Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Обращение Московской городской Думы
№ 17 от 26 октября 2005 года

О Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) должен вступить в силу с 1 января 2006 года, однако специалисты высказывают сомнение в его легитимности.
Об этом говорилось на состоявшейся 28 сентября 2005 года объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области, где рассматривался вопрос о создании системы контроля качества, безопасности и легальности оборота алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи в Москве и Московской области, в условиях изменения действующего законодательства. В работе коллегии принимали участие и представители Правительства Санкт-Петербурга.
Основанием для признания Федерального закона N 102-ФЗ нелегитимным, по единодушному мнению участников коллегии, явилось грубое нарушение Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при принятии проекта федерального закона N 153828-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Депутаты Московской городской Думы разделяют указанную точку зрения, поскольку в соответствии со статьей 125 Регламента Государственной Думы не допускается внесение поправок при рассмотрении законопроекта в третьем чтении, но в случае принятия данного законопроекта эта норма была нарушена.
Принятый Государственной Думой 6 июля 2005 года во втором чтении проект федерального закона N 153828-3 содержал нормы об информационной марке и о качестве алкогольной продукции (части 5 и 10 статьи 1 и др.), которые обеспечивали создание в стране действенного механизма, гарантирующего качество алкогольной продукции и безопасность населения. Однако текст законопроекта, проголосованный в третьем чтении, уже не содержал целого ряда указанных норм и в таком виде был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации.
Следовательно, в Государственной Думе была грубо нарушена процедура принятия закона, что дает все основания считать Федеральный закон N 102-ФЗ нелегитимным, неправовым актом. В отношении подобных действий Государственной Думы Конституционный Суд Российской Федерации уже указывал, что "несоблюдение вытекающих из Конституции Российской Федерации процедурных правил, имеющих существенное значение и влияющих на принятие решения, позволяет ... констатировать противоречие этого решения Конституции Российской Федерации" (пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 11-П).
Очевидно, что подобного рода нарушения законотворческого процесса дискредитируют федеральные органы государственной власти, разрушают правосознание граждан и должностных лиц, служат им моральным оправданием в случае неисполнения или нарушения законов, а в конечном счете ведут к разрушению конституционного строя в стране. Кроме того, Федеральный закон N 102-ФЗ, отменяющий практически все действующие механизмы регулирования алкогольного рынка, будет лишь усугублять одну из самых острых общенациональных проблем - алкоголизацию населения. По мнению экспертов, смертность в России от отравления некачественным алкоголем только в прошлом году составила 40000 человек.
Московская городская Дума считает нецелесообразным исправлять сложившуюся ситуацию путем судебного разбирательства. Для более оперативного решения вопроса просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, внести в Государственную Думу проект закона, отменяющий действие Федерального закона N 102-ФЗ и восстанавливающий редакцию проекта федерального закона N 153828-3, внесенного Правительством Российской Федерации и принятого Государственной Думой во втором чтении 6 июля 2005 года.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов