Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 207 от 7 июля 2004 года

О проекте федерального закона «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера»

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в части противодействия
массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера".
    2. Поручить представление указанного проекта федерального закона
на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации депутату Московской городской Думы
С.В.Орлову.
    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Вносится
    Московской
    городской Думой

    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН
    О внесении дополнений в некоторые законодательные акты
    Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке
    сообщений электросвязи рекламного характера


    Статья 1

    Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ "О рекламе"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2864)
дополнить статьей 131 следующего содержания:
    "Статья 131. Особенности рекламы в сети связи общего пользования
    1. Не допускается использование рекламодателями сети связи общего
пользования для массовой рассылки рекламы посредством сообщений
электросвязи, за исключением рассылки с предварительного согласия
адресатов и рассылки лицам, связанным договорными отношениями с
рекламодателем. При этом рекламодатель обязан прекратить рассылку в
адрес лица, которое обратилось к нему с требованием прекратить рассылку.
    2. Массовой признается рассылка рекламы более чем в 2500 адресов в
течение 24 часов, или более чем в 25000 адресов в течение 30 дней, или более
чем в 250000 адресов в течение одного года.".


    Статья 2

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
№ 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 27
(ч.), ст. 2717; № 46 (ч.), ст.440; 2004, №9 (ч.), ст.838) следующие
дополнения:
    1) главу 13 дополнить статьей 13.25 следующего содержания:
    "Статья 13.25. Массовая рассылка сообщений электросвязи

    Использование сети связи общего пользования для массовой рассылки
сообщений электросвязи, в том числе рекламного характера, за исключением
рассылки с предварительного согласия адресатов или рассылки лицам,
связанным договорными отношениями с отправителем, а равно для рассылки
в адрес лиц, обратившихся к отправителю с требованием о прекращении
рассылки, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров
оплаты труда.";
    2) часть 2 статьи 23.1 после цифр "13.22," дополнить цифрами "13.25,";
    часть 1 статьи 23.44 после цифр "13.18" дополнить цифрами ", 13.25";
    4) пункт 1 части 2 статьи 28.3 после цифр "13.21," дополнить цифрами
"13.25,".


    Статья 3

    Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, 
ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, 
ст. 1407; № 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140;
№ 26, ст. 2587; № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404, 4405; № 53, ст. 5028; 2002,
№ 10, ст. 966; № 11, ст. 1021; № 19, ст. 1793, 1795; № 26, ст. 2518; № 30, 
ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, 
ст. 2708, 2712; № 28, ст. 2880; №0, ст.848) статьей 2741 следующего
содержания:
    "Статья 2741. Массовая рассылка сообщений электросвязи
    1. Осуществление лицом, имеющим доступ к ЭВМ, массовой рассылки
сообщений электросвязи, если такая рассылка осуществлена без
предварительного согласия адресатов, с использованием средств и программ,
затрудняющих идентификацию этого лица и ЭВМ, используемой таким
лицом, вводящих адресатов в заблуждение относительно характера
сообщения или его отправителя, а равно с обходом средств защиты сетей
связи -
    наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
восемнадцати месяцев.
    2. То же деяние, совершенное группой  лиц по предварительному
сговору, -
    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух
лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет,
либо арестом на срок от трех до шести месяцев.".


    Статья 4

    Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921;
2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3015, 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27,
ст. 2700, 2706; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; 2004, № 17, ст. 1585)
следующие дополнения:
    1) часть первую  статьи 31 после слов "274 частью первой," дополнить
словами "2741,";
    2) в пункте 3 части второй статьи 151 цифры "274" заменить цифрами
"2741".


    Статья 5

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.



    Президент
    Российской Федерации


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона
    "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты
    Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке
    сообщений электросвязи рекламного характера"


    Электронная почта стала в последние годы эффективным средством
связи, управления и бизнеса. Большинство организаций и все большее число
граждан России используют ее ежедневно, в том числе для установления
деловых контактов, проведения переговоров, обмена информацией.
Электронная почта является совершенной в техническом отношении и
недорогой альтернативой обычным средствам связи, таким как телефон,
телеграф и телефакс.
    Во многих областях человеческой деятельности, в том числе в
образовании или сфере услуг, электронная почта активно вытесняет
традиционные средства связи. Любые перебои в функционировании
электронной почты, например в силу технических причин, влекут
материальные потери. Невозможность вовремя получить важную
информацию посредством электронной почты может затруднить
деятельность предприятий и организаций. Еще более серьезные последствия
могут быть при перебоях в функционировании электронной почты в области
здравоохранения и в сфере управления.
    Развитие электронной почты является одним из приоритетов для
придания экономике России конкурентоспособности в мире.
    Наряду с развитием электронной почты растут угрозы ее
функционированию. Глобальной проблемой стал так называемый спам, то
есть массовая рассылка сообщений, в основном рекламного характера, не
запрошенных получателями.
    Массовая рассылка электронных сообщений приводит к потере
производительности работы тех людей, которые используют электронную
почту в повседневной деятельности. Тратится значительное время на
уничтожение ненужных сообщений, рассылаемых иногда в миллионы
адресов одновременно. При уничтожении ненужных сообщений могут быть
потеряны важные сообщения. Кроме того, массовые рассылки зачастую
используются для распространения вредоносных программ.
    Над проблемой защиты электронной почты от спама во всем мире
активно работают как специалисты в области информационных технологий,
так и юристы. Использование технологических решений в настоящее время
позволяет отфильтровать значительную часть спама.
    При этом у технологических средств борьбы есть очевидные
недостатки. Во-первых, в числе отфильтрованных сообщений могут
оказаться и те, которые важны для получателя. Во-вторых, такие средства
вряд ли способны искоренить спам, так как все технологические решения
направлены на борьбу с последствиями уже совершенных действий. Только
закон способен повлиять на людей и устранить причину возникновения
спама.
    Причина возникновения спама в том, что это источник дохода для
определенного круга людей. Эти люди обладают специальными познаниями
в области программирования и функционирования информационных сетей,
имеют корыстную цель, осознают вредные последствия своих действий и
свою безнаказанность и продолжают создавать незапрошенные электронные
сообщения и технологии для их массовой рассылки.
    В ответ на меры борьбы создатели спама используют все более
изощренные методы рассылок, включая заражение компьютеров
вредоносными программами.
    К этим людям необходимо применять меры воздействия, чтобы
побудить их прекратить деятельность, приносящую вред миллионам
пользователей. Такие меры воздействия могут быть установлены только
законом, такие законы уже приняты в наиболее развитых в экономическом
отношении странах, в частности в странах Европейского союза и в США.
    Наиболее целесообразным представляется внесение изменений в те
федеральные законы, которые отнесли бы спам к административным
правонарушениям и преступлениям. Это прежде всего Федеральный закон
"О рекламе", а также  Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.
    При этом следует учитывать следующие обстоятельства:
    1. Независимо от содержания спама, носящего рекламный характер,
он должен быть запрещен. Несмотря на то, что рекламное сообщение,
полученное с помощью технологий массовых рассылок, может оказаться
полезным для некоторых из его адресатов, несопоставимо большему
количеству людей спам причиняет только вред. Кроме того, вред
причиняется Интернет-провайдерам, вынужденным наращивать мощности
(только для того, чтобы быть в состоянии обработать огромный объем
незапрошенных сообщений) и затрачивать усилия специалистов на борьбу с
массовыми рассылками.
    2. Следует ограничиться законодательным запрещением массовых
рассылок, осуществляемых посредством только электронной почты.
    3. Эффективное противодействие спаму предполагает использование
оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводиться только в
рамках расследования преступлений. Поэтому для эффективной борьбы со
спамом следует совершенствовать уголовное законодательство.
    В формулировках законопроекта использована терминология
Федерального закона "О связи" (например, "сеть связи общего пользования",
"сообщения электросвязи").
    При определении термина "массовая рассылка" использована мировая
практика, а именно, положения закона США о противодействии спаму.
    Внесение изменений в законодательство Российской Федерации
соответствует практике стран Европейского союза, в частности Директиве
Европарламента 2002/58/ЕС, принятой 12 июля 2002 года и обязательной для
членов ЕС, в которой говорится, что "использование автоматических систем
дозвона, факсов или электронной почты для целей прямого маркетинга не
допускается, за исключением случаев, когда это делается с предварительного
согласия потребителя".
    Принятие данного законопроекта не предполагает признания актов
федерального законодательства утратившими силу, а также не требует
дополнительных финансовых затрат, создания новых структур
исполнительной власти и изменения действующего законодательства.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    депутат
    С.В.Орлов
    921-67-45
    7 июля 2004 года



    Приложение 1
    к проекту федерального закона "О
    внесении дополнений в некоторые
    законодательные акты Российской
    Федерации в части противодействия
    массовой рассылке сообщений
    электросвязи рекламного характера"


    ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
    утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
    или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
    "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты
    Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке
    сообщений электросвязи рекламного характера"


    Принятие проекта данного федерального закона не потребует внесения
изменений в иные федеральные законы.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    депутат
    С.В. Орлов
    921-67-45
    7 июля 2004 года



    Приложение 2
    к проекту федерального закона "О
    внесении дополнений в некоторые
    законодательные акты Российской
    Федерации в части противодействия
    массовой рассылке сообщений
    электросвязи рекламного характера"


    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    проекта федерального закона "О внесении дополнений в некоторые
    законодательные акты Российской Федерации в части противодействия
    массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера"
    Проект данного федерального закона не предусматривает расходы,
    покрываемые за счет федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    депутат
    С.В.Орлов
    921-67-45
    7 июля 2004 года