Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 198 от 3 июля 2013 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы И.Ю. Святенко.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР
Статья 1
Внести в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 30, ст. 4598) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр
1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года либо без такового.
2. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;
б) совершены организованной группой, -
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.".
Статья 2
Внести в абзац второй части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 30, ст. 4598) изменение, заменив слова "граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от" словами "юридических лиц в размере от".
Статья 3
Внести в пункт 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658) изменение, дополнив его подпунктом "д" следующего содержания:
"д) информации, позволяющей принимать участие в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет";".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр" (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр.
Федеральным законом от 20 июля 2011 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнены статьями, предусматривающими соответственно уголовную и административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.
При этом статьей 171.2 УК РФ уголовно наказуемыми признаются организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере (не менее 1,5 млн. рублей), особо крупном размере (свыше 6 млн. рублей) либо совершенные организованной группой.
В соответствии со статьей 14.1.1 КоАП РФ "Незаконные организация и проведение азартных игр" за указанные деяния, совершенные без такого признака, как извлечение дохода в крупном размере, а также за организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии или с нарушением ее условий и осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных соответствующим разрешением, установлена административная ответственность.
Несмотря на принимаемые органами внутренних дел Российской Федерации меры, проблема повышения эффективности борьбы с незаконными организацией и проведением азартных игр остается актуальной.
Так, за истекший период 2013 года в городе Москве по статье 171.2 УК РФ возбуждено 15 уголовных дел. Проведено 487 административных расследований по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ. В ходе проверок изъята 14741 единица оборудования.
Всего с начала текущего года пресечена деятельность 17 казино и покерных клубов, 98 залов игровых автоматов, 556 лотерейных и интернет-клубов, а также 99 пунктов приема ставок букмекерских контор.
Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр наступает только в случае, если указанные действия сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Анализ практики по выявлению и пресечению незаконной деятельности по организации азартных игр показывает, что, поскольку она незаконна, организаторами финансовая документация не ведется.
При этом специфика данного преступления заключается в том, что указанный размер дохода от преступной деятельности образовывается, как правило, не одномоментно, а в результате накопления выручек, полученных за определенный период времени, который может быть выражен в днях или месяцах в зависимости от места осуществления деятельности.
Несмотря на активную работу в данном направлении, количество открывающихся незаконных игорных заведений растет. Проводимая подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве работа по выявлению и закрытию такого рода заведений не приносит желаемого результата по снижению их количества ввиду того, что организаторы оплачивают штраф и возобновляют свою деятельность на прежнем месте под другим наименованием. Осведомленные о фактической безнаказанности параллельно открываются и другие подобные заведения.
Все нелегальные заведения (покерные клубы, казино, залы игровых автоматов) ведут свою деятельность крайне завуалированно и осторожно, приглашают на игру посредством смс-оповещения исключительно проверенных клиентов. Организаторы незаконной игорной деятельности в месте проведения игр не появляются, контролируя свой бизнес через цепочку доверенных лиц. Постоянно происходит смена менеджеров и операторов. Инкассация денежных средств проводится практически ежечасно. Персонал таких заведений проинструктирован о тактике поведения при появлении сотрудников полиции, и наиболее встречающимися объяснениями являются обращения к статье 51 Конституции Российской Федерации.
Посетители нелегальных заведений не заинтересованы в даче объяснений. Законом не установлена ответственность игроков, поэтому они не указывают на персонал, который обслуживал нелегальное заведение и которому они отдавали денежные средства при обмене на фишки, проявляя так называемую солидарность с персоналом, и после получения объяснений безнаказанно отпускаются. Даже в случае, когда удается установить менеджеров или дилеров, найденные при личном осмотре денежные средства позиционируются ими как личные, а не полученные от игроков, в связи с чем приобщить к материалу проверки их не представляется возможным.
В большинстве клубов для приема наличных денежных средств оператор использует электронные системы расчетов (Ку-пэй, Яндекс-деньги, Киви-кошелек), выступая в качестве агента для зачисления средств клиентов на лицевые счета с последующим их вводом на подключенный к локальной сети компьютер (ноутбук). Поступивший объем денежных средств фиксируется оператором в виртуальной денежной системе и составляет совокупный оборот (выручку).
В таких случаях основной проблемой остается невозможность фиксации полученных игорным заведением нелегальных доходов, поскольку при проведении проверочных мероприятий, в момент объявления проверочной закупки, интернет-системы и локальные сети отключаются. Отсутствие специалистов и технических возможностей, позволяющих восстановить работоспособность системы для получения сведений о зарегистрированных электронных кошельках и IP-адресах, приводит к невозможности документирования дохода игорного заведения за период свыше суток, а дневная выручка, как правило, всегда ниже предела в 1,5 млн. рублей.
Из-за недостаточного для привлечения к уголовной ответственности размера незаконно полученного дохода в отношении организаторов азартных игр выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и указанные лица привлекаются только к административной ответственности.
В связи с этим законопроект в целях подрыва основ незаконной игорной деятельности и обеспечения неотвратимости уголовного наказания организаторов незаконных азартных игр предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности не только за деяния, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.
С учетом того, что юридические лица не подлежат уголовной ответственности, в статье 14.1.1 КоАП РФ для них сохраняется административная ответственность.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Указанный запрет обеспечивается нормами как уголовного законодательства Российской Федерации (статья 171.2 УК РФ), так и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1.1 КоАП РФ).
Однако в настоящее время отсутствуют правовые механизмы, позволяющие блокировать сайты в сети "Интернет", посредством которых обеспечиваются организация и проведение азартных игр.
В связи с этим статьей 3 законопроекта предлагается внести изменение в статью 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", является решение в отношении "информации, позволяющей принимать участие в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях усиления
ответственности за незаконные
организацию и проведение
азартных игр"
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях усиления
ответственности за незаконные
организацию и проведение
азартных игр"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.