выбирае-
мую на конкурсной основе организацию, которая осуществляет органи-
зационную поддержку экспертизы;
5. Институт Генерального конструктора и Совета главных конс-
трукторов мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет
функции главного распорядителя бюджетных средств по программе,
формирует проекты ежегодных планов и предложения по приоритетным
направлениям и мероприятиям программы, а также их заказчикам, оп-
ределяет порядок привлечения инвесторов, контролирует деятельность
заказчиков и инвесторов по реализации подпрограмм, мероприятий и
проектов Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает
деятельность Совета главных конструкторов ГЦП "Электронная Моск-
ва", осуществляет городской государственный заказ услуг и работ,
осуществляет функции по технической координации и контролю испол-
нения Программы, организует выполнение мероприятий организационно-
го, научного и информационного обеспечения реализации ГЦП "Элект-
ронная Москва (2009-2011 гг.)". Государственный заказчик-координа-
тор осуществляет также координацию деятельности заказчиков и дру-
гих участников реализации Программы по выполнению подпрограмм,
программных мероприятий и проектов Программы, формирует проекты
ежегодных планов и предложения по приоритетным направлениям и ме-
роприятиям Программы на очередной год, согласовывает конкурсную
документацию при проведении конкурсов по выбору исполнителей и
стартовые цены программных мероприятий и проектов ГЦП "Электронная
Москва (2009-2011 гг.)".
В реализации Программы также будут принимать участие комплек-
сы городского управления и подразделения Правительства Москвы,
осуществляющие мероприятия по развитию ведомственных информацион-
ных систем и информатизации подведомственных учреждений. С целью
координации создания информационных систем и ресурсов в комплексах
городского управления определяются уполномоченные ответственные по
мероприятиям Программы, реализуемым в соответствующей отрасли.
Проектная и конкурсная документация согласовывается Управлением
информатизации города Москвы и Генеральным конструктором ГЦП
"Электронная Москва".
Система экспертизы Программы осуществляет независимую экспер-
тизу и подготовку рекомендаций по вопросам разработки, принятия и
реализации подпрограмм и мероприятий ГЦП "Электронная Москва", ор-
ганизует и осуществляет экспертизу при проведении конкурсов на вы-
бор исполнителей мероприятий. В соответствии с задачами системы
экспертизы в состав экспертных групп входят как специалисты в со-
ответствующих областях, так и представители информационной индуст-
рии, органов власти и общественности (обществ потребителей, поль-
зователей Интернета и т.п.).
Совет главных конструкторов возглавляет Генеральный конструк-
тор Городской целевой программы "Электронная Москва". В состав Со-
вета главных конструкторов входят уполномоченные ответственные за
процесс информатизации в комплексах городского хозяйства, в депар-
таментах, комитетах и управлениях прямого подчинения, а также в
префектурах города. Кроме того, в состав Совета главных конструк-
торов входят главные конструкторы интеграционных и обеспечивающих
систем, создаваемых в рамках Городской целевой программы "Элект-
ронная Москва (2009-2011 гг.)".
Задачей Совета главных конструкторов является техническая ко-
ординация процесса создания и внедрения информационных систем с
целью обеспечения их совместимости, стандартизации и взаимодейс-
твия для формирования единого информационного пространства города.
Состав программных мероприятий и проектов, реализуемых в рам-
ках ГЦП "Электронная Москва (2009-2011 гг.)", заказчики по мероп-
риятиям утверждаются ежегодно в установленном порядке распоряди-
тельными документами Правительства Москвы.
Инвесторы и заказчики программных мероприятий, финансирование
которых должно осуществляться из внебюджетных источников, опреде-
ля