Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 173-ПП от 29 марта 2005 года

Об утверждении Изменений и дополнений N 1 к Московским городским строительным нормам (МГСН) 5.02—99 «Проектирование городских мостовых сооружений»

     На основании  Закона города Москвы от 3 октября 2001 г.  N 64
"О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" и во ис-
полнение  распоряжения Премьера Правительства Москвы от 25 октября
2000 г. N 1050-РП "О мероприятиях по обеспечению пожарной безопас-
ности  3-го  транспортного  кольца"  и  распоряжения Правительства
Москвы от 2 декабря 2002 г.  N 1881-РП "О изменениях и дополнениях
к  Московским  городским  строительным  нормам МГСН 5.02-99 и МГСН
5.03-02 в части обеспечения пожарной безопасности при проектирова-
нии  и строительстве городских мостовых и тоннельных сооружений на
3-ем транспортном кольце" Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2005 г. Изменения и
дополнения N 1 к Московским городским строительным  нормам  (МГСН)
5.02-99 "Проектирование городских мостовых сооружений", утвержден-
ным  постановлением  Правительства  Москвы  от  7 сентября  1999 г.
N 848, согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого   заместителя  Мэра Москвы в Правительстве  Москвы  Ре-
сина В.И.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


.


                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 29 марта 2005 г. N 173-ПП





                           Правительство Москвы

  ----------------------------------------------------------------

          система нормативных документов в строительстве
             московские городские строительные нормы

  ----------------------------------------------------------------


               ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ  МОСТОВЫХ
                        СООРУЖЕНИЙ





           Изменения и дополнения N1 к МГСН 5.02-99










  ----------------------------------------------------------------

                              2005
 +-------------+--------------------+-------------------------+
 |ПРАВИТЕЛЬСТВО|МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ|Изменения и дополнения N1|
 |   МОСКВЫ    | СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ |  к МГСН 5.02-99         |
 |             |                    +-------------------------+
 |             |                    |  РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ    |
 +-------------+--------------------+-------------------------+






                ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ
                          СООРУЖЕНИЙ






             Изменения и дополнения N1 к МГСН 5.02-99





 +-------------------+-----------------------+--------------------+
 |      ВНЕСЕНО      |     УТВЕРЖДЕНЫ        |  СРОК ВВЕДЕНИЯ     |
 | Москомархитектурой|    Постановлением     |   в действие       |
 |                   |Правительства Москвы   |с <__> _____ 2005 г.|
 |                   |от ________ г.  N _____|                    |
 +-------------------+-----------------------+--------------------+
                               ПРЕДИСЛОВИЕ

     1. Разработано Федеральным государственным  учреждением  Все-
российским   научно-исследовательским  институтом  противопожарной
обороны МЧС России, Государственным унитарным предприятием Мосинж-
проект,  Управлением  государственной  противопожарной  службы МЧС
россии г.Москвы.

     Авторский коллектив:  д.т.н. Болодьян И.А., к.т.н. с.н.с. Бо-
родкин А.Н., к.т.н. Косачев А.А., к.т.н. Гуринович Л.В., инж. Вар-
шавский В.В.,  к.т.н.  Чирко А.С.,  инж.  Родин В.Ф., инж. Горюнов
С.Л., инж. Лохматов В.Е.

     2. Внесено на утверждение Управлением инженерно-транспортного
обеспечения Москомархитектуры.

     3. Подготовлено к утверждению и изданию Управлением  инженер-
но-транспортного обеспечения Москомархитектуры.

     4. Согласовано с Мосгосэкспертизой, Управлением государствен-
ной противопожарной службы МЧС  России  г.Москвы,  Центром  ГСЭН в
г.Москве, Москомархитектурой, Москомприродой.

     5. Принято  и введено в действие постановлением Правительства
Москвы от ___________ 2005 г. N ________




     Настоящий нормативный  документ  не  может быть полностью или
частично воспроизведен,  тиражирован и  распространен  в  качестве
официального издания без разрешения Москомархитектуры.
     Настоящие Изменения  и дополнения N1 к МГСН 5.02-99 "Проекти-
рование городских мостовых сооружений" разработаны в  соответствии
с Распоряжением Премьера Правительства Москвы N 1050 от 25.10.2000
г.  При разработке Изменений и дополнений N 1 к МГСН 5.02-99 обоб-
щены  результаты  научных исследований,  прогрессивные направления
отечественного и зарубежного опыта в области обеспечения  пожарной
безопасности  мостовых  сооружений,  а  также опыт применения МГСН
5.02-99 в практике проектирования,  строительства  и  эксплуатации
мостовых сооружений в г. Москве.
     1. П.1.1 изложить в редакции:  "Настоящие нормы распространя-
ются на проектирование в Москве новых и реконструкцию существующих
постоянных мостов, в том числе путепроводов любых типов, виадуков,
эстакад,  пешеходных и совмещенных мостов,  сооружений тоннельного
типа для прохода пешеходов и для проезда автомобильного транспорта
(далее по тексту сооружения в целом именуются как "мостовые соору-
жения"),  а также в части противопожарных требований на проектиро-
вание новых и реконструкцию существующих сооружений,  зданий и по-
мещений,  размещаемых  в  подэстакадном пространстве (пространстве
под мостовым сооружением в пределах его вертикальной проекции и  в
зоне не более 20 м от указанной проекции).
     2. Раздел 2 "Нормативные ссылки" дополнить следующими  норма-
тивными документами.
     ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность.Общие  требования.
     СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы.
     СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.
     СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей.
     СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий.
     СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
     СНиП 2.07.01-89* Градостроительство.  Планировка и  застройка
городских и сельских поселений.
     СНиП 2.08.02-89* Общественные  здания  и  сооружения.
     СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания.
     СНиП 31.03-2001 Производственные  здания.
     СНиП 31.04-2001 Складские здания.
     СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий.
     НПБ 88-01  Установки  пожаротушения  и сигнализации.  Нормы и
правила проектирования.
     НПБ 104-03  Проектирование систем оповещения людей о пожаре в
зданиях и сооружениях.
     НПБ 105-03  Определение категорий помещений и зданий по взры-
вопожарной и пожарной опасности.
     НПБ 236-97 Огнезащитные составы для стальных конструкций. Об-
щие требования. Методы определения огнезащитной эффективности.
     МГСН 4.13-97* Предприятия розничной торговли.
     МГСН 4.14-98 Предприятия  общественного   питания.
     МГСН 4.18-99  Предприятия  бытового обслуживания населения.
     МГСН 5.01-01 Стоянки легковых автомобилей ВСН 01-89 Предприя-
тия по обслуживанию автомобилей.
     ВСН 59-88  Электрооборудование  жилых  и общественных зданий.
Нормы проектирования.
     Правила  устройства электроустановок.
     ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской  Федера-
ции.
     Взамен НПБ 110-96 следует указать НПБ 110-03 Перечень зданий,
сооружений,  помещений и оборудования, подлежащих защите автомати-
ческими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигна-
лизацией.
     Взамен МГСН 1.01-98 следует указать  МГСН  1.01-99  Временные
нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы.

     3. Из  первого  абзаца п.  3.22 МГСН 5.02-99 убрать последнее
предложение.
     4. П.  3.24 МГСН 5.02-99 дополнить абзацем: "Для предотвраще-
ния растекания пролитого нефтепродукта на полосы встречного движе-
ния вдоль разделительной полосы при наличии на ней ограждений сле-
дует выполнять непрерывный бордюр высотой не менее 15 см."
     5. П.9.13  МГСН  5.02-99 после первого абзаца дополнить абза-
цем:  "На участках мостовых сооружений, проходящих над автодорога-
ми,  железнодорожными  путями,  территориями предприятий,  а также
имеющих в своих подэстакадных пространствах здания  и  сооружения,
применение  открытых лотков не допускается.  Закрытые лотки должны
обеспечивать пропуск по ним пролитых нефтепродуктов как в  зимнее,
так и в летнее время года".
     6. П.9.14 после третьего абзаца дополнить абзацем: "Конструк-
ция  деформационных швов на участках над автодорогами,  железнодо-
рожными путями,  территориями предприятий, а также зданиями и соо-
ружениями, размещаемыми в подэстакадном пространстве, должна обес-
печивать отвод пролитых нефтепродуктов в системы городского водос-
тока, после предварительной очистки на локальных очистных сооруже-
ниях".  Далее по тексту.
     7. МГСН  5.02-99  "Проектирование городских мостовых сооруже-
ний" дополнить разделом 10 "Противопожарные требования",  Приложе-
нием П  (Рекомендуемым)  "Методика расчета предельной длины секции
сухотруба".

                10.  ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

     10.1 Для  целей настоящего раздела используются следующие оп-
ределения.
     Сооружение подэстакадного  пространства - строительная систе-
ма, проектируемая и возводимая в подэстакадном пространстве мосто-
вого сооружения,  выполненная на собственных несущих конструкциях,
либо с использованием несущих  конструкций  мостового  сооружения,
предназначенная  для  размещения в них объектов и помещений произ-
водственного,  складского, административно-бытового, общественного
назначения, а также автостоянок.
     Помещение - пространство внутри здания (сооружения),  имеющее
определенное функциональное назначение и ограниченное строительны-
ми конструкциями.


        Требования по противопожарной защите мостовых сооружений

           Размещение зданий в  подэстакадном  пространстве

     10.2 При  проведении  трассировочных  работ следует учитывать
степень огнестойкости,  класс конструктивной пожарной опасности, а
также  категории по взрывопожарной и пожарной опасности существую-
щих зданий,  попадающих в зону подэстакадного пространства  (далее
по тексту - существующих зданий).
     Расположение существующих зданий  со  степенью  огнестойкости
ниже  II  и  конструктивной  пожарной  опасностью  ниже С0 по СНиП
21-01,  а также зданий категорий А, Б и В с наличием помещений ка-
тегории  В1  по  НПБ 105-95 в зоне проекции мостовых сооружений не
допускается.
     Расположение указанных зданий в зоне менее 20 м от вертикаль-
ной проекции мостовых сооружений допускается  при  соответствующем
технико-экономическом  обосновании,  учитывающем  требования  СНиП
2.07.01-89* и СНиП II-89-80*,  и  согласовании  с  Государственной
противопожарной службой.



                     Конструктивные требования

     10.3 На участках  мостовых  сооружений,  предназначенных  для
движения автомобильного транспорта и имеющих в своих подэстакадных
пространствах здания  и  сооружения  (за  исключением  сооружений,
предназначенных  для  технического обслуживания мостового сооруже-
ния),  предел огнестойкости конструкций по СНиП  21-01-97*  должен
составлять:
- опор - не менее R 180;
- пролетных строений - не менее значений,  приведенных в табл.12.


                                                        Таблица 12
  +-------------------------------+--------------------------------+
  |    Высота расположения        |     Предел огнестойкости       |
  |конструкций пролетных строений,| конструкций пролетных строений |
  |            м                  |                                |
  +-------------------------------+--------------------------------+
  |          20 и более           |             REI 45             |
  |         от 15 до 20           |             REI 60             |
  |         от 10 до 15           |             REI 90             |
  |         менее 10              |             REI 120            |
  +-------------------------------+--------------------------------+

     Примечание: высота расположения конструкций пролетных  строе-
ний  - незастроенная высота в свету между нижним уровнем конструк-
ций пролетных строений  мостового  сооружения  и  верхним  уровнем
конструкций зданий или сооружений, расположенных под мостовым соо-
ружением.  Для автостоянок за высоту следует принимать минимальное
расстояние  по вертикали от уровня хранения автомобилей до нижнего
уровня конструкций пролетных строений.

     Для получения требуемых пределов огнестойкости следует приме-
нять только конструктивные способы огнезащиты по НПБ 236-97.
     Выполнение конструкций мостовых сооружений с пределами огнес-
тойкости ниже указанных в табл.12 допускается только  при  наличии
соответствующего обоснования отсутствия теплового воздействия пла-
мени на конструкции при пожаре, либо обоснования сохранения харак-
теристик конструкций после пожара.
     Проектные решения  по выполнению конструкций мостового соору-
жения в этом случае в обязательном порядке согласовываются с Госу-
дарственной противопожарной службой.
     Для пешеходных мостов  требования  к  пределам  огнестойкости
строительных  конструкций  определяют  в задании на проектирование
исходя из необходимости обеспечения  безопасной  эвакуации  людей,
находящихся на мосту.

                       Система пожаротушения

     10.4 Требования настоящего подраздела (пп10.4-10.7) распрост-
раняются на следующие участки мостовых сооружений, предназначенных
для движения автомобильного транспорта:
     в подэстакадных пространствах которых проектируется  возведе-
ние  сооружений,  не предназначенных для технического обслуживания
мостового сооружения;
     в подэстакадные  пространства  которых  попадают существующие
здания и сооружения.
     10.5 Для нужд наружного пожаротушения следует предусматривать
устройство пожарных гидрантов,  размещаемых на участках кольцевого
водопровода.
     При этом,  в радиусе 150  м  от  любой  точки  подэстакадного
пространства  должно размещаться не менее трех пожарных гидрантов,
обеспечивающих расход не менее 100 л.с-1.
     10.6 Для  подачи на проезжую часть мостового сооружения раст-
вора пенообразователя или воды с помощью пожарных автомобилей  не-
обходимо  предусматривать  устройство двух сухотрубов диаметром не
менее 100 мм.
     Для мостовых  сооружений  с двухсторонним движением сухотрубы
следует выполнять на разделительной полосе либо попарно по правому
краю проезжей части для каждого направления движения.
     Для мостовых сооружений с односторонним  движением  сухотрубы
следует  выполнять со стороны наиболее высоких планировочных отме-
ток.
     Время заполнения сухотрубов водой или раствором пенообразова-
теля не должно превышать трех минут.  При  этом  сухотрубы  должны
иметь  патрубки с полугайками для подключения пожарных автомобилей
на мостовом сооружении и у опор мостового сооружения,  а также по-
лугайки  диаметром  50 и 89 мм для подключения пожарных стволов на
мостовом сооружении.
     Разводку сухотрубов на мостовом сооружении следует  выполнять
по секциям. Максимальную допустимую длину секции сухотруба следует
определять как минимальное значение из длин,  определенных по кри-
терию незамерзания головной части струи и по критерию гидравличес-
кого сопротивления.
     Расчет максимальной  допустимой длины секции сухотруба допус-
кается проводить в соответствии с рекомендуемым Приложением П.
     Крепление вертикальных участков сухотрубов целесообразно пре-
дусматривать к конструкциям опор.
     Допускается не  оборудовать сухотрубами участки мостовых соо-
ружений с высотой расположения проезжей части относительно  уровня
земли не более 10 м и протяженностью не более 200 м.
     Допускается также не оборудовать сухотрубами участки мостовых
сооружений  протяженностью более 200 м с высотой расположения про-
езжей части относительно уровня земли не более 10 м,  обеспеченные
возможностью двухстороннего подъезда пожарных автомобилей.
     10.7 Для мостовых сооружений с использованием стальных и ста-
лежелезобетонных  конструкций  следует  выполнять систему водяного
орошения стальных конструкций с разводкой трубопроводов от  сухот-
рубов.
     Систему орошения допускается  не  устраивать  в  обоснованных
случаях,  когда время прибытия подразделений пожарной охраны и на-
чала орошения конструкций менее значения  времени  теплового  воз-
действия,   соответствующего  фактическому  пределу  огнестойкости
конструкций, либо при выполнении конструктивной огнезащиты.

  Требования  по противопожарной защите подэстакадных пространств

    Общие требования к объемно-планировочным  и  конструктивным
           решениям  сооружений подэстакадных пространств

     10.8 Проектирование  сооружений и помещений различного назна-
чения в подэстакадном пространстве должно осуществляться  в  соот-
ветствии с требованиями действующих строительных норм и правил.
     10.9 Сооружения подэстакадных пространств, использующие конс-
трукции мостовых сооружений,  по пределам огнестойкости строитель-
ных конструкций должны отвечать,  как правило, требованиям, предъ-
являемым  к  зданиям и сооружениям I степени огнестойкости по СНиП
21-01-97*.  Для сооружений подэстакадных пространств,  выполненных
на собственных несущих конструкциях, не зависимых от несущих конс-
трукций мостового сооружения,  пределы огнестойкости  строительных
конструкций  допускается предусматривать в соответствии с требова-
ниями, предъявляемыми к зданиям и сооружениям II степени огнестой-
кости по СНиП 21-01-97*.
     10.10 Для сооружений подэстакадного пространства через каждые
300 м, как правило, следует предусматривать сквозные проезды шири-
ной  не менее 3.5 м,  высотой не менее 4.25 м для проезда пожарных
автомобилей, а между ближайшими проездами - не менее одного сквоз-
ного прохода шириной не менее 1.2 м.
     10.11 Участки  различной  функциональной  пожарной  опасности
эксплуатируемых  подэстакадных пространств следует выделять в про-
тивопожарные отсеки с противопожарными стенами и перекрытиями 1-го
типа по СНиП 21- 01-97*.
     10.12 Для комплекса,  состоящего из  помещений  и  сооружений
различного функционального назначения,  как правило,  следует пре-
дусматривать устройство единого диспетчерского  пункта.  Указанные
пункты следует размещать,  как правило, на первом этаже у наружной
стены, в помещении, отделенном от примыкающих помещений противопо-
жарными преградами с пределами огнестойкости не менее EI 45, имею-
щем выход непосредственно наружу, оборудованном городской телефон-
ной связью и выводом сигнала о пожаре по радиоканалу на ЦУС ("01")
Государственной противопожарной службы.
     Организация диспетчерской  службы должна предусматривать пос-
тоянное круглосуточное присутствие людей.

                            Автостоянки

     10.13 Не допускается устройство обособленных боксов и  сетча-
тых  ограждений для выделения мест хранения легковых автомобилей в
следующих случаях:
     для автостоянок,  использующих  конструкции мостовых сооруже-
ний;
     для верхних  ярусов автостоянок независимо от их конструктив-
ного исполнения.
     10.14 Над проемами верхнего яруса открытых  автостоянок,  как
правило,  следует предусматривать устройство защитных козырьков из
негорючих материалов шириной не менее 1 м.

    Производственные участки  дорожно-эксплуатационных  служб

     10.15 Размещение производственных и складских помещений кате-
горий взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1 по НПБ 105-95 в
сооружениях подэстакадного пространства предусматривать не  следу-
ет.
     В сооружениях подэстакадного пространства допускается предус-
матривать размещение предприятий по мелкому ремонту и обслуживанию
автомобилей. При этом запрещается размещение участков малярных ра-
бот, газосварочных работ, зарядки аккумуляторов и т.п.
     В сооружениях подэстакадного пространства допускается предус-
матривать размещение участков хранения дорожной техники.  Проекти-
рование указанных участков должно осуществляться в соответствии  с
ВСН 01-89.
     10.16 Предусматривать в качестве второго эвакуационного выхо-
да  со  второго  и  выше  расположенных этажей сооружения наружных
лестниц не допускается.

              Сооружения  общественного назначения.

     10.17 При проектировании следует  выделять  следующие  группы
помещений.
     Пассажирская зона - комплекс помещений,  направленных на обс-
луживание  пассажиров транспортных (пересадочных) узлов.  Включает
пешеходные переходы между остановочными пунктами, кассовые помеще-
ния,  помещения обогрева пассажиров,  медицинские пункты,  опорные
пункты охраны порядка.  В пассажирской зоне допускается размещение
торговых  киосков,  предприятий  бытового обслуживания населения и
обменных пунктов без торговых залов и помещений для посетителей.
     Торгово-бытовая зона - комплекс помещений предприятий рознич-
ной торговли, предприятий общественного питания, предприятий быто-
вого  обслуживания  населения и банковских учреждений с торговыми,
обеденными залами и помещениями для посетителей, а также связанных
с ними служебно-бытовых и технических помещений.  Помещения торго-
во-бытовой зоны следует отделять от  примыкающих  групп  помещений
общественного  назначения  противопожарными стенами и перекрытиями
1-го типа.
     Для торговых залов и помещений  для  посетителей  допускается
предусматривать  входы с самозакрывающимися дверями из общего вес-
тибюля при условии устройства самостоятельных эвакуационных  выхо-
дов из торгового зала без учета выходов через общий вестибюль.
     Административная зона - комплекс административных  помещений,
в которых размещается администрация транспортного узла.
     10.18 Устройство многосветных пространств в  сооружениях  по-
дэстакадных пространств не допускается.
     10.19 В торгово-бытовой зоне не допускается размещение  мага-
зинов по продаже легковоспламеняющихся материалов, горючих жидкос-
тей (масел, красок, растворителей и т.п.), а также товаров хозяйс-
твенно-бытового назначения в аэрозольной упаковке;
     предприятий бытового обслуживания, в которых применяются лег-
ковоспламеняющиеся вещества;
      пунктов приема вторичного сырья от населения;
     складских помещений  с  хранением  взрывоопасных  материалов,
ЛВЖ, ГЖ, товаров в аэрозольной упаковке.
     В складских  помещениях  удельная временная пожарная нагрузка
не должна превышать 2200 мДж/м2.
     10.20 Использование наружных лестниц для эвакуации из помеще-
ний торгово-бытовой и административной зон не допускается.
     10.21 Устройство открытых лестниц, связывающих этажи в торго-
во-бытовых зонах, не допускается.
     Лестницы в пассажирской зоне, служащие для пересадки пассажи-
ров, могут быть открытыми.

            Инженерные решения противопожарной защиты

     10.22. Все сооружения подэстакадных пространств,  включая ав-
тостоянки закрытого и открытого типа,  а также существующие здания
независимо от площади и этажности следует  защищать  спринклерными
установками пожаротушения.
     Защите подлежат все помещения,  кроме лестничных клеток,  са-
нузлов и других помещений с мокрыми процессами, а также венткамер,
насосных,  бойлерных и других помещений для инженерного оборудова-
ния, в которых отсутствуют сгораемые материалы.
     10.23 При  проектировании внутреннего противопожарного водоп-
ровода необходимо предусматривать устройство сухотрубов для подсо-
единения  пожарной техники,  подключенных в систему через обратные
клапаны.
     10.24 Для  сооружений  подэстакадных пространств следует пре-
дусматривать систему оповещения о пожаре 3-го типа по НПБ 104-95.
     10.25 Необходимо   предусматривать  автоматическое  включение
системы оповещения о пожаре в отсеке его возникновения при  сраба-
тывании пожарной автоматики.
     10.26 Решение о включении систем оповещения в случае  возник-
новения  пожара на проезжей части мостового сооружения,  а также в
отсеках подэстакадных пространств, за исключением отсека возникно-
вения  пожара,  принимается  диспетчером на основании утвержденной
инструкции.

                                                     Приложение  П
                                                   (Рекомендуемое)

        Методика расчета предельной длины секции сухотруба

     Определение предельной (максимальной допустимой) длины секции
сухотруба следует проводить по двум критериям:
     - обеспечение не замерзания головной части потока;
     - обеспечение требуемого напора на пеногенераторах на  проез-
жей  части мостового сооружения с учетом гидравлического сопротив-
ления.

      Определение  предельной  длины  сухотруба  из условия
         обеспечения не замерзания головной части потока

     Определение предельной  длины сухотруба по критерию обеспече-
ния не замерзания головной части  потока  проводится  по  методике
приведенной в работе [1].
     Предельная длина сухотруба,  Lпр1, определяется по формуле:


                        W Cж rж d     tж,вх
                Lпр1=  ----------- ln ------ ,
                           4a         tж,пр

     где величина местного коэффициента теплоотдачи от жидкости  к
стенке трубы a, Вт.м-2.K-1, определяется по формуле:


                                 lж  ( W d )0,8 +
                       a = 0,011---- | --- |    Prж0,68 ,
                                 d   9  nж 0

     W - линейная скорость течения жидкости в  сухотрубе  (м.с-1),
вычисляемая по формуле:

                        W = 4Q/pd2 ,

     Q - массовая скорость течения жидкости в сухотрубе, м3.с-1;
     d - диаметр сухотруба , м;
     Cж - удельная теплоемкость жидкости, Дж.кг-1.K-1;
     rж - плотность жидкости,  принимаемая для  воды  равной  1000
кг.м-3;
     tж,вх - температура жидкости на входе в сухотруб, оС;
     tж,пр - предельная температура жидкости, принимаемая для воды
равной 1оС;
     lж - коэффициент теплопроводности жидкости, Вт.м-1.K-1;
     Prж - критерий Прандтля для жидкости;
     nж -  коэффициент  кинематической вязкости жидкости (м2.с-1),
определяемый по формуле:

                         nж = mж/rж ,

     где mж - динамическая вязкость жидкости, Н.с.м-2 .
     Значения теплофизических величин Cж, lж, mж, nж, Prж для воды
принимаются в соответствии с таблицей при значении температуры  tж
= (tж,вх + tж,пр)/2.
                                                           Таблица
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+
  | tж, |     Cж,    |     lж,    |  mж.10-6,  | nж.10-6,|   Prж  |
  | оС  | Дж.кг-1.K-1| Вт.м-1.K-1 |  Н.с.м-2   |  м2.с-1 |        |
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+
  |  0  |   4212     |   0,551    |   1788     |  1,789  | 13,67  |
  +-----+------------+------------+------------+---------+ -------+
  | 10  |   4191     |   0,574    |   1306     |  1,306  |  9,52  |
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+
  | 20  |   4183     |   0,599    |   1004     |  1,004  |  7,02  |
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+
  | 30  |   4174     |   0,618    |   801,5    |  0,805  |  5,42  |
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+
  | 40  |   4174     |   0,635    |   653,3    |  0,659  |  4,31  |
  +-----+------------+------------+------------+---------+--------+


   Определение предельной длины сухотруба из условия обеспече-
  ния требуемого  напора  на  пеногенераторах  на проезжей части
   мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления

     Определение предельной длины сухотруба для обеспечения требу-
емого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового соору-
жения проводится из условия:

                    hпнс - hпеног = Z + hгидр ,                (1)

     где hпнс - напор,  обеспечиваемый пожарной насосной станцией,
м;
     hпеног - необходимый напор на пеногенераторе, м;
     Z - высота вертикального столба жидкости в сухотрубе, м;
     hгидр -  потеря напора в сухотрубе из-за гидравлического соп-
ротивления, определяемая по зависимости [2]:

                    hгидр = l Lпр2 W2/(2gd) ,

     где l - гидравлический коэффициент  трения,  определяемый  из
рисунка  в зависимости от числа Рейнольдса (Re =W d/nж),  диаметра
трубопровода d и шероховатости трубы D [2].
     Предельная длина сухотруба (Lпр2, м) определяется по формуле:


                                             2gd
                  Lпр2 = (hпнс - hпеног - Z)----- ,
                                             lW2
     где g = 9,8 м.с-2 - ускорение свободного падения.

     Пример. Определить предельную длину секции сухотруба для  по-
дачи  воды  (раствора  пенообразователя) на мостовое сооружение из
условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проез-
жей  части  мостового  сооружения,  а также не замерзания головной
части потока для следующих значений исходных данных:
     Q=60 л.с-1; d=0,1 м; tж,вх=9оС; hпнс=100 м; hпеног=60 м; Z=10
м.
     Значение эквивалентной   абсолютной  шероховатости  для  труб
D=0.05.
     Расчет. Из  таблицы для tж=5оС определяем значения теплофизи-
ческих   величин   Cж=4202   Дж.кг-1.K-1;   lж=0,563   Вт.м-1.K-1;
nж=1,55.10-6 м2.с-1; Prж=11,6.
     Рассчитываем значения линейной скорости  течения  жидкости  в
сухотрубе W, и числа Рейнольдса Re

            W = 4Q/pd2 = 4.60.10-3/(p.0,12)=7,64 м.с-1
            Re = W d/nж = 7,64.0,1/1,55.10-6 = 4,9.105

     Определяем значение a


                 lж ( W d )0,8 +
       a = 0,011 -- | --- |    Prж0,68 =
                  d 9  nж 0


               0,563 (7,64.0,1 )0,8 +
       = 0,011 ----- |-------- |   11,60,68 = 11747,4 Вт.м-2.K-1.
                0,1  91,55.10-60


     Определяем значение  предельной  длины  сухотруба  из условия
обеспечения не замерзания головной части потока Lпр1.


                        W Cж rж d     tж,вх
                Lпр1=  ----------- ln ------ =
                           4a         tж,пр

                  7,64.4202.103.0,1     9
                = ----------------- ln --- = 150 м
                      4.11747,4         1


     Из рисунка  для  Re  = 4,9.105 и d/D=2000 определяем значение
гидравлического коэффициента трения сухотруба l=0,017.
     Рассчитываем значение  предельной  длины сухотруба из условия
обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части
мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления Lпр2.


                                           2gd
                 Lпр2 = (hпнс - hпеног - Z)----- =
                                            lW2

                                    2.9,8.0,1
                 = (100 - 60 - 10) ----------- = 60 м
                                   0,017.7,642


     Таким образом,  для приведенных значений исходных данных пре-
дельная длина секции сухотруба определяется из условия обеспечения
требуемого  напора  на пеногенераторах на проезжей части мостового
сооружения и составляет 60 м.

                 Список литературы к приложению П
     1. Тушение нефти и нефтепродуктов:  Пособие / Безродный И.Ф.,
Гилетич А.Н, и др. - М.:ВНИИПО, 1996. - 216 с.
     2. Тепло- и массообмен.  Теплотехнический эксперимент:  Спра-
вочник/ Е.В. Аметистов, В.А. Григорьев и др. -М.: Энергоиздат,
  1982.
     3. Исаченко В.П. и др. Теплопередача. Учебник для вузов, Изд.
3-е перераб. и доп. М., "Энергия", 1975. 17

                             Верно: