Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 180-ПП от 10 марта 2009 года

О проекте закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы»

     В целях реализации Концепции закона города Москвы "О поддерж-
ке  соотечественников  за  рубежом органами государственной власти
города Москвы",  одобренной постановлением Правительства Москвы от
13 ноября 2007 г. N 998-ПП Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О  поддержке  сооте-
чественников  за  рубежом  органами  государственной власти города
Москвы" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру  Москвы  внести указанный законопроект
(п.1) в установленном порядке на рассмотрение в Московскую городс-
кую Думу.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого   заместителя  Мэра   Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.  и заместителя  Мэра  Москвы  в  Правительстве Москвы
Виноградова В.Ю.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 10 марта 2009 г. N 180-ПП
                                                            Проект


                            З А К О Н


                          ГОРОДА МОСКВЫ

        О поддержке соотечественников за рубежом органами
               государственной власти города Москвы



     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществле-
нием мер поддержки соотечественников за рубежом органами государс-
твенной  власти  города Москвы,  и распространяет свое действие на
всех лиц,  отнесенных федеральным законодательством Российской Фе-
дерации к российским соотечественникам за рубежом.

                     Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Законодательство города Москвы о поддержке
                   соотечественников за рубежом

     Законодательство города Москвы о поддержке  соотечественников
за  рубежом  состоит  из настоящего Закона,  других законов города
Москвы, содержащих нормы об особенностях положения соотечественни-
ков в соответствующих областях общественных отношений, и принимае-
мых в соответствии с ними иных нормативных правовых  актов  города
Москвы.

    Статья 2. Цели деятельности органов государственной власти
         города Москвы по поддержке соотечественников за
                             рубежом

     Целями деятельности  органов  государственной  власти  города
Москвы по поддержке соотечественников за рубежом являются:
     1) взаимодействие и координация с федеральными органами госу-
дарственной власти поддержки и помощи соотечественникам за рубежом
в  реализации  и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, федеральны-
ми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде-
рации  с  учетом  правового регулирования в иностранных  государс-
твах;
     2) создание  благоприятных организационно-правовых и экономи-
ческих условий для эффективного участия города Москвы в реализации
единой  государственной  политики в отношении соотечественников за
рубежом;
     3) использование  потенциала соотечественников за рубежом для
реализации задач культурного,  научного, экономического и социаль-
ного развития города Москвы.

     Статья 3. Принципы организации органами государственной
                  власти города Москвы поддержки
                   соотечественников за рубежом

     Поддержка соотечественников за рубежом органами государствен-
ной власти города Москвы осуществляется в соответствии со  следую-
щими принципами:
     1) согласованность поддержки соотечественников за рубежом ор-
ганами государственной власти города Москвы с поддержкой, оказыва-
емой федеральными органами государственной власти;
     2) привлечение  соотечественников за рубежом к участию в раз-
работке соответствующих программ  поддержки  соотечественников  за
рубежом;
     3) открытость для сотрудничества со всеми  организациями  со-
отечественников за рубежом;
     4) доступность информации об  осуществлении  городом  Москвой
государственной поддержки соотечественников за рубежом;
     5) адресность оказания поддержки соотечественникам за рубежом
и их организациям;
     6) взаимосвязь мероприятий, проводимых в отношении соотечест-
венников  за  рубежом,  их  организаций с задачами развития города
Москвы;
     7) взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы
при осуществлении поддержки соотечественников с различными общест-
венными организациями, которые занимаются этой же проблемой.

       Статья 4. Основные направления деятельности города
             Москвы при осуществлении государственной
              поддержки соотечественников за рубежом

     Основными направлениями  деятельности  города Москвы при осу-
ществлении государственной поддержки соотечественников за  рубежом
являются:
     1) оказание методической и организационной помощи  региональ-
ным и международным деловым,  профессиональным,  молодежным, женс-
ким, парламентским организациям соотечественников за рубежом;
     2) поддержка  общественных  правозащитных  организаций города
Москвы и сотрудничество с международными правозащитными  организа-
циями;
     3) поддержка  организаций  соотечественников,  налаживание  и
развитие всесторонних связей между органами государственной власти
города Москвы и организациями соотечественников за рубежом;
     4) поддержка русского языка,  культуры,  образования, содейс-
твие в получении образования на русском языке и повышении квалифи-
кации  в  учебных  и  научно-исследовательских  учреждениях города
Москвы, оказание поддержки образовательным учреждениям с изучением
русского языка и преподаванием на русском языке в зарубежных стра-
нах;
     5) экономическое сотрудничество города Москвы с организациями
соотечественников за  рубежом,  налаживание  связей  хозяйствующих
субъектов  города  Москвы  с  соотечественниками,  осуществляющими
предпринимательскую деятельность;
     6) информационное  сотрудничество  с организациями соотечест-
венников за рубежом и странами проживания соотечественников,  под-
держка русскоязычных средств массовой информации,  создание инфор-
мационно-электронных систем;
     7) поддержка  социально  незащищенных слоев соотечественников
за рубежом,  в том числе организаций, объединяющих людей с ограни-
ченными возможностями (инвалидов).


   Глава 2. Обеспечение поддержки соотечественников за рубежом

       Статья 5. Программный метод осуществления поддержки
                   соотечественников за рубежом

     Правительством Москвы принимаются городские целевые  програм-
мы, определяющие мероприятия в области поддержки соотечественников
за рубежом.

         Статья 6. Организационное обеспечение поддержки
                   соотечественников за рубежом

     1. Правительство Москвы при участии в осуществлении государс-
твенной политики в отношении соотечественников:
     1) разрабатывает меры по поддержке соотечественников за рубе-
жом;
     2) принимает во исполнение настоящего Закона нормативные пра-
вовые акты;
     3) реализует  меры  по поддержке соотечественников за рубежом
непосредственно,  а также через определяемые Правительством Москвы
органы  исполнительной власти города Москвы в сфере поддержки соо-
течественников за рубежом;
     4) в ходе участия в работе международных межправительственных
и неправительственных организаций защищает интересы  соотечествен-
ников за рубежом.
     2. Правительство Москвы осуществляет координацию деятельности
органов  исполнительной власти города Москвы,  государственных уч-
реждений, иных организаций, осуществляющих поддержку соотечествен-
ников за рубежом и взаимодействие с ними.
     3. Правительство Москвы и органы исполнительной власти города
Москвы выступают учредителями государственных учреждений, осущест-
вляющих функции в области поддержки соотечественников.
     4. Организациям, участвующим в осуществлении поддержки сооте-
чественников за рубежом, может оказываться содействие на условиях,
предусмотренных статьями настоящего Закона для поддержки организа-
ций соотечественников за рубежом,  в случае их добровольной поста-
новки на учет в органе исполнительной власти города Москвы в соот-
ветствии со статьей 19 настоящего Закона.
    Статья 7. Представительство интересов соотечественников за
         рубежом в органах государственной власти города
                              Москвы

     1. При органах государственной  власти  города  Москвы  могут
создаваться  представительные общественно-консультативные органы -
советы (комиссии) соотечественников за рубежом.
     2. Порядок формирования,  задачи и функции советов (комиссий)
соотечественников за рубежом устанавливаются Правительством  Моск-
вы.

       Статья 8. Участие представительств города Москвы за
          пределами Российской Федерации в осуществлении
              поддержки соотечественников за рубежом

     1. Представительства  города  Москвы  за пределами Российской
Федерации участвуют в осуществлении поддержки соотечественников за
рубежом в порядке, установленном Правительством Москвы.
     2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
порядке, установленном Правительством Москвы, осуществляет коорди-
нацию участия представительств города Москвы за пределами Российс-
кой Федерации в осуществлении поддержки соотечественников за рубе-
жом.

            Статья 9. Финансовое обеспечение поддержки
                   соотечественников за рубежом

     1. Финансирование  расходов  по  реализации настоящего Закона
осуществляется за счет бюджета города Москвы с возможным привлече-
нием средств Федерального бюджета и внебюджетных источников в фор-
мах,  предусмотренных бюджетным законодательством Российской Феде-
рации, в том числе в виде субсидий.
     2. Конкретные виды помощи и поддержки соотечественников, осу-
ществляемой  за счет средств бюджета города Москвы,  а также конк-
ретные категории лиц, на которые она может распространяться, опре-
деляются правовыми актами Правительства Москвы.
     3. Правительство Москвы утверждает критерии оценки  эффектив-
ности  финансовой поддержки организаций соотечественников за рубе-
жом.
     4. Уполномоченный  орган  исполнительной власти города Москвы
осуществляет привлечение внебюджетных средств на поддержку  сооте-
чественников за рубежом.
     5. Контроль за расходованием финансовых средств осуществляет-
ся  в соответствии с федеральным законодательством и законодатель-
ством города Москвы.

      Статья 10. Научное и экспертное обеспечение поддержки
                   соотечественников за рубежом

     Научное и  экспертное обеспечение поддержки соотечественников
за рубежом осуществляется органами государственной  власти  города
Москвы путем:
     1) организации совместных научно-исследовательских  работ  по
проблемам соотечественников за рубежом, выполняемых научными орга-
низациями города Москвы;
     2) организации  научно-практических  конференций  по изучению
положения соотечественников в странах их проживания;
     3) организации  периодических семинаров с участием соотечест-
венников за рубежом по вопросам экономического, научно-техническо-
го  и  культурного сотрудничества города Москвы и других субъектов
Российской Федерации;
     4) проведения информационно-аналитической работы по выработке
рекомендаций для осуществления политики города Москвы в  отношении
соотечественников за рубежом;
     5) организации издания научных трудов,  научно-информационных
бюллетеней,  освещающих  научные  исследования в области положения
соотечественников за рубежом,  выпуска  аналитических  материалов,
проведения экспертиз и опросов общественного мнения;
     6) организации мониторинга,  социологических  исследований  и
статистического учета данных по вопросам, касающимся соотечествен-
ников за рубежом;
     7) создания  банка данных  социологических и иных научных ис-
следований по вопросам, касающимся соотечественников за рубежом;
     8) иных мер или мероприятий,  не противоречащих законодатель-
ству.
         Статья 11. Информационное обеспечение поддержки
                   соотечественников за рубежом


     Информационное обеспечение поддержки соотечественников за ру-
бежом осуществляется органами государственной власти города Москвы
путем:
     1) сбора и предоставления информации для объективного освеще-
ния  проблем соотечественников за рубежом в средствах массовой ин-
формации, специальных информационных, справочных и иных изданиях;
     2) создания  и  поддержки  специализированного общедоступного
сайта в  сети  Интернет по вопросам поддержки соотечественников за
рубежом;
     3) формирования банка данных,  содержащего информацию о проб-
лемах соотечественников,  организациях соотечественников, об опыте
реализации поддержки соотечественников за рубежом.  Доступ к  ука-
занному  банку данных должен быть обеспечен всем органам государс-
твенной власти города Москвы,  органам местного самоуправления го-
рода Москвы;
     4) ежегодного выпуска  информационных  сборников,  содержащих
правовые  акты  и  социологические материалы по вопросам поддержки
соотечественников за рубежом,  а также выпуска иных информационных
и справочных материалов по проблемам соотечественников,  организа-
ций соотечественников;
     5) организационного,  информационного и методического обеспе-
чения создания в редакциях средств массовой информации отделов или
иных  структурных  подразделений  по вопросам соотечественников за
рубежом;
     6) доведения информации о нарушении прав соотечественников за
рубежом до соответствующих органов государственной власти Российс-
кой Федерации;
     7) поддержки средств массовой информации, освещающих реализа-
цию связей города Москвы с соотечественниками;
     8) иных мер, не противоречащих законодательству.


  Глава 3.  Оказание государственной поддержки соотечественникам
                            за рубежом

       Статья 12. Поддержка соотечественников за рубежом в
        области образования, содействие изучению русского
              языка и преподавания на русском языке

     1. Поддержка соотечественников за рубежом в области образова-
ния осуществляется органами государственной власти  города  Москвы
путем:
     1) содействия деятельности зарубежных образовательных  учреж-
дений с изучением русского языка и преподаванием на русском языке,
оказания им систематической помощи  в  обеспечении  научной  учеб-
но-методической  и справочной литературой,  наглядными пособиями и
учебным оборудованием;
     2) оказания  на постоянной основе гуманитарной помощи образо-
вательным учреждениям зарубежных стран с изучением русского  языка
и преподаванием на русском языке путем предоставления компьютерных
классов и оборудования,  а также  развития  дистанционных  методов
обучения;
     3) организации за рубежом центров дистанционного  образования
по российским стандартам обучения;
     4) организации подготовки,  переподготовки и повышения квали-
фикации преподавателей образовательных учреждений зарубежных стран
с изучением русского языка и преподаванием на русском языке в под-
ведомственных городу Москве образовательных учреждениях;
     5) выделения квот для детей соотечественников за  рубежом  из
социально  незащищенных  слоев населения для обучения в подведомс-
твенных городу Москве образовательных учреждениях с оплатой им ме-
дицинского страхования,  стипендий и проживания в общежитиях в те-
чение учебного года;
     6) организации  стажировок и обмена группами педагогов и уча-
щихся партнерских образовательных учреждений города Москвы и зару-
бежных стран;
     7) иных мер, не противоречащих законодательству.
     2. Органы  государственной  власти  города Москвы вправе осу-
ществлять иные меры поддержки соотечественников за рубежом  в  об-
ласти образования.
     3. Поддержка соотечественников в  области  изучения  русского
языка  и преподавания на русском языке осуществляется органами го-
сударственной власти города Москвы путем:
     1) обеспечения  образовательных учреждений зарубежных стран с
изучением русского языка и преподаванием на  русском  языке  учеб-
но-методическими комплектами на русском языке,  включая учебники и
библиотеки на электронных носителях, аудио-, видеоматериалами;
     2) организации семинаров,  совещаний с руководством образова-
тельных учреждений зарубежных стран с изучением русского  языка  и
преподаванием  на русском языке,  направленных на поддержку и сот-
рудничество в области образования на русском языке;
     3) проведения  конкурсов по русскому языку среди преподавате-
лей русского языка в зарубежных странах;
     4) проведения  международных  дистантных олимпиад по русскому
языку для учащихся образовательных учреждений зарубежных стран.
     4. Органы  государственной  власти  города Москвы вправе осу-
ществлять  иные меры  поддержки  соотечественников  в области рус-
ского языка,  предусмотренные нормативными правовыми актами города
Москвы.

        Статья 13.  Поддержка соотечественников в области
              культуры, спорта и исторической памяти

     Поддержка соотечественников в области культуры и исторической
памяти осуществляется органами государственной власти города Моск-
вы путем:
     1) организации театральных обменов с зарубежными странами;
     2) пополнения библиотечного фонда организаций соотечественни-
ков;
     3) проведения  международных  фестивалей,  конкурсов детского
народного творчества соотечественников;
     4) организации выставок, в том числе на постоянной основе, по
истории русского зарубежья;
     5) участия  города Москвы в фестивалях культуры соотечествен-
ников за рубежом;
     6) оказания помощи творческим группам,  коллективам,  театрам
соотечественников;
     7) оказания  помощи детским творческим коллективам соотечест-
венников в участии в международных конкурсах, фестивалях, проводи-
мых за рубежом;
     8) организации режиссерских курсов для подготовки кадров  те-
атров соотечественников за рубежом;
     9) организации в городе Москве спортивного юношеского  фести-
валя российских соотечественников зарубежья;
     10) поддержки существующих за рубежом памятников  великим со-
отечественникам, захоронений советских и российских воинов;
     11) установки за рубежом памятных досок известным  соотечест-
венникам;
     12) организации издания сборников произведений  соотечествен-
ников на русском языке;
     13) иных мер, не противоречащих законодательству.

         Статья 14. Правовая поддержка соотечественников
                            за рубежом

     Органы государственной власти города Москвы оказывают содейс-
твие в осуществлении:
     1) правовой  помощи в защите прав соотечественников в странах
их проживания;
     2) освещения  в средствах массовой информации правового поло-
жения соотечественников за рубежом;
     3) совместных  с  международными правозащитными организациями
консультаций, семинаров и конференций;
     4) поддержки усилий организаций соотечественников по созданию
в странах их проживания центров юридической  поддержки  соотечест-
венников за рубежом;
     5) поддержки участия адвокатов в защите жителей города Москвы
и соотечественников за рубежом, привлеченных к различным видам от-
ветственности за рубежом;
     6) выездов  представителей московских юридических организаций
в зарубежные страны в целях оказания поддержки и помощи  в  защите
прав и свобод соотечественников за рубежом;
     7) иных мер, не противоречащих законодательству.


       Статья 15. Поддержка соотечественников за рубежом в
                   области права на информацию

     Поддержка соотечественников в  области  права  на  информацию
осуществляется  органами  государственной власти города Москвы пу-
тем:
     1) материальной поддержки русскоязычных средств массовой  ин-
формации;
     2) организации производства тематических телевизионных  филь-
мов о проблемах соотечественников за рубежом;
     3) организации производства  и показа  теле- и радиопередач о
положении соотечественников;
     4) организации издания и распространения  информации,  в  том
числе на электронных носителях,  направленной на повышение автори-
тета города Москвы среди соотечественников за рубежом;
     5) иных мер, не противоречащих законодательству.

       Статья 16. Содействие экономическому сотрудничеству
        субъектов предпринимательской деятельности города
            Москвы с  соотечественниками  за рубежом и
                         их организациями

     1. Органы государственной власти  города  Москвы  содействуют
установлению прямых связей индивидуальных предпринимателей, предп-
риятий и организаций города Москвы и хозяйствующих субъектов  соо-
течественников  (хозяйствующих организаций,  созданных в соответс-
твии с законодательством страны нахождения,  более  75%  имущества
которых принадлежит соотечественникам и более 75% работников кото-
рых составляют соотечественники) путем:
     1) создания информационного центра;
     2) организации выставок-ярмарок,  открытия торгово-промышлен-
ных  центров оптовой продажи продукции хозяйствующих субъектов го-
рода Москвы;
     3) поддержки создания совместных предприятий с хозяйствующими
субъектами соотечественников за рубежом;
     4) приобретения оборудования для совместных предприятий с хо-
зяйствующими субъектами соотечественников за рубежом;
     5) иных мер, не противоречащих законодательству.
     2. Органы государственной  власти  города  Москвы  организуют
подготовку, переподготовку специалистов в области предприниматель-
ства и экономики из среды соотечественников  за  рубежом  на  базе
учебных заведений города Москвы.

       Статья 17. Поддержка соотечественников за рубежом в
                         социальной сфере

     1. Поддержка соотечественников в социальной сфере осуществля-
ется органами государственной власти города Москвы путем:
     1) содействия в оказании экстренной  и  плановой  медицинской
стационарной,  в том  числе консультативно-диагностической, помощи
соотечественникам на базе медицинских учреждений города Москвы;
     2) оказания  содействия  в обеспечении нуждающихся соотечест-
венников медицинской и иной техникой  индивидуального  пользования
для лечения и профилактики;
     3) материальной поддержки остро нуждающихся ветеранов и инва-
лидов  Великой Отечественной войны,  битвы под Москвой,  ветеранов
труда;
     4) оказания адресной помощи соотечественникам,  оказавшимся в
тяжелой жизненной ситуации;
     5) организации отдыха, экскурсионных поездок детей соотечест-
венников в период школьных каникул;
     6) иных мер, не противоречащих законодательству.
     2. Порядок поддержки соотечественников в социальной сфере,  в
том  числе  формирования перечней нуждающихся соотечественников за
рубежом и их организаций, утверждается Правительством Москвы.

    Глава 4.  Оказание государственной поддержки  организациям
                   соотечественников за рубежом

           Статья 18. Приоритеты поддержки организаций
                   соотечественников за рубежом

     1. Приоритетами поддержки  организаций  соотечественников  за
рубежом являются:
     1) поддержка молодежных организаций соотечественников с целью
расширения связей молодых соотечественников с городом Москвой;
     2) сотрудничество с находящимися за рубежом религиозными  об-
щинами религиозных конфессий, действующих на территории Российской
Федерации,  с целью оказания безвозмездной помощи  в  приобретении
религиозной утвари и литературы,  а также укрепления самобытности,
духовных традиций и культуры;
     3) поддержка ветеранских организаций соотечественников;
     4) поддержка международных организаций соотечественников.
     2. Указанные  в  части  1 настоящей статьи приоритеты не пре-
пятствуют поддержке других организаций соотечественников за  рубе-
жом.


     Статья 19. Учет организаций соотечественников за рубежом


     1. Орган  исполнительной власти города Москвы в порядке,  ут-
вержденном Правительством Москвы,  осуществляет  учет  организаций
соотечественников  для целей государственной поддержки в соответс-
твии с настоящим Законом.
     2. Регистрация  организаций соотечественников за рубежом осу-
ществляется на бесплатной основе.


   Статья 20.  Организационная   и   консультативная  поддержка
             организаций соотечественников за рубежом


     1. Соотечественники за рубежом и представители их организаций
вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы за
получением:
     1) образцов документов,  необходимых для взаимодействия с ор-
ганами государственной власти города Москвы;
     2) методических рекомендаций о взаимодействии с органами  го-
сударственной власти города Москвы.
     2. Представительства города Москвы  за  пределами  Российской
Федерации осуществляют консультативную и организационную поддержку
при создании и деятельности организаций соотечественников за рубе-
жом.
                Глава 5. Заключительные положения

          Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона


     Настоящий Закон  вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.