В результате совместной и конструктивной работы исполнитель-
ной и законодательной власти г.Москвы был принят Закон города
Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на
2002 год". Бюджетные показатели текущего года сбалансированы и
обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами все отрасли го-
родского хозяйства. В соответствии с требованиями Бюджетного ко-
декса Российской Федерации до начала финансового года сформирована
и утверждена роспись доходов и расходов бюджета города Москвы на
2002 год.
Бюджет города Москвы на 2002 год утвержден по доходам в сумме
243239,2 млн.рублей, по расходам - 253114,4 млн.рублей с превыше-
нием расходов над доходами в объеме 9875, 2 млн.рублей. В качестве
источников финансирования дефицита бюджета города Москвы определе-
но привлечение заемных средств.
Общий объем долговых обязательств города и программа заимст-
вований 2002 года соответствуют нормативам, предусмотренным Бюд-
жетным кодексом Российской Федерации.
Доходная часть бюджета города утверждена с учетом состоявших-
ся решений по изменению федерального и городского налогового зако-
нодательства, а также установленных на 2002 год нормативов распре-
деления федеральных регулирующих налогов между уровнями бюджетной
системы.
В расходной части бюджета города на 2002 год сохранена соци-
альная направленность использования бюджетных средств: на финанси-
рование социальной сферы предусмотрено 71973 млн.рублей, городско-
го хозяйства - 57092,2 млн.рублей, инвестиционной программы горо-
да - 37462,4 млн.рублей.
В условиях изменения структуры доходной части городского бюд-
жета принятые бюджетные показатели 2002 года являются достаточно
напряженными. В связи с этим не теряют своей актуальности вопросы
дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в городе Москве,
укрепления финансовой дисциплины в расходовании бюджетных средств
и мобилизации дополнительных финансовых ресурсов.
Правительство Москвы постановляет:
1. Считать одной из приоритетных задач деятельности Прави-
тельства Москвы в 2002 году безусловное выполнение положений Зако-
на города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города
Москвы на 2002 год", а также обеспечение максимальной аккумуляции
финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы Прави-
тельства Москвы по социально-экономическому развитию города в 2002
году.
2. Определить объемы заданий по мобилизации в 2002 году дохо-
дов в бюджет города Москвы:
2.1. Управлению Министерства по налогам и сборам Российской
Федерации по г.Москве совместно с межрегиональными инспекциями Ми-
нистерства по налогам и сборам Российской Федерации - по поступле-
нию контролируемых доходов в сумме 212969,6 млн. рублей, включая
платежи в целевой бюджетный территориальный дорожный фонд в объеме
26700 млн. рублей.
2.2. Комплексу по имущественно-земельным отношениям Прави-
тельства Москвы - в объеме 11115,6 млн. рублей, включая доходы от
продажи государственного имущества в сумме 1744 млн.рублей, отно-
сящиеся к источникам покрытия дефицита.
2.3. Главному управлению внутренних дел г.Москвы и подведом-
ственному ему Управлению государственной инспекции безопасности
дорожного движения - по формированию доходов целевого бюджетного
фонда безопасности дорожного движения в сумме 338,1 млн.рублей.
2.4. Департаменту инвестиционных программ строительства горо-
да Москвы - по формированию доходов целевого бюджетного жилищ-
но-инвестиционного фонда в сумме 14861,1 млн.рублей.
2.5. Департаменту природопользования и охраны окружающей сре-
ды Правительства Москвы совместно с Управлением Министерства по
налогам и сборам Российской Федерации по г.Москве - по формирова-
нию целевого бюджетного территориального экологического фонда в
сумме 525 млн.рублей.
2.6. Управлению Правительства Москвы по делам наружной рекла-
мы, информации и оформления города - в сумме 857 млн.рублей.
3. В связи с ликвидацией целевых бюджетных фондов борьбы с
преступностью и пожарной безопасности:
3.1. Установить, что средства, ранее являвшиеся источниками
формирования указанных целевых бюджетных фондов, за проведение
исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных
средств, а также за регистрацию граждан, постоянно проживающих за
пределами России, с 1 января 2002 года подлежат зачислению на счет
Главного управления внутренних дел г.Москвы по учету средств от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый
в Управлении федерального казначейства Министерства финансов Рос-
сийской Федерации по городу Москве.
3.2. Главному управлению внутренних дел г.Москвы и подведомс-
твенным ему структурам с 1 января 2002 года обеспечивать направле-
ние денежных средств, поступавших ранее в целевые бюджетные фонды
(за исключением поименованных в пункте 3.1), в бюджет города
Москвы.
4. В целях мобилизации дополнительных доходов в бюджет города
Москвы в 2002 году:
4.1. Поручить Управлению Министерства по налогам и сборам
Российской Федерации по г.Москве при проведении контрольных прове-
рок обращать особое внимание на правильность применения налогового
законодательства с учетом изменений, введенных в действие с 1 ян-
варя 2002 года.
4.2. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы с учетом внесения изменений в порядок определения
ставок арендной платы за использование нежилых помещений, находя-
щихся в собственности города Москвы, до 1 апреля 2002 года пред-
ставить в Правительство Москвы предложения по возможному увеличе-
нию объема неналоговых доходов в 2002 году с учетом сохранения
действующих льгот для субъектов малого предпринимательства.
4.3. Московскому земельному комитету:
4.3.1. Совместно с Департаментом финансов г.Москвы в I квар-
тале 2002 года внести в Правительство Москвы предложения о необхо-
димых изменениях в нормативно-правовых документах города Москвы в
части порядка проведения конкурсов по продаже прав аренды земли и
расчетов с организаторами данных конкурсов.
4.3.2. Подготовить предложения о внесении изменений в Закон
города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы
на 2002 год" в части уточнения в 2002 году коэффициентов индекса-
ции ставок арендной платы за землю и объема доходов бюджета и не
позднее 15 марта 2002 года представить их в Департамент финансов
г.Москвы.
4.4. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы и Московскому земельному комитету совместно с пре-
фектурами административных округов и районными Управами продолжить
работу по выявлению фактов незаконного или нецелевого использова-
ния нежилых помещений и земельных участков в целях дополнительного
привлечения арендных платежей в бюджет города.
4.5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы, Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и
услуг, Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Моск-
вы при использовании бюджетных ассигнований, выделенных на финан-
сирование соответствующих отраслей городского хозяйства, уделять
особое внимание вопросам поддержки отечественных товаропроизводи-
телей, а также увеличению налогового потенциала города.
5. Во исполнение Программы государственных заимствований го-
рода Москвы в 2002 году:
5.1. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка
Правительства Москвы:
5.1.1. Обеспечить привлечение заемных средств в сумме 13074,8
млн. рублей с поквартальным распределением, утвержденным распоря-
жением Правительства Москвы от 10 декабря 2001 года N 460-РП "О
распределении бюджетных показателей, утвержденных Законом города
Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на
2002 год".
5.1.2. Совместно с Департаментом инвестиционных программ
строительства города Москвы до 1 апреля 2002 года внести в Прави-
тельство Москвы предложения по реализации принципа единого заемщи-
ка, включая привлечение краткосрочных банковских кредитов для
обеспечения функционирования целевого бюджетного жилищно-инвести-
ционного фонда в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона го-
рода Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы
на 2002 год".
5.2. Департаменту финансов г.Москвы направлять привлекаемые
заемные средства на финансирование дефицита бюджета города Москвы
в сумме 9875,2 млн. рублей и погашение долговых обязательств прош-
лых лет в порядке их реструктуризации в объеме 3199,6 млн. рублей.
5.3. Установить, что в соответствии с утвержденной на 2002
год Программой государственных заимствований города Москвы госу-
дарственные гарантии города за третьих лиц не предоставляются.
6. В целях обеспечения ритмичного финансирования расходов
бюджета города Москвы и в связи с поэтапным переходом на казна-
чейскую систему исполнения бюджета установить, что в 2002 году:
6.1. Финансирование расходов в части средств, перечисляемых
на бюджетные счета главных распорядителей бюджетных средств, осу-
ществляется:
- по учреждениям Комплекса социальной сферы Правительства
Москвы (без Комитета социальной защиты населения Москвы) с указа-
нием кодов разделов и подразделов функциональной классификации
расходов бюджета;
- по учреждениям Комитета социальной защиты населения Москвы
с указанием кодов разделов и подразделов функциональной классифи-
кации и кодов экономической классификации;
- по правоохранительным органам и органам государственной
власти с указанием кодов разделов, подразделов, целевых статей и
видов расходов функциональной классификации.
6.2. Отражение финансирования расходов бюджета, осуществляе-
мое через лицевые счета бюджетополучателей в органах Московского
городского казначейства, производится главными распорядителями и
распорядителями бюджетных средств на основании ежемесячного отче-
та, представляемого Московским городским казначейством.
7. Департаменту финансов г.Москвы:
7.1. До 1 мая 2002 года внести на рассмотрение Правительства
Москвы правила, регламентирующие действия финансовых органов,
главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных
средств по организации работы, связанной с предъявлением получате-
лям бюджетных средств исполнительных листов в условиях казначейс-
кой системы исполнения бюджета.
7.2. До 1 апреля 2002 года разработать порядок открытия и ве-
дения лицевых счетов для учета средств, полученных бюджетными уч-
реждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятель-
ности.
8. В целях усиления контроля за целевым использованием бюд-
жетных средств:
8.1. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных
средств обеспечить строгое соответствие объемов принимаемых обяза-
тельств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, объемам
утвержденных лимитов.
8.2. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
до 15 марта 2002 года совместно с городскими инвесторами сформиро-
вать титульные списки строек, подлежащих финансированию в преде-
лах бюджетных показателей, утвержденных Законом города Москвы от
23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год".
8.3. Возложить ответственность за целевое использование бюд-
жетных средств на инвесторов и заказчиков работ по обеспечению го-
родского заказа и строительству объектов инвестиционной программы
Правительства Москвы.
8.4. Осуществлять расходование средств, предусмотренных по
статьям "Оперативные мероприятия по борьбе с преступностью" и
"Расходы по укреплению материально-технической базы структур,
участвующих в обеспечении правопорядка на территории города Моск-
вы" на основании распорядительных документов Правительства Москвы.
8.5. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы обеспечить раздельный учет затрат по видам
работ, связанных с функционированием Единой информационной системы
"Жилище".
8.6. Государственному учреждению "Главное управление охраны
памятников г.Москвы" в I квартале 2002 года представить в Департа-
мент финансов г.Москвы утвержденный руководителем Комплекса архи-
тектуры, строительства, развития и реконструкции города Правитель-
ства Москвы План реставрационных работ по памятникам монументаль-
ного искусства с указанием пообъектного направления бюджетных
средств, предусмотренных в бюджете города на указанные цели.
8.7. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы до 1 апреля 2002 года утвердить в установленном порядке
смету расходов на выполнение в 2002 году Плана мероприятий по
продвижению кандидатуры Российской Федерации в качестве организа-
тора Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010" с учетом реше-
ний, принятых Правительством Российской Федерации и Правительством
Москвы, а также мероприятий, проведенных в 2001 году.
8.8. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы до 15 марта 2002 года представить на рассмотрение
Правительства Москвы Программу участия города в хозяйственных об-
ществах на 2002 год в пределах ассигнований, предусмотренных в
бюджете города Москвы на 2002 год.
8.9. Управлению бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы:
8.9.1. Осуществлять расходование средств, предусмотренных в
бюджете города Москвы на 2002 год на подготовку и проведение Меж-
дународных спортивных юношеских игр 2002 года стран СНГ, Балтии и
регионов России, на основании смет расходов распорядителей бюджет-
ных средств, составленных в соответствии с объемами финансирова-
ния, утвержденными распоряжением Правительства Москвы от 21 ноября
2001 года N 378-РП "О финансовом обеспечении подготовки и проведе-
ния в 2002 году в Москве Международных спортивных юношеских игр
стран СНГ, Балтии и регионов России".
8.9.2. Совместно с Комитетом здравоохранения Москвы при ис-
пользовании ассигнований, утвержденных в бюджете города Москвы на
здравоохранение, обеспечить в полном объеме выполнение целевых
программ "Туберкулез", "АнтиВИЧ/СПИД", "Целевая диспансеризация",
а также мероприятий по развитию кардиологической помощи, транс-
плантологии, оснащению учреждений рентгенодиагностическими систе-
мами "РДС-Абрис".
8.10. Префектам административных округов осуществлять распре-
деление средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на обору-
дование приемных депутатов и обеспечение их деятельности в избира-
тельных округах, по согласованию с депутатами Московской городской
Думы, избранными по соответствующей территории.
8.11. Руководителям департаментов, комитетов, главных управ-
лений и управлений, префектам административных округов строго ру-
ководствоваться положением, утвержденным распоряжением Мэра Москвы
от 14 июля 2000 года N 752-РМ "О расходовании средств резервного
фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы".
9. В целях оптимизации расходов, предусмотренных в бюджете
города Москвы на 2002 год:
9.1. Управлению городского заказа Правительства Москвы:
9.1.1. Совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйс-
тва и благоустройства Правительства Москвы на конкурсной основе до
1 апреля 2002 года разместить заказ на разработку нормативов зат-
рат на работы при реализации мероприятий по программе "Мой двор,
мой подъезд" с утверждением формы задания по перечню работ, подле-
жащих выполнению, а также методики планирования доходов и расходов
по эксплуатации жилищного фонда.
Департаменту финансов г.Москвы по результатам проведения кон-
курса определить источники финансирования указанных работ.
9.1.2. Совместно с Департаментом экономической политики и
развития г.Москвы до 1 апреля 2002 года представить на рассмотре-
ние Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной
политике при Правительстве Москвы предложения об утверждении еди-
ного норматива на содержание службы заказчика по эксплуатации жи-
лищного фонда.
9.1.3. До 1 апреля 2002 года представить руководителю Комп-
лекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения по пе-
рераспределению ассигнований, предусмотренных на 2002 год Городс-
кому центру жилищных субсидий, между капитальными и текущими рас-
ходами с учетом анализа использования бюджетных средств, выделен-
ных в предыдущие годы, а также по направлению бюджетных средств,
предусмотренных на проведение организационных мероприятий, связан-
ных с реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства.
9.2. Управлению бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы:
9.2.1. Совместно с Комитетом здравоохранения Москвы до 1 ап-
реля 2002 года внести на рассмотрение руководителя Комплекса соци-
альной сферы Правительства Москвы предложения по уточнению расхо-
дов бюджета города Москвы на здравоохранение в связи с возможным
изменением порядка перечисления платежей на обязательное медицин-
ское страхование неработающего населения с зачислением их на счет
Московского городского фонда обязательного медицинского страхова-
ния.
9.2.2. Совместно с Комитетом социальной защиты населения
Москвы в первом полугодии 2002 года внести на рассмотрение Прави-
тельства Москвы предложения по изменению механизма начисления еже-
месячных компенсационных выплат пенсионерам в связи с началом
с 1 января 2002 года пенсионной реформы и изменением структуры
пенсионных выплат.
9.3. В части расходования бюджетных средств, выделяемых на
государственное управление, установить, что:
9.3.1. Изменения структуры аппарата управления в органах ис-
полнительной власти и районных Управах, в том числе связанные с
выполнением дополнительных функций, могут производиться исключи-
тельно в пределах утвержденного фонда оплаты труда и других лими-
тированных показателей в пределах средств, предусмотренных в бюд-
жете города Москвы на 2002 год на содержание соответствующих
структур.
9.3.2. Расходы по материально-техническому обеспечению дея-
тельности районных Собраний осуществляются главами районных Управ
за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2002
год на функционирование органов местного самоуправления.
Главам районных Управ обеспечить финансирование указанных
расходов в пределах смет расходов на содержание районных Управ.
10. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецовой Л.И., заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Орд-
жоникидзе И.Н. до 1 апреля 2002 года совместно с Департаментом
международных связей Правительства Москвы и Департаментом финансов
г.Москвы внести на рассмотрение Мэра Москвы предложения по упоря-
дочению расходов бюджета, направляемых на проведение массовых и
общественных мероприятий, включая организацию выставок, фестива-
лей, праздничных и благотворительных мероприятий, а также меропри-
ятий межрегионального и международного характера, с целью исключе-
ния практики расходования на указанные цели средств резервного
фонда, предусмотренного в бюджете города Москвы на 2002 год.
11. Комплексу социальной сферы Правительства Москвы совместно
с Управлением по работе с органами обеспечения безопасности Прави-
тельства Москвы и Департаментом финансов г.Москвы до 15 апреля
2002 года внести на рассмотрение Мэра Москвы предложения по коор-
динации деятельности органов исполнительной власти города по про-
ведению мероприятий по профилактике безнадзорности и правонаруше-
ний несовершеннолетних и финансовому обеспечению этих мероприятий
за счет средств бюджета города Москвы.
12. Предложить Управлению Министерства по налогам и сборам
Российской Федерации по г.Москве, Главному управлению внутренних
дел г.Москвы, Управлению Федеральной службы налоговой полиции Рос-
сийской Федерации по г.Москве, Московскому управлению внутренних
дел на железнодорожном транспорте МВД Российской Федерации, Мос-
ковскому управлению внутренних дел на воздушном и водном транспор-
те МВД Российской Федерации, Управлению исполнения наказаний Ми-
нистерства юстиции Российской Федерации по г.Москве в месячный
срок представить в Правительство Москвы проекты соглашений о сот-
рудничестве, предусматривающие финансирование из бюджета города
Москвы в 2002 году их деятельности по выполнению конкретных функ-
ций в интересах города.
Поручить общую координацию проведения указанной работы Комп-
лексу экономической политики и развития Правительства Москвы.
13. Комплексу экономической политики и развития Правительства
Москвы совместно с Департаментом финансов г.Москвы до 1 апреля
2002 года установить контролирующим органам, содержание которых
ранее осуществлялось за счет средств, взыскиваемых в форме финан-
совых и штрафных санкций, задание по привлечению доходов в бюджет
города Москвы не ниже уровня 2001 года.
14. В порядке реализации предложений, внесенных депутатами
Московской городской Думы при рассмотрении проекта закона города
Москвы "О бюджете города Москвы на 2002 год":
14.1. Поручить Комплексу социальной сферы Правительства Моск-
вы в первом полугодии 2002 года рассмотреть вопрос о целесообраз-
ности и необходимости разработки городской целевой программы по
дополнительной социальной поддержке за счет средств бюджета города
Москвы граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ка-
тастрофы на Чернобыльской АЭС, и представить соответствующие пред-
ложения Мэру Москвы.
14.2. Поручить Комплексу экономической политики и развития
Правительства Москвы совместно с отраслевыми комплексами городско-
го управления в первом полугодии 2002 года рассмотреть вопрос о
реализации Закона города Москвы от 12 апреля 2000 года N 8 "О вза-
имодействии органов власти города Москвы с негосударственными не-
коммерческими организациями" путем выделения бюджетных средств че-
рез систему грантов.
15. Во исполнение статьи 36 Закона города Москвы от 23 ноября
2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год" поручить Де-
партаменту финансов г.Москвы уточнять бюджетные показатели, выз-
ванные следующими обстоятельствами:
- направлением дополнительных доходов, полученных по источни-
кам формирования целевых бюджетных фондов;
- консолидацией в бюджете города внебюджетных ресурсов;
- консолидацией в бюджете города доходов от предприниматель-
ской и иной приносящей доход деятельности;
- поступлением средств от возврата бюджетных кредитов, выдан-
ных в предыдущие годы;
- направлением экономии расходов по статье "Обслуживание го-
сударственного долга" на погашение государственного долга;
- отражением затрат, произведенных в рамках кредитных согла-
шений, заключенных до 2002 года;
- направлением средств, получаемых от регионов Российской Фе-
дерации в качестве возврата временной финансовой помощи;
- перемещением ассигнований между главными распорядителями
средств бюджета города Москвы, разделами, подразделами и статьями
функциональной и экономической классификации расходов в пределах
10% утвержденных расходов;
- направлением экономии, образующейся при финансировании ин-
вестиционной программы;
- поступлением средств из федерального бюджета;
- добровольными взносами и взносами населения по договорам;
- осуществлением мер по сокращению встречных финансовых пото-
ков бюджетных учреждений;
- направлением средств резервного фонда;
- проведением расчетов по целевому погашению кредиторской за-
долженности получателей бюджетных средств, признанной в установ-
ленном порядке, в счет погашения задолженности по платежам в бюд-
жет на начало года.
16. Установить, что внесение изменений в ведомственную струк-
туру расходов бюджета города Москвы в связи с передачей полномочий
по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов рас-
ходов осуществляется на основании распорядительных документов Пра-
вительства Москвы.
17. Департаменту финансов г.Москвы внести на рассмотрение
Правительства Москвы во II квартале 2003 года вопрос об итогах ис-
полнения бюджета города Москвы за 2002 год.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первых заместителей и заместителей Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы в соответствии с распределением их обязанностей, а
в целом - на министра Правительства Москвы, руководителя Департа-
мента финансов г.Москвы Коростелева Ю.В.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру
Москвы в августе 2002 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков