В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона <О внесении изменений в статьи 6 и 16
Федерального закона <О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции>.
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах
его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской
Думы А.М.Ковалеву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 6 и 16 Федерального закона
<О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции>
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ <О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции> (в редакции Федерального
закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53,
ст. 5022; 2005, № 30, ст. 3113; 2006, № 1, ст. 20) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 6 дополнить абзацами следующего содержания:
<осуществление контроля за качеством и безопасностью алкогольной
продукции, поставляемой для розничной продажи;
аккредитация организаций, осуществляющих поставки алкогольной
продукции для розничной продажи, определение порядка аккредитации.>;
2) пункт 1 статьи 16 дополнить словами <, а поставки для розничной
продажи - также при наличии документа, подтверждающего аккредитацию
организации на поставки алкогольной продукции для розничной продажи на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации>.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного
месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона <О внесении изменений в статьи 6 и 16
Федерального закона <О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции>
В целях решения проблемы по снижению уровня алкоголизма и
смертности населения от недоброкачественной алкогольной продукции
Президентом Российской Федерации В.В.Путиным неоднократно давались
поручения руководителям соответствующих органов исполнительной власти
Российской Федерации о принятии срочных мер по усилению
государственного регулирования в сфере производства и оборота
алкогольной продукции.
Важнейшим шагом на пути наведения порядка на алкогольном рынке
должно было стать принятие нового федерального закона, направленного на
реформирование алкогольного рынка и максимальную легализацию
производства и оборота алкогольной продукции.
Главным механизмом, позволяющим осуществлять тотальный
контроль за оборотом алкогольной продукции на всех этапах ее прохождения -
от производителя до потребителя, должны были стать внедрение и
четко отлаженная работа единой государственной автоматизированной
информационной системы учета объемов производства и оборота
алкогольной продукции (далее - ЕГАИС).
Однако Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 102-ФЗ <О
внесении изменений в Федеральный закон <О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции> и о признании утратившими силу отдельных
положений Федерального закона <О внесении изменений в Федеральный
закон <О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции> (далее - Федеральный
закон № 102-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 года, отменены
практически все действующие механизмы, соответствующие мировой
практике по регулированию алкогольного рынка, включая право субъектов
Российской Федерации на проведение специальных защитных мер по
контролю качества, безопасности, объемов производства и оборота
алкогольной продукции в оптовом звене, квотирование закупки этилового
спирта, лицензирование экспортно-импортных операций и др. Упразднены
акцизные склады, на которых осуществлялась сплошная проверка качества
алкогольной продукции.
С 1 июля 2006 года отменена аккредитация оптовых организаций,
осуществляющих поставки алкогольной продукции в предприятия розничной
торговли и общественного питания, - процедура, по результатам которой
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
конкурсной основе выдавались аттестаты аккредитации, удостоверяющие
компетентность организаций выполнять конкретные работы по поставкам
алкогольной продукции в розничную сеть с учетом результатов их
финансово-хозяйственной деятельности и опыта работы на алкогольном
рынке.
Институт аккредитации способствовал защите жизни и здоровья
населения, так как позволял не допускать на рынок недобросовестных
предпринимателей, получать полную и достоверную информацию об
объемах производства и реализации отечественной и импортной алкогольной
продукции на потребительском рынке, ее ассортименте, конъюнктуре спроса
и предложения, а также осуществлять текущий анализ и прогнозирование
товародвижения алкогольной продукции.
Практический опыт внедрения ЕГАИС, введенной в соответствии с
Федеральным законом № 102-ФЗ и основанной на фиксации информации с
федеральных специальных либо акцизных марок, показал неготовность
данной системы установить контроль за оборотом всей алкогольной
продукции на территории России и уплатой соответствующих акцизов в
федеральный бюджет.
Таким образом, Федеральный закон № 102-ФЗ не только не решил
поставленные задачи, но и создал предпосылки для дальнейшей
дестабилизации алкогольного рынка, что неприемлемо сегодня как для
субъектов Российской Федерации, так и для бизнес-сообщества.
Правительством Москвы наряду с органами исполнительной власти
других субъектов Российской Федерации была незамедлительно дана
негативная оценка указанному Федеральному закону как не
соответствующему политике государства, направленной на усиление
регулирования в алкогольной сфере, требованиям ВТО и законодательству
ведущих европейских государств.
Неоднократно вносились законодательные инициативы о
необходимости возврата субъектам Российской Федерации вышеуказанных
полномочий, а также направлялись обращения в адрес руководителей
федеральных органов государственной власти, в которых отмечалось, что
отмена важнейших рычагов государственного регулирования алкогольного
рынка со стороны субъектов Российской Федерации может привести к
анархии на алкогольном рынке, подрыву экономической безопасности
России, возможности биотеррористических проявлений на потребительском
рынке, повышению уровня смертности населения от употребления
некачественной алкогольной продукции.
Однако до настоящего времени решение по данному вопросу на
федеральном уровне не принято.
По мнению Федеральной налоговой службы, совокупность указанных
факторов привела к масштабному кризису на алкогольном рынке, что
подтверждается данными проверок Счетной палаты Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективного государственного регулирования
в области производства и оборота алкогольной продукции, максимальной
легализации алкогольного рынка проект федерального закона предлагает
предоставить субъектам Российской Федерации полномочия по
аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной
продукции для розничной продажи, и проведению контроля за оборотом,
качеством и безопасностью алкогольной продукции в оптовых организациях
в целях недопущения на потребительский рынок некачественной
алкогольной продукции, защиты жизни и здоровья населения.
Принятие данного проекта федерального закона позволит в рамках
реализации административной реформы решить вопросы перераспределения
полномочий органов государственной власти Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в сфере производства и оборота
алкогольной продукции.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
руководитель Департамента
потребительского рынка и услуг
города Москвы
В.И.Малышков
694-24-49
30 января 2008 года
Приложение 1
к проекту федерального
закона <О внесении
изменений в статьи 6 и 16
Федерального закона <О
государственном
регулировании производства
и оборота этилового спирта,
алкогольной и
спиртосодержащей продукции>
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона <О внесении изменений в
статьи 6 и 16 Федерального закона <О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции>
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими
силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального
законодательства.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
руководитель Департамента
потребительского рынка и услуг
города Москвы
В.И.Малышков
694-24-49
30 января 2008 года
Приложение 2
к проекту федерального
закона <О внесении
изменений в статьи 6 и 16
Федерального закона <О
государственном
регулировании производства
и оборота этилового спирта,
алкогольной и
спиртосодержащей продукции>
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона <О внесении изменений в статьи 6 и 16
Федерального закона <О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции>
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат
из федерального бюджета.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
руководитель Департамента
потребительского рынка и услуг
города Москвы
В.И.Малышков
694-24-49
30 января 2008 года