Органы исполнительной власти города Москвы проводят целена-
правленную работу по информированию международной общественности о
стремительных изменениях, происходящих в российской столице, перс-
пективных городских программах и планах на будущее. Действует ряд
интернет-порталов, налажен выпуск и распространение солидных пери-
одических изданий. Информационные материалы регулярно размещаются
в российских и зарубежных СМИ, издаются книги о Москве, ее истории
и международных связях.
Все это, безусловно, способствует повышению международного
престижа города Москвы и развитию наметившейся тенденции к более
позитивному восприятию России в мировом сообществе.
Вместе с тем эти меры пока не привели к изменению сложившейся
за рубежом информационной ситуации по городу Москве,
характеризующейся дефицитом объективных данных о городе Москве,
развитии его экономического, культурного, спортивного, научного и
иного потенциала. В сообщениях СМИ по-прежнему преобладает нега-
тивная информация о Москве.
Очевидно, что искаженное представление о городе в определен-
ной степени затрудняет процесс укрепления доверия к Москве, нега-
тивно влияет на развитие сотрудничества с зарубежными партнерами,
осложняет работу по реализации крупнейших международных проектов,
таких как продвижение кандидатуры города Москвы в качестве места
проведения олимпийских игр и всемирных универсальных выставок,
сдерживает привлечение инвестиций в экономику города Москвы, раз-
витие туризма.
Зарубежный опыт свидетельствует, что деятельность по повыше-
нию международного престижа квалифицируется руководством ведущих
городов мира (Нью-Йорк, Париж, Берлин, Шанхай, Сеул и др.) как са-
мостоятельное и приоритетное направление. Затраты на реализацию
имиджевых проектов рассматриваются как необходимые и высокорента-
бельные вложения. Программы повышения международной привлекатель-
ности неизменно предполагают системный подход к использованию ре-
сурсов и возможностей.
Таким образом, очевидна необходимость выделения работы по по-
вышению международного авторитета города Москвы в качестве
самостоятельного направления, проведения всеми органами
исполнительной власти города единой, скоординированной политики,
базирующейся на планах и программах, обеспеченных с
организационной и финансовой точек зрения.
В этих целях Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию работы по повышению международного ав-
торитета города Москвы (приложение).
2. Сформировать Совет по международной информации при Мэре
Москвы для выработки и проведения единой информационной политики
на международной арене, принятия решений в сфере связей с общест-
венностью и повышения международного авторитета города, а также
координации этой деятельности в рамках Правительства Москвы и со
структурами на федеральном уровне.
3. Департаменту международных связей города Москвы и
Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы до 28 апреля 2005 г. в
установленном порядке внести на рассмотрение Правительства Москвы
Положение о Совете по международной информации при Мэре Москвы.
4. Органам исполнительной власти города Москвы в течение двух
месяцев разработать и представить в Департамент международных свя-
зей города Москвы для обобщения конкретные предложения для включе-
ния в план мероприятий по повышению международного авторитета го-
рода Москвы на 2005 год.
В последующем представлять предложения для включения в план
мероприятий по повышению международного авторитета города Москвы
на предстоящий год к 15 декабря предыдущего года.
5. Департаменту международных связей города Москвы и
Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы:
5.1. До 15 мая 2005 года представить Мэру Москвы сводный план
мероприятий по повышению международного авторитета города Москвы
на 2005 год.
5.2. Совместно с Комитетом по туризму города Москвы в работе
по формированию положительного восприятия города Москвы за рубежом
активно использовать возможности международного сотрудничества, в
том числе с зарубежными общественными организациями и движениями,
организациями соотечественников, зарубежными СМИ.
5.3. Совместно с Комитетом по туризму города Москвы и Комите-
том по телекоммуникациям и средствам массовой информации города
Москвы до 20 мая 2005 г. в установленном порядке внести предложе-
ние об организации Московского международного информационного
центра (на базе ОАО "Туристский информационный центр города Моск-
вы", с его согласия).
6. Департаменту международных связей города Москвы, Комитету
общественных связей города Москвы и Комитету по туризму города
Москвы в целях развития международного сотрудничества города Моск-
вы и повышения его авторитета за рубежом в порядке, установленном
федеральным законодательством, оказать содействие в организации
деятельности Московского союза обществ дружбы.
7. Департаменту международных связей города Москвы до 1 июня
2005 г. разработать предложения о формировании механизма привлече-
ния средств из внебюджетных источников на реализацию программы по-
вышения международного авторитета города Москвы.
8. Департаменту международных связей города Москвы совместно
с Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы, Комитетом по туризму
города Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой
информации города Москвы, Комитетом по культуре города Москвы и
Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы до
1 июля 2005 г. разработать и внести в установленном порядке на
рассмотрение Правительства Москвы Комплексную целевую среднесроч-
ную программу повышения международного авторитета города Москвы на
2006-2008 годы.
9. Для наиболее полного информирования международной общест-
венности, политических и бизнес-кругов об инвестиционной привлека-
тельности города Москвы, его ближайших и перспективных планах и
масштабных проектах:
9.1. Комитету по туризму города Москвы обеспечить в установ-
ленном порядке продолжение издания ежемесячного иллюстрированного
журнала "Москва сегодня и завтра" на русском и английском языках,
ориентированного на туристов и гостей города Москвы.
9.2. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой ин-
формации города Москвы организовать в установленном порядке изда-
ние и распространение международного иллюстрированного журнала
"Открытый город - Москва" на иностранных языках.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю
за собой.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 марта 2005 г. N 155-ПП
Концепция работы по повышению
международного авторитета города Москвы
В современном мире международный авторитет столичных городов,
особенно мегаполисов, является мощным фактором, оказывающим су-
щественное влияние практически на все процессы их развития. Поэто-
му формирование положительного образа города, повышение его авто-
ритета в мировом сообществе повсеместно понимается как серьезная и
важная работа, самостоятельное и приоритетное направление деятель-
ности. Затраты на реализацию имиджевых проектов считаются не толь-
ко необходимыми, но и высокорентабельными вложениями.
Полностью разделяя подходы к данной проблеме, сложившиеся в
мировой практике, следует отметить, что работа по повышению между-
народного авторитета российской столицы, проводимая Правительством
Москвы, является составной частью единой государственной политики.
Все свои действия органы исполнительной власти города согласовыва-
ют со структурами Правительства Российской Федерации, и в первую
очередь - с Министерством иностранных дел.
В современных условиях работе по повышению международного ав-
торитета города Москвы необходимо придать новое качество. Эта ра-
бота при всем своем многообразии должна базироваться на ряде сос-
тавляющих. Наиболее важные из них: информационная, деловой автори-
тет столицы, туристский имидж, спорт, работа с соотечественниками,
проживающими за рубежом. В эту деятельность должны быть вовлечены
не только органы исполнительной власти города, но и видные оте-
чественные и иностранные специалисты, политологи, бизнесмены, дея-
тели культуры, общественные деятели, представители средств массо-
вой информации.
Необходимо развернуть активную и целенаправленную информаци-
онно-пропагандистскую работу как на зарубежную, так и на российс-
кую аудиторию. Эффективности этой деятельности будет способство-
вать в первую очередь мониторинг, предполагающий системное отсле-
живание информации о Москве, публикуемой в России и за ее предела-
ми. Как известно, в настоящее время в зарубежных публикациях о
Москве по-прежнему преобладает негативная информация. В значитель-
ной степени она основывается на оценках советологов, всю свою
жизнь посвятивших идеологической борьбе с нашей страной. Поэтому
одной из задач является перелом негативных подходов, изживших себя
стереотипов восприятия Москвы за рубежом.
В этом контексте исключительно важно ликвидировать ныне су-
ществующий дефицит достоверной информации о развитии российской
столицы, об осуществляемых и разрабатываемых программах в социаль-
ной области, в сфере коммунального и жилищного строительства, эко-
логии, повышения деловой активности, создания благоприятного ин-
вестиционного климата. Важна конкретная и аргументированная инфор-
мация о мерах, предпринимаемых Правительством Москвы на тех нап-
равлениях, которые сдерживают развитие города или вызывают недо-
вольство жителей и его гостей. Особенно необходимы сведения о
конкретных успехах в этой работе.
Задача состоит в том, чтобы не только изменить тональность
информационного массива, но добиться, чтобы эти сведения проникали
в широкие слои населения России и зарубежных стран, находили от-
ражение в отечественных и зарубежных СМИ. Необходимо наладить эф-
фективную работу с наиболее авторитетными, современно мыслящими
журналистами.
Для доведения достоверной информации о Москве до зарубежной
аудитории следует более активно использовать и такие каналы, как
дипломатические, консульские учреждения, торговые представительст-
ва России за рубежом.
Важное место в информировании зарубежной общественности о
современной Москве отводится также сети Интернет. Здесь нужно за-
действовать несколько направлений. Первое, расширять информацион-
ную насыщенность собственных порталов. Второе, повышать их "индекс
цитирования" - обеспечение возможности первоочередного выхода на
порталы через различные поисковые системы. Третье, заключать
"кросс промоушн" соглашения с крупными компаниями, специализирую-
щимися на поддержке популярных порталов. Четвертое, предоставлять
сведения о Москве фирмам, аккумулирующим информационные базы в це-
лях их последующей передачи на платной или безвозмездной основе
другим организациям, в том числе средствам массовой информации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Москва как
субъект федерации наделена правом устанавливать партнерские связи
с городами и регионами других стран, а также правом внешнеэкономи-
ческой деятельности, в том числе в области реализации международ-
ных бизнес-проектов. И здесь, в области делового авторитета, рос-
сийская столица имеет серьезные успехи. Достаточно сказать, что ни
одна фирма, взаимодействующая с властями города, не потеряла в
Москве свои финансовые средства. Учитывая это, а также имея высо-
кий инвестиционный рейтинг, город может предложить себя как объект
для иностранных инвестиций. Подобную информацию Москва максимально
должна доводить до мирового бизнес-сообщества, используя все имею-
щиеся у нее возможности, в том числе поддерживая и насыщая инфор-
мацией те печатные издания, которые работают на зарубежную аудито-
рию. Важно также размещать больше статей о привлекательности Моск-
вы для бизнеса в иностранных средствах массовой информации. Для
этого требуется системная работа по подготовке и предоставлению
выверенной информации о Москве зарубежным информационным агент-
ствам.Следует также существенно увеличить выпуск информационных и
справочных изданий на бумажных и электронных носителях, в кино- и
видеоверсиях.
Огромную роль в формировании положительного образа города иг-
рает туризм. В целях повышения авторитета Москвы как города, бла-
гоприятного для туризма, предстоит дальнейшее развитие созданного
в 2003 году Туристического информационного центра (ТИЦ) города
Москвы как центра организации информационно-справочной работы,
распространения рекламных материалов о Москве в самом городе, за
его пределами и за рубежом России, как центра по организации кам-
паний, направленных на формирование положительного имиджа города.
Ближайшей задачей является создание сети выносных информационных
бюро ТИЦ, оснащенных инфоматами и объединенных электронной сетью
по всему городу и в местах потенциального интереса к Москве за ру-
бежом.
Созданию положительного образа столицы как города, благопри-
ятного для туризма, в том числе экологического, способствуют: при-
родоохранная деятельность, направленная на сохранение и развитие
уникального природного наследия на территории самого северного ме-
гаполиса мира; работа на международных выставках и ярмарках, соп-
ровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями; разработка и выпуск
новых видов полиграфической и рекламно-информационной продукции;
издание сводного календаря событий, интересных для приезжающих ту-
ристов; работа с иностранными журналистами, приглашаемыми в Москву
на пресс-туры; организация рекламных и РR-кампаний Москвы как объ-
екта туризма в регионах Российской Федерации и за рубежом.
В части создания в городе комфортной информационной среды для
туристов необходимо: изготовление и установка информационных таб-
ло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых ту-
ристами, дублирующих русский текст текстом в латинской транскрип-
ции; ведение активной пропагандистской кампании в Москве, разъяс-
няющей и поддерживающей мероприятия городских властей по развитию
города как туристского центра, воспитывающей москвичей в духе гос-
теприимства и доброжелательного отношения к приезжающим туристам -
российским и иностранным.
Очень важно, чтобы у зарубежных туристов, приезжающих сегодня
в Москву, остались не только хорошие впечатления о нашем городе.
Не менее важно и то, чтобы эти впечатления, добрые отзывы о рос-
сийской столице они донесли до своих соотечественников. И если
российская столица как центр туризма интересна, привлекательна,
комфортна, безопасна и удобна, то авторитет мегаполиса будет рас-
ти. В этом аспекте важную роль необходимо отвести такому понятию,
как имидж территории, а органам исполнительной власти города Моск-
вы в своей деятельности уделить данному направлению серьезное вни-
мание.
Активные, многовекторные и разноаспектные связи Москвы с за-
рубежными партнерами являются существенным фактором, работающим на
повышение международного авторитета города. Вместе с тем практика
показывает, что информация о таком сотрудничестве в основном явля-
ется достоянием людей и структур, которые непосредственно занима-
ются данной работой. Учитывая это, при реализации программ и про-
ектов международного сотрудничества необходимо предоставлять нашим
партнерам содержательную, свежую и подробную информацию о Москве,
практиковать включение в документы положений о широком распростра-
нении на паритетных началах сведений о городе-партнере.
Ежегодно в Москве и за рубежом проходит большое количество
международных форумов по различным вопросам. Многие из них привле-
кают пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения. Подобные мероприятия также дают возможность раз-
вертывать вокруг них серьезную информационно-разъяснительную рабо-
ту, прежде всего по темам туристской и инвестиционной привлека-
тельности Москвы.
Осуществление в Москве крупных международных проектов, таких
как организация олимпиад и всемирных универсальных выставок, поми-
мо серьезных прямых и косвенных материальных дивидендов, сущест-
венно повышает престиж страны и города.
Спортивная составляющая в продвижении международного автори-
тета города Москвы - это комплексная и многоплановая задача, кото-
рую нельзя рассматривать в отрыве от множества спортивных меропри-
ятий, право на проведение которых город уже получил или планирует
получить. Традиционно являясь одним из самых крупных спортивных
центров мира, российская столица продолжает укреплять свои позиции
в этом направлении, в том числе принимая участие в состязании за
право проведения Олимпийских Игр 2012 года. Войдя в число пяти го-
родов-кандидатов, Москва наглядно продемонстрировала свой высокий
авторитет в международном Олимпийском движении.
Борьба за выдвижение кандидатуры Москвы на право проведения
как Олимпийских игр 2012 года, так и других крупных международных
соревнований является одновременно важной целью и мощным инстру-
ментом продвижения имиджа нашей столицы. Сам процесс выдвижения
объективно повышает интерес мировой общественности к жизни города,
и задача состоит в том, чтобы стимулировать приезд в наш город
максимального количества журналистов. В этот период особенно акту-
альны публикации в СМИ, повествующие о колоссальном прогрессе в
развитии Москвы и ее огромном потенциале.
Москвой накоплен беспрецедентный опыт в организации масштаб-
ных спортивных и зрелищных мероприятий. Достаточно сказать, что
Олимпиада 1980 года до сих пор считается одной из лучших по уровню
организации за всю историю Олимпийского движения.
Участие Москвы в конкурентной борьбе за право проведения
Олимпиады 2012 года, а также в предстоящей - за организацию ЭКС-
ПО2015 следует рассматривать как самостоятельные мощные PR-кампа-
нии, которые сыграют позитивную роль в деле повышения авторитета
российской столицы вне зависимости от того, удастся ли провести
эти мероприятия в Москве.
В работе по формированию положительного образа России и Моск-
вы необходимо широко использовать всемирно признанный высокий ав-
торитет российской научной мысли и культуры, являющихся существен-
ной составной частью достижений мировой цивилизации. В контексте
активной разработки данного направления важное значение будет
иметь как распространение знаний по истории российского государс-
тва, российской науки и культуры, так и активная презентация их
нынешнего уровня развития в нашем городе и стране в целом.
В работе по повышению международного авторитета города Москвы
необходимо активно задействовать организации российских соотечест-
венников за рубежом. Наши соотечественники уже интегрированы и ас-
симилированы в зарубежных государствах. К подавляющему их боль-
шинству там относятся с уважением. Многие из них занимают видное
место в обществе. К примеру, президент Французской академии госпо-
жа Элен Каррер Д'Анкос - наша соотечественница. Естественно, что
ее мнение о России, Москве имеет большое значение. Подобные факто-
ры необходимо включить в арсенал пропагандистской работы.
Таким образом, многоаспектный и сложный характер проблемы дик-
тует необходимость разработки Комплексной целевой среднесрочной
программы повышения международного авторитета города Москвы на
2006-2008 годы (далее - Комплексная программа). Программа должна
быть многоступенчатой, скоординированной не только в рамках Прави-
тельства Москвы, но и на федеральном уровне. Данная работа требует
значительных финансовых затрат. Поэтому необходимо разработать и
создать механизм привлечения и внебюджетных средств для финансиро-
вания мероприятий, направленных на повышение международного авто-
ритета и привлекательности города.
Для выработки и проведения единой информационной политики,
принятия решений по связям с общественностью, координации этой де-
ятельности в рамках Правительства Москвы и со структурами на феде-
ральном уровне представляется целесообразным сформировать Совет по
международной информации при Мэре Москвы.
Для реализации Комплексной программы предлагается создать
Московский международный информационный центр.
Ожидаемые результаты. Реализация Комплексной целевой среднес-
рочной программы повышения международного авторитета города Москвы
на 2006-2008 годы позволит, как представляется, добиться значи-
тельных успехов в повышении репутации города в глазах мирового со-
общества, а также и в социально-экономическом развитии города. В
качестве потенциальных результатов выполнения Комплексной програм-
мы могут рассматриваться повышение привлекательности города для
российских и зарубежных бизнесменов и инвесторов, расширение экс-
порта и импорта, существенное увеличение количества туристов, по-
сещающих наш город, укрепление позиций Москвы как столицы мирового
уровня.