Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Постановление Московской городской Думы
№ 210 от 16 июня 2010 года
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы О.Е. Бочарову.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 23.21 И 28.3 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4009; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; N 30, ст. 3604; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525) следующие изменения:
1) в статье 23.21:
а) в части 1 слова "Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель," заменить словами "Федеральный орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, и его территориальные органы", после слов "статьей 7.1" дополнить словами "(за исключением земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена)", после слов "статьей 8.8" дополнить словами "(за исключением земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена)";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 8.8 (в части земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена) настоящего Кодекса.";
в) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, их заместители;
2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.";
2) в части 2 статьи 28.3:
а) в пункте 29 слова "за охраной и использованием земель" заменить словами "за использованием и охраной земель";
б) дополнить пунктом 92 следующего содержания:
"92) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.".
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 23.21 И 28.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) уточняет отдельные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере землепользования и против порядка управления.
В развитие КоАП РФ в более чем 80 субъектах Российской Федерации приняты законы, устанавливающие административную ответственность (в том числе Кодекс города Москвы об административных правонарушениях), в которых определены полномочия контролирующих органов субъектов Российской Федерации по привлечению виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере землепользования и против порядка управления.
По ряду позиций эти нормы дублируют федеральное законодательство ввиду отсутствия у контролирующих органов субъектов Российской Федерации полномочий по привлечению нарушителей к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Часть изменений, предлагаемых в законопроекте, направлена на разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по привлечению к административной ответственности за нарушения в области землепользования.
В частности, предлагается предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный земельный контроль, право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 КоАП РФ, и привлекать виновных лиц к административной ответственности за самовольное занятие земель, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации и собственность на которые не разграничена, а также за использование указанных земель не по целевому назначению.
По мнению судей, нормы региональных законов, в том числе Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, по данным вопросам дублируют нормы федерального законодательства, поэтому постановления контролирующих органов субъектов Российской Федерации о привлечении виновных лиц к административной ответственности судами отменяются.
Ежегодно в Российской Федерации выявляется свыше 40 тыс. фактов самовольного занятия земель и использования их не по целевому назначению, в том числе более 2 тыс. в городе Москве. Около 70 процентов указанных правонарушений в городе Москве совершается на землях, которые находятся в городской собственности и собственность на которые не разграничена.
Другая часть изменений направлена на предоставление контролирующим органам субъектов Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с невыполнением их предписаний и других законных требований.
По своему содержанию такие статьи КоАП РФ, как 19.4 ("Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)"), 19.5 ("Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)"), 19.6 ("Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения"), 19.7 ("Непредставление сведений (информации)"), охватывают сферу деятельности не только федеральных контролирующих органов, но и контролирующих органов субъектов Российской Федерации.
Однако механизм применения указанных статей КоАП РФ контролирующими органами субъектов Российской Федерации, которым не предоставлено право составления протоколов по указанным административным правонарушениям, не определен.
В связи с этим предлагается распространить действие статей 19.4-19.7 КоАП РФ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль. Соответствующие изменения предлагается внести в часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ, определяющую полномочия соответствующих должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4-19.7 КоАП РФ.
Правовым основанием для внесения указанных изменений является часть 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которой установлено, что лица, не исполняющие предписания органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Также вносятся изменения редакционного характера, устраняющие разночтения в наименовании контролирующих органов.
Принятие законопроекта позволит исключить дублирование норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, упорядочить работу органов исполнительной власти по привлечению виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в области землепользования и против порядка управления.
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 23.21 И 28.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Принятие данного проекта федерального закона потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном контроле".
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 23.21 И 28.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.