Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 199 от 9 июня 2010 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы М.И. Антонцеву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 45, ст. 4627) следующие изменения:
1) абзац второй пункта 3 статьи 56 после слов "(банкротство) юридического лица" дополнить словами ", невыплата заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат работникам", слово "вызвана" заменить словом "вызваны";
2) абзац третий пункта 2 статьи 105 после слов "дочернего общества" дополнить словами ", а равно невыплаты заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат работникам дочернего общества,".
Статья 2
Внести в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 11, ст. 1255; 2003, N 50, ст. 4848; 2007, N 31, ст. 4000) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Совершение учредителем (участником) организации, собственником имущества организации, иным лицом, обладающим правом определять решения, принимаемые органами управления организации, из корыстной или иной личной заинтересованности действий, повлекших невыплату свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
Статья 3
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029, 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 15; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5267; N 48, ст. 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291) следующие изменения:
1) в статье 3.5:
а) пункт 2 части 1 после слов "оказанных от имени юридического лица," дополнить словами "либо сумме невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат,";
б) часть 3 после слов "оказанных от имени юридического лица," дополнить словами "либо суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат,";
2) главу 5 дополнить статьей 5.58 следующего содержания:
"Статья 5.58. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на руководителя организации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на работодателя - физическое лицо - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Совершение физическим лицом, являющимся учредителем (участником) организации, собственником имущества организации или обладающим правом определять решения, принимаемые органами управления организации, действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной четвертой до одного размера суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат.";
3) в части 1 статьи 23.1 цифры "5.56, 5.57," заменить цифрами "5.56-5.58,";
4) в части 1 статьи 23.12 после цифр "5.44" дополнить словами ", частью 1 статьи 5.58";
5) в пункте 3 части 1 статьи 28.1 после слова "статьями" дополнить цифрами "5.58,";
6) в пункте 16 части 2 статьи 28.3 после слов "статьи 5.27," дополнить словами "статьей 5.58,".
Статья 4
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:
1) часть двенадцатую статьи 20 изложить в следующей редакции:
"В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, ответственность по обязательствам работодателей, вытекающим из трудовых отношений, несут учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, а также иные лица.";
2) в статье 142:
а) название после слова "работодателя" дополнить словами "и иных лиц";
б) часть первую дополнить предложением вторым следующего содержания: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ответственность за задержку выплаты работникам заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат несут учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, а также иные лица.";
3) статью 419 дополнить частью второй следующего содержания:
"Учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, несут административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
В условиях экономического кризиса важнейшей задачей государства является создание действенных гарантий конституционного права граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации), а также обеспечение других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
К сожалению, существующие механизмы юридической ответственности за нарушение трудового законодательства на практике зачастую оказываются неэффективными.
Установленные Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) меры защиты прав наемного работника предполагают его активные действия по противостоянию работодателю, нарушающему его права. Однако в настоящее время значительная часть работников, боясь увольнения и иных отрицательных для себя последствий, не имеют возможности вступать в конфликт с работодателем.
В этих условиях крайне необходимы дополнительные меры публично-правовой ответственности за нарушение ключевых экономических прав наемного работника.
Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Однако в ряде случаев умышленной невыплаты организацией работникам заработной платы данная статья оказывается неэффективной, так как в соответствии с ней ответственность наступает лишь тогда, когда доказана корыстная или иная личная заинтересованность в невыплате руководителя организации. На практике статья 145.1 УК РФ применяется в основном в случаях совершения руководителем организации хищения по месту работы. Тогда ему вменяется в вину совокупность преступлений: хищение и невыплата свыше двух месяцев заработной платы при наличии в организации задолженности по зарплате перед работниками. Вместе с тем указанная статья не предусматривает ответственность руководителя организации, когда заработная плата работникам умышленно не выплачивается, финансовые средства организации, которые могли бы обеспечить погашение долга по зарплате, расходуются на иные хозяйственные цели или выводятся из оборота организации в качестве прибыли, при этом отсутствует корысть или прямая личная заинтересованность в этом руководителя организации.
Зачастую финансовыми потоками организации управляют не наемные руководители, а учредители, собственники организаций, которые не являются субъектами ответственности согласно статье 145.1 УК РФ. Их умышленные действия по уводу капитала из организации при наличии долга по зарплате сегодня не наказуемы.
Если имеется корыстная или иная личная заинтересованность в невыплате заработной платы учредителя, собственника организации, а не ее руководителя, то вообще никто не может быть привлечен к ответственности по статье 145.1 УК РФ в ее действующей редакции. Вряд ли такой подход можно признать правильным и справедливым.
Законопроект предлагает ввести дополнительные механизмы ответственности физических лиц, виновных в нарушении прав граждан. В частности, предлагается в частях 1 и 2 статьи 5.58 КоАП РФ установить административную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат, совершенную руководителем организации или индивидуальным предпринимателем - работодателем при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Такая административная ответственность будет наступать тогда, когда при наличии финансовых средств, достаточных для погашения долга по зарплате и иным трудовым выплатам, выплаты умышленно не производятся, финансы расходуются на иные цели, однако не доказана корысть или иная личная заинтересованность в этом руководителя организации или индивидуального предпринимателя (то есть не установлено похищение им финансовых средств организации), что влечет отсутствие состава уголовного преступления.
Предлагаемый законопроектом новый состав административного правонарушения является юридически определенным и соответствует принципу индивидуализации наказания. Используемое в законопроекте выражение "при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты" может достаточно четко и однозначно толковаться в правоприменительной практике на основе статьи 855 ГК РФ, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета (приоритет оплаты труда над расходами последующих очередей), а также на основе иных норм действующего законодательства.
Законопроект также предусматривает административную ответственность физических лиц, являющихся учредителями, собственниками организаций или обладающих правом определять их решения по финансовым вопросам, за совершение действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат (в том числе увод капиталов, изъятие прибыли при наличии долга по зарплате) (часть 2 статьи 5.58 КоАП РФ). Для этого предлагается установить административный штраф в размере от одной четвертой до одного размера суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат. Соответствующие дополнения предлагаются к статье 3.5 КоАП РФ. Те же деяния указанных лиц, совершенные ими из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекут уголовную ответственность (часть 2 статьи 145.1 УК РФ).
Следует отметить, что УК РФ уже содержит статьи, предусматривающие ответственность собственника организации (например, статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"). В связи с этим предложения законопроекта не выходят из общей логики уголовной ответственности.
В соответствии со статьей 56 ГК РФ юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника его имущества, а учредитель (участник) юридического лица или собственник не отвечает по обязательствам юридического лица.
Абзац второй пункта 3 статьи 56 ГК РФ предусматривает исключение из правила о самостоятельной ответственности юридического лица, которое касается случая несостоятельности (банкротства) юридических лиц с выраженной экономической, организационно-управленческой и правовой зависимостью его деятельности от действий учредителей (участников), собственника имущества юридического лица или других лиц.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичное правило в проекте федерального закона предлагается применять не только к случаям несостоятельности (банкротства), но и невыплаты заработной платы.
Применительно к акционерным обществам к числу лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества, признанного несостоятельным (банкротом), могут быть отнесены, в частности, акционер или доверительный управляющий, имеющий во владении или соответственно в доверительном управлении контрольный пакет акций общества.
ТК РФ дополняется нормой об ответственности за задержку выплаты работникам заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат учредителя, собственника организации и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Необходимо подчеркнуть, что положения законопроекта не допускают возможности какой-либо ответственности руководителей и собственников тех организаций, которые оказались в тяжелой финансовой ситуации по объективным причинам экономического характера, то есть без вины указанных лиц. Законопроект также не допускает возможности наложения финансовых санкций на саму организацию, имеющую долг по заработной плате перед работниками.
Принятие законопроекта позволит существенно повысить действенность механизмов юридической ответственности за нарушение ключевых экономических прав наемных работников, то есть большинства российских граждан трудоспособного возраста.
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства" потребуется внесение изменений в:
1) Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
2) Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета.