Концепцией управления собственностью Москвы и взаимодействия
с иными собственниками на территории города до 2005 года, утверж-
денной постановлением Московской городской Думы от 18.10.2000
N 108, предусмотрена разработка системы учета имущества города
Москвы. В целях повышения эффективности управления имуществом го-
рода Москвы, руководствуясь постановлением Правительства Москвы от
12.09.2000 N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной ра-
боты в органах исполнительной власти города", Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "Об учете
имущества в городе Москве" (приложение).
2. Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петро-
ву А.В. по представлению Департамента имущества города Москвы в
срок до 1 апреля 2003 года образовать комплексную рабочую группу
Правительства Москвы по разработке проекта закона города Москвы
"Об учете имущества в городе Москве" и обеспечить финансирование
разработки данного законопроекта.
3. Департаменту имущества города Москвы в IV квартале 2003
года внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона го-
рода Москвы "Об учете имущества в городе Москве".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкаче-
ва О.М.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 марта 2003 года N 191-ПП
Концепция закона города Москвы
"Об учете имущества в городе Москве"
I. Общая часть
1.1. Введение
Концепцией управления собственностью Москвы и взаимодействия
с иными собственниками на территории города до 2005 года, утверж-
денной постановлением Московской городской Думы от 18.10.2000
N 108, постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 414-ПП
"О выполнении плана мероприятий на 2001 год по реализации Концеп-
ции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными
собственниками на территории города до 2005 года и плане мероприя-
тий на 2002 год" предусмотрена организация и создание системы уче-
та имущества города Москвы и иных собственников на территории го-
рода.
Существующая система учета имущества и права собственности
города Москвы на него предусматривает ведение реестров, отраслевых
баз данных, различных перечней и списков.
Создание единой системы учета имущества и прав собственности
на него, а так же выявление бесхозяйного имущества и вовлечение
его в хозяйственный оборот в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации представляет собой конечную цель настоящего за-
кона.
В целях эффективного управления имуществом его учет необхо-
дим, так как позволяет посредством принятия управленческих решений
оптимизировать использование имущества и поступление неналоговых
доходов в бюджет города Москвы и бюджеты муниципальных образований
от использования имущества.
Принятие закона города Москвы "Об учете имущества города
Москвы" позволит:
- создать единую систему и ведение непрерывного учета иму-
щества города Москвы;
- уточнить компетенцию властей города Москвы в части контроля
за соблюдением условий и целей использования имущества, приобре-
тенного в том числе в процессе приватизации;
- обеспечить соблюдение законных требований органов государс-
твенной власти города Москвы при планировании и осуществлении дея-
тельности хозяйствующими субъектами, связанной с использованием
имущества;
- обеспечить приоритет предупредительных мер по обеспечению
общественной безопасности пользования имуществом.
1.2. Цели и задачи проекта закона города Москвы "Об учете
имущества в городе Москве"
Целью подготовки законопроекта является установление правовых
и организационных основ ведения непрерывного учета имущества в го-
роде Москве, отражения изменений характеристик имущества для обес-
печения полноты и актуальности информации, необходимой для:
- эффективного управления имуществом,
- налогообложения и страхования имущества;
- государственной регистрации прав на имущество в соответс-
твии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- инвестирования в недвижимость и градостроительную деятель-
ность;
- государственного контроля за использованием имущества;
- иной деятельности, связанной с владением, пользованием и
распоряжением имуществом;
- выявления бесхозяйного имущества и вовлечения его в уста-
новленном порядке в хозяйственный оборот.
Законопроект призван решить задачи:
- построение системы непрерывного ведения учета;
- создание единого формата учета имущества в целом и по раз-
личным его категориям;
- оптимизация информации для каждого уровня учета;
- упорядочение отношений между исполнительными органами госу-
дарственной власти города Москвы, между собой и хозяйствующими
субъектами в части, касающейся ведения учета имущества.
1.3. Законодательство об учете
Законодательство об учете составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Россий-
ской Федерации, законы и правовые акты города Москвы, в том числе
определяющие общий порядок учета имущества юридических лиц, а так-
же оформление результатов в учетных документах, которые могут быть
адаптированы для учета имущества города Москвы.
Законодательство об учете имущества города Москвы, располо-
женного вне его территории, составляют нормативные акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации (иностранного государс-
тва), на территории которого оно расположено.
Для целей государственной регистрации жилых и нежилых помеще-
ний законодательством Российской Федерации установлен заявительный
порядок.
1.4. Термины и определения
В тексте настоящего закона используются следующие термины и
определения:
- Имущество города Москвы - имущество и неимущественные пра-
ва, принадлежащие городу Москве, как на территории города Москвы,
так вне ее пределов; не находящиеся в соответствии с законом в
частной собственности, собственности муниципальных образований,
собственности Российской Федерации или других определенных законом
собственников.
- Реестр имущества города Москвы - свод информации о нали-
чии, техническом состоянии, правовом статусе и стоимостных харак-
теристиках объектов собственности города Москвы, позволяющий инди-
видуализировать объект;
- Учет имущества - система сбора и ведения, регистрации и
обобщения информации о состоянии имущества в городе Москве;
- Объект учета - единица учета имущества в единой системе
учета;
- Инвентаризация для целей учета - сопоставление данных учета
с фактическим наличием и состоянием имущества, выявление неучтен-
ных или утраченных объектов;
- Правообладатель - юридическое или физическое лицо, имеющее
в соответствии с законом или договором основание на предъявление
каких-либо прав на объект имущества (права собственности, хозяйст-
венное ведение или оперативное управление, доверительное управле-
ние, виды аренды, безвозмездное пользование, пользование сервиту-
том).
II. Основная часть "Структура разрабатываемого закона"
2.1. Предмет регулирования закона
Закон устанавливает:
- порядок формирования, ведения и состав системы учета иму-
щества города Москвы;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы по учету имущества;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы с федеральными органами исполнительной власти по вопросам
учета имущества на территории города Москвы;
- порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы с иными собственниками.
2.2. Объекты учета
Объектами учета являются:
- имущество города Москвы, переданное в хозяйственное ведение
государственных предприятий города Москвы;
- имущество города Москвы, переданное в оперативное управле-
ние государственных казенных предприятий или учреждений;
- имущество на территории города Москвы, не относящееся к
имуществу, переданному в оперативное управление или хозяйственное
ведение государственных и казенных предприятий или учреждений го-
рода Москвы, собственности физических или юридических лиц, собс-
твенности Российской Федерации, иных субъектов Российской Федера-
ции, муниципальных образований или иностранных государств в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации, международными
договорами и соглашениями, законодательством и правовыми актами
города Москвы;
- имущество города Москвы, расположенное за пределами терри-
тории города, не переданное в оперативное управление или хозяйст-
венное ведение государственных и казенных предприятий или учреж-
дений города Москвы.
2.3. Виды объектов учета
Учету подлежит имущество, находящееся в собственности города
Москвы:
Недвижимое имущество:
- земельные участки, обособленные природные объекты;
- здания, отдельные помещения в них жилого и нежилого назна-
чения;
- наземные и подземные сооружения, включая транспортные и ин-
женерные коммуникации, энергоснабжающие, телефонные и иные сети,
путепроводы, трубопроводы и иные объекты инженерной инфраструкту-
ры;
- имущественные комплексы;
- единые имущественно-земельные комплексы.
Движимое имущество:
- оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные
средства, инвентарь, инструменты, продукция, устройства и сооруже-
ния, используемые для размещения рекламы и иные непотребляемые ве-
щи;
- архивные фонды.
Объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллек-
туальной деятельности.
Деньги и ценные бумаги, номинированные в валюте Российской
Федерации и иностранной валюте, включая средства бюджета города
Москвы и платежные документы.
2.4. Описание объекта учета
Обязательными характеристиками учета являются:
1. Индивидуализация объекта.
Для целей учета объект имущества должен нести информацию,
позволяющую индивидуализировать его, как объект учета.
Для недвижимых объектов: наименование, адрес, кадастровый но-
мер, план земельного участка, поэтажный план; и т.п.
Для движимых объектов: наименование и иные характеристики,
требуемые установленным законодательными и нормативными актами по-
рядком.
2. Правовой статус объекта.
3. Правообладатель или перечень правообладателей на объект
учета.
4. Стоимостная характеристика объекта.
2.5. Система учета
Построение информационной системы учета определяется Прави-
тельством Москвы.
Система учета содержит:
1. Уровни учета.
1.1. Уровнями учета являются: общегородской учет, отраслевой
и территориальный, учет государственных и казенных предприятий и
учреждений города Москвы.
На общегородском уровне имущество учитывается в Едином реест-
ре имущества города Москвы, учитывающем унитарные предприятия и
учреждения, хозяйственные общества, некоммерческие организации,
унитарные предприятия и учреждения двойного подчинения, объекты
недвижимости, Реестр объектов движимого имущества, находящегося в
собственности города Москвы и незакрепленного за государственными
и казенными предприятиями или учреждениями города Москвы, Реестр
имущества на территории города Москвы, информация о правообладате-
ле которым отсутствует, Реестр имущества, находящегося в собствен-
ности города Москвы и расположенного за пределами его территории.
На отраслевом и территориальном уровне подведомственные объ-
екты имущества учитываются в реестрах соответствующих органов ис-
полнительной власти города Москвы, являющихся одновременно состав-
ной частью единой системы учета в городе Москве.
На уровне городских предприятий и учреждений учет объектов
имущества ведется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
1.2. Средства бюджета города Москвы учитываются в соответс-
твии с бюджетным законодательством Российской Федерации и города
Москвы и инструктивными указаниями Министерства финансов Российс-
кой Федерации.
2. Состав системы учета.
Система учета состоит из реестров соответствующих видов
имущества, Государственного земельного кадастра, отраслевых
информационных баз данных, объединенных единой привязкой к
геоинформационной системе Москвы, адресу БТИ, "протоколов" обмена
информацией.
3. Ведение учета.
Порядок получения и актуализации (обновления) информации.
4. Информационное обеспечение.
Круг данных, на основании которых будет осуществляться веде-
ние учета (техническая, градостроительная, статистическая, бухгал-
терская информация и иные виды учета и отчетности).
2.6. Взаимодействие органов исполнительной власти по ведению
учета
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
корректируют данные отраслевых (территориальных) реестров по изме-
нению состава и стоимости имущества подведомственных государствен-
ных и казенных предприятий или учреждений города Москвы (созданию,
реорганизации, ликвидации, списанию, приобретению и т.д.).
Информация о соответствующих изменениях передается на уровень
общегородского учета.
Обмен информацией с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам государственной регистрации имущества осущест-
вляется в установленном порядке.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города
по ведению учета утверждается Правительством Москвы.
2.7. Взаимодействие с иными собственниками
В целях разграничения прав собственности и межевания границ
объектов органы исполнительной власти города Москвы, уполномочен-
ные в соответствующей области, проводят сверку прав на объекты
имущества иных собственников (правообладателей) и внесение полу-
ченной информации об объектах в систему учета на общегородском
уровне.
Отсутствие информации о правообладателе является основанием
для внесения объекта учета в Реестр имущества на территории города
Москвы, собственник которого неизвестен, с последующим возможным
обращением этого имущества в собственность города Москвы в соот-
ветствии со статьями 225-228 Гражданского кодекса Российской Феде-
рации.
2.8. Ведение контроля
Контроль за учетом объектов имущества города Москвы осущест-
вляют органы государственной власти города Москвы, уполномоченный
орган исполнительной власти, контрольные органы в соответствии с
их компетенцией.
Для сверки данных учета и фактического состояния объекта уче-
та производится инвентаризация в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации и города Москвы.
Верно: