Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 173-ПП от 14 марта 2006 года

Об уточнении запроса в Конституционный суд Российской Федерации в связи с изменением федерального законодательства

     В связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 г.
N 199-ФЗ  Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить уточненную редакцию запроса в Конституционный суд
Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федера-
ции положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 авгус-
та 2004 г.  N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные  акты
Российской  Федерации и признании утратившими силу некоторых зако-
нодательных актов Российской Федерации в связи с  принятием  Феде-
ральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных  (представи-
тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации".
     2. Поручить министру Правительства Москвы Силкину В.Н. напра-
вить в Конституционный суд Российской Федерации уточненную  редак-
цию  запроса в установленном порядке с приложением необходимых ма-
териалов.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы Силкина В.Н.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                               Приложение
                               к постановлению Правительства Москвы
                               от 14 марта 2006 г. N 173-ПП


           ЗАПРОС О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
             ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ 11 СТАТЬИ 154
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА N 122-ФЗ
        "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОС-
          СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
         НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
         РАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О
        ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗА-
        КОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-
         НЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
        РАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
              САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


     В соответствии  с  пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации,  подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3  и
статьями 84-87 Федерального конституционного закона "О Конституци-
онном Суде Российской Федерации" Правительство Москвы обращается в
Конституционный  суд  Российской  Федерации с настоящим запросом о
проверке конституционности положений части 11 статьи 154 Федераль-
ного закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утративши-
ми  силу  некоторых  законодательных  актов Российской Федерации в
связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и  до-
полнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации зако-
нодательных (представительных) и исполнительных органов  государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  в
редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (да-
лее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
     В настоящем  запросе оспаривается конституционность положений
части 11 статьи 154 Федерального закона от 22  августа  2004  года
N 122-ФЗ  в части установления порядка безвозмездной передачи иму-
щества из собственности субъектов Российской Федерации в федераль-
ную собственность. В соответствии со статьей 36 Федерального конс-
титуционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
основанием  к рассмотрению дела о проверке конституционности поло-
жений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22  августа  2004
года N 122-ФЗ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
том,  соответствуют ли указанные положения Конституции  Российской
Федерации,  ее статьям 1 (часть 1),  5 (часть 3),  8 (часть 2), 11
(часть 2), 35 (части 2 и 3), 73.
     1. Статья 154 Федерального закона от  22  августа  2004  года
N 122-ФЗ  относится к переходным положениям,  определяющим порядок
реализации данного Федерального закона, который изменяет и призна-
ет  утратившими силу некоторые законодательные акты Российской Фе-
дерации.  Часть 11 данной статьи устанавливает порядок безвозмезд-
ной  передачи  имущества  из федеральной собственности в собствен-
ность субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, из
собственности  субъекта Российской Федерации в собственность муни-
ципальных образований и федеральную собственность,  а также из му-
ниципальной  собственности  в собственность Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.  Применительно к передаче имущест-
венных  объектов из собственности субъектов Российской Федерации в
федеральную собственность указанный  порядок  определен  следующим
образом.
     Часть 11  статьи  154  Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ устанавливает,  что имущество,  находящееся в  собс-
твенности субъектов Российской Федерации, которое может находиться
в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в фе-
деральную собственность в случае:
     если нахождение указанного имущества в собственности  субъек-
тов Российской Федерации не допускается,  в том числе в результате
разграничения полномочий между федеральными органами государствен-
ной  власти,  органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
     если указанное  имущество  используется федеральными органами
государственной власти,  федеральными государственными  унитарными
предприятиями,  федеральными государственными учреждениями для це-
лей,  установленных в соответствии с Федеральным законом от 22 ав-
густа 2004 года N 122-ФЗ (абзацы девятый - одиннадцатый).
     Предложения по передаче имущества направляются органами госу-
дарственной  власти субъекта Российской Федерации федеральному ор-
гану исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственни-
ка имущества (абзац пятнадцатый).  Решения о передаче имущества из
собственности субъекта Российской Федерации принимаются  федераль-
ным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собс-
твенника имущества,  если иное не установлено Правительством  Рос-
сийской Федерации (абзац девятнадцатый).
     Перечень документов, необходимых для принятия решения о пере-
даче  имущества  из  собственности субъекта Российской Федерации в
федеральную собственность, устанавливается Правительством Российс-
кой  Федерации  (абзац  двадцать  второй).  Органы государственной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие передачу иму-
щества, обязаны передать, а федеральный орган исполнительной влас-
ти, осуществляющий принятие имущества, обязан принять передаваемое
имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Федерально-
го закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решений в  соответствии
с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования
и место нахождения передаваемых государственных предприятий и  го-
сударственных учреждений (абзац двадцать третий).
     Подписанный уполномоченным лицом органа государственной влас-
ти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направля-
ется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части
решений  органу  государственной власти,  осуществляющему принятие
имущества, заказным письмом с описью вложения (абзац двадцать чет-
вертый).  Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным ли-
цом органа государственной власти,  осуществляющего принятие  иму-
щества,  и представлен органу государственной власти, осуществляю-
щему передачу имущества,  в трехнедельный срок (абзац двадцать пя-
тый).
     Подписанный передаточный  акт в недельный срок с даты поступ-
ления органу государственной власти, осуществляющему передачу иму-
щества,  представляется  им уполномоченным органам государственной
власти для утверждения и внесения изменений в реестр государствен-
ного имущества (абзац двадцать шестой).  В случае, если в установ-
ленный срок передаточный акт не подписан и  (или)  не  представлен
органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества,
передаточный акт утверждается уполномоченным федеральным органом в
одностороннем порядке (абзац двадцать седьмой). Основанием возник-
новения права собственности  Российской  Федерации  на  имущество,
принимаемое от субъекта Российской Федерации, является решение фе-
дерального органа исполнительной власти,  осуществляющего полномо-
чия  собственника  имущества (абзац двадцать первый).
     Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, ус-
тановленном Федеральным законом от 22 августа 2004 года N  122-ФЗ,
возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением фе-
дерального органа исполнительной власти,  осуществляющего полномо-
чия собственника имущества (абзац тридцать первый).
     Права на находящиеся в федеральной собственности объекты нед-
вижимости  регистрируются  одновременно  с  правами  на  земельные
участки,  на которых расположены данные объекты  недвижимости,  на
основании  указанных  в части 11 статьи 154 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ  решений,  подписанных  передаточных
актов  и  иных документов,  предусмотренных законодательством Рос-
сийской Федерации (абзац двадцать девятый).
     Передача имущества,  закрепленного за государственными учреж-
дениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с
согласия  указанных  учреждений или предприятий.  В этом случае от
передающей стороны передаточный акт  подписывается  уполномоченным
лицом  предприятия  или визируется уполномоченным лицом учреждения
(абзац тридцатый).
     К правоотношениям,  возникающим  при  безвозмездной  передаче
имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального зако-
на N 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Фе-
дерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с  ним",  в  том
числе  определяющие  момент  возникновения  права собственности на
имущество,  применяются в части, не противоречащей положениям нас-
тоящей статьи (абзац тридцать третий).
     2. Неконституционность  соответствующих  положений  части  11
статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004  года  N  122-ФЗ
усматривается в том, что:
     - допускается изъятие  имущества  из  собственности  субъекта
Российской  Федерации  и его обращение в федеральную собственность
на основании подзаконного акта федерального органа  исполнительной
власти без получения согласия на это органов государственной влас-
ти субъекта Российской Федерации, без решения суда и без равноцен-
ного возмещения;
     - оспариваемая часть не содержит конкретного перечня имущест-
ва (его видов,  категорий),  подлежащего передаче из собственности
субъектов Российской Федерации в федеральную  собственность.  Зак-
репление положения о том, что передаче в федеральную собственность
из собственности субъекта Российской Федерации подлежит имущество,
которое "может находиться" в федеральной собственности, предостав-
ляет федеральным органам исполнительной власти неограниченную воз-
можность по своему усмотрению определять состав имущества, которое
может быть изъято у субъектов Российской Федерации. Отсутствие оп-
ределенности  по  поводу того,  какое именно имущество должно быть
передано из собственности субъектов Российской Федерации  в  феде-
ральную собственность,  приводит к тому, что порядок передачи иму-
щества,  установленный оспариваемым пунктом, подразумевает неогра-
ниченную свободу усмотрения правоприменителя;
     - не гарантируется сохранение за субъектами Российской  Феде-
рации их имущества, которое ранее использовалось для осуществления
полномочий, ныне переданных  федеральным  органам  государственной
власти,  в тех случаях,  когда возможно многоцелевое использование
этого имущества, перепрофилирование имущества, использование этого
имущества для осуществления иных - остающихся у субъектов Российс-
кой Федерации - полномочий. Кроме того, допускается изъятие такого
имущества  из собственности субъектов Российской Федерации в феде-
ральную собственность,  если такое имущество необходимо для испол-
нения  полномочий федеральных органов государственной власти в со-
ответствии с их компетенцией;
     - фактически допускается принятие федеральным органом  испол-
нительной власти,  осуществляющим полномочия собственника имущест-
ва,  в одностороннем порядке решений об изъятии у  субъектов  Рос-
сийской Федерации их имущества,  в отношении которого не было дос-
тигнуто согласие о передаче;
     - момент (то есть дата) возникновения права федеральной собс-
твенности на имущество,  изымаемое у субъектов Российской  Федера-
ции,  определяется  в одностороннем порядке решениями федерального
органа исполнительной власти;
     - допускаются  изъятия  из установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации общих  требований  к  механизму  приобретения
права собственности на имущество,  которое уже имеет собственника,
чем создается угроза подрыва стабильности отношений собственности.
     3. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Феде-
рация - Россия есть демократическое  федеративное  правовое  госу-
дарство с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1); фе-
деративное устройство Российской Федерации основано  на  ее  госу-
дарственной целостности,  единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий между органами  госу-
дарственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределе-
нии народов в Российской Федерации (часть 3 статьи 5).
     Разграничение предметов ведения и полномочий  между  органами
государственной  власти  Российской Федерации и органами государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации предопределяет необ-
ходимость разграничения между ними государственного имущества, ко-
торое служит необходимой экономической основой для реализации  со-
ответствующих государственных полномочий.  Разграничение государс-
твенной собственности согласно  Конституции  Российской  Федерации
находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов
(пункт "г" части 1 статьи 72).  В соответствии с этим  Гражданский
кодекс Российской Федерации определил, что отнесение государствен-
ного имущества к федеральной собственности и к собственности субъ-
ектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном
законом (пункт 5 статьи 214).
     В Конституции Российской Федерации закреплен принцип осущест-
вления государственной власти в субъектах Российской Федерации об-
разуемыми ими органами государственной власти (часть 2 статьи 11).
Этот принцип предполагает осуществление права собственника от име-
ни  субъекта  Российской Федерации органами государственной власти
субъекта Российской Федерации, что находит закрепление в Гражданс-
ком  кодексе  Российской  Федерации  (пункт 1 статьи 125,  пункт 3
статьи 214).
     Возможность произвольного изъятия у субъекта Российской Феде-
рации его имущества и лишения органов государственной власти субъ-
екта Российской Федерации правомочий собственника в отношении это-
го имущества подрывает стабильность осуществления  государственной
власти в субъекте Российской Федерации и несовместима с принципами
демократического  федеративного  правового  государства.  Субъекты
Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Феде-
рации обладают всей полнотой государственной власти  вне  пределов
ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Этим, в частности, предопределяется право субъектов Российской Фе-
дерации управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и
самостоятельно  осуществлять  бюджетный  процесс (правовая позиция
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ию-
ня  2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта 2
статьи 155,  пунктов 2 и 3 статьи 156 и  абзаца  двадцать  второго
статьи  283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с зап-
росами Администрации Санкт-Петербурга,  Законодательного  Собрания
Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного су-
да Республики Хакасия).
     Право владеть,  пользоваться и  распоряжаться  находящимся  в
собственности субъекта Российской Федерации имуществом должно при-
надлежать органам государственной власти субъекта Российской Феде-
рации или лицам, получившим соответствующие полномочия от этих ор-
ганов,  в том числе  государственным  предприятиям  и  учреждениям
субъекта Российской Федерации.  Ограничения указанного права, пре-
дусмотренные оспариваемыми положениями части 11 статьи  154  Феде-
рального  закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,  являются чрез-
мерными,  несоразмерными конституционно значимым целям,  а  потому
недопустимыми, на что неоднократно указывал Конституционный Суд.
     В частности, в постановлении Конституционного Суда от 18 фев-
раля 2000 года N 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2
статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской  Федерации"
в связи с жалобой гражданина Б.А.Кехмана указывается,  что законо-
датель обязан гарантировать соразмерность ограничения прав и  сво-
бод конституционно признаваемым целям его введения.  Из этого тре-
бования Конституционным Судом был сделан вывод, что в тех случаях,
когда  конституционные нормы позволяют законодателю установить ог-
раничения закрепляемых ими прав,  он не может использовать способы
регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного
права,  ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоп-
рименителя, допуская тем самым произвол органов власти и должност-
ных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. Государство
должно  использовать не чрезмерные,  а только необходимые и строго
обусловленные этими целями меры.
     4. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Фе-
дерации признаются и защищаются равным образом частная,  государс-
твенная,  муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи
8);  каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, поль-
зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру-
гими лицами;  никто не может быть лишен своего имущества иначе как
по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государс-
твенных  нужд  может быть произведено только при условии предвари-
тельного и равноценного возмещения (части 2, 3 статьи 35).
     В соответствии с этими конституционными положениями федераль-
ный законодатель установил в Гражданском кодексе Российской  Феде-
рации,  что  права  всех  собственников  защищаются равным образом
(пункт 4 статьи 212). В определении Конституционного суда Российс-
кой Федерации от 13 ноября 2001 года N 254-О по запросу Свердловс-
кого районного суда города Перми о проверке конституционности ста-
тей  209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации была зак-
реплена позиция,  согласно которой из содержания правомочий  собс-
твенника, по смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Фе-
дерации, следует, что каждый собственник вправе распоряжаться сво-
им  имуществом свободно.
     5. В постановлении от 22 ноября 2000 года N 14-П  по  делу  о
проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального за-
кона "О государственной поддержке средств  массовой  информации  и
книгоиздания  Российской Федерации" Конституционный Суд Российской
Федерации признал неконституционной норму Федерального  закона  "О
государственной поддержке средств массовой информации и книгоизда-
ния Российской Федерации" в той мере,  в какой она  -  по  смыслу,
придаваемому ей правоприменительной практикой, - допускала переда-
чу в хозяйственное ведение соответствующих организаций  помещений,
находящихся  в  собственности субъектов Российской Федерации,  без
согласия собственников,  если такая  передача  осуществлялась  без
надлежащего возмещения. Этим была подтверждена недопустимость про-
извольного ограничения права  собственности  субъектов  Российской
Федерации.
     В определении от 15 июня 1999 года N 64-О по делу о  проверке
конституционности  пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государс-
твенной программы  приватизации  государственных  и  муниципальных
предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утверж-
денных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года
N  1535,  Конституционный  Суд Российской Федерации указал,  что в
процессе разграничения государственной собственности субъекты Рос-
сийской  Федерации становятся собственниками и в силу этого вправе
сами определять,  какие объекты подлежат приватизации; федеральные
законы  о приватизации государственного имущества могут устанавли-
вать ее процедуру, формы и способы, но не перечень подлежащих при-
ватизации объектов собственности.  Тем самым было указано на недо-
пустимость изъятия у субъектов Российской Федерации права распоря-
жаться принадлежащим им имуществом.
     Оспариваемые положения части 11 статьи 154 Федерального зако-
на от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ допускают возможность  лишения
субъектов Российской Федерации их имущества по решению федерально-
го органа исполнительной власти,  а не суда.  Не предусматривается
адекватное  и  соразмерное  возмещение утраты субъектом Российской
Федерации его имущества. Этим нарушаются положения статей 8 (часть
2),  35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
     6. Оспариваемые положения Федерального закона  предусматрива-
ют,  что предложения о передаче имущества субъектов Российской Фе-
дерации в собственность Российской  Федерации  направляются  соот-
ветствующими исполнительными органами государственной власти субъ-
ектов Российской  Федерации  в  федеральный  орган  исполнительной
власти, осуществляющий полномочия собственника.
     Однако это положение не может толковаться в правоприменитель-
ной практике как ограничивающее дискреционные полномочия уполномо-
ченного федерального органа исполнительной власти. Федеральный за-
кон  предусматривает  обязанность исполнительных органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации  передать,  а  феде-
рального  органа исполнительной власти - принять имущество субъек-
тов Российской Федерации на основании решений уполномоченного  фе-
дерального органа.
     Таким образом, оспариваемые положения Федерального закона до-
пускают принятие федеральным органом исполнительной власти решений
об изъятии у субъекта Российской Федерации имущества,  в отношении
которого не поступало предложений исполнительных органов государс-
твенной власти субъекта Российской Федерации и (или) о его переда-
че  не  достигнуто согласия о передаче.  Сама возможность принятия
таких решений без  учета  мнения  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации,  возможность утверждения уполномо-
ченным федеральным органом передаточного акта в одностороннем  по-
рядке нарушают их конституционные права.
     7. Оспариваемый Федеральный закон осуществляет  разграничение
полномочий  федеральных  органов  государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,  однако при
этом  не содержит конкретных,  должным образом формализованных пе-
речней имущества (его видов,  категорий), которое может оставаться
в собственности  субъектов Российской Федерации или которое должно
передаваться из собственности субъектов Российской Федерации в фе-
деральную собственность.  В результате этого порядок передачи иму-
щества из собственности субъектов Российской Федерации в федераль-
ную собственность,  установленный оспариваемыми положениями  Феде-
рального  закона,  подразумевает неограниченную свободу усмотрения
правоприменителя - федеральных органов исполнительной власти.
     Эти органы, готовя проекты соответствующих решений, вправе по
своему усмотрению решать,  следует или не следует  из  федеральных
законов,  разграничивающих  государственные полномочия,  необходи-
мость изъятия у субъектов Российской Федерации тех или иных  конк-
ретных имущественных объектов.
     Кроме того,  неоднозначной является ситуация, при которой ор-
ганами государственной власти субъекта Российской Федерации не бу-
дут направлены предложения  уполномоченному  федеральному  органу,
либо  указанный федеральный орган исполнительной власти сочтет та-
кие предложения неполными.  Оспариваемые положения четко не  уста-
навливают,  что решения федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего полномочия собственника,  должны основываться иск-
лючительно  на предложениях органов государственной власти субъек-
тов Российской Федерации.
     Формулировка нормы о том,  что "передача в федеральную  собс-
твенность  из собственности субъекта Российской Федерации имущест-
ва,  не включенного в указанные предложения,  не допускается",  не
означает  ограничения прав уполномоченного федерального органа ис-
полнительной власти на изъятие из собственности субъекта  Российс-
кой Федерации имущества в одностороннем порядке, так как положения
оспариваемой статьи  Федерального  закона  от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ предусматривают возможность утверждения передаточного ак-
та уполномоченным федеральным органом в одностороннем порядке.
     Между тем,  Конституционный Суд Российской Федерации неоднок-
ратно указывал в своих решениях,  что неопределенность  содержания
законодательного  регулирования допускает возможность неограничен-
ного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу,  а
значит  -  к  нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Эта правовая позиция имеет общее значение для всех сфер  законода-
тельного регулирования.
     В частности,  постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конститу-
ционности пункта 2 статьи 155,  пунктов 2 и 3 статьи 156 и  абзаца
двадцать  второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федера-
ции в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга,  Законода-
тельного Собрания Красноярского края,  Красноярского краевого суда
и Арбитражного суда республики Хакасия было признано не  соответс-
твующим Конституции Российской Федерации,  ее статьям 1, 15 (части
1 и 2) и 19 (часть 1),  положение абзаца двадцать  второго  статьи
283 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  поскольку оно не от-
вечало требованиям определенности правового содержания.
     8. Для оценки конституционности оспариваемых норм Федерально-
го закона имеет особое значение выяснение фактической сути отноше-
ний,  ими  регулируемых.  В настоящем запросе не оспаривается само
право федерального законодателя осуществлять разграничение  полно-
мочий  федеральных  органов государственной власти и органов госу-
дарственной власти субъектов  Российской  Федерации  по  предметам
совместного  ведения.  В ходе такого разграничения может возникать
необходимость передачи имущества из собственности  субъектов  Рос-
сийской Федерации в федеральную собственность,  что также не оспа-
ривается. Однако порядок такой передачи должен обеспечивать соблю-
дение  конституционных прав субъектов Российской Федерации и отве-
чать требованиям разумности, справедливости и соразмерности.
     Оспариваемые положения части 11 статьи 154 Федерального зако-
на от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ являются,  по своей сути, про-
цессуальными нормами и определяют порядок передачи имущества.  На-
личие  таких  норм  можно было бы признать оправданным,  если бы в
данной части содержалась отсылка к конкретному перечню подлежащего
передаче имущества, ясно и недвусмысленно установленному законом.
     Однако федеральный законодатель осуществил разграничение  го-
сударственных  полномочий,  а  не государственного имущества.  При
этом федеральным органам исполнительной власти фактически  предос-
тавлено право в одностороннем порядке определять,  какое имущество
подлежит безвозмездному изъятию у субъектов Российской Федерации в
связи с указанным разграничением государственных полномочий. В ря-
де случаев федеральным законодателем осуществлено именно разграни-
чение государственного имущества.
     Так, например,  Федеральный  закон  от  22  августа 2004 года
N 122-ФЗ исключил возможность нахождения в собственности субъектов
Российской  Федерации  водных объектов (статья 59).  Не может ста-
виться под сомнение необходимость передачи подобных  имущественных
объектов,  находившихся в собственности субъектов Российской Феде-
рации, в федеральную собственность,  поскольку целевое  назначение
таких объектов не может быть изменено. При передаче таких объектов
на практике не возникнет проблем,  поскольку для всех очевидна не-
обходимость выполнения соответствующих требований Федерального за-
кона - сформулированных ясно и недвусмысленно.
     Однако в  большинстве  случаев федеральным законодателем осу-
ществлено разграничение только государственных полномочий,  но  не
государственного имущества. При этом федеральный законодатель внес
неопределенность в части необходимости передачи имущества, находя-
щегося  в  собственности  субъектов Российской Федерации.
     Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22  августа  2004
года  N 122-ФЗ указывается,  что в федеральной собственности может
находиться имущество,  которое необходимо для обеспечения осущест-
вления  федеральными органами государственной власти их полномочий
в рамках установленной компетенции,  а также необходимое для обес-
печения  деятельности  федеральных органов государственной власти,
государственных гражданских служащих,  федеральных государственных
унитарных предприятий,  учреждений,  их работников.  Безвозмездной
передаче подлежит имущество,  нахождение которого в  собственности
субъектов  Российской Федерации не допускается,  в том числе в ре-
зультате разграничения полномочий между федеральными органами  го-
сударственной  власти  и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
     Кроме того,  частью  11  статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ предусматривается,  что передаче подле-
жат объекты собственности субъектов Российской Федерации,  исполь-
зуемые федеральными органами, предприятиями и учреждениями для це-
лей,  установленных  Федеральным  законом  от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ. При этом указанный Федеральный закон вносит только изме-
нения и дополнения в законодательные акты Российской  Федерации  и
самостоятельного предмета регулирования не содержит.
     Таким образом,  Федеральный закон от  22  августа  2004  года
N 122-ФЗ  из-за  неоднозначности  содержащихся положений оставляет
фактически решение подобных вопросов на усмотрение федеральных ор-
ганов исполнительной власти.
     Оспариваемые нормы Федерального закона от 22 августа 2004 го-
да N 122-ФЗ представляются неконституционными,  поскольку они  до-
пускают  изъятие  у  субъектов Российской Федерации не только того
имущества,  которое прямо указано в законе как подлежащее передаче
в федеральную собственность, но и того имущества, которое прямо в
законе не указано.  Кроме того,  допускается изъятие  у  субъектов
Российской Федерации тех имущественных объектов, которые были соз-
даны (возникли) как объекты собственности субъектов Российской Фе-
дерации,  например, зданий, которые были построены за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации.
     При этом положения части 11 статьи 154 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ,  установившие порядок передачи иму-
щества,  не являются переходными, то есть предполагают неоднократ-
ное их применение.  В этой связи допустима ситуация, при которой у
субъекта Российской Федерации при определенных условиях может быть
изъято в федеральную собственность вновь созданное за счет средств
субъекта Российской Федерации имущество,  являющееся его собствен-
ностью,  но переданное в пользование федеральным органам государс-
твенной  власти,  предприятиям,  учреждениям.  Изъятие у субъектов
Российской Федерации без равноценного возмещения имущества  в  тех
случаях, когда возможно многоцелевое использование такого имущест-
ва, его перепрофилирование, использование этого имущества для осу-
ществления иных,  остающихся у субъектов Российской Федерации пол-
номочий,  будет необоснованным и произвольным ограничением консти-
туционных  прав субъектов Российской Федерации,  что оспариваемыми
нормами фактически не исключается.
     9. По смыслу оспариваемых положений Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ федеральный орган исполнительной  влас-
ти, осуществляющий полномочия собственника, утверждает своим реше-
нием передачу имущества из собственности субъектов Российской  Фе-
дерации  в федеральную собственность.  Этим не исключается возмож-
ность судебного обжалования указанных решений федерального  органа
исполнительной власти.
     Однако именно эти решения уполномоченного федерального органа
исполнительной власти согласно оспариваемым положениям Федерально-
го закона от 22 августа 2004 года  N  122-ФЗ  являются  основанием
возникновения  права  федеральной собственности на соответствующее
имущество и определяют момент (то есть дату)  возникновения  права
федеральной  собственности.  Таким образом,  оспорить в суде можно
будет только уже свершившийся факт - нарушение имущественных  прав
субъектов Российской Федерации,  которое допускается оспариваемыми
положениями этого Федерального закона.
     Кроме того,  при  рассмотрении  судами соответствующих споров
будут отсутствовать четкие и однозначные критерии для проверки за-
конности  перевода того или иного имущества из собственности субъ-
екта Российской  Федерации в федеральную собственность,  поскольку
федеральный законодатель не формализовал перечень имущества,  под-
лежащего такому переводу,  а также не установил необходимость при-
нятия решения уполномоченным федеральным органом только на основа-
нии предложения органов государственной власти субъекта Российской
Федерации.  В этих условиях суды будут вынуждены или  исходить  из
того,  что  свобода  усмотрения федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего полномочия собственника, в данных вопросах
не ограничена, или оценивать целесообразность передачи конкретного
имущества. Оба подхода не соответствуют конституционной роли судов
в системе органов государственной власти.
     Между тем,  недопустимость  умаления роли судов и ограничения
их дискреционных полномочий неоднократно подчеркивалась  Конститу-
ционным Судом Российской Федерации,  в частности, в постановлениях
от 12 марта 2001 года N 4-П по делу о  проверке  конституционности
ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротс-
тве)",  статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности  (банк-
ротстве) кредитных организаций",  а также статей 106,  160,  179 и
191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и от
2  апреля 2002 года N 7-П по делу о проверке конституционности от-
дельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва  де-
путата  представительного органа местного самоуправления" и Закона
Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата  предста-
вительного органа местного самоуправления,  выборного должностного
лица местного самоуправления в Корякском автономном округе".
     На основании изложенного Правительство Москвы просит  Консти-
туционный  Суд Российской Федерации проверить соответствие положе-
ний части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 го-
да  N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российс-
кой Федерации и признании утратившими силу некоторых законодатель-
ных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных за-
конов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон  "Об
общих  принципах  организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправле-
ния в Российской Федерации" в части установления  порядка  безвоз-
мездной  передачи  имущества из собственности субъектов Российской
Федерации в федеральную собственность  в  связи  с  разграничением
полномочий  между  федеральными  органами государственной власти и
органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 5 (часть
3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 73.


     Перечень прилагаемых докуме