Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 180 от 4 июня 2003 года

О проекте федерального закона «О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487—1»

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении дополнения и изменения в статью
34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1".
    2. Поручить представление указанного проекта федерального закона на
всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации депутату Московской городской Думы 
Л.В.Стебенковой.
    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Вносится Московской
    городской Думой

    Проект

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О внесении дополнения и изменения в статью 34
    Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
    граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1


    Статья 1. Внести в статью 34 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143; 1999, № 51,
ст. 6289; 2000, № 49, ст. 4740; 2003, № 2, ст. 167) следующие дополнение
и изменение:
    дополнить новой частью второй следующего содержания:
    "В целях выявления больных, страдающих заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, а также профилактики
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
освидетельствование лиц проводится без их согласия или согласия их
законных представителей на основаниях и в порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации
вправе разрабатывать программы мероприятий по выявлению и
профилактике незаконного потребления наркотических средств и
психотропных веществ.";
    части вторую - шестую считать соответственно частями третьей -
седьмой.


    Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
    официального опубликования.



    Президент
    Российской Федерации



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона
    "О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ
    законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
    от 22 июля 1993 года № 5487-1"


    В последние годы во всех регионах Российской Федерации ситуация,
связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их
незаконным оборотом, ухудшилась.
    В России только официально зарегистрировано почти 500 тысяч
наркоманов, по оценкам экспертов реально эти показатели выше в четыре
раза. Кроме того, контингент наркоманов молодеет: 72 процента из них
составляет молодежь до 30 лет. Все эксперты отмечают рост наркомании и
токсикомании в детско-подростковом возрасте со сдвигом показателей
злоупотребления психоактивными веществами в младшие возрастные
группы.
    Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими
веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема
негативных медико-социальных последствий наркомании. В России среди
больных 
СПИДом более 50 процентов наркоманов, более 90 процентов наркоманов в
России болеют гепатитом. Также к сопутствующим наркомании болезням
относятся туберкулез, ВИЧ-инфекция, различные венерические заболевания.
    Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих
наркотиками. Число преступлений, связанных с наркотиками, за последние
десять лет увеличилось в десять раз.
    В большинстве регионов, наиболее остро в городе Москве, увеличение
показателей злоупотребления наркотиками по темпам роста носит характер
наркотической эпидемии. Число лиц, состоящих на диспансерном
наблюдении, за последние пять лет возросло более чем в шесть раз. Город
Москва является привлекательным рынком сбыта для наркопроизводящих
регионов и каналом ввоза наркотиков в центр России. По различным
экспертным оценкам на конец 2000 года более 40 тысяч граждан города
Москвы состояло на диспансерном учете как лица, употребляющие
наркотики без назначения врача, более 50 тысяч москвичей ежегодно
проходят курс лечения от наркотической зависимости в специализированных
наркологических клиниках города.
    14 апреля 2003 года Первый заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации Г.Г.Онищенко сообщил, что на данный момент в
России зарегистрировано 235 тысяч ВИЧ-инфицированных. По данным
Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со 
СПИДом фактическое количество зараженных вирусом иммунодефицита
приближается к миллиону человек. При этом большинство зараженных -
молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, из которых более 80 процентов
регулярно употребляют наркотики. В 2002 году, по данным Минздрава
Российской Федерации, было зарегистрировано 2,5 тысячи случаев, когда
ВИЧ-инфицированные матери рожали зараженных детей.
    Все эти заболевания опасны не только для лиц, страдающих ими, но
и представляют серьезную опасность для жизни и здоровья других граждан.
    Однако действующее законодательство Российской Федерации (статьи
32-34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан; статьи 44-45 Федерального закона от 8 января 1998 года 
№ 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах") не
позволяет выявлять такие заболевания, так как медицинское обследование
(осмотр) не может быть проведено без согласия осматриваемых.
    Сегодня в России преобладает информационно-просветительский
подход к проблеме незаконного потребления наркотических веществ.
    Так оперативное выявление лиц, употребляющих наркотики, особенно
тех, кто находится на начальном этапе наркопотребления, позволит, во-
первых, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением
наркотиками, как потребителю, так и окружающей его микросреде, тем
самым значительно повысить эффективность их лечения; во-вторых, с
экономической точки зрения, существенно снизить затраты на их лечение в
специализированных медицинских учреждениях; в-третьих, обеспечить
охрану жизни и здоровья всех жителей Российской Федерации путем
принятия мер по недопущению лиц, употребляющих наркотики, в те области
деятельности, где употребление наркотиков и связанное с ним наркотическое
опьянение создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан
(военнослужащие, призывники, лица, обслуживающие предприятия
повышенной опасности (лица, чья профессиональная деятельность связана с
риском техногенных катастроф и безопасностью населения - операторы и
диспетчеры особо опасных производств, авиадиспетчеры, летный состав -
полный перечень работ и профессий приведен в приказе Минздрава
Российской Федерации от 14 марта 1996 года № 90 "О порядке проведения
предварительных и периодических медицинских осмотров работников и
медицинских регламентах допуска к профессии"), лица, получающие
водительские права, оформляющие лицензии на приобретение оружия,
персонал силовых и охранных структур, имеющий разрешение на ношение
оружия). Особенно важно обеспечить выявление лиц, употребляющих
наркотики, среди несовершеннолетних, что возможно при диспансеризации
школьников, при осмотре детей, поступающих в детские приюты.
    Сознавая масштаб трагедии, Президент Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации уделяют огромное внимание решению
этой проблемы. Создан Государственный комитет Российской Федерации по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Утверждена федеральная целевая программа по борьбе с наркотиками
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2002-2004 гг.", которая предполагает решение
следующих наиболее приоритетных задач: создание общегосударственной
системы профилактики потребления наркотиков различными категориями
населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними,
предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками, и уменьшение
потерь общества, совершенствование нормативно-правовой базы.
    Дополнения, вносимые в статьи Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1,
позволят в целях выявления больных, страдающих заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, а также профилактики
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ,
профилактики распространения ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний,
туберкулеза, гепатита проводить медицинское освидетельствование лиц без
их согласия или согласия их законных представителей на основании и в
порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Это поможет получить реальное представление о масштабах
распространения этих заболеваний в Российской Федерации и разработать
профилактические меры против их распространения.
    Настоящий законопроект предоставляет право субъектам Российской
Федерации разрабатывать программы мероприятий по выявлению и
профилактике незаконного потребления наркотических средств и
психотропных веществ.
    Также вносимые изменения и дополнения позволят осуществлять
контроль за незаконным потреблением наркотических веществ среди
несовершеннолетних (учащихся), призывников, на рабочих местах и т.д., тем
самым предотвращая социально опасные последствия потребления
наркотических веществ.
    Кроме того, законопроект позволяет решить вопросы, связанные с
исполнением федеральных законов и легитимностью подзаконных актов
Правительства Российской Федерации, различных ведомств и министерств в
части контроля за незаконным потреблением наркотических средств и
болезнями, сопутствующими наркомании, в рамках обязательных
медицинских освидетельствований.
    Вместе с тем, законопроект не изменяет существующего правила о том,
что лечение больных, в том числе и вышеуказанными болезнями,
осуществляется только с их согласия или согласия их законных
представителей.
    Принятие настоящего Федерального закона не потребует
дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
    Медицинские освидетельствования (осмотры) на предмет незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ лицами,
подлежащими в соответствии с законодательством Российской Федерации
обязательным предварительным при поступлении на работу и
периодическим медицинским освидетельствованиям (осмотрам), а также
внеочередные медицинские осмотры проводятся посредством экспресс-
диагностики.
    В связи с чем в государственных и муниципальных организациях и
учреждениях медицинские освидетельствования (осмотры) на предмет
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
лицами, подлежащими в соответствии с законодательством Российской
Федерации обязательным предварительным при поступлении на работу и
периодическим медицинским освидетельствованиям (осмотрам), а также
внеочередные медицинские осмотры будут проводиться за счет средств
обязательного медицинского страхования, так как мероприятия по
профилактике и диагностике заболеваний, в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, осуществляются за счет средств
обязательного медицинского страхования.
    В коммерческих организациях медицинские освидетельствования
(осмотры) на предмет незаконного потребления наркотических средств и
психотропных веществ лицами, подлежащими в соответствии с
законодательством Российской Федерации обязательным предварительным
при поступлении на работу и периодическим медицинским
освидетельствованиям (осмотрам), а также внеочередные медицинские
осмотры будут проводиться за счет собственных средств работодателя, в
соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации".
    В наркологических диспансерах при получении справок, необходимых
при приеме на работу, получении водительских прав, при оформлении
лицензии на приобретение оружия самообороны, гладкоствольного или
нарезного охотничьего ружья, медицинские освидетельствования (осмотры)
на предмет незаконного потребления наркотических средств и психотропных
веществ будут осуществляться за счет средств граждан, проходящих
медицинские освидетельствования (осмотры), в соответствии с приказами
исполнительных органов власти и за счет средств обязательного
медицинского страхования для граждан, получающих справки, необходимые
при устройстве на работу в государственные и муниципальные организации
и учреждения, в соответствии с Программой государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи.
    Введение в действие данного Федерального закона не потребует
дополнительных затрат из федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    Депутат
    Л.В.Стебенкова
    921-23-97
    4 июня 2003 года



    ПРИЛОЖЕНИЕ
    к проекту федерального закона "О
    внесении дополнения и изменения
    в статью 34 Основ
    законодательства Российской
    Федерации об охране здоровья
    граждан от 22 июля 1993 года №
    5487-1"


    ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
    утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
    или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
    "О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ
    законодательства Российской Федерации об охране здоровья
    граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1"


    Предлагаемый законопроект не потребует отмены, изменения,
дополнения или принятия новых федеральных законодательных актов.
    Вместе с тем целесообразно внесение изменений и дополнений в
статьи 44 и 45 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах". Московской
городской Думой внесена соответствующая законодательная инициатива.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    Депутат
    Л.В.Стебенкова
    921-23-97
    4 июня 2003 года