Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Постановление Московской городской Думы
№ 159 от 12 мая 2010 года
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы М.И. Антонцеву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"2. Если ребенок родился у матери, состоящей в браке, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса) либо если мать ребенка и ее супруг (бывший супруг) совместно не заявляют, что супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.";
2) пункт 3 статьи 51 изложить в следующей редакции:
"3. Если ребенок родился у матери, не состоящей в браке, либо если с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка прошло более трехсот дней, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка - по ее указанию.
По желанию матери сведения об отце в запись акта о рождении могут не вноситься.";
3) статью 52 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Требование матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга) об установлении происхождения от них ребенка не может быть удовлетворено, если ранее они заявили в порядке, установленном пунктом 2 статьи 48 настоящего Кодекса, что супруг (бывший супруг) отцом ребенка не является.";
4) пункт 5 статьи 58 изложить в следующей редакции:
"5. Если отцовство не установлено, имя и отчество ребенку даются по указанию матери либо отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Предлагаемый законопроект разработан в целях изменения допускающих неоднозначное толкование положений Семейного кодекса Российской Федерации об установлении происхождения детей и создания механизма внесудебного порядка установления происхождения ребенка в случае, если супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является и спор о происхождении ребенка между ними отсутствует.
Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации "если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке".
Данная норма имеет внутренний конфликт. Происхождение ребенка от мужа (бывшего мужа) матери как условие указания его отцом ребенка вступает в противоречие с иным условием, предусмотренным этой нормой, - "если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса)". Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, доказывание иного теряет смысл.
Действующая редакция пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации содержит положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" указывает на наличие коррупциогенных факторов.
Кроме того, обязательный судебный порядок установления происхождения ребенка в отсутствие спора между заинтересованными сторонами приводит к необоснованным судебным процедурам, количество которых постоянно растет. Например, в городе Москве в 2006 году было рассмотрено 188 таких дел, в 2007 году - 206, в 2008 году - 225, в 2009 году - 284. В 80 процентах случаев при вынесении решений по рассматриваемым вопросам суд принял признание иска ответчиком. Необходимость прохождения в данной ситуации психологически тяжелой судебной процедуры ущемляет законные права и интересы матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга), а также интересы ребенка.
Внесение изменений в пункт 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации влечет за собой изменение редакций пункта 3 статьи 51 и пункта 5 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации.
Дополнение статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации новым пунктом 4 направлено на обеспечение правовых гарантий добросовестного использования права, предоставленного матери ребенка и ее супругу (бывшему супругу).
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного проекта федерального закона потребует внесения изменений в статью 17 и пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", а также в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в части установления формы совместного заявления матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга) о том, что супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является.
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.