Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 152 от 25 июня 2008 года

Об отзыве на проект федерального закона № 55357-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

    Рассмотрев проект федерального закона № 55357-5 <О внесении
изменений в Федеральный закон <Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации>, внесенный Президентом Российской Федерации,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации отзыв на проект федерального закона № 55357-5 <О
внесении изменений в Федеральный закон <Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации>.
    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы


    Вносится Московской
    городской Думой


    Отзыв на проект
    федерального закона № 55357-5 <О внесении изменений
    в Федеральный закон <Об адвокатской деятельности
    и адвокатуре в Российской Федерации>


    Московской городской Думой рассмотрен проект федерального закона
№ 55357-5 <О внесении изменений в Федеральный закон <Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации> (далее - законопроект).

    Законопроект предлагает дополнить статью 17 Федерального закона
(<Прекращение статуса адвоката>) пунктом, предоставляющим
территориальному органу государственной регистрации право в целях
выяснения обстоятельств, являющихся основанием для прекращения статуса
адвоката, запрашивать у судов, правоохранительных органов, иных
государственных и муниципальных органов материалы, связанные с
участием адвоката в защите (представительстве) интересов доверителя, а
также получать соответствующие объяснения от адвоката. Тем самым
дополняется уже имеющееся в Федеральном законе право территориального
органа государственной регистрации направлять представление о прекращении
статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся для
этого основанием. Подобное расширение полномочий призвано служить
обеспечению надлежащего функционирования института адвокатуры,
обеспечению основополагающего права граждан на достойный уровень правовой
защищенности, то есть обеспечению интересов государства и общества в
целом.

    Вместе с тем, предложенная формулировка нового пункта позволяет
толковать его расширительно, как предоставляющего право
территориальному органу государственной регистрации запрашивать любую
информацию и материалы, связанные с участием адвоката в защите
(представительстве) интересов доверителя, а также требовать от адвоката
дачи по ним объяснений.

    Это положение может привести к противоречию со статьей 8
Федерального закона <Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации>, согласно которой любые сведения, связанные с
оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются
адвокатской тайной и адвокат не может быть вызван и допрошен об
обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему
за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

    Кроме того, получение государственным органом неограниченного
круга материалов об участии адвоката в защите (представительстве)
интересов доверителя может привести к фактическому контролю со стороны
государства за институтом гражданского общества, которым является
адвокатура, и нарушению основополагающих принципов ее
функционирования, таких как независимость, самоуправление,
корпоративность, обязанность органов государственной власти обеспечивать
гарантии независимости адвокатуры.

    В связи с этим представляется необходимым исключить из предложенной
редакции пункта 6 статьи 17 слова <участием адвоката в защите
(представительстве) интересов доверителя, а также получать соответствующие
объяснения от адвоката>, заменив их словами <обстоятельствами, являющимися
основанием для прекращения статуса адвоката>.

    Также представляется необоснованным сокращение срока рассмотрения
представления территориального органа государственной регистрации с трех до
одного месяца, особенно в свете предлагаемого расширения полномочий
указанного органа на получение сведений о деятельности адвоката, поскольку
полученные таким образом материалы могут потребовать встречной - со стороны
адвокатской палаты - проверки с тем, чтобы соблюсти баланс между интересами
государства и общества в целом, с одной стороны, и самостоятельностью
института адвокатуры - с другой. В связи с этим предлагаем сохранить
трехмесячный срок рассмотрения адвокатской палатой представления
территориального органа государственной регистрации.

    Пожизненный запрет на повторное получение статуса адвоката лицом,
ранее лишенным этого статуса, является чрезмерным, тем более что даже
уголовное законодательство предусматривает в качестве меры наказания
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на определенный срок, но не пожизненно.

    Целесообразно поэтому установить срок (до 5 лет), в течение
которого лицо, ранее лишенное статуса адвоката, не может вновь приобрести
этот статус.

    С целью исключения случаев получения лицами, лишенными статуса
адвоката, указанного статуса в ином субъекте Российской Федерации
необходимо создать - в дополнение к существующим региональным реестрам
адвокатов - единый общероссийский реестр адвокатов, содержащий сведения
о лишении лица статуса адвоката.

    Необходимо дополнить Федеральный закон <Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации> нормой, наделяющей
территориальный орган государственной регистрации правом направлять в
адвокатскую палату представление о привлечении адвоката к
дисциплинарной ответственности. Существующее право территориального
органа государственной регистрации обращаться в адвокатскую палату
только с представлением о прекращении статуса адвоката ущемляет как
права указанного органа, поскольку он не может обратиться в адвокатскую
палату с представлением о привлечении адвоката к дисциплинарной
ответственности, так и адвоката, в отношении которого может быть
применена чрезмерная мера наказания (прекращение статуса адвоката) за
несущественный проступок.

    Учитывая изложенное, Московская городская Дума не поддерживает
указанный законопроект, а в случае принятия его в первом чтении будет
вносить указанные поправки.



    Редактор проекта:
    депутат Московской
    городской Думы
    В.М.Платонов
    623-50-80
    25 июня 2008 года