Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 160 от 12 мая 2010 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Срок выполнения поручения по пункту 2 продлен до 30 декабря 2012 года (постановление Московской городской Думы от 01.02.2012 N 14).
Срок выполнения поручения по пункту 2 продлен до 30 декабря 2011 года (постановление Московской городской Думы от 21.09.2011 N 245).
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы И.С. Протопопову.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" И СТАТЬЮ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"
Статья 1
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
"Статья 23.1. Порядок проведения проверок юридических лиц на предмет соблюдения обязательных требований к лицензируемым видам деятельности
1. Проверка деятельности или действий (бездействия) юридических лиц, проверка производимых и реализуемых ими этилового спирта и алкогольной продукции на предмет соблюдения обязательных требований к лицензируемым видам деятельности, установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (далее - обязательные требования к лицензируемым видам деятельности), проводится только тем должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о ее проведении.
2. Срок проверки не должен превышать один месяц.
3. В целях проверки соблюдения юридическими лицами обязательных требований к лицензируемым видам деятельности уполномоченный орган государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводит плановые проверки.
В отношении одного юридического лица плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
4. Предметом внеплановой проверки являются соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции обязательных требований к лицензируемым видам деятельности, выполнение предписаний уполномоченных органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к лицензируемым видам деятельности;
2) осуществление контроля уполномоченным органом государственного контроля (надзора) за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений и (или) решения о приостановлении действия лицензии;
3) истечение срока приостановления действия лицензии - в целях принятия уполномоченным органом государственного контроля (надзора) решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;
4) обращение юридического лица в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) с заявлением о возобновлении действия лицензии до истечения срока исполнения решения о приостановлении действия лицензии - в целях принятия уполномоченным органом государственного контроля (надзора) решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;
5) прекращение юридическим лицом деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в месте нахождения объекта лицензирования, указанном в лицензии, на заявленной площади;
6) поступление в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) жалоб, обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, нанесения ущерба безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действиями (бездействием) иных лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований к лицензируемым видам деятельности.
Жалобы, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.".
Статья 2
Внести в часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441) изменение, дополнив ее после слов "психотропных веществ" словами ", государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"
На протяжении последних лет доля производства и оборота нелегальной алкогольной продукции не сокращается, увеличивается количество смертельных случаев от ее употребления, растет преступность в этой сфере.
С 2006 года на уровне субъектов Российской Федерации единственными механизмами контроля за оборотом алкогольной продукции остаются лицензирование ее розничной продажи и контроль за соблюдением соответствующих обязательных требований к лицензируемым видам деятельности, установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
В связи с этим возникла необходимость внесения изменений в Федеральные законы от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Федеральные законы N 171-ФЗ и N 294-ФЗ призваны в целях упорядочения механизма проведения проверок (как плановых, так и внеплановых) юридических лиц, производящих и реализующих алкогольную продукцию, реформировать порядок осуществления государственного контроля за их деятельностью со стороны органов исполнительной власти.
Практика показала, что положения Федерального закона N 294-ФЗ неприемлемы для осуществления государственного контроля на алкогольном рынке, так как субъекты Российской Федерации, на которые возложена эта обязанность, не могут реализовать ее в полной мере.
Так, например, при уведомлении юридических лиц о дате проведения проверки они временно закрывают соответствующие предприятия, в срочном порядке снимают с продажи нелегальную алкогольную продукцию, что сводит к минимуму эффективность проверок и делает невозможным наведение порядка на алкогольном рынке.
Внесение рассматриваемого проекта федерального закона будет способствовать выполнению поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о необходимости изменения ситуации в алкогольной отрасли в целях защиты жизни и здоровья населения и не допустит ослабления государственного регулирования в данной сфере.
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" И СТАТЬЮ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует внесения изменений, принятия, приостановления, признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ" И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует расходов за счет средств федерального бюджета.