Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Постановление Московской городской Думы
№ 197 от 9 июня 2010 года
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы А.Г. Семенникову.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 1999, N 28, ст. 3489; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2007, N 21, ст. 2456; N 31, ст. 4008; 2009, N 1, ст. 29; N 31, ст. 3921; N 52, ст. 6453) следующие изменения:
1) в статье 105:
а) пункт "л" части второй признать утратившим силу;
б) дополнить частью третьей следующего содержания:
"3. Убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.";
2) в статье 111:
а) пункт "е" части второй признать утратившим силу;
б) часть третью дополнить пунктом "г" следующего содержания:
"г) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -";
3) в абзаце втором части четвертой статьи 150 слово "восьми" заменить словом "десяти";
4) абзац второй части второй статьи 214 изложить в следующей редакции:
"наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.";
5) в статье 280:
а) в абзаце втором части первой слова "до трех" заменить словами "от трех до пяти";
б) в абзаце втором части второй слова "до пяти" заменить словами "от трех до семи";
6) в статье 282:
а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
"наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.";
б) абзац пятый части второй изложить в следующей редакции:
"наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до четырех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.";
7) в статье 282.1:
а) в абзаце втором части первой слово "четырех" заменить словом "пяти";
б) в абзаце втором части второй слова "до двух" заменить словами "от двух до четырех";
в) в абзаце втором части третьей слова "до шести" заменить словами "от трех до семи";
8) в статье 282.2:
а) в абзаце втором части первой слово "трех" заменить словом "пяти";
б) в абзаце втором части второй слово "двух" заменить словом "четырех".
Статья 2
Статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2870; 2000, N 26, ст. 2737; 2002, N 30, ст. 3029; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008) дополнить частью шестой следующего содержания:
"Запрещается распространение в средствах массовой информации, в том числе с использованием компьютерных сетей, сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.".
Статья 3
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2009, N 1, ст. 29; N 18, ст. 2145) следующие изменения:
1) в статье 30:
а) пункт 2 части второй после слов "предусмотренных статьями" дополнить словами "105 частью третьей,";
б) пункт 3 части второй после слов "предусмотренных статьями" дополнить словами "105 частью третьей,";
2) первое предложение пункта 1 части пятой статьи 217 изложить в следующей редакции:
"1) о рассмотрении судом с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей и четвертой, 209-211, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 277, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.".
Статья 4
Внести в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4008; 2010, N 1, ст. 1) изменение, дополнив ее частью 3 следующего содержания:
"3. Распространение в средствах массовой информации, в том числе с использованием компьютерных сетей, сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.".
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Непременным условием сохранения территориальной целостности, существования и развития многонациональных государств является обеспечение равенства прав граждан вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В связи с этим частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех граждан. Нарушение равноправия является основанием для применения государством мер принуждения, поэтому судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно имеющейся статистике по Российской Федерации в 2009 году всего за преступления, связанные с экстремистской деятельностью, осуждены 396 человек (в том числе по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) - 72; по статье 214 УК РФ (вандализм) - 9). Оправданы 12 лиц, обвиняемых в совершении преступлений против жизни и здоровья по мотивам национальной ненависти.
В 2009 году в Российской Федерации за преступления, совершенные по мотивам национальной ненависти, осуждены 117 лиц, из них:
1) за убийства (статья 105 УК РФ) - 17;
2) за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 УК РФ), - 33;
3) за преступления небольшой и средней тяжести (за которые максимальный размер наказания не превышает 5 лет) - 63.
Требования к качеству нормативно-правовой базы в этой сфере повышаются в связи с ростом числа случаев экстремистских проявлений. Учитывая необходимость обеспечения со стороны государства справедливых и адекватных мер в отношении экстремистских проявлений, предлагается:
1) привести размер наказания за ряд преступлений, совершаемых по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, в соответствие с их фактическим характером и степенью общественной опасности;
2) усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство в части, регламентирующей порядок рассмотрения дел об убийствах, совершенных по указанным мотивам.
Предложения об увеличении размера наказания за преступления, связанные с экстремистской деятельностью, основаны на том, что назначаемое судом наказание должно отвечать ряду требований:
1) быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления;
2) способствовать восстановлению социальной справедливости, а также исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Как показывает правоприменительная практика, уголовные дела о таких преступлениях объективно являются наиболее сложными для рассмотрения.
По данным органов прокуратуры, преступления на почве национальной ненависти и вражды часто совершаются по предварительному сговору организованными устойчивыми группами лиц. Уголовные дела об этих преступлениях обычно являются многоэпизодными. Есть примеры, когда в одном производстве было соединено более 10 уголовных дел, по которым проходило 12 обвиняемых.
Учитывая изложенное, предлагается изменить состав суда, уполномоченного рассматривать уголовные дела об убийствах, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, и вывести их из-под юрисдикции суда присяжных заседателей, так как негативное отношение к представителям той или иной национальности, расы либо религии может препятствовать вынесению правосудных приговоров.
Эмоциональное состояние населения не позволяет обеспечить непредвзятость и беспристрастность суда с участием присяжных заседателей при рассмотрении дел об убийствах по мотивам ненависти или вражды в отношении представителей какой-либо социальной группы.
В данной ситуации важно обеспечить применение уголовного закона на основе общих единых критериев оценки допустимости и достоверности доказательств. В противном случае возникнут условия для разделения общества, в том числе по национальному признаку, объединения и обособления жителей Российской Федерации по признакам этнической принадлежности, что может привести к формированию субкультур и возникновению барьеров во взаимопонимании. Все это будет способствовать обострению социальных противоречий в обществе, снижению уровня безопасности в целом для граждан России.
Следовательно, государство обязано обеспечить такой порядок судопроизводства, который бы гарантировал одинаково надежную защиту права на жизнь любого представителя многонационального народа, а также восстановление социальной справедливости.
Предлагаемое изъятие из подсудности суда с участием присяжных заседателей дел данной категории вызвано их повышенной сложностью и спецификой самих преступлений. В современных условиях именно профессиональные судьи правомочны делать вывод о виновности или невиновности подсудимых на основе исследования фактических обстоятельств и оценки собранных доказательств.
Такой подход будет отвечать необходимости обеспечения адекватных гарантий эффективности правосудия, беспристрастности и независимости суда при рассмотрении дел соответствующей категории.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 года N 8-П установлено, что "само по себе изменение регулирования подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей не ограничивает доступ к правосудию и не затрагивает существо права на законный суд".
В пункте 2.2 описательной части указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что "рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей признано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П особой и необходимой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты, прямо предусмотренной самой Конституцией Российской Федерации в статье 20 (часть 2) лишь в отношении обвиняемого в преступлении, за совершение которого федеральным законом устанавливается исключительная мера наказания - смертная казнь".
С учетом изложенного законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 105 УК РФ и статью 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
В связи с этим предлагается дополнить перечень недопустимых злоупотреблений свободой массовой информации, предусмотренный статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
В проекте федерального закона предлагается установить запрет на распространение сведений о расовой, национальной и религиозной принадлежности участников административного производства или уголовного судопроизводства до установления вины лица, привлекающегося к ответственности, судом, иным уполномоченным органом или должностным лицом.
В целом принятие проекта федерального закона будет способствовать правильному, единообразному и комплексному применению мер по противодействию ксенофобии и этнополитическому экстремизму.
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.