В целях совершенствования подготовки и издания правовых актов
города Москвы, формирования и совершенствования системы правовых
актов города Москвы и механизма их мониторинга, повышения контроля
за исполнением законов и иных правовых актов города Москвы, устра-
нения противоречий и дублирований в правовых актах различной юри-
дической силы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О правовых актах го-
рода Москвы" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект
(п.1) на рассмотрение Московской городской Думы в установленном
порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного
представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе
Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 марта 2009 г. N 214-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящий Закон определяет понятие и систему правовых актов
города Москвы, устанавливает общие требования по их подготовке,
опубликованию, вступлению в силу, реализации, учету и систематиза-
ции, регулирует проведение экспертизы и осуществление правового
мониторинга в городе Москве. Настоящий Закон не распространяется
на правовые акты органов местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований в городе Москве.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) правовые акты города Москвы (далее - правовые акты) - офи-
циальные юридические документы, принятые государственным органом
или должностным лицом города Москвы, содержащие положения норма-
тивного и/или индивидуального действия и направленные на регулиро-
вание общественных отношений;
2) нормативные правовые акты города Москвы (далее - норматив-
ные правовые акты) - правовые акты, изданные в установленном по-
рядке уполномоченным государственным органом города Москвы, уста-
навливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для
неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное примене-
ние и действующие независимо от того, возникли или прекратились
конкретные правоотношения, предусмотренные правовым актом;
3) подзаконные правовые акты города Москвы (далее - подзакон-
ные правовые акты) - правовые акты, направленные на реализацию фе-
деральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Фе-
дерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов го-
рода Москвы;
4) законодательство города Москвы - совокупность законов го-
рода Москвы;
5) правотворчество в городе Москве - деятельность по подго-
товке, принятию (изданию), изменению, приостановлению действия,
признанию утратившими силу либо отмене правовых актов;
6) должностное лицо города Москвы (далее - должностное лицо)
- лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осу-
ществляющее функции представителя власти либо выполняющее органи-
зационно-распорядительные функции в государственном органе города
Москвы и наделенное в соответствии с Уставом города Москвы полно-
мочиями по осуществлению правотворчества;
7) пакет нормативных правовых актов - совокупность взаимосвя-
занных по тематике проектов правовых актов.
Статья 2. Общие принципы правотворчества в городе Москве
Правотворчество в городе Москве осуществляется исходя из сле-
дующих принципов:
1) соответствие правовых актов общепризнанным принципам и
нормам международного права и международным договорам Российской
Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и
иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
2) соответствие содержания и формы правового акта компетенции
принявшего (издавшего) его государственного органа (должностного
лица) города Москвы;
3) верховенство правовых актов большей юридической силы;
4) планомерность и своевременность принятия (издания) право-
вых актов;
5) обязательность создания механизмов реализации нормативных
правовых актов;
6) открытость и доступность информации о принятых нормативных
правовых актах.
Статья 3. Субъекты правотворчества в городе Москве
1. Субъектами правотворчества в городе Москве являются:
жители города Москвы, обладающие правом на участие в референ-
думе;
государственные органы города Москвы и должностные лица.
2. Жители города Москвы непосредственно принимают участие в
референдумах по принятию нормативных правовых актов, проводимых на
территории города Москвы, в порядке, установленном федеральным за-
конодательством и законодательством города Москвы. Жители города
Москвы имеют право на осуществление гражданской законодательной
инициативы, также иным образом участвуют в принятии нормативных
правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством города
Москвы.
3. Государственные органы города Москвы, должностные лица
принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компе-
тенции, определенной соответственно федеральным законодательством,
законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Статья 4. Система правовых актов города Москвы
1. Правовые акты образуют единую систему, основанную на прин-
ципе верховенства правовых актов большей юридической силы.
2. Правовые акты подразделяются на законодательные акты горо-
да Москвы и подзаконные акты города Москвы.
3. Законодательными актами города Москвы являются:
1) Устав города Москвы - основной закон города Москвы, уста-
навливающий полномочия города Москвы, территориальное устройство
города Москвы, статус органов государственной власти города Моск-
вы, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответс-
твенность, правовую и финансово-экономическую основу их деятель-
ности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы
прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в дея-
тельности государственных органов города Москвы и органов местного
самоуправления;
2) законы города Москвы - нормативные правовые акты, принима-
емые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы
в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений.
4. Подзаконные акты органов исполнительной власти города
Москвы и их должностных лиц по юридической силе располагаются в
следующем порядке:
1) указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы
по вопросам, отнесенным к его компетенции;
2) постановления Правительства Москвы - нормативные правовые
акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к
его компетенции;
3) распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые по
оперативным и другим текущим вопросам Мэром Москвы;
4) распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, издава-
емые по оперативным и другим текущим вопросам Правительством Моск-
вы;
5) распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве
Москвы, иных должностных лиц - правовые акты, издаваемые по опера-
тивным и другим текущим вопросам заместителями Мэра Москвы в Пра-
вительстве Москвы, иными должностными лицами в пределах их компе-
тенции;
6) приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Прави-
тельства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы -
правовые акты, подписываемые руководителем Аппарата Мэра и Прави-
тельства Москвы, а также руководителями отраслевых, функциональных
и территориальных органов исполнительной власти города Москвы (да-
лее - органы исполнительной власти) по вопросам, связанным с не-
посредственным выполнением задач, определенных положениями о соот-
ветствующих органах исполнительной власти.
5. Юридическая сила постановлений Московской городской Думы
определяется Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70
"О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Ду-
мы".
6. Юридическая сила решений Уставного суда города Москвы оп-
ределяется Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об
Уставном суде города Москвы".
7. Юридическая сила договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти го-
рода Москвы и соглашений между органами исполнительной власти Рос-
сийской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы
определяется Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11
"О договорах и соглашениях города Москвы".
8. Юридическая сила правовых актов иных государственных орга-
нов города Москвы определяется федеральным законодательством и за-
конодательством города Москвы.
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 5. Стадии правотворчества
Основными стадиями правотворчества в городе Москве являются:
1) планирование правотворчества;
2) подготовка проекта правового акта;
3) рассмотрение проекта правового акта и его принятие;
4) подписание и опубликование правового акта;
5) правовой мониторинг правового акта.
Статья 6. Планирование правотворческой деятельности
1. Рассмотрение в Московской городской Думе проектов законов
города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы
осуществляется в соответствии с планом Московской городской Думы,
который утверждается в порядке, установленном правовыми актами го-
рода Москвы.
2. Планирование правотворчества не исключает возможности раз-
работки и рассмотрения проектов законов города Москвы, проектов
постановлений Московской городской Думы вне планов.
3. Разработка проектов законов города Москвы в органах испол-
нительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с
планом законопроектных работ, который утверждается Мэром Москвы.
4. Органы исполнительной власти города Москвы ежегодно не
позднее 1 октября текущего года представляют в Правительство Моск-
вы предложения по формированию (корректировке) плана законопроект-
ных работ.
5. Разработка и принятие (издание) указов и распоряжений Мэра
Москвы могут осуществляться на плановой основе в порядке и случа-
ях, установленных Мэром Москвы.
6. Разработка и принятие (издание) постановлений и распоряже-
ний Правительства Москвы могут осуществляться на плановой основе в
порядке и случаях, установленных Правительством Москвы.
7. Разработка и принятие (издание) правовых актов иных госу-
дарственных органов города Москвы могут осуществляться на плановой
основе в порядке и случаях, установленных федеральным законода-
тельством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 7. Порядок подготовки проектов правовых актов
1. Порядок подготовки проектов правовых актов в государствен-
ных органах города Москвы определяется этими органами самостоя-
тельно с учетом требований федерального законодательства и законо-
дательства города Москвы.
2. Порядок подготовки проектов законов города Москвы в орга-
нах исполнительной власти города Москвы, порядок подготовки проек-
тов правовых актов органов исполнительной власти и их должностных
лиц устанавливаются Правительством Москвы.
3. Государственные органы города Москвы вправе на договорной
основе в порядке, установленном федеральным законодательством,
привлекать к подготовке проектов нормативных правовых актов орга-
низации, в том числе научные, отдельных ученых и специалистов.
4. Правила подготовки проектов законов города Москвы утверж-
даются Мэром Москвы.
Статья 8. Особенности подготовки пакета нормативных правовых
актов
1. Подготовка пакета проектов нормативных правовых актов осу-
ществляется в случае:
1) подготовки взаимосвязанных проектов нормативных правовых
актов, в том числе в случае, если для принятия нормативного пра-
вового акта будет необходимо одновременно внести изменения в иные
правовые акты либо признать их утратившими силу;
2) подготовки проекта закона города Москвы и проектов подза-
конных правовых актов, предлагаемых к принятию, изменению, призна-
нию утратившими юридическую силу в целях их реализации.
2. В случае, указанном в пункте 2 части 1 настоящей статьи, в
Московскую городскую Думу вносится проект закона города Москвы, к
которому прилагаются проекты подзаконных правовых актов, предлага-
емых к принятию в целях его реализации. Депутаты Московской го-
родской Думы вправе направлять Правительству Москвы или редактору
проекта закона города Москвы носящие рекомендательный характер
предложения по доработке проектов подзаконных правовых актов,
предлагаемых к принятию в целях его реализации.
3. Порядок рассмотрения и принятия пакета нормативных право-
вых актов устанавливается нормативными правовыми актами.
Статья 9. Публичные слушания проекта нормативного правового
акта
1. Публичные слушания проекта нормативного правового акта
представляют собой его общественное обсуждение. Публичные слушания
проекта реализуются посредством распространения соответствующего
проекта нормативного правового акта через средства массовой инфор-
мации города Москвы.
2. Публичные слушания проекта нормативного правового акта
проводятся в обязательном порядке в случаях, установленных феде-
ральными законами и законами города Москвы.
3. Публичные слушания проекта нормативного правового акта в
случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, проводятся на
основании решения государственного органа (должностного лица) го-
рода Москвы.
4. Проведение публичных слушаний рекомендуется по проектам:
1) законов города Москвы о принятии, изменении, отмены Устава
города Москвы;
2) законов города Москвы, необходимость принятия которых вы-
текает из Устава города Москвы;
3) систематизированных законов города Москвы;
4) законов города Москвы, устанавливающих юридический приори-
тет своих положений перед иными законами города Москвы, содержащи-
ми нормы той сферы законодательства, к которой принадлежит подго-
тавливаемый проект;
5) правовых актов о городских целевых программах города Моск-
вы по наиболее актуальным и социально значимым для населения воп-
росам жизнедеятельности города Москвы.
5. Результаты публичных слушаний проекта нормативного право-
вого акта учитываются в процессе его подготовки и (или) принятия
(издания).
6. В случае если после принятия решения о проведении публич-
ных слушаний проекта нормативного правового акта по нему проведена
общественная экспертиза, то результаты учитываются по правилам,
предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Статья 10. Структура правовых актов
1. Законы города Москвы, за исключением законов города Москвы
о внесении изменений в законы города Москвы и законов города Моск-
вы о признании утратившими силу иных законов города Москвы, имеют
преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о круге об-
щественных отношений, регулируемых данным законом.
2. Законы города Москвы состоят из статей, имеющих названия и
порядковый номер. Законы города Москвы о внесении изменений в за-
коны города Москвы или признании утратившими силу законов города
Москвы могут не иметь названий статей.
3. Статьи закона города Москвы, связанные между собой содер-
жанием, могут объединяться в главы, имеющие названия. Статьи зако-
на города Москвы могут состоять из частей, части статьи могут сос-
тоять из пунктов, пункты могут состоять из подпунктов, имеющих ну-
мерацию или буквенное обозначение.
4. Подзаконные правовые акты в зависимости от своего объема и
содержания могут состоять из преамбулы, а также разделов, пунктов,
подпунктов, имеющих нумерацию или буквенное обозначение.
5. Правовые акты могут иметь приложения, если необходимо ут-
верждение правил, регламентов, графических изображений, перечней,
таблиц и иных материалов. Приложения являются неотъемлемой частью
правовых актов и имеют равную с ними юридическую силу.
Статья 11. Основные правила юридической техники, предъявляемые
к правовым актам
1. Правовые акты излагаются на русском языке с соблюдением
официально-делового стиля и юридической терминологии. Положения
правовых актов должны быть лаконичными и содержательно согласован-
ными, исключающими неоднозначное толкование, декларации и повторы.
2. При изложении текста правовых актов сначала размещаются
общие, а затем конкретные положения.
3. В правовых актах необходимо избегать дублирования норм,
содержащихся в федеральных законах и иных правовых актах Российс-
кой Федерации, а также в законах и иных правовых актах города
Москвы, за исключением случаев, когда их воспроизведение обуслов-
лено необходимостью упорядоченного изложения положений правовых
актов.
4. В правовых актах используются понятия, являющиеся общепри-
нятыми или определенные в федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нор-
мативных правовых актах города Москвы.
5. При использовании в правовых актах ранее не определенных
понятий, а также технических и других специальных понятий необхо-
димо давать их определения в самих правовых актах. В правовых ак-
тах следует избегать использования иностранных понятий. Одни и те
же понятия в нормативных правовых актах должны употребляться в од-
ном значении и иметь единую форму.
6. В случае если необходимо показать взаимную связь норматив-
ных предписаний либо избежать их дублирования в правовых актах
возможно использование ссылок на другие положения этих правовых
актов, иные правовые акты, правовые акты Российской Федерации либо
их отдельные положения. В законах города Москвы могут даваться
ссылки только на федеральные законы и законы города Москвы, их от-
дельные положения.
7. Другие технико-юридические требования к правовым актам оп-
ределяются нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 12. Реквизиты правовых актов
Правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
1) обозначение вида правового акта;
2) наименование органа государственной власти, должностного
лица, принявшего (издавшего) правовой акт;
3) название правового акта;
4) дату принятия (издания) правового акта;
5) номер правового акта;
6) место принятия (издания) правового акта;
7) подпись должностного лица, включающую полное наименование
его должности, фамилию и инициалы.
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЕЕ ВИДЫ
Статья 13. Понятие экспертизы проектов правовых актов и ее
виды
1. Экспертиза проектов правовых актов - исследование, прово-
димое лицами, обладающими специальными познаниями, с целью оценки
качества проектов правовых актов, их соответствия федеральному за-
конодательству, правовым актам более высокой юридической силы,
требованиям юридической техники, правилам русского языка, иным
требованиям, установленным федеральным законодательством и норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
2. В зависимости от предмета исследования могут проводиться
правовые, лингвистические, антикоррупционные, экологические, фи-
нансовые, криминологические и иные виды экспертиз проектов право-
вых актов, а также комплексные экспертизы проектов правовых актов
с участием лиц, обладающих познаниями в различных областях научно-
го знания. Порядок проведения таких экспертиз устанавливается го-
сударственными органами города Москвы в пределах их компетенции.
3. В зависимости от субъекта исследования проводятся внутрен-
ние, внешние и общественные экспертизы проектов правовых актов.
Статья 14. Внутренняя и внешняя экспертиза
1. По всем проектам правовых актов проводятся внутренние
лингвистические, правовые, антикоррупционные, финансовые эксперти-
зы.
2. Внутренняя экспертиза проектов правовых актов проводится в
государственных органах города Москвы, их подразделениях.
3. Внешнюю экспертизу проектов нормативных правовых актов
проводят эксперты, не принимавшие участия в их разработке. Внешняя
экспертиза проектов нормативных правовых актов может быть как
комплексного, так и специального характера. Государственные органы
города Москвы, их должностные лица вправе за счет средств бюджета
города Москвы в соответствии с федеральным законодательством прив-
лекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные
заведения, иные организации для проведения внешней, в том числе
научной, экспертизы проектов правовых актов.
4. Результаты внутренних и внешних экспертиз проектов право-
вых актов учитываются при доработке этих проектов.
Статья 15. Общественные экспертизы проектов правовых актов
1. Граждане, их объединения, юридические лица вправе в уста-
новленном законодательством порядке за счет собственных или прив-
леченных средств проводить экспертизы проектов правовых актов,
распространенных через официальные средства массовой информации
города Москвы, и представлять их результаты в государственные ор-
ганы города Москвы не позднее трех месяцев со дня опубликования
или распространения соответствующих проектов правовых актов.
2. Результаты общественных экспертиз проектов правовых актов
обязательны для рассмотрения государственными органами города
Москвы и носят рекомендательный характер.
3. Итоги рассмотрения результатов общественной экспертизы
проектов правовых актов, в том числе неучтенные замечания с обос-
нованием их отклонения, излагаются в пояснительной записке к про-
екту соответствующего правового акта либо в иных материалах, при-
лагаемых к нему.
Статья 16. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных
правовых актов
1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых
актов - это исследование, направленное на выявление и устранение
положений проектов нормативных правовых актов, способствующих про-
явлению или распространению коррупции.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы устанавли-
вается указом Мэра Москвы с учетом требований федерального законо-
дательства и настоящего Закона.
3. Результаты антикоррупционных экспертиз, в том числе внеш-
них и общественных, рассматриваются государственными органами го-
рода Москвы.
4. Замечания, сделанные по результатам антикоррупционной экс-
пертизы проектов нормативных правовых актов, учитываются при дора-
ботке этих проектов.
5. Итоги рассмотрения результатов антикоррупционной эксперти-
зы проектов нормативных правовых актов, в том числе неучтенные за-
мечания с обоснованием их отклонения, излагаются в пояснительной
записке к соответствующему проекту.
ГЛАВА 5. ПРИНЯТИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ,
ОПУБЛИКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ.
ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ.
ИЗМЕНЕНИЕ, ОТМЕНА И УТРАТА СИЛЫ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 17. Порядок принятия правовых актов
1. Принятие Устава города Москвы, законов города Москвы, пос-
тановлений Московской городской Думы осуществляется в порядке, ус-
тановленном Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 14 де-
кабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях
Московской городской Думы".
2. Принятие решений Уставного суда города Москвы осуществля-
ется в порядке, установленном Законом города Москвы от 13 февраля
2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы".
3. Принятие (издание) указов Мэра Москвы, постановлений Пра-
вительства Москвы, распоряжений Правительства Москвы и распоряже-
ний должностных лиц, приказов и распоряжений органов исполнитель-
ной власти осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы,
Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительст-
ве Москвы", иными правовыми актами города Москвы.
4. Принятие правовых актов иных государственных органов осу-
ществляется в соответствии с федеральным законодательством и нор-
мативными правовыми актами города Москвы.
Статья 18. Официальное опубликование правовых актов
1. Нормативные правовые акты (за исключением правовых актов,
содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраня-
емой законом тайне) подлежат официальному опубликованию не позднее
15 календарных дней со дня их подписания уполномоченным должност-
ным лицом, если иное не установлено законом города Москвы.
2. Днем официального опубликования правового акта является
дата первой публикации его полного текста в официальном издании
государственного органа. Если текст правового акта публикуется
частями, днем его официального опубликования является дата публи-
кации последней части правового акта. В случае, если правовой акт
вступает в силу через определенный срок с момента его официального
опубликования, в указанный срок включается день официального опуб-
ликования правового акта.
3. Законы города Москвы и постановления Московской городской
Думы публикуются в официальном издании Московской городской Думы -
журнале "Ведомости Московской городской Думы", а законы города
Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Мэра и Правительства
Москвы, указанных в части 4 настоящей статьи. Законы города Моск-
вы, принятые на референдуме города Москвы, также публикуются в
журнале "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
4. Указы Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правитель-
ства Москвы, распоряжения органов и должностных лиц исполнительной
власти публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства
Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете
"Тверская, 13".
5. Решения Уставного суда города Москвы подлежат официальному
опубликованию в официальных изданиях органов государственной влас-
ти, а также в официальном издании Уставного суда города Москвы -
журнале "Бюллетень Уставного суда города Москвы" в порядке, уста-
новленном Законом города Москвы "Об Уставном суде города Москвы".
6. Решения Московской городской избирательной комиссии публи-
куются в официальных изданиях Московской городской избирательной
комиссии, а также в официальном издании Мэра и Правительства Моск-
вы - газете "Тверская, 13".
7. Правовые акты иных государственных органов города Москвы
подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном феде-
ральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы.
8. В случае, если при официальном опубликовании правового ак-
та допущены ошибки или иные неточности по сравнению с подлинником
правового акта, то в десятидневный срок со дня их обнаружения в
том же издании должно быть опубликовано официальное извещение ор-
гана государственной власти, должностного лица, принявшего (издав-
шего) правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция
соответствующих положений.
9. Исправление ошибок и опечаток в подлинниках правовых актов
осуществляется путем внесения изменений в данный правовой акт.
Статья 19. Порядок вступления в силу правовых актов
1. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина вступают в силу не ранее чем че-
рез 10 дней после их официального опубликования.
2. Закон города Москвы вступает в силу через 10 дней после
его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом
законе.
3. Решения Уставного суда города Москвы вступают в силу не-
медленно после его провозглашения.
4. Постановления Московской городской Думы вступают в силу не
ранее, чем со дня их официального опубликования, если иное не ука-
зано в тексте самого правового акта.
5. Указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы
вступают в силу не ранее, чем со дня их официального опубликования
либо не ранее чем через 10 дней после его официального опубликова-
ния в случае, указанном в части 1 настоящей статьи.
6. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц, при-
казы и распоряжения органов исполнительной власти вступают в силу
со дня их подписания, если иное не указано в тексте самого право-
вого акта.
7. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц, при-
казы и распоряжения органов исполнительной власти, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в си-
лу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотре-
но в самом правовом акте.
8. Правовые акты государственных органов города Москвы всту-
пают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено феде-
ральными законами, нормативными правовыми актами или не указано в
тексте самого правового акта.
9. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляю-
щие государственную или иную охраняемую законом тайну, вступают в
силу со дня их подписания.
10. Если отдельные положения правового акта вступают в силу в
ином порядке или с иной даты, чем основная часть правового акта,
такой порядок или дата должны быть указаны в тексте самого право-
вого акта.
11. Если правовой акт не опубликован официально до указанной
в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на
следующий день после дня его официального опубликования, за исклю-
чением случая, указанного в части 1 настоящей статьи.
12. Правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее
1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного
месяца со дня их официального опубликования.
Статья 20. Действие правовых актов
1. Действие правовых актов распространяется на территорию го-
рода Москвы, за исключением случаев, предусмотренных международны-
ми договорами Российской Федерации, федеральными законами, право-
выми актами города Москвы.
2. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей терри-
тории города Москвы, если иное не указано в соответствующем право-
вом акте.
3. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной
срок не установлен в самом правовом акте. Действие отдельных поло-
жений правовых актов может быть ограничено определенным сроком или
событием.
4. Действие правовых актов не распространяется на отношения,
возникшие до его вступления в силу, если самим правовым актом не
установлено иное.
5. Придание правовым актам обратной силы не допускается:
1) если правовой акт устанавливает или усиливает юридическую
ответственность;
2) если правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные
платежи в бюджет города Москвы либо иным образом ухудшает положе-
ние налогоплательщиков и (или) иных участников отношений, регули-
руемых законодательством о налогах и сборах, снижает уровень соци-
альных и иных гарантий либо иным образом ухудшает положение граж-
дан;
3) в случаях, установленных федеральным законодательством или
законодательством города Москвы.
6. Государственные органы города Москвы и их должностные лица
обязаны привести правовые акты в соответствие с принятым (издан-
ным) правовым актом более высокой юридической силы в течение шести
месяцев со дня вступления его в силу, если иное не предусмотрено
соответствующим правовым актом.
Статья 21. Принципы разрешения коллизий правовых актов
1. Коллизиями правовых актов являются противоречия между
действующими правовыми актами, изданными в целях урегулирования
одних и тех же правоотношений, и между положениями одного и того
же правового акта.
2. В случае возникновения коллизий правовых актов действует
правовой акт более высокой юридической силы в соответствии со
статьей 4 настоящего Закона.
3. При коллизии правовых актов одинаковой юридической силы
применяется правовой акт, принятый позднее.
4. При коллизии между общими и специальными положениями пра-
вовых актов (отдельными положениями правовых актов) действуют спе-
циальные правовые акты (отдельные положения), за исключением слу-
чаев, когда иное не установлено правовыми актами города Москвы.
Специальным положением признается положение правового акта, содер-
жащее изъятие из общего правила.
5. В случае коллизии между правовыми актами, принятыми орга-
нами исполнительной власти города Москвы одного уровня, приоритет-
ное значение будет иметь правовой акт органа исполнительной власти
города Москвы, специально уполномоченного Правительством Москвы на
регулирование определенной области общественных отношений.
Статья 22. Внесение изменений в правовой акт, приостановление
его действия
1. В правовые акты вносятся изменения правовыми актами того
же вида и того же государственного органа, должностного лица, при-
нявшего (издавшего) правовые акты, в которые необходимо внести из-
менения.
2. В закон города Москвы, принятый на референдуме города
Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы,
принятым на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два
года после принятия соответствующего закона.
3. В закон города Москвы, принятый на референдуме города
Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы, но
не ранее чем через пять лет после принятия соответствующего зако-
на, если иной порядок внесения изменений не установлен законом го-
рода Москвы, принятым на референдуме города Москвы.
4. Действие правовых актов или их отдельных положений может
быть приостановлено правовыми актами того же вида и того же госу-
дарственного органа, должностного лица, принявшего (издавшего)
правовые акты, в которые необходимо внести изменения, за исключе-
нием случаев, указанных в части 6 настоящей статьи, на определен-
ный срок, до наступления определенного события или на неопределен-
ный срок.
5. Действие закона города Москвы, принятого на референдуме
города Москвы, или его отдельных положений может быть приостанов-
лено путем принятия закона города Москвы на референдуме города
Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответству-
ющего закона города Москвы. Действие закона города Москвы, приня-
того на референдуме города Москвы, или его отдельных положений мо-
жет быть приостановлено законом города Москвы, но не ранее чем че-
рез пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы
на референдуме города Москвы, если иной порядок приостановления
действия не указан в законе города Москвы, принятом на референдуме
города Москвы.
6. Действие распоряжений Правительства Москвы, распоряжений
заместителей Мэра Москвы, руководителя Аппарата Мэра и Правитель-
ства Москвы, приказов и распоряжений органов исполнительной влас-
ти, их отдельных положений может быть приостановлено распоряжением
Правительства Москвы.
7. Если действие правовых актов или их отдельных положений
было приостановлено на определенный срок или до наступления опре-
деленного события, то правовые акты или их отдельные положения
вступают в силу на следующий день после окончания определенного
срока, после наступления определенного события соответственно. Ес-
ли действие правовых актов или их отдельных положений было приос-
тановлено на неопределенный срок, то правовые акты или их отдель-
ные положения вводятся в действие путем издания соответствующего
правового акта.
8. Если при подготовке правовых актов выявились необходимость
внесения существенных изменений в ранее изданные правовые акты или
наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях
их упорядочения разрабатывается единый новый правовой акт. В про-
ект такого правового акта включаются новые положения, а также по-
ложения, содержащиеся в ранее изданных правовых актах и сохраняю-
щие свою силу.
Статья 23. Признание утратившим силу правового акта, его отмена
1. Правовые акты или его отдельные положения утрачивают юри-
дическую силу в случаях:
1) истечения срока действия правовых актов или их отдельных
положений;
2) вступления в силу новых правовых актов, содержащих положе-
ния, регулирующие идентичные действующим правовым актам вопросы;
3) вступления в законную силу решения суда о признании право-
вых актов либо их отдельных положений противоречащими Конституции
Российской Федерации, Уставу города Москвы;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.
2. При наступлении перечисленных в части 1 настоящей статьи
случаев признание правовых актов или их отдельных положений утра-
тившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того
же государственного органа, должностного лица, принявшего (издав-
шего) исходные правовые акты, за исключением случаев, установлен-
ных частью 4 настоящей статьи.
3. Закон города Москвы, принятый на референдуме города Моск-
вы, может быть признан утратившим силу решением референдума города
Москвы, но не ранее чем через два года после его принятия. Закон
города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, может быть
признан утратившим силу законом города Москвы, но не ранее чем че-
рез пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы
на референдуме города Москвы, если иной порядок признания его ут-
ратившим силу не указан в законе города Москвы, принятом на рефе-
рендуме города Москвы.
4. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц орга-
нов исполнительной власти города Москвы, приказы и распоряжения
органов исполнительной власти могут быть отменены указом Мэра
Москвы. Распоряжения заместителей Мэра Москвы, приказы и распоря-
жения органов исполнительной власти могут быть отменены постанов-
лением Правительства Москвы.
5. В случае признания утратившими силу правовых актов однов-
ременно должны признаваться утратившими силу правовые акты или их
отдельные положения, которыми вносились изменения в правовые акты,
признанные утратившими силу.
6. Признание утратившими силу правовых актов или их отдельных
положений, которыми были признаны утратившими силу иные правовые
акты или их отдельные положения, не влечет восстановление действия
последних.
7. В случае, если правовые акты не вступили в силу, они могут
быть отменены в порядке, установленном настоящей статьей. Правовые
акты отменяются также в иных случаях, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
ГЛАВА 6. УЧЕТ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 24. Учет правовых актов
1. Правовые акты подлежат государственному систематизирован-
ному учету, который включает в себя централизованный сбор и ре-
гистрацию правовых актов, создание и поддержание в контрольном
состоянии их фондов и официальную централизованную информацию о
правовых актах.
2. В целях осуществления государственного систематизированно-
го учета правовых актов ведется Реестр нормативных правовых актов
города Москвы, содержащий сведения о:
1) дате принятия нормативного правового акта, дате и источни-
ках его официального опубликования, дате вступления нормативного
правового акта в силу;
2) каждом изменении нормативного правового акта, включая дан-
ные о нормативном правовом акте, которым внесено изменение;
3) дате утраты юридической силы нормативного правового акта,
включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено
действие;
4) действующей редакции нормативного правового акта, а также
о его редакции на любой день за весь период его действия;
5) судебных решениях по делам об оспаривании нормативного
правового акта.
3. Реестр нормативных правовых актов города Москвы ведется в
порядке, установленном Правительством Москвы.
Статья 25. Систематизация правовых актов
1. Правовые акты подлежат систематизации, которая представля-
ет собой деятельность по упорядочению правовых актов, приведению
их в единую внутренне согласованную систему на основании утверж-
денного Мэром Москвы классификатора правовых актов города Москвы.
2. В целях систематизации правовых актов нормативные правовые
акты и отдельные нормативные положения правовых актов включаются в
Собрание действующего законодательства города Москвы.
3. Государственные органы города Москвы и должностные лица
регулярно проводят анализ правовых актов и определяют меры по их
совершенствованию.
4. В правовые акты вносятся изменения либо они должны быть
признаны утратившими силу в случаях обнаружения:
1) фактически утративших силу правовых актов;
2) невостребованных и неприменимых на практике правовых актов
(или их норм);
3) правовых актов, которые по результатам мониторинга призна-
ны неэффективными;
4) правовых актов, не соответствующих федеральным законам и
иным нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым ак-
там более высокой юридической силы.
Статья 26. Хранение подлинников правовых актов
1. Подлинники правовых актов хранятся в архивах государствен-
ных органов города Москвы, в которые они передаются в течение 30
календарных дней со дня их официального опубликования.
2. Правила и сроки хранения подлинников правовых актов опре-
деляются федеральным законодательством и нормативными правовыми
актами города Москвы.
ГЛАВА 7. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ.
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ
Статья 27. Информирование граждан о правовых актах
1. Граждане и юридические лица вправе получать информацию о
нормативных правовых актах (за исключением правовых актов, содер-
жащих государственную тайну и иную конфиденциальную информацию), а
также о правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, в письменной, электронной и устной формах в
соответствии с федеральным законодательством и нормативными право-
выми актами города Москвы.
2. Тексты законов города Москвы и постановлений Московской
городской Думы размещаются на официальном сайте Московской городс-
кой Думы.
3. Тексты нормативных правовых актов Правительства Москвы
размещаются на официальном сайте Правительства Москвы.
4. Тексты иных нормативных правовых актов размещаются на офи-
циальных сайтах принявших (издавших) их государственных органов.
5. Государственные органы города Москвы вправе давать разъяс-
нения правовых актов по вопросам, относящимся к их компетенции.
Статья 28. Обеспечение реализации правовых актов
1. Государственные органы города Москвы и должностные лица
обеспечивают правильную и последовательную реализацию правовых ак-
тов, соблюдение принципа законности в применении правовых актов.
2. В случае если правовыми актами прямо предусмотрено приня-
тие (издание) в его развитие иных правовых актов, то они должны
быть приняты (изданы) в течение шести месяцев со дня вступления в
силу правового акта, если иное не предусмотрено соответствующими
правовыми актами.
3. Одновременно с введением в действие закона города Москвы
формируется перечень мероприятий по реализации данного закона с
указанием конкретных сроков и их исполнителей.
Статья 29. Понятие, цели и способы осуществления правового
мониторинга
1. Правовой мониторинг - систематический анализ и оценка реа-
лизации правовых актов, состояния отдельных сфер правового регули-
рования в городе Москве.
2. Правовой мониторинг осуществляется государственными орга-
нами города Москвы с привлечением общественных объединений, науч-
ных организаций, граждан в порядке, установленном настоящим Зако-
ном и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Правовой мониторинг проводится в целях:
1) совершенствования законов и иных правовых актов;
2) совершенствования процесса правотворчества в городе Москве;
3) обеспечения реализации законов и иных правовых актов, вы-
явления невостребованных или неприменимых на практике положений
законов и иных правовых актов;
4) изучения мнения государственных органов, граждан, юриди-
ческих лиц по вопросам актуальности, реализации и применения зако-
нов и иных правовых актов.
4. Правовой мониторинг осуществляется путем:
1) проведения экспертиз правовых актов;
2) аналитического обобщения данных правоприменительной и су-
дебной практики о действии правовых актов;
3) проведения опросов общественного мнения по поводу действия
правовых актов, а также относительно необходимых и избыточных по-
ложений правовых актов;
4) аналитического обобщения обращений физических лиц и их
объединений в государственные органы города Москвы по вопросам,
затрагивающим действие правовых актов;
5) обмена между государственными органами города Москвы ин-
формацией (сведениями) о действии правовых актов;
6) анализа и ведения учета судебных актов по делам об оспари-
вании правовых актов;
7) иных способов, не противоречащих федеральному законода-
тельству и нормативным правовым актам города Москвы.
5. Государственные органы города Москвы осуществляют монито-
ринг принимаемых (издаваемых) ими правовых актов непосредственно
или путем делегирования полномочий.
Статья 30. Результаты правового мониторинга
1. По результатам проведения правового мониторинга государс-
твенными органами готовятся информационно-аналитические материалы
о состоянии законодательства города Москвы, необходимости принятия
новых правовых актов, внесения изменений в правовые акты или приз-
нании их утратившими силу.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи материалы публикуются
в официальных изданиях Московской городской Думы, Мэра и Прави-
тельства Москвы, а также размещаются на официальных сайтах Мос-
ковской городской Думы, Правительства Москвы и иных государствен-
ных органов города Москвы.
3. Результаты проведения правового мониторинга учитываются
при планировании правотворческой деятельности и разработке проек-
тов законов и иных правовых актов.
4. Результаты проведения правового мониторинга в городе Моск-
ве, осуществленного гражданами, их объединениями и юридическими
лицами, переданные в государственные органы города Москвы, носят
рекомендательный характер для этих государственных органов (долж-
ностных лиц).
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Изменение и признание утратившими силу правовых
актов ликвидированных органов государственной
власти города Москвы советского периода
Правовые акты, принятые исполнительным комитетом Моссовета, а
также принятые (изданные) территориальными органами исполнительной
власти, действовавшими в период с 1918 по 1992 год, могут быть из-
менены или признаны утратившими силу постановлениями Правительства
Москвы.
Статья 32. Правопреемство в отношении принятых (изданных)
правовых актов
1. В случае реорганизации органа исполнительной власти города
Москвы, наделенного правом принимать (издавать) правовые акты, к
правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом прини-
мать (издавать) правовые акты переходят полномочия по изменению и
прекращению действия ранее принятых (изданных) правовых актов.
2. В случае ликвидации органа исполнительной власти города
Москвы (упразднения соответствующей должности) или такой реоргани-
зации органа исполнительной власти города Москвы, при которой пра-
вопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствую-
щие правовые акты, полномочия по изменению и прекращению действия
ранее принятых (изданных) правовых актов переходят к вышестоящему
либо иному уполномоченному Правительством Москвы органу или долж-
ностному лицу.
3. Изменение статуса органа исполнительной власти (должност-
ного лица) города Москвы, который принимает (издает) соответствую-
щие правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых
(изданных) правовых актов.
4. В случае переименования органа исполнительной власти горо-
да Москвы или его реорганизации путем слияния, присоединения, пре-
образования, которые влекут изменение наименования этого органа,
правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению
в части переименования данного органа. До внесения таких изменений
действие нормативных правовых актов, содержащих прежнее наименова-
ние, распространяется на переименованный (вновь образованный) ор-
ган исполнительной власти города Москвы в полном объеме.
5. В случае разделения или выделения органа исполнительной
власти города Москвы в решении о реорганизации должно предусматри-
ваться четкое разделение полномочий, позволяющее определить, какие
правовые акты и в каком объеме распространяются на вновь созданные
органы исполнительной власти города Москвы.
6. Информирование соответствующих государственных органов го-
рода Москвы об устаревших наименованиях, сохранившихся в соответс-
твующих правовых актах, осуществляется Аппаратом Мэра и Правитель-
ства Москвы.
Статья 33. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, но не ра-
нее чем через 3 месяца после его официального опубликования.
Верно: